Способы разрешения культурного конфликта

Межкультурные конфликты и методы их решения

Шарабарина Елизавета Алексеевна,
Леднева Дарья Константиновна,

Омская юридическая академия

Ни одна культура, ни одно общество не являются гомогенными (однородными) по своему составу. Чаще всего они представляют собой мозаику различных этнических культур и субкультур. При этом для каждой из них характерны свои нормы и правила обще­ния, ценностные ориентации, мировосприятие. В силу этого со­циокультурного многообразия люди неизбежно вступают в проти­воречия и конфликты друг с другом.

Диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов (как и конфликтов, вообще) предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только недостаточное знание языка и связанное с этим простое непонимание партнера по коммуникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими участниками. Конфликты нельзя рассматривать только как деструктивную сторону процесса коммуникации. Согласно теории позитивного конфликта, конфликты понимаются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно должны носить дисфункциональный характер. Согласно К. Делхес, существуют три основные причины коммуникационных конфликтов: личные особенности коммуникантов, социальные отношения (межличностные отношения) и организационные отношения. К личностным причинам конфликтов относятся ярко выраженные своенравие и честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или готовность к адаптации, подавленная злость, несговорчивость, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие. Люди, наделенные такими качествами, часто вызывают конфликты.

К социальным причинам возникновения конфликтов относят сильно выраженное соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточную поддержку или готовность к компромиссам, противоречащие цели и средства для их достижения.

К организационным причинам конфликтов относят перегрузку работой, неточные инструкции, неясные компетенции или ответственность, противоречащие друг другу цели, постоянные изменения правил и предписаний для отдельных участников коммуникации, глубокие изменения или переструктуризацию укоренившихся позиций и ролей.

В процессе коммуникации с представителями других культур причинами напряженности и конфликта очень часто бывают ошибки атрибуции. Знание (или незнание) культурных особенностей партнеров играет огромную роль в построении атрибуций. Обладание такой информацией позволяет многое прояснить относительно того, что является желательным и на что накладывается табу в каждой конкретной культуре.

В культурной антропологии выделяют несколько видов межкультурных конфликтов:

  • между различными этническими группами и их культурами (например, между армянами и азербайжданцами, грузинами и осетинами и т.д.);
  • между религиозными группами, представителями различных религий (например, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, православными и униатами на Западной Украине, суннитами и шиитами в мусульманстве);
  • между поколениями и носителями разных субкультур;
  • между традициями и новациями в культуре;
  • между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями (вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок).

Главной причиной межкультурных конфликтов служат культурные различия между народами, которые могут принимать форму противоречия или даже открытого столкновения. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой довольно пестрое явление, то в нем вполне естественно возникают очаги напряжения и конфликты между различными системами норм и ценностей.[2]

Самые очевидные примеры столкновений культур дает просто реальное общение с иностранцами, как в их стране, так и в своей родной. Такого рода конфликты порождают множество курьезов, анекдотов, смешных сюжетов («наши за границей», иностранцы в России и т. п.), неприятностей, драм и даже трагедий.

Приведем несколько примеров. Итальянская семья усыновила чернобыльского мальчика. Ночью в посольстве Украины в Риме раздался звонок: взволнованный женский голос просил о помощи: «Приезжайте скорее, мы не можем его уложить спать, он кричит, плачет, будит соседей». На место происшествия помчалась посольская машина с переводчицей, которой бедный мальчик объяснил, рыдая: «Я хочу спать, а они надевают на меня костюм!» Ложиться спать для мальчика обозначало: раздеваться. В его культуре не было пижамы, да еще имеющей вид тренировочного костюма.[3]

Читайте также:  Способ подачи бифштекса натурального

В Латинской Америке «не работает» реклама сигарет «Мальборо»: ковбой, человек на лошади — это представитель беднейшего населения, который может курить только самые дешевые и поэтому плохие сигареты.[3]

Яркий пример конфликта культур при восприятии иностранной литературы приводит американский антрополог Лора Бохэннен, пересказавшая «Гамлета» Шекспира туземцам Западной Африки. Они восприняли сюжет через призму своей культуры: Клавдий — молодец, что женился на вдове брата, так и должен поступить хороший, культурный человек, но нужно было это сделать немедленно после смерти мужа и брата, а не ждать целый месяц. Призрак отца Гамлета вообще не уложился в сознании: если он мертв, то как он может ходить и говорить? Полоний вызвал неодобрение: зачем он мешал дочери стать любовницей сына вождя — это и честь и, главное, много дорогих подарков. Гамлет убил его совершенно правильно, в полном соответствии с охотничьей культурой туземцев: услышав шорох, крикнул «что, крыса?», а Полоний не ответил, за что и был убит. Именно так и поступает каждый охотник в африканском лесу: услышав шорох, окликает и, если нет человеческого отклика, убивает источник шороха и, следовательно, опасности.[1]

Или, например, такой случай: студенты из Таиланда перестали посещать лекции по русской литературе. «Она на нас кричит», — сказали они о преподавательнице, говорившей, в соответствии с русской педагогической традицией, громко, четко и ясно. Эта манера оказалась неприемлемой для студентов-тайцев, привыкших к иным фонетическим и риторическим параметрам.[3]

Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными.

Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками.

Для решения таких проблем мы предлагаем несколько действенных методов:

Различные понятия содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному.

В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына брата отца и сына сестры отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников.

Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников.

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Следовательно, для успешной коммуникации необходимо не только иметь и придерживаться своих ценностей, но и знать и уважать ценности своего партнера по коммуникации.

Читайте также:  Информатика 10 класс кодирование информации способы кодирования информации

При прочтении иностранной художественной литературы часто возникают трудности, вполне понятные для твоего народа события истолковываются совершенно по-другому.

В вариантах «Евгения Онегина» у Пушкина есть такие строки: «„Женись!» — „На ком?» — „. На Лидиной». — „Что за семейство! У них орехи подают, они в театре пиво пьют»». Иностранный читатель недоумевает: какие явно негативные причины не позволяют жениться на бедной Лидиной? Почему угощать орехами или в театре пить пиво настолько противоречило нормам дворянских женихов в культуре пушкинской эпохи, что исключало возможность брака.

Однако, для российских читателей вполне понятно, что жениться на Лидиной не позволяет бедность её семьи.

Следовательно, для правильного понимания текста просто необходимо не только знать правильное значение слов, но также реалии и традиции того языка, на котором ведется повествование.

Итак, для предотвращения межкультурных конфликтов необходимо уважать ценности, традиции, взгляды другой нации или народа, а не вступать в бессмысленные споры и конфликты, чья страна лучше, умнее и т.п. Однако это не говорит о том, что для успешной коммуникации нужно отречься от своих убеждений и ценностей. Уход от конфликта, уступки и компромисс – вот некоторые универсальные способы для предотвращения всех споров, в том числе и межкультурных.

Для этого наиболее эффективными методами мы считаем изучение значений слов, знание ценностей и реалий языка коммуникации.

Источник

Содержание и причины межкультурных конфликтов

В современном обществе проблема межкультурных конфликтов стоит особенно остро. Они возникают между этносами в рамках отдельных государств, в международных отношениях. Проведение внутренней и внешней политики требует от правительств учета культурных аспектов межэтнических и межгосударственных взаимодействий, понимания причин возникновения конфликтов и формирования стратегии их урегулирования.

Понятие

Межкультурный конфликт – конфликт между носителями различных культур, имеющими несовместимые интересы, ценности, менталитеты или обостренное чувство принадлежности к данной социальной группе. Межкультурный конфликт – это конфликт картин мира, интерпретаций и установок, присущих разным группам. Носителями конфликта являются отдельные индивиды, которые непроизвольно делят общество на «своих» и «чужих».

На сегодняшний день практически не существует этнически однородных обществ. Одни имеют многовековую историю сосуществования различных культур, другие начали жить в таких условиях сравнительно недавно (рост трудовой миграции, массовое переселение беженцев в развитые страны Европы). Не всегда соседство этносов имеет мирный характер. При прямом контакте выявляются различия в ценностных установках, восприятии окружающего мира, способах поведения. Выделяют 6 типов реакции на другую культуру и ее представителей:

  1. Отрицание различий культур – уверенность в том, что все люди в мире должны разделять одни и те же ценности, убеждения, нормы поведения.
  2. Защита собственного культурного превосходства – признание установок собственной культуры единственно верными и негативное отношение к ценностям и обычаям других культур. Это проявляется в межличностном общении в виде неприязни и агрессии по отношению к членам инокультурной группы.
  3. Минимизация культурных различий – признание ценности других культур, их мирное сосуществование, поиск общих, объединяющих черт, способность разных культур адаптироваться друг к другу.
  4. Принятие существования межкультурных различий – в целом благожелательное, но обособленное и отстраненное сосуществование культур.
  5. Адаптация к новой культуре – восприятие норм и ценностей другой культуры, способность жить и действовать в ее рамках при сохранении собственной культурной идентичности.
  6. Интеграция – глубокое взаимопроникновение своих и чужих культурных традиций, установок, выражающееся в образе жизни, способах поведения индивида.

Таким образом, диапазон восприятия человеком другой культуры довольно широк: от полного ее отрицания и неприятия до интеграции, когда инокультурные нормы и ценности начинают восприниматься как свои собственные.

Причины

В ходе общения представителей разных культур возникают затруднения и сложности, снижающие его эффективность – коммуникативные барьеры:

  • языковой – слабое владение языком иной группы, мешающее правильному восприятию информации и взаимопониманию;
  • барьер невербальной коммуникации– несовпадение значений символов, жестов, мимики для участников общения;
  • особенности группового сознания – этноцентризм, стереотипы и предрассудки в восприятии другой культуры и ее представителей.
Читайте также:  Определение центра тяжести плоской фигуры аналитическим способом

Конфликт – неизбежная часть повседневной жизни, естественное проявление межкультурной коммуникации. Конфликты чаще всего возникают между представителями:

  • этнических групп;
  • религиозных групп;
  • различных поколений;
  • субкультур в рамках одной общей культуры.

Межкультурные конфликты различаются по:

  • составу участников – внутренние, международные, региональные, мировые;
  • интенсивности и характеру взаимодействия – столкновения, погромы, террористические акты, войны;
  • предмету спора – культурно-языковые, религиозные, конфликт поколений.

Носителями конфликта являются люди, которые нередко акцентируют различия между группами, противопоставляют одну другой. Причинами любых конфликтов между людьми служат:

  • личностные особенности индивидов – своенравие, амбициозность, некоммуникабельность, недоверчивость, неуважительное отношение к другим;
  • социальные отношения – соперничество, неготовность идти на компромисс, противоречие целей и средств их достижения;
  • организационные отношения – вопросы власти, статуса, справедливости распределения социальных благ, ущемления интересов индивидов и групп.

Причины межкультурных конфликтов:

  • ошибки атрибуции – неверное толкование поступков и слов субъектов межкультурного общения, обусловленное коммуникативными барьерами;
  • незнание культурных особенностей, включая религиозные и идеологические аспекты;
  • незнание табу инородной культуры.

В реальной жизни межкультурных конфликтов в чистом виде не существует, в них вплетается множество других конфликтов: финансовых, статусных, территориальных. Возникновение конфликта не означает прекращения отношений между участниками общения: они отходят от имеющейся модели коммуникации и затем выстраивают новую. Дальнейшее развитие отношений может иметь как позитивную, так и негативную направленность.

Пути решения

Конфликты являются дестабилизирующим фактором социальной жизни: препятствуют сотрудничеству, приводят к затяжному противостоянию, вражде. Они представляют серьезную опасность для общества, поэтому очень важно быстро выявлять их возникновение и принимать все возможные меры для урегулирования. Пути разрешения межкультурных конфликтов:

  • соревнование– использование соперничества с позиции силы для достижения своих целей, подчинение одной стороны другой;
  • сотрудничество – поиск решений, выгодных обеим сторонам;
  • избегание – откладывание разрешения конфликтной ситуации в надежде, что он разрешится сам, а также использование полумер, скрытых мер, позволяющих затормозить развитие конфликта;
  • приспособление – движение одной из сторон навстречу другой, выражающееся в готовности отказаться от собственных интересов;
  • компромисс – взаимные уступки с обеих сторон, позволяющие прийти к согласию.

Выбор способов разрешения конфликта определяется особенностями менталитета и культурными традициями сторон. Важную роль в управлении конфликтами играет налаживание межкультурного диалога, позволяющего улучшить взаимопонимание, снизить напряжение в отношениях.

Заключение

Процессы глобализации не ведут к формированию единой мировой культуры: она остается множеством самобытных культур, взаимодействующих друг с другом. Интенсификация этих взаимодействий становится причиной учащающихся межкультурных конфликтов. Это ставит мировое сообщество перед необходимостью поиска новых оснований и способов выстраивания продуктивных отношений между нациями, народами, этносами.

План ответа по теме «Содержание и причины межкультурных конфликтов»

1. Проблема межкультурных конфликтов в современном мире.

2. Понятие межкультурного конфликта. Типы реакций на чужую культуру:

  1. отрицание различий культур;
  2. защита собственного культурного превосходства;
  3. минимизация культурных различий;
  4. принятие существования культурных различий;
  5. адаптация к новой культуре;
  6. интеграция.

3. Понятие коммуникативного барьера, его виды:

  • языковой;
  • барьер невербальной коммуникации;
  • особенности группового сознания.

4. Участники конфликтов. Классификация межкультурных конфликтов:

  • по составу участников;
  • по интенсивности и характеру взаимодействия;
  • по предмету спора.

5. Причины межличностных и межкультурных конфликтов.

6. Способы решения конфликтов:

  • соревнование;
  • сотрудничество;
  • избегание;
  • приспособление;
  • компромисс.

7. Значение межкультурных конфликтов в условиях глобализации.

Источник

Оцените статью
Разные способы