Развитие игровой деятельности дошкольника в современных условиях
Татьяна Дурнеску
Развитие игровой деятельности дошкольника в современных условиях
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру детского мышления, эмоциональности, активности. Дошкольный ребёнок – человек, играющий и обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры». Об этом свидетельствует Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования,в котором одним из принципов является: реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры. [1. ]
Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.
ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что ребёнок должен обладать развитым воображением, которое реализуется, прежде всего, в игре; владеть разными формами и участвовать в совместных играх. [2.]
Факт повышения роли игры и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. И отказ от специально организованной деятельности, возвращает игру к ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста.
Игра — это особая деятельность, которая расцветает в детские годы. Она сопровождает дошкольников в течение всего времени и пребывания в детском саду.
Не удивительно,что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.
Дошкольный возраст — это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. [3. ]
У дошкольника начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры: с\р игры( «Почта», «Магазин», «Кафе», «Семья», «Больница» и т. п.); настольные игры (лото, домино, шашки и др.); словесные игры («Садовник», «Кто летает?», «Испорченный телефон» и т. п.).Игра – это продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть игры — в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Детство без игры и вне игры ненормально. [4.]
К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. В современных условиях дети зачастую предпочитают коллективным играм индивидуальные или компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.
В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в детском саду. Первый путь, заключается в традиционном для отечественной педагогики воздействия взрослого на содержание сюжетной игры ребенка. В соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность, и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры. Нельзя игнорировать другое распространенное мнение, согласно которому игра, в ее естественной форме является видом деятельности, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал. Ребенок должен иметь возможность не только воспроизводить и повторять созданное другими, но и сам выступать в роли творца. [5. ]
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогического коллектива является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
В дошкольном учреждении игры детей должны происходить в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитиедетей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей. Педагоги должны соблюдать условия эффективности развития игр и факторы реализации игры.
К условиям эффективности развития игр относятся:
• свободное и добровольное включение детей в игру;
• Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли;
• игра должна положительно воздействовать на все сферы ее участников;
• достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;
• при создании игровой среды, следует учитывать половое различие детей;
• осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающего жизненного и игрового опыта детей в соответствии с их интересами, настроением;
• играющий взрослый (гибкость педагогической позиции, создание проблемно-игровых ситуаций).
Факторы реализации игры:
• установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;
• включение всех видов игр в педагогический процесс;
• своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;
• квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;
• индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;
• перспективное планирование развития игры (комплексный метод);
• использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры.
Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. Ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками. И задача педагогов – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки и игровой опыт.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что правильная организация образовательного процесса с детьми, построенная на игровой деятельности, способствует всестороннему развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является использование игры как ведущего вида деятельности в целях всестороннего развития и воспитания личности ребенка.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М., 2013. (пункт 1.5)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М., 2013.(пункт 3.6)
3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. — М. : УЦ «Перспектива», 2011.
4. http.//www.i-deti.ru/ — журнал «Игра и дети».
5. Седько Н. Л. Игра как – деятельность в развитие дошкольника // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 16.
6. Успевай с детьми, 2013 №08 Журнал для воспитателей.
«Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС» Игра– ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Функции игры:- 1. Развлекательная— направлена на достижение удовольствия и пробуждение.
Развитие логического мышления в игровой деятельности дошкольника Даже от самого жаркого огня в камине знаний останется всего только горстка холодной золы, если рядом не будет заботливых рук истопника-педагога.
Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.
Математическое развитие старших дошкольников в условиях вариативного использования современных технологий Цель: Развивать интеллектуально-познавательные интересы и способности детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Обучающие: — Формировать.
Опыт работы «Развитие одарённости дошкольника в условиях образовательного учреждения» Каждый ребенок уникален и имеет право развиваться в своем темпе, учиться по своей образовательной траектории. Задача взрослых — увидеть.
Организация игровой деятельности педагогом-психологом в условиях реализации ФГОС в ДОУ Организация игровой деятельности педагогом-психологом в условиях реализации ФГОС в МБДОУ «Детский сад № 11» Игра – это искра, зажигающая.
Памятка для родителей «Организация совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях» Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника, в которой формируются и развиваются отдельные психические процессы (творческое воображение,.
Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников в современных условиях» Форма проведения: Круглый стол Цель: внедрение эффективных форм и методов по речевому развитию детей. Повестка: 1. Актуальность проблемы.
Развитие изобразительной деятельности дошкольника. Возможности дошкольника в овладении изобразительной деятельностью значительно возрастают благодаря развитию самосознания, расширению познавательного.
Самообразовательная работа «Воспитание творческой личности дошкольника в условиях коллективной деятельности» Самообразовательная работа «Воспитание творческой направленности личности дошкольников в условиях коллективной деятельности посредством.
Источник
Игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста
Надежда Павлова
Игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста
Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранения его душевного равновесия, доставляет радость и удовольствие. В игре ребенок развивается, приобретает знания, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком самостоятельная игра – показатель его зрелости, культуры, умения рационально организовать свой досуг.
Между тем самостоятельная игра вытесняется из детского сада что обусловлено требованиями школы получить такого будущего ученика,который владеет целым комплексом умений: читать, писать, считать, анализировать состав слова и др. Большое количество занятии практически не оставляет в режиме дня дошкольника места для игровой деятельности. Дети рано становятся школьниками, им некогда играть, культура детской игры утрачивается. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира» и т. д.
Не менее серьезными причинами угасания самостоятельной игры дошкольников являются:
• отсутствие у педагогов личной убежденности в том, что игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника;
• нехватка у воспитателей теоретических знаний и практических навыков в организации игровой деятельности детей;
• их неумение играть;
• Ослабление методической помощи воспитателям по вопросам организации и руководства игровой деятельностью детей.
Соблюдение баланса между свободной самостоятельной игрой и другими видами деятельности – одно из основных требований для развития игровой деятельности детей. В чистом виде, если сделать хронометраж игровой деятельности, она должна занимать не менее 3-3,5 часов в день.
Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая, их ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации. Как следствие игра дошкольника приобретает творческий, управляемый им самим и согласуемый с другими ее участниками характер.
Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А. С.Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра – это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом:
• в игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы;
• в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий;
• в игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками;
• в игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли;
• в игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли;
• в игре ребенок развивается духовно. В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.
Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье. Через наблюдения за игрой можно узнать об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, в обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.
Остановимся на классификации детских игр.
Детские игры — явление неоднородное. Они разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию игр. Приведем примеры нескольких классификаций, имеющих место быть в дошкольной педагогике.
Классификация, предложенная Ф. Сохиным, В.Ядэшко:
Игры с правилами:
Классификация, предложенная отечественной дошкольной педагогикой:
Источник