Способы разрешения мировых конфликтов

Урегулирование международных конфликтов

Подходы к урегулированию международных конфликтов

Важное место зани­мает проблема предотвращения, ограничения и урегулирования кон­фликтов. В качестве наиболее эффективных способов урегулирования кон­фликтов рассматриваются:

— сокращение и прекращение поставок оружия сторонам конфликта;

— организация свободных выборов.

Увеличение числа «горячих» точек па планете ставит перед мировым сообществом.

В конце прошлого века выработано несколько подходов к предотвраще­нии и мирному урегулированию международных конфликтов.

Конфликты должны выявляться и разрешаться на возможно более ранних стадиях. Крайне важно начать урегулирование до того, как стороны окажутся втянутыми в вооруженную борьбу.

После начала вооруженных действий ход событий, как показывает практика, развивается по двум сценариям.

Первый сценарий предполагает относительно быструю победу одного из участников и поражение другого. Именно на победу рас­считывает каждая из сторон, вступая в вооруженную борьбу. Будучи не удовлетворенной исходом, побежденная сторона, собравшись с силами, может снова развязать конфликт, и тогда начинается новый виток конфликтных отношений.

Второй сценарий реализуется, когда силы сторон приблизительно равны. В этом случае конфликт приобретает характер длительного вооруженного противостояния. Он может расширяться, вовлекая в свою орбиту новых участников, среди которых нередко оказываются и те, кто пытался его урегу­лировать в качестве посредников. Зачастую расширяется и предмет спора. Для урегулирования длительного конфликта стороны должны прийти к выводу о бесперспективности продолжения вооруженной борьбы.

Принципиальная возможность урегулирования конфликтов обес­печивается тем, что противоборствующие стороны почти всегда имеют определенные совпадающие интересы. Существуют еще и нейтральные интересы, которые могут различным образом увязы­ваться и также приобретать значимость для сторон, стимулируя поиски путей разрешения конфликтов. На это обстоятельство еще в 60-е годы прошлого века обратил внимание один из основателей конфликтологии Т. Шеллинг, заметив, что «чистый конфликт», когда интересы сто­рон полностью противоположны (так называемый конфликт с нуле­вой суммой), представляет собой особый случай. Он может возникнуть в войне, направленной на взаимное уничтожение.

Принципы мирного урегулирования конфликтов

Одним из подходов является принцип разведения интересов сторон. Во время переговоров по мирному урегулированию проблемы в 1978 году интересы между Египтом и Израилем, казалось, были несовместимы. Однако анализ интересов сторон показал, что Израиль был заин­тересован в контроле над Синаем для обеспечения своей безопасности, которая ему представлялась надежной при наличии буфера между вооруженными силами обоих государств. Египет же не мог сми­риться с отторжением территории, принадлежавшей ему с древности.

Разрешение конфликта оказалось возможным благодаря возврату Синая под полный суверенитет Египта и его демилитаризации, гаран­тировавшей безопасность Израиля.

Компромисс в урегулировании конфликта дости­жим на основе различения значимости объектов соперничества для участников конфликта и благодаря их взаимным уступкам.

Принцип взаимных уступок может быть реализован путем обраще­ния сторон к независимым экспертам для выработки соответствую­щих предложений. В качестве таких экспертов могут привлекаться общественные деятели, ученые, международные организации. Разра­ботка нескольких вариантов решений позволяет выбрать из них опти­мальный или интегрировать различные идеи.

В определенных ситуациях противоречия между участниками конфликта могут оказаться трудноразрешимыми или вовсе не разре­шимыми. В конфликте между Израилем и палестинцами просматривается тен­денция его перерастания из территориального в израильско-исламист­ский, а в худшей перспективе — в западно-исламистский.

Во многих конфликтах обмен уступками крайне затруднен вслед­ствие значимости объектов спора для интересов сторон и их нежела­ния идти на уступки. Но и в этом случае возможно снижение остроты конфликта путем временного отказа от обсуждения наиболее сложных вопросов и достижения договоренностей по остальным. В результате применения принципа «вынесения за скобки» во многих случаях до­стижимо частичное соглашение, позитивно влияющее на взаимоотно­шения сторон.

«Вынесе­ние за скобки» вопросов внутреннего устройства страны способ­ствовало достижению независимости Намибии от ЮАР. Выбор формы внутреннего устройства был осуществлен волеизлъявлением народа (под контролем ООН).

Для разрешения конфликтов с «ненулевой суммой» его участни­кам могут быть полезны принципы поведения, сформулированные в середине 80-х годов американским исследователем Р. Аксельродом применительно к отношениям между США и СССР.

Следует ориентироваться не на то, сколько в итоге получит про­тивоположная сторона, а насколько будут удовлетворены ваши интересы.

Не следует первым выбирать конкурентное поведение. Это рис­кованно, так как может привести к ответным действиям и кон­фронтации в дальнейшем.

Целесообразно отвечать тем же самым ходом, что и партнер: на кооперативное поведение — кооперативным, на конкурентное — конкурентным, причем сразу.

Если в ситуациях с «нулевой суммой» важно сохранять в тайне свои замыслы, то в ситуациях с «ненулевой суммой», напротив, лучше показать, что вы будете отвечать тем же, что и партнер.

Поиску конкретных вариантов разрешения конфликта, как прави­ло, должно предшествовать снижение уровня напряженности. Этой цели может служить принцип деэскалации, который состоит в выдви­жении и реализации одной из сторон конфликта мирных инициатив, имеющих целью побудить противостоящую сторону последовать сво­ему примеру.

В современной международно-правовой практике субъектами территориальных споров признаются только государства. Борьба на­ций за самоопределение и образование самостоятельных государств на определенной территории не рассматривается как территориальный спор. Для территориальных конфликтов характерно наличие разногласий по во­просу о границе и суверенитете над определенной территорией.

На практике большинство решений по территориальным спорам подтверждали статус-кво. Устав ООН предусматривает мирное раз­решение таких споров посредством региональных организаций и ор­ганов. На европейском континенте роль регионального соглашения, регулирующего поддержание международного мира и безопасности, играет Заключительный акт Совещания по безопасности и сотруд­ничеству в Европе 1975 года. В этом документе провозглашен прин­цип нерушимости границ государств-участников. Хотя документ не содержит прямого запрещения территориальных притязаний, все под­писавшие его государства выражают намерение воздерживаться от них.

Часто территориальный спор является конфликтом с «нулевой суммой», т.е. в результате его разрешения одна из сторон теряет тер­риторию, а другая ее приобретает. Но в трех случаях конфликт не имеет «нулевой суммы».

1. В ходе конфликта население оспариваемой территории, руковод­ствуясь принципом самоопределения наций, создает новый субъект международного права. В споре относительно какой-либо заселенной территории появляется третья сторона.

2. В результате спора достигается соглашение о совместном владении территорией. Вариантом такого случая является ситуа­ция, когда государство-суверен не лишается данной территории, но предоставляет государству-претенденту различные льготы относительно деятельности на данной территории. Например, создание общей экономической зоны для рыболовства. Такой путь решения территориального спора, видимо, может быть применен для урегулирования проблемы Курил.

3. Исчезает сам предмет спора. Например, в 60-е годы объектом спора между СССР и Китаем был остров Даманский. В результа­те демаркации границы между РФ и Китаем остров Даманский стал частью китайской территории. Тем самым исчезло основание для территориальных претензий.

Читайте также:  Способы оценки организационной культур

Важным фактором урегулирования конфликтов могут быть неофициальные контакты между противоборствующими сторонами. Они способствуют преодолению стереотипа врага и уста­новлению доверия, являются важнейшим источником информации о позициях сторон, каналом обмена мнениями и проработки вариантов решений. Участники таких контактов могут позволить себе большую свободу суждений, чем официальные лидеры противоборствующих сторон. Это повышает вероятность нахождения нестандартных ре­шений, устраивающих обе стороны.

Неофициальные контакты имеют двойную направленность воз­действия — на население (прежде всего через СМИ) и на лидеров противоборствующих сторон. Возможности, открываемые неофици­альными контактами участников конфликта, превращают их во вто­рое направление дипломатии. В рамках «второго направления дипломатии» наибольшее распро­странение получили семинары-переговоры между представителями конфликтующих общин.

Принципы, методы и способы мирного урегулирования междуна­родных конфликтов зависят от их характера, условий протекания, социокультурных факторов. Конфликты могут иметь несколько ва­риантов решения, но оптимальным является тот, который наиболее полно отвечает интересам противоборствующих сторон.

Посредни­чество в поисках мирного урегулирования требует высокого уровня профессионализма, осторожности и такта.

Существенную роль в снижении уровня конфликтогенности совре­менных международных отношений может сыграть миротворческая деятельность мирового сообщества и ее модификация —«принуждение к миру». Миротворчество включает в себя все формы действий по прекращению вооруженных конфликтов и установлению мира.

Традиционное миротворчество осуществляется с согласия кон­фликтующих сторон с целью прекращения военной фазы конфликта. Оно заключается в физическом разъединении сторон путем введения в зону конфликтов международных наблюдателей, создании инфра­структуры для урегулирования конфликтов (место встреч, транспорт, связь, техническое обеспечение). Миротворчество предполагает ока­зание конфликтующим сторонам помощи кадрами, финансовыми средствами, поставками продовольствия и медикаментов, обучением персонала, содействием в проведении выборов и референдумов, обес­печением контроля за соблюдением соглашений.

«Принуждение к миру» применимо в более сложных ситуациях, когда как минимум одна из сторон стремится продолжать конфликт военными средствами, активно противодействуя усилиям по его по­литическому урегулированию. Такое миротворчество носит воени­зированный характер и допускает подавление субъекта (субъектов) конфликта, широкомасштабное вмешательство во внутренние дела противоборствующих сторон. Если традиционное миротворчество но своей сути является посредничеством в политическом урегулиро­вании конфликта, то «принуждение к миру» — силовая операция, направленная па прекращение вооруженных столкновений и уста­новление мира.

Миротворческие процедуры были апробированы ООН в период войны в Корее (1950-1953), в операциях на Кипре, в Конго (Заир), на Ближнем Востоке.

С окончанием холодной войны опасения по поводу возможных неблагоприятных последствий военного вмешательства в локальные конфликты значительно уменьшились. Вместе с тем возросло стрем­ление единственной сверхдержавы — Соединенных Штатов — к ис­пользованию во внешней политике силовых методов для распростра­нения своего влияния на обширные регионы, установления контроля над зонами конфликтов (Балканы, Ближний Восток и др.).

Поэтому перед мировым сообществом стоит задача выра­ботки новой технологии урегулирования и разрешения международ­ных конфликтов, по своему содержанию и характеру протекания су­щественно отличающихся от конфликтов прошлого.

Источник

Тема: Международные конфликты и пути их разрешения

Лекция 4. по дисциплине «Современная внешнеполитическая стратегия России и международные конфликты».

Тема: Международные конфликты и пути их разрешения

1. Международные конфликты, их классификация.

Конфликты как острый способ разрешения противоречий между двумя и более субъектами соци­ального взаимодействия сопровождали всю историю человечества и, скорее всего, останутся в будущем. Согласно диалектике, бес­конфликтное и непротиворечивое развитие любого социального организма невозможно в принципе. По афористичному утвержде­нию одного из исследователей (Р. Ли), общество без конфликтов — мертвое общество.

В основе конфликтной ситуациипротивоположные интере­сы, позиции и взгляды сторон. Это в полной мере относится и к международным конфликтам, генезис, протекание и разреше­ние которых изучается в рамках такого подвида науки, как поли­тическая конфликтология.

Обыденное сознание нередко воспринимает конфликты как не­что негативное, дестабилизирующее. На самом деле конфликты могут играть как отрицательную, так и положительную роль. К не­гативным последствиям конфликтов относится то, что они:

— ведут к беспорядку и деструкции,

— способствуют росту насилия,

— их ре­зультатом являются большие материальные и моральные потери,

— они создают угрозы для жизни и здоровья людей, приводят к человеческим жертвам.

Однако конфликты выполняют и позитивные функции:

— они привлекают внимание к проблемам и заставляют искать выход из сложившейся ситуации;

— позволяют более четко осознавать как свои, так и противостоящие им интересы;

— содействуют получению информации о соотношении силового потенциала конкурирую­щих субъектов;

— способ­ствуют внутренней консолидации общества, укреплению един­ства нации, мобилизации внутренних ресурсов;

— помога­ют в реальности определить, кто друг и союзник, а кто враг и недоброжелатель.

Нередко конфликты, вызванные общественными потребностя­ми, несмотря на большие издержки, в итоге приводят к позитив­ным результатам. Революции, справедливые войны, националь­но-освободительные движения, выкорчевывание негативных яв­лений внутри самих обществ — все это есть не что иное, как столкновение доходящих до конфликтной стадии интересов раз­личных субъектов внутренней и внешней политики.

Понятие «конфликт» находится в смежном поле с понятием «кризис». Иногда их отождествляют, но чаще различают, стремясь выявить разницу. Как отмечает М. М. Лебедева, конфликтные от­ношения и действия нередко предшествуют кризису; последний характеризуется резким, внезапным ухудшением отношений. Неожиданность, быстрота и лавинообразность развития событий, их непредсказуемость и плохая управляемость — отличительные чер­ты кризисной ситуации. Участники конфликта, достигнув кризис­ной точки, приходят к качественно иным отношениям.

Однако ситуация может развиваться и в обратном направлении: не от кон­фликта к кризису, а от кризиса к конфликту, в том числе вооружен­ному. К примеру, украинский кризис, начавшийся в 2013 г. как кри­зис власти и быстро приобретший международный характер, стал следствием столкновения интересов между различными социаль­ными и этническими сегментами украинского общества, что при­вело к военному конфликту на юго-востоке страны.

Кризисы характерны для различных сфер общественной жиз­ни, будь то экономика, финансы или политика. Многие из них за­трагивают область международных отношений, но не обязатель­но сопровождаются конфликтами между странами. Более того, не­которые кризисы стимулируют сотрудничество. Так, кризисные явления в связке «человек — природа», проблемы изменения кли­мата на планете подвигают разные страны, мировое сообщество сплотиться для нейтрализации общих для всех вызовов.

Применительно к рассматриваемой теме, конфликт становится апо­геем кризиса, когда облекается в силовую, военную форму. Классифи­кация военных/вооруженных конфликтов может осуществляться по разным признакам:

— числу участников — двусторонние, многосторон­ние;

— географическому охвату — локальные, региональные, глобаль­ные;

— времени протекания — краткосрочные, среднесрочные, долго­срочные;

— степени интенсивности — ожесточенные, умеренные, вя­лотекущие;

— по числу потерь.

По поводу масштабов военных конфликтов существуют раз­ные точки зрения. Некоторые отечественные исследователи счи­тают, что крупными конфликтами считаются те, в которых об­щее число погибших членов вооруженных формирований и граж­данских лиц составляет не менее 1 тыс. человек в год. Военные конфликты с меньшим числом совокупных невозвратных потерьотносятся к конфликтам меньшей интенсивности. Согласно ме­тодике, применяемой такой авторитетной организацией, как СИПРИ (Стокгольмский международный институт исследова­ний проблем мира), в разряд вооруженных конфликтов относят ситуацию, когда число погибших составляет по меньшей мере 25 человек в отдельно взятый год. Конфликт, в результате кото­рого в течение календарного года в ходе боевых действий погиб­ло как минимум 1 тыс. человек, классифицируется в указанном году как война [1] .

Читайте также:  Способы сохранения электрической энергии

В основу других классификаций вооруженных конфликтов по­ложены их предмет, движущие силы, интересы и цели участников. В таком понимании выделяются:

территориальные конфликты, в основе которых лежат про­странственные противоречия, имея в виду освобождение сво­их, захват чужих или борьбу за спорные территории;

религиозные конфликты между сторонниками и противниками той или иной веры или внутри религиозных течений. История полна примеров конфликтов на почве вероисповедания: кре­стовые походы Средневековья, религиозные войны в Европе в XVI—XVII вв., борьба между суннитами, шиитами, алавитами и другими ветвями ислама в нынешних условиях;

конфликты сепаратистского характера за отделение части того или иного государства и провозглашение независимости. Ряд новых государств, возникших за последние десятилетия, воз­никли именно в результате сепаратистских движений;

конфликты, возникающие по причине распада крупных поли­этнических государств, где во многих случаях границы прово­дились без учета региона проживания этноса, культурных и ре­лигиозных общин;

межэтнические конфликты. Отличаются особой ожесточенно­стью, прежде всего там, где не сформировалась национальная идентичность племен и народов, прежде входивших в состав ко­лониальных держав, например, в Африке южнее Сахары;

конфликты, в основе которых лежит борьба за власть. В таких конфликтах повстанческие группировки борются за свержение неугодных режимов по идеологическим соображениям (к при­меру, низложение буржуазных правительств левыми силами) или против деспотических, коррумпированных и неэффектив­ных правителей;

конфликты между государством (государствами) и террористи­ческими группировками, действующими как внутри государ­ства, так и объединенных в транснациональные структуры. Так называемое «Исламское государство» действует не только в Си­рии и Ираке, но и за пределами этих стран, стремясь создать всемирный халифат;

конфликты между государствами с различным общественным укладами и ценностными установками. После окончания хо­лодной войны развязывание таких конфликтов характерно для стран Запада, стремящихся с помощью «демократического им­периализма» сместить неугодные режимы (Ирак, Ливия, Си­рия и др.).

Предмет конфликта, то есть то, что лежит в его основе, далеко не всегда однозначен. По своим основаниям в одном и том же кон­фликте могут совмещаться религиозные, территориальные, исто­рические и другие аспекты, как, например, в многолетнем арабо-израильском конфликте.

Конфликты подразделяются на внутренние и внешние (межго­сударственные, международные). Главный признак внутренних конфликтов в том, что в них основными участниками являются граждане одной страны. В международных конфликтах «класси­ческого» типа участвуют по меньшей мере два государства. С этой точки зрения они считаются межгосударственными. Понятие «международный конфликт» более широкое и в некотором смыс­ле более расплывчатое, оно может включать в себя конфликт как межгосударственный, так и конфликт между другими акторами международной жизни — государственными и негосударственны­ми. Если количество межгосударственных конфликтов в послед­ние десятилетия идет на убыль, то этого не скажешь о междуна­родных конфликтах в их широком понимании.

В современных условиях все больше стирается грань между внутренними и внешними конфликтами. Во многих случаях во вну­тренних конфликтах участвуют внешние силы. Это могут быть во­инские формирования соседних государств, добровольцы и наем­ники из других стран, частные военные компании, боевики транснациональных террористических организаций. К тому же к разрешению крупных внутренних конфликтов нередко подклю­чаются ведущие державы, многонациональные миротворческие силы ООН и других международных организаций, вопросы урегу­лирования конфликтной ситуации обсуждаются на представитель­ных форумах глобального и регионального характера — и все это фактически интернационализирует почти каждый крупный вну­тренний конфликт, по сути, превращает его в международный.

Бесконфликтное развитие международных отношений вряд ли возможно, по крайней мере пока у субъектов этих отношений су­ществуют разные, нередко противоположные интересы. В этом смысле конфликты могут протекать в различных сферах (эконо­мической, социальной, политической и др.), охватывать различ­ный круг участников, имея в виду государственных и негосудар­ственных акторов, стороны конфликта могут руководствоваться различными ценностями, ставить перед собой разные цели. И, ко­нечно же, важнейшее значение имеют способы разрешения конфликтов. Одни из них разрешаются мирно, другие носят непримиримый характер и в своем крайнем выражении обраща­ются в войны, где вооруженная сила становится последним аргу­ментом наций.

Существуют различия между понятиями «война», «военный кон­фликт», «вооруженный конфликт». Последнее понятие — хотя и са­мое распространенное, но и самое неопределенное, под него мо­жет попасть даже уличная драка с применением любого вида ору­жия, перестрелка между двумя преступными группами и т.д. В вооруженном конфликте военных людей может и не быть, в то время как в войне и военных конфликтах обязательно участвуют военные.

Что касается войны и военных конфликтов, то они отличаются по ряду признаков.

Во-первых, война всегда преследует политические цели и всегда, под какими бы лозунгами она не проводилась, в ко­нечном счете, имеет политические последствия. База военных кон­фликтов носит более частный характер, а цели, преследуемые сторо­нами, менее масштабны.

Во-вторых, война планируется и готовится, недаром говорят: «Хочешь мира — готовься к войне». Конфликт далеко не всегда планируется, он может произойти случайно или в силу стечения обстоятельств.

В-третьих, война, как правило, объ­является, военный конфликт просто фиксируется сторонами. Вой­на, даже если она де-юре не объявлена, осознается как таковая ми­ровым сообществом независимо от того, признается официально той или иной стороной или нет.

В-четвертых, война является состояни­ем всего общества, она кардинально меняет ситуацию в стране, пред­полагает перевод экономики на военные рельсы, мобилизацию всех сил и средств, введение режима военного времени. При военном кон­фликте чаще всего этого не требуется.

В-пятых, в отличие от воен­ных конфликтов, войны оказывают существенное воздействие на всю международную ситуацию и нередко меняют геополитическую кар­ту региона и даже всего мира, особенно это касается мировых войн, после которых устанавливается новый мировой порядок.

В результате Первой мировой войны погибли четыре империи (Австро-Венгерская, Германская, Российская, Оттоманская), а версальско-вашингтонские договоренности перекроили политическую карту мира.

Читайте также:  Построение гипсометрического плана способом нормалей

По итогам Второй мировой войны соглашения, достиг­нутые на Ялтинской и Потсдамской конференциях, возвестили крах стран «оси» и определили зоны влияния победивших государств, что впоследствии послужило основанием для раздела мира на два блока.

По окончанию холодной войны (некоторые назвали ее «Третьей мировой»), никаких юридически обязывающих согла­шений оформлено не было, хотя очевидны и победившие, и по­бежденные, как очевидной оказалась геополитическая катастрофа для одних и геополитический триумф для других.

В период конца 1940-х — до середины 1980-х гг. во­енные конфликты чаще всего происходили на периферии двух про­тивостоящих друг другу военно-политических блоков, возглавляе­мых СССР и США, в основном в Азии, Африке, на Ближнем Вос­токе. Конфликты в странах, входивших или примыкающих к этим блокам, рассматривались как сугубо внутренние дела. Так тракто­вались события в Гватемале в 1954 г., Венгрии в 1956 г., Доминикан­ской Республике в 1956 г., Чехословакии в 1968 г., Польше в 1981 г. Одновременно значительная часть конфликтов в «третьих» странах стимулировалась и поддерживалась именно сверхдержавами, ко­торые поставляли противоборствующим сторонам оружие, снаря­жение, военных специалистов. Крупнейшими столкновениями, в которые так или иначе были вовлечены США и СССР, была Ко­рейская война 1950—1953 гг., война во Вьетнаме 1964—1973 гг., ара­бо-израильские войны, где каждая из сторон преследовала свои интересы.

Прямого военного противоборства обе сверхдержавы стреми­лись всячески избегать, понимая, что иное грозит глобальной войной. После Карибского кризиса, поставившего мир на грань ядерной катастрофы, СССР и США осознали необходимость управления кризисами, не доводя их до стадии необратимого кон­фликта. В эпоху советско-американской конфронтации зароди­лось и получило развитие то, что было названо дипломатией кри­зиса. В период холодной войны, которую французский политолог Р. Арон охарактеризовал формулой «мир невозможен — война не­вероятна», дипломатия кризиса, управление кризисом успешно использовались не единожды, шла ли речь о Берлинском кризисе 1948 г., Суэцком кризисе 1956 г., Кубинском ракетном кризисе 1962 г., ситуациях в других регионах. Необходимость предупреж­дения, введение в определенное русло кризисов побуждало Кремль и Белый дом идти на сотрудничество, создать своего рода коали­цию против ядерной войны.

После окончания холодной войны возникла эйфория по поводу наступления бесконфликтного развития на планете. Однако надеж­дам на спокойный мир и безопасность не суждено было сбыться. По мнению большинства исследователей, общая динамика конфликтогенности на нашей планете примерно такова: в конце 1980-х и начале 1990-х гг. произошел всплеск количества конфликтов, вызванных прежде всего распадом СССР и Югославии. С середи­ны 1990-х гг. число конфликтов пошло на убыль и с конца прошло­го века продолжало держаться примерно на одном уровне. Однако в последние годы наблюдается тенденция нарастания конфликтогенности в мире.

По данным ООН, в период с 1945 по 1992 г. свыше 100 основ­ных конфликтов в мире унесли жизнь более 20 млн человек. Уже после холодной войны произошли кровопролитные конфликты в ряде регионов планеты, особой жестокостью они отличались в Африке. Конфликт в Руанде, начавшийся в 1994 г. между пле­менами хуту и тутси и длившейся почти 15 лет, стоил жизни, по разным оценкам, от 500 тыс. до 1 млн человек. В результате кон­фликта в Демократической Республике Конго (до 1997 г. — Заир), который назвали Великой африканской войной, от боевых дей­ствий, голода и болезней погибло несколько миллионов человек. Крупные конфликты с большим числом жертв произошли в Судане (между арабским населением и африканскими племенами), Уганде, Либерии, Сомали, Кот-д’Ивуаре, Шри-Ланке и ряде других стран.

В ежегоднике СИПРИ опубликован глобальный индекс миро­любия (ГИМ) за 2014 г. Для международного исследования, осу­ществляемого Институтом экономики и мира в 162 государствах, привлекаются 22 количественных и качественных показателя из высоконадежных источников по трем категориям: степень безо­пасности и защищенности общества; участие во внутренних и внешних конфликтах; уровень милитаризации. За период с 2008 по 2014 г.ГИМ зарегистрировал последовательное ежегодное паде­ние глобального уровня миролюбия. За указанный период лишь че­тыре показателя продемонстрировали улучшение, в то время как по 18 показателям наблюдался регресс По итогам 2015—2016 гг. эти показатели, по-видимому, будут еще драматичнее, учитывая рост организованного насилия в мире за эти годы.

Конфликты полыхают на Ближнем Востоке, в Африке, на Укра­ине, взрывоопасной остается ситуация в ряде других стран, в том числе на постсоветским пространстве, не уменьшается число за­мороженных конфликтов. Обстановка усугубляется активизацией международного терроризма, обострением социальной ситуации во многих государствах, нарастанием кризисных явлений в мире. Среди причин, вызывающих рост конфликтогенности в глобаль­ном масштабе, можно назвать следующие:

гегемонистские устремления США и их союзников построить мир в соответствии со своими представлениями и по своим ле­калам, что встречает растущий отпор со стороны стран и наро­дов, не желающих жить по навязанным правилам;

нарастающие противоречия между основными центрами эко­номической, политической и военной силы — США, Россией, Китаем, Евросоюзом и другими крупными стратегическими ве­личинами, у каждого из которых «своя правда», свои представ­ления о справедливом и безопасном мире;

эскалация международного терроризма, который превратился в глобальную угрозу миру и безопасности, его жертвами в 2015 г. стали граждане 92 стран. Транснациональный терроризм яв­ляется не только спутником международных конфликтов, но и одним из его источников, недаром спровоцированные терро­ристами военные действия в Ираке и Сирии уже назвали малой мировой войной;

мощные миграционные потоки, новое «великое переселение народов», дестабилизирующие ситуацию в ряде стране и реги­онов и порождающих агрессивные фобии.

Задание: ознакомиться с докладами СИПРИ (Стокгольмский международный институт исследова­ний проблем мира):https://www.sipri.org/

Литература

Богатуров А.Д. Международные отношения и внешняя политика России: научное издание. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. С. 388-398, 399-416, 466-479.

Буянов В.С. Внешнеполитическая деятельность и международная безопасность России: учебное пособие. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. С. 104-126.

Внешняя политика России в ближнем зарубежье: [учеб,- метод. пособие] / Р. С. Мухаметов ; [науч. ред. Н. А. Комлева]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2015. — 108 с.

Никитин А.И. Международные конфликты: вмешательство, миротворчество, урегулирование: учебник. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. С.10-75.

Война на Кавказе 2008: русский взгляд. Грузино-осетинская война 8–13 августа 2008 года. 2-е издание, дополненное. – М.: АИРО-XXI, 2011. – 352 с. – ISBN 978-5-91022-160-8.

Загорский А.В. Россия в системе европейской безопасности. – М.: ИМЭМО РАН, 2017. – 139 с.

Источник

Оцените статью
Разные способы