Способы развития информационного общества

Развитие информационного общества

Основы развития информационного общества. Определение. Признаки. Факторы. Вектора развития.

Информационное общество считается феноменом постиндустриальной стадии развития общества, которая представляет собой совокупность общественных отношений, характеризующихся повышением роли информации, основанной на знаниях и повсеместным распространением информационных технологий в экономике. По мнению Дж. Несбитa информационное общество определяется повышением значимости компьютеров в жизнедеятельности людей и начало формироваться еще в 1960-1970-е гг [ 2.1 ] .

Термин » информационное общество » в научной среде был представлен в начале 1960-х годов в одно время и в Японии и в США и определил вектор развития целого научного направления. Изобретение самого термина » информационное общество » приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института.

Общество считалось информационным, где процесс компьютеризации был направлен на: обеспечение участников данного общества доступом к источникам информации с высокой надёжностью, освобождение их от рутинной работы, обеспечение высокого уровня автоматизации производства. С учетом этого изменениям подвергается само производство (продукт должен быть более «информационно емким», что предполагает повышение доли инноваций, дизайна и маркетинга в стоимости продукта). Одной из движущих сил образования и развития общества считается производство информационного продукта [ 2.11 ] .

Информационное общество имеет ряд специфических признаков, которые существенно отличают от других стадий развития общества [ 2.17 ] . Среди основных признаков информационного общества Попов А.О. выделяет:

  1. появление и повышение значимости в экономической сфере новых технологических укладов, которые основаны на всеобщем применении новых информационно-телекоммуникационных технологий;
  2. расширение сферы влияния рынка информации и рынка знаний. Широкое распространение получают новые информационные товары и услуги, в связи с чем возникает необходимость в удовлетворении потребностей потребителей. Знания и информация в контексте информационного общества рассматриваются как факторы производства наряду с финансовыми, трудовыми и природными ресурсами;
  3. повышение значимости информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства;
  4. увеличение образованности населения, повышение общего научного, технического и культурного уровня посредством систем информационного обмена на различных уровнях: международном, национальном и региональном;
  5. увеличение значимости профессионализма и квалификации сотрудников, также повышается роль творческой составляющей как одной из существенных характеристик труда;
  6. обеспечение условий демократического развития общества на основе создания эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации [ 2.10 ]

Становление информационного общества представляет собой трехступенчатую модель, в которой определяется развитие информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) . В данном случае рассматривается позиция применения и использования ИКТ надлежащим образом для стран, которые движутся в информационное или знаниеориентированное общество.

Этапы модели представлены следующим образом:

Этап 1: степень готовности ИКТ (что отражает уровень сетевой инфраструктуры и доступа к ИКТ).

Этап 2: интенсивность ИКТ (что отражает уровень использования ИКТ в обществе).

Этап 3: воздействие ИКТ (что отражает результативность / эффективность использования ИКТ) [ 2.15 ] .

Отражение сущности процесса формирования информационного общества определяется шестью группами параметров. Среди них выделяются следующие:

  1. информатизация общества, которое определяется повсеместным распространением и внедрение информационных технологий, повышение значимости сектора информационных технологий;
  2. динамичная высокоэффективная экономическая составляющая, которая подразумевает инновационную направленность экономики, повышение конкурентоспособности на международном рынке, высокопроизводительный бизнес;
  3. повышение индикаторов в области образования и здравоохранения, и также подушевых доходов;
  4. показатели развития инновационного направления;
  5. повышение показателей качества жизни населения страны [ 2.1 ] .

Нисневич Ю.А. в качестве индикаторов движения к информационному обществу выделяет следующие:

  • расширение номенклатуры общедоступной гражданам информации и упрощение процедур доступа к ней;
  • широкое внедрение средств информатизации в деловую активность, политическую деятельность и в средства массовой информации, в досуг и быт граждан;
  • расширение трансграничного информационного обмена и возможность участия в ней граждан;
  • рост относительного числа рабочих мест в сфере информационного обмена;
  • укрепление средств борьбы с правонарушениями в информационной сфере;
  • повышение информационной защищенности прав личности и частной жизни [ 2.7 ] , [ 2.8 ] .

Также к наиболее характерным признакам информационного общества относятся следующие:

  • приоритет информации над другими ресурсами;
  • решение проблемы информационного кризиса;
  • информационная экономика как главная форма развития;
  • глобальный характер использования информационных технологий;
  • формирование информационного пространства человеческой цивилизации и др. [ 2.11 ] .

У. Мартин выделяет пять наиболее существенных факторов информационного общества:

  • технологический фактор: информационные технологии получают широкое распространение на производстве, в различных учреждениях, системе образования и в быту;
  • в социальной сфере: расширение доступа к информации становится важнейшим стимулятором изменения «качества жизни», формирования и утверждения «информационного сознания»;
  • экономический фактор: информация является базовым фактором перспективного развития, выступая в качестве ресурса, услуги, товара, источника добавленной стоимости и занятости;
  • политический фактор: свобода распространения и получения информации определяет значительный рост участия граждан в политиче¬ском процессе и достижению консенсуса между различными социальными группами и слоями населения;
  • культурный фактор: ценностный характер информации, определяет ее роль в развитии отдельных индивидов и общества в целом [ 2.14 ] .
Читайте также:  Посадочный способ высадки десанта

На основании рассмотренных учеными можно выделить 3 основных направления развития, характеризующих информационное общество : развитие экономики, развитие человеческих ресурсов и развитие технологий.

Как отмечает Карабаева К.Д., что «одной из главных целей существования современного государства является создание здорового информационного общества, которое также основывается на развитии общественных отношений в русле сохранения культуры многонационального народа Российской Федерации и укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании» [ 2.5 ] .

Источник

Развитие информационного общества

Основы развития информационного общества. Определение. Признаки. Факторы. Вектора развития.

Информационное общество считается феноменом постиндустриальной стадии развития общества, которая представляет собой совокупность общественных отношений, характеризующихся повышением роли информации, основанной на знаниях и повсеместным распространением информационных технологий в экономике. По мнению Дж. Несбитa информационное общество определяется повышением значимости компьютеров в жизнедеятельности людей и начало формироваться еще в 1960-1970-е гг [ 2.1 ] .

Термин » информационное общество » в научной среде был представлен в начале 1960-х годов в одно время и в Японии и в США и определил вектор развития целого научного направления. Изобретение самого термина » информационное общество » приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института.

Общество считалось информационным, где процесс компьютеризации был направлен на: обеспечение участников данного общества доступом к источникам информации с высокой надёжностью, освобождение их от рутинной работы, обеспечение высокого уровня автоматизации производства. С учетом этого изменениям подвергается само производство (продукт должен быть более «информационно емким», что предполагает повышение доли инноваций, дизайна и маркетинга в стоимости продукта). Одной из движущих сил образования и развития общества считается производство информационного продукта [ 2.11 ] .

Информационное общество имеет ряд специфических признаков, которые существенно отличают от других стадий развития общества [ 2.17 ] . Среди основных признаков информационного общества Попов А.О. выделяет:

  1. появление и повышение значимости в экономической сфере новых технологических укладов, которые основаны на всеобщем применении новых информационно-телекоммуникационных технологий;
  2. расширение сферы влияния рынка информации и рынка знаний. Широкое распространение получают новые информационные товары и услуги, в связи с чем возникает необходимость в удовлетворении потребностей потребителей. Знания и информация в контексте информационного общества рассматриваются как факторы производства наряду с финансовыми, трудовыми и природными ресурсами;
  3. повышение значимости информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства;
  4. увеличение образованности населения, повышение общего научного, технического и культурного уровня посредством систем информационного обмена на различных уровнях: международном, национальном и региональном;
  5. увеличение значимости профессионализма и квалификации сотрудников, также повышается роль творческой составляющей как одной из существенных характеристик труда;
  6. обеспечение условий демократического развития общества на основе создания эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации [ 2.10 ]

Становление информационного общества представляет собой трехступенчатую модель, в которой определяется развитие информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) . В данном случае рассматривается позиция применения и использования ИКТ надлежащим образом для стран, которые движутся в информационное или знаниеориентированное общество.

Этапы модели представлены следующим образом:

Этап 1: степень готовности ИКТ (что отражает уровень сетевой инфраструктуры и доступа к ИКТ).

Этап 2: интенсивность ИКТ (что отражает уровень использования ИКТ в обществе).

Этап 3: воздействие ИКТ (что отражает результативность / эффективность использования ИКТ) [ 2.15 ] .

Отражение сущности процесса формирования информационного общества определяется шестью группами параметров. Среди них выделяются следующие:

  1. информатизация общества, которое определяется повсеместным распространением и внедрение информационных технологий, повышение значимости сектора информационных технологий;
  2. динамичная высокоэффективная экономическая составляющая, которая подразумевает инновационную направленность экономики, повышение конкурентоспособности на международном рынке, высокопроизводительный бизнес;
  3. повышение индикаторов в области образования и здравоохранения, и также подушевых доходов;
  4. показатели развития инновационного направления;
  5. повышение показателей качества жизни населения страны [ 2.1 ] .

Нисневич Ю.А. в качестве индикаторов движения к информационному обществу выделяет следующие:

  • расширение номенклатуры общедоступной гражданам информации и упрощение процедур доступа к ней;
  • широкое внедрение средств информатизации в деловую активность, политическую деятельность и в средства массовой информации, в досуг и быт граждан;
  • расширение трансграничного информационного обмена и возможность участия в ней граждан;
  • рост относительного числа рабочих мест в сфере информационного обмена;
  • укрепление средств борьбы с правонарушениями в информационной сфере;
  • повышение информационной защищенности прав личности и частной жизни [ 2.7 ] , [ 2.8 ] .

Также к наиболее характерным признакам информационного общества относятся следующие:

  • приоритет информации над другими ресурсами;
  • решение проблемы информационного кризиса;
  • информационная экономика как главная форма развития;
  • глобальный характер использования информационных технологий;
  • формирование информационного пространства человеческой цивилизации и др. [ 2.11 ] .

У. Мартин выделяет пять наиболее существенных факторов информационного общества:

  • технологический фактор: информационные технологии получают широкое распространение на производстве, в различных учреждениях, системе образования и в быту;
  • в социальной сфере: расширение доступа к информации становится важнейшим стимулятором изменения «качества жизни», формирования и утверждения «информационного сознания»;
  • экономический фактор: информация является базовым фактором перспективного развития, выступая в качестве ресурса, услуги, товара, источника добавленной стоимости и занятости;
  • политический фактор: свобода распространения и получения информации определяет значительный рост участия граждан в политиче¬ском процессе и достижению консенсуса между различными социальными группами и слоями населения;
  • культурный фактор: ценностный характер информации, определяет ее роль в развитии отдельных индивидов и общества в целом [ 2.14 ] .
Читайте также:  Как поймать крысу способы

На основании рассмотренных учеными можно выделить 3 основных направления развития, характеризующих информационное общество : развитие экономики, развитие человеческих ресурсов и развитие технологий.

Как отмечает Карабаева К.Д., что «одной из главных целей существования современного государства является создание здорового информационного общества, которое также основывается на развитии общественных отношений в русле сохранения культуры многонационального народа Российской Федерации и укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании» [ 2.5 ] .

Источник

Способы развития информационного общества

Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.

Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:

      • экономика и деловая сфера,
      • государственное управление,
      • образование,
      • социальное обслуживание и медицина,
      • культура и искусство.

Средства коммуникации — телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.

Электронное государство — это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).

Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).

Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название «Европейская сфера исследований» (ERA — «European Research Area»). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Читайте также:  Как засолить волнушки холодный способ

Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект «Электронная Европа» (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.

В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.

Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.

Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.

К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.

Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня — модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»

Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:

— формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;

— совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

— развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;

— повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

— развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

— сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.

В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.

Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».

Источник

Оцените статью
Разные способы