Способы развития эмоций у детей

Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

Наталья Ковалевская
Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема педагогического опыта «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста»

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Цель. Эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Легкая адаптация ребенка в социуме.

Задачи. Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их.

Дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово).

Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Способствовать выражению своего эмоционального состояния через действие, умению разбираться в эмоциональном состоянии другого человека, контролировать свои эмоции.

Сущность педагогического опыта

Главная идея моего педагогического опыта: формирование эмоционально развитой социально адаптированной личности каждого ребенка.

Для решения поставленных задач использую различные психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность.

Развивающая среда. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываю зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Предметно-развивающею среду в группе постоянно пополняю развивающими играми, различными видами театров, дидактическими пособиями,которые изготовила сама: «Времена года», «Геометрическое лото», «Игры с прищепками», атрибутами для конструирования и др., что позволяет ребенку самостоятельно выбирать ту деятельность, которая на данный момент ему более интересна.

Дидактическое пособие «Дикие животные».

Атрибуты для конструирования.

Панно «Времена года».

В группе есть центр творчества. Разнообразный материал для детского творчества способствует реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

В группе есть минибиблиотека — книги и иллюстрации к сказкам, произведениям. Минибиблиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

Уголок природы. Заботясь о цветах дети учатся любви и бережному отношению к природе.

Уголок эмоций. Изображены коты с различными настроениями (грустный, злой, веселый, добрый). Дети рассматривая изображения котов, определяют их настроение, сопоставляют свое настроение с изображенным. Показывают различные эмоции и чувства с помощью мимики.

В делении зон так же учитываю гендерный подход. Уголки для мальчиков содержат машины, конструкторы, строительные инструменты. У девочек разнообразные куклы, коляски, кроватки. Уголки для совместных игр насыщены игрушками и для мальчиков и для девочек.

Рисование. Детский рисунок — это способ изучения окружающего мира и взаимодействия с ним. Рисунок ребенка — это отражение его мыслей и чувств. Рисуя,малыш решает свои внутренние проблемы: ослабляет эмоциональное напряжение, борется со страхом или преодолевает чувство одиночества. Поэтому в своей работе использую как традиционные техники рисования, так и не традиционные – рисование солью, манкой, пшеном, свечой и др.

Лепка. Лепка благоприятно влияет на нервную систему ребенка, вызывает положительные эмоции, интересует и волнует его. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств: радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что-то идёт не так.

Читайте также:  Чем удалять волосы лучший способ

В ясельной группе для снятия эмоционального напряжения использовала соленое тесто. Со второй младшей группы веду кружок «Волшебное тесто». В результате работы кружка в группе преобладает положительный эмоциональный настрой; дети учатся работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций, что способствует развитию социально- личностных качеств; учатся самостоятельно выбирать способы создания выразительных образов, используя для этого основные технические приемы.

В группе постоянно создаю условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий детей.

Для развития эмоций в своей работе использую театрализованные игры. Дети с удовольствием отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают советы. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, готовы прийти на помощь. Для театрализованных игр подбираю как весёлые, так и грустные произведения с учётом познавательных ценностей детей.

В работе с детьми использую режиссёрские игры — это настольный театр или плоскостной. Где ребёнок сам является действующим лицом. Он самостоятельно создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Игры-драматизации, очень нравятся детям. В играх – драматизациях они лучше раскрепощаются, а в дальнейшем и идут на контакт.

Музыка. Музыкальное искусство представляет собой неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Поэтому в своей работе я постоянно использую музыкальные произведения, как средства для снятия эмоционального и мышечного напряжения. Мы с детьми под веселую музыку выполняем разученные ранее с музыкальным руководителем танцевальные движения; во время изобразительной деятельности использую музыку, как фон; во время релаксации слушаем звуки природы и др.

В группе есть подбор различных музыкальных произведений.

Психогимнастика. Она помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Специальные этюды, упражнения и игры помогают корректировать различные стороны психики ребенка (как познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы).

В ходе выполнения упражнений у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п., проходят невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

Художественная литература. Для развития эмоций у детей, большое значение отвожу художественной литературе. Слушая рассказы и сказки, стихотворения дети учатся сопереживать героям, начинают замечать проблемы окружающих людей. Процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Через художественные произведения ребенок получает знания о человеке, его проблемах и способах их решения.

Анализируя с детьми прочитанное художественное произведение, учу их понимать внутренний мир героев, сопереживать, верить в силы добра.

На примере поступков героев произведений, дети учатся преодолевать негативные стороны своего характера, что способствует более успешной социальной адаптации.

В результате проведенной мною работы в группе преобладает положительный эмоциональный настрой. Приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В перспективе планирую продолжить работу по развитию эмоционально-волевой сферы у детей, пополнять предметно – развивающую среду в группе.

1. Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ.

2. Н. С. Ежкова. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие в 2 ч. – М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010- 49с. : ил. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.

4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Совместная деятельность педагогов и родителей в условиях центра игровой поддержки Совместная деятельность педагогов и родителей МАДОУ ЦРР — ДС №66 в условиях центра игровой поддержки «Тека — ДОМ» Центр игровой поддержки.

Источник

Как развивать эмоции у детей?

Надежда Каюмовна Белобородова
Как развивать эмоции у детей?

Как развивать эмоции у детей?

Родители и педагоги осознают свою значимость в деле обучения ребёнка, формирования у него представлений об окружающем мире. Они учат малыша ходить, крепко держа за руку и помогая обходить острые углы, приучают к самостоятельности и показывают, как держать ложку и пить из чашки. Повзрослевшего ребёнка учат ездить на велосипеде, крепко придерживая на первых порах за сиденье и помогая сохранять равновесие.Но вот странно: в мир эмоции ребёнок вступает один, без поддержки взрослых и его мудрых советов. Однако детские эмоции нуждаются в постоянном развитии, что достигается путём проявления внимания и одобрения со стороны взрослого.

Читайте также:  Сыворотка gkhair serum способ применения

Представьте себе такую ситуацию:к маме подбежала девочка с радостным сообщением: «Я нарисовала такой красивый замок для принцессы! Пойдём я тебе покажу». Мама, показывая явную заинтересованность, идёт за девочкой, чтобы посмотреть на «шедевр», увидев который произносит слова восхищения и хвалит малышку, хотя замок для принцессы может быть скорее похож на домик сварливой старухи из сказки А. С. Пушкина. Но возможен и другой вариант развития событий. Мама может сослаться на занятость и усталость и проигнорировать просьбу ребёнка, отделавшись сухо брошенной фразой «Молодец, только отойди и не мешай мне». В результате маленький человечек почувствует обиду и то, что его работа никому не нужна, а внутренний мир никому не интересен. Похвала и выделение ребёнку всего несколько минут, описанные в первом случае, играют огромную роль в формировании его как личности, они послужат импульсом для достижения дальнейших успехов. В противном случае (второй вариант) малыш будет лишен возможности узнать, что такое радость, вместо этого наступит спад эмоций, который приводит к пассивности, пессимизму. Поэтому использование общих фраз, таких как «хорошо», «нормально», демонстрируют ребёнку лишь ваше равнодушие к его детским страданиям и могут серьёзно его обидеть. В этом случае нужно объяснить ребёнку –дошкольнику, что именно вам понравилось в его рисунке и почему, а также можно указать на то, что у него получилось более удачно и почему. Акцентирование вашего внимания даже на маленьком успехе ребёнка создаёт положительную атмосферу для его творчества и самооценки. Таким образом ребёнок учится верить в собственные силы и способности. Однако, хваля и поощряя ребёнка, нужно не перестараться. Дети очень чутки к эмоциональной фальши. Существует тонкая грань, которую нельзя переступать, иначе ребёнок интуитивно чувствует, что его обманывают.Поэтому преувеличенные восторги и неестественное умиление приведут к обратному результату: ребёнок не сможет полноценно воспринимать красоту, он перестает доверять словам и эмоциям других людей.

Довольно часто встречаются ситуации, когда ребёнку запрещают внешне проявлять определённые эмоции. Малыш, который пытается вести себя непринуждённо и естественно,получает множество замечаний от взрослых: «Не плач, ты же мальчик!», «Не бойся, ты же уже большой!», «Не смейся так громко!». В результате ребёнок начинает прятать внутри себя неуверенность, страх, гнев, обиду, так как не хочет быть непонятым, неприятным, смешным. Но есть и такие взрослые, которые могут даже наказать ребёнка за проявление им отрицательных эмоции, вместо того чтобы задуматься о причинах частых капризов и нередкого раздражения ребёнка. Скорее всего, это сигнал, который может говорить о неблагополучных отношениях в семье или в коллективе сверстников.

Психологами показано, что эмоциональная сфера ребёнка вырабатывается в атмосфере понимания, сочувствия и внимания к состоянию друг друга. Важно помнить, что ребёнка невозможно научить радоваться, используя специальные методики и упражнения. Важно понимать, что родители и педагоги лишь косвенно создают радостное и весёлое настроение детей, демонстрируя при этом своё чувство юмора и жизнелюбие, а также разделяя свою радость с ребёнком и тем самым развивая не только эмоциональную сферу, но и все компоненты познания.

На фоне положительных эмоций лучше развиваются все психические процессы. Позитивное настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Ощущения счастья и радости имеют тенденцию способствовать эффективному выполнению разнообразных познавательных задач, увеличивает мотивацию к учебной деятельности, повышает способность к волевому усилию. Поскольку каждая эмоция имеет физиологическую составляющую, многие болезни носят психосоматический характер, работа с эмоциями ребёнка – это работа по укреплению его психического здоровья. Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, так как невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач и ошибок.

В настоящее время выявлено, что у современных детей часто отмечается состояние эмоциональнойнапряженности из-за общей нервозности окружающей обстановки: часто возникающие отрицательные ситуации в семье, вечно куда-то спешащие, занятые, усталые взрослые. И если вовремя не обратить внимание на возникающие нарушения в эмоциональном состоянии, то это может вызвать тяжелые последствия, а именно способствовать возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребёнка, к нарушению социальных контактов.

Большую роль в формировании эмоциональной сферы играют игрушки, которые окружают ребёнка. Рекомендуется покупать малышу игрушки, которые соответствуют его возрастным потребностям, и следить, чтобы они были выразительные, красивые, вызывающие только положительные эмоции.

Читайте также:  Современные способы освещения жилого помещения

Особое место в развитии эмоциональной сферы ребёнка занимает искусство. Можно рисовать с малышом, прослушивать детские песенки, ходить на выставки и концерты. Произведения искусства развивают способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих чувств, при этом совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте и в жизни. Огромную роль в формировании позитивных эмоций у малыша играют сказки. Организуйте ритуал чтения литературных произведений перед сном. При этом следует помнить, что читать нужно выразительно, с яркими эмоциями, а затем побеседовать о причинах и следствиях поступков героев, поощрять ребёнка к высказыванию личного отношения к тем или иным поступкам героев, учить делать определенные выводы. Ребёнка нужно и можно научить находить самые разные источники положительных эмоций, главное – чтобы они не были материальными.Их легко можно найти повсюду: во время прогулки обратить внимание ребёнка на благоухание цветов, на удивительный рисунок крыльев бабочки, песни птиц, при этом очень важно радоваться этим явлениям вместе с ним.

Ещё одним немаловажным фактором в воспитании ребёнка является фокусирование его внимания на положительных моментах в его общении со сверстниками. Рассказывайте ему, как это весело и здорово – играть вместе с ребятами в прятки, качаться на качелях, строить город из песка и устраивать гонки с машинками. Можно предложить ребёнку нарисовать радостные моменты, которые он пережил за прошедший день, или поговорить с ним о ситуациях, в которых он испытывал чувство радости и удовольствия. Таким образом взрослые учат ребёнка фиксировать его внимание на положительных эмоциях, позднее он начнёт их осознавать сам, легко научиться находить в жизни повод для радости и улыбки.

Следовательно, задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребёнка управлять своими чувствами, рассказывать о своём внутреннем мире, научить слушать, слышать и понимать эмоциональное состояние окружающих, способствовать тому, чтобы эмоциональное развитие детей протекало нормально. Дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно, а многие свойства обычных на взгляд взрослого предметов и явлений, которые для него давно стали понятны и привычны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление.

Так как же можно повлиять на развитие эмоций у детей?

Самым лучшим способом развития эмоционального мира являются игры. В процессе игрового взаимодействия расширяется детский эмоциональный словарь, который потом даст возможность обозначить словом те эмоции, которые переполняют и захлёстывают ребёнка, в доступной форме объяснить ему, как лучше понять то или иное состояние – своё или других детей – тем самым облегчая его проживание. Работа эта основывается на положительных эмоциях, которые стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности.

Консультация «Как развивать любознательность ребёнка» Все дети от природы любопытны. От рождения им дано очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. Но чтобы любознательность.

Как развивать творческие способности у детей? Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности.

Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет» Как развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 летАктуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Как можно развивать память у детей» Родители часто недоумевают, почему их малыши с трудом разучивают стихи, которые задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает.

Консультация для родителей «Как развивать музыкальный слух у детей» Буквально с первого месяца его жизни можно повесить в комнате набор валдайских колокольчиков. В течении дня можно несколько раз в день давать.

Консультация для родителей «Как развивать музыкальный слух у детей» Как развивать музыкальный слух у детей Потенциально музыкальный слух есть у всех, только у некоторых он оказался убитым в детстве из-за.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Творчество — необыкновенный источник энергии, развития, получения положительных эмоций! Очень полезно развивать творческие способности у.

Круглый стол для родителей детей средней группы «Как развивать речь ребёнка» Круглый стол для родителей детей средней группы «КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА»Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого.

Как развивать детскую любознательность О. В. Баутина Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков.

Источник

Оцените статью
Разные способы