Методы и формы развития детского художественного творчества
Надежда Лысикова
Методы и формы развития детского художественного творчества
«Художественно-эстетическое развитие»
Методы и формы развития детского художественного творчества:
• Рассматривание, обсуждение разнообразных объектов
• Разговор об искусстве, изобразительных техниках, инструментах
• Создание выставки, поделок, украшений для группы
• Исследования (детские игровые проекты)
• Ситуации индивидуального и коллективного творчества
• Игры и упражнения на развитие эстетических, сенсорных и творческих способностей
Приобщение к изобразительному искусству
• Рисование по образцам, схемам
• Работа в центре художественного творчества по закреплению способов рисования
• Рассматривание картин, иллюстраций
• Работа в центре художественного творчества по закреплению способов составления композиции, работа с ножницами
• Аппликация по образцам, схемам
• Коллективные работы (1 раз в месяц)
• Рассматривание игрушек, скульптурных форм
• Индивидуальная работа с детьми
• Работа в центре художественного творчества по закреплению способов лепки
• Лепка по образцам, схемам
• Коллективные работы (1 раз в месяц)
Художественный труд
• Рассматривание игрушек, поделок, иллюстраций
• Работа в центре художественного творчества по закреплению способов выполнения поделок
• Выполнение работ по образцам, схемам
• Индивидуальная работа с детьми
• Коллективные работы (один раз в месяц)
• Рассматривание построек, иллюстраций, рисунков
• Работа в центре художественного творчества по закреплению способов выполнения поделок, построек (из бумаги, по типу оригами, природного материала, бросового материала, разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов)
• Выполнение работ по образцам, схемам, чертежам, рисункам
• Индивидуальная работа с детьми
• Закрепление музыкально — ритмических движений
• Слушание музыки, музыкальных инструментов
• Развлечения (концерты, праздники, спектакли, театральные игры) – 4 раза в месяц (1 – музыкальный руководитель, 3- воспитатель)
Методы развития декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием городецкой росписи Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие.
Барельефы — прекрасная возможность для развития детского творчества Ребёнок должен развиваться разносторонне. Немалую роль в этом играет творчество. Творчество – неотъемлемая часть нашей жизни. Это как.
Бисероплетение как средство развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста На современном этапе развития общества целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка. Возросло внимание к.
Особенности развития художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста Обязательными признаками творчества, по мнению ученых, являются преобразование предметов, явлений, новизна, оригинальность, полученные в.
Пасхальная выставка работ художественного детского творчества Пасхальная выставка работ художественного детского творчества. К празднику Святой Пасхи готовились долго,знакомились с обычаями, узнавали.
Применение нетрадиционной техники рисования как средства развития художественного творчества у детей дошкольного возраста Применение нетрадиционной техники рисования как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста. «В одном мгновенье.
Семинар-практикум «Развитие детского художественного творчества посредством конструктивно-модельной деятельности» Творчество — это человеческая деятельность высшего уровня познание и преобразование окружающей природы и социального мира. В процессе творческой.
Театрализованная деятельность как условие развития видов детского творчества Театрализованная деятельность как условие развития видов детского творчества. Задачи: Создать условия для развития творческой активности.
XVI Ежегодный фестиваль-конкурс детского художественного творчества «Весенняя капель 2015» В конце апреля 2015 года в Красноярском крае проходил XVI ежегодный фестиваль-конкурс детского художественного творчества «Весенняя капель.
Источник
Методы, приёмы, формы развития детского творчества у старших дошкольников.
статья (старшая группа) на тему
Развитие детского творчества осуществляется в процессе обучения старших дошкольников под руководством взрослого. Здесь используются в комплексе словесные, наглядные, практические и игровые методы. Основными формами организации этого процесса выступает непосредственно организованная деятельность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_priemy.docx | 15.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, приёмы, формы развития детского творчества у старших дошкольников
В педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие детского творчества у старших дошкольников. Поскольку одна из задач развития детского творчества – обогащение опыта детей, то активно используются объяснительно-иллюстративные методы. В их составе выделяются словесные и наглядные методы. Словесные методы – это беседа, рассказ воспитателя. Наглядные методы – наблюдение, показ фотографий, картинок, иллюстраций, репродукций, слайдов, видофрагментов, демонстрация опытов, детское экспериментирование.
Развитию детского творчества старших дошкольников способствуют практические методы, с помощью которых в разных видах деятельности детей решаются следующие задачи:
1)формирование умений и навыков деятельности. Дети осваивают новые способы работы с разными материалами, изображения предметов и образов окружающего мира, нетрадиционные техники;
2)формирование творческой активности детей предусматривает развитие творческой индивидуальности, оригинальности в выборе сюжета, композиции, цвета; поощрение поиска новых, оригинальных приемов решения поставленных задач; использование адекватных образу средств выразительности; умение отстаивать свою точку зрения.
Детское творчество старших дошкольников неразрывно связано с игрой. Поэтому для его развития необходимо использовать игровые методы. По мнению Е.А.Яковлевой, «различные виды игр дают ребенку материал для развития творческого потенциала». Д.Б. Эльконин, отмечая воспитательное влияние дидактических игр на развитие детского творчества, писал: «Каждая дидактическая игра, если она по силам ребенку-дошкольнику, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы». С помощью игровых методов, – отмечает Н.И. Иванова, – происходит обучение в процессе собственной самостоятельной и активной деятельности ребенка, направленной на «открытие» им нового знания». По наблюдениям Л.А.Парамоновой, в процессе применения игровых методов реализуется принцип: креативности, который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало дошкольников, приобретение ими собственного опыта активной творческой деятельности.
В развитии детского творчества А. Страунинг выделяет метод создания ситуаций «мозгового штурма», который предполагает совместное обсуждение со старшими дошкольниками возникшей в любой деятельности (игровой, изобразительной, трудовой) проблемы путем постановки взрослым вопросов, позволяющих контролировать творческие решения встающих перед детьми проблем.
Для развития детского творчества старших дошкольников используются различные приемы. Прием в педагогике – это 1) способ педагогических действий в определенных условиях; 2) элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода. Приемы, которые составляют основу творческого решения любой проблемы, называют эвристическими. С. Барре приводит перечень эвристических приемов, формулируя их в виде вопросов, которые вполне эффективно могут использоваться для развития детского творчества старших дошкольников в разных видах продуктивной деятельности.
В психолого-педагогической литературе находим приемы развития творческого воображения старших дошкольников. Это объединение (агглютинация), аналогия, преувеличение и преуменьшение, акцентирование. Объединение (агглютинация) – это когда фантастическая идея можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Достаточно взять части или свойства нескольких объектов и составить из них новый объект (сфинкс, единорог, избушка на курьих ножках, ковер-самолет и другие мифические существа и предметы). Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств. Например, детям предлагается нарисовать Чудо-Юдо. При этом один ребенок рисует голову любого животного, другой – туловище, третий – ноги или хвост. Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д. Преувеличение или преуменьшение – это самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты, Гаргантюа и Пантагрюэль. Акцентирование – это выделение, подчеркивание какой-то части предмета, образа, что делает его непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное в данном конкретном образе. Так, Илья Муромец необыкновенно сильный, Кощей злой, Солдат смекалистый, а Василиса Премудрая очень умная. Типизация – самый сложный путь создания образа творческого воображения, это обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Все эти приемы (конечно, без четкого осознания и знания их названий) применяются детьми для создания фантастических образов, описаний: сказочных деревьев, фруктов, птиц, зверей, домов, людей и т.д.
Формы развития детского творчества старших дошкольников весьма разнообразны – коллективные, групповые, индивидуальные. Коллективные формы – это экскурсии в музеи, походы в театр, на концерты, выставки. Групповые и подгрупповые формы развития детского творчества используются в процессе совместной деятельности детей и воспитателей и в самостоятельной деятельности детей – в играх, изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование). В свободной деятельности старших дошкольников, во время развлечений и праздников используются игры, соревнования, конкурсы. Индивидуальные формы работы с детьми обязательно используются при развитии детского творчества, так как учет индивидуальные особенностей, склонностей и интересов каждого ребенка – обязательное условие развития детского творчества.
Таким образом, развитие детского творчества осуществляется в процессе обучения старших дошкольников под руководством взрослого. Здесь используются в комплексе словесные, наглядные, практические и игровые методы. Предпочтение отдается игровым методам обучения. Приемы развития детского творчества у старших дошкольников выступают как часть методов обучения, они достаточно специфичны: объединение (агглютинация), аналогия, преувеличение и преуменьшение, акцентирование. Основными формами организации этого процесса выступает непосредственно организованная деятельность детей. Эта деятельность может носить интегрированный характер, т.е. объединять разные виды деятельности дошкольников. Различные формы развития детского творчества (коллективные, групповые, индивидуальные) могут включаться в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (изобразительную, речевую, музыкальную, познавательную).
Источник
Консультация «Как развивать творческие способности дошкольников»
наталья немкова
Консультация «Как развивать творческие способности дошкольников»
«Как развивать творческие способности дошкольников»
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.
Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период литературное детское творчество является частью игры: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза, приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское
творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества).
Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Оно, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы его проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.
В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?
Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.
Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.
Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы.
Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.
Как развивать творческие способности ребенка.
Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет (берет кубик и говорит, что это — стол, а может — это чашка).
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность (от англ. create — создавать, творить) — способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.
Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри
на облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать,на что она может быть похожа. Нарисовать круг, пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже.
Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
2. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами, вешаем буквы на предметы чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами – пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.
3. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего
нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
4. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
5. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь — в подсказку. К сожалению, подсказка — распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
6. Давно известно, что для творчества необходимы комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации Приходилось ли вам, когда–нибудь слышать, как дошкольник 5 – 7 лет обращается к взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте».
Консультация «Художественно-творческие способности дошкольников и их возрастные особенности» Художественно-творческие способности дошкольника, возрастные особенности. Художественно-творческие способности дошкольника можно определить,.
Консультация «Как развивать мелкую моторику у детей» Существует широкий спектр различных занятий, упражнений и игр для развития мелкой моторики у детей. Некоторые из них будут рассмотрены чуть.
Консультация «Как развивать у ребёнка фантазии» 5 СПОСОБОВ, КАК РАЗВИТЬ ФАНТАЗИЮ Дети – такие фантазеры! Ребенок путешествует в своих мыслях по разным планетам, его картины полны ярких.
Консультация для родителей «Как развивать творческие способности ребёнка» Консультация для родителей. «Как развивать творческие способности ребёнка». Составила: Зубехина А. В. музыкальный руководитель МБДОУ «Детский.
Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности.
Консультация для родителей «Развиваем творческие способности ребенка. Нетрадиционные техники рисования» Художник хочет рисовать, Пусть не дают ему тетрадь… На то художник и художник – Рисует он, где только может… Он чертит палкой по земле,.
Консультация для родителей (законных представителей) «Как развивать математические способности ребенка» Консультация для родителей (законных представителей) «Как развивать математические способности ребенка» Математика — это мощный фактор.
Консультация «Творческие способности детей дошкольного возраста» Тема статьи: Творческие способности детей дошкольного возраста Аннотация. В статье рассматривается необходимость развития творческих способностей.
Сущность понятия «творческие способности» и как их развивать Сущность понятия «творческие способности» и как их развивать? Сначала рассмотрим понятие “способности”. В отечественной науке ведущим остается.
Источник