- Примеры конфликтных ситуаций и способы их успешного разрешения
- Понятие и психология конфликтологии
- Как возникает?
- Популярные приемы урегулирования ситуации
- Методы разрешения
- Структурные
- Конструктивные
- Интегральный
- Компромисс
- Выход из конфликта
- Примеры конфликтных ситуаций
- В обществе
- Между сотрудниками
- Формы завершения
- Завершение , не всегда разрешение
- Основные способы разрешения конфликтов
- Виды конфликтов и способы их разрешения
- Способами разрешения конфликта могут быть
- Переговоры как способ разрешения конфликта
- Способ разрешения конфликта через взаимные уступки
- Посредничество как способ разрешения конфликтов
- Сотрудничество как оптимальный способ разрешения конфликта
- Семейные конфликты и способы их разрешения
- Способы разрешения внутриличностных конфликтов
- Конфликты в организации и возможные способы их разрешения
- Конфликты в коллективе и способы их разрешения
Примеры конфликтных ситуаций и способы их успешного разрешения
Конфликты , это неотъемлемая часть жизни людей.
Умение вести себя грамотно в неблагоприятных обстоятельствах является залогом спокойствия и уверенности в себе.
По этой причине любому человеку полезно изучить примеры того, какими могут быть конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Как избежать конфликта между учителем и учеником? Узнайте об этом из нашей статьи.
Понятие и психология конфликтологии
Конфликт , что это такое? Если говорить кратко, это столкновение интересов, мнений и взглядов.
В результате конфликта возникает кризисная ситуация, при которой каждый участник столкновения стремится навязать другой стороне свою точку зрения.
Неостановленный вовремя конфликт может привести к открытому противостоянию, при котором предмет спора отодвигается на второй план и на первое место выходят амбиции сторон.
Как правило, в результате конфликта не появляется проигравших и победителей, поскольку все участники затрачивают е силы и в итоге не получают положительных эмоций.
Особенную опасность представляют внутренние конфликты, когда человека мучают раздирающие его противоречивые мысли и желания. Затяжные состояния внутренних конфликтов нередко заканчиваются депрессиями и неврозами.
Современному человеку необходимо уметь вовремя распознать начинающийся конфликт, предпринять грамотные шаги по недопущению разрастания конфликта и его ликвидации на стадии зарождения.
Если все же конфликт погасить сразу не удается, необходимо уметь выстраивать правильную линию поведения и грамотно выходить из конфликта с минимальными потерями.
Как возникает?
В результате многочисленных исследований было определено, что большинство конфликтов возникают без наличия соответствующих намерений у их участников.
Часто люди непроизвольно реагируют на конфликтогены других людей, либо сами являются источником конфликтогенов, в результате чего и зарождается стрессовая ситуация.
Конфликтогены , слова, действия, поступки, приводящие к конфликту. Они возникают при наличии каких-либо психологических проблем у участников, либо используются целенаправленно для достижения поставленных целей.
Большинство конфликтогенов проявляется по следующим причинам:
- жажда превосходства. Стремление доказать свою значимость,
- агрессивность. Изначально агрессивное поведение по отношению к другим людям, вызванное негативным эмоциональным состоянием,
- эгоизм. Стремление достичь своих целей любой ценой.
Как возникают конфликты? Истинные причины и способы разрешения:
Популярные приемы урегулирования ситуации
Наиболее эффективные стратегии, которые используются чаще всего на практике для регулирования конфликта:
- Избегание. Одна из сторон устраняется от спора, демонстрируя нежелание продолжать дискуссию.
- Изменение предмета. Спор переводится незаметно в другое русло. Например, на косвенно касающийся основного предмета спора вопрос. В результате конфликт за неимением прежнего эмоционального накала постепенно затухает.
- Столкновение. Каждая из сторон настаивает на своей позиции, что приводит к необходимости разрешения ситуации путем учета мнений обоих участников спора.
- Приспособление. Одна из сторон старается найти для себя пути разрешения ситуации, которые дадут возможность устранить предмет спора.
- Откладывание. Одна из сторон берет перерыв для обдумывания сложившейся ситуации.
- Примирение. Обоюдное признание конфликта исчерпанным. Как правило, это возможно только при посредничестве третьей стороны.
- Компромисс. Достижение компромиссного решения в результате проведенных мирных переговоров.
О способах решения конфликтов в этом ролике:
Методы разрешения
С научной точки зрения существуют конкретные методы разрешения конфликта:
Структурные
Чаще всего используются в профессиональной сфере. К ним относятся:
- Разъяснение требований. Участники конфронтации получают четкие указания, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос. Возможность возникновения конфликта исключается ввиду отсутствия общих интересов, между которыми может произойти столкновение.
- Использование специальных механизмов управления. Разрабатывается и применяется на практике четкая система действий при возникновении негативной ситуации, которая может перейти в конфликт. Система позволяет на ранних стадиях определить зарождающийся спор и устранить его до перехода на следующий этап.
- Установление целей. Объединение сторон для достижения общей цели потребует полного примирения и устранения любых разногласий. Стремление к подобному объединению ради общей цели наблюдается только при высоком уровне мотивации.
То есть цель должна иметь высокую значимость для всех участников конфликта.
Конструктивные
Как противостоять агрессии и успешно разрешить конфликт? Подобные способы разрешения конфликтов больше используются в межличностном общении.
Для успешного разрешения ситуации при помощи конструктивных методов необходимо сформировать у участников адекватное восприятие ситуации, расположить их к открытому взаимодействию, создать атмосферу доброжелательности и доверия, совместно определить корень проблемы.
К конструктивным стилям относятся:
- Освобождение от отрицательных эмоций. Освободиться от негативного настроя можно при помощи применения различных техник релаксации, кратковременного выхода из помещения, открытого высказывания своих переживаний, спокойного выслушивания мнения третьих лиц и т.д.
- Построение диалога. Успокоившиеся собеседники делятся своими переживаниями. Каждый выслушивает спокойно позицию оппонента и после этого своими словами пересказывает то, что он услышал. Так человек пытается объективно оценить позицию второй стороны и взглянуть на ситуацию под другим углом.
- Демонстрация позитивного отношения. Необходимо показать второй стороне, что, несмотря на возникшую ситуацию, имеет место уважение к мнению другого человека и принятие его точки зрения.
- Анализ своего поведения. Следует откровенно оценить мотивы собственного поведения, и адекватно определить степень значимости собственной позиции для себя.
Нередко подобный анализ приводит человека к мысли, что суть конфликта не так уж значима для него, и он может без труда отказаться от начавшегося спора, не понеся при этом никаких потерь.
Интегральный
Позволяет каждой стороне ощутить себя победителем. Подобный эффект достигается при наличии у сторон согласия отказаться от своих первоначальных позиций, пересмотреть ситуацию и найти решение, удовлетворяющее всех.
Метод может применяться только в том случае, если участники спора демонстрируют гибкость мышления и способность приспосабливаться к новым обстоятельствам.
Компромисс
Наиболее мирный, зрелый способ разрешения ситуации.
Стороны принимают решение о взаимных уступках с целью устранения негативных факторов, вызвавших спор.
Подобное поведение людей позволяет не только мирно урегулировать появляющиеся противоречия без ущерба для кого-либо, но и выстроить долгосрочные коммуникативные связи.
Выход из конфликта
Как выходить из конфликтных ситуаций? Чтобы выйти из сложившейся неприятной ситуации нужно предпринять следующие шаги:
- Перестать употреблять слова или совершать действия, провоцирующие отрицательную ответную реакцию оппонента.
- Не реагировать на подобное поведение со стороны собеседника.
- Демонстрировать расположение по отношению к другому человеку. Делать это можно при помощи жестов, мимики, слов. Улыбка, поглаживание по плечу, пожатие рук, употребление вежливых фраз , все это способствует сглаживанию споров.
Собеседник сразу же приобретает позитивный настрой и ситуация вскоре разрешается.
Примеры конфликтных ситуаций
В обществе
Социальные конфликты лучше всего разрешать, используя конструктивные методы.
Например, соседи многоквартирного дома могут вступить в конфликт, вызванный распределением парковочных мест на дворовой территории.
Одни соседи будут настаивать на организации четкой разметки, в соответствии с которой каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы будут выступать за возможность свободной расстановки автомобилей.
В данной ситуации наиболее эффективными методами разрешения спора будет построение диалога, совместное разрешение ситуации при помощи компромисса.
Жильцам достаточно организовать собрание и принять на нем решение, что часть площади во дворе отводится под индивидуальные парковки, а другая часть остается сторонникам произвольной парковки.
Между сотрудниками
Споры в сфере менеджмента лучше решать структурными методами.
Например, сотрудники одного коллектива могут вступить в конфликт в связи с неспособностью вместе работать в одном направлении.
Каждый определяет для себя спектр обязанностей, который не одобряется его коллегой. Результат , возникновение конфликтной ситуации и неэффективность совместной работы.
Руководителю сотрудников, вступивших в спор, необходимо применить методы разъяснения требований, установления целей и назначения вознаграждения.
Каждому сотруднику будет разъяснен принцип его работы, четкий спектр должностных обязанностей. Перед коллегами будут поставлены совместные цели, достигнув которых, они получат обещанное вознаграждение (премия, повышение и т.д.).
Как правильно разрешать конфликты? Узнайте из видео:
Формы завершения
Что относится к форме завершения конфликта? Столкновение интересов может быть завершено следующим образом:
- Разрешение. Предпосылками может стать наличие у сторон желания прекратить спор и не возвращаться к нему в дальнейшем. Для окончательного разрешения конфликта может потребоваться привлечение третьих лиц. Особенно это актуально в сфере профессиональных взаимоотношений.
- Затухание. Спор может перестать быть актуальным для одной из сторон, либо для всех участников процесса. В первом случае вторая сторона не находит отклика на собственные слова и действия и оказывается вынужденной прекратить конфликт. Во втором случае стороны одновременно принимают решение о нежелании продолжать спор по причине усталости, окончания аргументов, потери интереса к предмету спора и т.д.
Данный вид завершения конфликта не всегда является положительным результатом, поскольку при возникновении нового стимула спор может возобновиться с новой силой.
Завершение , не всегда разрешение
Всегда ли завершение конфликта означает его разрешение? Важно не путать понятия завершение конфликтной ситуации с ее разрешением.
Завершение конфликта , это момент окончания действий сторон на текущий момент времени, прекращение спора по различным причинам (затухание, перерастание в новый спор и т.д.)
Завершение спора в настоящий момент не гарантирует, что он вновь не возникнет спустя некоторое время. Это связано с тем, что источник конфликта никуда не деля, и стороны не достигли никакого результата.
Разрешение конфликта предполагает осознанное применение методов и приемов, направленных на исправление возникшей негативной ситуации.
Разрешенный конфликт позволяет сторонам примириться и более не возвращаться к предмету спора.
Таким образом, конфликт может возникнуть в любой сфере жизни человека в результате столкновения его интересов с интересами других людей.
Существует множество способов выхода из конфликта. Важно уметь применять их на практике до того, как ситуация перешла на серьезный уровень.
О том, как общаться с другими людьми, если у вас с ними различные точки зрения по некоторым вопросам, в этом видео:
Источник
Основные способы разрешения конфликтов
Чтобы ответить на вопрос, какие существуют способы разрешения конфликтов, нужно разобраться в том, какие виды конфликтных ситуаций бывают. Ведь то, что является наилучшим способом разрешения конфликта в семье, совершенно может не подойти для урегулирования коллективных споров. Рассмотрим сначала общие, универсальны методики и перейдем к специфике отдельных видов способов разрешения конфликтов.
Виды конфликтов и способы их разрешения
Подбор способов разрешения конфликта зависит от его вида. Типологий существует несколько, в зависимости от критерия положенного в основу спорной ситуации.
В одном конфликте может сочетаться несколько представленных видов. Например, между супругами возникает конфликт интересов, внутриличностный и деструктивный, в организации межгрупповой и компромиссный и т. д.
Универсальные способы разрешения конфликтов могут применяться к каждому из видов, в зависимости от желания сторон достичь общих целей и готовности идти на уступки. Процесс нахождения адекватного способа разрешения возникшего конфликта зависит от всех участников процесса.
Способами разрешения конфликта могут быть
И так, возник конфликт, какие способы разрешения конфликтной ситуации могут быть:
- прямое или косвенное воздействие непосредственно на оппонента или его оборону;
- изменение соотношения сил, например наращивание собственных ресурсов для победы;
- ложной или правдивой информацией противника о своих намерениях;
- оценка возможностей противника.
Перечисленные способы взаимосвязаны между собой. Например, для того, чтобы принять решение какой метод разрешения спорной ситуации применить, вам сначала потребуется оценить возможности противника, есть ли вероятность привлечения других ресурсов с его стороны. И только после этого можно приступить к изменению соотношения сил, воздействию на оппонента.
Методы разрешения противоречий могут быть созидательными и разрушающими. Первые учитывают интересы противоборствующих сторон, а ко вторым можно отнести варианты, когда в итоге кто-то останется проигравшим.
Методы разрешения конфликтов :
- НЕГАТИВНЫЕ — методы борьбы, целью которых является достижение победы любой ценой только одной из сторон.
- ПОЗИТИВНЫЕ – способствуют сохранению единства между оппонентами, то есть направлены на соблюдение интересов обеих сторон, к ним относятся конструктивное соперничество, переговоры и др.
Негативные методы :
- Конкуренция – отстаивание своих интересов в ущерб потребностей противника.
- Достижение победы ввиду получения нужной свободы действий – формирование свободы действий для себя и ограничение в этом противника.
- Использование резервов оппонента для своей выгоды.
- Дискредитация лидеров — выведение из строя основной управленческой единицы противника.
- Метод проволочек – затягивание дела, используется для выбора подходящего поля действия и создания благоприятного соотношения сил.
- Уход от борьбы – с целью выиграть время, изменить обстановку на более выгодную.
- Подчинение – принуждение противоборствующей стороны пожертвовать своими интересами.
Позитивные методы :
- Переговоры — подразумевает частичное удовлетворение интересов обеих сторон.
- Компромисс — достижение обоюдного добровольного соглашения, с удовлетворением требований обеих сторон или частичным отказом от них.
- Сотрудничество – взаимовыгодное взаимодействие для достижения общих целей.
- Взаимные уступки – частичное удовлетворение интересов обеих сторон, путем взаимного частичного отказа от своих позиций.
- Посредничество – использование третьей стороны для урегулирования спорных вопросов.
Нельзя однозначно сказать какой вариант будет самым оптимальным способом разрешения конфликта. Например, если речь идет об организации, то специалисты отмечают, что подчинение является лучшим способом разрешения спорного вопроса. Но если мы будем применять его в отношении семьи, то он будет далеко не самым выигрышным.
Таким образом, психология конфликта подразумевает отсутствие согласия между двумя или более сторонами, и предлагает различные способы его разрешения.
Таблица способы разрешения конфликтов
Переговоры как способ разрешения конфликта
К способам разрешения конфликта относят переговоры, посредничество. Второй вариант рассмотрим позже, а пока поговорим о переговорном процессе, как способе разрешения противоречий.
Переговоры как способ разрешения конфликта представляют собой взаимодействие сторон, при котором каждая из них выдвигает свои требования, но в то же время готова идти на уступки, компромисс.
Отличительные особенности переговоров:
- предполагают равноправие и непосредственное взаимодействие сторон;
- исключают варианты силового разрешения ситуации, судебных разбирательств;
- у участников есть возможность контролировать процедуру, изменять условия по взаимному согласию, определять временные рамки;
- ведутся на основе определенных правил, с которыми согласны участники процесса;
- принятое решение носит неофициальный характер.
Но невсегда целью ведения переговоров является принятие какого-то конкретного решения. Данный способ взаимодействия может выполнять и другие функции.
Функции переговоров:
- решение проблемы;
- информационная – получение сведений участниками процесса о важных для них факторах в отношении урегулирования спорного вопроса, но иногда методика используется для дезинформации оппонентов;
- коммуникативная – налаживание связей участников процесса;
- регулятивная – регулирование и контроль действий сторон;
- пропагандистская – оказания влияния на общественное мнение с целью привлечения союзников.
В зависимости от цели взаимодействия стороны могут выбрать одну из стратегий переговоров:
- Позиционный торг — конфронтационный тип поведения, при котором участники стремятся к реализации собственных целей в максимально полном объеме, без учета интересов оппонента.
- Переговоры на основе интересов — предполагающие партнерский тип поведения, с учетом взаимных интересов.
Как же проходит сам процесс? Определившись с функциями и стратегией, стороны приступают к ведению переговоров.
Этапы переговоров:
- оглашение позиций сторон, определение целей и интересов;
- совместное обсуждение спорных вопросов;
- достижение соглашения по конфликтной ситуации.
Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве случаев переговоры направлены на удовлетворение требований (полностью или частично) всех участников процесса. Но в некоторых случаях они могут выступать и как негативный метод разрешения конфликта.
Способ разрешения конфликта через взаимные уступки
Существуют и другие способы разрешения конфликтов. Компромисс — достижение общей цели путем взаимных уступок . В литературе эти два определения используются как идентичные, так как принцип действий в обоих случаях один и тот же.
Способ разрешения конфликта через взаимные уступки сторон предполагает, что оппоненты должны сделать ряд шагов навстречу друг другу, с учетом результата, который будет удовлетворять всех. В этом случае потребуется взаимный отказ от амбиций и интересов, с целью достижения максимальной взаимовыгодной пользы.
Данный метод имеет свои плюсы и минусы :
Стратегии и способы в рамках одной группы могут отличаться. Это можно сказать и про взаимные уступки.
Виды компромисса :
- Добровольные взаимные уступки, когда соглашение достигается без оказания давления на одну из сторон.
- Вынужденный компромисс – условия, которые участники процесса вынуждены принять под влиянием различных факторов.
Способность к взаимным уступкам — признак реализма и высокой культуры общения. Компромисс как способ разрешения конфликта стоит использовать или нет? Прежде чем прибегать к данному варианту, следует испробовать другие, при которых возможно достигнуть максимального удовлетворения интересов.
Посредничество как способ разрешения конфликтов
Еще одним способом разрешения конфликта может быть посредничество при проведении переговоров. Данный способ взаимодействия предполагает участие третьего лица в разрешении спорного вопроса.
Так почему же возникает необходимость в привлечении независимых участников, почему нельзя самостоятельно прийти к обоюдному соглашению?
В каких случаях целесообразно привлечение посредника:
- Стороны готовы идти на уступки, искать компромисс, но не могут прийти к общему мнению.
- Невозможно организовать непосредственное общение участников конфликта.
- Требуется контроль за исполнением принятого решения.
- Роль авторитетного посредника нужна для сохранения имиджа обеих сторон.
- Требуется конфиденциальность при преодолении разногласий.
Таким образом, роль посредника сводится к выполнению функций :
- организация общения сторон;
- предложение вариантов решения ситуации;
- оказание помощи при подготовке итоговых документов;
- контроль за соблюдением принятых договоренностей.
Остается только правильно выбрать посредника. Для этого стоит обратить внимание на следующие критерии, предъявляемые независимому эксперту :
- компетентность, обладание навыками посреднической деятельности;
- беспристрастность – третье лицо должно сохранять нейтралитет по отношению к участникам оппозиции;
- авторитетность – имея определенный авторитет в обществе, посредник способен воздействовать на оппонентов для принятия соглашения.
Наилучшим результатом работы посредника является разрешение спора и достижение соглашения. Но невсегда стороны приходят к такому итогу.
Сотрудничество как оптимальный способ разрешения конфликта
Наиболее конструктивный способ разрешения конфликтов это сотрудничество . Данный вид взаимодействия предполагает погружение всех участников в проблемную ситуацию с целью достижения соглашения, удовлетворяющего интересам всех сторон.
Отличительные особенности сотрудничества :
- Стороны оппозиции не враги, а союзники, которые пытаются найти оптимальное для всех решение.
- Вовлеченность сторон в процесс разрешения спорного вопроса.
- Взаимная заинтересованность сторон в нахождении выгодных путей решения проблемы.
- Общая польза от использования данного способа разрешения конфликта.
- Требует больше времени.
- Позволяет увидеть скрытые причины конфликта всех участников, тем самым способствует эффективному решению проблемы.
Но важно понимать, когда именно целесообразно применять сотрудничество , как способ разрешения конфликта:
- достижение соглашения важно для обеих сторон;
- наличие прочных связей и перспектив на дальнейшее взаимодействие с оппонентом;
- есть время, чтобы проработать проблему и подобрать подходящие варианты ее решения;
- стороны способны изложить свою версию происходящего и выслушать друг друга;
- участники оппозиции равноправны или готовы игнорировать разницу в положении с целью разрешения возникшей ситуации
Сотрудничество можно отнести к дружеским методам разрешения конфликта, но в то же время к самым сложным, так как решение нужно принимать из расчета не только на свои потребности, но и интересов противоположной стороны. При данном способе взаимодействия оппоненты готовы выслушать друг друга и прийти к общему соглашению, которое максимально устроит всех.
Семейные конфликты и способы их разрешения
Как мы уже рассматривали в одной из статей, конфликты в семье возникают на разных этапах ее жизненного цикла. Исходя из приведенной выше типологии, можно разделить конфликты в семье на две общие группы:
- конструктивные – в результате разрешения которых стороны чувствуют полное или частичное удовлетворение своих потребностей, интересов, целей;
- деструктивные, итог которых — развод.
Конфликты в семье и способы их разрешения зависят от желания сторон взаимодействовать и прийти к общей цели. Рассмотрим, какие из методов применимы к семейным отношениям:
- конкуренция или конфронтация – заключается в борьбе с заведомым проигрышем одной из сторон;
- избегание – уклонение от конфликта, сохранение нейтралитета;
- сотрудничество – выигрыш для всех конфликтующих сторон;
- уступка – согласие с участником конфликта, примирение;
- компромисс – минимально приемлемое решение для оппонентов.
Это способы разрешения конфликтов с точки зрения психологии. Как они реализуются на практике можно прочитать здесь.
Способы разрешения внутриличностных конфликтов
Особенность преодоления внутриличностного конфликта в том, что результат положительно отражается на личности и ее саморазвитии, самосовершенствовании, достижении состояния внутреннего равновесия.
Процесс разрешения внутриличностного конфликта зависит от индивидуальных особенностей личности: возраста, характера, мировоззрения и т.д. Поэтому универсальных, подходящих для всех, методов разрешения внутренних противоречий не существует.
Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов:
- Компромисс как способ разрешения внутриличностного конфликта — это выбор одного из возможных вариантов и его реализация.
- Избегание – осознанный уход от проблемы, с надеждой, что она сама исчезнет.
- Сублимация – перенаправление негативной энергии в другое русло, например в творчество.
- Идеализация – наделения объекта, вызвавшего конфликт не существующими свойствами, с целью ухода от негативных эмоций, но достигнутое состояние равновесия временное, так как данный способ в итоге не устраняет причин возникновения внутренних противоречий.
- Репрессия – вытеснение негативных эмоций и мыслей.
- Коррекция – изменение отношения к факторам, способствующим проявлению внутриличностного конфликта.
На практике данные методы могут выглядеть следующим образом:
- оценка ситуации – выявление внутренних противоречий, которые привели к негативному состоянию.
- оценка важности конфликта для развития личности, и его влияние на другие сферы деятельности.
- локализация непосредственной причины конфликты.
- снижение уровня эмоционального негативного состояния, необходимо дать волю накопившимся тревоге, беспокойству, страху.
- изменение внешних условий дома или на работе, по мере возможности.
- снижение уровня притязаний.
Чаще всего при возникновении внутриличностного конфликта включаются защитные механизмы, для подавления негативных эмоций – страха, тревоги, неуверенности. Но к сожалению, такой метод не способен устранить саму причину возникновения внутренних противоречий, поэтому необходимо осознанно выбирать варианты, которые будут препятствовать повторному кризисному состоянию.
Конфликты в организации и возможные способы их разрешения
Способы разрешения конфликтов в организации условно можно разделить на 3 общие группы:
- Структурные методы, основанные на 4 механизмах:
- описание конкретных требований к работе;
- установление иерархических полномочий на всех уровнях структуры;
- сплочение коллектива ради одной общей цели;
- введение системы поощрений сотрудников.
- Нормативные методы, предполагающие нормативный контроль и регулирование деятельности представителей организации.
- Конструктивные методы направленные на разрешение функциональных конфликтов. Например споры, которые в итоге помогают принять единственное верное решение.
Из общей типологии, представленной выше, для решения конфликтов в организации допустимо применение следующих вариантов:
- Конкурентные методы – применяются только в случаях, когда требуется быстрое решение проблемы.
- Избегание или уклонение – обоснованно в ситуациях, когда требуется время для сбора информации или когда для ликвидации последствий разрешения конфликта необходимо слишком много времени.
- Компромисс –оппоненты взаимно стремятся к решению, которое их устроит.
- Приспособление – применяется в ситуациях, когда важно поддержание гармоничных отношений в коллективе.
- Сотрудничество – позволяет противоборствующим сторонам выработать совместное решение.
Для предотвращения возникновения конфликтов в организации требуется создание эффективной управленческой структуры, правильное распределение ресурсов, улучшение условий труда, контроль за соблюдением принятых норм и правил.
Конфликты в коллективе и способы их разрешения
Конфликты на работе нередкое явление, поэтому рассмотрим способы их разрешения. В коллективе, спорные ситуации могут возникнуть в деловой сфере или на эмоциональной почве в следующих видах:
- межличностные;
- между личностью и группой;
- межгрупповые.
Для урегулирования вопросов приемлемо применение следующих способов разрешения конфликта:
- целенаправленное создание здоровой конкуренции;
- формирование тенденций к сотрудничеству в коллективе;
- применение стиля уклонения, в случае, если возникший конфликт незначим для сотрудников и для организации в целом;
- вынужденный компромисс, в случае, если оппоненты идут к одной цели, и уступки предотвратят общий провал;
- приспособление – действия противоборствующих сторон направлены на осознанное сглаживание конфликта.
Важно, чтобы выбранные методы способствовали сохранению возможности дальнейшего общения коллег.
Выбор способа разрешения конфликта зависит в первую очередь от перспектив достижения общей цели и необходимости дальнейшего взаимодействия сторон. Так же немаловажную роль в применении того или иного метода играет временной фактор. Так при ограниченности данного ресурса придется прибегать к конкуренции или, например, к дискредитации. Такие варианты как сотрудничество, компромисс, избегание, рассчитаны на более продолжительный период.
Источник