Способы урегулирования региональных конфликтов
При урегулировании конфликта в устранении противоречия участвует третья сторона. Отличительным признаком разрешения и урегулирования конфликта является активность сторон конфликта или третьей стороны по изменению условий взаимодействия и устранению причин конфликта. Третьей стороной в урегулировании конфликта в международном праве могут выступать любые субъекты международного права и их представители: государства, народы и нации, борющиеся за свою независимость, международные организации и др., наделенные соответствующей компетенцией (особенно это касается пределов правоспособности международных организаций и ее органов).
Особой формой разрешения и урегулирования является устранение – это такое воздействие на конфликт его сторон или третьей стороны, в результате которого ликвидируются его основные структурные компоненты: устраняются одна или все стороны конфликта, исключается взаимодействие оппонентов на длительное время, устраняется объект притязаний. Устранение может происходить мирным путем, например, путем самоустранения из конфликта одной из его сторон или добровольного отказа от права, когда одна из сторон решает добровольно отказаться от своего притязания.
урегулирование, в том числе, устранение конфликта может проводиться с применением следующих традиционных для международного права методов:
· иных или смешанных, со сложной структурой (multiple).
По желаемости применения мирный способ урегулирования конфликтов обычно ставится на первое место. Под мирным разрешением понимается взаимно согласованное преодоление причин конфликта
Исторически, силовые методы играли превалирующую роль в урегулировании конфликтов. Несмотря на кажущуюся эффективность силовых методов разрешения конфликтов, истинные противоречия между государствами такими способами в итоге не разрешаются. Более сильное государство принуждает слабую сторону конфликта принять свою позицию по спорному вопросу. При изменении соотношения сил на международной арене неразрешенный конфликт из латентной фазы переходит в реальную и порождает новые.
К иным способам разрешения (урегулирования) конфликтов ученые относят средства, в которых сила непосредственно не применяется, но используется для устрашения противника, или используются и мирные, и насильственные средства разрешения спора вместе:
1. cмешанный, без применения силы (multiple not including violence) – например, приведение вооруженных сил в боевую готовность, перемещение их к границе с конфронтирующим государством и ведение одновременно с этим переговоров;
2. оказание давление без применения вооруженных сил (non-military pressure) – применение экономических санкций;
3. милитаризованные акции без применения силы (non-violent military) – маневры, перемещение войск, посредством письменных или устных заявлений полномочных представителей государства о возможном применении силы в случае неисполнения требований);
4. смешанные акции, включающие применение силы (multiply including violence) – разворачивание активных военных действий и одновременно применение экономических санкций 19 .
Особенностью урегулирования конфликта по сравнению со спором является то, что в его основании не всегда лежит четко обозначенное противоречие. При нахождении истинного противоречия между сторонами, а также сторон конфликта, можно применять обычные средства разрешения международных споров.
^ Этапы урегулирования международных конфликтов и средства, применяемые на каждом из них. Исходя из вышесказанного, мирное урегулирование конфликтов в международном праве проводится в два этапа:
1.устранение конфликтного взаимодействия, снижение интенсивности негативных эмоций между конфликтующими сторонами, подготовка условий для разрешения противоречия между сторонами, если таковое имеет место (определение истинных сторон спора и объекта противоречия)
2.разрешение противоречия с применением средств, разработанных международной практикой для разрешение (урегулирования) международных споров.
На первом этапе урегулирования конфликта третьими лицами могут применяться самые различные средства. Эти средства, чаще всего применяются, не отдельно друг от друга, а в совокупности. Первым можно назвать привлечение внимания к возникшему конфликту.Уже даже привлечение внимания к возникшему конфликту государствами, международными организациями и другими субъектами международного права, прежде всего, с помощью средств массовой информации может остановить обострение противоречий между участниками конфликта. Например, государства, осознавая возможность применения обязательных принудительных мер со стороны мирового сообщества, могут самостоятельно остановить противостояние и обратиться к мирным способам разрешения конфликта. Чаще всего все же привлечение внимания к конфликту будет только первоначальной стадией урегулирования конфликта.
Перед тем как предпринимать конкретные действия, третья сторона должна определить свое отношение к возникшему конфликту, а именно свои цели и интересы. Для государств это обычно является политическим решением. Государства проявляют интерес в урегулировании конфликтов, например, если разрастание конфликта угрожает собственной национальной безопасности (например, в конфликтах между приграничными государствами или на их территории), защищая интересы своих союзников, следуя исторической традиции и др. В большинстве случаев третье лицо использует следующие меры по устранению или ослаблению конфликтного взаимодействия:
o обращение к сторонам с призывом прекращения конфликтного взаимодействия или снижения его интенсивности (прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории и др.),
o предложение своей помощи в урегулировании конфликта,
o проведение переговоров с целью склонения сторон к мирному разрешению спора, в том числе с использованием институтов «добрых услуг» и «посредничества»,
o использование наблюдателей от третьих лиц и контингентов, которые своим присутствием в зоне конфликта сдерживают стороны от эскалации конфликтного взаимодействия и создают условия для конструктивного разрешения противоречия сторонами (несмотря на использование вооруженных контингентов, данное средство можно отнести к мирным, так как оружие используется только для самообороны и операция проводится только с разрешения конфликтующих сторон или государства пребывания).
После проведения первоначальных мероприятий по устранению или снижению интенсивности конфликтного взаимодействия, выяснения истинных сторон спора и имеющихся между ними противоречий урегулирование конфликта переходит в стадию разрешения конкретного противоречия, то есть спора между сторонами-разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». Международные организации и государства создают специальные постоянные арбитражные и судебные учреждения для урегулирования международных споров (Постоянная Палата Третейского Суда, Международный Суд ООН, Международный Трибунал по морскому праву, Экономический Суд СНГ, Суд Европейских Сообществ и др.).
Еще одной техникой урегулирования спораявляется голосование, которое применяется в демократических обществах, представители которого правомочны разрешать определенные споры принятием решения большинством голосов. Роль третьих лиц при этом заключается в организации проведения свободных и демократичных выборов (например, организация выборов в Афганистане представителями ООН в 2003-2004 годах).Комбинирование из двух или более известных средств разрешения споров в работе одного органа также приносит положительные результаты. Так, например, процедуры примирения и арбитража могут применяться одним органом одновременно.
БОНУС-ЛЕКЦИЯ!
1)Принудительные (интервенция, мелкая блокада, торговые эмбарго (запрет на торговлю с группой государств), военные действия).
Впервые был сформирован и признан действующей нормой международного права в 1928 году в Парижском пакте (идей не нова).
НО! Это никак не повлияло не некоторые дальнейшие события.
Первым государством, решившим отказаться от территориальных завоеваний, был СССР.
Советские исследователи выделили 3 элемента мирного разрешения (Левин):
1)государства обязаны разрешать свои взаимные споры исключительно мирными средствами;
2)государства обязаны решать, таким образом, все взаимные споры, как угрожающие международной народной безопасности, так и нет.
3)государства обязаны разрешать свои взаимные споры своевременно и не оставлять их нерешенными (Россия-Норвегия).
Источник
Региональные конфликты, общая характеристика и пути разрешения
В целом региональный конфликт представляет собой не что иное, как результат конкурентного взаимодействия двух и более государств, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий, территории или ресурсов. Это взаимодействие может проводиться разными путями: дипломатических переговоров, включением третьей стороны, вооруженным вмешательством и т.д. ХХ век был самым разрушительным, кровопролитным в истории человечества. Первая и вторая мировые войны унесли миллионы жизней. Не менее сложным стал период «холодной войны».
Что такое региональный вооруженный конфликт — война? Региональная война — это ограниченный конфликт, причина которого — неразрешенные противоречия регионального масштаба. Локализован он в границах региона, но политические и экономические его последствия могут сказываться далеко за этими границами. В таком конфликте не исключено участие стран, не относящихся к данному региону (поставки военного оборудования, направление советников или добровольцев).
Всего в период с 1945 по 1988 гг. произошло 170 крупных региональных конфликтов, в то время как за предшествующие почти шесть десятков лет (1898-1945 гг.) было 116 войн и конфликтов, т.е. на одну треть меньше. В региональные конфликты в той или иной форме были вовлечены все крупные державы: почти в 100 региональных конфликтах они непосредственно участвовали в боевых действиях. Во второй половине 60-х гг. количество региональных конфликтов достигло своего годового максимума, возникла опасность глобального военного хаоса, хотя и регионально-очагового характера, но с локализованием одновременных очагов. Этому в значительной степени содействует распространившаяся в 70-80 гг. на страны третьего мира гонка вооружений, в том числе современных систем вооружения и радиоэлектронного оборудования, средств управления. Конфликтно-провоцирующий характер носит международная торговля оружием, основным поставщиком которого являются, прежде всего, США и Россия.
Региональный конфликт имеет следующие характеристики: политический или военно-политический; контролируемый или неконтролируемый; локализованный как внутренний или отягощенный внешним вмешательством; наличие внешних сил действующих как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»; дифференциация внутренних сил на умеренных и радикалов, динамика изменения их влияния; соотношение вооруженных сил, потенциал мобилизации, возможность военной поддержки (поставки оружия); особенности национальной психологии (стойкость, жертвенность, уровень организации) .
Урегулирование региональных конфликтов предполагает разработку различных политических моделей и форм урегулирования. Разработка таких моделей и форм проводятся государствами по дипломатическим каналам с участием ООН. К таким моделям можно отнести: прекращение огня в межгосударственной войне путем переговоров и достижения согласия с использованием посреднических функций Генерального секретаря ООН, с участием дипломатии трех заинтересованных стран. Эта модель была использована в ирано-иракской войне; двустороннее и многостороннее урегулировании при участии государств гарантов и частичном участии ООН — использована по афганскому конфликту (США и СССР гаранты); межгосударственное — урегулирование при посредничестве третьей стороны; политическое урегулирование конфликта на основе диалога. Наиболее распространенное средство достижения примирения сторон, используемое в технологиях управления и разрешения конфликтов – это переговоры.
В региональных конфликтах задействованы, как правило, не только его непосредственные участники, но и крупные державы, создавая тем самым общую конфликтную цепь в мировой политике в целом. Региональные конфликты требуют внимательного исследования, прогнозирования потенциальных причин их возникновения, изучения их движения от зарождения и до эскалации, создания механизмов их контролирования и урегулирования. Урегулирование конфликтов оказалось сложной задачей. Сегодня любое продвижение в этой области имеет важное значение как для стран СНГ, так и для всего мирового сообщества в целом.
Источник
Технологии разрешения региональных конфликтов
Урегулирование региональных конфликтов предполагает разработку различных политических моделей и форм урегулирования. Разработка таких моделей и форм проводятся государствами по дипломатическим каналам с участием ООН. К таким моделям можно отнести: прекращение огня в межгосударственной войне путем переговоров и достижения согласия с использованием посреднических функций Генерального секретаря ООН, с участием дипломатии трех заинтересованных стран. Эта модель была использована в ирано-иракской войне; двустороннее и многостороннее урегулировании при участии государств гарантов и частичном участии ООН – использована по афганскому конфликту (США и СССР гаранты); межгосударственное – урегулирование при посредничестве третьей стороны; политическое урегулирование конфликта на основе диалога. Наиболее распространенное средство достижения примирения сторон, используемое в технологиях управления и разрешения конфликтов – это переговоры. Эти модели и формы весьма различны, но в них есть типические компоненты, которые могут стать историческим прецендентом для урегулирования других региональных конфликтов. Население южных районов бывшей советской территории, от Молдовы на западе до Таджикистана в Центральной Азии, пережило период насилия, ассоциированного с усилиями создать новые государства, часто на территории, населенной этническими группами с исторической враждебностью по отношению к другим, с претензией на ее часть как на свою патримональную родину одновременно с другими нациями и народами. По ряду причин Российская Федерация оказалась втянутой в большинство из этих региональных конфликтов. Россия — не беспристрастный наблюдатель, об этом говорят действия российских войск в Молдове, Таджикистане, Абхазии, Нагорном Карабахе. В региональных конфликтах задействованы, как правило, не только его непосредственные участники, но и крупные державы, создавая тем самым общую конфликтную цепь в мировой политике в целом. Региональные конфликты требуют внимательного исследования, прогнозирования потенциальных причин их возникновения, изучения их движения от зарождения и до эскалации, создания механизмов их контролирования и урегулирования. Урегулирование конфликтов оказалось сложной задачей. Сегодня любое продвижение в этой области имеет важное значение как для стран СНГ, так и для всего мирового сообщества в целом.
Демократический процесс контроля над конфликтными ситуациями предполагает ряд специальных процедур:
1. Взаимный и оперативный обмен информацией об интересах, намерениях, очередных шагах участвующих в конфликте сторон.
2. Сознательное взаимное воздержание от применения силы или угрозы применения силы, способных придать неуправляемость конфликтной ситуации.
3. Объявление взаимного моратория на действия обостряющие конфликт.
4. Подключение арбитров, беспристрастный подход которых к конфликту гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий.
5. Использование существующих или принятие новых правовых норм, административных или иных процедур, способствующих сближению позиций сторон, втянутых в конфликт.
6. Создание и поддержание атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем.
Региональные проблемы становления и развития государства РФ
Одной из проблем современного развития Российского государства является возрастающая социально-экономическая асимметрия регионов. Условия неравномерного развития субъектов РФ сформировались еще в 90-е годы XX века. Даже в период высоких темпов экономического роста (2003-2007 годы), несмотря на общий рост доходов населения, диспропорции социально-экономического развития регионов увеличивались по всем основным индикаторам (душевому валовому региональному продукту, уровню безработицы, уровню бедности и др.). Максимальные и минимальные показатели объемов валового регионального продукта на душу населения в 2006 году различались в субъектах РФ в 78 раз, а разрыв объемов инвестиций в основной капитал на душу населения увеличился с 30 раз в 2000 году до 235 раз в 2006 году. Оценка уровня доходов населения показывает, что в условиях экономического кризиса диспропорции в темпах падения (роста) этого показателя в субъектах РФ сохраняются. На необходимость преодоления региональной социально-экономической асимметрии неоднократно обращалось внимание в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. В программных документах Правительства РФ предлагался и предлагается комплекс мер, направленных на решение этой задачи. Однако негативная тенденция не только не преодолена, но и приобрела недопустимый для поступательного устойчивого развития страны характер. Одним из главных инструментов государственной политики в сфере регионального развития является бюджетная политика государства в целом и в отношении регионов в частности. Степень её эффективности во многом предопределяется сбалансированностью бюджетов бюджетной системы по вертикали и по горизонтали, соответствием необходимых расходов доходам бюджетов. Сбалансированность бюджетов по вертикали в первую очередь зависит: от принятого разграничения вопросов ведения и полномочий между федеральным центром, субъектами федерации и органами местного самоуправления, соответствия доходов бюджета расходам, методики определения бюджетных ресурсов, необходимых для реализации каждого расходного обязательства, системы закрепления налоговых доходов за каждым уровнем бюджетов, принятых методик межбюджетного выравнивания. Несмотря на то, что кризисные условия объективно требуют централизации доходов бюджетной системы, достижение сбалансированности бюджетов РФ и муниципальных образований не представляется возможным без постепенной децентрализации бюджетных средств через закрепление дополнительных налоговых источников за бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований. Требуемые бюджетные ресурсы должны рассчитываться на основе сопоставимых критериев и единых методик оценки расходных обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.
Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 1463 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник