Приемы для развития
критического мышления
Плотный инфопоток, окутывающий нас со всех сторон, меняет образовательную парадигму.
Нынешние студенты обладают возможностью использовать сотни различных учебных материалов. Выход в Интернет и современные гаджеты позволяют без труда найти ответ на любой вопрос.
С одной стороны, с учетом таких тенденций постепенно фокус смещается со знаний студента на его навыки и умения. Другими словами, вопрос «Что?» становится менее важным в сравнении с «Как?».
С другой стороны, на первый план среди студенческих компетенций выходит умение мыслить критически, оценивать и фильтровать получаемую отовсюду информацию, отделять зерна от плевел, проверять и перепроверять фактические данные.
О таком — критическом — мышлении мы и поговорим в сегодняшней статье.
Что такое критическое мышление
Процесс мышления современного человека тесно связан с информацией: печатной, аудиовизуальной. Умение мыслить самостоятельно складывается из усилий, взвешивания доказательств и аргументов «за» и «против».
Обрабатывать, оценивать, анализировать эту информацию и проверять ее позволяет критическое мышление. Что это такое?
- Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также применять полученные результаты к ситуациям и проблемам ( Dr. Peter A. Facione ).
В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.
В педагогике наряду с критическим мышлением внимание уделяется творческому, абстрактно-логическому, ассоциативному, образному, аналитическому мышлению, причем в зависимости от профильного предмета акценты на том или ином типе мышления могут смещаться: абстракции лежат как в основе математического, так и в основе лингвистического мира, в то время как для искусствоведения, культурологии и т. п. первостепенным значением будет обладать образное и ассоциативное мышление.
Одно из наиболее конкретных определений критического мышления применительно к образовательному процессу представлено в американской психологии и педагогике.
- Критическое мышление — это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата ( Дайана Халперн ).
Задачу привить критическое мышление часто берут на себя университеты. Например, Новосибирский государственный университет утверждает ценность критического мышления в своем девизе: «Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать».
Действительно, одной из основных целей высших учебных заведений является не только обучение студентов, но и раскрытие способностей каждого из них, воспитание личности, готовой к жизни в информационном, высокотехнологичном мире. Такой подход немыслим без умения критически оценивать происходящее вокруг.
Технология развития критического мышления в педагогике: три стадии
Поскольку ценность умения мыслить критически неоспорима, в педагогике на развитие данного типа мышления направлена особая система (технология). Эту технологию разработали педагоги Д. Стал, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер, в ее основе лежат приемы чтения и письма, а сама технология состоит из трех стадий учебного процесса: вызова, осмысления содержания и рефлексии.
Первая стадия — вызов (evocation)
На этой стадии важно пробудить познавательный интерес, сформировать желание добывать новую информацию, дополнять ее и углублять. Но это только половина задачи: вторая половина связана с актуализацией уже имеющихся знаний, что дает дополнительный стимул к изучению все нового и нового.
Основные функции этой стадии в формировании критического мышления следующие:
- мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме);
- информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме);
- коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Вторая стадия — осмысление содержания (realization of meaning)
Вторая стадия означает соприкосновение с новой поступающей информацией. Происходит ее систематизация и осмысление. Студент задумывается о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. На этой стадии происходит формирование собственной позиции студента и его мнения относительно рассматриваемого вопроса.
Основные функции этой стадии в формировании критического мышления:
- информационная (получение новой информации по теме);
- систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).
Третья стадия — рефлексия (reflection)
Рефлексия, или размышление, означает рождение нового знания и запуск бесконечной череды операций «узнать новое» -> «ощутить необходимость узнавать новое». На этой стадии новое знание закрепляется (то, что понятно, распонять уже сложно), а первичные представления активно перестраиваются и дополняются новой информацией.
Основные функции этой стадии в формировании критического мышления:
- коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
- информационная (приобретение нового знания);
- мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);
- оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Главная цель технологии развития критического мышления — развитие интеллектуальных способностей студента, позволяющих ему учиться самостоятельно. Кроме того, прикладной характер критического мышления позволяет студентам проводить в дальнейшем собственные исследования, оценивать источники, с которыми он работает. Критическое мышление учит проверять и перепроверять фактическую информацию. Такое умение будет полезно не только в массовом применении — при соприкосновении с плотным и разнородным инфополем, о котором мы говорили в самом начале статьи, но и, конечно, в образовательном процессе для всех, кто учится и учит.
При прохождении вместе со студентом или группой студентов через три этих стадии необходимо помнить, что критическое мышление помогает не только скептически относиться к чьим-либо утверждениям и не принимать ничего на веру без доказательств, но и при этом быть открытым новым идеям и методам.
Очень важно быть готовым всегда узнавать новое и дополнять информацией, поступающей извне, свою картину мира. По такому принципу, например, построена современная доказательная медицина: она не только базируется на предыдущем научном опыте, но и готова дополнять его и корректировать с учетом современных открытий и исследований.
Основные методические приемы развития критического мышления
Описанная технология («вызов — осмысление — рефлексия») задает не только определенную логику построения занятия, но и последовательность и способы сочетания конкретных приемов.
Выделим семь ключевых умений работы с информацией и перечислим приемы, позволяющие их развить.
Умение систематизировать и анализировать информацию :
- кластеры;
- таблица «Инсерт»;
- прием «общее — уникальное»;
- составление таблиц: концептуальной, сводной, «ПМИ» или «ПМ?»;
- стратегия «Фишбон»;
- «бортовой журнал».
Умение вдумчиво читать и погружаться в информацию:
- «Инсерт»;
- дневники: двухчастный и трехчастный;
- чтение с остановками;
- стратегия «Идеал»;
- стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов;
- таблица «ПМИ» или «ПМ?»;
- таблица «Сравнение источников».
Умение формулировать и решать проблемы:
- стратегия «Фишбон»;
- стратегия «Идеал».
Умение работать с понятиями:
- синквейн;
- концептуальное колесо;
- денотативный граф.
Умение вести аргументированную дискуссию:
- таблица «перекрестной дискуссии».
Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, рефлексировать :
- синквейн;
- кластеры;
- эссе и другие приемы рефлексивного письма;
- прием «общее — уникальное»;
- сводная таблица.
Коммуникативные умения:
- приемы парной и групповой работы: «зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и др.).
Одним из наиболее популярных современных приемов является «кластер», который может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Расскажем о нем поподробнее.
Кластер (англ. cluster «гроздь») — это способ графической организации текстовой информации. Прием позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при работе с текстом, и развивает нелинейные формы мышления — стихийно-рефлексивное, ассоциативное мышление. За это прием иногда называют «наглядным мозговым штурмом».
В чем суть приема?
- Для начала необходимо выделить главную смысловую единицу текста (тему) и написать ее в центре листа бумаги или на доске.
- Далее, выделяются связанные с ключевым словом смысловые единицы. Это идеи, факты, образы, соответствующие заданной теме.
- Затем общие идеи конкретизируются фактами, мнениями, новыми идеями, а сами возникающие смысловые единицы графически соединяются с ключевым понятием — темой. Так устанавливаются новые логические связи и наглядно представляются уже существующие.
В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.
Возможно, уже сейчас у вас появилось ощущение, что кластер как прием очень похож на составление ментальной карты (о
ментальных картах и их применении
для составления конспектов мы уже писали вот здесь ).
Действительно, приемы похожи: и кластер, и ментальная карта развивают системное мышление, помогают студентам систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения.
Отличие заключается в способе представления информации: ментальная карта — более свободная форма работы с ключевым понятием, основанная в том числе на ассоциациях и ярких образах, во многом ее цель — наглядно и красочно представить информацию для лучшего ее запоминания. В то время как кластер развивает само критическое мышление и призван в первую очередь систематизировать информацию.
Чтобы прием «кластер» был максимально эффективным, стоит фиксировать все мысли и идеи, которые приходят в голову, посвятить этой работе все отведенное время, не бояться творчески подходить к заданию и постараться построить как можно больше связей.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, которые преподносятся ученикам, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы, поиск ответа на которые развивает мыслительную активность.
Поэтому многие из перечисленных выше приемов строятся на умении задавать вопросы. Один из таких приемов — составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов.
Представим пример из пособия И. В. Муштавинской (список полезных книг и пособий представлен в конце статьи).
Из приведенных примеров становится ясным, что для развития критического мышления стоит не только задавать вопросы с предполагаемым однозначным ответом, но и всячески мотивировать студентов думать, рассуждать, анализировать поступающую информацию.
Систематизировать и критически оценивать информацию помогает и таблицы «ПМИ» («плюс — минус — интересно») и ее модификация «ПМ?» («плюс — минус — вопрос»), которая представлена ниже. Этот прием отлично работает на стадии вызова.
Таблица «ПМ?», создателем которой является Э. де Боно, британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, наглядно «разводит» положительные и отрицательные характеристики рассматриваемого явления по разным колонкам. Кроме того, в третьей колонке содержатся тематические вопросы, которые создают непрерывную цепочку уточнений и дальнейшее погружение в тему.
Что можно почитать педагогу?
Откуда еще можно черпать идеи и приемы для развития критического мышления студентов?
Например, можно обратиться к следующим книгам и пособиям:
- Т. Чатфилд, «Критическое мышление: Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение »;
- Непряхин Н., Пащенко Т., «Критическое мышление: железная логика на все случаи жизни »;
- И. В. Муштавинская , « Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя »;
- Т. А. Галактионова, И. О. Загашев, С. И. Заир Бек, И. В. Муштавинская , Е. А. Трифонова, «Современный студент в поле информации и коммуникации»;
- И. В. Муштавинская, « Рефлексивные технологии в обучении взрослых».
Надеемся, что перечисленные приемы, методы, подходы и пособия будут полезны в вашей педагогической деятельности.
Источник
Приёмы и методы технологии критического мышления
Содержимое публикации
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего — это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего — умением учиться. На I ступени общего среднего образования не ставится непосредственно цель формирования фундаментальных научных знаний. Задача состоит в том, чтобы создать фундамент для их усвоения в дальнейшем. Основное внимание должно уделяться не столько накоплению определённой суммы знаний, сколько привитию желания и умения учиться, приобретению навыков учебной работы.
Именно поэтому нас заинтересовала педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМ).
Актуальность развития критического мышления учащихся вытекает из особенностей современной ситуации в государстве. Страна нуждается в построении гражданского общества, состоящего из активных, критически мыслящих граждан, ответственных за свою судьбу и судьбу своей страны. Актуальность проблемы подтверждается также и тем, что выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности. выявлять, наблюдать, различать ,классифицировать, оценивать, критически
анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.
Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». Умение добывать в море информации – нужную, подходить к информации критически, структурировать информацию, фиксировать ее различными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной, переводить ее в словесную форму; проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие, доказывать – это познавательные универсальные учебные действия, которые успешно могут быть сформированы при использовании ТРКМ.
Так что же такое критическое мышление?
Во-первых, критическое мышление—это мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем: это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идеи или убеждения другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением — это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения.
Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Ведь как точно подмечено: трудно думать с «пустой» головой. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору интеллектуального «сырья» — фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций.
Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у взрослых, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут еще совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человек любознателен по своей природе. Любопытство есть неотъемлемое свойство всего живого. Мы с вами больше привыкли наблюдать это свойство у малышей, чем у старшеклассников. Подлинный процесс познания на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы, подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль оттачивается, когда ею делятся с другими, и, как тонко подметила философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле развития критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая дебаты и дискуссии, а также различные виды письменных работ учащихся. Учителя, развивающие критическое мышление у своих учеников, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умения слушать других, ответственность за собственную точку зрения.
Таким образом, критическое мышление — это:
Открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений.
Отправная точка для развитая творческого мышления.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.
Базовая модель технологии развития критического мышления предлагает 3 стадии. Каждая стадия в технологии критического мышления выполняет свои функции. Функции повторяются, но на каждом этапе они играют свою роль.
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме).
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме).
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Информационная (получение новой информации по теме).
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)
Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то очевидно, что они не представляют какой-то новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» это как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
Первая стадия — «Вызов» или “Пробуждение”.
Задачи данной фазы:
Актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме.
Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме.
Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний.
Побуждение ученика к активной деятельности.
Функции стадии “Вызова”:
мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к постановке и способам реализации цели);
информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме);
коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Система приемов организации стадии “Вызова” включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работы. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.
На стадии “Вызова” уроков по технологии РКМЧП учитель может использовать следующие приемы:
Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.
Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.
“Верные и неверные утверждения”.
Рассказ-предположение по “ключевым” словам.
Вторая стадия — «Осмысление».
Стадия осмысления включает:
Получение новой информации.
Корректировку учеником поставленных целей.
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
Методы активного чтения:
а) маркировка с использованием значков «+»,«-»,«?» (по мере чтения их ставят на полях справа);
б) ведение двойного дневника, поиск ответов на вопросы, которые были поставлены на стадии вызова.
Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.
Третья стадия — «Рефлексия».
Стадия рефлексии включает:
Размышление, рождение нового знания.
Постановку новых целей обучения.
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой».
Возможные методы и приемы:
а) заполнение кластеров, таблиц;
б) установление причинно-следственных связей между блоками информации;
в) возврат к ключевым словам, верным (неверным) утверждениям;
г) ответы на поставленные вопросы
В целом уроки проходят более активно, плодотворно, учащиеся из объекта обучения становятся полноправными участниками процесса обучения. Атмосфера уважительного отношения к чужому, пусть даже неверному мнению, приводит к открытому диалогу, провоцирует на дискуссию, исключает возможность получить за неправильный ответ негативную отметку.
Использование стратегии развития критического мышления учащихся, сотрудничество на уроке позволяют всех учащихся включить в учебный процесс, создать условия для формирования интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальное и коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело. Не следует давать готовых истин. Обучаемые доходят до всего сами. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нём структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Таким образом, можно сделать вывод, что технологию РКМЧП можно считать интегрирующей, в ней обобщены наработки многих технологий: она обеспечивает и развитие мышления, и формирование коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в РКМЧП, каждый преподаватель может выбрать те, которые соответствуют возрастным, психологическим особенностям класса, которые близки лично ему, не выходя за границы рамочного подхода данной технологии, для любого педагога она может стать «своей».
Стратегии и приёмы, используемые для развития критического мышления
Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Тема урока: «Растения». 3 класс.
Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулирует и записывает вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы в течение урока.
Тема урока: «Пустыня».
мало воды много песка верблюды
нет растений жарко нет зимы
По ходу урока дописывается материал, с которым познакомились на уроке.
В начале урока используется прием «мозговая атака», и уже на стадии вызова ученики вносят информацию в кластер, остальная информация появляется на стадии осмысления после чтения статьи учебника. Хорошо составленный кластер является, таким образом, опорным конспектом.
Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии “Вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Источник