Способы развертывания основной мысли

Способы распространения темы или мысли в абзацах.

Тема 16. Текст. Понятие о тексте. Типы текстов.

План

I Рассмотрение теоретических вопросов.

1. Обязательные признаки текста. Классификация текстов по степени самостоятельности и способам развертывания.

3. Способы распространения темы или мысли в абзацах.

II Практические задания для самостоятельной работы.

Обязательные признаки текста. Классификация текстовпо степени самостоятельности и способам развертывания.

Текст – это результат мотивированной и целенаправленной речевой деятельности,реализованной в виде конкретного речевого произведения, адресованного читателю илислушателю.

К обязательным признакам текста можно отнести следующие текстовые категории:

1) категория информативности, реализующаяся в формах актуальной,тематической, концептуальной (смысловой) и жанр о воспецифическойинформации;

2) категория связности, обнаруживающая себя во всех видах связи,обеспечивающих последовательность и взаимосвязь отдельных частей, фактов иположений в тексте;

3) категория коммуникативности, реализующаяся в многочисленных способах исредствах ориентации на интересы коммуниканта-читателя или слушателя;

4) категория целостности, понимающая под собой отнесенность текста копределенной речевой ситуации и через нее – к тому или иному конкретномутипу текстов, типичные компоненты, структура и композиционные формыкоторых осознаются читателем или слушателем как жанровопостоянные ивоспроизводимые;

5) категория отдельности, или замкнутости, определяющаяся формальнымиграницами начала и конца текста и реализующаяся в различных видах зачинов иконцовок текстов.

По степени самостоятельности тексты разделяют на:

• вторичные – тексты, созданные на основе содержания первичных(например, конспект, пересказ, аннотация, реферат и т.д.);

• первично-вторичные – обзоры литературы, школьные сочинения,сообщения на основе различных материалов, отчеты и т.д.

По способам развертывания содержания тесты относят к моноперспективным, еслиосновой структурной организации содержания текста является одна какая-нибудьперспектива. Полиперспективным называется текст, если основой структурной организациисодержания текста являются несколько перспектив сразу. Таких текстов, естественно,больше.

К перспективам развития темы относят приемы и средства развертывания содержаниятекста. Текст-автобиография, например, развертывается во временной и пространственной

перспективе, текст-описание картины – в пространственной и т.д.

Единицами, из которых строится целое, в языкознании считаются такие элементы,которые обладают всеми или большинством главных признаков, присущих целому.Точкой отсчета в этом смысл является текст и его признаки: связность, смысловое истилистическое единство и другие категориальные признаки текста.Большинством из этих признаков обладают абзацы, сложные синтаксические целые иотчасти – предложения.

Абзац.

Рассмотрим подробнее абзац.

Очень важным для структуры текста является абзац. Абзац – это типографскаяединица текста, представляющая собой, как правило, единство тематическиобъединенных предложений. В одном из предложений абзаца обычно указывается тема.Нередко в абзаце формулируется и его главная мысль. Предложение, в котором формулируетсяглавная мысль абзаца, называется концептуальным.Тематическое предложение в абзаце позволяет определить тему абзаца и строгопридерживаться ее развития в других предложениях абзаца, а читателю или слушателю онопомогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменитсядругим предметом речи.

Правильно построенный абзац должен удовлетворять следующим требованиям:

1. В абзаце должна излагаться только одна тема. В него должно быть включено все, чтонеобходимо для развития темы, намеченной в тематическом предложении, и не должно бытьничего, что не относится к этой теме.В художественной литературе тема абзаца может получить выражение не в одном, анескольких предложениях. Если в абзаце нет своего тематического предложения, то это значит,что он является материалом обеспечения темы или какого-нибудь положения, получившихотражение в предшествующей части текста.

2. Расположение предложений внутри абзаца должно быть продуманным. Для читателядолжна быть ясна связь каждого предложения с тематическим предложением абзаца, и каждоепредложение должно подготавливать читателя к восприятию следующего предложения.

3. Предложения внутри абзаца должны быть расположены таким образом, чтобы самоеглавное предложение было позиционно выделено и подчеркнуто. В этом смысле начало и

конец абзаца в наибольшей мере способны подчеркнуть выраженную мысль. Поэтому следуетстремиться выразить главную мысль в начале или в конце абзаца.Тематическое предложение абзаца выделяет предмет речи и очерчивает границы темыв абзаце. Оно содержит, как правило, слово, словосочетание или часть предложения,требующие распространения, детализации тем или иным способом путем приведенияподробностей, примеров, указания причины, следствия, путем сопоставления,противопоставления и т.п.

Читайте также:  Либерализм способы совершенствования общества

Нередко тематическое предложение в абзаце отсутствует, это значит, что абзац являетсяпродолжением распространения (детализации) темы, обозначенной в предшествующем абзаце.

Концептуальное предложение абзаца — это предложение, передающее главную мысльабзаца. Оно может сосуществовать в абзаце с тематическим предложением, но чаще в абзаценаличествует либо тематическое, либо концептуальное предложение.

Способы распространения темы или мысли в абзацах.

Способы распространения темы или мысли в абзацах могут быть представленыследующими наиболее распространенными приемами:

Например: «Сражение началось. Восемь тысяч африканских всадников с левого фронтаобрушились на правый фланг римлян и рубили их конницу. После этого, промчавшись в тылулегионов, они рассеяли конницу противника на левом фланге» (По А. Митяеву).

2. Приведение примеров, подтверждающих мысль, высказанную в тематическомпредложении.

3. Сопоставление и противопоставление.

4. Объяснение тезиса, получившего отражение в тематическом или концептуальномпредложении.

Например: «Вулканы здесь не причиняют вреда людям. Города и поселки построены напочтительном расстоянии от огнедышащих гор, да и сами извержения стали более редкими иперестали быть сюрпризами – ученые научились довольно точно их предсказывать» (По А.Шилову).

5. Причинное обоснование содержания тематического предложения.

6. Указание на следствие из содержания тематического предложения абзаца.

7. Определение понятий, введенных тематическим предложением.

Например: «некоторые люди смешивают слова аффект и эффект. Между тем это два разныхпонятия. Дадим их определение. Аффект – это нервно-психологическое возбуждение с утратойволевого контроля вследствие временного торможения деятельности коры головного мозга. Аэффект – это 1) действие какой-либо причины, силы, результата, следствие чего-либо; 2)сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо.

8. Аналогия – распространение темы путем указания на аналог.

9. Выделение из событий, явлений, лиц, поступков, признаков и т.д., обозначенных втематическом предложении абзаца, одного какого-нибудь с последующей его детализацией.

10. Формулирование вывода из содержания тематического предложения.Например: «Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни и выпосмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Следовательно, неудовлетворение желаний – то, что обыкновенно называется счастьем, — а цель жизни являетсясердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья. И чем охотнее и полнее выбудете удовлетворять стремление человека к наслаждениям, отняв у него цель жизни, темнесчастнее и ничтожнее вы его сделаете» (По К.Д. Ушинскому).

11. Вопросно-ответный способ распространения тематического предложения в абзаце.

12. Дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении абзаца.

13. Нагнетание, усиление темы абзаца.

14. Подтверждение главной мысли абзаца.

15. Предположение, не противоречащее смыслу тематического или концептуальногопредложения абзаца.

Например: «Справедливо говорят, что в языке отображается мудрость народа. Вероятно,поэтому он покоряет чувствительностью и логичностью, щедростью и бережливостью,поражает своей, если хотите, своеобразной находчивостью» (По Г. Клаусу).

16. Указание на условие осуществления или истинности утверждения (отрицания),сделанного в тематическом предложении абзаца.

Например: «Но что может помешать человеку добиться своей цели в науке, если он этого

очень хочет? Ничто! Если есть одержимость и работа до самозабвения» (По В. Макарову).

Довольно часто в тексте абзацев есть слова и словосочетания, которые подсказывают способраспространения темы. Такими словами и словосочетаниями могут быть следующие:

Речевые подсказки способовраспространения темы. Способы распространения темы:

. вот почему. указание на следствие

. так, например, . приведение примеров

. сравним. сопоставление и противопоставление

. приведем в подтверждение. подтверждение

. объясним это тем, что. объяснение

. укажем детали. детализация

. как и. здесь мы обнаруживаем аналогия

По функции – назначению в тексте – можно выделить два вида абзацев: самостоятельные,

служащие для передачи фактуальной и концептуальной информации, и служебные, которыеможно разделить на однонаправленные (суммирующие или резюмирующие содержание тогоили иного фрагмента текста) и двунаправленные (суммирующие и резюмирующиесодержание предшествующего фрагмента текста и одновременно переводящие к новой теме).

Текстовый зачин.

Зачин – начальная часть текста. Назначение зачина во многом совпадает с функциейэкспозиции: он содержит указание на время и место действия, называет персонажей, а в текстахнехудожественных жанров вводит фоновые сведения, необходимые для незатрудненногопонимания основной информации о предмете речи.

Самыми распространенными типами зачинов являются следующие их виды:

Фактуальный зачин представляет собой такой тип зачинов, в котором:

1) текст начинается с сообщения фактов, тем или иным образом сгруппированных вопределенной последовательности;

Читайте также:  Эфирное масло эвкалипта способы применения

2) текст начинается с истории вопроса или введения фона для основной информации.Фактуальные зачины представлены на практике различными фоновыми сведениями,призванными способствовать незатрудненному восприятию основной информации.Фактуальные зачины такого типа характеризуют либо время, отраженное в произведении, либоисторию вопроса, либо различные совокупности фактов, так или иначе (по смежности, поассоциации и т.д.) связанных с основным содержанием.

Концептуальные текстовые начала представляют собой такой тип зачинов, в котором:

1) формулируются основные положения текста;

2) приводятся цитаты, содержащие такие концептуальные положения, которыестановятся главной мыслью (идеей) текста;

3) вводятся сентенции (какие-либо общеприемлемые жизненные обобщения) илиоценки, которые затем детализируются в тексте;

4) формулируются гипотезы, которые становятся предметом обсуждения.

Тематический зачин представляет собой такой тип начальной части текста, в котором:

1) осмысляется, уточняется или переформулируется тема, названная в заголовкетекста;

2) определяется предмет или аспект обсуждения темы;

3) устанавливаются проблемы, которые составляют содержание и объем темы.

Функции текстовых зачинов

В литературе отмечаются следующие функции зачинов:

1. Фоновая (или релятивная) функция, характеризующая зачины:

• создающие баланс общих (у автора и его читателей) знаний о сфере, предмете иаспектах обсуждения темы;

• дающие представление об известном и общепринятом, о спорном или неизвестном всфере обсуждения и на этой основе подводящие к предмету речи;

• констатирующие те или иные факты, явления или тенденции с последующимвыделением предмета речи.

2. Констатирующая функция – функция, служащая констатации фактов, которыеопределили оценки и интерпретационные версии того или иного художественногопроизведения.

3. Функция создания текстового ожидания (т.н. катафорическая функция).

4. Функция создания эмоционального настроя у читателя или слушателя.

5. Проспективная функция, характеризующая зачины, упреждающие основную частьтекста характеристикой порядка обсуждения проблем, составляющих содержание и объем

Источник

Презентация для видеоурока «Способы выражения основной мысли в текстах»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Способы выражения основной мысли в текстах Тема урока:

….… — это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой. а) текст; в) речь; г) предложение.

Текст — это высказывание, которое состоит из нескольких предложений, объединённых одной темой.

Выбери группу предложений, которые можно назвать текстом. а); б) в)

Укажи основные признаки текста: а) имеет знаки препинания; б) имеет тему и главную мысль; в) имеет главные члены предложения; г) имеет части речи.

Укажи, что такое главная мысль текста. а) это то, о ком или о чём говорится в тексте; б) это характеристика героев; в) это то главное, о чём хотел сказать автор.

Главная (основная) мысль текста — это то главное, о чём хотел сказать автор.

Укажи, что такое тема текста. а) это то, о чём хотел сказать читателю автор; б) это то, о ком или о чём говорится в тексте; в) это структура текста.

Тема текста – это то, о ком или о чём в нём говорится.

Основную мысль текста автор сам выражает или через героя.

В зависимости от назначения различают 3 типа текстов — повествование, описание, рассуждение.

Соотнеси вид текста и вопросы, которые можно поставить к его содержанию. Что случилось? Какой? Какая? Какое? Почему? Текст-повествование Текст-рассуждение Текст-описание

Прочитай и укажи тип текста. а) текст-описание; б) текст-рассуждение; в) текст-повествование.

Прочитай и укажи тип текста. а) текст-рассуждение; б) текст-повествование; в) текст-описание. Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине.

Прочитай и укажи тип текста. а) текст-описание; б) текст-повествование; в) текст-рассуждение.

Главная(основная) мысль текста может быть выражена : 1) в заголовке; 2) в одном или нескольких предложениях текста(прямо или как иносказание); 3) в скрытых фразах героев.

Жил на берегу Байкала старик. Однажды видит в окошко, что бежит к избе большой медведь. А за ним гонится стая волков. Мишка заскочил в сени. Дверь за ним закрылась. А он ещё ее и лапой придавил. Так и остался медведь в избе зимовать под охраной старика. Определи признаки текста ? Тему текста, основную мысль, озаглавьте текст.

Читайте также:  Крем для депиляции батист способ применения

Тема текста ? Жил на берегу Байкала старик. Однажды видит в окошко, что бежит к избе большой медведь. А за ним гонится стая волков. Мишка заскочил в сени. Дверь за ним закрылась. А он ещё ее и лапой придавил. Так и остался медведь в избе зимовать под охраной старика.

То о чём говорится в тексте — это его тема. Старик и медведь Тема текста ?

Что хотел сообщить автор, основная мысль? Жил на берегу Байкала старик. Однажды видит в окошко, что бежит к избе большой медведь. А за ним гонится стая волков. Мишка заскочил в сени. Дверь за ним закрылась. А он ещё ее и лапой придавил. Так и остался медведь в избе зимовать под охраной старика.

Что хотел сообщить автор, основная мысль? Как медведь зимовал под охраной старика.

Озаглавьте текст — значит кратко назовите его тему или основную мысль. Жил на берегу Байкала старик. Однажды видит в окошко, что бежит к избе большой медведь. А за ним гонится стая волков. Мишка заскочил в сени. Дверь за ним закрылась. А он ещё ее и лапой придавил. Так и остался медведь в избе зимовать под охраной старика.

Озаглавьте текст- значит кратко назовите его тему или основную мысль. Старик и медведь.

Маша живёт в селе Луговом. Летом девочка часто ходила на птицеферму. Там работает её мама. Маша помогала ей кормить птиц и ухаживать за цыплятами. Она приносила птенцам корм, наливала воду. Вот какая помощница! Являются ли предложения текстом?

О чём идёт речь? В этом тексте говорится о Маше, которая часто ходила к маме на птицеферму помогать ухаживать за птицами.

О чём идёт речь? В этом тексте говорится о Маше, которая часто ходила к маме на птицеферму помогать ухаживать за птицами. Ответ : это тема.

О чём идёт речь? Автор хотел сказать, что Маша – хорошая помощница для мамы.

О чём идёт речь? Автор хотел сказать, что Маша – хорошая помощница для мамы. Ответ : это основная мысль текста.

О чём идёт речь? Маша – хорошая помощница.

О чём идёт речь? Маша – хорошая помощница. Ответ : это заголовок.

Домашнее задание До 18:00!

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 318 человек из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 621 человек из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1144966

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года

Время чтения: 1 минута

В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы