Способы разрешения мирных способов

Мирные способы разрешения международных споров (МС)

Тема №12.

  1. понятие МС. Общая характеристика мирных способов разрешения МС.
  2. мирные переговоры и консультации
  3. добрые услуги и посредничество
  4. следственные и согласительные комиссии
  5. разрешение МС органами международных организаций (м/о)
  6. разрешение МС международными судебными органами

Международный спор (МС) – любая международная ситуация, в которой государства не могут придти к компромиссному решению.

В некоторых источниках подразделяют споры и ситуации, указывая, что споры – более значительны, могут привести к вооруженным конфликтам, а ситуации таковыми не являются. Но в большинстве источников понятия отождествляются.

Мирные способы разрешения МС –

В юридической литературе есть ряд классических (традиционных) способов разрешения МС. Но вообще государства вправе воспользоваться любым способом разрешения спора, если он по своей сути не противоречит основным принципам МП.

Т.е. если его применение не посягает на территориальную целостность, не нарушает права человека и т.д., то он является приемлемым.

Способ, которым разрешается МС, должен давать государствам возможность разрешить этот спор в самые короткие сроки. Т.к. считается, что длительные споры чаще порождают вооруженные конфликты.

Классификации международных споров: (Устав ООН)

  • споры о праве – применении того/иного договора, толковании норм международного права
  • споры о факте – наличии/отсутствии каких-либо фактических обстоятельств
  • территориальные споры – о принадлежности определенной территории тому/иному государству
  • пограничные споры – о прохождении линии государственной границы. Иногда пограничные споры могут быть связаны с территориальным спором.
  • споры, продолжение которых может привести к вооруженному конфликту – очень часто приводят территориалььные и пограничные споры. А вообще может привести любой затянувшийся спор.
  • иные споры – все любые другие споры, могущие возникнуть между государствами в м/о.

есть и иные классификации.

-могущие привести к вооруженному конфликту

— не могущие привести к вооруженному конфликту и множество других классификаций

Наиболее распространенными средствами разрешения международных споров являются:

  • мирные переговоры и консультации
  • добрые услуги и посредничество
  • следственные и согласительные комиссии
  • рассмотрение спора международными судебными органами
  • рассмотрение спора в рамках международных организаций

Государства могут применить любое из этих средств разрешения спора, могут применить несколько средств для разрешения своего спора или применить любое другое средство разрешения спора. Но при условии, что оно не противоречит основным принципам МП.

Все мирные средства разрешения международных споров можно разделить на 2 категории:

  1. средства, не требующие участия третьей стороны (3-го субъекта МП, не заинтересованного в исходе спора)
    1. мирные переговоры
    2. консультации
    3. следственные и согласительные комиссии – с некоторой натяжкой. Иногда они могут включать в себя экспертов, не являющихся гражданами государств – сторон спора. Но они выступают в качестве 3-х лиц.
  2. средства, требующие участия 3-й стороны
    1. добрые услуги и посредничество
    2. рассмотрение спора международными судебными органами
    3. рассмотрение спора в рамках международной организации

Мирные переговоры и консультации являются одним из старейших средств разрешения международных споров. Они являются оперативным средством разрешения международных споров. Т.к. их часто можно назначить в любой момент, не требуется длительной процедуры.

  • Обязательные мирные переговоры и консультации (применяются на основании императивных норм МД)- их проведение прямо указано в МД как средство разрешения спора
  • Факультативные мирные переговоры и консультации (применяются на основании диспозитивной нормы МД) – эта норма предусматривает, что в случае возникновении спора государства могут обратиться к переговорам или консультации для его разрешения. Эта норма не носит обязательного характера. Государства могут не созывать консультаций и переговоров, могут воспользоваться другим способом разрешения спора.

Мирные переговоры и консультации могут проводиться как с участием только представителей сторон спора, так и с участием экспертов или 3-х сторон. Но чаще — участвуют только стороны спора и иногда эксперты.

Мирные переговоры и консультации могут быть назначены в любое время и в любом удобном для государств месте.

Обычно представители государств выступают с инициативой перед другими государствами, назначают время, место. Обычно переговоры – не долгий процесс – несколько дней, максимум – неделя.

Мирные переговоры и консультации – основной минус:

В их ходе государства могут так и не выработать необходимое решение.

В некоторых случаях, кроме того, решение, принятое в ходе переговоров, может носить рекомендательный характер. Мирные переговоры и консультации не всегда эффективны.

Мирные переговоры и консультации могут входит как часть в другие средства разрешения споров. Например, в добрые услуги и посредничество.

Таким образом, Мирные переговоры и консультации – самое простое, распространенное и оперативное средство разрешения споров, но не всегда эффективно.

Добрые услуги и посредничество – наряду с консультациями и переговорами являются одним из старейших средств разрешения международных споров.

Добрые услуги и посредничество – суть:

В разрешении спора кроме его сторон участвуют 3-и стороны (субъекты МП, которые не заинтересованы в исходе спора).

Субъект, предоставляющий добрые услуги – оказывает их по собственной инициативе. Т.е. 3-е государство/ м/о сама предлагает сторонам спора вмешаться и помочь.

Посредник либо назначается сторонами, либо осуществляет посредничество по собственной инициативе, но с согласия сторон. Вообще, первоначально посредники либо назначались, либо избирались сторонами.

Субъект, предоставляющий добрые услуги не может предлагать вариант разрешения спора. Субъект, предоставляющий добрые услуги, может предлагать назначить место и время проведения переговоров по разрешению МС.

Посредник же может предложить свой вариант решения спора.

Бывали случаи, когда добрые услуги перерастали в посредничество.

Посредничество и добрые услуги — институт, требующий вмешательство 3-й стороны. Посредничество оттесняет добрые услуги и сейчас более популярен.

Виды посредничества (современная юр.лит-ра):

  • Предлагаемое посредничество – предлагается 3-ей стороной, неучаствующей в споре
  • Назначаемое посредничество – посредника выбирают сами стороны спора (классический вид посредничества)
  • Индивидуальное посредничество – посредничество, осуществляемое одним субъектом МП, который не является стороной спора. Всегда осуществляется государством
  • Коллективное посредничество – осуществляется либо группой государств, не участвующих в споре, либо международной организацией (они являются коллективными субъектами МП).
Читайте также:  Способы плетения браслетов шамбала

Следственные и согласительные комиссии – относительно новое средство разрешения международных споров. Впервые возникло в 17-18вв.

Впервые в международных документах порядок назначения следственных и согласительных комиссий был установлен в Гаагских конвенциях о мирном разрешении международных столкновений 1899-1907 гг.

Порядок назначения следственных и согласительных комиссий определен в Уставе ООН.

Следственные и согласительные комиссии – группа экспертов, назначенных сторонами спора.

Каждая из сторон может назначить своих экспертов по своему усмотрению. Количество экспертов, назначенных одной из сторон, должно быть четным. Стороны назначают равное количество экспертов.

Эксперты выбирают председателя комиссии, но председатель выбирается не из членов самой комиссии.

Среди экспертов, которые входят в комиссию, только 1 эксперт может быть гражданином государства, являющегося стороной спора.

Процедура проведения расследования/согласительной процедуры устанавливается в договоре между сторонами спора.

Следственные и согласительные комиссии должны рассматривать только те вопросы, которые переданы на их рассмотрение сторонами, и могут рассматривать только те материалы, которые переданы сторонами.

Цель следственной комиссии – расследовать причины возникновения спора, поэтому следственным комиссиям разрешается прибегать к помощи детективов/узких специалистов, если в этом есть необходимость.

Согласительные комиссии разрабатывают варианты решения спора. Будут применяться, если с ним согласятся стороны. Т.е. решение следственной/согласительной комиссии является рекомендательным для сторон, если в договоре о ее учреждении не указано иное.

МО стали вмешиваться в вопросы разрешения международных споров только в ХХ веке. обязательными решения МО по межгосударственным спорам стали только во 2-й половине ХХ века.

Можно выделить 2 основных организации в ООН, которые участвуют в разрешении международных споров:

  1. Генеральная Ассамблея ООН –
    1. может рассматривать споры между государствами – членами ООН по их просьбе
    2. обычно выносит решения рекомендательного характера
    3. может передать спор на рассмотрение СБ ООН. Например, если ГА считает, что не может разрешить данный спор, если стороны спора не выполняют решения ГА
  2. Совет Безопасности ООН –
    1. Может принять межгосударственный спор к своему рассмотрению:

i. По просьбе сторон спора

ii. По просьбе ГА

iii. По собственному усмотрению, если по мнению членов СБ продолжение спора может привести к вооруженному конфликту

    1. Решение СБ является обязательным для сторон спора.
    2. В случае, если стороны не выполняют решение СБ, к ним могут быть применены международно-правовые санкции, указанные в Уставе ООН

Региональные МО должны разрешать международные споры в соответствии с основными принципами МП, принципами Устава ООН.

В таких региональных международных организациях создаются специальные представительные органы, включающие всех представителей государств – членов, которые разрешают такие споры = Модель ООН.

Процедура рассмотрения спора международными судебными организациями обычно проходит в 2 этапа:

На 1 этапе стороны представляют суду все необходимые документы и обмениваются друг с другом меморандумами, контрмеморандумами и ответами на них.

Устная стадия рассмотрения спора:

  • суд заслушивает представителей сторон, экспертов, адвокатов, свидетелей, если есть необходимость.
  • Затем суд удаляется для вынесения решения в совещательную комнату.
  • Решение принимается большинством голосов. Голос председателя – решающий.
  • Судья, не согласный с решением большинства/основаниями, по которым было вынесено решение, имеет право на документальное оформление своего особого мнения. Этот документ прикрепляется к делу.
  • Пересмотр дела в международной судебной организации возможен только по вновь открывшимся обстоятельствам.
  • Обжалованию это решение не подлежит (кассационной инстанции нет).
  • Стороны будут обязаны выполнять решение международной судебной организации.
  • Судебная процедура длится приблизительно не более 14 месяцев.
  • В отличие от большинства других средств разрешения международных споров, решение международной судебной организации разрешает спор по существу.
  • Не связано с применением ВС («+» международной судебной организации).

Международные третейские суды (Арбитражные суды) –разновидность международных судебных организаций, которые могут рассматривать межгосударственные споры.

Нормативные положения о МТС содержатся в Конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907г.

В МП выделяют 3 вида арбитражных соглашений – международных договоров, на основе которых международный спор может быть передан на рассмотрение МТС:

  1. специальные соглашения – «третейская запись», «компромиссы» — в них указывается предмет спора, порядок и срок назначения арбитров, полномочия суда, порядок принятия решения, место проведения судебного заседания, язык судебного заседания
  2. арбитражные соглашения – государства принимают на себя обязательство передавать на арбитражное разбирательство передавать любые споры, которые возникнут между ними в будущем
  3. арбитражные соглашения, являющиеся частью МД – часть МД, в которой стороны указывают случай обращения в суд, порядок выбора судей, место судебного заседания и т.д.
  • Судей МТ(А)С выбирают сами стороны спора. Если стороны спора не пришли к согласию относительно состава суда, то назначить арбитров может генеральный секретарь ООН.
  • Число членов АС должно быть нечетным. При этом каждая из сторон назначает равное количество арбитров, а арбитры выбирают председателя суда, которого назначают «супер-арбитром».
  • Среди арбитров не должно быть граждан государств, являющихся сторонами спора, а также в составе суда не может быть 2-х лиц одного и того же государства.
  • Решения АС принимаются также, как и другими международными организациями – большинством голосов, голос «супер-арбитра» — решающий.
  • Судья может выразить отдельно свое мнение
  • Порядок рассмотрения тот же: устная и письменная форма
  • Пересмотр только по новым/вновь открывшимся обстоятельствам
  • Расходы несут стороны спора в равных долях, если суд не примет другого решения

Источник

Мирные средства разрешения международных споров

Мирные средства как единственно правомерный способ разрешения споров и разногласий между государствами

В соответствии с нормами международного права все государства обязаны решать возникающие между ними разногласия мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность.

Институт мирных средств разрешения международных споров — межотраслевой. Его нормы содержатся и в праве международной безопасности, и в праве международных организаций, в ряде других отраслей международного права. Основными источниками данного института являются: Конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 г., Пересмотренный общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г. (в ред. 1949 г.), Устав ООН, уставы региональных организаций, Декларация о принципах международного права 1970 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г., Итоговый документ Венской встречи 1989 г. и другие документы СБСЕ, а также обычаи.

Читайте также:  Способы плетения металлического троса

Различают два основных вида международных разногласий: спор и ситуацию.

Спор — это совокупность взаимных притязаний субъектов международного права по неурегулированным вопросам, касающимся их прав и интересов, толкования международных договоров.

Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств субъективного характера, вызвавших трения между субъектами вне связи с конкретным предметом спора. Таким образом, при ситуации состояния спора еще нет, но имеются предпосылки для его возникновения; ситуация — это состояние потенциального спора.

В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить его посредством переговоров, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иным мирным средствам по своему выбору.

Непосредственные переговоры, посредничество, добрые услуги

Непосредственные переговоры и консультации.

Содержание непосредственных переговоров заключается в поиске решения разногласий самими спорящими сторонами путем установления непосредственного контакта и достижения соглашения между ними. Переговоры — это наиболее удобное, простое и распространенное средство устранения разногласий.

Переговоры можно классифицировать:

  • по предмету спора (мирные, политические, торговые и др.);
  • по количеству участников (многосторонние и двусторонние);
  • по уровню представительства сторон (межгосударственные, межправительственные, межведомственные) и др.

Переговоры могут проводиться как в устной, так и в письменной форме.

Одной из разновидностей переговоров являются консультации. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью государства обязуются периодически или в случае возникновения определенного рода обстоятельств консультироваться друг с другом для устранения возможных разногласий. Целью консультаций является предупреждение возникновения международных споров.

Добрые услуги.

Добрые услуги — это такой способ разрешения спора, при котором сторона, не участвующая в споре, по своей инициативе или по просьбе государств, находящихся в споре, вступает в процесс урегулирования. Цель добрых услуг состоит в установлении или возобновлении контактов между сторонами. При этом сторона, оказывающая добрые услуги, в самих переговорах не участвует; ее задача — облегчить взаимодействие спорящих сторон.

Посредничество.

При посредничестве находящиеся в споре государства избирают третье лицо (государство, представителя международной организации), которое участвует в переговорах в качестве самостоятельного участника.

Посредничество (как и добрые услуги) предполагает участие в переговорах третьего государства. Однако имеются и различия между ними.

Во-первых, к посредничеству прибегают с согласия всех спорящих сторон, в то время как добрые услуги могут использоваться с согласия лишь одного спорящего государства. Во-вторых, цель посредничества состоит не только в облегчении контактов, но и в согласовании позиций сторон: посредник может вырабатывать свои проекты урегулирования спора и предлагать их сторонам.

Международная примирительная процедура

Следственные комиссии.

В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учредить специальный международный орган — следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.

Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.

Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол.

После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению.

Согласительные комиссии.

Согласительные комиссии получили широкое распространение в международной практике. Они имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не ограничиваются только установлением того или иного факта, но и предлагают возможное решение спорного вопроса. Однако в отличие от арбитража и суда окончательное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии.

В соответствии с положениями Акта о мирном разрешении международных споров 1985 г. постоянная согласительная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим государствам или решено жребием.

Международные третейские суды (арбитраж)

Международный арбитраж — организованное на основе соглашения сторон разбирательство спора отдельным лицом (арбитром) или группой лиц (арбитрами), решения которых обязательны для сторон.

Различают арбитраж ad hoc и институционный арбитраж.

Арбитраж ad hoc (специальный арбитраж) создается сторонами для рассмотрения конкретного спора. В этом случае спор на рассмотрение арбитража передается на основании арбитражного соглашения сторон. В соглашении указываются: порядок назначения арбитров или конкретные лица в качестве арбитров, процедура рассмотрения спора, место и язык разбирательства и другие вопросы.

Институционный арбитраж осуществляется постоянно действующим арбитражным органом. Государства заранее обязуются передавать в арбитраж все споры, возникающие по вопросам толкования какого-либо договора, или разногласия, которые могут возникнуть в будущем по определенным категориям споров.

Разрешение разногласий посредством арбитража имеет большое сходство с судебным способом, однако в отличие от судебной процедуры состав арбитражного органа зависит от спорящих сторон.

Обращение к третейскому суду влечет за собой обязанность добросовестно подчиниться его решению.

В последнее время в международной практике получила развитие тенденция включения в принимаемые конвенции механизма арбитражного разбирательства споров.

В соответствии со ст. 19 Хартии Организации африканского единства 1963 г. в ОАЕ создана Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу, состав и условия функционирования которой определены отдельным протоколом, одобренным Конференцией глав государств и правительств ОАЕ.

На основании Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств 1965 г. был учрежден орган по разрешению данных споров — Международный центр по урегулированию инвестиционных споров — и предусмотрена процедура арбитражного разбирательства.

Читайте также:  Способы экранирования витой пары

Приложение II к Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. предусматривает, что в случае спора государство-истец подает заявление в Секретариат Конвенции, который извещает об этом остальные страны. Стороны назначают арбитров (арбитра), который и разрешает спор по существу.

Международная судебная процедура

Одним из видов разрешения международных споров является судебная процедура. Соответствующие судебные органы учреждаются на основе договоров при международных организациях как универсального (Международный Суд ООН), так и регионального характера (Суд ЕС, Межамериканский суд по правам человека, Экономический Суд СНГ).

Состав международного суда образуется заранее и не зависит от воли сторон. Его компетенция фиксируется в учредительном акте; суды также принимают собственные регламенты. Решения судов обязательны для сторон и обжалованию не подлежат.

В зависимости от характера рассматриваемых споров международные суды делятся на суды по разрешению: межгосударственных споров (Международный Суд ООН, Экономический Суд СНГ); как межгосударственных споров, так и дел, возбуждаемых физическими и юридическими лицами против государств и международных организаций (Европейский суд по правам человека); трудовых споров в рамках международных организаций (Административный трибунал МОТ); по привлечению к ответственности физических лиц (Нюрнбергский трибунал); различных категорий споров (Суд ЕС).

Например, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. создан Международный трибунал по морскому праву. Трибунал состоит из 21 судьи, избираемого государствами — участниками Конвенции. Они являются экспертами в области морского права и представляют основные существующие в мире системы права. Для образования судебного присутствия достаточно 11 судей. В рамках Трибунала создана Камера по спорам, касающимся морского дна. Трибунал рассматривает споры между: государствами — участниками Конвенции 1982 г.; субъектами контрактов по разработке морского дна; Органом по морскому дну и государством-участником, юридическим или физическим лицом в случаях, когда Орган несет ответственность за ущерб этим субъектам.

В настоящее время отмечается значительное увеличение числа международных судов и расширение их компетенции.

Разрешение споров в международных организациях

В последнее время в практике международных отношений получил широкое распространение способ решения разногласий в органах международных организаций.

Организация Объединенных Наций и ее органы играют важную роль в предотвращении и устранении международных споров и ситуаций, которые могут привести к международным трениям или вызвать международный спор и продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Помимо положений Устава, органы ООН в своей деятельности по предотвращению и разрешению споров руководствуются резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, такими, в частности, как Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области 1988 г., Декларация об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности 1991 г. и др.

Государства — участники спора должны учитывать возможность обращения к соответствующим органам ООН для получения советов или рекомендаций в отношении превентивных мер для урегулирования разногласия.

Любому государству — стороне в споре или государству, которого непосредственно касается ситуация, следует обращаться к Совету Безопасности на ранней стадии спора.

Совет Безопасности учитывает возможность проведения периодических заседаний или консультаций для обзора международного положения и поисков эффективных путей его улучшения.

В ходе подготовки к предупреждению или устранению конкретных споров или ситуаций Совет Безопасности рассматривает имеющиеся в его распоряжении различные средства, например, назначение Генерального секретаря ООН докладчиком по какому-либо определенному вопросу.

Когда какой-либо конкретный спор или ситуация доводятся до сведения Совета Безопасности без просьбы о созыве заседания, Совет вправе рассмотреть возможность проведения консультаций с целью изучения фактов, относящихся к спору или ситуации, и наблюдения за ними.

В ходе консультаций Совет Безопасности рассматривает возможность:

  • напоминания заинтересованным государствам о необходимости соблюдать свои обязательства по Уставу;
  • обращения к заинтересованным государствам с призывом воздерживаться от любых действий, которые могли бы привести к возникновению спора или к обострению спора или ситуации;
  • обращения к заинтересованным государствам с призывом принять любые меры, которые могли бы помочь устранить спор или ситуацию или предотвратить их продолжение или обострение.

Совет Безопасности вправе направить на ранней стадии миссии по установлению фактов или миссии добрых услуг или обеспечения присутствия ООН в соответствующих формах, включая наблюдателей и операции по поддержанию мира, в качестве средства предотвращения дальнейшего обострения спора или ситуации в соответствующих областях.

С учетом любых процедур, которые уже были приняты непосредственно заинтересованными государствами, Совет Безопасности рассматривает возможность рекомендовать им надлежащие процедуры или методы разрешения споров или урегулирования ситуаций и такие условия разрешения споров, которые он сочтет подходящими.

Генеральная Ассамблея ООН рассматривает возможность использования положений Устава для обсуждения споров или ситуаций, когда это целесообразно, и в соответствии со ст. 11 Устава и при условии соблюдения ст. 12 возможность вынесения рекомендаций.

Генеральный секретарь ООН, если к нему обратились государства, затронутые спором, должен в ответ незамедлительно призвать эти государства искать пути решения или урегулирования мирными средствами по своему выбору в соответствии с Уставом и предложить свои добрые услуги или другие имеющиеся в его распоряжении средства, которые он считает подходящими.

На основании ст. V Пакта Лиги арабских государств 1945 г. при возникновении спора между двумя государствами — членами Лиги и если обе спорящие стороны обратятся к Совету Лиги для разрешения этого спора, то решение Совета будет являться обязательным и окончательным. Совет также вправе предложить свои услуги в любом споре, который может привести к войне между членами Лиги или между членом Лиги и третьей стороной.

Таким образом, в рамках международных организаций действуют как органы общей компетенции, в полномочия которых входит разрешение разногласий между членами, так и специализированные органы по рассмотрению отдельных категорий дел.

Источник

Оцените статью
Разные способы