Способы развития диалектического мышления

Способы развития диалектического мышления

Многих пугает сам термин — «диалектика». С этим термином связывают что-то сложное, доступное только избранным и уж, конечно, совершенно ненужное и недоступное детям.

Опыт обучения Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) говорит, что основные законы диалектики с легкостью могут быть поняты даже детьми дошкольного возраста.

Видимо, одна из причин — это не столько трудность самого предмета диалектики, сколько трудный язык, каким она излагается. Диалектика излагается обычно языком Гегеля, создавшего систематическую теорию диалектики. А язык Гегеля на редкость труден, это признают и профессионалы философы.

Мы сделаем попытку изложить некоторые положения диалектики по возможности просто, кратко и ясно, без специальных терминов, только самую суть. А для детей диалектика изложена в виде игр и упражнений, на основе которых дети сами для себя откроют некоторые законы и освоят диалектическое мышление.

Основные законы диалектики

В древности Гераклит, Платон, Аристотель под диалектикой понимали искусство вести беседы или споры с целью нахождения истины.
Не победить в споре любой ценой, как это часто делается в быту, а совместно найти истину, разрешить конфликт.
В настоящее время под диалектикой понимают науку о наиболее общих законах развития и познания Природы, включая общество и мышление.
Что значит — общие законы Природы? Это законы без граничных условий, которые выполняются везде и всегда, в том числе и в нашей повседневной жизни. А это позволяет нам мыслить широко, дедуктивно, от общего к частному, «сверху — вниз». Согласитесь, полезно знать такие законы.
В этой связи законы физики, химии, техники и других частных наук по сравнению с законами диалектики можно считать законами более низкого уровня.

Попробуем изложить несколько мировоззренческих принципов диалектики.

1. Все в природе изменяется и развивается. Ничего нет неизменного, даже сама диалектика и её законы. Неизменен только сам факт существования материи и ее изменения.
Изменение — это переход системы из одного состояния в другое (например, нагрел твердый лед и получил другое агрегатное состояние воды — жидкость).
Развитие — это тоже изменение, но направленное, в соответствии с какой-либо закономерностью.
Что может меняться? Всё, что взаимодействует. А взаимодействует всё, слабо или сильно.

Сохранилась любопытная то ли легенда, то ли быль о происхождении термина, обозначающего самое широкое понятие на свете – “материя”.

Фалес Милетский, древне-греческий мыслитель (6 век до н. э.), предложил для каждого понятия подбирать другое понятие, более широкое и общее. Например. Что такое Фалес? Житель Милета. Что такое житель Милета? Грек. Что такое Грек? Человек. Что такое человек? Живое существо. Что такое живое существо? Фалесу было трудно ответить, потому что не было такого общего понятия в греческом языке. Два века спустя такое название предложил Аристотель – слово “лес”, как строительный материал, из которого делаются любые постройки. Римляне, перенимая греческую философию, перевели это слово на свой язык: по латыни “строительный материал” будет “материес”. А отсюда пошло слово материя, которым и до наших дней философы называют все вместе взятое, что существует на свете.

Пифагор рассуждал иначе. Он считал началом всех начал число и стал родоначальником идеализма — философского направления, обратного материалистическому. Пифагор говорил: “Я не учу мудрости, я исцеляю от невежества”. Какая разница между обучением мудрости и исцелением от невежества? Исцелять от невежества – это говорить, что ложно, а учить мудрости, это говорить, что истинно. ТРИЗ, кстати, занимается и тем и другим.

2. Что является причиной изменения и развития? Разобьем вопрос на две части: для живой и для неживой природы. Неживая природа изменяется согласно законам природы, в ней противоречий нет, так как все происходит по объективным законам. Подразумевается, что Мир детерминирован, то есть все явления причинно обусловлены. Другое дело, знаем мы эти причины или нет. Живая природа тоже изменяется в соответствии с законами природы, но, обладая возможностью ставить цели и свободой выбора, развивается, разрешая противоречия. Процесс разрешения противоречия и является развитием. Под противоречием в данном рассмотрении будем понимать столкновение двух противоположных требований (желаний) к качествам, количеству или поведению одного и того же объекта.

Например: отец хочет спать, а сын — слушать громкую музыку в той же самой комнате.

Или, такой пример: автор хочет, чтобы в его книге были цветные иллюстрации, а издатель хочет, чтобы иллюстраций не было совсем, чтобы себестоимость книги была минимальной, но чтобы при этом, книга раскупалась по высокой цене.

Если считать разрешения противоречий причиной развития, то и развитие является причиной возникгновения новых противоречий.

Более подробно о противоречиях — основном понятии ТРИЗ — мы поговорим в разделе о развитии ТРИЗовского мышления.

3. Как идет развитие? Развитие систем идет неравномерно. Если не вмешиваться в процесс, то развитие пойдет в два этапа: первый — медленное (по сравнению со вторым этапом) накапливание количественных изменений, часто незаметных, которые обязательно когда-нибудь приведут ко второму этапу — резким качественным изменениям, называемым скачками (переход количественных изменений в качественные).

Дадим определения этим понятиям.

Количество — множество, число кого-нибудь или чего-нибудь (объектов, запасов, случаев. ). Обычно определяется числом. Например, степень нагрева в градусах Цельсия определяет количество тепла. А количество воды в банке определяется количеством литров.

Качество — это наличие у объекта свойств, отличающих его от других объектов. Например: жидкий, мягкий, твердый, умный.

Скачок — это коренной перелом в развитии. Он наступает после того, как количественные изменения достигнут пороговой величины.

Например, в сказке “О рыбаке и рыбке” рост недовольства Золотой рыбки жадностью Старухи привел к скачку — к потере Старухой всего полученного от рыбки.

Или такой пример: внесли в теплую комнату кусок льда и положили в тарелку. Через час лёд растаял. Произошел переход одного агрегатного состояния в другое.

Обязателен ли скачок? Если не вмешиваться в процесс, то изменение состояния обязательно. Если вовремя вмешаться в процесс, то можно предотвратить скачок, когда он вреден. (Не все скачки вредные).

Этому-то и надо учить детей — вмешиваться и предотвращать вредные скачки, катастрофы, конфликты. Катастрофу, как пожар, легче предупредить, чем потом гасить.

Рассмотрим несколько скачков свойств.

Нагревание воды в чайнике приведет к кипению и выкипанию (скачок из жидкого в газообразное), а охлаждение воды приведет к её замерзанию (скачок из жидкого состояния в твердое). Изгибаемая палка в какой-то момент сломается, безмерно надуваемый мяч лопнет, растягиваемая резина порвется и т. д.

Читайте также:  Способ применения мукалтина детям до года

Процесс прекращается, когда кончается ресурс, его поддерживающий. Так, свеча под колпаком погаснет, когда выгорит кислород. Костер по мере выгорания хвороста потухает. Очень полезно знать, когда скачок наступит и что будет дальше. Но это уже прерогатива других наук (Синергетика, Прогностика. ).

4. В каком направлении идет развитие? Говорят, что в сторону разнообразия и усложнения систем. Не будем развивать этот тезис, но возьмем на заметку, — если это так, то не жди простой жизни. А если учесть, что нет таблеток от глупости, то ясно, что надо хорошо знать мир, в котором мы живем (законы) и развивать свое мышление, чтобы делать меньше ошибок.

5. Все в природе взаимосвязано, взаимозависимо, взаимосцеплено, взаимообусловлено. Поэтому и говорят, что Мир един. Единство Мира — в его связях и взаимодействиях. А если взаимодействует, то и изменяется.

В частности, из этого положения можно вывести следствие: если что-то изменил, то ищи, — что где-то, когда-то и кому-то будет хорошо, а где-то, когда-то и кому-то может быть плохо.

И еще. Разделение наук на физику, химию, географию, астрономию и т.д. чисто условно. Так сделано, чтобы как-то изучить наш сложный мир, разбить на части и изучать по частям. Дети это должны понимать, а учителя «перекидывать мостики» от своей науки к другим наукам.

Этот закон хорошо знают экологи — в Мире единая водная среда, единая воздушная среда, биосфера. На основе этого закона строится Глобальное мышление и ищутся причинно-следственные связи.

Например, опытный наблюдательный врач может по пульсу и по руке определить сотню болезней.

В заключение отметим, что все законы диалектики действуют одновременно, а связи, как правило, двухсторонние. Воздушная среда воздействует на растения, а растения на воздушную среду, например, обогащая её кислородом.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)

Источник

Развитие диалектического мышления. Задачник

Книга предназначена для психологов, учителей и преподавателей вузов. Автор на протяжении тридцати пяти лет занимается развитием творческого мышления детей и взрослых в России и за рубежом в рамках структурно-диалектического подхода в психологии. В книге показана технология создания задач для развития инициативного, продуктивного мышления. Для помощи в работе предлагается задачник по разным дисциплинам (история, психология, философия, русский язык и др.), включающий 393 диалектические задачи.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развитие диалектического мышления. Задачник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Евгений Крашенинников, 2019

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

1. Образовательные стандарты и позиция педагога

Появление новых образовательных стандартов создало интересную ситуацию для педагогов. Стандарты предполагают то, что образование будет строиться на их основе; и результат будет соответствующий. При этом стандарты, как законы, начинают работать сразу. Но если Уголовный кодекс или новые Правила дорожного движения можно применять тут же с момента опубликования (раньше два года тюрьмы — теперь двести рублей штрафа), то с образовательными стандартами это невозможно. Ведь если предполагается, что они действительно новые, то для их реализации надо изменить всю систему и, в первую очередь, работу педагога. Ведь если учитель или воспитатель за несколько лет обучения овладевал конкретными методиками на основе определённых психолого-педагогических представлений и потом много лет воплощал их на практике с неизвестной долей успешности, то теперь, когда ему нужно развивать в детях иное — инициативность, самостоятельность, творчество и т.п., он же не может просто переключить тумблер и перейти с первой скорости на четвёртую. Чтобы реализовывать новые цели, чтобы принять новое представление о ценности разных возрастов детского развития, чтобы овладеть новыми методиками, чтобы научиться по-другому разговаривать с детьми и родителями, недостаточно семидесяти двух часов курсов повышения квалификации (и тысячи семидесяти двух тоже). Но ведь стандарт — закон; и отчитываться о его выполнении требуется сразу. Да, мы, педагоги, давно научились «писать бумажки», рисовать графики, расставлять в ровных папочках на полочках красиво оформленные стопки резаных листов, заполненных перемешанными буковками российского алфавита; научились всё формальное делать формально. Но печально, когда формальные отчёты предъявляются в отношении деятельности, которая должна быть не формальной, содержательной, новой, продуктивной.

И есть ещё одна проблема: педагоги, привыкши жить в системе проверок и регламентов, зачастую сами на себя накладывают рамки (ну хоть не руки) и начинают ими ограничивать себя даже там, где они имеют высокую степень свободы. Сколько раз в ответ на вопрос учителям начальных классов, зачем они заставляют весь класс заучивать неинтересное ни детям, ни им самим унылое стихотворение о мутной природе, я слышал, что, мол, оно же есть в учебнике, а после него написано маленькими буковками «выучить наизусть». И хотя потом педагоги признавались, что никакая комиссия никогда у них не проверяла посреди года знания классом какого-либо стихотворения, и родители этим тоже не интересовались (заучиванием наизусть в принципе — да; заучиванием конкретного из учебника — нет), но всё равно они продолжают мучить и детей — и себя. Воспитатели детских садов (в стране и в Москве — до присоединения садов к школам) говорили, что они жертвуют детством ребёнка, потому что от них требует чего-то школа. Но ведь начальная школа идёт после детского сада; и в неё идут не только отсидевшие садик дети; это она должна подстраиваться к приходящим первоклассникам и придумывать способы работы с ними. И никаких требований предъявить она не может — только мягко просить, чтобы упростить себе дальнейшую жизнь.

А ещё педагог ощущает себя очень системным. Если в школе принято обучать детей по конкретному учебнику, то учитель практически никогда не будет сопротивляться, даже если понимает недостатки этого учебника или знает о лучше и интереснее написанном и более соответствующим как научным представлениям о предмете, так и современной психологии образования и современному ребёнку.

И ситуация преподавателя высшего учебного заведения не отличается принципиально: те же внутренние ограничения, исходящие из представлений о внешней ситуации; то же стремление к настоящему результату при отсутствии новых методов работы.

Наша книга предназначена как раз для таких педагогов: которые не хотят вступать в конфликт с окружающей образовательной средой, но при этом искренне считают, что вбивание в головы учеников несметного количества бесполезных знаний не является ни вершинным достижением педагогики, ни её современным днём, а как раз развитие способностей, продуктивного, творческого мышления, инициативности целеполагания, самостоятельности в выборе средств, автономии поиска, самоопределения и есть то, что необходимо людям и соответствует государственным образовательным стандартам, которые надо воплотить в реальность для пользы детям и взрослым.

Читайте также:  Способы съемки подробностей при теодолитной съемке

Педагог, даже работающий в самой традиционной основной или высшей школе (традиционной не в лучшем смысле этого слова: то есть в оторванной от реальности; осуществляющей нерефлексивный образовательный процесс; не способной ни достичь поставленных результатов, ни даже зачастую просто не понимающую, как их предъявить; работающей на приближение к целям, лежащим вне реальных потребностей жизни человека; убивающей в школьнике или студенте ростки инициативы и своеобразия); педагог, пользующийся утверждёнными в школе учебниками и учебными пособиями (которые часто являются завуалированным и чуть подправленным восемнадцатым переизданием старого, безнадёжно отставшего от современного уровня науки и требований педагогической практики) — даже в такой ситуации педагог может ставить перед собой на конкретном занятии задачи по развитию продуктивного, творческого мышления, которое лежит в основе развития интереса к объективному миру и поиску своего места в этом мире.

2. Диалектическое мышление

Понятно, что существует много хороших качеств, которые можно развивать у ребёнка. Но любая программа, направленная на развитие всего-всего (ста тридцати семи параметров восемнадцатисторонней личности), не достигнет результата; в конце концов, если что-то и окажется развитым, то самое примитивное, так как оно лежит на поверхности, легко достижимо и наблюдаемо. А серьёзное и глубинное так и не проявится. Поэтому педагогу необходимо развивать у подопечных (да и у себя) не всё подряд, а самое важное, самое главное; то качество, развитие которого повлияет и на все остальные, необходимость в которых возникнет по ходу жизни. Надо найти такую ниточку, потянув за которую, размотаем весь клубок.

Таким качеством является творческое, продуктивное, диалектическое мышление. Какое бы важное жизненное свойство мы ни взяли, если мы начнём анализировать его генезис, его структуру, его реальное применение, то всегда придём к лежащему в его основании мышлению.

Доброта? Но кто есть добрый: тот, кто хочет добра, или тот, кто делает добро? Но если ты хочешь добра, но не умеешь отличить добра от зла; если ты хочешь добра, но не умеешь его делать; если ты хочешь добра другому, но не понимаешь ни его, ни окружающей ситуации? То есть если у тебя не развито мышление? Тогда ты уподобишься, например, «доброй», заботливой матери, которая для того, чтобы ребёнок не заболел, укутывает его в семь одёжек с застёжками, и в результате тот, разумеется, болеет чаще.

Коммуникативность? Но если тебе нечего сказать другим; если ты не понимаешь разницу между людьми: кому и что интересно, с кем можно шутить, а с кем нельзя; какие темы являются болезненными, какие непонятными, какие неинтересными и т.п.? То есть если у тебя не развито мышление? Тогда ты будешь напоминать человека, всем по одиннадцатому кругу рассказывающему любимый анекдот и смеющегося в одиночестве над ним громче всех; человека, который заставляет окружающих читать понравившуюся лично ему семисотстраничную книгу; человека общительного, но не общающегося с другими, так как, завидев его в конце коридора, они спешат удрать по боковой лестнице.

Профессионализм? А какое главное качество хорошего парикмахера? Гибкость пальцев? А повара? Любовь к вареву? Или всё-таки, как учит детей учитель физического воспитания московской школы 1236 (968) Андрей Аркадьевич Чумаков: «Что главное в баскетболе? Интеллект!»

Но мышление тоже бывает разное. Можно применять известные способы при решении задачи. И это удобно всегда, когда есть такая возможность. Но в жизни есть задачи, при решении которых старые способы всегда непригодны. Например, задача по определению своего места в жизни. А, кроме того, мир меняется столь стремительно, что человек, не умеющий меняться (то есть творить себя), и человек, не умеющий сам создавать новое (то есть творить мир), окажется подвешенным в безвоздушном пространстве своих нереализованных и даже не познанных желаний.

В основе творчества, в основе развития лежит диалектическое мышление. Диалектическое мышление — это решение задачи, которую нельзя решить. Не потому что не хватает знаний; не потому что не хватает времени; не потому что она очень трудная. Нельзя решить, потому что решить её принципиально невозможно, так как для решения потребуется совместить несовместимое, отрицающее друг друга, противоречащее друг другу. Концепция диалектического мышления как особой формы мышления разрабатывается в нашей стране Николаем Евгеньевичем Вераксой и коллективом его единомышленников с начала 80-х годов прошлого века. О диалектическом мышлении писали и раньше в нашей стране и за рубежом. О нём говорили, как о самом лучшем мышлении, которым обладают наиболее продвинутые гении — Сократ, Леонардо, Эйнштейн; философ Б. М. Кедров подробно анализировал, например, диалектическое мышление Менделеева. А Н. Е. Веракса выдвинул неожиданную идею о том, что диалектическое мышление — это родовая характеристика человека; оно наблюдается уже у детей дошкольного возраста. Взрослое мышление скованно законами формальной логики: то, что является твёрдым, точно не является мягким; если я иду вперёд, то я не сижу, не стою и тем более не иду назад. А для ребёнка таких противоречий нет: он может про одно и то же говорить, что оно маленькое, и тут же, что оно большое. С точки зрения формальной логики это ошибка: ничто не может в одно и то же время в одном и том же месте по одному и тому же основанию быть чем-то и ему противоположным. И с точки зрения традиционного представления о развитии мышления эти ошибки должны изживаться с возрастом.

Н. Е. Веракса показал, что именно такие «ошибки» и лежат в основе человеческого творчества; именно способность увидеть привычный объект как противоположный, выстроить ситуацию, в которой взаимоисключающие свойства не уничтожают друг друга, а сосуществуют, порождая новое содержание, и позволяет человеку менять мир и менять самого себя. И основы такой способности — диалектического мышления — есть как раз у маленького ребёнка, которого окружающая культура (в первую очередь, школьная) ещё не погрузила мир однозначностей, в пространство единых правил, неменяемых знаний, как будто бы проверенных путей.

3. Диалектические мыслительные действия

Н. Е. Веракса описывает диалектическое мышление не с точки зрения содержания, как делали до него (мол, это мышление, приспособленное для решения задач особого рода: очень сложных, научных), а формально, структурно: это особый тип мышления, раскрываемый через систему диалектических мыслительных действий, которые можно применять в отношении любого содержания. И их можно развивать. Да, мышление обычно применяется целостно; но развивать его можно и путём решения задач, для поиска правильного ответа в которых требуется применение конкретных действий мышления.

Читайте также:  Способ достижения чего нибудь 4 буквы

Диалектическое мышление — это оперирование противоположностями. Если формальная логика говорит, что для того чтобы увеличить результат, нужно делать больше и быстрее, то диалектика может утверждать, что в этом случае требуется работать медленнее и меньше. Если логик настаивает на невозможности пить кофе с друзьями в Верхней Салде, беседуя о высоких материях, и в это же самое время читать лекцию в Магадане, то диалектик придумывает поочерёдно видеокассеты, интернет и скайп. Если человек обнаруживает себя катящимся в пропасть и понимает, что в конце пути — дно, то для диалектически мыслящего любое дно — это место начала подъёма. Если трудно понять, как лёгкое может быть одновременно тяжёлым, то для диалектика это тоже трудно — но не невозможно.

На сегодняшний момент описано десять диалектических мыслительных действий; десять разных способов работы с противоположностями. Пять из них являются первичными; пять других построены на их основе, они являются повторным применением первичных, но с достижением нового эффекта. Мы кратко перечислим их; конечно, для полного понимания необходимо более подробное описание; в этом случае можно обратиться к литературе, которая представлена в заключении книги.

Первичные диалектические мыслительные действия

Диалектическое мыслительное действие превращение (описано Н. Е. Вераксой). Существует объект (явление, ситуация) с известными, понятными, неслучайными, соответствующими ему свойствами. Но на любой такой объект (явление, ситуацию) можно взглянуть, как на противоположный: предположить, что он на самом деле обладает свойствами, противоположными изначально ему приписываемым. Так творческий продукт всегда возникает в ситуации превращения, потому что новое — противоположно старому; если оно не противоположно, то это лишь видоизменение, усовершенствование старого.

Диалектическое мыслительное действие опосредствование (описано Н. Е. Вераксой). Если существуют, например, две потребности, которые отрицают друг друга, которые абсолютно несовместимы, которые, если находятся вместе, всегда будут вести борьбу на уничтожение, то всегда можно найти (выстроить) такую ситуацию, в которой они не просто будут существовать одновременно, не пытаясь устранить одна другую, но и будут полностью удовлетворены. Можно сказать, что в данном случае появляется новая потребность, новое явление. Опосредствование — суть диалектики, так как при его применении точно нарушается закон формальной логики — закон непротиворечия.

Диалектическое мыслительное действие объединение (описано Н. Е. Вераксой). Для того, чтобы понять любой сложный объект (явление, ситуацию; а не сложных не бывает) — и уж тем более развивающийся — необходимо найти в нём существенные, важные противоречия. То есть в нём есть нечто, что делает его самим собой, и есть противоположное, без чего он тоже не может существовать. Но они именно противоположны — то есть отрицают друг друга. Это самое сложное по применению диалектическое мыслительное действие, так как, если в других изначально есть элемент, от которого можно оттолкнуться, выстраивая бинарную систему, или уже готовая пара элементов, то здесь нужно обнаружить всё самому — извлечь из эмпирического хаоса.

Диалектическое мыслительное действие отождествление (предложено Л. Ф. Баяновой). Два противоположных объекта (не просто непохожие, не просто чем-то отличающиеся, а именно противоположные, несовместимые) могут на самом деле оказаться идентичными, одинаковыми.

Диалектическое мыслительное действие разотождествление (предложено О. А. Шиян). То, что мы обоснованно считали идентичным (дело не в «мы», а в «обоснованно», объективно), можно описать, как противоположное (опять-таки, это не «игры разума», а обнаружение реальности).

Вторичные диалектические мыслительные действия

Диалектическое мыслительное действие обращение (описано Н. Е. Вераксой). Произведён анализ; выявлены начало и конец, причины и следствия. Но можно запустить процесс в обратном направлении: то, что воспринималось, как следствие, рассмотреть, как причину; то, что считалось причиной, описать, как следствие. В данном случае мы имеем дело с двумя последовательными диалектическими превращениями. Но надо понимать, что повторное применение диалектического мыслительного действия не является простым, примитивным повторением наработанного. Мышление — решение задачи; диалектическое мышление — решение творческой задачи. Когда решение найдено (то есть задача решена — не предположительно, а правильно), то во много раз труднее пробовать опять применить то же самое мыслительное действие. В этом случае нет внешней необходимости; его применение лежит в области собственного целеполагания.

Диалектическое мыслительное действие замыкание (описано Н. Е. Вераксой). После того, как в объекте обнаружены противоположные исходным свойства, можно опять вернуться к свойствам начальным и рассмотреть объект через их призму. Конечно, это уже не будет полным возвращением к первоначальной ситуации: она будет обогащена знанием противоположного. Здесь опять-таки два последовательных диалектических превращения.

Диалектическое мыслительное действие смена альтернативы (описано Н. Е. Вераксой). Рассмотрев объект с точки зрения каких-либо структурных, существенных противоположностей, поняв динамику его развития в процессе столкновения этих противоположностей, обнаружив скрытые свойства, можно попробовать обнаружить в объекте другую пару противоположностей, точно так же задающих его сущность и из которых можно вывести его свойства — в том числе новые. Это второе диалектическое объединение.

Диалектическое мыслительное действие репревращение (описание предложено И. Б. Шияном). Чтобы понять объект, можно описать его через противоположное. Но после существует возможность подобрать к нему другую противоположность, через понимание которой так же можно представить наш целостный объект, но уже вскрыв в нём новые особенности и характеристики. Речь идёт опять о повторном применении диалектического превращения.

Диалектическое мыслительное действие сериация (описано Н. Е. Вераксой). В данном случае мы имеем дело с цепочкой последовательных диалектических опосредствований. Если речь идёт о процессе перехода объекта в противоположный, то его можно разделить на ряд этапов, выделить конкретные моменты, в которых будет удержана как изначальная ситуация, так и конечная, но при этом каждый раз будет явное продвижение в сторону изменения, в сторону искомой противоположности. Так, например, процесс научного открытия может состоять из выдвижения гипотезы, подбора (или проектирования) методов, разработки процедуры, проведения практического исследования. Но ведь гипотеза уже является решением задачи, если она потом подтвердится. Но при этом в момент выдвижения она является ещё незнанием, так как не доказана. Проектирование методов приближает нас к точному знанию по сравнению с предшествующим этапом, но всё равно всё ещё является опосредствованием между знанием и незнанием.

Применение каждого из вышеперечисленных диалектических мыслительных действий включено в общий процесс творческого мышления, продуктивного решения задачи. Но, выстраивая процесс развития диалектического мышления, педагог может придумывать задачи, в основе которых лежит определённая диалектическая структура: превращение, смена альтернативы и т. п.

Анализируя любой творческий продукт (в науке, в искусстве, в технике, в ремесле, в быту) мы можем обнаружить применение этих действий диалектического мышления. Не является исключением и педагогика.

Источник

Оцените статью
Разные способы