Способы развития читательского интереса

Приемы развития читательского интереса на уроках литературы
статья по литературе

Данная статья поможет найти несколько способов, помогающих развить интерес к чтению у учащихся

Скачать:

Вложение Размер
priemy_razvitiya_chitatelskogo_interesa.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы развития читательского интереса на уроках литературы

Образованный человек не тот,

кто много читает, а тот,

кто приобрел систему чтения,

не отрывки, не крохи знания,

а систему увязанных между собой знаний.

Наиболее острая социальная проблема, которая последнее время приобретает всё большие масштабы — понижение интереса к чтению. Почему современные школьники теряют статус вдумчивого читателя и становятся бездумными «листателями книги»? Причин тому много. Во — первых, наличие огромного разнообразия аудиокниг, видеороликов, кратких пересказов художественного произведения. «Зачем тратить время на бесполезное «проглатывание» огромных текстов, если можно воспользоваться аудиокнигой либо кратким изложением»,- размышляет современный школьник. Другая причина кроется в том, что учащиеся не понимают, зачем нужно читать. К сожалению, многие воспринимают чтение книги, как наказание, думая, что его принуждают к этому. Они даже не осознают, что от чтения можно получать удовольствие и наслаждение. Наличие данной проблемы приводит к духовному кризису сегодняшнего поколения, благодаря чему стирается историческая память, обесценивается понятие «патриотизм», теряется принадлежность к культуре, народу и всему человечеству.

Как же донести школьникам, что чтение играет важную роль в формировании их личности, что чтение книг помогает понять историю, психологию, самого себя? Этот вопрос остается до сих пор открытым. В этой ситуации большая ответственность, помимо семьи, падает на учителя. Но как организовать учебный процесс так, чтобы процент читающих детей в классе увеличивался, чтобы эти читатели были вдумчивыми, грамотными? Предлагаю несколько способов, решающих данную проблему.

Первое, с чего должен начать учитель, это, вероятнее всего, воодушевить ребят своим примером. Можно рассказать детям о своих любимых героях из определенных произведений , ярко описав их образы. Не стоит бояться эмоционально пересказывать содержание текста, заинтриговывая тем самым своих юных слушателей. Почему бы при этом не воспользоваться хитростью главной героини сказочного цикла «Тысяча и одна ночь» Шахерезады для мотивации прочтения того или иного художественного произведения, воодушевленно пересказывая часть произведения, на каком — то неожиданном, кульминационном моменте завершить свой рассказ.

После длительных летних каникул интересно будет провести презентацию прочитанных книг по следующим номинациям: «Книга, которая меня привела в изумление», «Книга, которую советую прочитать», «Моя любимая книга», при этом презентация должна сопровождаться пересказом интересных эпизодов, а также обменом книг.

Мотивацией для самостоятельного чтения послужит задание, связанное с поиском стихотворений 19 века на мотив одиночества или передающие легкое, озорное настроение, а так же можно поискать стихотворения вечернего настроения.

Проблема большинства не читающих детей в том, что им не попалась в руки книга по их интересам, решить данную проблему поможет информационный уголок. В таком уголке разумно будет вывесить список художественной литературы, которая будет интересна ребятам разного возраста.

Какие приемы, побуждающие к чтению во время прохождения школьной программы, можно использовать на уроках? Их существует не мало, главное, умело воспользоваться ими. Предлагаю некоторые из них.

В пятом классе, изучая произведение «Приключения Синбада — Морехода, можно применить прием «Письмо в бутылке». Любопытство детей в данном случае поможет вызвать история о том, что у нас по какой- то случайности оказалась бутылка, в которой находится письмо Синбада, обращенное к нам, читателям. Видимо, он, оказавшись совершенно один на острове, отчаявшись, пишет письмо о помощи, и кидает ее в океан, в надежде, что кто-то вскроет его. Но вот беда, пока бутылка плыла до нас, письмо повредилось водой, задача класса будет заключаться в том, чтобы восстановить поврежденный текст, но для этого нужно знать содержание последующих глав произведения, а следовательно, прочесть их.

Интересно будет для детей побывать в роли исследователей, а для этого необходимо будет расшифровать текст с опорой на изучаемое произведение, разгадки шифровки он сможет найти только в тексте, главное, чтобы шифровка была посильна ребенку, следовательно, мог ее разгадать.

Следующий прием — цифровой диктант, который поможет выявить самого внимательного читателя и соответствующе наградить его. В данном случае после прочтения изучаемого произведения необходимо предложить учащимся составить несколько утверждений по содержанию прочитанного текста, только среди данных утверждений должны находиться как ложные, так и истинные. Проделав эту работу, подготовленные ученики зачитывают свои утверждения всему классу. Ребята, в свою очередь, напротив истинного утверждения должны поставить -1, а напротив ложного- 0.

Для организации читательской деятельности предлагаю использовать перепутанные логические цепочки. Для этого необходимо выписать на листах несколько ключевых эпизодов текста и продемонстрировать их классу в нарушенной последовательности. Ребята должны восстановить правильную последовательность данных эпизодов.

Проницательного читателя поможет выявить такая литературная игра творческого характера как «Древо мудрости». Школьники после прочтения литературного текста , придумывают вопрос по содержанию, стараясь затронуть в нем важные детали, записывают его на листок бумаги, сворачивают и прикрепляют к подготовленному на доске дереву. После этого каждый учащийся подходит к дереву, срывает листок, читает вопрос и пытается дать на него правильный ответ. Все остальные оценивают как сам вопрос, так и ответ на него.

Следующий интересный прием, помогающий раскрыться малоговорящим детям — «Живые картинки». Этот прием заключается в том, что анализируя определенный эпизод художественного произведения, ребята должны при помощи жестов, мимики, поз воспроизвести прочитанный эпизод, подмечая тонкости характера героя данного эпизода.

В конце изучения произведения предлагайте детям лепить, шить героев, что позволит в дальнейшим используя созданных детьми героев поставить спектакль.

Для повышения читательского интереса у детей советую использовать приемы развития критического мышления ( составление кластеров, создание проблемных ситуаций, применение творческих заданий: изменить финал сказки, если в изучаемом произведении открыт финал, то придумать продолжение истории, сочинить загадку).

Для того, чтобы научить детей получать от чтения книг истинное удовольствие, как можно чаще делайте из книг приключения, помогайте искать в них тайные смыслы. Так, при изучении, произведения Жюль Верна «Таинственный остров», привлеките внимание детей ярким лозунгом, о том что Таинственный остров ждет их. Заинтригуйте ребят, тем, что прочтя эту книгу они смогут научиться варить мыло, делать денамит, батарею Беккереля (конечно же автор не приводит точных рецептов, но читать об этом будет очень увлекательно и интересно). Перечислите несколько интересных фактов, которые содержатся в этой книге. Завершите свой рассказ о ней фразой: «Если бы у меня спросили, какую книгу взять с собой на необитаемый остров, то я бы без сомнения посоветовала взять «Таинственный остров». Поскольку именно она сможет дать ответы, на самые нужные вопросы, которые могут возникнуть на одиноком клочке земли».

И напоследок, как бы ни старался учитель развивать читательский интерес у детей, ему это будет сложно осуществить без участия семьи. Поддерживайте связь с родителями, призывайте их к тому, чтобы они постоянно подпитывали интерес своих детей к чтению книг, пусть чаще задают вопросы по прочитанному произведению, удивляются рассказанным фактам, которые ребенок вычитал из книги. Можно посоветовать создать листок прогресса, на котором следует отмечать сколько книг прочел ребенок и за какой срок. Если детей в семье несколько, можно организовать соревнование, для этого вывесить карту мира и выяснить, кто из детей больше прочтет книг о разных странах . Более того, не стоит забывать о роли читающей семьи, если ребенок с ранних лет видит читающих родителей, то чтение книг для него становится нормой, т.к. именно читающая семья сможет разжечь в своем ребенке огонёк любопытства, которое сможет удовлетвориться благодаря чтению.

Источник

Консультация «Пути развития читательского интереса у современных школьников»

Наталья Алыкова
Консультация «Пути развития читательского интереса у современных школьников»

Пути развития читательского интереса у современных школьников.

«Чтение – это окошко,

через которое дети видят и познают мир и самих себя»

В. А. Сухомлинский

В последние годы в обществе возрос интерес к проблеме чтения. О ней уже говорят на всех уровнях и обозначают как серьёзную не только методическую, но и социальную проблему в нашей стране и во всём мире.

Книги играют огромную роль в жизни каждого человека. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, мыслей, поступков, характеров, воспитывает человечность и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через них проходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому. Поэтому от того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.

С. Я.Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим соображением художник-читатель».

Таким образом, мы видим, что чтение – это своеобразный диалог между читателем и книгой, который требует усердия, работы ума и сердца и даёт незабываемые впечатления и знания.

В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет мы наблюдаем снижение статуса чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

К сожалению, широкое распространение телевидения, видеотехники, компьютеров отодвинули книгу на второй план. Интерес к чтению у современных школьников неумолимо падает. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.Часто обращаются за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?

Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?

Существуют разные причины такого спада:

1. Усиление влияния средств массовой информации — чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;

2. Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;

3. Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами. Характерны высказывания мам, пап,бабушек : “Ты теперь большой, читай сам. ”)

4. Отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

К тому же, современный ребёнок стал читать художественные произведения и с экрана компьютера. Однако, согласно результатам зарубежных исследователей, электронный текст удерживает его внимание в среднем 15 минут.

Сегодня дети не любят читать ещё и потому, что не понимают значений многих слов родного языка, активный запас которых резко сокращается.

Таким образом, вопрос формирования читательского интереса школьников является весьма актуальным.

Как научить ребенка любить литературу?

Научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С. Маршак говорил, что есть талант (а он спрятан в каждом, его надо открыть, вырастить и воспитать.

Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – это источник духовного обогащения. И очень много может дать ребенку школьная библиотека

Наша главная цель это

1. Формирование культурной, развитой личности ученика. –

2. Воспитание у учащихся любви к книге, чтению

3. Формирование потребности читать настоящую литературу.

4. Воспитание литературного вкуса, умения, желания, привычки думать над прочитанным;

5. Формирование духовно-нравственных ценностей;

6. Развитие творческих способностей у учащихся;

К этой цели можно прийти многими путями,для реализации которой учитываются следующие факторы:

Это современный библиотечный интерьер самого помещения,также оформление библиотеки: использование различных ярких наглядных пособий (плакатов, рисунков, фотографий и т. п., организация выставок, проведение различных мероприятий на базе школьной библиотеки, как в рамках школьной программы, так и внеурочной деятельности.

Сегодня мы можем предложить нашим читателям многообразие различных справочников, словарей, энциклопедий по различным направлениям.Постоянным спросом пользуются : словари Даля, Ожегова, и другие, Белорецкая энциклопедия, справочник школьника и т. д.

Используя различные формы приобщения детей к чтению, ведём индивидуальную и массовую работу. Основным методом индивидуальной работы является беседа с читателями: такие беседы позволяют выработать дальнейшую стратегию рекомендации книг данному читателю, в зависимости от индивидуальных особенностей, и перейти к составлению рекомендательных, информационных списков чтения. Моя задача как библиотекарь — предложить детям лучшее, пробудить в них познавательный интерес к книге, чтению.

Записывая первоклассников в библиотеку вначале я провожу экскурсию по библиотеке, рассказываю и показываю как и где хранятся книги, как называется библиотечная мебель и т. д. Взяв книги на дом ребятам дается какое–нибудь задание. (Сделать рисунок, подготовиться к викторине, рассказать о том, что прочитал.) Бывает такое, что ребенок возвращает непрочитанную книгу, тогда я в ходе индивидуальной беседы выясняю причину (либо не устраивает шрифт, или размер текста) и стараюсь в следующий раз подобрать книгу подходящего формата.

Так же пробуждению читательского интереса способствуют уроки-обзоры книг, библиотечные часы, выставки.

Выставка, как форма библиотечной работы, наглядна. 80 % информации человек воспринимает с помощью зрения. Книжные выставки раскрывают богатства фондов библиотеки, привлекают внимание читателей, пробуждают интерес к книгам и самостоятельному творчеству.

К предметным неделям обязательно готовлю выставки или просмотры литературы.Например: «К математике тропинку вы найдете без запинки», «Я б в отличники пошёл…», «Учёным можешь ты не быть, но грамотным ты быть обязан». Такие выставки способствуют развитию интереса к научно-популярной литературе, расширяют кругозор, углубляют знания по предметам.

С целью привлечения детей к чтению, к проявлению творческих способностей 18 марта мы проводили литературный квест «Читаем вместе».

В конкурсе участвовали 2-7 классы вместе со своими родителями. Главная цель Праздника — приобщение детей к книге, воспитание культуры чтения и любви к литературе. Ребята рассказывали о прочитанных книгах, рекламировали их прочитать своим одноклассникам и участникам конкурса.

В прошлом году дети нашей школы приняли активное участие в республиканском конкурсе РШБА «Книга открывающая мир», «Читающая семья – интеллектуальный потенциал нации», «Ожившие страницы Читайки», «Читающая мама». В этом году мы приняли активное участие в республиканском конкурсе «Самый талантливый читатель», участие во Всероссийском конкурсе на лучший просветительский проект «Актуальная классика: от Пушкина до Чехова». Проведение таких конкурсов способствуют повышению престижа книги, чтения, библиотеки, сохранению и развитию традиций семейного чтения, выявление и поощрение лучших читателей библиотек.

Итак, можно сделать следующий вывод, что формирование

направленности читательского интереса у учащихся зависит от нескольких факторов. Самое главное — это совместная работа в данном направлении, как библиотекаря, учителя, так и родителей. Наша задача — вызвать интерес у ребёнка, увлечь его книгой, заставить сопереживать, сочувствовать героям произведения. Привитый с детства интерес к книге ни когда не исчезнет, а со временем будет становиться только сильней, таким образом, оказывая влияние на формирование ребёнка как целостную личность, ответственного и честного гражданина своей страны.

Консультация «Пути повышения мотивации обучения учащихся» «Пути повышения мотивации обучения учащихся» Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П. Я. Гальперин Каждый учитель.

«Пути эффективного развития познавательно-исследовательской активности дошкольников» Для решения проблемы развития познавательной активности дошкольников через их активное участие в образовательном процессе ДОО педагогам.

Дидактические игры для развития интереса к художественному творчеству (рисование) Дидактические игры для развития интереса к художественному творчеству (рисование) «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ САЛОН Задачи: развивать умение детей.

ИКТ как средство развития познавательного интереса детей 6–7 лет Среди проблем, которые возникают перед педагогом дошкольного образовательного учреждения, все более ярко на первый план выступают те проблемы,.

Конспект урока «Использование современных фитнес-технологий для развития физических качеств младших школьников» Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально — двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию.

Консультация для родителей «Закаливание — первый шаг на пути к здоровью» Консультация для родителей «Закаливание — первый шаг на пути к здоровью» Подготовила воспитатель: Шишанова И. В. Рузаевка 2019 г. Уважаемые.

Проблемы развития творческого потенциала школьников Л. А. Бударова, Учитель, Муниципальное казенное общеобразовательное Учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Пути развития речевого общения детей 4-го года жизни в разных видах деятельности Развитие речи и речевого общения в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности.

Развития интереса к экспериментированию у старших дошкольников Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью,.

Условия развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие.

Источник

Читайте также:  Все способы стрижки каскад
Оцените статью
Разные способы