Социальная экология
Экологическая культура: понятие, структура, принципы формирования
В настоящее время, когда так остро стоит вопрос о защите окружающей среды, связанный с экологическими проблемами, все чаще встречаются идеи об изменении экологической культуры современного общества и его членов.
Экокультура –- экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая в себя систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. Следовательно, можно сказать, что экологическая культура есть процесс жизнедеятельности, нормы и ценности общества, связанные с отношением к окружающей среде. В связи с этим становится ясно, почему экологической культуре сегодня уделяется особое внимание. Действительно, изменить отношение к окружающей среде можно, лишь изменив мировоззрение, ценности человека, его отношение, казалось бы, к простым повседневным вещам.
Экологическая культура общества представляет собой систему диалектически взаимосвязанных элементов: экологических отношений, экологического сознания и экологической деятельности.
В содержании экологических отношений выделяют два структурных элемента:
- социально-экологические отношения, которые складываются между людьми в искусственной среде их обитания и косвенно воздействуют на естественную среду обитания людей и
- реально-практические отношения, которые включают, во-первых, отношения человека непосредственно к естественной среде обитания, во-вторых, отношения в материально-производственных сферах человеческой жизнедеятельности, связанных с процессом присвоения человеком природных сил, энергии и вещества и, в-третьих, отношения человека к естественным условиям своего существования как общественного существа.
Экологическое сознание – сознание в отношении окружающей среды – охватывает наши представления, способы поведения, сферу деятельности, желания и ожидания, которые касаются окружающей природной среды. Иметь экологическое сознание – значит осознавать ограниченность природы, интегральной частью которой является человек; необходимость отказа от доминирования человека над природой и необходимость установления динамического равновесия между природными системами и обществом; глобальный характер экологического кризиса и необходимость его решения; необходимость глобальной стратегии развития как предпосылки существования жизни. Следовательно, для того чтобы справиться с экологическими проблемами, общество должно решить важную задачу – сформировать экологическое сознание у населения. Она включает в себя целый комплекс мер экологического образования и воспитания по утверждению в общественном сознании в качестве доминирующих таких элементов, как экологическое научное сознание, экологическая этика, психология, правосознание.
Экологическое научное сознание включает в себя формирование научной картины мира, основывающейся на достижениях современной науки. В частности, на передний план выдвигается системный подход, рассматривающий мир во взаимодействии и целостности; принцип универсального эволюционизма, а также такие современные концепции и теории, как синергетика, теория биосферы и ноосферы Вернадского, учение о феномене человека Т. де Шардена. Именно экологическое научное сознание необходимо сделать базой для проведения экологической политики и практики.
Важное значение в формировании экологического сознания принадлежит утверждению экологической этики, основанной на экологическом гуманизме, чувстве личной ответственности за состояние природной среды, которое возникает только при возрастании нравственного уровня человека.
Важным компонентом экологического сознания является и экологическая психология. Суть ее можно коротко выразить таким образом: любовь к природе, ко всему живому как черта характера или, как говорил Э.Фромм, суть экологической психологии – биофилия, под которой он подразумевал «стремление поддерживать рост и развитие независимо от того, идет ли речь о развитии личности, растения или социальной группы».
В экологическое сознание следует включить и экологическое правосознание, предполагающее осознание всеми гражданами юридической ответственности за нанесение вреда природе и юридическую защиту последней. И это, конечно, должно постоянно подтверждаться действенными юридическими мерами.
Основными свойствами или признаками экологического сознания являются: социальный характер экологического сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сформировавшимися традициями; опосредованность символами, знаками, в том числе вербальными средствами восприятия человеком мира природы; саморефлексивность; внутренний диалогизм и др.
Выделяют такие типы экологического сознания, как антропоцентрическое и экоцентрическое.
Признаки антропоцентрического экологического сознания:
- высшую ценность представляет человек;
- иерархическая картина мира;
- целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей;
- «прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку;
- природа воспринимается как объект человеческой деятельности;
- этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы;
- развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен целям и задачам человека;
- деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.
Экоцентрическое экологическое сознание – это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которого характерно наделение природы субъектными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил. Признаки экоцентрического экологического сознания:
- высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы;
- отказ от иерархической картины мира;
- целью взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества;
- «экологический императив»: правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие;
- природа воспринимается как равноправный субъект по взаимодействию с человеком;
- этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой;
- развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства;
- деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ради людей.
Экологическая деятельность характеризуется как интегративное понятие, охватывающее различные виды человеческой деятельности как в материальной, так и в идеальной сферах, связанные с познанием, освоением, преобразованием и сохранением природной среды. Понятием «экологическая деятельность» охватываются рассматриваемые в определенном аспекте разные виды человеческой деятельности в материально-практической и теоретической сферах, в той или иной степени относящихся к изучению, освоению, преобразованию и сохранению естественной среды.
Таким образом, это, с одной стороны, наиболее обширная область человеческой деятельности, а с другой – та область, которая лежит в основе исходного, первичного жизнеобеспечения человека. Совершенно ясно, что человек занимался экологической деятельностью с самого своего возникновения на Земле. Она последовательно видоизменялась в соответствии с этапами развития экологической культуры в целом и, таким образом, в настоящее время должна соответствовать новому типу экологической культуры и всем ее подсистемам, и прежде всего современному уровню экологического мышления.
В практическом плане экологическая деятельность – это производственная деятельность человека с преобразовательными и природоохранными целями, т.е. природопользование. В идеале культурное природопользование должно следовать принципам нового экологического мышления, самым современным научным разработкам, строгим природоохранным юридическим нормам и, основываясь на них, грамотно влиять на производственную деятельность, предвидя ее возможные негативные следствия.
С защитными нормами экологической деятельности тесно связаны более общие правила экологического поведения, которые согласно новому типу экологической культуры должны пунктуально соответствовать гуманистической этике.
Все большее значение в последнее время в области экологической деятельности приобретает разработка ее теоретических основ. В сфере этой теоретической экологической деятельности в современных условиях одинаково высокие требования предъявляются как к общей концепции природопользования, так и к системе знаний по прикладным его дисциплинам, а также их внедрения в практику. В социальном отношении неоценима значимость массовой общественной деятельности, направленной на защиту и воспроизводство природных ресурсов.
Еще одним важным аспектом, входящим в круг экологической культуры личности, является проблема содержания процесса воспитания и образования экологической культуры личности. Другой фундаментальной содержательной составляющей частью экологической культуры, формирующей нравственно-эстетическое отношение к действительности, является эмоционально-эстетическая культура. И, наконец, экологическая культура личности немыслима вне ее деятельностно-практического отношения к действительности. Все вышеназванные составляющие образуют единое содержание процесса становления нового экологического мышления. В настоящее время уровень экологического мышления в различных странах и в разных областях деятельности, конечно, неодинаков. Однако можно с большой степенью уверенности утверждать, что в массовом сознании экологический стиль мышления уверенно закрепился и уже сегодня стал его органичной составляющей. Кризисное состояние среды, нередкие экологические катастрофы многому научили людей. Сейчас уже трудно встретить человека, придерживающегося принципа «покорения» природы, гораздо чаще можно слышать убежденность: «Природа знает лучше».
Развитие нового экологического мышления как центральной подсистемы экологической культуры связано с нашим осознанием бесперспективности и, более того, гибельности ориентации на господство преобразовательного типа, технократического стиля мышления, основанного на агрессивном отношении к природе, на вере в беспредельность ее ресурсов, на непонимании, что биосфера истощена многовековой ее эксплуатацией, что она нуждается в восстановлении и что человек ответствен за нее ровно также, как и за самого себя.
Экологическое мышление требует отказа от эгоистических потребительских установок, ориентированных на узколичностные либо узкогрупповые интересы, на достижение сиюминутных целей и материальных выгод, когда не принимаются во внимание не только качество природной среды и благополучие будущих поколений, но и элементарная обеспеченность ближнего. Напротив, современное экологическое мышление должно быть «демократичным», основываться на общечеловеческих ценностях, ориентированных на историческую перспективу, а не на сегодняшний корыстный интерес.
Важной составляющей нового типа мышления является его обращение к глубокому, серьезному осмыслению экологической ситуации в мире, необходимости привлечения для экологических нужд достижений научно-технической революции, в том числе наивысших технологий.
В то же время, наверное, нельзя не замечать того обстоятельства, что массовому сознанию все еще не хватает обостренного восприятия кризисного состояния как природной, так и социальной среды обитания человека. Мы еще слишком часто ограничиваемся локальными успехами природоохранной практики, бываем удовлетворены не более чем «сносным» экологическим благополучием.
Наконец, говоря об экологическом мышлении, необходимо сказать о соответствующем ему мировоззрении. Проблема «человек-общество-природа» уже по самому определению столь значительна и объемна, что не только ее грамотное решение, но и даже исходная ее постановка невозможна без развитого и зрелого мировоззрения.
Без высокого уровня мировоззрения нельзя прийти и к столь важному для экологии эмоциональному восприятию окружающего мира – мироощущению, ядром которого было бы чувственное ощущение единства Универсума и исходящего отсюда единства человека и природы.
Основными принципами государственного регулирования в области экологической культуры являются:
- системность, комплексность и непрерывность экологического образования и просвещения;
- обязательность необходимой экологической подготовки руководящих и научных работников, специалистов, связанных с деятельностью, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека, а также специалистов, ведущих эколого-просветительскую деятельность; включение в перечень обязательных требований экологической аттестации руководителей и специалистов лицензируемых видов деятельности, оказывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье людей;
- согласованность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц;
- государственная поддержка, экономическое стимулирование конкретной деятельности по развитию экологической культуры в Российской Федерации, направленная на решение задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды, ресурсосберегающему природопользованию;
- международное сотрудничество в сфере экологической культуры.
Для поддержания нового типа экологической культуры общество нуждается в специальных социальных институтах в широком понимании данного научного термина. Прежде всего, это научные и управленческие учреждения и предприятия экологического профиля. Далее, это социальные институты, деятельность которых намного обширнее непосредственно природоохранных задач, но которые, тем не менее, оказывают на них постоянное и сильное влияние. Среди таковых – средства массовой информации, от которых в значительной степени зависят формирование массового экологического сознания, исполнение просветительной функции, являющейся важнейшим фактором формирования экологической культуры в целом. Социальные институты, в той или иной мере занятые проблемой взаимодействия общества и природы, — тот «механизм», который поддерживает и развивает экологическую культуру общества.
Источник
Формирование экологической культуры учащихся в процессе обучения
статья
Работа включает в себя описание опыта работы по проблеме формирования экологической культуры младших школьников. В приложении к работе Вы найдете все экскурсии, задания и мероприятия, направленные на формирование экологической культуры и подобранные специально для работы по данному вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchet_teoriya.doc | 448.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Формирование экологической культуры учащихся в процессе обучения
Учитель первой квалификационной категории:
Черкашина Мария Александровна
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры
детей младшего школьного возраста ………………………………………………….
- Сущностная характеристика понятия «экологическая культура»………….
- Особенности формирования экологической культуры
1.3 Эффективные формы и методы становления экологической
культуры учащихся младшего школьного возраста……………………………………
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию
экологической культуры учащихся ………………………………………………….
2.1 Констатирующий этап исследования……………………………………….
2.2 Формирующий этап исследования…………………………………………..
2.3 Контрольный этап исследования……………………………………………
Актуальность исследования. Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В связи с этим экологическое образование как непрерывный процесс становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.
Анализ опыта экологического образования в России позволяет констатировать, что формирование экологической культуры, как неотъемлемой его части, в образовательном процессе больше декларируется, чем эффективно включается в практику школы. В настоящее время достаточно хорошо разработана теоретическая база экологического образования, однако отсутствует системность, последовательность формирования отдельных его компонентов, в частности экологической культуры школьников.
В развивающейся системе непрерывного экологического образования все более весомую роль стала играть начальная школа. Основы формирования экологической культуры необходимо закладывать с раннего возраста. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности и ее многогранных отношений с природой и обществом. Этому способствуют также природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь природного, а также активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения. Школьники данного возраста начинают проявлять интерес к миру человеческих отношений и находят свои места в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиции законов, принятых в обществе. Формирование экологической культуры младшего школьника приобретает особую актуальность, так как этот этап характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, интенсивностью накопления личного опыта взаимодействия с окружающим миром.
Самой природой обусловлено социальное назначение детства – адаптация ребенка к природе и обществу, способного брать ответственность за свои поступки перед людьми, растениями и животными.
Следовательно, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования экологической культуры, поскольку в этот период развития ребенка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем.
Актуальность исследования, а также анализ необходимой литературы позволили выявить несоответствия, на основании которых выявлены следующие противоречия :
— между потребностью общества в экологически культурной, образованной личности, способной включиться в процесс охраны и исследования окружающей среды, в решение социально-экологических проблем, и достаточно низким уровнем экологической культуры учащихся общеобразовательных школ;
— между уровнем экологических знаний и уровнем сформированности экологической культуры;
— между многообразием форм и методов формирования экологической культуры и отбором таких из них, которые способствуют наиболее полноценному ее формированию.
Данные противоречия позволили обозначить проблему исследования , сущность которой заключается в следующем: какие формы и методы способствуют наиболее эффективному формированию экологической культуры у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – определить, теоретически обосновать содержание форм и методов формирования экологической культуры младших школьников, а также экспериментально проверить их эффективность.
Объект исследования – процесс формирования экологической культуры младших школьников.
Предмет исследования – формы и методы формирования экологической культуры детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры младших школьников в процессе обучения будет эффективным, если:
— в учебно-воспитательном процессе использовать такие формы как, уроки-путешествия, экскурсии, экологические акции;
— органично сочетать разнообразные методы экологического образования – этические беседы, метод проектов, дидактические игры.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой ставлю следующие задачи исследования:
1. Проанализировать необходимую литературу по данной теме.
2. Определить и раскрыть сущностную характеристику и структуру понятия «экологическая культура».
3. Выявить особенности формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте.
4. Определить и раскрыть содержание наиболее эффективных форм и методов становления экологической культуры младших школьников.
5. Экспериментальным путем проверить эффективность данных методов и форм.
6. На основании анализа сформированности экологической культуры сделать вывод об эффективности выделенных форм и методов.
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры детей младшего школьного возраста
1.1. Сущностная характеристика понятия «экологическая культура»
На сегодня пока нет однозначной трактовки понятия экологическая культура. Традиционно, в узком смысле, она понимается педагогами как овладение знаниями, умениями и навыками. В рамках этого представления деятельность образовательного учреждения должна быть направлена исключительно на формирование знаний о природе, необходимых для грамотного природопользования. Безусловно, научные знания составляют базис экологически обоснованной деятельности. Однако формальное овладение экологическими знаниями при отсутствии ответственного отношения вряд ли станет руководством к действию. Можно обладать знаниями, но не использовать их в повседневной жизни или производственной деятельности. Этот акт всегда связан с волевым усилием над собой, ограничением своих действий определенными рамками, выработкой потребности действовать не так, как хочется, а как необходимо. И практика экологического образования, построенная в таком ключе, убедительно это доказала. Исследования педагогов и ученых в разных регионах страны показывают, что уровень экологических знаний учащихся образовательных учреждений растет, а уровень их экологически обоснованной деятельности продолжает оставаться низким.
В более широком смысле экологическая культура трактуется как новое ядро общечеловеческой культуры третьего тысячелетия. Она проявляется в системе ценностных ориентаций, имеет высокую духовную направленность и складывается из множества составляющих: экологическое мировоззрение, экологическое мышление, гуманистические ценности и гуманистические отношения, ответственность. [29]
Разные ученые также по-разному трактуют термин «экологическая культура». Экологическая культура рассматривается некоторыми учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды. Более того, экологическая культура становится ведущим компонентом общей культуры.
Трактовка сущности понятия «экологическая культура» как цели экологического образования, представленная И. Д. Зверевым, несет следующие качественные характеристики: обогащение положительного научного и практического опыта взаимодействия человека с социальной средой; формирование ответственного отношения личности и общества к природе, материальным, социальным и духовным ценностям, осознание и утверждение приоритета всех форм жизни как условие существования человека; обеспечение всестороннего развития человека, его склонностей творческих способностей; благополучие его здоровья в условиях оптимизации системы «природа – человек».[27] По мнению И. Д. Зверева, человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.[28]
Таким образом, обобщая все выше сказанное, можно сказать, что экологическая культура личности включает в себя следующие компоненты: наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережного отношения к природе. Это можно представить в виде схем:
Схема 1. Компоненты экологической культуры
На мой взгляд, наиболее полно и содержательно сущность понятия «экологическая культура» раскрыл именно И. Д. Зверев. Он отмечает, что данное понятие «касается всех сфер материальной и духовной жизни нашего общества, каждого человека и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение окружающей среды, создают благоприятные условия для жизни человека, его всестороннего развития и совершенствования»[28,стр.9].
Следовательно, можно сделать вывод, что экологическая культура – это такое взаимодействие человека с окружающей средой, которое способствует здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию и экологической безопасности государства и отдельного человека. И, что самое главное, экологическая культура человека определяется реальным вкладом в преодоление негативных влияний на природу, пресечением действий, приносящих ущерб природе.
1.2 Особенности формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте
В современных условиях складываются противоречия между негативным опытом по взаимодействию с окружающим миром, который ребенок приобретает в младших классах «стихийно» и значениями, предлагаемыми ему в целенаправленном педагогическом процессе. Кроме того, обострение данного противоречия является особенностью нашего времени, конкретно-исторической, экологической ситуации, сложившейся как в стране, так и в масштабе всей планеты. Младшие школьники наблюдают мусорные свалки, жестокое отношение к животным, растениям (деревьям), безответственность по отношению к водоемам, окружающим лесам, лугам, в то время как на занятиях в школе узнают о пагубном влиянии подобной деятельности человека на природу, вреде, наносимом собственному здоровью и благополучию, испытывают чувство жалости к растениям и животным, попавшим в беду. Противоречие усугубляется, когда ребенок видит, как взрослые наносят вред окружающему миру. В их числе оказываются не только родители и близкие для него люди, а порой, и сами же педагоги – в первую очередь те, которые являются авторитетом для младшего школьника.[26] А ведь именно в этом возрасте, как ни в каком другом, ребенок берет пример со взрослого, подражает ему.
При формировании экологической культуры у младших школьников следует учитывать психологические особенности ребенка. В младшем школьном возрасте преобладают наглядно-образная и наглядно-действенная формы мышления, которые могут обеспечить понимание усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. В этом возрасте в сознании младших школьников происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которое предопределяет отношение учащегося к природному и социальному окружению.[16]
И. В. Цветкова, рассматривая младший школьный возраст как самоценный этап в развитии экологической культуры личности, когда происходит качественный скачок в мироощущении ребенка от «Я – природа» до «Я и природа» и идет формирование ценностного отношения к окружающему миру, собственного жизненного опыта по взаимодействию с ним, выделяет следующие основные критерии роста и показатели проявления нравственно-экологической позиции личности:
— усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;
— наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое их применение;
— потребность в общении с представителями растительного и животного мира, сопереживание им, проявление положительных чувств;
— умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;
— проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего окружения.[65]
Очень важным при формировании экологической культуры является учет эмоционального компонента отношений. Вместе с познанием красоты природы у младших школьников зарождается чувство бережного отношения к ней. Воспитание любви к природе эффективно лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и это общение направлено взрослыми.[19]
Таким образом, процесс формирования экологической культуры во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом обучения является начальная школа. В этот период обучения проблема формирования экологической культуры личности становится особенно важной, так как в младших классах, закладываются первые существенные основы отношения к обучению, к окружающему миру и к себе самому. Ребенок открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Возраст младшего школьника благоприятен и сенситивен для целенаправленного формирования психологических новообразований, и происходящие изменения являются действительно решающими в процессе становления всех сфер личности. Тогда же формируются основы культуры личности (в том числе экологической). Ребенок легко воспринимает правила игры и непосредственно закрепляет их в бессознательной сфере. Он способен овладевать экологической культурой как опытом нормального взаимодействия с окружающей средой.[37]
Но любовь к природе и внимательное, заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если школьник видит примеры соответствующего отношения к природе со стороны взрослых, родителей и, прежде всего, учителей. А учитель, в свою очередь, чтобы не работать с ребенком «вслепую», должен обязательно учитывать все выше перечисленные особенности младшего школьного возраста.
Источник