14. Моральные конфликты, способы и средства его разрешения
Конфликт (лат. «conflictus» – «столкновение противоположных интересов, взглядов», «серьезное разногласие», «острый спор») в широком смысле означает предельный случай обострения противоречий. Под конфликтом понимают столкновение различных как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп, объединений.
Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов.
Сущность конфликтной ситуации заключается в том, что нравственные противоречия достигают такой степени остроты, когда предельно обнажаются и «сталкиваются» противоположные позиции, точки зрения, мотивы и убеждения. Возникновение нравственного конфликта всегда связано с объективной необходимостью его разрешения. Но для этого важно знать, к какому виду конфликтов он относится.
В философской, психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к классификации конфликтов. Их разделяют по носителям, субъектам конфликтных ситуаций. Сюда можно отнести конфликты между обществом и личностью, коллективом и личностью, между личностями.
К «закрытым» относится один из сложнейших видов конфликтов – внутренний, т. е. разлад с самим собой. У личности подобный конфликт есть не что иное, как внутренняя борьба мотивов, чувств. Наиболее часты личностные конфликты между моральными чувствами и рассудком, интеллектом; между долгом и желаниями, возможностями и стремлениями.
Способность разрешать нравственные конфликты, руководствуясь высшими моральными принципами, свидетельствует о нравственной зрелости личности. Зрелость личности проявляется также и в разрешении межличностных конфликтов, которые обычно обусловливаются противодействием людей друг другу. В нем сталкиваются цели, интересы людей и выражено реальное противоречие его участников.
Конфликты бывают конструктивные и деструктивные. В результате конструктивного конфликта происходит положительное разрешение проблемы. Деструктивный же не разрешает проблему, а усугубляет ее. В период серьезных общественных конфликтов их влияние затрагивает и систему образования. Разумеется, это никак не способствует формированию воспитательной обстановки.
Можно классифицировать конфликты и по их содержанию. Это проявление конкретных противоречий между должным и сущим в нравственном поведении личности.
К таким противоречиям относят:
– противоречия между знаниями нравственности и реальным поведением;
– между целью и средствами ее достижения;
– между мотивами и результатами деятельности;
– между общественными требованиями к нравственному облику личности и ее реальными действиями.
Причиной внутренних конфликтов, по мнению психологов, может быть нарушение приспособленности личности к условиям деятельности, общения. Внутренний, или внутриличностный, конфликт – это определенное психическое состояние, выражающееся в противоречивости принимаемых решений, возникновении беспокойства, тревоги, сомнений, апатии.
Следствия прямых методов устранения конфликта в различных ситуациях различны: в одних случаях психологическая атмосфера стабилизируется, в других, наоборот, может произойти ожесточение в отношениях конфликтующих сторон. Существует мнение ученых о том, что более эффективным оказываются косвенные методы погашения конфликта. Вот некоторые из них:
Пути выхода из конфликта
Первый — уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено «обвинение», переводит тему разговора в другое русло. При этом «обвиняемый» ссылается на недостаток времени, несвоевременность спора, и «оставляет поле брани». Уход как вариант исхода конфликта более всего свойственен для «мыслителя», который не всегда сразу готов к разрешению сложной ситуации. Ему необходимо время для продумывания причин и способов решения конфликтной задачи. Такой тип разрешения использует и «практик», добавляя при этом элемент взаимности обвинения. Тактика ухода нередко обнаруживается у «собеседника», что объясняется основным его свойством — «сотрудничество при любых обстоятельствах». «Собеседник» лучше других понимает ситуацию взаимодействия. Он также более податлив в отношениях и общении, предпочитает уход от конфликта, нежели конфронтацию, и тем более принуждение.
Второй вариант исхода — сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается. Этот прием чаще всего использует «собеседник», так как для него предпочтителен любой, даже самый плохой, неустойчивый мир, чем самая «хорошая война». Конечно, это не означает, что он не может использовать прием принуждения ради сохранения взаимоотношений, но с целью устранения, а не усугубления противоречий.
Третий тип — компромисс. Под ним понимается открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Преимущество этого исхода во взаимности равности прав и обязанностей и легализации (открытости) претензий. Компромисс при соблюдении правил поведения в конфликте действительно снимает напряженность или помогает найти оптимальное решение.
Четвертый вариант — неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого. Он обычно возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась с силами и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять другая сторона. Единственным положительным моментом конфронтации является то, что экстремальность ситуации позволяет партнерам лучше увидеть сильные и слабые стороны, понять запросы и интересы друг друга.
Пятый вариант — самый неблагоприятный — принуждение.Это тактика прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает его инициатора. Например, начальник отдела, пользуясь своим административным правом, запрещает разговаривать по телефону по личным вопросам. Он будто бы и прав, но так ли уж универсально его право? Чаще всего к принуждению прибегает «практик» уверенный в своем абсолютном влиянии и власти над партнером. Конечно, такой вариант возможен между «собеседником» и «мыслителем», но совершенно исключается в отношениях двух «практиков».Обвиняемый «практик» скорее всего, использует в этом случае конфронтацию и только в крайнем случае уход, но только для того, чтобы «взять реванш» в другой раз». Этот исход конфликта в некотором смысле действительно быстро решает и решительно устраняет причины недовольства инициатора. Но он самый неблагоприятный для сохранения отношений. И если в экстремальных условиях, в официальных отношениях военнослужащих, регламентированных четкой системой прав и обязанностей, он отчасти оправдан, то в системе современных личных, родственных, супружеских отношений он все больше изживает себя.
Источник
Проблема нравственных и правовых конфликтов: пути их разрешения
Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов.
Сущность конфликтной ситуации заключается в том, что нравственные противоречия достигают такой степени остроты, когда предельно обнажаются и «сталкиваются» противоположные позиции, точки зрения, мотивы и убеждения. Возникновение нравственного конфликта всегда связано с объективной необходимостью его разрешения. Но для этого важно знать, к какому виду конфликтов он относится.
В философской, психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к классификации конфликтов. Их разделяют по носителям, субъектам конфликтных ситуаций. Сюда можно отнести конфликты между обществом и личностью, коллективом и личностью, между личностями.
К «закрытым» относится один из сложнейших видов конфликтов – внутренний, т. е. разлад с самим собой. У личности подобный конфликт есть не что иное, как внутренняя борьба мотивов, чувств. Наиболее часты личностные конфликты между моральными чувствами и рассудком, интеллектом; между долгом и желаниями, возможностями и стремлениями.
Способность разрешать нравственные конфликты, руководствуясь высшими моральными принципами, свидетельствует о нравственной зрелости личности. Зрелость личности проявляется также и в разрешении межличностных конфликтов, которые обычно обусловливаются противодействием людей друг другу. В нем сталкиваются цели, интересы людей и выражено реальное противоречие его участников.
Конфликты бывают конструктивные и деструктивные. В результате конструктивного конфликта происходит положительное разрешение проблемы. Деструктивный же не разрешает проблему, а усугубляет ее. В период серьезных общественных конфликтов их влияние затрагивает и систему образования. Разумеется, это никак не способствует формированию воспитательной обстановки.
Аксиомой в разрешении нравственных конфликтов нередко является положение о приоритете общественного интереса перед частным. К сожалению это положение нередко понимается и реализуется упрощенно и грубо, когда личный интерес препятствует общественному.
Мы рассматриваем юридический конфликт как наиболее острую форму противоречий, как последнюю стадию юридических коллизий, за которой следует кризис и полное сокрушение государственно-правовых институтов. Юридический конфликт можно определить как противоборство сторон — государств и их органов, общественных объединений, граждан с целью изменения статуса и юридического состояния субъекта права.
Юридический конфликт — не одномерное явление, выражающееся в одномоментном столкновении «правосущего» и «праводолжного» Это сложное явление, со своими подвижными элементами. Причём, каждый из них выступает в двух аспектах — как часть нормативно-правовой системы и правопорядка и как элемент деформирующейся правовой системы и юридической деятельности. Во втором случае, их нужно тщательно анализировать в тех последовательностях и связях, которые присущи развивающемуся юридическому противоречию.
В качестве первого элемента юридического конфликта выделим прежде всего различия в правопонимании как базовые для формирования массового правого сознания.
Обострившийся спор между пониманием права как общечеловеческих ценностей и как «писаного права», норм, законов и иных актов, приобрёл очевидную практическую направленность.
Выделившиеся правовые конфликты переходят далее в стадию юридического спора, когда можно рассчитывать на успех путём договорённости и соглашений, посредством приостановления и отмены незаконных актов, проведения судебных разбирательств. Окончательное решение может вести либо к восстановлению прежнего юридического состояния, либо к формированию нового.
Юридический конфликт может быть причиной, а затем составной частью другого конфликта — политического, социального, межнационального, экономического и т. д. Выступать сначала как повод, как «спичка», а потом в качестве элемента более общей конфликтной ситуации. Вычленение юридического конфликта на первой фазе, при зарождении общего конфликта и на последующих этапах позволяет вовремя погасить конфликт. Если же это не удаётся, то следует стремиться увеличить «зону юридического конфликта» и всеми средствами переводить общий конфликт с его «размытыми гранями» в юридический конфликт с присущими ему легальными средствами и процедурами. Сделать это, конечно, довольно трудно. Но предвидеть и вовремя «гасить» противоречия собственно внутри правовой системы, не давать им возможности разрастания в зоне других конфликтов, и использовать правовые средства для урегулирования любого конфликта — задача в современный период крайне важная. Юридический конфликт, как и всякий иной конфликт, проходит свои фазы. Если юридическую коллизию того или иного вида не удаётся преодолеть, то происходит обострение противоречий, и нередко коллизионные ситуации одного типа перерастают в конфликтные ситуации другого, подчас комплексные, с большим объёмом противоречий. А в них уже меняются намерения и роли участников, их отношение к предмету спора. Своеобразие юридического конфликта заключается в том, что он прорывает конституционную, правовую ткань государства и общества. Конфликт наносит удар прежде всего по Конституции, а также конституционному и административному законодательству. Это объясняется характером объекта юридического конфликта, который касается преимущественно вопросов власти и управления.
Естественно, в конфликт может перерасти любая юридическая коллизия.
Разрешение правовых конфликтов происходит в различных формах: путем парламентских и иных конституционных процедур, посредством рассмотрения уголовных, гражданских и других дел в суде и арбитраже, принятия решений в административных комиссиях, налоговой инспекции, милиции и многих других учреждениях, применяющих право. При всех различиях между этими учреждениями и осуществляемыми ими процедурами разрешения конфликтов юридическим путем имеет по крайней мере четыре общих признака: 1) конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным для этого государством; 2) орган, разрешающий конфликт, действует на основе и во исполнение норм права; 3) конфликтующие стороны наделяются в период рассмотрения спора определенными, предусмотренными законодательством правами и обязанностями; 4) решение, принятое по конфликту, обязательно для сторон и, как правило, для других организаций и граждан.
Юридические средства разрешения конфликта можно разделить на три основные группы: 1) конституционные процедуры, применяемые в основном при возникновении конфликтов в политической сфере; 2) судебное и арбитражное рассмотрение дел; 3) административные процедуры, практикуемые в различных правоприменительных органах.
Источник
Нравственный конфликт и его разрешение
Содержание:
Предмет: | Этика |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 19.10.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по этике на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
История этики представляет различные концепции моральных конфликтов — от их простого отрицания до попыток объяснить их социальные, психологические и другие источники. Большинство ученых-этиков считают моральные конфликты фактом реальной жизни людей, но интерпретируют их по-разному, в зависимости от их мировоззрения и понимания сути морали. В современной буржуазной этике моральный конфликт определяется как столкновение требований к поведению, «обязательств» и «запретов». В отличие от неопозитивистских эмоционально-интуиционистских концепций, в которых отрицается существование каких-либо общих моральных правил.
Существует ряд обязательных правил, таких как запрет на выполнение обещания, говорить правду, отвечать на услугу за услугу, быть честным, делать то, что вы заслуживаете, не оскорблять других и т. д. Однако эти простые или «первичные» Правила раскрывают их неопределенность и относительность. и вступают в конфликт друг с другом, как только они пытаются придать им универсальное значение. Поэтому, по их мнению, существуют некоторые более универсальные правила, принципы, которые должны соблюдаться безоговорочно; например, правило всегда отдавать предпочтение рецепту, который обеспечивает лучший «баланс добра и зла».
Таким образом, наличие конфликта рецептов лишь указывает на незавершенность, несовершенство этой системы требований. Если бы можно было создать более полную систему общих правил, тогда конфликт между простыми или основными правилами был бы разрешен или устранен.
В философской традиции давно установилась тенденция рассматривать мораль главным образом в ее идеальных проявлениях — как форму или свойство человеческого сознания. В качестве элементов морали и, соответственно, объектов этического анализа мы взяли в основном идеи, присущие людям о добре и зле, моральном и аморальном, которые проявляются в их личных качествах — добродетелях и пороках.
Независимо от того, как началось построение систем моральных ценностей и этических категорий — с обозначения и классификации добродетелей с последующей идентификацией собственных элементов морального сознания (Аристотеля) или, наоборот, с удалением добродетелей из априорные свойства морального сознания (Кант). Мораль мыслилась преимущественно или исключительно в рамках феноменологии сознания. В результате этого сознание было представлено в виде более или менее автономной совокупности его явлений, предшествующих поведению и проявляющихся в нем только тем или иным образом. Ф. Энгельс таким образом определил ограничения старых теорий: «Непоследовательность заключается не в том, что существование идеальных движущих сил признается, а в том, что они останавливаются на них, не идут дальше, к их движущим причинам».
Основываясь на научном и материалистическом мировоззрении, марксистская этика также признает духовные и моральные мотивы, но объясняет их обстоятельствами материальной, социально-экономической жизни людей. Объектом работы являются общественные отношения, которые характеризуют конфликт в современном обществе. Предметом является моральный конфликт и способы его разрешения. Цель состоит в том, чтобы изучить феномен морального конфликта, а также способы его разрешения.
Концепция морального конфликта
Конфликт (от лат. Conflictus — столкновение) — это столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, закрепленных ими в жесткой форме.
В основе любого конфликта лежит ситуация, которая включает в себя либо конфликтующие позиции сторон в любом случае, либо противоположные цели или способы их достижения в данных обстоятельствах, либо несоответствие интересов, желаний, побуждений противников и т. д. Таким образом, ситуация содержит предмет возможного конфликта. и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, в котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
Основой для типологии конфликтов являются: цели сторон конфликта, соответствие их действий существующим стандартам, конечный результат конфликтного взаимодействия и влияние конфликта на развитие организации. В зависимости от характера влияния выделяются следующие типы конфликтов в организации: конструктивные, стабилизирующие и деструктивные. Стабилизирующие конфликты направлены на устранение отклонений от нормы и усиление признаков установленной нормы.
Конструктивные конфликты способствуют повышению стабильности организации в новых условиях благодаря перестройке ее функций и структуры и установлению новых отношений.
Разрушительные конфликты способствуют разрушению установленных норм и возвращению к старым нормам или углублению проблемной ситуации. Участники разрушительных конфликтов тратят свою энергию на то, чтобы контролировать друг друга или противостоять друг другу.
Причины нравственного конфликта
В современной буржуазной этике моральный конфликт определяется как столкновение требований к поведению, «обязательств» и «запретов». В отличие от неопозитивистских эмоционально-интуиционистских концепций, которые отрицают существование каких-либо общих моральных правил, некоторые американские этики (У.Д. Росс, Э.Ф.Керрит, Р.Б.Брандт и др.) считают, что существует комплекс обязательных правил, таких как запрет на выполнение обещание, говори правду, отвечай за услугу за услугу, будь честен, плати то, что заслуживаешь, не обижай других и т. д.
Однако эти простые или «первичные» правила раскрывают их неопределенность и относительность и вступают в конфликт друг с другом, как только они пытаются придать им универсальное значение. Поэтому, по их мнению, существуют некоторые более универсальные правила, принципы, которые должны соблюдаться безоговорочно; например, правило всегда отдавать предпочтение рецепту, который обеспечивает лучший «баланс добра и зла».
Таким образом, по мнению Р. Б. Брандта, наличие конфликта рецептов лишь указывает на неполноту, несовершенство этой системы требований. Если бы можно было создать более полную систему общих правил, тогда конфликт между простыми или основными правилами был бы разрешен или устранен.
Конечно, следует различать простые моральные нормы и более общие моральные принципы, которые служат критерием и основой для первых. Но для этики важно не только констатировать факт столкновения индивидуальных моральных требований к поведению и зафиксировать незавершенность, несовершенство систем простых моральных норм, но и объяснить это с научной точки зрения.
Однако это требует сравнения не систем или уровней моральных требований как таковых, а моральных систем с социальной системой, которая определяет потребности и интересы людей. Короче говоря, для подлинно научного понимания моральных конфликтов, наблюдаемых противоречий между отдельными моральными требованиями, необходимо раскрыть социальные истоки этих противоречий. И это возможно только на основе социального детерминизма и историзма.
История философии и этики представляет собой попытки социологического объяснения моральных конфликтов и причин их возникновения, устойчивого существования в обществе на всех этапах его развития. Отвлекаясь от незначительных оттенков, можно выделить два противоположных на первый взгляд понятия, касающихся социального источника морали и, следовательно, причин моральных конфликтов. В домарксистской социологии и этике широко распространена теория о том, что источником морали является изначальная гармония, гармония с интересами людей, альтруистические чувства, рожденные или даже унаследованные от предков животных.
Таковы теории «общественного договора» (Ж.-Ж. Руссо), теория «врожденного морального чувства» (А.Шефтсбери, Ф.Хатчесон). В 20-х годах нашего столетия эти теории получили дальнейшее развитие в работах А. Вестмарка, А. Мак-Дугалла, А. Сазерленда. На основе структурного и функционального анализа в буржуазной социологии 1950-х годов возникли теории «социального гомеостаза», «равновесия», «устойчивости» капиталистической системы (Т. Парсонс), в которых те же идеи приобрели современный вид.
С точки зрения этики у них есть общее мнение, что моральные конфликты и противоречия являются аномалиями, нарушениями «нормальной» природной и общественной морали, и их преодоление может быть достигнуто путем возвращения человека к его естественной изначальной гармонии духа и общества — к такой же естественный баланс интересов всех его членов и групп. Не менее широко распространенными в домарксистской социологии и этике были теории, авторы которых рассматривают источник морали как необходимость преодоления первоначальной «злой природы», «греховности» людей, якобы присущей «естественному» эгоизму (Б. Мандевиль, Т. Гоббс, И. Кант), естественная разобщенность людей, состояние «войны всех против всех».
Современному человеку трудно представить конкретное содержание встречных альтернатив в будущих моральных конфликтах. Однако можно предположить, наряду с некоторыми писателями-фантастами, что моральные конфликты возникнут в исключительных ситуациях, связанных, например, с освоением космоса.
Не говоря уже о моральных проблемах, которые могут возникнуть, когда люди вступают в контакт с инопланетными цивилизациями, исследование космоса приведет к конфликтным ситуациям в общении самих людей друг с другом. Например, научно-фантастические романы часто описывают острый моральный конфликт, который может возникнуть после возвращения на Землю из-за длительного космического полета между космонавтами и незнакомыми им новыми поколениями из-за влияния относительности времени. Но это, повторяем, из области научной фантастики.
Моральная жизнь общества, нравственная структура личности и ее поведение в конечном итоге определяются характером общественных отношений. В этих отношениях также заложены причины наиболее распространенных типов моральных конфликтов, характерных для данного общества. Каждое общество заинтересовано в устранении этих причин, в предотвращении моральных конфликтов, при выборе таких методов и средств, которые соответствуют его пониманию этих причин.
При развитом социализме это достигается за счет сознательно принятых мер, направленных на дальнейшее совершенствование системы управления народным хозяйством и государством в целом, социалистического права, а также расширение и совершенствование системы нравственного воспитания всего населения. Это одна сторона вопроса — влияние на поведение людей с помощью системы идеологических факторов. С другой стороны, предотвращение моральных конфликтов достигается в ходе социально-экономических преобразований, которые непосредственно преследуют другие цели.
Таким образом, многие причины массового возникновения моральных конфликтов в недавнем прошлом устраняются вместе с общим повышением уровня материальной жизни советских людей. Например, интенсивное жилищное строительство, которое разворачивалось в нашей стране в течение последних десятилетий, фактически устранило массу типичных для прошлого конфликтов, возникших в тесных коммунальных квартирах. Другой пример. В настоящее время происходит массовое перемещение людей, особенно молодежи, из деревень в крупные города.
В то же время, семья и семейные связи часто ослаблены или полностью разрушены, а моральные традиции сельской и городской жизни нарушены. Несомненно, выравнивание уровня жизни и культуры в городе и селе приведет к сокращению миграции населения в города, более того, оно вызовет обратную миграцию из больших городов и тем самым утратит свою актуальность и этот комплекс моральных качеств. конфликты. Аналогичную роль в предотвращении моральных конфликтов при социализме играет дальнейшая демократизация общественных отношений и улучшение социалистического образа жизни.
Итак, будь то моральные аспекты взаимоотношений между целями и средствами в человеческой деятельности, или моральная оценка действий, или разрешение моральных конфликтов — вопрос всегда сталкивался с проблемой выбора действий и их мотивы, оптимальные с точки зрения интересов общества и личности, поведения, его целей и средств. Но эта проблема напрямую связана с вопросом о взаимосвязи в поведении человека моральной необходимости, свободы и ответственности.
Каждая конфликтная ситуация требует взвешенного подхода со стороны субъекта, объективного анализа и учета всех обстоятельств. Важно, чтобы человек вышел из мучительной душевной борьбы с наименьшими моральными и психологическими потерями. Прежде всего, это построение иерархии моральных ценностей, распределение приоритетных ценностей и моральных требований среди доступных альтернатив. Это применение принципа «величайшего добра и наименьшего зла», а также соблюдение компромисса между конфликтующим поведением.
Пути разрешение конфликта
Вы можете рассмотреть несколько типов разрешения конфликтных ситуаций. Первый — избегать разрешения противоречия, когда одна из сторон, которой предъявлено «обвинение», перемещает тему разговора в другом направлении. Более того, «обвиняемый» относится к нехватке времени, несвоевременным спорам и «покидает поле битвы».
Уход как вариант исхода конфликта наиболее характерен для «мыслителя», который не всегда сразу готов разрешить сложную ситуацию. Ему нужно время, чтобы обдумать причины и методы решения конфликтной проблемы. Этот тип разрешения также использует «практикующего», добавляя элемент взаимности обвинению. Но в целом «практика» более характерна для активности позиции, поэтому чаще всего выбирается в межличностных противоречиях.
Тактику ухода часто можно найти у «собеседника», что объясняется его основным свойством — «сотрудничество при любых обстоятельствах». Собеседник лучше других понимает ситуацию взаимодействия. Он также более податлив в отношениях и общении, предпочитает избегать конфликтов, чем конфронтации, и тем более принуждения. Второй результат — сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент.
Оправдание себя не полностью решает конфликт и может даже усугубить его, поскольку внутреннее, ментальное противоречие усиливается. Эту технику чаще всего использует «собеседник», поскольку любой, даже худший, нестабильный мир для него предпочтительнее, чем самая «хорошая война». Конечно, это не означает, что он не может использовать метод принуждения для сохранения отношений, но с целью устранения, а не обострения противоречий. Третий тип — это компромисс. Под этим понимается открытое обсуждение мнений, направленное на поиск наиболее удобного решения для обеих сторон. В этом случае партнеры выдвигают аргументы в свою пользу и в чью-либо пользу, не откладывают решения на потом и не в одностороннем порядке навязывают один из возможных вариантов.
Преимущество этого результата — взаимность равных прав и обязанностей и легализация (открытость) претензий. Компромисс в соответствии с правилами поведения в конфликте действительно снимает напряжение или помогает найти лучшее решение.
Четвертый вариант — неблагоприятный и непродуктивный исход конфликта, когда ни один из участников не принимает во внимание позицию другого. Обычно это происходит, когда одна из сторон накопила достаточно мелких жалоб, собрала силы и выдвинула веские аргументы, которые другая сторона не может принять. Единственный положительный аспект противостояния — это то, что экстремальная ситуация позволяет партнерам лучше видеть сильные и слабые стороны, понимать потребности и интересы друг друга. Пятый вариант — самый неблагоприятный — это принуждение.
Это тактика прямого навязывания варианта исхода противоречия, устраивающего его инициатора. Например, глава департамента, используя свое административное право, запрещает разговаривать по телефону по личным вопросам. Кажется, он прав, но действительно ли его право универсально? Чаще всего «практикующий», уверенный в своем абсолютном влиянии и власти над партнером, прибегает к принуждению. Конечно, такой вариант возможен между «собеседником» и «мыслителем», но он полностью исключен в отношениях двух «практикующих».
Обвиняемый «практикующий», скорее всего, использует конфронтацию в этом случае и только в качестве крайней меры, но только для того, чтобы «отомстить» в другой раз. Этот исход конфликта, в некотором смысле, действительно быстро разрешает и решительно устраняет причины неудовлетворенности инициатора. Но он наиболее неблагоприятен для поддержания отношений, и если в экстремальных условиях в официальных отношениях военнослужащих, регулируемых четкой системой прав и обязанностей, он частично оправдан, то в системе современных личных, родственных и семейных отношений он становится все более и более устаревшим.
Заключение
Моральный конфликт — это ситуация, в которой субъект деятельности сталкивается с необходимостью выбора одной из двух взаимоисключающих форм поведения или, в более обобщенном и абстрактном определение, одна из двух моральных ценностей. Конфликт может быть функциональным и привести к повышению организационной эффективности. Или это может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и организационной эффективности.
Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависит от другого человека или группы при выполнении задачи. Поскольку все организации представляют собой системы, состоящие из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может вызвать конфликт.
Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы справиться с конфликтом, необходимо понять причины конфликтной ситуации, а также правильно определить, к какому типу конфликта она относится.
Слишком часто руководители считают, что главной причиной конфликта является столкновение личностей. В современном обществе важной задачей в воспитании людей является нравственное воспитание и нравственное воспитание, целенаправленное формирование системы их ценностей, отвечающей требованиям верховенства закона и гражданского общества. Сегодня также необходимо преодолеть моральные недостатки в обществе.
Государство и общество — это коммуникационные сосуды, которые взаимно влияют друг на друга. Плохо, когда обществом правят аморальные чиновники, но также невозможно управлять аморальным обществом. Поэтому власти должны позаботиться о создании системы нравственного воспитания граждан, возвести моральное воспитание в ранг государственной политики. Не следует терять надежду на духовное возрождение общества. Чтобы сделать это, нам нужен новый столп морали, новая этика, за которую выступают новые условия жизни.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
Источник