Способы разучивания двигательных действий

Методы обучения двигательным действиям

Метод — способ воздействия педагога на воспитываемого, при котором возможно решение широкого круга задач. Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы:

1 подгруппа: методы обучения двигательным действиям;

2 подгруппа: методы воспитания физических качеств.

1 подгруппа. Методы обучения двигательным действиям:

1) метод целостно-конструктивного упражнения (метод целостного упражнения) — техника двигательного действия с самого начала в целостной структуре, разучиваются несложные движения (ОРУ, простые прыжки, бег и т.п.). Целостным методом осваивается общая структура движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники;

2) метод расчлененно-конструктивного упражнения (метод расчлененного упражнения) — предусматривает расчленение двигательного действия на фазы, элементы с поочередным их разучиванием и соединением в единое целое (акробатические упражнения, прыжки в высоту, опорные прыжки и т.п.). Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие;

3) метод сопряженного воздействия — техника двигательного действия совершенствуется при создании специальных условий, требующих дополнительных физических усилий. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

Общепедагогические методы обучения и воспитания:

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.

1. Словесные методы (дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, лекция, инструктирование, комментарии и замечания, распоряжения, команды и указания).

Дидактический рассказ — изложение учебного материала в повествовательной форме. Назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности.

Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. Применяется при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий.

Объяснение — метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Характеризуется строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений, используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.).

Читайте также:  У меня столько способов тебе ответить нет

Беседа — вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися.

Разбор – форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

Лекция — системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы).

Инструктирование – точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.

Комментарии в краткой форме оценка качества выполнения задания.

Замечание — указание на допущенные ошибки при выполнении задания.

Распоряжение словесное указание преподавателя на занятии, которое не имеет определенной формы («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д.

Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Команда – это сигнал к немедленному началу или окончанию двигательного действия (строевые и спортивные команды). Пример.

Указание — словесное воздействие с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.).

Методы обеспечения наглядности

В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий.

К ним относят:

1) метод непосредственной наглядности (показ упражнения); Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова;

2) метод опосредованной наглядности (демонстрация видеофильмов, кинограмм, рисунков, схем и т.п.);

3) метод направленного прочувствования двигательных действий (направляющая помощь преподавателя, выполнение упражнений в замедленном темпе;фиксация положений, использование спец. тренажеров и т.п.);

4) метод срочной информации (свето-звуколидеры, электромишени, велоэргометры, беговые дорожки и т.п.).

Источник

Вопрос: . Методы разучивания двигательных действий в целом и по частям (назначение, содержание, методические особенности, варианты).

В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на:

-методы расчлененного упражнения;

— методы целостного упражнения.

Методы расчлененного упражнения предполагают разучивание упраж­нения (его обычно называют «целевым») по частям с последовательным их объединением по мере освоения в целостное действие. Этот метод приме­няется в следующих случаях:

*при обучении координационно-сложным двигательным действиям,
когда нет возможности изучить их целостно;

*если упражнение состоит из большого числа элементов, органичес­
ки мало связанных между собой;

*если упражнение производится так быстро, что при целостном вы­
полнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;

Читайте также:  Способы реализации арестованного имущества должника

*когда целостное выполнение действия может быть опасным, если
предварительно не изучить его элементы;

*когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, что­
бы поддержать интерес к учебной деятельности, особенно в работе с деть­
ми и подростками, сформировать уверенность в своих силах.

Основные разновидности метода расчлененного упражнения:

+ Метод собственно расчлененного упражнения, который предусматри­вает использование относительно крупных заданий, каждое из которых охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения.

+ Метод решения узких двигательных задач, который предполагает вычленение («расслаивание») отдельных характеристик движений (пространственных, временных, динамических, ритмических и др.) и действий внутри фаз целевого упражнения. С его помощью можно решать разнообразный задачи.

Методы целостного упражнения основываются на том, что с самого начала движения осваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжки, метания, и др.). Он преимущественно используется:

— при разучивании наиболее простых упражнений;

— при изучении некоторых сложных действий, которые с методичес­кой точки зрения нецелесообразно изучать по частям;

— при закреплении и совершенствовании двигательных навыков.
Разновидности целостных методов:

* Собственно целостный метод, который подразумевает прямое при­менение в качестве обучающего упражнения целевое движение, т.е. то действие, которое является объектом изучения.

* Метод целостного упражнения с постановкой частных задач.

* Метод целостного упражнения с развертыванием обучения от веду­щего звена.

* Метод подводящих упражнений, который основан на применении в
качестве обучающих упражнений действий структурно-родственных целе­вому упражнению, но более доступных в освоении.

При разучивании и совершенствовании упражнений этим методом могут использоваться такие методические приемы, как: самостоятель­ное выполнение упражнения при наличии гарантированной безопасно­сти (применяется непосредственная страховка преподавателем, партне­ром, вспомогательными средствами типа лонж и др.); выполнение упражнений с направляющей помощью; на тренажере; применение про­водки и т.д/

Вопрос: Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.

По Курамшину: СПОРТ— вид физической культуры, игровая, соревновательная деятель­ность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражне­ний и направленные на достижение наивысших результатов.

Спортивная деятельность —Специальный вид деятельности в определенном виде спорта. С. д.приводит, с одной стороны, к формированию специфических качеств и структур, а с другойк достижениюспортивных результатов в данном виде спорта или в избранной спортивной дисциплине. направлена на раскрытие резервных возмож­ностей и выявление предельных для данного времени уровней функциони­рования организма человека в процессе двигательной деятельности. Со­стязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими признаками спорта как вида фи­зической культуры.

Соревновательную деятельность спортсменов можно охарактеризовать как управляемую сознанием психическую и физическую активность, направленную посредством технико-тактических действий на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил на соревнованиях.

Читайте также:  Длина участка сварного шва накладываемого обратноступенчатым способом составляет

По мнению Л.П. Матвеева (1997), под термином «вид (или разновидность) спорта» логично понимать сформировавшийся в ходе развития спорта вид (разновидность) соревновательной деятельности, от­личающийся своим конкретным предметом состязания, составом допус­каемых действий и способов спортивного противоборства (спортивной тех­никой и тактикой), регламентом состязания и критерием достигаемого результата. Наиболее «древними» видами спорта являются легкоатлетический и конный спорт. В последнее столетие возникло большое число новых ви­дов спорта. Их появление происходит в результате модификации ранее сложившихся его видов, взаимного влияния и обогащения между разными видами спорта, научно-технического прогресса, позволяющего существенно расширить сферу спортивной деятельности. Так возникли в свое время художественная гимнастика, спортивная акробатика, батутный спорт, фристайл, конькобежный шорт-спринт, синхронное плавание, парашют­ный спорт, дельтапланеризм, спортивный виндсерфинг и многие другие.

С каждым годом число видов и разновидностей спорта продолжает уве­личиваться. Многообразие конкретных форм, видов и разновидностей спорта, его полифункциональный характер приводят к многоаспектности классификационных построений.

Классифицировать спорт можно по раз­личным признакам:

1. По целевым установкам выделяют:

— спорт высших достижений (ре­кордный спорт, большой спорт)

— базовый спорт (массовый спорт, обще­доступный, ординарный спорт).

2. По масштабу и его организации в рамках международного спортив­ного движения различают: олимпийский и не олимпийский спорт.

3. По характеру экономических отношений между спортсменами, фе­дерациями, клубами, которые связаны с получением финансовой прибы­ли, дохода спортсменов от занятий спортивной деятельностью, выделяют: коммерческий и некоммерческий спорт.

4. По основному роду деятельности человека, избравшего какой-либо вид спорта своей главной сферой приложения своих сил и способностей,различают: профессиональный и любительский спорт.

5. По формам организации занятий выделяют: учебный спорт как обя­зательный процесс, осуществляемый в системе общего и специального образования, и самодеятельный спорт как добровольный процесс, прово­димый в свободное время.

6. По возрастным категориям спортсменов, включенных в спортив­ную деятельность, различают: детско-юношеский спорт, спорт взрослых и спорт ветеранов.

7. По социально-профессиональному статусу спортсменов выделяют: школьный спорт, студенческий спорт, военный (армейский) спорт и др.

8. По характеру применения его для подготовки к какой-либо профес­сиональной деятельности различают: профессионально-прикладной и во­енно-прикладной спорт.

9. По характеру использования его в сфере досуга, отдыха, развлече­ния, восстановления работоспособности человека, сохранения уже приобретенных ранее навыков и качеств выделяют: оздоровительно-рекреаци­онный и физкультурно-кондиционный спорт.

10. По характеру отклонений в состоянии здоровья спортсменов, уча­ствующих в состязаниях, говорят о спорте инвалидов — спорт для слепых,глухонемых, спорт для лиц с недостатками в развитии интеллекта и др.

11. По предмету состязаний и характеру активности спортсменов вы­деляют :легкоатлетический спорт, водный спорт, конькобежный спорт,
лыжный спорт, автомобильный спорт, шахматный спорт и др.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 2931 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью
Разные способы