Способы разрешения конфликтов среди дошкольников

Педагогические рекомендации воспитателям по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста в игровой деятельности

Ирина Кирикова
Педагогические рекомендации воспитателям по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста в игровой деятельности

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьмимогут быть сведены к следующему:

1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликтной ситуации дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.

2. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что – нет. На этом этапе вырабатываются подходы к проблемной ситуации, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

3. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия в разборе конфликта посредника (старшего воспитателя, психолога, родителя).

4. Разработать варианты решений конфликтной ситуации и методы воспитательных воздействий.

5. Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов, и уже с участием взрослых. Так как воспитателю отводится роль наблюдателя-посредника, то главная его цель – целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, коррекция поведения участников конфликта, обеспечение нормального (максимально возможно хорошего) обмена преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними.

Поэтому для воспитателя в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т. е. его организованность. Деятельность воспитателя должна быть направлена на переориентацию действий сторон для создания атмосферы позитивного внимания, которое, в свою очередь, является условием возможного соглашения сторон конфликта как предпосылки его разрешения.

Профессиональная компетентность воспитателя состоит в том, чтобы тщательно различать материал втянутого в конфликт противоречия и форму его удержания, которая вполне может в сознании участников конфликта трансформироваться в самостоятельный предмет конфликта.

К навыкам управления конфликтом конфликтологи, в основном, относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений – конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видение перспективы и др. Эффективная коммуникация – решающий инструмент конструктивного управления конфликтами.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитательдолжен учитывать их характерные особенности:

1. При разрешении конфликтной ситуации воспитатель, педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад – модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.

2. Взрослые и дети имеют различный социальный статус (чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении).

3. Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.

4. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному.

5. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.

6. Профессиональная позиция воспитателя (педагога) – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

7. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

В конфликтологии разработано достаточно много методов управления конфликтами. Воспитателю при рассматривании конфликтных ситуаций между детьми важно знать некоторые из них, а именно внутриличностные, т. е. методы воздействия на отдельную личность и межличностные методы или стили поведения в конфликте.

Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны участников конфликта. Этому важно учить дошкольников, которые использовали бы эти навыки при решении возникших проблем во взаимоотношениях со сверстниками.

Деятельность воспитателя при разрешении межличностных конфликтов, которые возникают между сверстниками,должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

Читайте также:  Удаляем ржавчину с металла химическим способом

1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, что подразумевает выявление не только непосредственного повода конфликтной ситуации, но и ее причины, которая нередко маскируется самими участниками конфликта.

2. Оценка целей конфликтной ситуации:

утверждение личных притязаний,

навязывание своего стиля поведения,

умаление достоинств другой стороны,

Для разрешения конфликтной ситуации воспитателю важно показать детям различия в пони ниши целей, которые преследовал каждый из них в ссоре Чаще всего эти цели различны, поэтому следует спокойно и сдержанно искать радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации:

применить меры воспитательного воздействия;

выдвинуть определенные жесткие требования;

указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведении не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.

3. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации и использовать меры, направленные на ее прерывание или погашение.

4. Воспитатель должен обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт. Если конфликт сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать детям на конкретных примерах, как высокая напряженность влияет на психологический микроклимат в группе и эмоциональное благополучие других детей.

5. Оценка особенностей участников конфликта

6.Провести диагностическую беседу по следующим примерным вопросам:

Тебе хочется ходить в детский сад?

С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?

Какие игры ты знаешь?

В какие игры ты умеешь играть?

В какие игры ты любишь играть больше всего?

Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?

Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?

можно нарушать эти правила?

А что будет, если я нарушу эти правила?

Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?

Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?

Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же? Попробуй объяснить свое мнение.

Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?

В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен:

— вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников);

— оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло;

— оказать помощь пострадавшему;

— сообщить виновнику, если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовольствии его поведением, решить вопрос – сразу же предпринять в отношении его какие-нибудь действия (например: успокоить, отвести к заведующей и т. п.) или лучше обстоятельно заняться им позже;

— позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому-нибудь из детей и дать указания, что делать;

— избавиться от «зрителей», если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками в другое место;

— успокоить участников конфликта,например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»; устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не придут в себя; дать возможность выразить эмоции – обиду, злость; расспросить их, что случилось и как они себя чувствуют;

разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) и в отдельности провести беседу;

— сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для виновника, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Читайте также:  Способы навыков грамотного письма

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знай и всегда их выполняй!» Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знай и всегда их выполняй!»Звучит музыка.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд — вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста Для чего нужен игровой стрейчинг детям старшей (подготовительной) группы? В нашем детском саду внедряется работа в над новой методикой для.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста. Современные дошкольники.

Источник

Конфликты между детьми дошкольного возраста: причины, способы их разрешения

Оксана Борисовна Булгакова
Конфликты между детьми дошкольного возраста: причины, способы их разрешения

Конфликт, это слово давно и прочно вошло в повседневный словарь современного человека. Однако конфликты это не только явление современности, если мы обратимся к истории, то увидим, что появившись с первыми человеческими сообществами конфликты представляли собой повседневное явление и длительное время не были объектом научного исследования. В то же время отдельные сведения о конфликтах имеются в самых древних источниках дошедших до нас. С изменением условий жизни людей видоизменялись и конфликты.

Первые концепции конфликта появились на рубеже 19-20 веков, сегодня проблема конфликтов вызывает огромный интерес, ее значимость и актуальность в общественной жизни и сознании людей значительно возросла. С возрастанием интереса к конфликтам и их регулированию во второй половине 20 века выделилась специальная область знания конфликтология.

В современной науке конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений. Необходимой составляющей успешного процесса межличностного взаимодействия является улучшение эмоционального климата, именно поэтому проблема эффективного разрешения конфликтов весьма актуальна.

Практика работы с конфликтамирассматривается со следующих позиций:

конфликт это нормально, это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, и поэтому выступает как естественный фрагмент человеческой жизни;

• его не надо воспринимать как однозначно деструктивное явление, приводящее к разрушениям. Это один из главных процессов играющих конструктивную роль в сохранении жизнеспособности и устойчивости социального целого;

конфликт содержит в себе позитивные потенциальные возможности и продуктивная конфронтация происходит вследствие того, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию;

конфликт может быть управляем, с ним можно работать, уменьшая его деструктивные последствия и усиливая конструктивные возможности.

Каково же определения понятия «конфликт»? существуют различные определения понятия конфликт, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий. Если мы обратимся к психологическому словарю под общей редакцией А. В. Петровского, то мы найдем следующее определение конфликта: «конфликт – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме».

Выделяют различные типологии конфликтов:

1. внутриличностные, межличностные, социальные, ценностей, личностных потенциалов, ресурсов, интересов, средств дотстижения целей и норм.

2. Социально-политические, межэтнические, организационно управленческие, производственные, семейные, супружеские и другие.

Конфликты могут возникать почти во всех сферах человеческой жизни, однако более подробно хотелось бы рассмотреть конфликты возникающие между детьми дошкольного возраста.

Читайте также:  Способ описания алгоритма осуществляющийся с помощью геометрических фигур

С конфликтами между детьми воспитатели сталкиваются достаточно часто. Первые конфликтыв жизни ребенка появляются довольно рано: в возрасте от одного до двух лет.

Я. Л. Коломинским и Б. П. Жизневским было проведено исследование детских конфликтов. В результате анализа протоколов наблюдения за конфликтами между детьми в ходе различных игр, были выделены типичные причины конфликтов между детьми разного возраста: разрушение игры, из-за игрушек, по поводу сюжета игры, из-за ролей. Причины возникновения конфликтов между детьми отражают их возрастное развитие. Так у младших дошкольников конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.

Протекание детского конфликта изменчиво и может то усиливаться, то затухать. Среди факторов обостряющих протекание конфликтау детей можно выделить следующие:

• повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);

• проявление безразличия со стороны взрослого на возникающий конфликт;

• отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта – детей;

• тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;

Необходимо также обозначить факторы, ведущие к ослаблению конфликта:

• уход на нейтральную сторону;

• беседа об эмпатиях, объяснение, но не демонстрация их;

• уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми в взрослыми умений и коммуникативных навыков в регулировании конфликтов; сохранение и укрепление межличностных отношений.

В своей работе воспитателя необходимо владеть способами разрешения детских конфликтов. Согласно словарю социальной работы разрешение конфликта понимается как минимизация проблем, разделяющих стороны. В детском же возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них трудно разобраться. Все детски ссоры обычно решаются самими детьми и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Набольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга. Существует два способа разрешения конфликта у детей: силовой и конструктивный. Силовой способ разрешения конфликта чаще выбирают дети, у которых наблюдаются трудности в общении, непонимание друг друга, отсутствие доверия, агрессивность. Дети, предпочитающие разрешать конфликты конструктивным способом, более общительны, и у них как правило, устанавливаются благополучные взаимоотношения со сверстниками.

В любой конфликтной ситуации воспитателю необходимо выразить свое отношение к ней через «Я — сообщение»примерно такого рода: «Мне не нравится, когда в группе дети ссорятся и дерутся». Мирное обсуждение проблемы совместно с детьми приведет к разрешению конфликта.

Выделим общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:

• признать существование конфликта, то есть признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Эти вопросы довольно просто решить по внешним проявлениям, дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте;

• выявит предмет конфликта. Воспитателю нужно прояснить что является предметом конфликта, а что – нет, но сделать это нужно в терминах доступных для понимания ребенка.

Разработать варианты решений конфликтной ситуации и методы воспитательных воздействий.

На основе всего выше сказанного можно сделать вывод, что воспитателю отводится роль посредника в разрешении детских конфликтов. И его основной целью является воздействие направленное на минимизацию причин, вызвавших конфликт, коррекция поведения участников конфликта, обеспечение нормального обмена действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга, посредством того кто между ними, то есть воспитателя.

План проведения Дня психологии на тему «Учимся общаться вместе» Цель: актуализация значимости успешной коммуникации для понимания друг друга, повышение коммуникативной состоятельности всех участников.

Влияние конфликтов на физическое и психическое здоровье детей Сколько неприятных моментов приносят в нашу жизнь конфликты. Конечно, без конфликтов трудно представить человеческое общество. Так что же.

Источник

Оцените статью
Разные способы