Способы разрешения религиозных конфликтов

8 Религиозные конфликты и основные пути их разрешения (Лекции с презентациями и видео)

Описание файла

Файл «8 Религиозные конфликты и основные пути их разрешения» внутри архива находится в папке «Лекции с презентациями и видео». Документ из архива «Лекции с презентациями и видео», который расположен в категории «лекции и семинары». Всё это находится в предмете «социальная конфликтология» из восьмого семестра, которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «лекции и семинары», в предмете «социальная конфликтология» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «8 Религиозные конфликты и основные пути их разрешения»

Текст из документа «8 Религиозные конфликты и основные пути их разрешения»

РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ И

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Самое жаркое место в аду предназначено

тем, кто во времена нравственного

кризиса сохраняет нейтралитет

Религия и межконфессиональные отношения как источник конфликта.

Структура, содержание и причины религиозных конфликтов.

Классификация религиозных конфликтов и пути их урегулирования.

Религия есть символическая система для восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные конечные значения. Это одна из сфер духовной жизни, освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. (Слайд 2)

По мнению известного российского политолога А.Панарина, проблема религии в современном глобальном мире стоит совершенно особым образом. В то же время, классики социологии сходятся в том, что конечный социальный смысл всякой религии — обеспечение духовно-ценностных предпосылок совместной жизни людей: «Религия дает индивидам возможность жить сообща и сознавать себя обществом». Генсек Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС) Дж.Грац считает, что «западный мир прошел через множество религиозных войн, прежде чем понял, что можно верить по-разному и даже ни во что не верить».

Религия и межконфессиональные отношения

как источник конфликта

Считается, что в мире доля религиозного населения составляет 66% от населения Земли. Доля неверующего населения – 25%, атеистов – 6%. Причем этот показатель постоянно меняется в зависимости от условий жизни. (Слайд 3) ХХ век стал периодом упадка протестантизма и временем подъема ислама, индуизма, копто-эфиопского христианства и различных сект. Ливийский лидер, один из видных деятелей современных национальных движений М.Кадафи пишет: «Основа, создающая нацио­нальную общность, — национальное самосозна­ние. Национальное самосознание — это основа сохранения наций. Исторически каждая нацио­нальная общность должна иметь свою религию — это основополагающий принцип каждого народа. Там, где он нарушается, невозможна гармония внутри национальной общности, возникают конф­ликты. Единственный путь к ликвидации этих кон­фликтов, восстановить нарушенное естественное правило, гласящее, что каждая нация должна иметь свою религию».

Учеными подсчитано, что в 1900 г. приверженцы только мировых религий составляли 814 млн. чел., в 1988 г. их уже насчитывалось более 2.645 млн. чел., в 2000 г. свыше 4-х млрд. чел. По данным на 2009 год более 63 % верующих людей на Земле являлись приверженцами одной из авраамических религий, из них: 33% — христиане, 20% — мусульмане, 10% — иудеи; 10% жителей планеты исповедовали индуизм, 6% — буддизм, 6% — китайские религии, 0,37% — сикхизм, 7% — другие верования. (Слайд 4)

Наиболее сильна приверженность к религии на африканском континенте, где 9 из 10 респондентов называют себя религиозными (91%), в таких странах как Нигерия и Гана этот показатель составляет 94% и 96% соответственно и является самым высоким в мире. 8 из 10 жителей Латинской Америки (82%) также называют себя религиозными людьми. На Ближнем Востоке 79% населения привержены к религии. 7 из 10 жителей Северной Америки считают себя религиозными (73%), четверть — нерелигиозными (25%) и только 1% назвались атеистами. Уровень религиозности в Западной Европе в среднем составляет 60%. Во всех странах Восточной и Центральной Европы как минимум 6 из 10 респондентов религиозны.

Читайте также:  Способ транспортировки больного определяет тест

В то же время во данным американского колледжа Питцер за 2006 год, в первую десятку атеистических стран вошли: Швеция (атеистами являются минимум 45%, максимум 85% жителей этого государства), Вьетнам (81%), Дания (43-80%), Норвегия (31-72%), Япония (64 — 65%), Чехия (54 — 61%), Финляндия (28 — 60%), Франция (43 — 54%), Южная Корея (30 — 52%) и Эстония (49%). Россия в этом перечне оказалась на 12-м месте (24-48%).

Религия возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества, цивилизации и превращается в определенный аспект их сущности, существования и различия. Например, в США проживает рекордное число людей, утверждающих, что религия играет «очень важную» роль в их жизни — 62%. Для сравнения, в Мексике таких 60%, в Италии — 38%, в Канаде — 34%, в Германии и Великобритании — по 18%, во Франции — 14%. При этом доля американцев, не относящих себя ни к одной религии, выросла за сто лет (1990-2000 гг.) с 1,3 до 9,1%. (Слайд 5)

В Республике Киргизстан, по мнению И.Ротарь, еще в начале 2000-х годов было большой редкостью встретить на улицах южнокиргизстанских городов женщину в хиджабе, а тем более в парандже. Сегодня едва ли не большая половина жительниц южных районов Киргизии щеголяют в нарядах, «подобающих правоверной мусульманке». Местные власти упорно, но пока тщетно борются за устои «светского государства». Например, отдел образования города Джалал-Абад выпустил постановление, запрещающее школьницам ходить на занятия в платке, однако вскоре под давлением возмущенных родителей педагоги были вынуждены отступить.

«В моей школе ходят в хиджабе шесть учениц, все они — дети членов нелегальной партии «Хизб-ут-Тахрир», — говорит директор школы села Достук Джалал-Абадской области Р.Тохториева. — Эти люди буквально переполошили все село: они периодически распространяют листовки с требованиями ввести раздельное обучение для девочек и мальчиков. Мне так и не удалось заставить их дочерей снять платки, и сторонники «Хизб-ут-Тахрир» воспринимают это как свой успех на пути построения исламского государства». Женщины в хиджабе — не единственное достижение сторонников халифата. В последнее время в южной Киргизии стали модны так называемые «исламские свадьбы»: во время этого празднества женщины и мужчины сидят в разных помещениях, категорически запрещены спиртное и современная музыка.

Конец ХХ века, стал, по мнению известного американского политолога С.Хантингтона, свидетелем повсеместного возрождения религии. (Слайд 6) Это возрождение заключается в усилении религиозного сознания и подъеме фундаменталистских движений. И, это, несмотря на то, что практически все наиболее распространенные, в том числе и мировые религии, призывают к веротерпимости (Слайд 7) по отношению к представителям других религиозных взглядов.

Однако в Священных книгах можно найти и другие призывы, в частности к борьбе с неверными: например, в тексте Ко­рана в 9-ой суре «Покаяние» запечатлен призыв основателя религии Ислам пророка Мухамме­да к открытой конфликтной деятельности: «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными». В тексте Евангелия от Матфея характерным примером является обращение Иисуса Христа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10: 34-37).

В рамках конфликтологических теорий за отправной момент берется тот факт, что религия может действовать как фактор, несущий не интеграцию, а конфликт. По мнению В.Гараджа, религиозные группы – одно из звеньев системы, в которой противостоят, сталкиваются интересы враждующих сторон. Это выражается в конфликтах приверженцев различных вероисповеданий, интенсивном распространении в конфессиональной среде новых религиозных движений.

Читайте также:  Назначение способы выполнения разметки

История развития мировых и национальных религий свидетельствует о том, что между некоторыми из них сложилось своеобразное «поле напряженности». Это, например, относится к взаимоотношениям христиан и мусульман с иудеями, мусульман с христианами, индуистов с мусульманами, мусульман с буддистами и др. В свою очередь и внутри одной религии существуют противоречия, практически со дня ее основания, например, между православными, католиками и протестантами в христианстве, шиитами и суннитами в исламе. Как правило, данная враждебность приводит, в итоге, к большим жертвам. Например, в Нигерии, насилие между христианскими и мусульманскими общинами только за период с 2001 по 2004 гг. стало причиной гибели более 53.000 человек. Среди убитых — 17.459 детей, 17.397 женщин и 18.931 мужчин.

Мировой опыт и его анализ говорят о том, что разделение мира по религиозному признаку в ближайшие десятилетия не только сохранится, но и значительно усилится, а это равносильно усилению угрозы возникновения новых широкомасштабных конфликтов на религиозной почве. (Слайд 8) Например, в начале 2006 года, по данным Центра Оборонной Информации США, в мире протекало 15 крупных вооруженных конфликтов в качестве причин которых, выступал, в том числе, и религиозный фактор. Если посмотреть на политическую карту мира, то можно увидеть на условной линии с Востока на Запад немало межконфессиональных «горячих» точек: Нагорный Карабах (христиане-армяне и мусульмане-азербайджанцы); Грузия (христиане-грузины и абхазцы – и христиане, и мусульмане, а также грузины и южноосетины — христиане); Чечня (мусульмане и христиане); Северная Осетия и Ингушетия (первые — христиане, вторые — мусульмане); остров Кипр (христиане-греки и мусульмане-турки); бывшая Югославия (мусульмане-боснийцы, албанцы с одной стороны, христиане (православные) — сербы, а также христиане (католики) — хорваты — с другой) и т.д.

По данным WEA Religious Liberty Commission, самыми значительными зонами христиано-исламского конфликта, которые затрагивают интересы христиан, являются: Ирак, где исламистские боевики сражаются за установление исламского государства, действующего по законам шариата. Центральный Судан, Центральная Нигерия и Центральный Берег Слоновой Кости, где арабские и фуланские мусульмане стремятся захватить юг, чтобы навязать исламское доминирование и, в конечном итоге, законы шариата на христиан, анимистов и светских африканцев. Восточная Индонезия (Центральная Сулавеси, Молуккские острова и Папуа), где мусульмане продвигаются на восток, чтобы распространить исламскую гегемонию, а, следовательно, и законы шариата среди христиан и племенных народностей, подвергшихся прежде голландской колонизации. Южные Филиппины, где проарабская мусульманская группировка Моро, сражается с преимущественно католическим правительством за установление независимого мусульманского государства, действующего по законам шариата.

Исторический опыт религиозных войн укоренил в массовом сознании представителей традиционных религий стереотипы враждебности. Кроме того, разный уровень социально-экономического развития конфессиональных государственных объединений, согласно закону неравномерности развития обществ, государств, порождает противоречивое мировоззрение и мироощущение, выраженное в религиозном противостоянии. Если уничтожить веру, то можно уничтожить и саму государственность. Поэтому государства имеют различные, освященные религией нормы государственного, семейного и уголовного права. Религиозная принадлежность часто играет решающую роль и в политических пристрастиях человека. (Слайд 9) На эту тему очень метко заметил в свое время индийский политический деятель Махатма Ганди: «Те, кто думает, будто религия не связана с политикой, ничего не смыслят в политике». Именно в Индии после обретения независимости в 1947 г. по причине разделения Пенджаба и Бенгалии, начались кровавые столкновения между индусами, сикхами и мусульманами, в результате которых погибло более 500 000 человек. Разделение Индии также привело к одной из самых больших миграций населения в современной истории мира — около 12 миллионов индусов, сикхов и мусульман расселились по территории недавно созданных государств Индии и Пакистана. По данным компании Ipsos, приведенным В.Ванчуговым, 37% американцев считают, что религия должна влиять на решения, принимаемые их правительством. Подобных воззрений придерживаются 30% итальянцев, 25% канадцев, 22% австралийцев, 21% южнокорейцев, 20% мексиканцев, немцев и англичан, 17% испанцев и 12% французов.

Читайте также:  Презентация способы создания карт

Сегодня религия оказывает существенное влияние и на волеизъявление граждан. К примеру, в США большинство иудеев, мусульман и буддистов предпочитают голосовать за представителей Демократической партии. Евангелические христиане и мормоны в подавляющем большинстве случаев называют себя приверженцами Республиканской партии. Люди, не принадлежащие ни к одной конфессии, как правило, голосуют за независимых политиков. 83% американцев готовы проголосовать за кандидата в президенты США, который принадлежит к Католической церкви. 9% опрошенных газетой Los Angeles Times и компанией Bloomberg, не сделают этого ни под каким видом. На втором месте по степени предпочтительности — кандидат в президенты, исповедующий иудаизм. За него готовы отдать свои голоса 78% американцев (соответственно, 14% не пойдут на это). 65% голосов способен набрать кандидат-протестант (против 22%), 53% — мормон (35%), 24% — мусульманин (53%).

В то же время в мире достаточно примеров, когда представители различных религий бесконфликтно живут на территории одного государства. Одним из них является т.н. «казахский феномен». Вот уже более 15 лет в этой многонациональной и многоконфессиональной республике проводятся Дни духовного согласия с непосредственным участием Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. За это время число религиозных объединений увеличилось более чем в 4 раза. По всей республике строятся мечети, церкви, синагоги. Это яркое подтверждение того, что в стране отсутствует межконфессиональная вражда. Данный вывод подтверждают и слова архимандрита Серапиона, настоятеля Константино-Еленинского кафедрального собора: «Нам очень приятно, что мы в нашей стране Казахстан, можем спокойно исповедовать веру православную, не боясь, не стесняясь, что может возникнуть конфликт».

Это подтверждают и данные социологического исследования, проведенного в 2009 г. В Карагандистской области Казахстана. Если говорить о взаимоотношениях друг к другу представителей различных вероисповеданий, то у 54,5% опрошенных — доброжелательное, с пониманием права их выбора. Не вступают с ними в конфликты – 16,7% опрошенных. Безразличное отношение, как к верующим испытывают 13,3%. Не задумываются вообще над этим 11,1% из числа всех опрошенных респондентов. С неприязнью относятся только 0,3%. По религиозным мотивам 93,7% жителей области никогда не испытывали недоброжелательных отношений, испытывали в различной степени 6,3% опрошенных.

Начавшийся в России в первой половине 90-х годов прошлого века религиозный ренессанс, также стал следствием глубоких социальных, политических, экономических и культурных изменений в обществе. Именно в эти годы заметно вырос уровень религиозности в стране, что неизмеримо обогатило духовную жизнь общества, но, в тоже время, породило множество различных проблем, в том числе и в религиозной сфере. В современной России сосуществуют уже около 70 конфессий. (Слайд 10) Проблема веротерпимости — терпимого отношения к той или иной религии, допущения государством свободы вероисповедания — стала императивом современности. По данным ВЦИОМ (март 2010 г.) в России исповедуют: православие — 75%, ислам — 5%, католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм — по 1% и меньше, неверующие составляют 8%. (Слайды 11-12) По мнению аналитиков, данные социологических опросов свидетельствуют, что большинство отождествляет себя с православием на основе национального самосознания. Протоиерей Александр Кузин, комментируя результаты опроса ВЦИОМ, в соответствии с которыми большинство россиян призывают церковь пересмотреть нравственные нормы, заметил: «По приведенным данным можно только сказать, что 30% — действительно христиане, 35% хотят быть христианами, но не тверды еще в нравственных устоях, а 14% — это просто не христиане».

Конфликтологи, проведя анализ воздействия религии на отношения сторон в конфликтах, сделали ряд выводов (Слайд 13):

во-первых, конфессиональное единство является устойчивым компонентом каждой из региональных цивилизаций (суперэтносов);

во-вторых, принадлежность к тому или иному этносу, как правило, отождествляется с принадлежностью к конфессиональной общине (например, индо-пакистанский кризис носит ярко выраженный характер противостояния индуизма и ислама, а в осетино-ингушском и армяно-азербайджанском конфликтах проявляется скрытое противоборство христианства и ислама), это позволяет говорить о глубокой взаимосвязи этнического и конфессионального противостояния;

Источник

Оцените статью
Разные способы