Способы развития индивидуальности педагога

Статья: Профессиональное развитие личности педагога.
статья

Профессиональное развитие личности педагога — процесс формирования комплекса профессионально значимых качеств, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности.

Этот процесс самоформирования происходит путем преломления влияния социальной среды через внутренние условия развития личности педагога. Осознание профессиональной роли, осмысление возможных педагогических решений и их последствий, обобщение своей профессиональной деятельности и прогнозирование ее перспектив, способность к самоконтролю и самосовершенствованию образуют исходную базу развития педагога-профессионала.

Скачать:

Вложение Размер
Профессиональное развитие личности педагога — процесс формирования комплекса профессионально значимых качеств, выражающих целост 18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Профессиональное развитие личности педагога

старший воспитатель: МиллерЭ.В.

Профессиональное развитие личности педагога — процесс формирования комплекса профессионально значимых качеств, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности.

Этот процесс самоформирования происходит путем преломления влияния социальной среды через внутренние условия развития личности педагога. Осознание профессиональной роли, осмысление возможных педагогических решений и их последствий, обобщение своей профессиональной деятельности и прогнозирование ее перспектив, способность к самоконтролю и самосовершенствованию образуют исходную базу развития педагога-профессионала.

Профессионально значимые качества формируются, изменяются, ослабляются или усиливаются в ходе профессиональной социализации личности педагога ( профессиональная социализация личности педагога — усвоение профессионального опыта и культуры), индивидуализации ( индивидуализация личности педагога — неповторимо индивидуальный способ и форма присвоения профессиональных отношений). В этом процессе педагог участвует одновременно как носитель и проводник усвоенных им профессионально значимых качеств, как объект воздействия на него социальных условий и субъект, активно преобразующий педагогическую деятельность и себя.

Профессиональное развитие личности педагога характеризуют следующие основные параметры:

а) структура , которая определяется последовательностью вхождения педагога в профессиональную деятельность;

б) направленность , представляющая собой системное качество, в структуру которого входят отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней;

в) противоречия как результат взаимодействия субъективных и объективных факторов и основа развития; основным противоречием профессионального развития личности педагога является противоречие между сложившимися качествами личности и объективными требованиями педагогической деятельности;

г) собственное время профессионального развития личности педагога, т.е. время существования системы обусловленных педагогической деятельностью взаимодействующих субъективных и объективных факторов;

д) неравномерность и гетерохронность формирования профессионально значимых качеств, что обусловлено различными типами задач — познавательных, морально-нравственных, коммуникативных, трудовых, ценностно-смысловых — для каждой стадии личностного развития; прогресс в выполнении одних действий (операций) сочетается при этом с неизменностью или даже регрессом в выполнении других действий (операций);

е) непрерывное обратное влияние результатов предшествующего этапа на последующий; эти обратные воздействия профессиональных достижений на личность педагога выступают как вторичные условия ее развития.

Профессионально значимые качества развиваются посредством «перевода» общепрофессионального в индивидуальное. Они являются транзитивными и переходят с одной стадии профессионального развития на другую. В их основе лежат наиболее устойчивые способы и формы профессиональной деятельности и поведения педагога, его образ жизни. Критерием профессионального развития личности педагога выступает уровень сформированности профессионально значимых качеств, который коррелирует с уровнем профессиональной деятельности педагога, отражая меру овладения этой деятельностью.

Необходимым условием профессионального развития является профессиональное самообразование педагога — опосредованное практикой расширение полученных знаний, творческое освоение педагогом своей профессиональной роли с целью ее адекватного исполнения. На разных этапах профессионального становления педагога самообразованию принадлежит важнейшая, но содержательно и методически по-разному организованная роль.

В процессе проектирования профессионального самообразования выделяют несколько этапов:

1-й этап: мотивационный – формирование профессиональных намерений, выбор профессии;

2-й этап: концептуальный – раскрытие смысла и содержания предстоящей деятельности, разработка проекта программы профессионального самосовершенствования на основе диагностики наличного уровня развития;

3- й этап: реализация проекта – практическая деятельность по самосовершенствованию;

4-й этап: рефлексивно-диагностический: промежуточная и итоговая диагностика, анализ результатов, рефлексия, корректировка программы самосовершенствования, переход на уровни профессионализации и достижения педагогического мастерства.

Каждый из этапов предполагает крупные качественные изменения в профессиональном развитии личности. Этапы отличаются специфическими задачами и содержанием. Эффективные способы решения задач закрепляются в форме психологических механизмов и профессионально значимых качеств. С этих позиций профессиональное развитие личности педагога характеризуют качественные изменения структуры и содержания (способов) решения профессионально-педагогических задач. Профессиональное развитие личности педагога может быть либо полным (гармоничным), когда все перечисленные этапы получают свое осуществление, либо ограниченным , когда педагог проходит лишь некоторые из них.

На мотивационном этапе — формирования профессиональных намерений — учащиеся должны получить адекватное представление о социальной значимости выбираемой профессии, о формах и способах профессиональной подготовки, условиях деятельности, материальном вознаграждении, о содержании труда, профессиональных требованиях к исполнителю данной профессиональной роли.

На втором этапе начинается профессиональное самоопределение — сложный и длительный процесс поиска личностью своего места в мире профессий, формирование отношения к себе как к субъекту определенной деятельности, сопоставление своих физических и интеллектуальных сил, способностей, интересов, склонностей, ценностных ориентаций, установок с требованиями профессиональной деятельности, определение индивидуальной траектории профессионального развития

На ранних стадиях решающее значение в профессиональном развитии личности педагога принадлежит социальной ситуации и ведущей деятельности, на последующих — самой личности, ее творческой активности.

На третьем этапе формируются профессионально-педагогическая направленность, система профессиональных знаний, умений, навыков, способов решения типовых профессиональных задач. Стадия профессиональной адаптации характеризуется освоением нормативной деятельности, совершенствованием профессиональных знаний и умений и обобщенных способов выполнения деятельности.

Четвертый этап предполагает самодиагностику и переход на более высокие уровни профессиональной подготовленности. На стадии профессионализации происходит стабилизация нормативной деятельности, формирование профессиональной позиции, а также интегративных комплексов знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые приводят к выработке наиболее оптимального стиля выполнения деятельности на творческом уровне.

Необходимо отметить, что личность, достигнув определенного уровня профессионального развития, может прекратить свое прогрессивное развитие. В этом случае возможно наступление стагнации . Фактором, способствующим стагнации профессионального развития личности педагога, является, в частности, замкнутость педагогической системы на учебном процессе. Преодоление стагнации возможно при переориентации педагога с учебного процесса на личность не только учащихся, но и свою собственную. Преобразуя нормативно-заданную деятельность, выбирая различные профессиональные позиции, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности.

Из сказанного следует, что образование педагогов должно быть непрерывным процессом, при котором базовое образование служит лишь отправным пунктом, а одной из важнейших его целей должно быть формирование установки на самообразование, освоение умений и навыков самостоятельной работы над собой. Необходимыми условиями непрерывного образования педагогов выступают, с одной стороны, выработка установки на самообразование, а с другой, — наличие «социальной ситуации развития».

Посредством соответствующих государственных и общественных институтов необходимо создать такую перманентную социальную ситуацию, «силовые линии» которой неизбежно будут формировать положительную профессиональную установку и выводить таким образом каждого учителя на «орбиту» непрерывного образования. В процессе самообразовательной деятельности накапливается творческий потенциал личности педагога и результаты этой деятельности объективируются не в новом орудии или культурном изобретении, а, прежде всего, в факте становления этого индивида как личности.

Следовательно, целевой функцией самообразования педагога является всестороннее развитие своей личности для обеспечения высокого качества обучения и воспитания учащихся. Как известно, личный пример педагога во все времена считался важнейшим средством воспитания.

Самообразование всегда выступало средством сохранения профессиональной компетентности, являясь важнейшим условием функционирования человека как деятельной личности.

Под организацией профессионально-педагогического самообразования понимается система научно обоснованных мероприятий, направленных на налаживание, т.е. вовлечение в самообразование всех педагогов, упорядочение и совершенствование их самостоятельной работы по поддержанию и повышению уровня своей профессиональной квалификации, гармоничному развитию своей личности.

Непрерывное образование помогает педагогу поддерживать и повышать свой профессиональный уровень, овладевать различными компетенциями на протяжении всей педагогической деятельности. Развиваясь профессионально и личностно, педагоги становятся значимым условием и фактором личностного развития ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования»

Инклюзивное образование – это образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоциональные, социальные или другие особенности, предоставляет возможность б.

Коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры личности педагога.

В данной статье анализируются особенности коммуникативной культуры педагога и её влияние на образовательный процесс. Приводятся конкретные примеры возникающих сложностей общения внутри педагогического.

Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности педагога

Данная статья полезна как для педагогов так и для психолов ДОУ.

Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности педагога

Данная презентация является дополнением и иллюстрацией к стаье по психологии с одноименным названием.

Профессиональное становление личности педагога

Структура и основные компоненты педмастерства.

Источник

Творческая индивидуальность и индивидуальный стиль деятельности учителя в современной педагогике

Рубрика: 1. Общая педагогика

Дата публикации: 23.03.2014

Статья просмотрена: 6046 раз

Библиографическое описание:

Александрова, Л. М. Творческая индивидуальность и индивидуальный стиль деятельности учителя в современной педагогике / Л. М. Александрова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5377/ (дата обращения: 18.11.2021).

Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогический артистизм. Последнему уделяется пока незаслуженно мало внимания. Учителя недооценивают роль эмоционально-образного компонента в своей деятельности. Хотя всем, кто побывал в роли учеников, трудно не согласиться со словами М. Шагинян о том, что сила действия урока целиком зависит именно от личности самого учителя, от его персонального обаяния, от оригинальности его характера, от выразительности и интересности его поведения в классе.

Педагогический артистизм как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира, способность яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму современного педагога

Будущему педагогу важно научиться ставить перед собой сверхзадачу своих действий, чтобы конкретные задачи текущего момента, технологические процедуры не дробили воспитательный процесс. Приемы создания творческого самочувствия, воспитание умения думать о сверхзадаче своих действий и т. д.- не самоцель для педагога, а средство создания и поддержания его постоянного «духовного тонуса».

Овладение профессией учителя и развитие творческой индивидуальности должно предполагать воспитание ряда личностных качеств, которые в свою очередь становятся профессиональными. Среди них — характеристики, лежащие в основе педагогического артистизма: эмоциональность, интуиция, эмпатия, воображение, наблюдательность, способность к импровизации и др. Можно сказать, что артистичный учитель реализует в деятельности неповторимые особенности своей творческой индивидуальности.

Педагогическое творчество может быть охарактеризовано не только как эффективное использование педагогических знаний, умений и навыков в деятельности, но и как применение художественной логики при решении собственно педагогических задач, что обеспечивает совершенствование творческого потенциала личности через систему эмоционально-образных механизмов. Важно осмысление современных требований к педагогу, особенностей этапа подготовки к профессиональной деятельности, необходимости скорейшего выявления собственной творческой индивидуальности и определение путей, ведущих к этому.

В настоящее время в обществе все больше утверждается мысль о том что, образование из способа просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований. Личности, способной конструировать самое себя, определять и изменять свою жизненную стратегию

Достижение этой цели невозможно без педагогов, обладающих творческой индивидуальностью. Ведь для того чтобы усилия педагога стали действенными, недостаточно его эрудиции, методической умелости, удачного выбора образовательной технологии. Необходимо, чтобы ученик принял педагога как яркую неповторимую личность.

На страницах педагогических изданий термин творческая индивидуальность педагога появляется все чаще, вытесняя более распространенное ранее словосочетание творческая личность. Вероятно, это обусловлено пониманием того, что решающим фактором обновления школы является не просто личность педагога, его готовность действовать творчески, но яркая, самобытная личность, уникальная и неповторимая, что педагогическое творчество не может существовать без личностного, индивидуального воплощения.

В психологии с термином «индивидуальность» традиционно связывают изучение индивидуальных особенностей личности (прежде всего темперамента, характера, способностей). Индивидуальность — это «человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей», она проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида».

Что же касается творчества как свойства личности, то исследователи называют как отдельные свойства (смелость, оригинальность, критичность мышления, независимость и. д.), так и пытаются построить целостную модель творческой личности. Так, В. И. Андреев говорит как о творческом о таком типе личности «для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности».

Творческая индивидуальность педагога-это особое качество, уровень развития личности и проявляется в таких содержательных сторонах личности, как направленность (ценности, мотивация, установки), личностные качества (индивидуальные проявления психических качеств и процессов), когнитивная сфера (содержание, уровни и операции мышления).

Начальным этапом в формировании творческой индивидуальности учителя должно самовоспитание, стимулирование осознания педагогом своей уникальности и значимости, принятие им гуманистических установок (в первую очередь принятие себя и других), развитие воображения, потребности и способности к творчеству. Это позволит преодолеть сложившиеся стереотипы привычных действий, сформирует свободу восприятия. Складывается фундаментальная потребность быть активным субъектом собственной жизни, чувствовать себя творцом, непохожим на других и значимым для них. Так зарождается творческая индивидуальность учителя, развиваются его содержательные духовно-эмоциональные контакты с детьми.

Целью учителя должно быть стремление почувствовать и выявить свою творческую индивидуальность, неповторимые особенности своей личности, своеобразие своего педагогического почерка. Именно выявление и развитие своей педагогической творческой индивидуальности, непохожесть на образцы, индивидуально-своеобразные способы педагогической деятельности, способствующие ее конечному успеху, обеспечит эффективность деятельности учителя, позволят решать учебно-воспитательные задачи с большей результативностью и получать удовлетворение от своего труда.

1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества.- Казань, 1988.- С.46–56.

2. Булатова, О. С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ О. С. Булатова; — М.: «Академия», 2001. — 240 с.

3. Гильманов С. А. Творческая индивидуальность учителя.- Тюмень, 1995.

4. Петрова Н. И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. — Казань,1982.- С.59–64.

Источник

Читайте также:  Электронное правительство это способ организации деятельности
Оцените статью
Разные способы