Способы разрешения межнациональных конфликтов обществознание
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Межнациональные конфликты и пути их разрешения».
План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Сущность понятия «межнациональный конфликт»
2. Причины межнациональных конфликтов:
в) конфессиональные и др.
3. Типы межнациональных конфликтов:
а) государственно- правовые;
в) этнотерриториальные и др.
4. Пути разрешения межнациональных конфликтов:
а) создание эффективно действующих международных организаций;
б) достижение соглашения на основе взаимных уступок и др.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Выберите верные суждения об этнических группах и межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства.
2) Этническими общностями являются племена, народности, нации.
3) Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами.
4) Все этнические общности обязательно имеют свою государственность.
5) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности.
1) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства — нет, неверно. Это является примером сегрегации, апартеида, что неприемлемо с точки зрения демократических ценностей.
2) Этническими общностями являются племена, народности, нации — да, верно.
3) Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами — да, верно.
4) Все этнические общности обязательно имеют свою государственность — нет, неверно.
5) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности — да, верно.
Ответ «2» не является корректныи, так как помимо указанных этнических общностей есть род, и этот список не будет являться полным.
Здесь полный никто не просит указывать.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитываются:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1) Понятие нация:
а) как этническая общность;
б) как общегражданская общность.
2) Признаки нации:
а) общая историческая память;
б) национальное самосознание;
в) национальные интересы;
г) единство языка и т.д.
3) Этническое многообразие современного мира:
в) французы и т.д.
4) Межнациональные отношения в современном мире:
а) интеграция и сближение народов (Европейский союз; США; Канада и т.п.);
б) межнациональные конфликты и пути их преодоления;
в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средства преодоления национальных конфликтов;
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, в первую очередь нужно делать для предотвращения межнациональных конфликтов?» Примерно по 17%
респондентов назвали следующие меры: а) заботу властей о людях; б) улучшение работы правоохранительных органов; в) знакомство с культурой, обычаями других народов. Используя знания обществоведческого курса, объясните, как каждая из названных респондентами мер может способствовать предотвращению межнациональных конфликтов.
В правильном ответе могут быть приведены следующие объяснения, например:
а) забота властей о людях обеспечит людям достойные стабильные условия жизни, что сократит поводы для разжигания межнациональных конфликтов;
б) улучшение работы правоохранительных органов будет способствовать сокращению количества преступлений, в том числе и на национальной почве;
в) знакомство с культурой, обычаями других способствует пониманию менталитета других народов, поиску общих черт в разнообразных культурах, что в определённых ситуациях может сгладить напряжённость в межнациональных отношениях.
Могут быть приведены другие объяснения
Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указание на то, что причиной межнациональных конфликтов в названных странах стало стремление отдельных народов к политической независимости (сепаратизм);
2) другие причины, например:
— требование культурной автономии;
— борьба за подлинное равноправие.
Могут быть указаны иные причины.
Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения.
2) Доля тех, кто считает, что для избежания межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди жителей страны Z меньше, чем среди жителей страны Y.
3) Большинство опрошенных в стране Z считают, что для избежания межнациональных конфликтов прежде всего необходимо уважать права и свободы.
4) Среди жителей страны Z мнение о необходимости отказаться от насилия и принуждения более популярно, чем мнение о необходимости научиться понимать друг друга.
5) Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Z меньше, чем в стране Y.
1) Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения — нет, неверно.
2) Доля тех, кто считает, что для избежания межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди жителей страны Z меньше, чем среди жителей страны Y — да, верно.
3) Большинство опрошенных в стране Z считают, что для избежания межнациональных конфликтов прежде всего необходимо уважать права и свободы — да, верно.
4) Среди жителей страны Z мнение о необходимости отказаться от насилия и принуждения более популярно, чем мнение о необходимости научиться понимать друг друга — да, верно.
5) Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Z меньше, чем в стране Y — нет, неверно.
4 ответ не подходит. Это четко видно по диаграмме
Посмотрите внимательно на диаграмму. Черный столбик выше заштрихованного.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитываются:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1) Понятие нация:
а) как этническая группа;
б) как общегражданская общность.
2) Признаки этноса:
а) наличие территории проживания;
б) общность языка, традиций, обычаев;
в) общность исторического и социокультурного опыта;
г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.
3) Разновидности этнических групп:
4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:
а) межнациональная интеграция;
б) межнациональная дифференциация.
5) Демократические принципы межнациональных отношений:
а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;
б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;
в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;
г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;
д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.
6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитываются:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1) Понятие нация:
а) как этническая группа;
б) как общегражданская общность.
2) Признаки этноса:
а) наличие территории проживания;
б) общность языка, традиций, обычаев;
в) общность исторического и социокультурного опыта;
г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.
3) Разновидности этнических групп:
4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:
а) межнациональная интеграция;
б) межнациональная дифференциация.
5) Демократические принципы межнациональных отношений:
а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;
б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;
в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;
г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;
д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.
6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:
1) Межнациональная интеграция. Например, с конца XX века среди европейских стран проходят процессы экономической и политической интеграции, в результате которых образовался и стал расширяться Европейский Союз, который объединяет 27 государств;
2) Межнациональная дифференциация. Например, Каталония стремится выйти из состава Испании, добиться суверенитета и политической независимости;
К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указание на то, что приведенный пример отражает тенденцию межнациональной интеграции;
2) другие примеры проявления данной тенденции, допустим:
— создание международных экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.;
— создание международных культурных центров в различных государствах: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).
Могут быть приведены другие примеры.
В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.
Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.
При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания.
Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».
Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.
Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.
(Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)
Источник