Способы развития эмоционального интеллекта дошкольника

Мастер-класс для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Кудряшова Наталья Ивановна
Мастер-класс для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс

Цель: Показать формы и приёмы работы по развитию эмоциональной сферы

дошкольников в процессе воспитания и обучения посредством игры.

Материалы и оборудование:

• презентация с информацией по мастер – класс,

• конспект проведения мастер – класс с педагогами,

• музыкальная заставка «Мы на свет родились»,

• музыкальная нарезка для 5 страницы «Танец чувств»,

• воздушные шарики на каждого педагога,

Эмоции не знают языка,

По ним определяют настроенье-

Они как дуновенье ветерка:

В них и печаль, и радость, и смятенье.

Эмоции- как дополнение к словам,

Когда слова уже ничто не значат,

А разрывая смысл пополам,

Они тогда себя почти не прячут.

3. Изображение с шариками и музыка.

Добрый день, уважаемые коллеги, какие эмоции вы сейчас испытали? (ответы). На протяжении всей жизни мы ежедневно испытываем гамму эмоций: мы радуемся и грустим, злимся и удивляемся, испытываем страх и гордость.

А детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Дошкольное детство- очень короткий отрезок в жизни человека, но именно в этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии- выражение чувств с помощью интонации и мимики, пантомимики, что помогает ему понять свои и чужие переживания, учит управлять своими эмоциями в трудных ситуациях.

Одно из современных актуальных направлений в дошкольном образовании- развитие эмоционального интеллекта- т. е. способности к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Основной целью моей работы стало создание условий для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.Для достижения поставленной цели мною был сформированы следующие задачи:

-познакомить детей с основными эмоциями: радостью, грустью, злостью, удивлением, испугом.

-сформировать у детей понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные, но все они одинаково необходимы.

-учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике, замечать эмоциональное неблагополучие других и оказывать посильную помощь.

-формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции, умение делится своими переживаниями описывая свои эмоции.

-развивать умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях.

Свою систему работы с детьми по развитию эмоционального интеллекта я построила на чтении и обсуждении специально подобранной детской литературы, сочинении собственных сказок, этических беседах, организованной образовательной деятельности, посредством обыгрывания сказочных сюжетов с помощью различных видов театра, показа миниатюр, содержащих разные эмоции, эмоциональных танцев.

Но основным методом формирования компонентов эмоционального интеллекта остаётся игра, как ведущий вид деятельности дошкольника. Сюжетно- ролевая игра- школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка. Играя в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Школа», «Салон красоты», «Магазин» и др. дети узнают о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, позы, слова, а также совершенствуют способность управлять своими чувствами и эмоциями. Примеряя на себя роль с установленной условиями игры поведенческой моделью, ребенок учится понимать других людей, учитывать их побудительные мотивы, настроения, пожелания.

В своей группе я создала центр эмоционального развития детей «Палитра эмоций», в который включила разнообразные игры. В моем игровом пособии выделено шесть кармашков, посвященных базовым эмоциям дошкольников: радость, удивление, грусть, злость, спокойствие, испуг. В каждом кармашке предоставлен разработанный дидактический материал, который я постоянно пополняю. Последний кармашек содержит сказки про эмоции. Также мной подобраны загадки и ребусы про эмоции, из которых ребенок познакомится с эмоциями и их проявлениями, научится их распознавать у себя и окружающих.

Один из методических приемов, которые я использую — «Цветок настроения». Он позволяет отслеживать настроение детей, приходящих утром в детский сад, а также помогает детям выражать свои чувства и эмоции а течении дня.

Для ознакомления детей с основными эмоциями: радость, грусть, злость, удивление,испуг я разработала дидактические игры: «Кубик эмоций», «Конструктор эмоций», «Собери свое настроение». Например «Кубик эмоций» позволяет развивать эмоциональную сферу дошкольников, расширять представления об эмоциях.

Для формирования у детей понятия о разделении эмоций на положительные и отрицательные я использую такую игру как «Домик эмоций». В этой игре я предлагаю детям определить какая эмоция соответствует героем мультфильма и сказок и поселить их в нужный домик.

Игры «Определи эмоцию сказочного героя», «Тренажер эмоций» позволяют развивать у детей умение увидеть и услышать различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях.

В моей палитре эмоций есть игры, которые помогают формировать у детей умение контролировать свои эмоции,делится своими переживаниями: «Эмоциональные ромашки», «Собери картинку», «Покажи эмоцию».

Моим воспитанникам очень нравится играть в такие игры как «Настроение», «Дорисуй эмоцию», «Найди пару», «Эмоциональные грибочки». Они позволяют определить эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике.Каким был каждый прожитый день в детском саду: веселым, грустным, трудным, удивительным мои дети определяют сами с помощью «Баночек эмоций». Каждый вечер дети кладут в одну баночку смайлик с эмоцией, которую чаще всего видел в этот день, а в другую баночку- смайлик с эмоцией, которую чаще всего испытывал. В конце недели смотрим, каких эмоций было больше.

Для сменяемости материала в пособии мною создана подборка разнообразных дидактических игр по развитию эмоционального интеллекта. Дети с нетерпением каждый день заглядывают в кармашки «Палитры эмоций» для того, чтобы узнать что- о новое об эмоциях.

Сегодня мы совершим с вами путешествие. А чтобы узнать куда,отгадайте загадку:

«Говорит она беззвучно

Но понятно и нескучно

Ты беседуй чаще с ней

Станешь вчетверо умней». (Книга)

Да, мы будем путешествовать по книге «Чувства и эмоции». Эта книга является моей разработкой по работе с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционального интеллекта. Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми играми, которые содержатся в этой книге

В сказке можно всё! Можно, превратится, в кого захочешь.

Итак, превращения начинаются!

Вы пришли сюда с разным настроением. Давайте представим, уважаемые педагоги, что мы ненадолго станем детьми и находимся в своём любимом саду. Я вам предлагаю улыбнуться и передать свою улыбку другому.

Изменилось ли ваше настроение?

(ответы педагогов)

Когда улыбаешься, настроение меняется в лучшую сторону. Что ещё поможет справиться с плохим настроением?

(ответы педагогов)

«Скучно, скучно так сидеть,

И друг на друга всё глядеть

Не пора ль нам пробежаться

И местами поменяться?

1, 2, 3 –место новое займи»

В этих играх и упражнениях формируются положительные чувства и эмоции с помощью улыбки, а также развитие сплочённости группы.

Волшебные превращения продолжаются

— кот на солнышке;

— котенок, на которого лает злая собака;

— заяц, увидевший волка;

Эта игра направлена на снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать и выражать своё эмоциональное состояние.

Продолжаем наше путешествие по страницам нашей волшебной книги….

«Жила – была злая волшебница. Всю свою жизнь она ссорила детей и учила говорить друг другу злые слова. Однажды она хотела поссорить всех людей на земле. Взмахнула палочкой, и люди забыли хорошие слова, им стало грустно и скучно.»

Давайте поможем людям и злой волшебнице, вспомнить добрые волшебные слова. Какие слова знаете ВЫ?

Читайте также:  Эпилепсия лечение народные способы лечения

(ответы педагогов)

На самом деле в каждом человеке есть что – то очень хорошее. Посмотрите друг на друга и попробуйте это увидеть.

(ответы педагогов: называют хорошие качества в людях)

Такой приём помогает детям увидеть хорошие качества в людях. Способствует расширению словарного запаса, для выражения дружеских чувств.

Вот и еще одна игра из нашей книги

«Жил был маленький Дракоша. Однажды он решил, чем длиннее его хвост, тем больше он сам.И сказал он:

Я дракон, дракон, дракон

Хотите быть моим хвостом?

Да, длинный хвост стал!»

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

А сейчас мы поиграем.

Положите руки на плечи впереди стоящему. Я – голова, последний – хвост. Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. Тело дракона неразрывно. Как только голова схватила хвост, она становиться хвостом.

В этой игре дети обретут уверенность и почувствуют себя частью коллектива.

«Ох, уж эти эмоции

Вспомните, пожалуйста, что вы чувствовали, когда вас обидели или расстроили….

А теперь эти отрицательные эмоции можно надуть, как шарик (или вдуть в шарик, и опустить, чтобы этот шарик улетел.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

Ко мне вы подойдите, и по шарику возьмите.

Давайте надуем шарик своей злостью, грустью или обидой. И отпускаем наши отрицательные эмоции.

(педагоги надувают шарики эмоций и кидают их вдаль).

В этом упражнении дети избавляются от негативных переживаний

Жизнь без эмоций невозможна, у каждой эмоции есть свой цвет, а у каждого человека цвет эмоций разный. Я вам предлагаю определить цвет ваших эмоций. Я раздам вам смайлики, а вы определите какому цвету соответствует ваш смайлик.

Чем больше радости у ребёнка в детстве, тем больше он её подарит людям, став взрослым. Наша задача как педагогов научить детей принимать и переживать любые эмоции. А теперь, уважаемые педагоги, мой мастер – класс подошёл к концу, спасибо, что приняли участие и активно работали, я подготовила для вас буклеты с играми на развитие эмоционального интеллекта, если они вам понравились, вы можете применять их в своей работе с детьми.

Игра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Источник

Методические рекомендации «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Методические рекомендации содержат краткую характеристику понятия — эмоциональный интеллект, компетенции эмоционального интеллекта, методы формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_emotsionalnogo_intellekta_doshkolnikov.docx 29.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Понятие эмоционального интеллекта

Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества.

Современные философы вслед за мыслителями древности подчеркивают актуальность проблемы развития эмоциональной компетентности — открытости человека своим эмоциональным переживаниям, связывая ее возможности с гармоничным взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта.

В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Л.С. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни. ».

Единство аффекта и интеллекта, по мнению классика психологии, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта.

В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона — несгибаемого и как бы лишенного эмоций супермена. В то же время К.Д. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает.

Действительно, культ рациональности и высокий образовательный ценз непосредственно не обеспечивают гуманистическое мировоззрение и эмоциональную культуру человека.

Известно, что запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания; в свою очередь, невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента. В современном цивилизованном обществе постоянно растет число людей, страдающих неврозами. С особой силой и отчетливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с пониженным уровнем самоконтроля. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.

Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Также эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей.

Эмоциональный интеллект можно рассматривать как совокупность эмоциональных и когнитивных способностей личности к ее социально-психологической адаптации.

Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Сэловеем.

Компетенции эмоционального интеллекта:

  • Умение узнавать и осознавать свои чувства;
  • Умение правильно переживать фрустрацию;
  • Умение изменять свои чувства;
  • Умение мотивировать себя и поддерживать мотивацию;
  • Умение управлять своими чувствами;
  • Умение строить эмоционально теплые отношения.

Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.

Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного Алекситимия.

Алекситимия — затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.

Люди с развитым эмоциональным интеллектом благодаря своим способностям к пониманию и управлению своих эмоций и эмоций других людей, хорошо адаптированы в социальной сфере, эффективны в общении и успешны в достижении своих целей.

Формирование эмоционального интеллекта

у детей дошкольного возраста

Формирование эмоционального интеллекта начинается с раннего возраста ребенка являясь основой развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе. Чтобы у ребенка не было больших проблем с социализацией, оценкой окружающей действительности, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции (желательно положительные).

В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии, осознанного противостояния злу и проявлению радости за другого.

Целевой ориентир, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Для того чтобы оказать детям помощь в развитии их эмоциональной сферы, целесообразно знать особенности развития эмоций у детей.

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста: ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; ребенок начинает понимать эмоцию и соотносить ее со словом и поведением; формируется эмоциональное предвосхищение; формируются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические; чувства становятся разумными, осознанными, обобщенными, произвольными. Зная эти важные особенности в развитии эмоций, будет интересно понаблюдать за детьми в различных видах деятельности, и увидеть, как дети воспринимают друг друга, как меняется проявление эмоциональной составляющей личности ребенка в различном возрасте.

Как ребенок воспринимает другого ребенка

(в онтогенезе развития эмоций) по Л.Ю.Борохович

Характеристика проявлений эмоций

Безразличен к действиям сверстника и его оценки взрослым. Легко решает проблемные ситуации: уступает, делится. ВЫВОД: сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка.

Происходит перелом в отношении к сверстнику. Наблюдается напряженное внимание к сверстнику: радуется за неудачи, соперничество, конфликтность, конкуренция, хвастовство. Наблюдает за действиями сверстника, оценивает их, бурно реагирует на оценку его действий взрослым. Завышена самооценка, склонен преувеличивать свои достоинства.

ВЫВОД: сверстник выступает для ребенка предметом сравнения и противопоставления с собой.

Усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника. Сопереживание другому становится выраженным и адекватным. Появляется стремление не только отозваться на переживание, но и понять их (почему Боре грустно? Почему он плачет? Что его так расстроило?). Появляется бескорыстное желание помочь другому, уступить. ВЫВОД: ровесник стал не предметом сравнения с собой, а целостной личностью. Этот факт — основа развития нравственных чувств.

Существует несколько навыков, на которых основывается диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников и детей старшего возраста. Эта диагностическая техника применима и для взрослой популяции. Актуальность ее использования зависит от возраста, текущих способностей человека.

  • Хорошая ориентация в собственных эмоциях. Другими словами, возможность понимать свои чувства и эмоциональные реакции.
  • Управление эмоциями. Способность принимать чувства по мере их возникновения, излишне не обременяться ними, поддерживать сбалансированное настроение. Управление эмоциями предполагает способность принимать неприятные стимулы, при необходимости, откладывать удовлетворение.
  • Способность использовать эмоциональные знания в контакте с людьми, устанавливать, поддерживать межличностные отношения. Это аспект социального поведения, необходимым условием которого является эмпатия, т.е. чувствительность к эмоциям других людей, их понимание, сопереживание. Он обусловлен способностью адекватной ориентации в собственных чувствах. Человек, не знающий себя, неспособен понять чувства другого.

На формирование эмоционального интеллекта у дошкольников существенно влияет раннее детство. Чувствительная мать (родители) дает ребенку необходимую обратную связь, реакции взрослых – ответ на его поведение. Родители служат зеркалом для ребенка, своеобразным «пособием» значения различных эмоций. Благодаря контакту с родителями малыш учится различать разные эмоциональные выражения, понимать их смысл (например, что означает, когда мама печальна, сердита). Этот опыт позже применяется в общении с другими людьми.

Если родители не ведут себя надлежащим образом (игнорируют ребенка, реагируют на него отрицательно, раздражительно), он создает другой критерий оценки. Люди с таким опытом, как правило, склонны интерпретировать реакцию другого человека как угрозу, выражение безразличия или другого негативного отношения, хотя это не обязательно так. Их развитое недоверие, склонность придавать свои чувства другим людям отражаются не только чрезмерных страхом, но и меньшим вниманием к другим. Причина заключается в том, что каждый человек ищет в других эмоции, которые испытывает сам.

Методы развития эмоционального интеллекта

у детей дошкольного возраста

Существуют различные методы развития эмоционального интеллекта детей среднего возраста, дошкольников, малышей. Как правило, дети ищут активность, им нравится повторение, поэтому они способны быстро учиться, получая удовольствие от упражнений. Следующие 5 правил взяты из диссертации Д. Гоулмана, журналиста и психолога из США, работы которого включают более 10 книг по психологии.

Взрослые часто забывают учить детей успокаиваться, расслабляться. У них много энергии, они постоянно находятся в движении, время на отдых просто отсутствует. Тем не менее, важно развивать у малышей умение расслабляться уже от рождения. Физически спокойный ребенок может лучше понять, что ему говорят другие. Поэтому важно, чтобы родители и педагоги знали, как его успокоить. Проще всего передавать ему информацию в форме игры. С возрастом поощряйте его расслабляться самостоятельно. Например, малышу, младшему 1-2 лет, помогает успокоиться кроватка. Мама может найти постоянное место в доме, где всегда будет проводить спокойное время с ребенком в течение дня. В конечном итоге это станет ритуалом. Детям, старше 1-2 лет, можете пальцем на спине рисовать фигуры, буквы, животных (в зависимости от возраста, уровня способностей), позволить угадывать, что вы рисуете.

Детям в этом возрасте нравится игра. Хороший способ успокоения – игры с дыханием. Сначала ребенок делает полный вдох, затем задерживает дыхание на несколько секунд, после чего делает выдох. Лучше всего упражнения делать вечером; постепенно приучайте ребенка к выполнению занятий самостоятельно, в течение дня.

У детей в возрасте 2-3 лет можно использовать методику имитации, т.е. занятия выполняете вы, а малыш повторяет за вами. В случае дыхательных упражнений показывайте ему, как дышать – он начнет подражать вам. Следуя за вами, он будет чувствовать себя в безопасности, сможет получить удовольствие от релаксационных упражнений.

Методы развития эмоционального интеллекта у дошкольников включают обучение замечанию положительных вещей, которые помогут им в трудные моменты улучшить настроение. Это поспособствует лучшему управлению отрицательными мыслями. Способность воспроизводить положительный опыт помогает справиться с болезненными моментами в эмоциональной памяти.

Опять же, можно опираться на «вечерний ритуал», постепенно приводя ребенка к выполнению упражнений самостоятельно, в течение дня (все зависит от возраста, способностей, навыков). Поговорите с ним о том, что хорошего произошло за день. Важно, чтобы он наслаждался ощущениями при воспоминаниях приятных впечатлений. Поэтому в план разговора включите вопросы о чувствах.

В общении с маленькими детьми используйте язык жестов, подражание. Сядьте вместе, расскажите им, как хорошо вы провели день. Чем младше ребенок, тем больше преувеличивайте мимику, переигрывайте. Отличным помощником является использование знаков и символов – их дети изучают раньше слов. Каждый знак сопровождайте словами.

Укрепление психологической устойчивости

Помогите ребенку представить неприятную ситуацию, полностью перебороть ее посредством положительных эмоций. Сопровождайте все словами, используйте графику. Форму общения выбирайте в соответствии с возрастом малыша. Чем он старше, тем больше независимости проявит во время упражнений.

Использование воображения в отношении желаемых результатов

Упражнение с использованием воображения, развивающее эмоциональный интеллект дошкольников, состоит из 3-х этапов.

  • Попросите ребенка делать что-то хорошее, приятное. При тренировке маленьких детей описывайте, какие чувства вызывает данное действие. Чем старше возраст, тем больше самостоятельного описывания чувств.
  • Затем вместе разыграйте ту же ситуацию с той разницей, что ребенок будет вести себя более эгоистично. Снова описывайте чувства, которые вызывают действия.
  • Вместе оцените оба варианта поведения, укажите на «правильную» форму.

В этом упражнении у маленьких детей первоначально используйте подражание. Родители играют, рассказывая о своих чувствах (словами, знаками). С возрастом ребенок может тренироваться самостоятельно.

Осознание своих мыслей, чувств, работа с ними

Осознание причины эмоций – важный аспект развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Когда чадо сердится, спросите его, насколько оно зло. Поинтересуйтесь, что вызвало гнев. Учите дитя понимать соотношения между тем, что оно думает, и как себя чувствует. Затем придумайте причины для того, чтобы оно чувствовало себя в безопасности (в случае страха) или поощрите его («твоя роль в сказке небольшая, но важная»).

Для детей, как дошкольного, так и школьного возраста, очень важно мнение и поведение родителей. Если вы доверяете малышу, даете ему хороший пример, он будет верить вам, подражать вашим действиям. Дети нуждаются в независимости, поэтому не бойтесь позволить им взять на себя ответственность за их действия. При этом постоянно показывайте свою любовь. Даже если дети осознают, что родители не одобряют их поведение, они должны быть уверены в их любви.

Как развивать эмоциональный интеллект с помощью игры?

Хороший подход в самообразовании – выбрать игру, которая будет интересна как для родителей, так и для детей. В ходе общения вы постепенно расслабитесь, сможете насладиться совместно проведенным временем. Дети с удовольствием подражают родителям, поэтому вы станете для них моделью поведения, хорошим учителем. Благодаря играм они легче научатся выражать эмоции, продвигаться в обществе, осознавать важность хороших отношений с окружением.

Игра – это действие, обучающее поведению в различных ситуациях, которые неизбежно произойдут в будущем, правильному выражению мыслей и чувств, принятию решений, несению ответственности за них. В то же время игра развивает воображение, творчество. И последнее, но не менее важное: игра способствует развитию эмоционального интеллекта, поддержке уверенности в себе.

Простая форма образования – это рисование разных лиц на бумаге. Затем проведите «презентацию», покажите картинки малышу, поговорите с ним об изображенных эмоциях. Вы можете сами рассказать, когда вам грустно, когда весело, попросите его рассказать, как он себя чувствует, когда бывает счастливым и т.д.

Тренировка эмоционального интеллекта в детском саду

Одна из наиболее важных целей эмоционального интеллекта и его развития – создание основ, на которые человек может опираться в течение всей жизни. Воспитанники детских садов, прежде всего, должны развивать навыки, представленные в следующих занятиях.

  • «Мой плюшевый друг» – знакомство детей с концепциями настроения, чувств, эмоций. Каждый воспитанник приносит в детский сад любимую плюшевую игрушку, которая будет сопровождать его на протяжении всего проекта. Он рассказывает об игрушке, о том, почему она ему нравится, как он играет с ней, как игрушка может улучшить настроение и т.д. Цель деятельности – воспитание эмоций, развитие навыков общения.
  • Следующий этап – разговор о том, каким может быть настроение, как проявляются разные типы настроения, что человек при них чувствует.
  • Знакомство с картинками, изображающими 6 основных эмоций («кубик эмоций») – радость, счастье, грусть, гнев, страх, удивление. Цель этой деятельности – ознакомление с 6 основными эмоциями.
  • Создание календаря настроения. Каждый воспитанник получает картинки с изображением настроения, и каждое утро присваивает одно изображение своему текущему эмоциональному состоянию. Настроение может меняться в течение дня; в конце дня оценивается «среднее состояние». Цель состоит в осознании своих эмоций, возможности их использования в общении с окружающими.
  • Игра с кубиком эмоций. Воспитанники бросают кубик, учатся называть индивидуальные эмоции. В то же время они пытаются показать их мимикой. Цель игры – углубление темы эмоций, объединить их с личными чувствами, выражение типичных эмоциональных симптомов.
  • Одна из вариаций игры с кубиком эмоций. Воспитатель описывает определенную ситуацию, например, «Каролина сегодня утром в детском саду ушибла колено». Затем один воспитанник бросает кубик и, в зависимости от выпавших эмоций, подбирает подходящий ответ на ситуацию. Например, если выпал страх – «Каролина боится, что мама рассердится, потому что она порвала колготки». Цель игры – научиться думать о возможных реакциях на разные ситуации.
  • Следующий этап немного похож на сеанс психологической терапии. Он заключается в разговоре о том, какое настроение воспитанники испытывают в настоящее время, как они себя чувствуют, что происходит с их телом при разных эмоциях.
  • «Скульптуры». Воспитанники танцуют под свою любимую музыку. По согласованному сигналу (музыка перестает играть) они должны остаться неподвижными, как статуи. Воспитатель изменяет настроение статуй (грустные, веселые, сердитые). Цель игры – попытаться выразить эмоции, отреагировать на согласованный сигнал. Кроме того, эта игра – хорошее средство для улучшения концентрации внимания.
  • Следование реакции тела. После активных игр воспитатель говорит с детьми о том, что происходит с их телом (наблюдение за ударами сердца, тяжесть в руках, ногах, быстрое дыхание, которое постепенно успокаивается и т.д.).
  • Фотографирование выражений чувств воспитанников. Дети видят, сколько выражений могут иметь их лица. Цель: оценка эмоций своих и окружающих людей.
  • Еще один из способов развития эмоционального интеллекта — это произведения художественной литературы.

Для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста могут быть использованы рассказов Л. Н. Толстого, которые содержат в себе элементы нравственного воспитания. Главные герои — животные и люди. Произведения Л. Н. Толстого знакомят дошкольников с такими базовыми эмоциями как интерес, удивление, страх, печаль, радость, развитие которых играют важную роль в социализации ребенка.

Волк видит — коза пасется на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит: − Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава для корма много слаще. А коза и говорит: − Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь — ты не об моем, а о своем корме хлопочешь.

Беседа после чтения:

  • Зачем волк звал козу спуститься вниз?
  • Как коза догадалась о замысле волка?
  • Как бы ты поступил на месте козы?
  • Что бы ты ответил волку?

Инсценируйте этот рассказ. Измените содержание рассказа так, чтобы коза не боялась волка.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить: − Пусти меня. Волк сказал: − Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете. Белка сказала: − Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: − Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем.

Беседа после чтения:

  • Почему белки всегда веселые?
  • Почему волк злой?
  • Как можно помочь волку?
  • Что мог бы сделать волк, чтобы стать веселым как белки?
  • Какие добрые дела можно сделать друг другу?

Нарисуйте подарок для волка. Скажите друг другу добрые слова.

К чему ведут занятия?

Тренировка для развития эмоционального интеллекта имеет перед собой ряд целей. Все они – основа межличностных отношений, успешного продвижения в социуме.

  • Знание собственных эмоций. Обучение пониманию работы своего тела, понятие его как инструмента выражения чувств. Осознание того, что наличие эмоций – это правильно, естественно.
  • Контроль собственных эмоций. Это способность действовать и реагировать соответствующим образом, посредством влияния ума и воли ослаблять моментальные эмоциональные импульсы (речь идет именно о подавлении импульсивности, а не самих эмоций).
  • Сочувствие, сопереживание. Это очень важный компонент эмоционального интеллекта, представляющий собой осознание и понимание эмоций других людей, способность представить себя на месте другого человека.
  • Мотивация. Люди, которые в состоянии мотивировать себя, ожидают успеха, не боятся ставить высокие цели. Немотивированные люди ждут ограниченного успеха, ставя цели на нижней границе.
  • Разрешение конфликтов. Конфликты – это естественная часть отношений. Их необходимо решать, создавать варианты для их устранения.

Развитие эмоционального интеллекта должно быть частью каждого образования, независимо от возраста. Только благодаря нему дети смогут контролировать многие социальные навыки, от эмпатии к собственным эмоциям. Отсутствие умения контролировать эмоции можно сравнить с состоянием, при котором человек не знает, что с ним происходит, он боится, пытается бороться с неизвестной вещью. Это проявляется гневом, яростью и т.д. Родители и воспитатели детских садов должны подготовить детей к таким моментам.

Источник

Читайте также:  Способ решения проблемы или основная выгода ради которой потребитель совершает покупку это товар
Оцените статью
Разные способы