- Межнациональные конфликты
- Содержание:
- ↑ Международный (межнациональный) конфликт
- ↑ Причины межнациональных (международных) конфликтов
- ↑ Виды международных конфликтов
- ↑ Предотвращение/решение межнациональных конфликтов
- Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
- Содержание:
- Виды мирного существования
- Тенденции в развитии этносов
- Формы межнациональных отношений
- СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Межнациональные конфликты
Содержание:
↑ Международный (межнациональный) конфликт
Межнациональные (этносоциальные) конфликты — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооружённых столкновений, открытых войн.
Международный конфликт – открытое политическое столкновение двух и более государств на основе несовпадения или противоречия их интересов.
Основной причиной конфликтов между представителями разных национальностей выступает этноцентризм — совокупностъ предубеждений одной нации по отношению к другой, уверенность в правоте собственной культуры, склонность отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.
↑ Причины межнациональных (международных) конфликтов
- соперничество государств;
- напряженность в отношениях между этническим большинством и этническим меньшинством;
- несовпадение национальных интересов;
- территориальные споры, несовпадением государственных или административных границ с границами расселения народов
- неравенство в уровне жизни, различное представительство этносов в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти
- неравномерное распределение в мире природных ресурсов;
- недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни)
- исторические (исторически сложившаяся традиция: войны в прошлом, былое соотношения господства-подчинения и др.)
- принадлежность к различным религиям и конфессиям, различиями в уровне современной религиозности населения
- дискриминация – ограничение в правах, лишение равноправия какого-либо государства или группы населения и др.
Причиной возникновения межэтнических конфликтов могут стать также любые необдуманные или провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера.
↑ Виды международных конфликтов
В зависимости от причины конфликты делятся на экологические, социальные, экономические, политические и военные, религиозные и др.
- Государственно-правовой конфлик т
Связан с неудовлетворённостью правовым положением нации, стремлением к собственной государственности. Конфликт с властными структурами государства, в составе которого находится нация. Например, Абхазия и Южная Осетия до обретения ими независимости)
- Этнотерриториальный конфликт
Связан с определением национально-территориальных границ. Например, конфликт в Нагорном Карабахе.
- Этнодемографический конфликт
Происходит из-за опасности растворения этноса в результате притока иноязычного населения. Например, конфронтация между Конфедерацией народов Кавказа и российскими властями.
- Социально-психологический конфликт
Происходит из-за изменения образа жизни этноса, нарушения прав. (Например, проблемы месхетинских турок в Узбекистане, чеченцев в Казахстане, дискриминация русскоязычного населения в ряде стран СНГ и государствах Прибалтики)
В зависимости от от масштабов конфликты делятся на
- глобальные конфликты (международные конфликты, которые не имеют пространственных границ, от исхода которых зависят судьбы практически всех государств, например, Первая и Вторая мировые войны);
- региональные конфликты (конфликты, которые затрагивают международные отношения в пределах одного региона);
- локальные конфликты (развиваются на местном уровне)
↑ Предотвращение/решение межнациональных конфликтов
Ученые выделяют конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов. Конструктивные способы ведут к примирению сторон, нахождению взаимоприемлемого решения. Деструктивные же чаше всего завершаются взрывом ситуации, может быть даже ликвидацией одной из конфликтующих сторон. Крайняя степень подобного деструктивного разрешения — применение насилия
Разумное решение национальных проблем возможно лишь при сочетании двух основных тенденций в развитии национальных отношений —
дифференциации (стремление народа к самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры, экономики, политики) и интеграции (тесное сотрудничество, обмен культурными ценностями, преодоление отчуждения и поддержание взаимовыгодных контактов). Многообразие национальных культур не должно вести к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними. При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение следующих гуманистических принципов:
- отказ от насилия и принуждения;
- поиск согласия (консенсуса);
- признание прав и свобод человека важнейшим принципом;
- готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.
Пути разрешения/предотвращения межнациональных конфликтов :
- Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики;
- Обеспечение равенства всех народов и недопустимость дискриминации;
- Расширение культурных связей с целью знакомства с культурами других народов (дни дружбы народов, фестиваль национальной кухни, гастроли национальных ансамблей и др.)
- Материальная поддержка национальных культур (финансирование народных театров, краеведческих музеев, книгоиздания на национальных языках и др.
- Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры (национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры);
- Информационная работа по пропаганде взаимного уважения культур, воспитание в духе толерантности и т.п.
- Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
- Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
- Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважение самобытности их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.
- Отказ от насилия, следование гуманистическим принципам, переговоры.
Мирный путь выхода из конфликтной ситуации лежит через переговоры. Проблема мирного урегулирования чаще всего возникает тогда, когда конфликт дошел до вооруженной стадии, поэтому в процессе мирного урегулирования выделяют следующие этапы:
- прекращение вооруженного насилия;
- установление личных контактов между конфликтующими сторонами;
- переговоры;
- реализация достигнутых договоренностей.
При разрешении международных конфликтов в качестве третьей стороны могут выступать другие суверенные государства и международные межправительственные организации.
Средства, которые может использовать третья сторона, можно разделить на две группы.
мирные меры: посредничество, наблюдение за ходом переговоров, наблюдение за соблюдением достигнутых соглашений, осуществление арбитража.
меры принудительного характера: применение санкций, принуждение к миру, миротворческие операции.
Источник
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
Содержание:
Межэтнические отношения – взаимоотношение людей разного этноса, затрагивающее все сферы жизнедеятельности общества. Выделяют 2 разновидности межнациональных отношений: межэтнические взаимоотношения в рамках одного государства; межэтнические отношения в рамках других наций-государств.
Виды мирного существования
- Этническое смешивание – межнациональные браки способствуют смешиванию различных этнических групп, которые спустя некоторое время и поколения образуют единую нацию.
- Этническая ассимиляция – поглощение одним народом другого. Разделяют мирную и военную форму.
- Формирование многонационального государства – государство, в котором нациям предоставлена полная свобода и права. В некоторых странах несколько языков закреплены на государственном уровне.
Тенденции в развитии этносов
- Межнациональная интеграция – промежуток времени, в ходе которого происходит объединение различных этносов и народов через все сферы жизнедеятельности государства. Формами межнациональной интеграции представлены – транснациональные предприятия, экономические союзы, межнациональные культурные организации.
- Межнациональная дифференциация – процесс, проявляющийся к разделению этносов. Формы представлены самоизоляцией индивида, возникновение национализма в политической и культурной сфере, конфессиональный фанатизм и терроризм.
Формы межнациональных отношений
Этническая миксация | – процесс соединения двух этносов в результате чего образуется новый. |
Ассимиляция | – потеря национальных качеств и замена их чужими |
Аккультурация | – взаимное частичное или полное заимствование черт разных культур, зачастую один этнос доминирует над другим. |
Мультикультурализм | – политика, идея которой заключается в сохранении и развитии этнических черт, культурных особенностей. |
Национализм | – жесткая политика, психология и идеология, согласно которой одна нация противопоставляется другим, осуществляется пропагандирование исключительности своего этноса. Национализм разделяется на этнический, бытовой и государственный. |
Шовинизм | – идеология, которая ставит определённую нацию выше других. Происходит противопоставление традиции, интересов этносов. Результат шовинизма представлен неприязнью одного народа к другому, разжиганием ненависти между людьми разных конфессий и национальной принадлежности. Шовинизм – агрессивная стадия национализма. |
Дискриминация | – ущемление одного этноса другим в зависимости от демографических признаков, конфессии и т.д. |
Сегрегация | – отделение от общества какой-либо этнической группы по национальным признакам или расовой принадлежности. |
Апартеид | – жестокая форма дискриминации, предполагает лишение этническеской группы гражданских прав, вплоть до территориального отделения. |
Геноцид | – истребление этноса по расовому, демографическому, религиозному признаку или же создание условий для частичного или полного вымирания наций. |
Сепаратизм | – отделение этноса для формирования собственного государства или предоставление региону статуса автономности. |
Межнациональный конфликт – противопоставление одного этноса другим, выраженное в соперничестве за ресурсы, когда противостоящая нация определяется с этнической принадлежностью группы людей. Выражается во взаимных упрёках, открытом конфликте этносов, которое перерастает в ненависть и, в крайней степени, — войны. Причинами конфликтов могут послужить: социальные, экономические, языковые, культурные, демографические, этнические, религиозные основания.
Источник
СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Существует пять способов разрешения межэтнических конфликтов.
1.Геттоизацией(от слова «гетто»). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероисповедания или по каким-либо другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду — окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды. Практически в любом крупном западном городе существуют более или менее изолированные и замкнутые районы, населенные представителями других культур. Это китайские кварталы или целые чайнатауны, это кварталы или районы, где поселяются выходцы из мусульманских стран, индийские кварталы и т. д. Например, в берлинском районе Кройцберг в процессе многих десятилетий миграции турецких рабочих и интеллектуалов-беженцев возникла не просто турецкая диаспора, но своего рода гетто. Здесь большинство жителей — турки, и даже улицы в этом районе имеют турецкий облик, который придают им реклама и объявления почти исключительно на турецком языке, турецкие закусочные и рестораны, турецкие банки и бюро путешествий, представительства турецких партий и турецкие политические лозунги на стенах. В Кройцберге можно прожить всю жизнь, не сказав ни слова по-немецки.
2. Ассимиляция. В случае ассимиляции индивид полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруднений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, либо сопротивление культурной среды, частью которой он намерен стать. Такое сопротивление встречается, например, в некоторых европейских странах (во Франции, в Германии) по отношению к новым иммигрантам из России и стран СНГ, которые хотят стать своими среди немцев или французов. Даже при условии успешного овладения языком и достижения приемлемого уровня повседневной компетентности среда не принимает их как своих, они постоянно «выталкиваются» в ту среду, которую по аналогии с невидимым колледжем (термин социологии) можно назвать невидимым гетто — в круг соплеменников и «сокуль-турников», вынужденных вне работы общаться только друг с другом. Разумеется, для детей таких иммигрантов, включенных в инокультурную среду с раннего детства, ассимиляция не составляет проблемы.
3. Промежуточныйсостоящий в культурном обмене и взаимодействии. Это немецкие философы и ученые, покинувшие Германию после прихода к власти нацистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах.
4. Частичная ассимиляциякогда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды в какой-либо одной из сфер жизни: например, на работе он руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере — нормами своей традиционной культуры. Такая практика преодоления культурных противоречий, пожалуй, наиболее распространена. Эмигранты обычно ассимилируются частично, разделяя свою жизнь как бы на две неравные половины.
5. Культурная колонизация — когда представители чужого этноса, прибыв в страну, активно навязывают титульному этносу собственные ценности, нормы и модели поведения.
От типа и формы конфликта зависят возможности и способы его разрешения.
Методом ослабления конфликта является деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам. В процессе урегулирования конфликта важно исключить воздействие факторов, способных консолидировать ту или иную конфликтующую сторону. Таким фактором может быть применение силы или угроза ее применения. Конфликт в Чечне весьма наглядно продемонстрировал это.
Способом ослабления конфликтов является использование широкого спектра санкций — от символических до военных. Так, в ситуациях, когда военные операции шли на территории государств ближнего зарубежья, а Вооруженные Силы и военная промышленность официально перешли под юрисдикцию России, она использовала в качестве меры воздействия дозирование или прекращение поставок \у вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов воюющим сторонам. Вооруженное вмешательство считается допустимым только в одном случае: если в ходе насильственного конфликта имеют место массовые нарушения прав человека.
Информационный путь — взаимный обмен информацией между группами с соблюдением условий, способствующих изменению ситуации.
Например, во время армяно-азербайджанского конфликта по поводу Нагорного Карабаха обе конфликтующие стороны обвиняли московские средства массовой информации в сочувствии противоположной стороне, отключали каналы Центрального телевидения бывшего СССР, запрещали распространение российских газет в своей республике (в Азербайджане — за проармянскую позицию, в Армении — за проазербайджанскую). Положение несколько стабилизировалось, когда стали передавать и публиковать репортажи, отражающие точку зрения двух конфликтующих сторон.
Прерывание конфликта – переговорные процессы- вопросы – обмен пленными, захоронение, затем экономические и социальные вопросы, политические – в последнюю очередь.
Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные решения не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель «выигрыш —проигрыш» на модели «выигрыш — выигрыш» или «проигрыш — проигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.
Особенности этнополитических процессов в современной России
По последней советской переписи населения (1989 г.) в России было зафиксировано 127 этнических общностей. По итогам первой российской микропереписи (1994 г.), насчитывалось уже 176 национальностей с четкой этнической самоидентификацией. Очевидно, в последней переписи (2002 г.) их будет около 200. Этот феномен объясняется тем, что многие народы, считавшиеся в советское время ассимилировавшимися с родственными народами, в условиях возможности свободного этнического волеизъявления заявили о своей самоидентификации. Более того, оказалось, что при этом они в действительности сохранили свою самобытность, язык и традиции, доказывая еще раз жизнеспособность этнической энергии.
Формой государственного устройства России признан федерализм.
Федерация— форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства члены федерации имеют свои конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы, существующие с федеральными органами государственной власти.
Принятие Конституции 1993 г. ознаменовало переход от конституционно-договорной Федерации к конституционной. Ее основными чертами являются:
• множественность субъектов Федерации (их 89);
• дифференциация субъектов Федерации на: республики (их 21), края (их 6), области (их 49), города федерального значения (их 2), автономную область (1), автономные округа (их 10);
• автономные округа (кроме Чукотского), являясь субъектами Федерации, входят в состав краев и областей.
Главная проблема: что делать с принципом права наций на самоопределение (провозглашенного, между прочим, в Конституции РФ)? Если признать его полностью и на деле, а не на словах, то в перспективе мы имеем сотни две-три сугубо суверенных осколка некогда единого государства, распад на которые будет сопровождаться конфликтами наподобие нынешнего российско-чеченского. А не признать — тоже нельзя, ибо это будет означать возврат к имперским традициям.
Действенно старое правило: конфликты легче предупредить, чем впоследствии разрешить. На это и должна быть направлена национальная политика государства. У нашего сегодняшнего государства такой четкой и внятной политики пока что нет. И не только потому, что у политиков «руки не доходят», а в значительной степени потому, что неясна исходная общая концепция национального строительства в мультиэтнической России.
Источник