Способы разрешения межнационального конфликта

Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Содержание:

Межэтнические отношения – взаимоотношение людей разного этноса, затрагивающее все сферы жизнедеятельности общества. Выделяют 2 разновидности межнациональных отношений: межэтнические взаимоотношения в рамках одного государства; межэтнические отношения в рамках других наций-государств.

Виды мирного существования

  1. Этническое смешивание – межнациональные браки способствуют смешиванию различных этнических групп, которые спустя некоторое время и поколения образуют единую нацию.
  2. Этническая ассимиляция – поглощение одним народом другого. Разделяют мирную и военную форму.
  3. Формирование многонационального государства – государство, в котором нациям предоставлена полная свобода и права. В некоторых странах несколько языков закреплены на государственном уровне.

Тенденции в развитии этносов

  1. Межнациональная интеграция – промежуток времени, в ходе которого происходит объединение различных этносов и народов через все сферы жизнедеятельности государства. Формами межнациональной интеграции представлены – транснациональные предприятия, экономические союзы, межнациональные культурные организации.
  2. Межнациональная дифференциация – процесс, проявляющийся к разделению этносов. Формы представлены самоизоляцией индивида, возникновение национализма в политической и культурной сфере, конфессиональный фанатизм и терроризм.

Формы межнациональных отношений

Этническая миксация – процесс соединения двух этносов в результате чего образуется новый.
Ассимиляция – потеря национальных качеств и замена их чужими
Аккультурация – взаимное частичное или полное заимствование черт разных культур, зачастую один этнос доминирует над другим.
Мультикультурализм – политика, идея которой заключается в сохранении и развитии этнических черт, культурных особенностей.
Национализм – жесткая политика, психология и идеология, согласно которой одна нация противопоставляется другим, осуществляется пропагандирование исключительности своего этноса. Национализм разделяется на этнический, бытовой и государственный.
Шовинизм – идеология, которая ставит определённую нацию выше других. Происходит противопоставление традиции, интересов этносов. Результат шовинизма представлен неприязнью одного народа к другому, разжиганием ненависти между людьми разных конфессий и национальной принадлежности. Шовинизм – агрессивная стадия национализма.
Дискриминация – ущемление одного этноса другим в зависимости от демографических признаков, конфессии и т.д.
Сегрегация – отделение от общества какой-либо этнической группы по национальным признакам или расовой принадлежности.
Апартеид – жестокая форма дискриминации, предполагает лишение этническеской группы гражданских прав, вплоть до территориального отделения.
Геноцид – истребление этноса по расовому, демографическому, религиозному признаку или же создание условий для частичного или полного вымирания наций.
Сепаратизм – отделение этноса для формирования собственного государства или предоставление региону статуса автономности.

Межнациональный конфликт – противопоставление одного этноса другим, выраженное в соперничестве за ресурсы, когда противостоящая нация определяется с этнической принадлежностью группы людей. Выражается во взаимных упрёках, открытом конфликте этносов, которое перерастает в ненависть и, в крайней степени, — войны. Причинами конфликтов могут послужить: социальные, экономические, языковые, культурные, демографические, этнические, религиозные основания.

Источник

Презентация по обществознанию «Межнациональные конфликты и способы их разрешения»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Межнациональные конфликты и способы их разрешения Алексей Богаченко ученик 11 класса отделения МКОУ СОШ №24 г.Дзержинск Нижегородской области 2014 г. Учитель Пелевина Н.В. Презентация по обществознанию

Введение: Время, в которое мы живем, до предела насыщено самыми разными конфликтами. Но даже на таком фоне межнациональные конфликты занимают особое место и по остроте, и по масштабам, и по их последствиям для судьбы страны. К тому же они очень часто переплетены с конфликтами другого рода – политическими, экономическими и т.д. Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Конфликт — это столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, стремлений. Межнациональный конфликт — конфликт между представителями наций, обычно проживающих в непосредственной близости.

Типы межнациональных конфликтов: 1) Конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт); 2) Конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики); 3) Конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.

Причины межнациональных конфликтов: 1) Экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра); 2) Социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти; 3) Культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое. 4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями. 5) Исторические прошлые взаимоотношения народов. 6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Межнациональные конфликты Примеры:

Фашисты и евреи Фашистский диктатор Гитлер, придя к власти в Германии в 1933 году, сделал частью государственной политики уничтожение еврейского населения. С 30-х годов и за период Второй мировой войны было расстреляно, сожжено и уничтожено в концлагерях (Треблинка, Освенцим, Бухенвальд) около 6 млн. человек – почти половина всего еврейского населения. Эту величайшую трагедию называют теперь греческим словом Холокост, которое означает «всеуничтожение через сожжение».

Палестино-израильский конфликт Одна из самых главных и застарелых проблем Ближнего Востока — противостояние Израиля и Палестины. Корни этой проблемы уходят еще в 1967 год, когда после Шестидневной войны против Египта, Сирии, Иордании и ряда других арабских стран Израиль получил контроль над Голанскими высотами, Синайским полуостровом, Сектором Газа, Западным берегом реки Иордан и Восточным Иерусалимом. Синай был возвращен Египту, Сектор Газа входит в состав Палестинской национальной автономии. Западный берег реки Иордан до сих пор является предметом территориального спора между Палестиной и Израилем

Ирландия и Великобритания Ирландия, будучи составной частью Британской империи, не давала покоя правительству, требуя независимости. В начале XX века конфликт обострился. Стремясь предотвратить взрыв в самой неспокойной части империи, либералы вынуждены были пойти на уступки: в апреле 1912 года в парламент был внесен законопроект о гомруле (самоуправлении) Ирландии. Усилиями палаты лордов его принятие затянулось до 1914 года. Особенно сложной была ситуация в Ольстере, северной части Ирландии, где в отличие от остальной Ирландии, большинство принадлежало протестантам, имевшим тесные связии с Англией и в силу этого выступавшим за сохранение унии(союза) с Лодоном. И среди католиков и среди протестантов сильны были экстремистские настроения, имелось немало людей, готовых с оружием в руках доказывать свою правоту. Так была создана ИРА – ирландская республиканская армия. В итоге английскому правительству пришлось пойти на уступки: хотя закон о самоуправлении Ирландии был принят, наиболее развитая провинция этого острова – Ольстер – исключалась из сферы его действия.

Читайте также:  Способы борьбы с угрозами информационной безопасности

Югославия и албанцы В начале 90-х годов в связи с перестройкой в СССР, провозглашенной Горбачевым, страны Восточной Европы освобождаются от коммунистического влияния. Югославия в начале 90-х – симбиоз различных современных государств (Словения, Хорватия, Македония, Босния, Герцеговина, Сербия, Черногория). Лидером Сербии в то время был С.Милошевич, который старался сохранить доминирующие позиции его республики в союзном государстве. В 1991 провозгласили свою независимость Словения, Хорватия, Македония. Весной 1992 в Боснии и Герцеговине началась война между населявшими ее сербами, хорватами и мусульманами. Этот конфликт удалось прекратить только с помощью вмешательства в него мирового сообщества. В Югославии остались лишь Сербия и Черногория. В автономном крае Косово, населенному в большинстве своем национальным меньшинством – албанцами – началось движение сепаратизма Милошевич пытается сохранить целостность государства. Его действия мировое сообщество трактовало как геноцид. В ситуацию вмешался блок НАТО, решивший наказать Сербию серией мощных авиаударов. В результате выборов 2000 года к власти в Югославии пришла демократическая оппозиция. Милошевича посадили в тюрьму, не дождавшись приговора, при загадочных обстоятельствах он скончался.

Способы разрешения: 1) Отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например); 2) Применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека; 3) Перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе; 4) Разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным; 5) Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

Заключение: За каждым этническим, национальным конфликтом — трагедия человеческих судеб, драма народов и, что не менее опасно, неизбежность перенесения в память приходящих поколений старых обид, оскорблений, несправедливостей, которые, если они не были сняты или не получили должной правовой оценки, не нашли соответствующего общественного порицания и наказания, могли подталкивать впоследствии на решение даже простых дел неправедными действиями. Примеров тому немало, в том числе и в отечественной истории с ее древнейших времен.

Источник

Доклад на тему: ««Виды межэтнических конфликтов. Способы предупреждения и разрешения межэтнических конфликтов»»

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Региональная научно-практическая конференция

«Россия – территория мира и согласия»

Секция : «Диалог культур – основа мира и согласия»

Тема: «Виды межэтнических конфликтов. Способы предупреждения и разрешения межэтнических конфликтов»

преподаватель ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально – педагогический колледж»

Смеянов Владимир Александрович

О сновная часть

1. Понятие и виды межэтнических конфликтов

2. Пути предупреждения и урегулирования межэтнических конфликтов

Список используемой литературы

Актуальность темы. Проблематика межэтнических конфликтов занимает одно из приоритетных мест в современном социальном познании. Сложные процессы глобального общественного развития, противоречия во взаимодействии народов с разными культурами, переживающих резкие социальные, политические и экономические изменения, нередко проявляются в обострении межэтнических конфликтов. Значимость этих явлений для полиэтничных регионов во всем мире обусловливает необходимость исследовать истоки и причины этнической мобилизации, само этническое сознание, которое нередко используется с целью коллективного действия, в том числе и насильственного. Очевидна необходимость разработки мер раннего предупреждения и быстрого нивелирования возможных последствий конфликтов на межэтнической почве.

В силу этих обстоятельств исследование межэтнических конфликтов представляется актуальной научной проблемой, имеющей концептуальное и практическое значение, и в современных условиях развития общества -приковывает пристальное внимание исследователей, побуждает к разработке эффективных способов прогнозирования и урегулирования.

При этом сосредоточенность авторов на конкретных описываемых событиях и частных аспектах региональной проблематики не позволяет расширить концептуально-методологический базис проводимых исследований. Несмотря на огромную литературу, посвященную этносам и конфликтам, сама природа и сущность этничности остается в общем — социально-философском плане — не раскрытой, а реальная динамика межэтнических конфликтов еще не получила адекватного теоретического объяснения.

Проблема исследования заключается в социально-философском осмыслении природы этноса и этничности в связи с межэтническими взаимодействиями, а также в раскрытии основных причинных факторов и способов разрешения межэтнических конфликтов.

Цель работы состоит в социально-философском анализе межэтнических конфликтов, а также в изучении способов их предупреждения и разрешения.

Для выполнения цели поставлены следующие задачи :

1) определить содержание понятия «межэтнический конфликт» для дальнейшего использования этого понятия в данном исследовании;

2) изучить сущность межнациональных отношений, этносоциальных конфликтов, их виды, пути их разрешения и предотвращения.

Гипотеза: проведение работы по анализу существующей ситуации, прогнозирование возможных конфликтов, примерное выявление косвенных и прямых участников.

1. Понятие и виды межэтнических конфликтов

Межэтнический конфликт — специфическая форма проявления социального конфликта, где стороны (или одна из сторон) мобилизуются, действуют или притесняются по этническому признаку.

Изучением конфликтов занимаются различные отрасли науки, и каждая из них предлагает свои способы решения. Первостепенной причиной так внимания со стороны научного сообщества, является их трудно разрешимость, ведь каждый конфликт имеет свою специфику, а, следовательно, и определенную “формулу решения”, вот только эта формула не всегда быстро приходит на ум, да и не всегда ??а правильная. В нашей стране в последние 20 лет сформировалось уже достаточно большое сообщество ученых-кофликтологов, открываются центры по изучению конфликтов.

Читайте также:  Рефлексия как способ философского мышления

Большинство ученых, утверждают, что этнический конфликт, является, чуть ли не самой опасной внутренней угрозой государству, т.к. дестабилизирует общество, тормозит социально-экономическое развитие.

Таким образом, приходим к выводу, что целью данной работы является рассмотрение причин возникновения, типов и форм межэтнических конфликтов, для предложения оптимальных способов их урегулирования.

Самой общей классификацией служит деление этнических конфликтов на два вида по особенностям противостоящих сторон:

1. Конфликты между этнической группой (группами) и государством. Примером могут служить события в Чечне, Абхазии или в Нагорном Карабахе, результатом чего явилось создание там самопровозглашенных и де-факто независимых государств при полном вытеснении из местных органов власти соответственно русских, грузин и азербайджанцев.

2. Конфликты между этническими группами (ассоциациями групп). Примерами могут служить события еще советского времени в Фергане — погромы турок-месхетинцев узбеками или в Ошской области — столкновения киргизов и узбеков.

Эти два вида конфликтов ученые часто обобщенно называют межнациональными, понимая под ними любые противоборства между государствами и субгосударственными территориальными образованиями, причиной которых является необходимость защитить интересы и права соответствующих наций, народов или этносов.

Кроме того, возможна классификация этнических конфликтов по приоритетным целям, сформулированным организациями одной из сторон, а, следовательно, и по возможным последствиям для полиэтничного социума, в котором они развиваются.

В связи с этим обычно различают:

1. Социально-экономические конфликты, возникающие на основе требований выравнивания уровня жизни, социально-профессионального состава и представительства в элитных слоях (со стороны представителей «отстающих» этнических групп) либо прекращения льгот, субсидий и экономической помощи «другим» (со стороны членов «лидирующих» групп). Они являются следствием неудовлетворенности той или иной нации, не имеющей собственной государственности, своим правовым статусом или имеющей ее в усеченной форме. По сути это конфликты с властными структурами государства, в составе которого находится данная нация, но зачастую эти структуры отождествляются с народом, давшим наименование этому государству (например, абхазо-грузинский и осетино-грузинский конфликты, события в Чечне, Приднестровье, ряде других регионов).

2. Этно-территориальные конфликты, которые, как правило, имеют глубокие исторические корни. Специалисты считают, что к этому типу следует относить споры, ведущиеся «от имени» этнических общностей относительно их прав проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. С учетом того, что в России национально-территориальные границы по существу отсутствовали, а в СССР они зачастую были произвольны, неоднократно сдвигались, ареал расселения многих народов весьма широк и пестр — конфликты такого рода особенно опасны и трудно разрешимы.

Чрезвычайно остро они протекают в местах насильственного переселения депортированных народов и на их исторической Родине при реализации права на возвращение прежних территорий (конфликты между ингушами и осетинами за Пригородный район, крымско-татарский, нагорно-карабахский, в пограничных районах среднеазиатских государств, России и Казахстана, Украины и Молдовы, — всего таких спорных территорий в бывшем СССР специалисты насчитывали около 100).

3. Этно-демографические конфликты, которые возникают там, где реальна опасность размывания, растворения этноса в результате быстрого механического притока иноязычного населения. Приоритетным требованием в таких случаях становится защита прав коренной нации, введение разного рода ограничений для «пришлых». Такого рода конфликты характерны для Прибалтики, Молдовы, ряда республик Российской Федерации.

По формам проявления этнические конфликты могут быть насильственными (депортация, геноцид, террор, погромы и массовые беспорядки) и ненасильственными (национальные движения, стихийные шествия, митинги, эмиграция), а по времени — долговременными и кратковременными.

Этнические конфликты носят уникальный характер. Они являются следствием распада или дезинтеграции социума, дискриминации одной нации другой, нарушением соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми В межэтнических конфликтах особое место занимают так называемые этнокультурные конфликты.

Этнокультурный конфликт — это конфликт старых и новых культурных норм и ориентации; старых, присущих этнофору как представителю того этноса, территорию, которого он покинул, и новых, свойственных тому этносу, на территорию которого он прибыл. Иначе говоря, этнокультурный конфликт — это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

Виды этнических конфликтов выделяют по следующим критериям: интенсивность проявления, масштабы проявления и цель борьбы между конфликтующими сторонами

К основным видам этнических конфликтов относятся:

по интенсивности проявлений:

— те, протекающих вяло

по масштабам проявления:

по целям, которые ставят перед собой конфликтующие стороны в борьбе:

— социально-экономические (выдвигаются требования общественной равенства);

— культурно-языковые (выдвигается требование сохранения или возрождения функций языка и культуры этнических общностей);

— политические (этнические меньшинства добиваются политических прав — автономии);

— территориальные (на основе изменения границ, присоединения к другим государствам)

Заметим, что при определенных условиях одни виды конфликтов могут переходить в другие

Почти везде существуют противоречия между этническими общностями, т.е. межэтническая напряженность Эта напряженность является наиболее выраженной в полиэтнических сообществах

Кроме открытых есть скрытые межнациональные конфликты, которые еще не переросли в открытое противостояние. Так, между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством конфликтные действия могут протекать как в Откуда крытой, так и в скрытой форме или в форме социальной конкуренции (тлеющий конфликт).

Конфликтные действия возникают в тех условиях, если противодействующие стороны осознали несовместимость своих интересов и имеют соответствующую мотивацию, то есть конфликт находится на стадии осознания и эмоционального созревания .

Если объективная конфликтная ситуация осознана, то даже случайные события с присущей им эмоциональностью, а иногда иррациональностью, могут привести к конфликтной взаимодействия. На этой стадии межэтнический конфликт имеет тенденцию к эскалации (самосозростання) — от массовых действий гражданского неповиновения в кровавых столкновений, или даже до этнополитических воен.

Выделяют следующие стадии этнических конфликтов:

— собственно кризисных проявлений (пик кризиса);

Длительность каждой стадии может отличаться, что обусловлено спецификой данной кризисной ситуации На второй стадии могут использоваться такие тактики: митинги, манифестации, акции \»гражданского неповиновения ры \», нередко со столкновениями и военными конфликтовконфліктами.

Конфликты чаще всего возникают в связи с противоречиями в таких видах отношений, как: политические и социально-политические; экономические и социально-экономические; территориальные; межэтнические; языковые; религиозные

2. Пути урегулирования этнических конфликтов

Читайте также:  Способ улучшения кредитной истории

По мнению немецкого социолога Ральфа Дарендорфа, конфликты в принципе не устранимы из общественной жизни, они вездесущи. «Разрешение конфликтов невозможно, возможно только их регулирование». Дарендорф выделяет следующий порядок регулирования конфликта: 1. переговоры для создания органа по решению конфликта. Если безрезультатно — привлечение третьей стороны; 2. наиболее мягкая форма участия третьего лица — посредничество. Предложение решения конфликта не является обязательным; 3. арбитраж — исполнение решения является добровольным. Обязательным — приглашение третьей стороны; 4. обязательный арбитраж — находится на грани между регулированием и подавлением (необходимо для сохранения государственного правления и обеспечения мира). Решение обязательно. Конфликты не исчезают путем их регулирования. Где существует общество, существуют конфликты. Цель урегулирования этнических конфликтов заключается в нахождении нового, компромиссного и приемлемого для всех основных политических сил баланса властных полномочий в том полиэтничном обществе, где он возник и развивался. Существуют некоторые основные правила предупреждения и регулирования уже эскалировавшихся этнических конфликтов. Чтобы вовремя спрогнозировать возможное этническое столкновение необходимо исследовать миграционные потоки. Уровень миграции особенно велик, когда она осуществляется как результат этнических конфликтов или их угрозы. В результате мощного миграционного потока в какой-либо регион в некоторых его районах создаётся критическая нагрузка на инфраструктуру (школы, больницы, транспорт, сфера обслуживания), следовательно, обостряется ресурсная проблема. В случае, когда среди мигрантов значительна доля лиц тех национальностей, которые имеют собственную государственность, это вызывает непонимание среди местного населения, испытывающего неудобства из-за притока беженцев. Это вызывает этническую напряженность и создает конфликтную почву. Непременным условием предупреждения межнациональных конфликтов должен быть учёт состояния массового сознания, сложившихся в нём представлений о проблемах в сфере межнациональных отношений, реальных ожиданий масс, их ориентации на традиции и правила поведения. В межнациональных конфликтах имеют место не только неадекватное отражение реальности, но и элементы иррационального, стихийно поворота событий. Предвидеть это невозможно, не изучая состояния массового сознания. Средства массовой информации существенно влияют на формирование самосознания личности в современном мире, поэтому с целью предотвращения национальных конфликтов, в печати, на телевидении важно определить на правовой основе приоритеты в информировании населения, выделять деньги на распространение социальной рекламы, пропагандировать ценности терпимости к другим народам, дружбы, взаимопомощи и другие нравственные идеалы. Немаловажную роль в урегулировании межнациональных конфликтов играет религия. Религиозные организации располагают большими возможностями для сглаживания этнополитических противоречий, формирования толерантности. С целью эффективного использования этих возможностей необходимо в первую очередь добиваться устранения межконфессиональной нетерпимости и взаимодействия между вероисповедными сообществами.

Строго говоря, у государств существует два пути к принципиальному решению проблем сглаживания и снижения межэтнических конфликтов. Первый заключается в том, чтобы не делить людей по этническому принципу и на нем не строить государственность, а создавать государство на неком всеобщем идеале или на каких-то более высоких ценностях, чем культура и традиции одной народности. Так, этничность как бы выводится из сферы политики, и всякие межэтнические проблемы подавляются официальным провозглашением равенства всех людей независимо от национальности, расы, вероисповедания и культуры перед законом, который обеспечивает все права человека и гражданина. Такая попытка предпринята в США. Сторонник этого пути, Рыбаков С.Е., видит выход в «выведении» этничности из политики, считает, что это позволит стабилизировать структурированность социосферы в пользу гражданственности и, следовательно, избежать политики этнического радикализма. Для решения этой проблемы он предлагает, во-первых, перенести властные функции «наверх», в округа. С его точки зрения, «…целесообразно было бы обязательно сопровождать эти меры параллельным укреплением местного самоуправления на уровне населенных пунктов и расширением прав соответствующих органов власти, с тем, чтобы сделать реальной альтернативой псевдоэтническим «удельным княжествам» местный властный уровень, который вполне способен самостоятельно решать основную массу проблем, действительно актуальных для этноса». Такой подход кажется наиболее эффективным. Противоположный (второй) путь решения этнического вопроса стал уже классикой. Всем известный А. Лейпхарт стоит на позиции необходимости «введения» этничности в политику посредством принципа представительства во властной элите интересов различных этнических меньшинств. В своей работе «Демократия в многосоставном обществе» классик выделил несколько институтов, которые смогли бы обеспечить стабильность демократии в полиэтническом государстве. К таким институтам он отнес многопартийность, пропорциональное представительство, политическую децентрализацию и законодательное закрепление прав этнических меньшинств. Для того, чтобы эти институты работали эффективно, в состав правящей элиты должны входить представители всех этнических сообществ. «Каждое сообщество должно обладать правом налагать вето на решения, затрагивающие его интересы; и каждый народ должен иметь возможность самостоятельно вести собственные дела». Идея консоциальной демократии была разработана Лейпхартом для довольно устоявшихся западноевропейских систем, прежде всего для такой маленькой страны как Нидерланды. В связи с этим необходимо заметить, что идею Лейпхарта будет весьма трудно применить к большинству полиэтнических стран Восточной Европы и Евразии. У них совершенно другие исторические, культурные и политические традиции, поэтому идею сообщественной демократии нельзя назвать универсальной. Доцент факультета политических наук одного из американских университетов Вики Л. Хесли предлагает «…любому режиму…выработать программу управления межэтническим конфликтом и его разрешения. Эта программа должна включать в себя, наряду с прочим, набор мер (или законодательных актов), направленных на разделение полномочий и ресурсов внутри системы. Необходимо также найти пути обеспечения меньшинствам доступа к политическому влиянию. В частности, каждому этносу должно быть предоставлено право создавать общественные организации, которые могли бы оказывать влияние на систему. Неограниченное, свободное участие в организациях, т.е. плюрализм, — одна из главных заповедей демократии» . Каждая страна выбирает свою дорогу на пути к демократии, стабильности и процветанию, конечно, в зависимости от политической и национальной культуры, исторических устоев и существующих в данном государстве ценностей.

Регулирование и прекращение межэтнических конфликтов является жизненно важным условием существования любого полиэтнического общества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно сказываются на основных процессах социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Они не просто задерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить его ориентацию, породить новые негативные тенденции, то есть закладывает основу для будущих конфликтов других поколений.

Источник

Оцените статью
Разные способы