Способы разрешения социального конфликта обществознание

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Социальная сфера. 4.6. Социальный конфликт и пути его решения.

4.6. Социальный конфликт и пути его решения.

ПЛАН.

  • Социальный конфликт. Понятие.
  • Структура социального конфликта.
  • Участники социального конфликта.
  • Стадии общественного конфликта.
  • Причины социальных конфликтов.
  • Виды социальных конфликтов.
  • Классификации социальных конфликтов.
  • Роль социального конфликта (позитивная и негативная).
  • Разрешение социальных конфликтов.
  • Способы разрешения социальных конфликтов.

Социальный конфликт.

Социальный конфликт – это столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.

Структура социального конфликта.

  • Субъекты конфликта – участники
  • Объект конфликта — из-за чего возник конфликт
  • Условия протекания
  • Стратегия и тактика сторон
  • Масштаб протекания
  • Последствия, результаты.

Участники социального конфликта:

  • индивиды
  • социальные группы
  • организации и объединения.

Стадии общественного конфликта.

  • Предконфликтная – складывание конфликтной ситуации. Осознание противоположными сторонами эмоционального напряжения, стремление преодолеть его, понимание причин конфликта, оценка своих возможностей, выбор способа нападения на противника.
  • Активная (непосредственно конфликтная) – недоверие и отсутствие уважения к противнику. Невозможность достичь согласия, наличие открытых и скрытых действий, направленных на изменение поведения соперников.
  • Разрешение конфликта. Прекращение действий, направленных на изменение поведения соперников, устранение причин конфликта, изменение установок соперников относительно друг друга.

Причины социальных конфликтов.

  • Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций.
  • Различия в уровнях дохода, власти, культуры, доступе к образованию, информации.
  • Различия в целях, представлениях и ценностях.
  • Религиозные различия.
  • Поведение человека, его социально-психологические черты (характер, интеллект, общая культура и др.)
  • Неумение общаться и договариваться.

ПОВОД – любое событие, поведение соперника, переполнившее чашу терпения.

Виды социальных конфликтов.

  • Внутриличностный – происходит на уровне индивидуального недовольства собой, своим образом жизни, неумением реализовать себя.
  • Межличностный – происходит между двумя или несколькими лицами.
  • Межгрупповой – конфликт между группами – между классами, представителями разных религий, национальностей, конфликт поколений отцов и детей.
  • Конфликт с внешней средой – давление на человека извне со стороны культурных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания.
  • Конфликты по отдельным сферам жизни – экономических (производственный), политический, этнический и др.
  • Конфликт в обществе в целом – социальная революция, то есть быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому, война.

Классификация конфликтов.

По длительности:

  • краткосрочный
  • среднесрочный
  • долгосрочный

По форме проявления:

По используемым средствам:

По характеру развития:

  • преднамеренный (подготовленный)
  • спонтанный (стихийный)

По масштабам распространения:

  • глобальный (мировой)
  • общенациональный
  • региональный
  • локальный
  • групповой
  • личный

По результатам:

  • конструктивный – приводит к позитивным последствиям;
  • деконструктивный – препятствует дальнейшему позитивному развитию.

Роль социального конфликта.

Позитивная.

  • Происходит выявление проблем, требующих решения
  • Стимулирование дальнейшего развития
  • Снятие психологической напряжённости участников конфликта
  • Осознание интересов друг друга, переход к сотрудничеству.

Негативная.

  • Создание стрессовых ситуаций
  • Нарушение порядка общественной жизни
  • Нарушение устойчивости, стабильности.

Разрешение социальных конфликтов.

  • Анализ конфликтной ситуации
  • Выявление возможностей разрешения конфликта (осознание противоречий, интересов, целей)
  • Выбор способа разрешения конфликта.

Способы разрешения социальных конфликтов.

  • Компромисс – соглашение путём взаимных уступок без ущерба коренным интересам сторон.
  • Переговоры – мирное обсуждение сторонами решения проблем.
  • Арбитраж (третейский суд) – обращение к наделённому специальными полномочиями государственному органу власти за помощью в решении проблемы.
  • Применение силы (власти) – одностороннее использование силы (власти) той из сторон, которая считает себя сильнее.
Читайте также:  Внешнюю форму отражающую способ взаимодействия со средой обитания называют

Умение предотвратить конфликт или правильно выйти из него — важнейшая задача как отдельного человека, так и общества в целом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

4.6 Социальный конфликт и пути его решения

Социальный конфликт — это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами 1.

Структура социального конфликта

Участники конфликта называются субъектами конфликта. Среди них можно выделить следующих:

  • стороны конфликта — непосредственные участники конфликтного взаимодействия;
  • пособники — лица, непосредственно способствовавшие конфликту; это те, из-за кого конфликт и начался;
  • подстрекатели — лица, подталкивающие какую-либо сторону к конфликту;
  • свидетели — лица, наблюдающие за конфликтом со стороны и не вмешивающиеся прямо в него;
  • посредники — люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, прекратить или смягчить накал конфликта.

Участники конфликта могут и не находиться в непосредственном противоборстве, однако они влияют на ход конфликта. Благо, предмет, проблема, вопрос, по поводу которого разгорается конфликт, называется предметом конфликта. Его не надо путать с причиной конфликта — объективными обстоятельствами, которые предопределяют появление конфликта. Повод для конфликта — это какое-либо часто даже незначительное событие, мимолётный факт, который предопределяет конфликт. Пример: два друга стали конфликтовать из-за проблемы проведения вечера — это предмет конфликта. Причиной конфликта стали разногласия — идти в кино или остаться дома у одного из друзей и играть в компьютерные игры. А поводом к конфликту могла стать резкая фраза одного из друзей, который заявил о том, что ему всё равно на мнение друга 2.

Большое значение для социологического анализа социальных конфликтов имеет выделение основных типов.

Существуют следующие разновидности конфликтов:

По количеству участников конфликтного взаимодействия:

  • внутриличностные — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов. стремлений и могут вызвать аффекты;
  • межличностные — разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;
  • межгрупповые — происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;

По направленности конфликтного взаимодействия:

  • горизонтальные — между людьми, не находящимися в подчинении между собой;
  • вертикальные — между людьми, находящимися в подчинении между собой;
  • смешанные — в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70-80% от всех конфликтов;

По источнику возникновения:

  • объективно обусловленные — вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию;
  • субъективно обусловленные — связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;

По своим функциям:

  • созидательные (интегративные) — способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства;
  • разрушительные (дезинтегративные) — дестабилизирующие социальные системы;

По длительности протекания:

  • кратковременные — вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются;
  • затяжные — связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;
Читайте также:  Способы завязывать мусульманский платок

По своему внутреннему содержанию:

  • рациональные — охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;
  • эмоциональные — в которых участники действуют на основе личной неприязни;

По способам и средствам разрешения конфликты бывают:

По учету содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют:

  • экономические,
  • политические,
  • семейно-бытовые,
  • производственные,
  • духовно-нравственные,
  • правовые,
  • экологические,
  • идеологические и другие конфликты.

Анализ протекания конфликта проводят в соответствии с его тремя основными стадиями: предконфликтная ситуация, непосредственно конфликт и стадия разрешения.

Предконфликтная ситуация — это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, силы и консолидируются в противоборствующие группы. На этой же стадии каждая из сторон формирует свою стратегию поведения и выбирает способ воздействия на противника.

Непосредственно конфликт — это активная часть конфликта, характеризующаяся наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение повеления соперника.

Сами действия бывают двух видов:

  • действия соперников, носящие открытый характер (словесные прения, физическое воздействие, экономические санкции и т.д.);
  • скрытые действия соперников (связаны с желанием обмануть, запутать соперника, навязать ему невыгодный вариант действий).

Основным образом действий при скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление, означающее, что один из соперников через «обманные движения» пытается заставить другого человека действовать так. как выгодно ему.

Разрешение конфликта возможно лишь при устранении конфликтной ситуации, а не только исчерпании инцидента. Разрешение конфликта может произойти также в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей стороны, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного истощения соперника.

Для успешного разрешения конфликта необходимы следующие условия:

  • своевременное определение причин конфликта;
  • определение деловой зоны конфликта — причин, противоречий, интересов, целей конфликтующих сторон:
  • взаимное желание сторон преодолеть противоречия;
  • совместный поиск путей к преодолению конфликта.

Существуют различные методы разрешения конфликта:

  • избегание конфликта — уход со «сцены» конфликтного взаимодействия физически или психологически, но сам конфликт в этом случае не устраняется, так как остается причина, породившая его;
  • переговоры-позволяют избежать применения насилия, добиться взаимопонимания и найти путь к сотрудничеству;
  • использование посредников — примирительная процедура. Опытный посредник, в роли которого может выступать организация и частное лицо, поможет быстро урегулировать конфликт там. где без его участия это было бы невозможно;
  • откладывание — по сути это есть сдача своей позиции, но лишь временная, поскольку по мере накопления сил сторона, скорее всего, попытается вернуть утраченное;
  • третейское разбирательство, или арбитраж, — метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права.

Последствия конфликта могут быть:

  • разрешение накопившихся противоречий;
  • стимуляция процесса социальных изменений;
  • сближение конфликтующих групп;
  • усиление сплоченности каждого из соперничающих лагерей;
  • напряженность;
  • дестабилизация;
  • дезинтеграция.

Разрешение конфликта может быть:

  • полным — конфликт завершается полностью;
  • частичным — конфликт изменяет внешнюю форму, но сохраняет мотивацию.

Безусловно, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта 3.

Источник

Социальные конфликты. Виды и способы разрешения

Конспект по обществознанию.

Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами и обществом в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей и позиций субъектов взаимодействия.

Читайте также:  Способ прямоугольного проецирования придумал

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но они всегда основаны на отсутствии согласия между двумя или более сторонами.

В упрощенном виде структура социального конфликта состоит из следующих элементов:

— объект-конкретная причина столкновения субъектов
— два или более субъектов, которые конфликтуют из-за объекта
— инцидент-формальный повод для начала открытой конфронтации.

Конфликтная ситуация — противоречия, возникающие между субъектами по поводу какого-либо объекта.

Существуют следующие типы конфликтов:

1. По количеству участников конфликтного взаимодействия:

— внутриличностное-состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, которые связаны с наличием противоречивых потребностей и интересов, устремлений и могут вызывать аффекты
— межличностные-разногласия между двумя или более членами другой группы или нескольких групп
— межгрупповые-возникают между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями мешают друг другу

2. По направлению конфликтного взаимодействия:

— горизонтальные-между людьми, не подчиняющимися друг другу
— вертикаль-между людьми, которые подчинены друг другу
— смешанный-в котором представлены оба

3. По источнику возникновения:

— объективно-обусловленные-вызванные объективными причинами, устранить которые можно только путем изменения объективной ситуации
-субъективно-обусловленные-связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также ситуациями, создающими препятствия для удовлетворения их желаний, стремлений и интересовПо своим функциям:
— социальные (интегративные) — способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства
— разрушительные (дезидеративные) — дестабилизирующие социальные системы

4. По продолжительности потока:

— краткосрочные — вызванные взаимными недоразумениями или ошибками сторон, которые быстро реализуются
— длительные — связанные с глубокой морально-психологической травмой или с объективными трудностями

5. По своему внутреннему содержанию:

— рациональный-охватывающий сферу разумной деловой конкуренции, перераспределения ресурсов
— эмоциональный-в котором участники действуют на основе личной неприязни

6. По методам и средствами разрешения:

7. По учету содержания проблем, вызвавших конфликтные действия:

— экономический
— политические
— семейные и бытовые услуги
— производственные мощности
— духовно-нравственные ценности
— юридические требования
— экологические вопросы
— идеологическая

Стадии протекания конфликта:

1. Предконфликтная ситуация-период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, силы и консолидируются в противостоящие группы. На этом же этапе каждая сторона формирует свою стратегию поведения и выбирает способ воздействия на противника.

2. Прямой конфликт — активная часть конфликта, характеризующаяся наличием инцидента, то есть социальных действий, направленных на изменение командования противника.

3. Разрешение конфликта возможно только тогда, когда конфликтная ситуация устранена, а не только тогда, когда инцидент исчерпан. Разрешение конфликта также может произойти в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей стороны, создающей преимущество для одной из сторон, и, наконец, в результате полного истощения противника.

Для успешного разрешения конфликта необходимы следующие условия:

— своевременное выявление причин конфликта
— определение деловой зоны конфликта — причины, проявления интересов, цели конфликтующих сторон
— взаимное стремление сторон преодолеть противоречия
— совместный поиск путей преодоления конфликта

Методы разрешения конфликта:

1. Избегание конфликта
2. Переговоры
3. Использование посредников
4. Откладывание
5. Третейское разбирательство или арбиртраж

Последствия конфликта могут быть:

Позитивными
— разрешение накопившихся противоречий
— стимуляция процесса социальных изменений
— сближение конфликтующих групп
— усиление сплоченности каждого из соперничающих лагерей

Негативными
— напряженность
— дестабилизация
— дезинтеграция

Разрешение конфликта может быть:

Полным — конфликт завершается полностью.
Частичным — конфликт изменяет форму, но сохраняет мотивацию.

Источник

Оцените статью
Разные способы