Способы разрешения межнациональных конфликтов кратко

Межнациональные конфликты

Содержание:

↑ Международный (межнациональный) конфликт

Межнациональные (этносоциальные) конфликты — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооружённых столкновений, открытых войн.

Международный конфликт – открытое политическое столкновение двух и более государств на основе несовпадения или противоречия их интересов.

Основной причиной конфликтов между представителями разных национальностей выступает этноцентризм — совокупностъ предубеждений одной нации по отношению к другой, уверенность в правоте собственной культуры, склонность отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

↑ Причины межнациональных (международных) конфликтов

  • соперничество государств;
  • напряженность в отношениях между этническим большинством и этническим меньшинством;
  • несовпадение национальных интересов;
  • территориальные споры, несовпадением государственных или административных границ с границами расселения народов
  • неравенство в уровне жизни, различное представительство этносов в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти
  • неравномерное распределение в мире природных ресурсов;
  • недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни)
  • исторические (исторически сложившаяся традиция: войны в прошлом, былое соотношения господства-подчинения и др.)
  • принадлежность к различным религиям и конфессиям, различиями в уровне современной религиозности населения
  • дискриминация – ограничение в правах, лишение равноправия какого-либо государства или группы населения и др.

Причиной возникновения межэтнических конфликтов могут стать также любые необдуманные или провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера.

↑ Виды международных конфликтов

В зависимости от причины конфликты делятся на экологические, социальные, экономические, политические и военные, религиозные и др.

  • Государственно-правовой конфлик т

Связан с неудовлетворённостью правовым положением нации, стремлением к собственной государственности. Конфликт с властными структурами государства, в составе которого находится нация. Например, Абхазия и Южная Осетия до обретения ими независимости)

  • Этнотерриториальный конфликт

Связан с определением национально-территориальных границ. Например, конфликт в Нагорном Карабахе.

  • Этнодемографический конфликт

Происходит из-за опасности растворения этноса в результате притока иноязычного населения. Например, конфронтация между Конфедерацией народов Кавказа и российскими властями.

  • Социально-психологический конфликт

Происходит из-за изменения образа жизни этноса, нарушения прав. (Например, проблемы месхетинских турок в Узбекистане, чеченцев в Казахстане, дискриминация русскоязычного населения в ряде стран СНГ и государствах Прибалтики)

В зависимости от от масштабов конфликты делятся на

  • глобальные конфликты (международные конфликты, которые не имеют пространственных границ, от исхода которых зависят судьбы практически всех государств, например, Первая и Вторая мировые войны);
  • региональные конфликты (конфликты, которые затрагивают международные отношения в пределах одного региона);
  • локальные конфликты (развиваются на местном уровне)

↑ Предотвращение/решение межнациональных конфликтов

Ученые выделяют конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов. Конструктивные способы ведут к примирению сторон, нахождению взаимоприемлемого решения. Деструктивные же чаше всего завершаются взрывом ситуации, может быть даже ликвидацией одной из конфликтующих сторон. Крайняя степень подобного деструктивного разрешения — применение насилия
Разумное решение национальных проблем возможно лишь при сочетании двух основных тенденций в развитии национальных отношений —
дифференциации (стремление народа к самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры, экономики, политики) и интеграции (тесное сотрудничество, обмен культурными ценностями, преодоление отчуждения и поддержание взаимовыгодных контактов). Многообразие национальных культур не должно вести к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними. При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение следующих гуманистических принципов:

  • отказ от насилия и принуждения;
  • поиск согласия (консенсуса);
  • признание прав и свобод человека важнейшим принципом;
  • готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.

Читайте также:  Легкий способ рисовать цветы

Пути разрешения/предотвращения межнациональных конфликтов :

  • Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики;
  • Обеспечение равенства всех народов и недопустимость дискриминации;
  • Расширение культурных связей с целью знакомства с культурами других народов (дни дружбы народов, фестиваль национальной кухни, гастроли национальных ансамблей и др.)
  • Материальная поддержка национальных культур (финансирование народных театров, краеведческих музеев, книгоиздания на национальных языках и др.
  • Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры (национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры);
  • Информационная работа по пропаганде взаимного уважения культур, воспитание в духе толерантности и т.п.
  • Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
  • Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
  • Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважение самобытности их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.
  • Отказ от насилия, следование гуманистическим принципам, переговоры.

Мирный путь выхода из конфликтной ситуации лежит через переговоры. Проблема мирного урегулирования чаще всего возникает тогда, когда конфликт дошел до вооруженной стадии, поэтому в процессе мирного урегулирования выделяют следующие этапы:

  1. прекращение вооруженного насилия;
  2. установление личных контактов между конфликтующими сторонами;
  3. переговоры;
  4. реализация достигнутых договоренностей.

При разрешении международных конфликтов в качестве третьей стороны могут выступать другие суверенные государства и международные межправительственные организации.

Средства, которые может использовать третья сторона, можно разделить на две группы.

мирные меры: посредничество, наблюдение за ходом переговоров, наблюдение за соблюдением достигнутых соглашений, осуществление арбитража.

меры принудительного характера: применение санкций, принуждение к миру, миротворческие операции.

Источник

Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Содержание:

Межэтнические отношения – взаимоотношение людей разного этноса, затрагивающее все сферы жизнедеятельности общества. Выделяют 2 разновидности межнациональных отношений: межэтнические взаимоотношения в рамках одного государства; межэтнические отношения в рамках других наций-государств.

Виды мирного существования

  1. Этническое смешивание – межнациональные браки способствуют смешиванию различных этнических групп, которые спустя некоторое время и поколения образуют единую нацию.
  2. Этническая ассимиляция – поглощение одним народом другого. Разделяют мирную и военную форму.
  3. Формирование многонационального государства – государство, в котором нациям предоставлена полная свобода и права. В некоторых странах несколько языков закреплены на государственном уровне.

Тенденции в развитии этносов

  1. Межнациональная интеграция – промежуток времени, в ходе которого происходит объединение различных этносов и народов через все сферы жизнедеятельности государства. Формами межнациональной интеграции представлены – транснациональные предприятия, экономические союзы, межнациональные культурные организации.
  2. Межнациональная дифференциация – процесс, проявляющийся к разделению этносов. Формы представлены самоизоляцией индивида, возникновение национализма в политической и культурной сфере, конфессиональный фанатизм и терроризм.

Формы межнациональных отношений

Этническая миксация – процесс соединения двух этносов в результате чего образуется новый.
Ассимиляция – потеря национальных качеств и замена их чужими
Аккультурация – взаимное частичное или полное заимствование черт разных культур, зачастую один этнос доминирует над другим.
Мультикультурализм – политика, идея которой заключается в сохранении и развитии этнических черт, культурных особенностей.
Национализм – жесткая политика, психология и идеология, согласно которой одна нация противопоставляется другим, осуществляется пропагандирование исключительности своего этноса. Национализм разделяется на этнический, бытовой и государственный.
Шовинизм – идеология, которая ставит определённую нацию выше других. Происходит противопоставление традиции, интересов этносов. Результат шовинизма представлен неприязнью одного народа к другому, разжиганием ненависти между людьми разных конфессий и национальной принадлежности. Шовинизм – агрессивная стадия национализма.
Дискриминация – ущемление одного этноса другим в зависимости от демографических признаков, конфессии и т.д.
Сегрегация – отделение от общества какой-либо этнической группы по национальным признакам или расовой принадлежности.
Апартеид – жестокая форма дискриминации, предполагает лишение этническеской группы гражданских прав, вплоть до территориального отделения.
Геноцид – истребление этноса по расовому, демографическому, религиозному признаку или же создание условий для частичного или полного вымирания наций.
Сепаратизм – отделение этноса для формирования собственного государства или предоставление региону статуса автономности.
Читайте также:  Термометры способы измерения температур

Межнациональный конфликт – противопоставление одного этноса другим, выраженное в соперничестве за ресурсы, когда противостоящая нация определяется с этнической принадлежностью группы людей. Выражается во взаимных упрёках, открытом конфликте этносов, которое перерастает в ненависть и, в крайней степени, — войны. Причинами конфликтов могут послужить: социальные, экономические, языковые, культурные, демографические, этнические, религиозные основания.

Источник

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Существует пять способов разрешения межэтнических конфликтов.

1.Геттоизацией(от слова «гетто»). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероис­поведания или по каким-либо другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду — ок­ружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды. Практически в любом крупном западном городе существуют более или менее изо­лированные и замкнутые районы, населенные представи­телями других культур. Это китайские кварталы или целые чайнатауны, это кварталы или районы, где поселяются вы­ходцы из мусульманских стран, индийские кварталы и т. д. Например, в берлинском районе Кройцберг в процессе мно­гих десятилетий миграции турецких рабочих и интеллек­туалов-беженцев возникла не просто турецкая диаспора, но своего рода гетто. Здесь большинство жителей — турки, и даже улицы в этом районе имеют турецкий облик, который придают им реклама и объявления почти исключительно на турецком языке, турецкие закусочные и рестораны, ту­рецкие банки и бюро путешествий, представительства ту­рецких партий и турецкие политические лозунги на стенах. В Кройцберге можно прожить всю жизнь, не сказав ни сло­ва по-немецки.

2. Ассимиляция. В случае ассими­ляции индивид полностью отказывается от своей культу­ры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруднений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, ли­бо сопротивление культурной среды, частью которой он намерен стать. Такое сопротивление встречается, напри­мер, в некоторых европейских странах (во Франции, в Гер­мании) по отношению к новым иммигрантам из России и стран СНГ, которые хотят стать своими среди немцев или французов. Даже при условии успешного овладения язы­ком и достижения приемлемого уровня повседневной ком­петентности среда не принимает их как своих, они посто­янно «выталкиваются» в ту среду, которую по аналогии с невидимым колледжем (термин социологии) можно на­звать невидимым гетто — в круг соплеменников и «сокуль-турников», вынужденных вне работы общаться только друг с другом. Разумеется, для детей таких иммигрантов, вклю­ченных в инокультурную среду с раннего детства, асси­миляция не составляет проблемы.

3. Промежуточныйсостоящий в культурном обмене и взаимодействии. Это немецкие философы и ученые, покинувшие Германию после прихода к власти на­цистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах.

4. Частичная ас­симиляциякогда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды в какой-либо одной из сфер жизни: например, на работе он руководствуется нормами и требо­ваниями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в рели­гиозной сфере — нормами своей традиционной культуры. Такая практика преодоления культурных противоречий, по­жалуй, наиболее распространена. Эмигранты обычно асси­милируются частично, разделяя свою жизнь как бы на две неравные половины.

5. Культурная колонизация — когда представители чужого этноса, при­быв в страну, активно навязывают титульному этносу соб­ственные ценности, нормы и модели поведения.

От типа и формы конфликта зависят возможности и спо­собы его разрешения.

Методом ослабления конфликта яв­ляется деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с по­мощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам. В процессе урегу­лирования конфликта важно исключить воздействие фак­торов, способных консолидировать ту или иную конфлик­тующую сторону. Таким фактором может быть применение силы или угроза ее применения. Конфликт в Чечне весьма наглядно продемонстрировал это.

Читайте также:  Скучно чем заняться дома 55 способов

Способом ослабления конфликтов является использова­ние широкого спектра санкций — от символических до во­енных. Так, в ситуациях, когда военные операции шли на территории государств ближнего зарубежья, а Вооружен­ные Силы и военная промышленность официально пере­шли под юрисдикцию России, она использовала в качестве меры воздействия дозирование или прекращение поставок \у вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов воюющим сторонам. Вооруженное вмешательство считается допустимым только в одном случае: если в ходе насильствен­ного конфликта имеют место массовые нарушения прав че­ловека.

Информационный путь взаимный обмен информацией ме­жду группами с соблюдением условий, способствующих из­менению ситуации.

Например, во время армяно-азербайджанского конфликта по поводу Нагорного Карабаха обе конфликтующие сторо­ны обвиняли московские средства массовой информации в сочувствии противоположной стороне, отключали каналы Центрального телевидения бывшего СССР, запрещали рас­пространение российских газет в своей республике (в Азер­байджане — за проармянскую позицию, в Армении — за проазербайджанскую). Положение несколько стабилизиро­валось, когда стали передавать и публиковать репортажи, отражающие точку зрения двух конфликтующих сторон.

Прерывание конфликта – переговорные процессы- вопросы – обмен пленными, захоронение, затем экономические и социальные вопросы, политические – в последнюю очередь.

Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каж­дая сторона стремилась найти удовлетворительные реше­ния не только для себя, но и для партнера. Как говорят кон­фликтологи, надо сменить модель «выигрыш —проигрыш» на модели «выигрыш — выигрыш» или «проигрыш — про­игрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует за­креплять документально.

Особенности этнополитических процессов в современной России

По последней советской переписи населения (1989 г.) в России было зафиксировано 127 этнических общностей. По итогам первой российской микропереписи (1994 г.), насчитывалось уже 176 нацио­нальностей с четкой этнической самоидентификацией. Очевидно, в последней переписи (2002 г.) их будет около 200. Этот феномен объяс­няется тем, что многие народы, считавшиеся в советское время асси­милировавшимися с родственными народами, в условиях возможно­сти свободного этнического волеизъявления заявили о своей само­идентификации. Более того, оказалось, что при этом они в действи­тельности сохранили свою самобытность, язык и традиции, доказы­вая еще раз жизнеспособность этнической энергии.

Формой государственного устройства России признан федерализм.

Федерация— форма государственного устройства, при которой вхо­дящие в состав государства члены федерации имеют свои конститу­ции, законодательные, исполнительные и судебные органы, суще­ствующие с федеральными органами государственной власти.

Принятие Конституции 1993 г. ознаменовало переход от консти­туционно-договорной Федерации к конституционной. Ее основными чертами являются:

• множественность субъектов Федерации (их 89);

• дифференциация субъектов Федерации на: республики (их 21), края (их 6), области (их 49), города федерального значения (их 2), автономную область (1), автономные округа (их 10);

• автономные округа (кроме Чукотского), являясь субъектами Фе­дерации, входят в состав краев и областей.

Главная проблема: что делать с принципом права наций на самоопределение (провозглашенного, между прочим, в Консти­туции РФ)? Если признать его полностью и на деле, а не на сло­вах, то в перспективе мы имеем сотни две-три сугубо суверен­ных осколка некогда единого государства, распад на которые будет сопровождаться конфликтами наподобие нынешнего рос­сийско-чеченского. А не признать — тоже нельзя, ибо это будет означать возврат к имперским традициям.

Действенно старое правило: конфликты легче предупредить, чем впоследствии разрешить. На это и должна быть направлена национальная политика государства. У нашего сегодняшнего государства такой четкой и внятной политики пока что нет. И не только потому, что у политиков «руки не доходят», а в значительной степени потому, что неясна исходная общая концепция национального строительства в мультиэтнической России.

Источник

Оцените статью
Разные способы