Решение земельных споров
Земельные участки, как объекты недвижимости, интересуют практически любого человека, заботящегося о своем материальном благополучии. Именно по этой причине они являются предметом возникновения различных правовых споров. Диапазон возникновения спорных ситуаций очень обширен: от признания права собственности на участок до вступления в наследство, раздела, определения порядка пользования общими владениями среди соседей. Да и в случае бракоразводного процессе решение земельных споров может затянуться надолго, отняв много времени, сил и нервов. Именно по этой причине рекомендуется сразу обратиться за помощью к специализированному земельному юристу, который уже на этапе консультации выработает правильную стратегию и доведет дело до успешного результата. Сотрудничество с компетентным специалистом всегда включает несколько этапов и начинается с предварительного изучения документов. Затем дается письменная или устная консультация. Возможно, для разрешения земельного спора понадобится дополнительная информация от клиента или ряд документов. Помните, что лишь компетентный и опытный адвокат сможет четко составить запросы в муниципальные или государственные органы, а также правильно сформулировать исковое заявление в случае разрешения спора в судебном порядке. Прежде чем приступить к компексному сотрудничеству, важно получить хотя бы базовый уровень теоретических знаний, понять, что подразумевается под земельными спорами, какие способы их разрешения существуют, какими нормативными правовыми актами регулируются подобные ситуации. В этом вам помогут опытные адвокаты, специализирующиеся именно на земельных участках.
Какие способы защиты прав на земельный участок существуют?
Разрешение земельных споров в досудебном или судебном порядке всегда осуществляется согласно общим правилам защиты гражданских прав, что предусмотрено статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Одним из первых способов является признание права собственности на землевладение. Так что, если у вас есть подтверждающие документы, вы совершили сделку или вступаете в наследство на земельный участок, можно обратиться за помощью к юристу и воспользоваться таким способом защиты имущественных прав.
Второй вариант – это восстановление первоначальной ситуации, которая была нарушена в ходе совершения правонарушения или преступления. К примеру, сегодня реально восстановить права на владение или пользование земельным участком по решению суда, если судебный орган первой инстанции признал недействительным нормативный правовой акт или решение исполнительного органа государственной власти, органов местного самоуправления и других структур. Гражданский кодекс РФ предлагает широкий выбор возможностей и вариантов по защите нарушенных имущественных прав. По закону можно признать недействительным не только решения муниципальных или государственных, но и законодательных органов власти. Если реально в суде доказать самовольное занятие земельного участка, то нарушенные права подлежат немедленному восстановлению.
Еще один вариант достижения успеха – это признать недействительным нормативный акт органов местного самоуправления или исполнительной власти, если последний не соответствует действующему законодательству и нарушает имущественные права и интересы физического или юридического лица. Такой способ считается своеобразной формой судебного контроля над действующим законодательством по вопросам охраны и использования земель. Согласно Гражданско-процессуальному кодексу РФ суд может вынести решение о том, что действия должностного лица или административного органа власти были незаконны, поэтому подлежат отмене.
Важно помнить, что если в процессе разрешения земельного спора законные интересы и права лиц были нарушены, то можно взыскать убытки за незаконное использование или неправомерную охрану земель. Возмещением занимается тот государственный орган, который нарушил права арендатора или собственника участка путем принятия незаконного нормативного правового акта.
Помимо рассмотренных выше способов защиты своих прав может применяться ряд дополнительных мер, которые не оговорены в Земельном кодексе, зато предусматриваются статьей 12 ГК РФ:
- Признание недействительной оспоримой сделки, а также применение законных последствий ее недействительности;
- Применение последствий недействительности после признания сделки ничтожной;
- Признание принятого собранием решения недействительным;
- Признание недействительным нормативного правового акта органа местного самоуправления или государственной власти;
- Самозащита права владельца земельного участка;
- Возмещение убытков и взыскание неустойки или упущенной прибыли;
- Исполнение обязанностей в натуре по решению суда;
- Компенсация причиненного морального вреда;
- Неприменение судом нормативного правового акта органа местного управления по причине его противоречий действующему законодательству;
- Иные способы, предусмотренные действующим законодательством РФ.
Классификация земельных споров и их сущность
В юридической литературе описано много способов классифицировать споры, возникающие в сфере земельных отношений. Каждая из классификаций по-своему точна и имеет право на существование, но наиболее точной и наглядной можно назвать ту, в которой все спорные ситуации условно разделяются на три категории:
1.Споры, которые вытекают из оспаривания или нарушения прав юридических и физических лиц на земельный участок. Это может быть не только право владения, но и пользования/распоряжения землевладением. Спорная и конфликтная ситуация может быть вызвана тем, что владельцу ограничили права на землю, отказали в предоставлении участка или пересмотре границ. Иногда спор может возникнуть по той причине, что лицо намеренно ввели в заблуждение относительно своих законных прав и интересов.
В качестве участников спора могут выступать:
- Исполнительный орган местной власти или органы местного самоуправления с одной стороны, юридическое или физическое лицо – со второй. Основанием для спора и обращения к специалистам в области земельного права является письменный отказ в предоставлении участка, изъятие землевладения, прекращение или ограничение прав со стороны административного правового акта органов власти.
- Юридические или физические лица с обеих сторон. Такой земельный спор может возникнуть из-за нарушения границ землепользования, создания взаимных помех по владению участком, самовольного занятия земли одной из сторон.
Суды рассматривают подобную категорию споров в общем порядке искового производства. Аналогично решаются вопросы, связанные договорами купли-продажи, дарения, мены, сервитута, аренды.
- Земельно-имущественные споры. Они вызваны как возмещением вреда и убытков, так и нарушением прав, которые не вызвали материальных потерь. Данные споры рассматриваются в одном производстве арбитражным судом.
- Спорные ситуации, которые возникают на основе земельных правоотношений. Данная категория не предполагает решение конфликтов, вызванных правом на владение земельным участком. В нее попадают ситуации, когда стороны не могут договориться насчет нюансов распоряжения или пользования землевладением.
Отечественное законодательство в области землепользование допускает передачу споров на рассмотрение в третейский суд, который выносит справедливое решение большинством голосов. Отличительной особенностью решений третейского суда является их исполнение в принудительном порядке по исполнительному листу от суда общей юрисдикции. Это происходит, если вынесенное решение не было изначально исполнено в добровольном порядке.
Разрешение земельных споров в судебном порядке
Как показывает практика, наиболее действенным и порой единственным способом разрешить давний земельный спор является обращение в судебный орган первой инстанции. Только это позволяет защитить законные имущественные права арендатора или собственника участка. Порядок, в котором суды рассматривают подобные иски, регламентируется статьей 64 Земельного кодекса РФ.
Нужно помнить, что согласно положений Земельного кодекса вариант административного или досудебного урегулирования конфликта не допускается. Единственный вариант – еще до принятия дела в производство судом общей юрисдикции обратиться в третейский суд. Для этого стороны должны заключить третейское заключение.
Почему важно обращаться за помощью?
За годы работы на рынке юридических услуг наши юристы накопили богатый опыт, который позволяет справляться с самыми нестандартными ситуациями в области земельного права. Следует понимать, что помимо Земельного кодекса существует огромное количество местных локальных актов, которые невозможно не принимать во внимание. Каждый нюанс играет большую роль и может кардинально изменить ситуацию при рассмотрении дела в суде.
Вторая сложность связана с обилием правоустанавливающих и иных документов за землевладение. Чтобы разобраться во всех тонкостях, нужно иметь компетентное образование и определенный опыт. Да и положения многих нормативных правовых актов допускают двойственное трактование. Если пытаться защитить свои права самостоятельно, можете быть уверены: в споре с государственными или местными органами власти текст НПА будет обращен не в вашу пользу.
Не тратьте время на бесполезные попытки самостоятельно разобраться в тоннах документации. Запишитесь на предварительную консультацию к земельному юристу и введите его в курс дела. Это поможет заранее оценить шансы за успешное разрешение спора и выработать правильную модель поведения в суде.
Источник
Тема 10. Разрешение земельных споров
1. Понятие земельного спора.
2.Разрешение земельных споров в административном порядке.
3. Разрешение земельных споров в судебном порядке.
4. Разрешение земельных споров третейскими судами.
Земельные споры в Российской Федерации являются неотъемлемым элементом земельных отношений. Право на защиту земельных прав законодательно закреплено в ст. 35 Конституции РФ. Разрешение земельных споров — это один из способов защиты прав и законных интересов субъектов земельных правоотношений. ст. 36 Конституции РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В соответствии со ст. 304 и 305 ГК РФ все пользователи земельными участками могут требовать устранения нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права владения. Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (п. 4) государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении ими сделок с землей.
Следует отметить, что действующее законодательство не содержит определения земельного спора. Понятие земельного спора можно рассматривать с разных позиций, при этом различают материально-правовое содержание спора (акцент на материально-правовой сущности спора, отношения, по поводу которых возник спор, т.е. сущность самого спора) и его процессуальную форму (основание возбуждения и порядок разрешения земельного спора, поскольку спор — это особая разновидность процессуального правоотношения).
Земельный спор — это правоотношение, регулируемое и разрешаемое на основании норм земельного, гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права, возникающее между индивидами или группами лиц, органами государственной власти и местного самоуправления по поводу нарушения или оспаривания их субъективных прав на землю и законных интересов или обязанностей, содержанием которого являются притязания сторон относительно этих субъективных прав, интересов или обязанностей в области земельных правоотношений.
Поскольку земельный спор является общественным отношением, то он имеет особую структуру. Приведем его элементы.
1. Стороны — от их количества зависит, является ли спор двусторонним или многосторонним.
2. Предмет спора — субъективные права на землю и законные земельные интересы граждан и юридических лиц. Необходимо разделять два понятия — право и законный интерес. Первое предполагает действительное, существующее право, реализовать которое субъект может немедленно. Интерес — это стремление получить определенную пользу. Для земельного спора характерно, что одна сторона в споре объективно обладает правами на спорный земельный участок, а другая — объективно таких прав не имеет. Также может иметь место как заблуждение одной из сторон по поводу ее права на спорный земельный участок, так и прямое нарушение субъективного права.
3. Объект спора — прямо или косвенно это всегда земля, земельный участок или его часть (вспомним объекты земельных отношений, ст. 6 ЗК РФ), а также доли в правах на земельные участки (например, их определение необходимо при разделе имущества между супругами и выделе доли из общей совместной собственности или общей совместной собственности, например сельскохозяйственной организации).
4. Содержание спора, т.е. субъективные права и корреспондирующие им обязанности. Развитие земельного спора имеет несколько стадий, от возникновения конфликтной ситуации до вынесения решения компетентными органами. Главное — с момента подачи заявления в органы разногласия выступают уже в форме процессуального спора. Стороны могут ликвидировать возникший конфликт путем согласованных действий, без подачи иска в суд, правонарушитель может добровольно устранить последствия своего противоправного поведения, а потерпевший — примириться с нарушением своих интересов. Но факт существования самого спора отрицать нельзя, хотя стороны и не оформляли его процессуально.
Классификация земельных споров может быть осуществлена по различным основаниям: возникновение, объект, субъект спора и т.д.
В зависимости от основания возникновения прав на земельные участки, споры можно классифицировать на споры:
1) о праве собственности на земельный участок, в том числе:
— о признании права на земельный участок (ст. 59 ЗК РФ);
— об отводе земельного участка;
— об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
2) о праве владения, в том числе:
— о пожизненном наследуемом владении;
— об истребовании земельного участка или его части из чужого незаконного владения — виндикационный иск.
3) о праве пользования, в том числе:
— о праве постоянного бессрочного пользования;
— об устранении препятствий и помех в пользовании земельным участком, при нарушении отдельных правомочий субъекта — негаторный иск и др.;
— иные земельные права, не связанные с возникновением прав на земельные участки;
6) о возмещении затрат по освоению земельных участков;
7) о возмещении убытков, причиненных в ходе осуществления земельных правоотношений (ст. 62), в том числе:
— при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд,
— при ином правомерном использовании;
— при неправомерном использовании, в том числе восстановление положения, нарушенного правонарушением (ст. 60 ЗК РФ), и др.;
8) жалобы на действие, бездействие госорганов и органов местного самоуправления, признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы гражданина или юридического лица (ст. 61 ЗК РФ), и иные.
Еще одним основанием классификации целесообразно назвать классификацию по субъекту спора. Значение классификации по данному признаку заключается в определении подведомственности и подсудности земельных споров в зависимости от того, кто является субъектами данных споров, а следовательно, установление порядка разрешения конкретных споров.
С этой точки зрения следует выделить споры, в которых обеими сторонами выступают госорганы или органы местного самоуправления, второй вариант — когда они являются только одной из сторон, третий — споры, возникающие между землепользователями.
Классифицировать земельные споры можно также по признаку принадлежности объекта спора к определенной категории земельного фонда.
По объекту земельные споры можно разделить на споры о земле как о природном объекте и природном ресурсе (такие споры чаще всего возникают при нарушении режимов использования и охраны земли) и споры о земле как об объекте недвижимого имущества (споры, связанные с куплей-продажей, меной, дарением, залогом, завещанием, арендой и другими гражданско-правовыми сделками).
Также в юридической литературе одним из правовых критериев классификации земельных споров выделяют порядок разрешения земельных споров.
Помимо споров искового производства, в судах подлежат рассмотрению жалобы на постановления о наложении административных штрафов за земельные правонарушения, предусмотренные ст. 8.6 — 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (порча земель, использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв).Кроме гражданских дел, рассматриваются и административные дела, например административные правонарушения по ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В настоящее время все больше земельных споров рассматривается в судах. Однако, любое лицо, права которого нарушены, имеет возможность защитить свои права и законные интересы через административные органы. Под административными органами понимают органы государственной власти органы местного самоуправления либо должностные лица. Участники земельных правоотношений вправе подать жалобу на действия или решения государственных органов (органов местного самоуправления) либо их должностных лиц вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в вышестоящий орган. Поданная жалоба подлежит регистрации и обязательному рассмотрению. По результатам рассмотрения жалобы могут быть приняты следующие меры:
— отмена индивидуального правового акта (в случае принятия его с нарушением требований законодательства, превышением компетенции принявшего его лица);
— принятие нового индивидуального правого акта либо совершение действий в рамках, установленных законодательством;
— привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица допустившего соответствующее нарушение;
— отказ в удовлетворении жалобы.
Лицо, подавшее жалобу, информируется о результатах ее рассмотрения письменно.
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими административный порядок разрешения земельных споров являются ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Закрепление рассмотрения земельных споров в судебном порядке наметилось со времени принятия Конституции РФ 1993 г., но окончательно эта норма была зафиксирована в п. 1 ст. 64 ЗК РФ, что явилось новым этапом в развитии земельного законодательства. Судебными органами, осуществляющими правосудие, являются:
1. Суды общей юрисдикции (рассматривают гражданские дела, если одной из сторон в споре является гражданин, а также уголовные дела);
2. Арбитражные суды (рассматривают экономические споры, сторонами которых являются юридические лица либо граждане, имеющие статус индивидуальных предпринимателей).
Таким образом, основным критерием разграничения компетенции между арбитражными судами и судами общей юрисдикции является характер спорных отношений и их субъектный состав.
Процессуальный порядок разрешения споров установлен: в судах общей юрисдикции — Гражданским процессуальным кодексом РФ; в арбитражных судах – Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Обращение участников земельных правоотношений в судебные органы оформляется в следующих формах:
1. Жалоба. Жалоба подается на действия, бездействия, решения, индивидуальные правовые акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, юридического лица, созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод, незаконно возложена обязанность или лицо незаконно привлечено к ответственности. Лицо, подавшее жалобу, именуется заявитель. Юридическое лицо подает жалобу в суд по месту нахождения госоргана, органа местного самоуправления, гражданин вправе по своему выбору подать жалобу в суд либо по месту нахождения госоргана, органа местного самоуправления либо по месту своего жительства. Жалоба должна быть подана в суд в трехмесячный срок (10 дней –в ОЮ) когда лицу стало известно о нарушении его прав, пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
2. Исковое заявление. В порядке искового производства разрешаются дела о признании прав на земельный участок, восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав на земельный участок, возмещении убытков и некоторые иные. Организации и граждане, предъявившие иск, именуются истцами. Лица, к которым предъявлен иск, именуются ответчики. По общему правилу исковые требования могут быть заявлены в суд в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (исковая давность). Законом может быть установлен иной срок исковой давности (например, по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе землям, срок исковой давности составляет 20 лет).
Все стороны в судебном разбирательстве пользуются равными процессуальными правами (за исключение госорганов, на которые возлагается обязанность доказывания по делу).
По результатам рассмотрения жалобы, искового заявления суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, искового заявления, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование обратившего лица, отменяет примененные к нему меры ответственности, признает право собственности на земельный участок и т.д. В противном случае суд отказывает в удовлетворении жалобы, исковых требований. Судебное решение может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию. Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех органов публичной власти, организаций, учреждений и граждан и подлежит исполнению.
Пункт 2 ст. 64 Земельного кодекса РФ впервые закрепляет в федеральном законе право участников земельного спора передать его на разрешение в третейский суд. Принят и действует Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», подробно регламентирующий процедуру третейского судопроизводства.
Третейский суд – суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного, уже возникшего спора гражданско-правового характера с обязательством подчиниться решению этого суда. Сущность третейского суда заключатся в том, что обе стороны добровольно доверяют разрешение спора и вынесение решения третьим лицам (отсюда и название третейский суд).
Третейские суды могут быть созданными для разрешения одного конкретного спора либо постоянно действующие третейские суды. Постоянно действующие третейские суды рассматривают экономические споры между организациями. В настоящее время при Торгово-промышленной палате РФ имеются 3 постоянно действующих третейских суда: Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), Морская арбитражная комиссия (МАК), Третейский суд для разрешения экономических споров. Помимо названных постоянно действующие суды образованы при Ассоциации российских банков, Союзе юристов, Межбанковской валютной бирже. Уже имеется определенный опыт работы третейских судов по разрешению споров в аграрной сфере, в том числе земельных: с 2000 г. по март 2003 г. был осуществлен проект «Третейские суды в аграрной сфере (ТРАС): распространение и институциональное укрепление ТРАС в России и других странах СНГ». За время реализации проекта создано и функционирует 38 третейских судов в 11 регионах Российской Федерации: в Омской, Кировской, Нижегородской, Орловской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Ленинградской областях, в республиках Калмыкия, Марий Эл и Чувашия.
Третейское судопроизводство имеет свою специфику по земельным спорам: около 50% всех дел заканчиваются заключением мирового соглашения.
В соответствии с законодательством в третейский суд может по соглашению сторон передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено законом. Данное соглашение должно быть оформлено в письменном виде (третейское соглашение). Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.
Третейские суды не могут быть образованы при органах государственной власти и органах местного самоуправления.
По результатам рассмотрения дела в третейском суде принимается решение, которое объявляется сторонам в заседании суда. Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда.
Источник