Система работы по формированию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста
Надежда Соловьёва
Система работы по формированию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста
Система работы по формированию игровых уменийстроилась по 2 направлениям:
1. Собственно-игровая деятельность детей, которая реализовывалась через следующие формы проведения:
•Организованная игра совместно с педагогом:
• Свободная игровая деятельность детей.
2. Работа по обогащению игровой деятельности детей. Формы проведения:
• Тематические сюжетно-ролевые игры.
• Информационно-коммуникативные технологии.
Формирование игровых умений детей дошкольного возрастапроводилась в несколько этапов:
1 этап: предварительная работа, где использовались различные методы и приёмы.
• Метод наглядности. Этот метод использовался для развития представлений о социальном мире, это более доступный метод. Дети получали полную наглядную информацию, лучше её воспринимали. Сюда входят – рассматривание картинок, фотографий, иллюстраций.
•Словесные методы: чтение художественной литературы, беседы, рассказывание.
•Создание библиотеки по ознакомлению с окружающим миром: Космос, профессии, Армия, Животный мир, Дом, Семья, Школа, Больница, Родной город, Страна.
• Информационно-коммуникативные технологии. На интерактивной доске, ноутбуке показывали различные презентации по темам, дидактический материал, просмотр эпизодов мультфильмов, детских фильмов, фрагменты познавательных передач о профессиях.
2 этап: создание необходимой игровой среды: внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, предметов-заместителей, рассматривание их, изготовление детьми предметов-заместителей, игрушек-самоделок, поделок, обучение игровым действиям с ними.
Для обогащения содержания игры в группе были созданы атрибуты из бросового материала по разным тематикам на основе гендерной принадлежности.
• Многофункциональный пульт управления используемый для игр в космос, корабль, самолёт, поезд;
• Автосервис, автозаправка – шиномонтаж, автомойка;
• Слесарный цех – для забытых игр слесарь, плотник;
• Макеты домов, дорог, машины из бросового материала, пешеходный переход, макет работника ПДД.
• Кухонный гарнитур со всеми кухонными атрибутами;
• Парикмахерская, салон красоты;
Так же были разработаны и апробированы дидактические игры «Развивалка», «Волшебный квадрат», которые дети использовали для развития сюжетно-ролевых игр «Школа», «Детский сад».
3 этап: обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.
Был организован показ образцов социального поведения, решения социальных проблем, вхождения в роль (что делать, как делать, развития ролевых взаимоотношений (как вступить, с ем, что говорить – образцы ролевых диалогов, использования игровой атрибутики и предметов заместителей, способов организации игровой среды.
При вхождении в игру мы принимали подчинённую роль, выходит из позиции взрослого и опускается на уровень ребёнка, что создаёт ситуацию доверия детей м побуждает их к активности.
4 этап: самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры.Здесь мы придерживались нескольких условий:
— создание эмоционального — благополучнных условий для проведения игры;
— удержание позиции невмешательства в детскую игру; отсутствие прямого руководства, вербальных и невербальных оценок, отказ от роли советчика;
— предоставление ребёнку свободы выбора места игры и способов его организации, сюжета, атрибутов, партнёров по игре, игровых действий, соответствующие интересам ребёнка;
— признание права ребёнка на отказ от игры;
— проявление уважительного отношения к играющим детям;
— организация наблюдения за игрой и фиксирование целей, над которыми необходимо работать с последующим планированием.
Итак, мы провели систематическое организованное поэтапное руководство сюжетно – ролевой игрой дошкольников, которое способствовало формированию игровых умений.
Дошкольникам создавались такие условия, которые формировали у них способности не бояться трудностей, брать на себя роль, договариваться между собой о линиях сюжета.
Дидактические игры для развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Для развития умения передавать форму предмета детям были предложены следующие игры Обводка трафаретов внутренних и внешних. Детям предлагаются.
Хороводные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Актуальность проблемы: Мне представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов об использовании эффективных нетрадиционных технологий.
Доклад «Развитие умений детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления аппликаций» Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только.
Формирование проектных умений у детей старшего дошкольного возраста Концепция модернизации современного образования определяет обеспечение качества образования как основную главную задачу образовательной.
Опыт работы по формированию игровых умений детей среднего дошкольного возраста подготовила: Гнусенкова Елена, воспитатель МДБОАУ № 71 «Лучик» г. Орска Цель: Формирование игровых умений у детей среднего дошкольного возраста.
Использование игровых приёмов при формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд. Тема моей методической разработки «Использование игровых приёмов при формировании количественных представлений у старших дошкольников».
Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности Результатом ускоряющегося информационно-технического прогресса стало быстрое устаревание знаний и технологий. Именно поэтому основным способом.
Семинар-практикум для педагогов «Система работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к двигательной активности» Слайд 1 Семинар практикум для педагогов Тема «Система работы по приобщению детей старшего возраста к двигательной ак-тивности, как одно.
Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек.
Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с дорожными знаками Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни до-рожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают,.
Источник
Методы и формы развитие игровых умений у детей раннего возраста
Ирина Лебедева
Методы и формы развитие игровых умений у детей раннего возраста
Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет свои, особые законы развития. В игре развивается память, сенсорные процессы, моторика, умственные способности, нравственные качества личности, нормы поведения, а также взаимоотношения детей.
Чтобы представить, как происходит развитие ребенка в игре, следует вспомнить, что сама она осуществляется, совершенствуется в двух взаимосвязанных планах. Разрозненные игровые действия — ребенок постепенно начинает объединять в определенной последовательности, составляя сюжет. Постепенно предметные действия отходят на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций Как же развивается игровой сюжет? Последовательность игровых действий у детей раннего возраста не всегда соответствует жизненной логике. Существенные достижения в этом направлении происходят у детей к концу третьего года жизни. У них кукла становится как бы «заместителем» человека. Сюжет игровых действий с ней определяется логикой жизни, усвоенной малышом. Ребенок дает кукле имя, ведет в игре разговор от ее лица, заботится о кукле, как о живом существе. В игровой деятельности дети часто называют себя именами взрослых. Как руководить игрой?
Если игра возникла по инициативе самих детей, нужно помочь развернуть и продолжить игру, иначе она либо прекращается, либо сводится к однообразным действиям с одной игрушкой, даже на третьем году жизни дети не всегда переносят действия одной игрушки на другую. Они, например, упорно лечат только куклу Машу, потому что ранее так делал воспитатель.В таких случаях целесообразно предложить: «Теперь полечи куклу Катю».
Чтобы действие стало двух- и трех звеньевым, необходимо во время предложить ребенку соответствующую игрушку, атрибут. Если девочка собирается кормить куклу, ей предлагают салфетку, чтобы «дочка не запачкала платье». Не сделай этого взрослый, кормление куклы так и осталось бы простым одно звеньевым действием.
Подбор игрушек имеет немаловажное значение. Куклы и другие игрушки могут быть разного размера (большие, средние, маленькие, но такие, чтобы их удобно было заворачивать, укладывать спать, кормить, гулять; кукольная мебель, машины должны быть игрушечными, чтобы малыш мог не только посадить куклу на стул, в коляску, но и сесть сам. Игрушечная посуда должна быть крупных размеров. Надо иметь медицинский набор «Доктор «Айболит», «магазин», «парикмахерскую», «прачечную». Игрушки расставляют в разных местах комнаты, чтобы дети могли заниматься небольшими группами, не мешая друг другу. Учитывают также и интересы детей: в одном месте — все для игры с куклой (комната, кухня, в другом — строительный материал и машины.
Первоначально игровую ситуацию для детей полностью создает взрослый. В дальнейшем он как будто забывает положить на стол ложку, поставить тарелку и предлагает детям самостоятельно найти нужный предмет; подсказывает на первых порах, какой именно игрушки нет и где ее можно взять.
Воспитатель подсказывает детям, как сделать, чтобы действия каждого могли быть использованы другими участниками игры, создает игровые ситуации, объединяющие детей общими предметами и действиями. Сначала это сравнительно простые ситуации. Например, двум детям предлагают из крупных кирпичиков построить дорожку и водить кукол друг к другу в гости.
В раннем возрастедети еще не научились согласовывать свои действия друг с другом: не заботясь о партнере, они легко производят действия, не предусмотренные сюжетом. Воспитатель подсказывает образцы поведения, требуемого ролью объясняет неправомерность тех или иных действий и реплик, предлагает вопросы, помогающие малышу осознать действия в ходе игры и роль, которую он выполняет.
Методы обучения — это система взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение задач
Игра должна организовываться как совместная игра воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. На всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства.
Наиболее распространенные методы и формы:
игровые методы:
Игровые приёмы:
— внезапное появление объектов, игрушек;
— выполнение воспитателем различных игровых действий;
-введение элементов соревнований;
— создание игровой ситуации.
Игровые методы и формы особенно важны и эффективны в работе с детьми раннего возраста. Ведь именно игра является той практической деятельностью, в которой ребенок познает окружающий мир, социальные взаимоотношения и осваивает собственный опыт общения с другими людьми. Игра включает и подражание, когда ребенок повторяет то, что видел, слышал, и собственно экспериментирование, когда он пытается применить те или иные способы поведения в новых для него ситуациях общения. Опосредованность игры позволяет снять эмоциональное напряжение и помогает заинтересовать ребенка общением со сверстниками.
Преимущества использования игровых методов для детейзаключаются в следующем:
— игра помогает выразить скрытые чувства;
— игра помогает проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию;
— игра дает возможность поупражняться в различных типах поведения;
— игра высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия — формального и неформального;
— игра дает возможность учиться различным способам общения и подчеркивает важность эмоциональных реакций;
— игра является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает интересное действие;
— игра обеспечивает быструю обратную связь каждому участнику игры;
— игра центрирована на ребенке и обращается к его нуждам и заботам; содержание и темп игры зависит от группы;
— в игре ребенок учится контролировать свои чувства и эмоции;
— игра помогает ребенку изменить негативные установки в ситуациях общения на позитивные.
В настоящее время существует три основных метода руководствами играми детей.
Первый метод руководства сюжетными играми детей разработан Д. В. Меджерицкой по ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре — влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. А для того, чтобы показать детям новые приемы игры или обогатить содержание уже начавшейся игры, педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.
Второй метод — метод игры как деятельности — принадлежит Н. Я. Михайленко и Н. А.Коротковой Он основан на реализации трех основных принципов:
— первый принцип организации игры в детском саду: для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. Важным моментом, определяющим «втягивание» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Это должна быть позиция «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее.
— второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.
— третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.
Все принципы направлены на развитие игровых способностей и умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру в соответствии с их собственными желаниями и интересам
Третий метод организации самостоятельной игры получил название метода комплексного руководства игрой. Он был предложен Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой этот методприменяется при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий: активная деятельность детей; обучающие игры; своевременное изменение предметно-игровой среды.
Таким образом, игра может пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав ее по-настоящему интересной и увлекательной, если правильно организована.
Использование игровых пособий в играх с детьми раннего возраста в адаптационный период Закадровая речь к презентации «Использование игровых пособий в играх с детьми раннего возраста в адаптационный период» Подготовила.
Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.
Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.
Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.
Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер — класс: «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Проблемой развития.
Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».
Развитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.
Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте — это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.
Развитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.
Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.
Источник