Быстрота. Скоростные способности, средства и методы их развития
Быстрота – это комплекс скоростных способностей, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный отрезок времени. Способность выполнять двигательное действие за минимальный отрезок времени.
Скоростные способности обуславливают быстроту выполнения двигательных действий, к ним относятся:
1) быстрота (простой и сложной) двигательной реакции;
2) быстрота одиночного движения;
3) частота движений – темп.
Сочетание этих 3-х показателей позволяет оценить все случаи проявления быстроты, (они не зависят друг от друга, так время двигательной реакции не зависит от скорости движения).
I. Быстрота двигательной реакции – оценивается латентным (скрытым) временем реагирования.
Различают:
а) Простую двигательную реакцию – это время ответной реакции заранее известным способом на внезапный заранее известный сигнал (выстрел старт). Простая двигательная реакция (ПДР) имеет перенос, т.е. люди, быстро реагирующие в одних случаях, быстро реагируют в других (005-02 сек.-спортивная, 015-035 сек.-неспортивная). Простая двигательная реакция совершенствуется в различных, скоростных упражнениях. Однако упражнения на совершенствование реакции не сказываются на скорости одиночного движения (скорости движения, время реагирования на звуковой сигнал меньше, чем на световой).
Методика развития: на 1-ом этапе применяется метод повторного реагирования на внезапный сигнал, сюда относятся соревновательный метод, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол). На 2-ом этапе совершенствуются сенсорный (чувствительный) тип реакций, вырабатывается способность к точному восприятию времени и его параметров в движении. Сначала учащихся информируют о времени реагирования, затем он сам оценивает его, и сравнивает с полученным результатом, и в конце учится реагировать с заранее обусловленным временем, для чего используются технические средства срочной информации (электросекундомер). Таким образом, спортсмен учится и начинает управлять своими двигательными реакциями во времени. 3-ий этап – расчлененный. На 4-ом этапе применяют психорегулирующую идеомоторную тренировку, здесь внимание уделяется на предстоящие движения, а не на сигнал (моторный тип реакции).
б) Быстрота сложной двигательной реакции — характеризуется временем реагирования на внезапный неопределенный раздражитель (сигнал), неопределенностью ответного действия (спортивные игры, единоборства). Время = 025 сек. до 1 сек.
Сложные двигательные реакции складываются:
1. Реакция на движущийся объект.
2. Реакция выбора.
Реакция на движущийся объект по времени занимает от 025 сек. до 1 сек. – это время, затраченное на фиксацию движущегося объекта или предмета глазами.
Способность видеть перемещающийся предмет тренируема, для этого используют:
1. Увеличение скорости перемещающегося предмета.
2. Внезапное появление перемещающегося предмета.
3. Уменьшение размеров перемещающихся предметов.
4. Уменьшение размеров площадки.
5. Используют технические средства (тетрис, пушки).
Реакция выбора – здесь значительные трудности возникают в связи с необходимостью выбора нужного решения с учетом поведения соперника, партнера и игровой ситуации. Большая часть времени идет на принятие самого решения: если вариантов решений от 2 до 8 то время затрачивается от 03 сек. до 06 сек. Для совершенствования реакции выбора используют постепенное увеличение числа возможных решений (ситуаций), т.е. сначала дается задание выбрать правильное решение из 2-ух возможных вариантов, затем из 3,4,5 и т.д. решений. Для этого используются специально подготовительные упражнения и тренажеры. В этих упражнениях обязательным условием является одновременное развитие и совершенствование спортивно-технических навыков, координационных способностей и тактического мышления. Следовательно, быстрота сложной двигательной реакции складывается из умения (скорости) увидеть, оценить, выбрать решение и начать действовать.
II. Быстрота одиночного движения и частота движений (темп) БОД – выполнение упражнения с максимальной скоростью исполнения.
Максимальная скорость зависит от уровня:
1) динамической силы,
4) владения техникой.
Следовательно, воспитание быстроты тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствование техники.
Частота движений или темп – это количество (частота повторений циклов) движений в единицу времени. Следовательно, темп измеряется количеством движений в единицу времени. Так у ходоков темп 120-140 шагов, у гребцов 30-40 движений в мин. Темп связан со скоростью движения, но не тождественен ей, так при одинаковом темпе при различной длине шага скорость будет различной.
Темп зависит от:
1) массы тела – чем больше масса, тем меньше темп;
2) моментов инерции, движущихся частей тела (пальцы 8-10 движений в сек., туловище 1-2 движения в сек.).
С изменением темпа нередко меняется вся структура движения (ходьба, бег). Темп часто используют для регулирования нагрузки. В качестве средств развития быстроты одиночного движения и темпа используют скоростные упражнения, т.е. те которые можно выполнять с максимальной скоростью.
Требования к скоростным упражнениям:
1. Они должны быть технически просты для выполнения их на предельной скорости.
2. Они должны быть хорошо изучены, чтобы внимание уделялось только на скорость выполнения.
3. По времени они не продолжительны (до 20-22 сек.), чтобы к концу упражнения скорость не снижалась.
4. Выполнять их необходимо на максимальной мощности (интенсивности) и после выполнения давать полный отдых (активный отдых), обеспечивающий восстановление возбудимости нервной системы.
5. Воспитание скоростных способностей идет на 1-ый и 2-ой день после отдыха и в начале основной части тренировки.
6. Интенсивность – 88% от максимальной.
7. Обязательное сочетание упражнений общего и локального воздействия, способствующие сохранению работоспособности и увеличению объема выполняемой работы.
8. В конце заданий (занятий) упражнения на расслабление.
Методы: повторный, повторно-прогрессирующий, переменный, игровой, соревновательный, контрастный (выполнение упражнений с отягощениями и без них, с сопротивлением и без него).
Так же к скоростным способностям относят скоростно-силовые способности – это проявление предельно возможных усилий в короткий промежуток времени с оптимальной амплитудой.
Они зависят от:
2) от абсолютной силы мышц;
3) от способности мышц к быстрому нарастанию усилий, к ним относятся упражнения прыжкового и метательного характера.
При развитии быстроты, максимального увеличения скорости можно добиться путем:
1. Увеличения максимальной скорости.
2. Увеличения максимальной силы (с помощью отягощений скорость развивается при 30-50% от максимального веса, скоростно-силовые способности при 50-70%, сила при 70-90% от максимального веса) путем перемещения непредельных отягощений с предельной скоростью и оптимальной амплитудой (приседания с весом, выпрыгивания, прыжки с высоты с дальним выпрыгиванием).
Преодоление скоростного барьера: облегчение внешних условий уменьшением веса снаряда, бег под гору, по ветру, буксирующее приспособление. Варьирование отягощений (тяжелое ядро перед обычным). Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений (бег за лидером, звуко-свето-лидеры). Эффект разгона – бег сходу. Сужение пространственно-временных границ выполнения упражнений (ограниченное время игры, размеры площадки, дистанции).
Особенности развития быстроты у детей.
Исследования показывают, что в детском и подростковом возрасте имеются благоприятные предпосылки для воспитания быстроты движений. Это объясняется высокой возбудимостью инервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата и высокой интенсивностью обменных процессов. Большая подвижность нервных процессов, свойственная детям и подросткам обуславливает быстроту смены сокращений и расслабление мышц, максимальный темп движений. Особенно интенсивный рост показателей быстроты движений происходит от 7-8 лет до 13-14 лет. В дальнейшем рост быстроты замедляется. Это объясняется тем, что к 13-14 годам в основном завершается анатомо-физиологическое формирование двигательного аппарата подростка, и это говорит о необходимости своевременного развития у детей соответствующих двигательных качеств и навыков.
Источник
Развитие быстроты
Способность быстро выполнять движения — одно из важнейших качеств спортсмена.
Быстрота движений человека в первую очередь определяется соответствующей нервной деятельностью головного мозга, вызывающей сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения.
Быстрота движений спортсмена в большей мере зависит от совершенства его спортивной техники, от силы и эластичности мышц, от подвижности в суставах, а в продолжительной работе — и от выносливости спортсмена.
Наибольшая быстрота движения достигается, если отсутствует сопротивление. Например, свободной рукой можно сделать предельно быстрое движение. Но если взять в руку диск или копье, то этой быстроты уже не достигнуть. Вес тела также значительно замедляет быстроту движений отталкивания в беге, движений на гимнастических снарядах. Чем меньше внешнее сопротивление движениям спортсмена, тем они относительно быстрее. Но уменьшить вес снаряда, установленный правилами соревнований, нельзя. Невозможно и уменьшить вес тела тренированного атлета без вреда для его здоровья. Но зато можно увеличить силу спортсмена, которая позволяет легче преодолевать внешнее сопротивление, а значит, и быстрее делать движения.
Быстрота движений может быть повышена за счет лучшего использования эластичности мышц, так как предварительно оптимально растянутая мышца сокращается с большей силой и быстрее. Это заставляет обратить внимание на улучшение эластичности мышц посредством специальных упражнений в растягивании.
Быстрота движений с большой амплитудой зависит и от подвижности в суставах, определяемой в первую очередь способностью мышц-антагонистов к растягиванию. Чем меньшее сопротивление движению с большой амплитудой оказывают мышцы-антагонисты, тем легче и относительно быстрее будет выполнено движение, тем лучше расслабление.
При движениях, особенно циклического характера, очень важно умение расслаблять мышцы-антагонисты, не вовлеченные в данный момент в активную работу.
В тех видах спорта, где быстрота движения должна поддерживаться на предельном уровне в течение некоторого времени, нужна специальная выносливость.
Развивать быстроту движений (особенно с помощью игр) следует с 10—12 лет. Тогда к 18—20 годам можно достичь очень высокого уровня развития этого качества.
В годы роста и формирования молодого спортсмена бурное развитие физических качеств и быстрый прогресс в освоении техники не дают оснований к стабилизации уровня быстроты движений. Но в дальнейшем чем выше уровень развития физических качеств и чем совершеннее техника, тем труднее их улучшить, тем больше условий для стабилизации быстроты, для образования стойкого ритма. Вот почему в тренировке надо применять такие методы, которые помогли бы «сломать» старый ритм и образовать новый, более быстрый. Для этого спортсмен должен неоднократно заставлять себя выполнять движения возможно быстрее, проявляя значительные волевые усилия. В этом можно помочь, создавая облегченные условия, которые дают возможность выполнять движение или действие с быстротой, превышающей установившуюся. Например, применение снарядов облегченного веса позволяет сделать толчок, рывок более быстрым.
Быстрота лучше развивается, если при выполнении упражнений спортсмен имеет стимулирующую цель: прыгая вверх, дотянуться до какого-либо предмета; произвести укол в фехтовании быстрее, чем раньше (по показанию электросекундомера); преодолеть установленное расстояние возможно быстрее; послать снаряд дальше и т. п.
Быстрые движения всегда требуют концентрированных значительных усилий. Целесообразно проводить занятия групповым методом. Совместные старты в спринте, тренировочные соревнования в выполнении упражнений «кто быстрее», «кто дальше» и т. д. создают лучшие условия для проявления больших усилий, максимально быстрых движений.
Чтобы научиться очень быстро чередовать напряжения и расслабления в циклических движениях, их выполняют с более высокой частотой за счет укорочения амплитуд (например, короче шаг в беге). Обычно такие упражнения повторяются в виде ускоренного передвижения на короткой дистанции.
Для многих спортсменов будет полезным бег с ускорениями, например на дистанции 50—80 м плавное и постепенное наращивание скорости и доведение ее до максимальной. Обычно спортсмен пытается при этом «с разгона» перейти установившийся предел и хотя бы на небольшом расстоянии достичь еще большей скорости. Новые по быстроте движения, которые он сумеет сделать, и вызовут соответствующие совершенствования в организме. Действенными такие ускорения будут только в том случае, если они многократно и часто повторяются.
Превышать установившуюся максимальную быстроту движений и скорость бега можно и с помощью звукового ускоряющегося ритма.
Большое внимание в тренировке для развития быстроты должно быть уделено упрочению двигательного навыка, в том числе овладению расслаблением, умению выполнять движения без излишних напряжений, но при больших волевых усилиях. Лучше всего это достигается многократным повторением целостного упражнения при ,8/10—9/10 максимальных усилий.
Для улучшения качества быстроты применяются специальные упражнения. Они состоят из различных, возможно быстрых, движений, в том числе и максимально приближенных к элементам избранного вида спорта.
Спортсмены могут повысить и быстроту своей реакции в боксе, фехтовании, спринте и т. д. Для этой цели применяются многократные повторения упражнений, состоящих из мгновенного реагирования движением на сигнал. В этом случае, как и вообще при развитии быстроты, особенно важно сообщать спортсмену точное время двигательной реакции, скорости бега и т. д.
Наиболее важное значение для развития быстроты у спортсмена имеет тренировка в своем виде спорта в условиях, когда необходимо выполнять возможно быстрые движения. Лучше всего это осуществляется в соревнованиях. Вот почему в видах спорта, требующих от спортсмена преимущественного развития качества быстроты, совершенно необходимы частые соревнования.
Количество повторений тренировочной работы в одном занятии не должно быть очень большим, так как предельно быстрые движения возможны только при значительной концентрации волевых усилий, а это предъявляет большие требования к центральной нервной системе. Вследствие этого уже после нескольких повторений возникает чувство некоторой усталости, ведущее к уменьшению быстроты движений. А раз быстрота движений уменьшается, значит, снижается и эффективность тренировки, направленной на развитие быстроты.
Дозировка тренировочной работы, развивающей быстроту, определяется:
- такой длительностью непрерывной тренировочной работы, при которой она выполняется без снижения почти предельной или предельной скорости;
- таким количеством повторений непрерывной тренировочной работы (особенно в циклических видах спорта), при котором она выполняется каждый раз без снижения скорости;
- таким количеством повторений упражнений (особенно в циклических видах спорта), при котором движения выполняются без снижения их быстроты.
В целом тренировочная работа для развития быстроты должна заканчиваться всякий раз, как только субъективные ощущения спортсмена или показания секундомера скажут об уменьшении быстроты. Однако эта работа может продолжаться для развития выносливости и укрепления мускулатуры.
В видах спорта, где требуется в значительной мере быстрота, лучше тренироваться чаще. В этом случае нагрузка в каждом занятии должна быть такой, после которой спортсмен сможет полностью отдохнуть перед следующим занятием и снова эффективно выполнить тренировочную работу.
Источник