Способы развития читательской грамотности

Мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»
учебно-методический материал по русскому языку (8, 9 класс)

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помогают ненавязчиво подготовить детей к устному и письменному экзаменам по русскому языку

Скачать:

Вложение Размер
master-klass_rabota_s_tekstom.docx 26.74 КБ
rabota_s_tekstom_kak_osnovnoy_sposob_formirovaniya.pptx 956.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского муниципального района Челябинской области

«Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»

Учитель русского языка и литературы высшей категории Ю.Ю.Курова

с. Октябрьское, 2021

Мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»

Цель: представление опыта работы с текстом на уроках русского языка

  1. познакомить с основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью;
  2. представить приёмы работы с текстом на уроках русского языка и применить их на практике;
  3. рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса

Целевая аудитория: педагоги школы.

Время проведения – 25 минут

Оборудование: ПК, проектор, маршрутные листы

1. Организационный (1 мин.): вступительное слово мастера, деление на микрогруппы; постановка целей и задач мастер-класса.

2. Теоретическая часть (5-7 мин.): основные понятия темы и приёмы работы

3. Практическая часть (15 мин.): проведение «урока» с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы.

4. Рефлексия (2-3 мин.): обсуждение результатов совместной деятельности.

1. Вступление (организационный этап)

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию м-к «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности». ( Коллеги сидят произвольно, создав пары или тройки – будущие рабочие группы .) Предлагаю вашему вниманию приёмы работы с текстом на уроках русского языка, способствующие развитию функциональной грамотности.

2. Теоретическая часть ( сопровождается презентацией )

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности и участвовать в социальной жизни.

Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).

Тексты можно разделить на сплошные (без изображений) и несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом).

При работе с текстом проверяются следующие виды деятельности: поиск и извлечение информации, интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) текста, оценка формы и содержания текста и использование информации из текста.

3. Практическая часть. Перейдём от слов к делу.

Перед Вами текст. Прочитайте его, пожалуйста.

Ответьте на два простых вопроса:

  1. Какова тема этого текста?
  2. Какова его идея?

(группы обсуждают, записывают свои варианты, озвучивают)

Родина серебристой ели – Канада. Продолжительность жизни этого дерева – 500-800 лет. Но серебристая ель, выращенная в питомнике под городом Нальчиком, ещё совсем молода.

Вырастил эту ель, строгую и гордую старый селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко, удостоенный за это Государственной премии. Нелёгок был его труд. Никак не всходили семена в непривычных, не подходящих для них условиях. Но терпение и опыт селекционера победили. Последние три килограмма семян, оставшиеся после гибели первых всходов, он высадил в еловые опилки. И тысячи крепких всходов, почувствовавших родную среду, потянулись к солнцу.

Первая из выращенных в питомнике серебристых елей уехала на Днепрогэс.

Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля, и на Мамаевом кургане, и возле Брестской крепости.

Давайте проверим себя .

Обратите внимание на имена собственные, использованные в данном тексте, и сгруппируйте их.

(группы обсуждают, записывают свои варианты, озвучивают)

Названия памятных мест

Иван Порфирьевич Ковтуненко

Не относящиеся к российской действительности

Относящиеся к российской действительности

Нальчик, Днепрогэс, Кремль, Мамаев курган, Брестская крепость, И.П.Ковтуненко, Государственная премия

Обратите внимание на географические названия.

Объясните, почему никак не всходили семена серебристой ели?

( Кана́да — государство в Северной Америке, занимает второе место в мире по площади. Омывается Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым океанами, имея самую длинную береговую линию в мире. Граничит с США на юге и на северо-западе, также имеет морские границы с Данией (Гренландия) на северо-востоке и с Францией (Сен-Пьер и Микелон) на востоке.)

(На́льчик — город на юге России, столица Кабардино-Балкарской Республики.)

Обратите внимание на название памятных мест.

Как вы думаете, почему ель Ковтуненко встала у этих стен?

(Днепрóвская гидроэлектростáнция — крупная гидроэлектростанция на юг Украины, пятая ступень каскада гидроэлектростанций, обеспечивает электроэнергией Донецко-Криворожский промышленный район. Станция находится в городе Запорожье и является старейшей среди каскада электростанций на реке Днепр. На основе Днепрогэс в Запорожье был создан металлургический, химический и машиностроительный промышленный комплекс. С сооружением плотины, которая на 50 м повысила уровень воды в Днепре, открылось сквозное судоходство. 1-я очередь построена в 1927—1932 годах.)

( Мама́ев курга́н — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои, начиная с сентября 1942 года и заканчивая январём 1943 года. Сегодня Мамаев курган известен в первую очередь памятником-ансамблем «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать зовёт!». На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более чем 35 000 защитников Сталинграда.)

(Брест, го́род-геро́й, — высшая степень отличия, которой удостоены двенадцать городов Советского Союза, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Кроме того, Брестской крепости присвоено звание крепости-героя .)

Вернёмся к нашим первым выводам. Перечитайте текст снова.

  1. Какова тема этого текста? (О нелёгком труде по выращиванию серебристой ели)
  2. Какова его идея? (Можно достичь всего, если есть терпение, трудолюбие, знания, опыт)

Теперь, когда мы знаем общую тему, определите, пожалуйста, микротему каждого абзаца.

  1. Серебристая ель из Нальчика совсем молода.
  2. Терпение и опыт селекционера Ивана Ковтуненко.
  3. Первая — на Днепрогэс
  4. Ель — у памятников воинской славы и героического труда.

Что у вас получилось? (План)

Будьте добры, перескажите текст, опираясь на план.

За что же Иван Порфирьевич Ковтуненко был удостоен высокой награды, Государственной премии СССР?

Везде ли можно посадить ель Ковтуненко?

При работе с данным текстом мы проверили следующие умения: поиск и извлечение информации, интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) текста, оценка формы и содержания текста и использование информации из текста.

Поиск и извлечение информации

Нашли имена собственные, сгруппировали.

Объяснили, почему были проблемы с выращиванием этой ели в России.

Объяснили, почему эта ель посажена у мест воинской и трудовой славы

Интерпретация и интеграция текста

Определили тему и идею текста

Составили план текста

Ответили на вопрос: «За что же И.П.Ковтуненко был удостоен высокой награды?»

Использование информации из текста

Поразмышляли над проблемой: «Везде ли можно посадить ель Ковтуненко?»

Сожмите руку в кулак. Ответьте на мои вопросы. При положительном ответе освобождайте один палец.

  1. Интересно ли было вам работать?
  2. Всё ли вам было понятно?
  3. Со всеми ли заданиями вы справились?
  4. Полезной ли была эта деятельность?
  5. Будете ли вы использовать такие приёмы работы с текстом на своих занятиях?

Источник

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Все мы знаем, что успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности являются уроки русского языка и литературы.

Конечная цель обучения русскому языку — это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.

Основу содержания русского языка, литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы;

анализ и интерпретация произведения;

В своей работе особое внимание уделяю такому виду деятельности, как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и других авторов. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности.

Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

Для формирования читательской грамотности применяю несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом:

Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока. связывать разрозненные факты в единую картину;систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.

Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма — представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям «второго уровня».

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).Кластер — универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока. В зависимости от цели урока можно организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

• умение формулировать вопросы;

• умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Приём «Лингвистическая сказка». Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста,применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную. Приём «Лингвистические сказки» благотворно влияют на отношение учащихся к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Сказочный дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя сухие правила учебника.
Лингвистическая сказка помогает сделать процесс обучения эффективным, разнообразным, а главное — интересным. Она способствует развитию у детей фантазии, воображения, чувства слова. Лингвистические сказки на уроках русского языка позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к самому предмету, формируют коммуникативные компетентности и повышают орфографическую грамотность учащихся.

Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «письмо с дырками». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала .

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией:извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

• Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.

• Принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

Прием «концептуальная таблица»особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. привести конкретный пример.

Образы чиновников в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»

Отношение к просьбе Хлестакова

Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Это позволяет поддерживать познавательный интерес, развивать творческое воображение учащихся, обогащать их словарный запас, вырабатывать умение аргументированно строить ответ на любую заданную тему, соблюдать структуру сочинения (вступление, основная часть, заключительная часть). Рецензирование и стилистическая правка сочинений, проведенная с учениками, позволяет исправить ошибки. Тематика может быть разной. («Что бы я изменил в финале рассказа», « Герои повести 20 лет спустя» и т. д.

Таким образом,п редставленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:

учить видеть, слышать и чувствовать текст;

пополнять речевую память учащегося;

обогащать словарный запас;

продуктивно усваивать учебный материал;

прививать эстетический вкус;

формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

Применение данных приемов формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

Источник

Читайте также:  Рецепт приготовления белых груздей холодным способом
Оцените статью
Разные способы