Урегулирование международных конфликтов
Подходы к урегулированию международных конфликтов
Важное место занимает проблема предотвращения, ограничения и урегулирования конфликтов. В качестве наиболее эффективных способов урегулирования конфликтов рассматриваются:
— сокращение и прекращение поставок оружия сторонам конфликта;
— организация свободных выборов.
Увеличение числа «горячих» точек па планете ставит перед мировым сообществом.
В конце прошлого века выработано несколько подходов к предотвращении и мирному урегулированию международных конфликтов.
Конфликты должны выявляться и разрешаться на возможно более ранних стадиях. Крайне важно начать урегулирование до того, как стороны окажутся втянутыми в вооруженную борьбу.
После начала вооруженных действий ход событий, как показывает практика, развивается по двум сценариям.
Первый сценарий предполагает относительно быструю победу одного из участников и поражение другого. Именно на победу рассчитывает каждая из сторон, вступая в вооруженную борьбу. Будучи не удовлетворенной исходом, побежденная сторона, собравшись с силами, может снова развязать конфликт, и тогда начинается новый виток конфликтных отношений.
Второй сценарий реализуется, когда силы сторон приблизительно равны. В этом случае конфликт приобретает характер длительного вооруженного противостояния. Он может расширяться, вовлекая в свою орбиту новых участников, среди которых нередко оказываются и те, кто пытался его урегулировать в качестве посредников. Зачастую расширяется и предмет спора. Для урегулирования длительного конфликта стороны должны прийти к выводу о бесперспективности продолжения вооруженной борьбы.
Принципиальная возможность урегулирования конфликтов обеспечивается тем, что противоборствующие стороны почти всегда имеют определенные совпадающие интересы. Существуют еще и нейтральные интересы, которые могут различным образом увязываться и также приобретать значимость для сторон, стимулируя поиски путей разрешения конфликтов. На это обстоятельство еще в 60-е годы прошлого века обратил внимание один из основателей конфликтологии Т. Шеллинг, заметив, что «чистый конфликт», когда интересы сторон полностью противоположны (так называемый конфликт с нулевой суммой), представляет собой особый случай. Он может возникнуть в войне, направленной на взаимное уничтожение.
Принципы мирного урегулирования конфликтов
Одним из подходов является принцип разведения интересов сторон. Во время переговоров по мирному урегулированию проблемы в 1978 году интересы между Египтом и Израилем, казалось, были несовместимы. Однако анализ интересов сторон показал, что Израиль был заинтересован в контроле над Синаем для обеспечения своей безопасности, которая ему представлялась надежной при наличии буфера между вооруженными силами обоих государств. Египет же не мог смириться с отторжением территории, принадлежавшей ему с древности.
Разрешение конфликта оказалось возможным благодаря возврату Синая под полный суверенитет Египта и его демилитаризации, гарантировавшей безопасность Израиля.
Компромисс в урегулировании конфликта достижим на основе различения значимости объектов соперничества для участников конфликта и благодаря их взаимным уступкам.
Принцип взаимных уступок может быть реализован путем обращения сторон к независимым экспертам для выработки соответствующих предложений. В качестве таких экспертов могут привлекаться общественные деятели, ученые, международные организации. Разработка нескольких вариантов решений позволяет выбрать из них оптимальный или интегрировать различные идеи.
В определенных ситуациях противоречия между участниками конфликта могут оказаться трудноразрешимыми или вовсе не разрешимыми. В конфликте между Израилем и палестинцами просматривается тенденция его перерастания из территориального в израильско-исламистский, а в худшей перспективе — в западно-исламистский.
Во многих конфликтах обмен уступками крайне затруднен вследствие значимости объектов спора для интересов сторон и их нежелания идти на уступки. Но и в этом случае возможно снижение остроты конфликта путем временного отказа от обсуждения наиболее сложных вопросов и достижения договоренностей по остальным. В результате применения принципа «вынесения за скобки» во многих случаях достижимо частичное соглашение, позитивно влияющее на взаимоотношения сторон.
«Вынесение за скобки» вопросов внутреннего устройства страны способствовало достижению независимости Намибии от ЮАР. Выбор формы внутреннего устройства был осуществлен волеизлъявлением народа (под контролем ООН).
Для разрешения конфликтов с «ненулевой суммой» его участникам могут быть полезны принципы поведения, сформулированные в середине 80-х годов американским исследователем Р. Аксельродом применительно к отношениям между США и СССР.
Следует ориентироваться не на то, сколько в итоге получит противоположная сторона, а насколько будут удовлетворены ваши интересы.
Не следует первым выбирать конкурентное поведение. Это рискованно, так как может привести к ответным действиям и конфронтации в дальнейшем.
Целесообразно отвечать тем же самым ходом, что и партнер: на кооперативное поведение — кооперативным, на конкурентное — конкурентным, причем сразу.
Если в ситуациях с «нулевой суммой» важно сохранять в тайне свои замыслы, то в ситуациях с «ненулевой суммой», напротив, лучше показать, что вы будете отвечать тем же, что и партнер.
Поиску конкретных вариантов разрешения конфликта, как правило, должно предшествовать снижение уровня напряженности. Этой цели может служить принцип деэскалации, который состоит в выдвижении и реализации одной из сторон конфликта мирных инициатив, имеющих целью побудить противостоящую сторону последовать своему примеру.
В современной международно-правовой практике субъектами территориальных споров признаются только государства. Борьба наций за самоопределение и образование самостоятельных государств на определенной территории не рассматривается как территориальный спор. Для территориальных конфликтов характерно наличие разногласий по вопросу о границе и суверенитете над определенной территорией.
На практике большинство решений по территориальным спорам подтверждали статус-кво. Устав ООН предусматривает мирное разрешение таких споров посредством региональных организаций и органов. На европейском континенте роль регионального соглашения, регулирующего поддержание международного мира и безопасности, играет Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. В этом документе провозглашен принцип нерушимости границ государств-участников. Хотя документ не содержит прямого запрещения территориальных притязаний, все подписавшие его государства выражают намерение воздерживаться от них.
Часто территориальный спор является конфликтом с «нулевой суммой», т.е. в результате его разрешения одна из сторон теряет территорию, а другая ее приобретает. Но в трех случаях конфликт не имеет «нулевой суммы».
1. В ходе конфликта население оспариваемой территории, руководствуясь принципом самоопределения наций, создает новый субъект международного права. В споре относительно какой-либо заселенной территории появляется третья сторона.
2. В результате спора достигается соглашение о совместном владении территорией. Вариантом такого случая является ситуация, когда государство-суверен не лишается данной территории, но предоставляет государству-претенденту различные льготы относительно деятельности на данной территории. Например, создание общей экономической зоны для рыболовства. Такой путь решения территориального спора, видимо, может быть применен для урегулирования проблемы Курил.
3. Исчезает сам предмет спора. Например, в 60-е годы объектом спора между СССР и Китаем был остров Даманский. В результате демаркации границы между РФ и Китаем остров Даманский стал частью китайской территории. Тем самым исчезло основание для территориальных претензий.
Важным фактором урегулирования конфликтов могут быть неофициальные контакты между противоборствующими сторонами. Они способствуют преодолению стереотипа врага и установлению доверия, являются важнейшим источником информации о позициях сторон, каналом обмена мнениями и проработки вариантов решений. Участники таких контактов могут позволить себе большую свободу суждений, чем официальные лидеры противоборствующих сторон. Это повышает вероятность нахождения нестандартных решений, устраивающих обе стороны.
Неофициальные контакты имеют двойную направленность воздействия — на население (прежде всего через СМИ) и на лидеров противоборствующих сторон. Возможности, открываемые неофициальными контактами участников конфликта, превращают их во второе направление дипломатии. В рамках «второго направления дипломатии» наибольшее распространение получили семинары-переговоры между представителями конфликтующих общин.
Принципы, методы и способы мирного урегулирования международных конфликтов зависят от их характера, условий протекания, социокультурных факторов. Конфликты могут иметь несколько вариантов решения, но оптимальным является тот, который наиболее полно отвечает интересам противоборствующих сторон.
Посредничество в поисках мирного урегулирования требует высокого уровня профессионализма, осторожности и такта.
Существенную роль в снижении уровня конфликтогенности современных международных отношений может сыграть миротворческая деятельность мирового сообщества и ее модификация —«принуждение к миру». Миротворчество включает в себя все формы действий по прекращению вооруженных конфликтов и установлению мира.
Традиционное миротворчество осуществляется с согласия конфликтующих сторон с целью прекращения военной фазы конфликта. Оно заключается в физическом разъединении сторон путем введения в зону конфликтов международных наблюдателей, создании инфраструктуры для урегулирования конфликтов (место встреч, транспорт, связь, техническое обеспечение). Миротворчество предполагает оказание конфликтующим сторонам помощи кадрами, финансовыми средствами, поставками продовольствия и медикаментов, обучением персонала, содействием в проведении выборов и референдумов, обеспечением контроля за соблюдением соглашений.
«Принуждение к миру» применимо в более сложных ситуациях, когда как минимум одна из сторон стремится продолжать конфликт военными средствами, активно противодействуя усилиям по его политическому урегулированию. Такое миротворчество носит военизированный характер и допускает подавление субъекта (субъектов) конфликта, широкомасштабное вмешательство во внутренние дела противоборствующих сторон. Если традиционное миротворчество но своей сути является посредничеством в политическом урегулировании конфликта, то «принуждение к миру» — силовая операция, направленная па прекращение вооруженных столкновений и установление мира.
Миротворческие процедуры были апробированы ООН в период войны в Корее (1950-1953), в операциях на Кипре, в Конго (Заир), на Ближнем Востоке.
С окончанием холодной войны опасения по поводу возможных неблагоприятных последствий военного вмешательства в локальные конфликты значительно уменьшились. Вместе с тем возросло стремление единственной сверхдержавы — Соединенных Штатов — к использованию во внешней политике силовых методов для распространения своего влияния на обширные регионы, установления контроля над зонами конфликтов (Балканы, Ближний Восток и др.).
Поэтому перед мировым сообществом стоит задача выработки новой технологии урегулирования и разрешения международных конфликтов, по своему содержанию и характеру протекания существенно отличающихся от конфликтов прошлого.
Источник
Тема: Международные конфликты и пути их разрешения
Лекция 4. по дисциплине «Современная внешнеполитическая стратегия России и международные конфликты».
Тема: Международные конфликты и пути их разрешения
1. Международные конфликты, их классификация.
Конфликты как острый способ разрешения противоречий между двумя и более субъектами социального взаимодействия сопровождали всю историю человечества и, скорее всего, останутся в будущем. Согласно диалектике, бесконфликтное и непротиворечивое развитие любого социального организма невозможно в принципе. По афористичному утверждению одного из исследователей (Р. Ли), общество без конфликтов — мертвое общество.
В основе конфликтной ситуации — противоположные интересы, позиции и взгляды сторон. Это в полной мере относится и к международным конфликтам, генезис, протекание и разрешение которых изучается в рамках такого подвида науки, как политическая конфликтология.
Обыденное сознание нередко воспринимает конфликты как нечто негативное, дестабилизирующее. На самом деле конфликты могут играть как отрицательную, так и положительную роль. К негативным последствиям конфликтов относится то, что они:
— ведут к беспорядку и деструкции,
— способствуют росту насилия,
— их результатом являются большие материальные и моральные потери,
— они создают угрозы для жизни и здоровья людей, приводят к человеческим жертвам.
Однако конфликты выполняют и позитивные функции:
— они привлекают внимание к проблемам и заставляют искать выход из сложившейся ситуации;
— позволяют более четко осознавать как свои, так и противостоящие им интересы;
— содействуют получению информации о соотношении силового потенциала конкурирующих субъектов;
— способствуют внутренней консолидации общества, укреплению единства нации, мобилизации внутренних ресурсов;
— помогают в реальности определить, кто друг и союзник, а кто враг и недоброжелатель.
Нередко конфликты, вызванные общественными потребностями, несмотря на большие издержки, в итоге приводят к позитивным результатам. Революции, справедливые войны, национально-освободительные движения, выкорчевывание негативных явлений внутри самих обществ — все это есть не что иное, как столкновение доходящих до конфликтной стадии интересов различных субъектов внутренней и внешней политики.
Понятие «конфликт» находится в смежном поле с понятием «кризис». Иногда их отождествляют, но чаще различают, стремясь выявить разницу. Как отмечает М. М. Лебедева, конфликтные отношения и действия нередко предшествуют кризису; последний характеризуется резким, внезапным ухудшением отношений. Неожиданность, быстрота и лавинообразность развития событий, их непредсказуемость и плохая управляемость — отличительные черты кризисной ситуации. Участники конфликта, достигнув кризисной точки, приходят к качественно иным отношениям.
Однако ситуация может развиваться и в обратном направлении: не от конфликта к кризису, а от кризиса к конфликту, в том числе вооруженному. К примеру, украинский кризис, начавшийся в 2013 г. как кризис власти и быстро приобретший международный характер, стал следствием столкновения интересов между различными социальными и этническими сегментами украинского общества, что привело к военному конфликту на юго-востоке страны.
Кризисы характерны для различных сфер общественной жизни, будь то экономика, финансы или политика. Многие из них затрагивают область международных отношений, но не обязательно сопровождаются конфликтами между странами. Более того, некоторые кризисы стимулируют сотрудничество. Так, кризисные явления в связке «человек — природа», проблемы изменения климата на планете подвигают разные страны, мировое сообщество сплотиться для нейтрализации общих для всех вызовов.
Применительно к рассматриваемой теме, конфликт становится апогеем кризиса, когда облекается в силовую, военную форму. Классификация военных/вооруженных конфликтов может осуществляться по разным признакам:
— числу участников — двусторонние, многосторонние;
— географическому охвату — локальные, региональные, глобальные;
— времени протекания — краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
— степени интенсивности — ожесточенные, умеренные, вялотекущие;
— по числу потерь.
По поводу масштабов военных конфликтов существуют разные точки зрения. Некоторые отечественные исследователи считают, что крупными конфликтами считаются те, в которых общее число погибших членов вооруженных формирований и гражданских лиц составляет не менее 1 тыс. человек в год. Военные конфликты с меньшим числом совокупных невозвратных потерьотносятся к конфликтам меньшей интенсивности. Согласно методике, применяемой такой авторитетной организацией, как СИПРИ (Стокгольмский международный институт исследований проблем мира), в разряд вооруженных конфликтов относят ситуацию, когда число погибших составляет по меньшей мере 25 человек в отдельно взятый год. Конфликт, в результате которого в течение календарного года в ходе боевых действий погибло как минимум 1 тыс. человек, классифицируется в указанном году как война [1] .
В основу других классификаций вооруженных конфликтов положены их предмет, движущие силы, интересы и цели участников. В таком понимании выделяются:
— территориальные конфликты, в основе которых лежат пространственные противоречия, имея в виду освобождение своих, захват чужих или борьбу за спорные территории;
— религиозные конфликты между сторонниками и противниками той или иной веры или внутри религиозных течений. История полна примеров конфликтов на почве вероисповедания: крестовые походы Средневековья, религиозные войны в Европе в XVI—XVII вв., борьба между суннитами, шиитами, алавитами и другими ветвями ислама в нынешних условиях;
— конфликты сепаратистского характера за отделение части того или иного государства и провозглашение независимости. Ряд новых государств, возникших за последние десятилетия, возникли именно в результате сепаратистских движений;
— конфликты, возникающие по причине распада крупных полиэтнических государств, где во многих случаях границы проводились без учета региона проживания этноса, культурных и религиозных общин;
— межэтнические конфликты. Отличаются особой ожесточенностью, прежде всего там, где не сформировалась национальная идентичность племен и народов, прежде входивших в состав колониальных держав, например, в Африке южнее Сахары;
— конфликты, в основе которых лежит борьба за власть. В таких конфликтах повстанческие группировки борются за свержение неугодных режимов по идеологическим соображениям (к примеру, низложение буржуазных правительств левыми силами) или против деспотических, коррумпированных и неэффективных правителей;
— конфликты между государством (государствами) и террористическими группировками, действующими как внутри государства, так и объединенных в транснациональные структуры. Так называемое «Исламское государство» действует не только в Сирии и Ираке, но и за пределами этих стран, стремясь создать всемирный халифат;
— конфликты между государствами с различным общественным укладами и ценностными установками. После окончания холодной войны развязывание таких конфликтов характерно для стран Запада, стремящихся с помощью «демократического империализма» сместить неугодные режимы (Ирак, Ливия, Сирия и др.).
Предмет конфликта, то есть то, что лежит в его основе, далеко не всегда однозначен. По своим основаниям в одном и том же конфликте могут совмещаться религиозные, территориальные, исторические и другие аспекты, как, например, в многолетнем арабо-израильском конфликте.
Конфликты подразделяются на внутренние и внешние (межгосударственные, международные). Главный признак внутренних конфликтов в том, что в них основными участниками являются граждане одной страны. В международных конфликтах «классического» типа участвуют по меньшей мере два государства. С этой точки зрения они считаются межгосударственными. Понятие «международный конфликт» более широкое и в некотором смысле более расплывчатое, оно может включать в себя конфликт как межгосударственный, так и конфликт между другими акторами международной жизни — государственными и негосударственными. Если количество межгосударственных конфликтов в последние десятилетия идет на убыль, то этого не скажешь о международных конфликтах в их широком понимании.
В современных условиях все больше стирается грань между внутренними и внешними конфликтами. Во многих случаях во внутренних конфликтах участвуют внешние силы. Это могут быть воинские формирования соседних государств, добровольцы и наемники из других стран, частные военные компании, боевики транснациональных террористических организаций. К тому же к разрешению крупных внутренних конфликтов нередко подключаются ведущие державы, многонациональные миротворческие силы ООН и других международных организаций, вопросы урегулирования конфликтной ситуации обсуждаются на представительных форумах глобального и регионального характера — и все это фактически интернационализирует почти каждый крупный внутренний конфликт, по сути, превращает его в международный.
Бесконфликтное развитие международных отношений вряд ли возможно, по крайней мере пока у субъектов этих отношений существуют разные, нередко противоположные интересы. В этом смысле конфликты могут протекать в различных сферах (экономической, социальной, политической и др.), охватывать различный круг участников, имея в виду государственных и негосударственных акторов, стороны конфликта могут руководствоваться различными ценностями, ставить перед собой разные цели. И, конечно же, важнейшее значение имеют способы разрешения конфликтов. Одни из них разрешаются мирно, другие носят непримиримый характер и в своем крайнем выражении обращаются в войны, где вооруженная сила становится последним аргументом наций.
Существуют различия между понятиями «война», «военный конфликт», «вооруженный конфликт». Последнее понятие — хотя и самое распространенное, но и самое неопределенное, под него может попасть даже уличная драка с применением любого вида оружия, перестрелка между двумя преступными группами и т.д. В вооруженном конфликте военных людей может и не быть, в то время как в войне и военных конфликтах обязательно участвуют военные.
Что касается войны и военных конфликтов, то они отличаются по ряду признаков.
Во-первых, война всегда преследует политические цели и всегда, под какими бы лозунгами она не проводилась, в конечном счете, имеет политические последствия. База военных конфликтов носит более частный характер, а цели, преследуемые сторонами, менее масштабны.
Во-вторых, война планируется и готовится, недаром говорят: «Хочешь мира — готовься к войне». Конфликт далеко не всегда планируется, он может произойти случайно или в силу стечения обстоятельств.
В-третьих, война, как правило, объявляется, военный конфликт просто фиксируется сторонами. Война, даже если она де-юре не объявлена, осознается как таковая мировым сообществом независимо от того, признается официально той или иной стороной или нет.
В-четвертых, война является состоянием всего общества, она кардинально меняет ситуацию в стране, предполагает перевод экономики на военные рельсы, мобилизацию всех сил и средств, введение режима военного времени. При военном конфликте чаще всего этого не требуется.
В-пятых, в отличие от военных конфликтов, войны оказывают существенное воздействие на всю международную ситуацию и нередко меняют геополитическую карту региона и даже всего мира, особенно это касается мировых войн, после которых устанавливается новый мировой порядок.
В результате Первой мировой войны погибли четыре империи (Австро-Венгерская, Германская, Российская, Оттоманская), а версальско-вашингтонские договоренности перекроили политическую карту мира.
По итогам Второй мировой войны соглашения, достигнутые на Ялтинской и Потсдамской конференциях, возвестили крах стран «оси» и определили зоны влияния победивших государств, что впоследствии послужило основанием для раздела мира на два блока.
По окончанию холодной войны (некоторые назвали ее «Третьей мировой»), никаких юридически обязывающих соглашений оформлено не было, хотя очевидны и победившие, и побежденные, как очевидной оказалась геополитическая катастрофа для одних и геополитический триумф для других.
В период конца 1940-х — до середины 1980-х гг. военные конфликты чаще всего происходили на периферии двух противостоящих друг другу военно-политических блоков, возглавляемых СССР и США, в основном в Азии, Африке, на Ближнем Востоке. Конфликты в странах, входивших или примыкающих к этим блокам, рассматривались как сугубо внутренние дела. Так трактовались события в Гватемале в 1954 г., Венгрии в 1956 г., Доминиканской Республике в 1956 г., Чехословакии в 1968 г., Польше в 1981 г. Одновременно значительная часть конфликтов в «третьих» странах стимулировалась и поддерживалась именно сверхдержавами, которые поставляли противоборствующим сторонам оружие, снаряжение, военных специалистов. Крупнейшими столкновениями, в которые так или иначе были вовлечены США и СССР, была Корейская война 1950—1953 гг., война во Вьетнаме 1964—1973 гг., арабо-израильские войны, где каждая из сторон преследовала свои интересы.
Прямого военного противоборства обе сверхдержавы стремились всячески избегать, понимая, что иное грозит глобальной войной. После Карибского кризиса, поставившего мир на грань ядерной катастрофы, СССР и США осознали необходимость управления кризисами, не доводя их до стадии необратимого конфликта. В эпоху советско-американской конфронтации зародилось и получило развитие то, что было названо дипломатией кризиса. В период холодной войны, которую французский политолог Р. Арон охарактеризовал формулой «мир невозможен — война невероятна», дипломатия кризиса, управление кризисом успешно использовались не единожды, шла ли речь о Берлинском кризисе 1948 г., Суэцком кризисе 1956 г., Кубинском ракетном кризисе 1962 г., ситуациях в других регионах. Необходимость предупреждения, введение в определенное русло кризисов побуждало Кремль и Белый дом идти на сотрудничество, создать своего рода коалицию против ядерной войны.
После окончания холодной войны возникла эйфория по поводу наступления бесконфликтного развития на планете. Однако надеждам на спокойный мир и безопасность не суждено было сбыться. По мнению большинства исследователей, общая динамика конфликтогенности на нашей планете примерно такова: в конце 1980-х и начале 1990-х гг. произошел всплеск количества конфликтов, вызванных прежде всего распадом СССР и Югославии. С середины 1990-х гг. число конфликтов пошло на убыль и с конца прошлого века продолжало держаться примерно на одном уровне. Однако в последние годы наблюдается тенденция нарастания конфликтогенности в мире.
По данным ООН, в период с 1945 по 1992 г. свыше 100 основных конфликтов в мире унесли жизнь более 20 млн человек. Уже после холодной войны произошли кровопролитные конфликты в ряде регионов планеты, особой жестокостью они отличались в Африке. Конфликт в Руанде, начавшийся в 1994 г. между племенами хуту и тутси и длившейся почти 15 лет, стоил жизни, по разным оценкам, от 500 тыс. до 1 млн человек. В результате конфликта в Демократической Республике Конго (до 1997 г. — Заир), который назвали Великой африканской войной, от боевых действий, голода и болезней погибло несколько миллионов человек. Крупные конфликты с большим числом жертв произошли в Судане (между арабским населением и африканскими племенами), Уганде, Либерии, Сомали, Кот-д’Ивуаре, Шри-Ланке и ряде других стран.
В ежегоднике СИПРИ опубликован глобальный индекс миролюбия (ГИМ) за 2014 г. Для международного исследования, осуществляемого Институтом экономики и мира в 162 государствах, привлекаются 22 количественных и качественных показателя из высоконадежных источников по трем категориям: степень безопасности и защищенности общества; участие во внутренних и внешних конфликтах; уровень милитаризации. За период с 2008 по 2014 г.ГИМ зарегистрировал последовательное ежегодное падение глобального уровня миролюбия. За указанный период лишь четыре показателя продемонстрировали улучшение, в то время как по 18 показателям наблюдался регресс По итогам 2015—2016 гг. эти показатели, по-видимому, будут еще драматичнее, учитывая рост организованного насилия в мире за эти годы.
Конфликты полыхают на Ближнем Востоке, в Африке, на Украине, взрывоопасной остается ситуация в ряде других стран, в том числе на постсоветским пространстве, не уменьшается число замороженных конфликтов. Обстановка усугубляется активизацией международного терроризма, обострением социальной ситуации во многих государствах, нарастанием кризисных явлений в мире. Среди причин, вызывающих рост конфликтогенности в глобальном масштабе, можно назвать следующие:
— гегемонистские устремления США и их союзников построить мир в соответствии со своими представлениями и по своим лекалам, что встречает растущий отпор со стороны стран и народов, не желающих жить по навязанным правилам;
— нарастающие противоречия между основными центрами экономической, политической и военной силы — США, Россией, Китаем, Евросоюзом и другими крупными стратегическими величинами, у каждого из которых «своя правда», свои представления о справедливом и безопасном мире;
— эскалация международного терроризма, который превратился в глобальную угрозу миру и безопасности, его жертвами в 2015 г. стали граждане 92 стран. Транснациональный терроризм является не только спутником международных конфликтов, но и одним из его источников, недаром спровоцированные террористами военные действия в Ираке и Сирии уже назвали малой мировой войной;
— мощные миграционные потоки, новое «великое переселение народов», дестабилизирующие ситуацию в ряде стране и регионов и порождающих агрессивные фобии.
Задание: ознакомиться с докладами СИПРИ (Стокгольмский международный институт исследований проблем мира):https://www.sipri.org/
Литература
Богатуров А.Д. Международные отношения и внешняя политика России: научное издание. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. С. 388-398, 399-416, 466-479.
Буянов В.С. Внешнеполитическая деятельность и международная безопасность России: учебное пособие. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. С. 104-126.
Внешняя политика России в ближнем зарубежье: [учеб,- метод. пособие] / Р. С. Мухаметов ; [науч. ред. Н. А. Комлева]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2015. — 108 с.
Никитин А.И. Международные конфликты: вмешательство, миротворчество, урегулирование: учебник. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. С.10-75.
Война на Кавказе 2008: русский взгляд. Грузино-осетинская война 8–13 августа 2008 года. 2-е издание, дополненное. – М.: АИРО-XXI, 2011. – 352 с. – ISBN 978-5-91022-160-8.
Загорский А.В. Россия в системе европейской безопасности. – М.: ИМЭМО РАН, 2017. – 139 с.
Источник