прерывание путей передачи инфекции
Категория: Сестринское дело при инфекционных болезнях/Профилактика инфекционных заболеваний
Характер мероприятий по разрыву путей передачи инфекции зависит от особенностей эпидемиологии заболевания и степени устойчивости возбудителя во внешней среде. Многие мероприятия по прерыванию путей передачи проводятся немедицинскими учреждениями и ведомствами — водоснабжение, предприятия питания и торговли, коммунальные предприятия. Общесанитарные мероприятия играют решающую роль в профилактике кишечных инфекционных болезней.
Дезинфекция — обеззараживание, уничтожение возбудителей инфекционных болезней в окружающей среде.
Задачей дезинфекции является прерывание путей передачи инфекции посредством уничтожения на объектах внешней среды возбудителей болезней и их переносчиков.
Различают два вида дезинфекции: очаговую и профилактическую.
- очаговая дезинфекция — проводится в эпидемических очагах — квартире, общежитие, детских и лечебно-профилактических учреждениях. Очаговую разделяют на текущую и заключительную:
- текущая дезинфекция — проводится в очаге многократно для уничтожения возбудителей болезни немедленно после их выделения из источника инфекции. Дезинфекция проводится у постели больного, реконвалесцентов и бактерионосителей. Текущая дезинфекция важна при кишечных заболеваниях, так как при них возбудители выводятся из организма периодически с калом и мочой. Дезинфицируются предметы которыми пользовался больной, его бельё. Систематическая влажная уборка помещения с дезинфицирующими растворами. Текущая дезинфекция в инфекционном отделении является главнейшем мероприятием в соблюдении противоэпидемического режима. Целью текущей дезинфекции является снижение обсеменённости патогенными микроорганизмами объектов в окружении больного. Эффективным способом дезинфекции при инфекциях передаваемых капельным путём является ультрафиолетовое облучение кварцеванием лампами помещений и палат;
- заключительная дезинфекция — проводится однократно после госпитализации, выздоровления или перевода больного в другое помещение, а также после смерти больного специально подготовленными дезинфекторами под руководством специалистов-врачей, помощников эпидемиологов и дезинструкторов.
- профилактическая дезинфекция — проводится независимо от наличия инфекционных заболеваний с целью предупреждения появления и распространения возбудителей инфекционных болезней в окружающей среде. Она включает проветривание помещений, влажную уборку комнат, мытьё рук перед едой, очистку и хлорирование водопроводной станции, пастеризацию и кипячение молока.
Дезинфекция делится на 2 группы:
- физический способ дезинфекции:
- механическое удаление — инфекционного начала путём чистки, мытья, вытряхивания; механический способ дезинфекции обеспечивает лишь удаление микробов, а не их уничтожение.
- ультрафиолетовое облучение — для дезинфекции воздуха в микробиологических лабораториях, операционных и перевязочных. Ультрафиолетовое облучение воздуха продолжительностью в несколько часов можно производить только в помещениях где не находятся люди, так как длительное воздействие на человека ультрафиолетовых лучей вызывает ряд болезненных изменений — эритема, конъюнктивит;
- использование высоких температур — прокаливание в пламени предметов, не портящихся от нагревания — обычный способ обеззараживания петли в микробиологической практике, также пинцетов, ножниц и скальпелей;
- кипячение — посуда, судна, плевательницы, хирургические инструменты — обеззараживают в кипящей воде; добавление 1-2% раствора гидрокарбоната натрия уменьшает коррозию металла и повышает бактерицидное действие на споры микробов. Обеззараживание при помощи кипячения производится в течение 15-60 мин и более в зависимости от стойкости возбудителя и характера предметов подлежащих обеззараживанию;
- дезинфекция с паровоздушной смесью — осуществляется в специальных дезинфекционных камерах.
- химический способ дезинфекции — применяются различные химические вещества: фенол, крезолы, лизол, спирты, щелочи и кислоты, хлорамин; выбор химического дезинфицирующего средства зависит от свойств микроба. Применение дезинфицирующих веществ в виде водных растворов облегчает взаимодействие между дезинфицирующим раствором и микробной клеткой, способствует более быстрой и полной адсорбции средства оболочкой микробной клетки и проникновению его внутрь неё. Способ обработки, сроки действия дезинфицирующих веществ устанавливаются с учётом особенностей обрабатываемого объекта. При проведении текущей и заключительной дезинфекции обеззараживают выделения больного или носителя, посуду для выделений, бельё нательное и пастельное, столовую посуду.
Дезинсекция — уничтожение насекомых.
Дезинсекция может быть профилактической или проводится по эпидемиологическим показаниям. Плановое и постоянное уничтожение насекомых путём обработки помещения, мест выплода насекомых инсектицидами относится к бытовой дезинсекции, имеющей огромное профилактическое значение.
Дезинсекцию осуществляют физическим и химическим способами:
- физический способ:
- механическая чистка — чистка вещей щётками, выколачивание, отсасывание пылесосом, сжигание малоценных предметов;
- горячевоздушные камеры — для дезинсекции матрацев, одеял;
- паровые камеры — дезинсекции при 100° и выше.
- химический способ — используют инсектициды которые оказывают токсическое действие на членистоногих:
- инсектициды проникающие в организм через дыхательные пути — аэрозоли, ДДТ, ДДВ;
- инсектициды проникающие в организм через кишечник вместе с пищей — фторид натрия, бура, борная кислота, бутадион, хлорофос;
- контактные инсектициды — проникающие в организм членистоногих через наружные покровы — хлористые углеводороды, фосфорорганические соединения.
Дератизация — истребление грызунов. Дератизация направлена на разрыв путей передачи инфекционных болезней и на ликвидацию источника инфекции — грызуна.
Основным направлением в борьбе с грызунами является создание создание условий неблагоприятных для их существования.
Для борьбы с грызунами используют — химические, механические и биологические способы:
- при химическом способе применяют яды и приманки — крысид, фосфид цинка, зоокумарин; кишечные яды примешивают к приманкам и их можно заложить в отверстие норы;
- механический способ — используют ловушки, капканы, верши;
- биологический способ — основан на применении специфических возбудителей болезней грызунов.
- Козорез Е. С. Кожно-венерические заболевания: учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
- Павлов С. Т. Учебник кожных и венерических болезней для слушателей Военно-медицинской ордена Ленина академии им. С. М. Кирова. Издание военно-медицинской ордена Ленина академии им. С. М. Кирова. Ленинград, 1960.
- Скрипкин Ю. Н., Шарапова Г. Я., Селисский Г. Д. Болезни, передающиеся при половых контактах — Л.: Медицина, 1985.
Источник
Мероприятия, направленные на прерывание путей передачи инфекции
Контрольные вопросы
Литература
Контрольные вопросы
Литература
Классификация инфекционных заболеваний
Литература
Литература
1. Власов В.В. Эпидемиология. Учебное пособие. 2-е издание – М., 2006
2. Покровский В.И., Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины. Учебное пособие – М., 2008.
3. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2003.
4. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы 2002.
1. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.
2. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.
3. Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии (схемы, таблицы). — М.: «Медицина», 2005.
4. Лукьянова Е.А. Медицинская статистика.- М.: Изд. РУДН, 2002.
6. Контрольные вопросы:
1. Дайте определение «эпидемиологии».
2. Эпидемиология как общемедицинская наука.
3. Цели и задачи эпидемиологии.
4. Методы эпидемиологии – это…?
5. Предмет эпидемиологии – это…?
6. Эпидемический процесс – это……..
1. Тема: «Учение об эпидемическом процессе»
2. Цель: Формирование у студентов теоретических основ учения об эпидемическом процессе.
3. Тезисы лекции:
Учение об эпидемическом процессе.Л.В.Громашевский определил эпидемиологию как науку о закономерностях эпидемического процесса. Предмет изучения эпидемиологии – эпидемический процесс – сложное социально-биохимическое явление.
Эпидемический процесс – это цепь непрерывных, следующих друг за другом инфекционных состояний, от бессимптомного носительства до манифестных форм, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем. Данный процесс проявляется в виде эпидемических очагов, с одним или несколькими случаями болезни или носительства.
В основе эпидемического процесса лежит взаимодействие элементов паразитарной системы: популяции паразита и хозяина, которые характеризуются гетерогенностью и динамической изменчивостью. Они состоят из особей с генотипическими (обладающими определенной наследственной совокупностью генов) и фенотипическими (реализующими свой генотип в определенных условиях окружающей среды) различиями. Диапазон различий определяется генофондом (совокупностью геном особи) данной популяции и фенотипическим выражением генотипов в соответствии с условиями их жизнедеятельности.
Гетерогенность популяции паразита выражается в варьирующих степенях вирулентности, антигенности, фаголизабельности и ряда других биологических признаков.
Популяция хозяина гетерогенна по степени восприимчивости, в том числе по способности вырабатывать иммунный ответ, а также по возрасту, полу, неспецифической резистентности, питанию и т.д.
Взаимодействием неоднородных и динамически изменяющихся популяций паразита и хозяина в ходе эпидемического процесса определяется его саморегулирующая способность, свойственная всем живым открытым биологическим системам.
Этим обуславливается и саморегулирующаяся смена фаз резервации возбудителя и его активности (эпидемического распространения). Фаза резервации возбудителя обеспечивается различными формами заразоносительства (а также персистенцией возбудителя, вертикальной передачей), субклиническими, бессимптомными или абортивными формами проявления инфекционного процесса. Переход от фазы резервации к фазе активации (или эпидемического распространения) обеспечивается как ростом популяции возбудителя и повышением его патогенности, так и изменениями восприимчивости популяции хозяина (человеческого коллектива), обусловленными миграцией (перемешивание и формирование новых коллективов, отсутствие поствакцинального иммунитета), различными другими социальными и природными явлениями, приводящими к активации механизма передачи. Фаза активации, в силу отрицательной обратной связи вновь переходит в фазу резервации.
Таким образом, саморегуляция эпидемического процесса представляет собой приведение взаимодействующих элементов в динамическое соответствие с меняющимися условиями их существования.
Эпидемический процесс локализуется на базе социо-экосистемы. Выделяют локальную социо-экосистему, социально детерминирующую эпидемический процесс на определенной ограниченной территории (в коллективе, в любом человеческом обществе в пределах одного государства), и глобальную социо-экосистему, в которой эпидемический процесс принимает пандемическую форму и обусловлен международными миграционными процессами, межгосударственными разнообразными связями и обменами.
Эпидемический очаг (по Л.В.Громашевскому) – это место пребывания источника инфекции с окружающей территорией в тех пределах, в которых он способен в данной конкретной обстановке при данной инфекции передавать заразное начало окружающим. Очаг существует в пространстве и во времени; может считаться угасшим (ликвидированным) в том случае, когда в его пределах прерывается циркуляция возбудителя, полностью исчезает заразное начало.
Эпидемический процесс состоит из трех звеньев(и существует тоже только при наличии всех трех звеньев):
1 звено – источник инфекции – человек или животное, которое в результате жизнедеятельности выделяет возбудителя в окружающую среду;
2 звено – механизм передачи возбудителя – способ, с помощью которого возбудитель выделяется от источника инфекции и попадает к здоровому человеку. Механизм включает в себя пути и факторы передачи. Путь передачи – это конкретный способ попадания возбудителя к здоровому человеку. Факторы передачи – предметы окружающей среды, которые способны сохранять возбудителя;
В природе различают 4 механизма передачи:
1) фекально-оральный (пищевой, водный путь и через предметы окружающей среды);
2) аэрогенный (воздушно-капельный и воздушно-пылевой пути);
3)парентеральный (трансмиссивный, вертикальный, половой, трансфузионный, трансплантационный и инструментальный пути);
4)контактный (через кожные покровы, чаще с нарушенной целостностью).
3 звено – восприимчивый организм.
Итак, предметом эпидемиологии являются:
• процесс возникновения и распространения любых патологических со
стояний среди людей (в популяции),
• состояние здоровья (невозможность возникновения и распространения
патологических состояний).
Эпидемиология инфекционных заболеваний — это важнейшая составная часть общей науки (заметим, что по сути, многие процессы, которые не относят к инфекционным, являются таковыми). Поэтому необходимо не только исследовать биологическую сущность взаимодействия популяций паразита и хозяина, но также профессионально на современном уровне использовать популяционные методы. Именно при популяционных исследованиях возможно установить конкретную значимость биологического, социального и природного факторов.
Эпидемический очаг— место пребывания источника инфекции с окружающей его территорией в тех пределах, в которых возбудитель способен передаваться от источника инфекции к людям, находящимся в общении с ними.
Существует два понятия, которые характеризуют эпидемический очаг. Это границы очага и продолжительность его существования.
Границы очага определяются особенностями механизма передачи конкретной инфекционной болезни и специфическими особенностями среды, в которой пребывает источник инфекции.
Продолжительность существования очага определяется временем пребывания источника и сроком максимального инкубационного периода конкретной инфекции. После убытия больного или его выздоровления очаг сохраняет свое значение в течение максимального инкубационного периода, так как возможно появление новых больных.
Метод эпидемиологического обследования очагов— специфическая совокупность приемов, которая предназначена для изучения причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний в этом очаге. Это означает, что целью эпидемиологического обследования очага является выявление источника возбудителя инфекции, путей и факторов его передачи и контактных, подвергшихся риску заражения.
Эпидемиологическое обследование очагов является одним из важных разделов деятельности эпидемиолога и оперативно осуществляется сразу после установления факта существования эпидемического очага.
Очаги могут возникать в квартирах, детских дошкольных учреждениях, образовательных учреждениях, различных промышленных предприятиях, на определенных территориях и т. п.
Количество случаев в очаге может ограничиваться одним заболевшим либо множеством заболевших (вспышки). Эта работа проводится экстренно, потому что без эпидемиологического диагноза невозможно разработать целенаправленные противоэпидемические мероприятия по ликвидации очага (рецепт эпидемиолога).
В современной эпидемиологии для определения проявлений эпидемического процесса используют два вида терминов и понятий:
1) термины, отражающие проявления эпидемического процесса на качественной основе;
2) термины, отражающие проявления эпидемического процесса на количественной основе.
Терминами, отражающими проявления эпидемического процесса на качественной основе (традиционными эпидемиологическими понятиями), являются: эндемическая заболеваемость, экзотическая заболеваемость, спорадическая заболеваемость, эпидемическая заболеваемость.
4. Иллюстративный материал: Плакаты и презентация лекции.
1. Власов В.В. Эпидемиология. Учебное пособие. 2-е издание – М., 2006
2. Покровский В.И., Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины. Учебное пособие – М., 2008.
3. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2003.
4. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы 2002.
Дополнительная:
1. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.
2. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.
3. Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии (схемы, таблицы). — М.: «Медицина», 2005.
4. Лукьянова Е.А. Медицинская статистика.- М.: Изд. РУДН, 2002.
6.Контрольные вопросы:
1. Что такое эпидемический процесс?
2. Из каких звеньев состоит эпидемический процесс?
3. Что такое эпидемический очаг?
4. Методы обследования эпидемического очага.
1. Тема: «Современная эпидемиологическая классификация инфекционных (паразитарных) болезней.»
2. Цель: Формирование у студентов теоретических основ о современной эпидемиологической классификации инфекционных (паразитарных) болезней.
3. Тезисы лекции:
Источник инфекции–первое звено эпидемического процесса. Источником возбудителей инфекционных заболеваний является организм человека или животного, в котором данный возбудитель нашел среду обитания, размножения и из которой он выделяется жизнеспособным во внешнюю среду. Источником инфекции могут быть больной человек, бактерио-, вирусоноситель, реконвалесцент, животные и птицы.
Из источника инфекции посредством соответствующих механизмов передачи возбудитель попадает в восприимчивый организм.
Фекально-оральный механизм передачи. Попадание возбудителя в здоровый организм происходит через рот; локализуется он в желудочно-кишечном тракте человека; выводится из организма с испражнениями. Фекально-оральный механизм реализуется водным, пищевым и бытовым путями. Факторами передачи инфекции являются вода, пищевые продукты, загрязненные руки, почва, предметы обихода, мухи. Человек заражается кишечными инфекциями при питье инфицированной воды, использовании ее в хозяйственных целях или при купании в загрязненных водоемах; при употреблении инфицированных молока и молочных продуктов, яиц, мяса и мясных продуктов, немытых овощей и фруктов.
Аэрогенный (аспирационный) механизм передачи. Заражение происходит при вдыхании инфицированного воздуха. Возбудитель локализуется на слизистых оболочках верхних дыхательных путей; выделяется с выдыхаемым воздухом, мокротой, слизью, при кашле, чихании, разговоре. Аэрогенный механизм передачи реализуется воздушно-капельным и воздушно-пылевым путями; факторами передачи служат инфицированный воздух, предметы обихода (книги, игрушки, посуда, белье).
Трансмиссивный механизм передачи. Возбудитель находится в крови. Естественный путь передачи происходит через кровососущих насекомых (вши, комары, блохи, клещи, москиты); искусственный — при переливании крови и ее препаратов, парентеральных вмешательствах через медицинский инструментарий.
Контактный механизм передачивозникает при локализации возбудителя на кожном покрове и слизистых оболочках. Заражение происходит при непосредственном контакте с больным человеком или его личными вещами (одежда, обувь, расческа) и предметами обихода (постельные принадлежности, общий туалет и ванну).
Трансплацентарный (вертикальный) механизм передачи. Передача возбудителя от матери плоду осуществляется через плаценту или во время родов (при прохождении плода через родовые пути).
Восприимчивый организм– третье звено эпидемического процесса. Восприимчивость людей к инфекционным заболеваниям зависит от иммунологической реактивности организма. Чем больше иммунная прослойка (люди, переболевшие данной инфекцией или вакцинированные), тем меньше восприимчивость населения к данной инфекции. Выключение одного из звеньев эпидемической цепи позволяет ликвидировать очаг инфекции.
Существует много классификаций инфекционных болезней. Общепризнанной является классификация Л.В.Громашевского, в которую укладываются все известные инфекционные болезни. Она основана на механизме передачи инфекционного начала:
I — кишечные инфекции (сальмонеллез, дизентерия);
II – инфекции дыхательных путей (грипп, корь, ветряная оспа);
III – кровяные инфекции (вирусные гепатиты парентерального генеза, сыпной тиф, ВИЧ-инфекция);
IV – инфекции наружных покровов (чесотка, ящур, столбняк);
V – смешанные инфекции (сибирская язва, чума).
Существуют и другие классификации инфекционных болезней:
По источнику инфекции:
I — антропонозы (источник – человек);
II – зоонозы (источник – животное);
III – антропозоонозы (источник – и человек и животное);
IV – сапронозы (возбудители инфекции – свободноживущие организмы, например, легионеллы).
I — неконтагиозные или незаразные болезни (ботулизм, отравление стафиллококковым энтеротоксином и др.);
II – малоконтагиозные (инфекционный мононуклеоз, орнитоз, ГЛПС, бруцеллез и др.);
III – контагиозные (дизентерия, грипп, брюшной тиф и др);
IV – высококонтагиозные (натуральная оспа, чума и др.).
По этиологическому принципу: бактериозы, отравления бактериальными токсинами, вирусные болезни, риккетсиозы, хламидиозы, микоплазмозы, протозойные болезни, микозы, гельминтозы и др.
Общепринятой является классификация Л.В.Громашевского, в основу которой положен единый принцип — локализация возбудителя в организме. В соответствии с этим признаком, определяющим механизм передачи возбудителя, все инфекционные заболевания делятся на 4 основные группы:
Кишечные инфекции. Возбудителиэтой группы болезней в организм человекапопадают через пищеварительный тракт, вызывая в нем специфические изменения, ведущие к появлению характерных клинических симптомов. К группе кишечных инфекций относятся брюшной тиф, паратифы А и В, дизентерия, сальмонеллез, холера, пищевые токсикоинфекции, вирусный гепатит А, кишечный иерсиниоз и др.
Инфекции дыхательных путей. Их возбудителилокализуются на слизистой верхних дыхательных путей. Важнейшими болезнями этой группы являются грипп, парагрипп, острые респираторные вирусные заболевания, менингококковая инфекция, корь, краснуха, коклюш и др.
Кровяные инфекции включают заболевания, возбудители которых передаются через кровососущих насекомых (малярия, боррелиозы, геморрагические лихорадки, чума, вирусные энцефалиты); при переливании крови и ее препаратов или через медицинский инструментарий (вирусный гепатит В и С, ВИЧ-инфекция и т.д.).
К инфекциям наружных покрововотносятся болезни, которые развиваются при проникновении возбудителя через кожу и/или слизистые оболочки в результате их повреждения. Такими заболеваниями являются бешенство, рожа, столбняк, сибирская язва, ящур, сап и др.
По этиологическому фактору инфекционные болезни можно разделить на следующие группы: вирусные, микробные, протозойные, грибковые и гельминтозы.
Согласно биологическому принципу в зависимости от среды обитания возбудителя — организм человека, животного или объекты окружающей среды, различают 4 основные группы инфекционных заболеваний:
антропонозы – резервуаром инфекции и восприимчивым организмом является человек (вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция, корь, холера и др.);
зооантропонозы — резервуаром инфекции являются животные, а восприимчивым организмом – человек;
зоонозы — резервуаром инфекции и восприимчивым организмом являются животные (бруцеллез, бешенство, сибирская язва и др);
сапронозы – резервуаром возбудителя являются объекты окружающей среды (вода, почва и др).
4. Иллюстративный материал: Плакаты и презентация лекции.
1. Власов В.В. Эпидемиология. Учебное пособие. 2-е издание – М., 2006
5. Покровский В.И., Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины. Учебное пособие – М., 2008.
6. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2003.
7. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы 2002.
5. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.
6. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.
7. Савилов Е.Д. Мамонтова Л.М. и др. Применение статистических
методов в эпидемиологическом анализе.-М. «МЕД. пресс-информ», 2004.
8. Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии. (схемы, таблицы). — М.: «Медицина», 2005.
9. Иммунопрофилактика инфекционных болезней: Учебно-методическое пособие. – Алматы, 2001.
10. Программа по противодействию эпидемии СПИД — а в РК на 2001-2005 гг., утв. постановлением Правительства РК № 1207 от 14.09.01г.
11. Приказ № 349 МЗ РК от 15.08.2006. “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы и медицинского обеспечения при проведении инфекционного контроля за внутрибольничными инфекциями в медицинских организациях Республики Казахстан».
12. Лукьянова Е.А. Медицинская статистика.- М.: Изд. РУДН, 2002.
9. Медик В.А., Токмачев М.С., Фишман Б.Б.Статистика в медицине и
биологии. М.: Медицина, 2000.
1. Кто является источником инфекции?
2. Перечислите три звена эпидемической цепи.
3. Какие существуют механизмы передачи инфекции?
4. Что взято за основу в классификации Л.В.Громашевского?
5. Какие заболевания называются «антропонозами», «зоонозами», «зооантропонозами», «сапронозами»?
1. Тема: «Эпидемиологические методы исследования»
2. Цель: Формирование у студентов теоретических основ об эпидемиологических методах исследования
3. Тезисы лекции:
Эпидемиология –это общемедицинская наука, изучающая причины, условия и механизм формирования заболеваемости населения путем анализа особенностей ее распределения по территории, среди различных групп населения и во времени, и использующая эти данные для разработки способов профилактики и ликвидации заболеваемости. Из этого определения понятны предмет и задачи эпидемиологии.
Метод эпидемиологии – это комплексный подход к изучению эпидемического процесса, который включает в себя:
4) Эпидемиологическое обследование:
· эпидемическое обследование заболевания с целью выявления причин его возникновения и условий, благоприятствующих распространению заразного начала. Обследование начинается с опроса больного и окружающих, затем производят санитарный осмотр бытовой обстановки, условий труда, берут материал для лабораторных исследований;
· разнообразные микробиологические, аллергологические и санитарно-химические анализы с целью уточнения диагноза и выявления путей распространения инфекции; серологические методы исследования для определения иммунологической структуры населения;
· энтомологические и паразитологические исследования с целью установления вида членистоногих, участвующих в переносе заразного начала, а так же зоологические исследования при определенных заболеваниях для выявления видов грызунов, способных сохранить инфекцию в природе и передавать ее человеку.
5) Сравнительно-эпидемиологическое описание, включающее в себя статистический анализ заболеваемости, что позволяет провести сравнительный анализ во времени, по половой принадлежности, возрасту и т.д.
1. опыты на животных с целью проверки новых профилактических и лечебных средств;
2. проверка эффективности новых инсектицидов, средств дезинфекции и дератизации;
3. проверка на людях новых вакцин и профилактических мероприятий;
4. эпизотоологические опыты по выявлению некоторых сторон эпидемического процесса.
4. Иллюстративный материал: Плакаты и презентация лекции.
1. Власов В.В. Эпидемиология. Учебное пособие. 2-е издание – М., 2006
2. Покровский В.И., Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины. Учебное пособие – М., 2008.
3. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2003.
4. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы 2002.
5. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.
6. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.
7. Савилов Е.Д. Мамонтова Л.М. и др. Применение статистических
методов в эпидемиологическом анализе.-М. «МЕД. пресс-информ», 2004.
8. Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии. (схемы, таблицы). — М.: «Медицина», 2005.
9. Лукьянова Е.А. Медицинская статистика.- М.: Изд. РУДН, 2002.
10. Медик В.А., Токмачев М.С., Фишман Б.Б.Статистика в медицине и
биологии. М.: Медицина, 2000.
1. Какие существуют эпидемиологические методы исследования?
2. С какой целью проводится эпидемиологическое обследование?
3. Медицинская статистика – это….?
4. На чем основывается анализ эпидемиологической ситуации в очаге?
1. Тема: «Система профилактических и противоэпидемических мероприятий и средств».
2. Цель: Формирование у студентов теоретических основ учения об эпидемическом процессе.
3. Тезисы лекции:
Профилактика инфекционных заболеваний направлена на их предупреждение и включает проведение общих и специальных мероприятий.
К общим относятся государственные мероприятия социально – экономического характера, направленные на повышение жизненного уровня и благосостояния граждан, улучшение условий труда и отдыха, медицинского обеспечения населения (улучшение материально-технического обеспечения медицинских учреждений, повышение квалификации персонала), санитарно-технические (коммунальное благоустройство) и мелиоративные мероприятия.
К специальным мероприятиям относят своевременное выявление и обезвреживание источника инфекции. Различают активные и пассивные методы выявления.
К активным методам выявления относятся: обход медицинскими работниками населенных квартир; выявление больных по сигналам санитарного актива; выявление больных при профилактических осмотрах и обследованиях; выявление больных в период медицинского наблюдения в очагах.
К пассивному выявлению относятся случаи обращения за медицинской помощью самого пациента или его родственников.
При проведении санитарно-просветительной работы необходимо пропагандировать раннее обращение больных. Лихорадящие пациенты должны вызывать врача на дом. При выявлении инфекционного больного подается экстренное извещение (форма 58), больной изолируется на дому или госпитализируется в стационар. Особое внимание уделяется декретированному контингенту – работникам питания, водоснабжения, детских дошкольных учреждений.
Показания к госпитализации могут быть клинические и эпидемиологические. К последним относятся: особенности профессии пациента — работник пищевого предприятия или лицо, к нему приравненное; проживание больного в общежитии, отсутствие коммунальных удобств, наличие детей, посещающих детские учреждения.
Госпитализация инфекционных больных проводится в инфекционный стационар (отделение), где пациент получает адекватное лечение. Выписка переболевших из стационара производится после нормализации клинических и лабораторных показателей под наблюдение врача КИЗа.
Санитарно-просветительная работа среди населения занимает существенное значение в профилактике инфекционных заболеваний.
Особую роль играет пропаганда здорового образа жизни, включающая рациональное питание, занятия физкультурой и спортом, закаливание, борьбу с вредными привычками (курение, наркомания, алкоголизм), гигиену труда и отдыха.
Различают устные, печатные и наглядные методы санитарного просвещения. К средствам устной санитарно-просветительной работы относятся лекции, беседы, радиовещание; печатной – издание брошюр, буклетов, памяток, листовок, выпуск стенгазет и санбюллетеней; наглядной – плакаты, муляжи, слайды, кино-, видеофильмы, выставки, телепередачи и др.
Не менее важным мероприятием профилактики инфекционных заболеваний является установление карантина.
Карантин включает комплекс административных и медико-санитарных мероприятий, предупреждающих занос инфекции на благополучную территорию, и препятствует распространению инфекции за пределы эпидемического очага.
Дезинфекция — уничтожение возбудителей инфекционных болезней в окружающей человека среде.
Различают два вида дезинфекции — очаговую и профилактическую. Очаговая дезинфекция проводится в эпидемических очагах и подразделяется на текущую (в присутствии источника) и заключительную (после удаления источника).
Текущая дезинфекция проводится для немедленного уничтожения возбудителя инфекции после его выведения из организма больного или носителя. С этой целью обеззараживают в первую очередь выделения, с которыми возбудители выводятся из организма.
Заключительную дезинфекцию проводят в очаге (обычно однократно) после удаления источника инфекции (госпитализация, выздоровление, смерть). Заключительную дезинфекцию в обязательном порядке проводят в очагах чумы, холеры, возвратного тифа, эпидемического сыпного тифа, болезни Брилля, лихорадки Ку (легочная форма), сибирской язвы и других высококонтагиозных заболеваний (вирусных геморрагических лихорадок, брюшного тифа, паратифов, сальмонеллеза и др.).
Профилактическую дезинфекцию выполняют, когда источник инфекции не обнаружен, но возбудители могут накапливаться во внешней среде. При ее проведении предполагают, что инфекционный больной может находиться среди здоровых людей.
Дезинфекционные мероприятия в ЛПУ направлены на предупреждение внутрибольничных инфекций среди персонала и пациентов. Различают механические, физические, химические, биологические способы дезинфекции.
Механические способы включают обмывание, вытряхивание, подметание, проветривание, стирка белья и др.
Физические способы дезинфекции предусматривают использование электроэнергии, ультразвука, холода, кипячение, сжигание. К химическим способам дезинфекции относится использование хлорсодержащих препаратов (хлорная известь, гипохлорит натрия, хлорамин Б, деохлор и др.), фенолсодержащих средств (лизоформин, лизетол, лизафин и др.).
Дезинсекция – мероприятия, направленные на уничтожение насекомых (членистоногих), переносчиков возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней.
Дезинсекция может быть профилактической и очаговой. Профилактическую дезинсекцию проводят с целью предупреждения выплода клещей, мух и членистоногих; очаговую дезинсекцию — в очагах трансмиссивных (паразитарных) болезней. Дезинсекция осуществляется следующими методами: механическими (хлопушки, липкие ленты), физическими (применение паровых и пароформалиновых камер), химическими (применение инсектицидов и репеллентов-отпугивающих препаратов).
Дератизация — комплекс мероприятий по борьбе с грызунами, являющимися источниками и переносчиками возбудителей инфекционных болезней. Дератизационные мероприятия могут проводиться с профилактической целью инаправлены на создание условий, препятствующих проникновению, заселению и размножению грызунов в жилых домах и хозяйственных постройках. Дератизация включает следующие способы: механические (капканы, ловушки, давилки), химические (применение ядохимикатов) и биологические (применение микроорганизмов- бактерий и вирусов, патогенных для грызунов).
Источник