- Межличностный конфликт в школе: учитель против учителя
- Причины конфликтов
- Примеры конфликтов и их разрешение
- Пример 1. Различия в ценностях
- Пример 2. Личностно-психологическая причина, связанная с борьбой за лидерство и самоутверждением
- Антиконфликтное упражнение «Умение слушать»
- Технология педагогического разрешения конфликта
Межличностный конфликт в школе: учитель против учителя
Причины конфликтов
- Ресурсные. Неравномерное распределение тарифного фонда, избыток или недостаток учебной нагрузки, распределение кабинетов и ТСО.
- Личностно-психологические. Личная антипатия и нетактичное поведение, ошибочная интерпретация мотивов поступков. Недостаточно высокая оценка деятельности в коллективе. Несправедливые обвинения коллег. Взаимное соперничество молодых и опытных учителей. Конкуренция предметников. Чрезмерная самореклама.
- Ценностные. Различия в мировоззрениях, целях и задачах образования. Несогласие по использованию методик и игнорирование педагогических принципов коллег.
Примеры конфликтов и их разрешение
Рассмотрим две наиболее часто встречающиеся в учительских коллективах модели конфликтных ситуаций.
Пример 1.
Различия в ценностях
Классный руководитель 10 класса с гуманитарной направленностью главной задачей школы считал развитие личности и творческих способностей ребёнка, а также его стремления к самореализации и самовыражению. В его педагогической практике превалировали демократичные принципы взаимоотношений с учениками.
А учитель физики, приверженец строгих методов обучения и воспитания, постоянно обвинял коллегу в распущенном поведении, результатом которого, по его мнению, стали низкие оценки по физике во всём классе.
Классный руководитель ответил на недружелюбную реплику коллеги, сказав, что низкая успеваемость его класса — результат сухой неинтересной подачи материала и авторитарности учителя физики. По его мнению, именно эти факторы мешают детям усваивать предмет.
Взаимоотношения учителей наладил осознанный конструктивный диалог. Договориться помогли следующие приемы:
- Эхотехника: собеседник передает мысли и чувства партнера: «Если я вас правильно понял. », «Другими словами. ».
- Развитие идеи: «Если исходить из того, что вы сказали, то. », «Вы так думаете, поскольку. ».
- Слова-соломинки: «Мне кажется. », «Видимо. ».
В результате педагог по физике стал использовать творческие приемы изучения материала, связанные, в том числе, с расширением рамок мышления.
А классный руководитель, в свою очередь, пошел на уступки в вопросах дисциплины, а также начал проводить внеклассные мероприятия, мотивирующие учеников познавать точные науки.
Пример 2.
Личностно-психологическая причина, связанная с борьбой за лидерство и самоутверждением
В школе трудились два историка. Опытный педагог с двадцатилетним стажем и молодой специалист. Первые два года работы старшая коллега постоянно подчеркивала свое превосходство и значимость, даже унижала новичка, ссылаясь на его профессиональные качества.
Молодой педагог с самого начала работы внедряла новые передовые методики обучения, и ее авторитет со временем вырос. «Соперница» приняла достойную роль коллеги в штыки. Доходило даже до анонимок в районо. «Жертва» оказалась на грани эмоционального срыва. Справиться с «агрессором» и ситуацией ей помогли советы психолога.
- При конфликтном разговоре мысленно настройтесь на собеседника. Глядя в глаза, следите за изменением лица, позы, положения рук. Постарайтесь почувствовать, ощутить себя в этом состоянии и этой роли.
- Слушая и изучая собеседника, не перебивайте его, дайте выговориться. Позже, сняв заряд напряжения, «агрессор» будет готов перейти к более конструктивному диалогу.
- Очень искренне, прямо, но корректно, не затрагивая личность, говорите «противнику» о впечатлении и воздействии, производимом его словами и действиями.
- Сочувствуйте эмоциональному состоянию «агрессора»: «Мне кажется, вам тяжело постоянно себя накручивать».
- Показывайте собеседнику свое уважение и как к личности, и как к авторитетному высококлассному учителю.
- При любой возможности старайтесь предложить выход из сложившейся ситуации.
- Постоянно подчеркивайте общую цель — обучение детей, требующее применения инновационных методов.
В результате молодой педагог не только обезвредила «противницу», но и сделала союзницей в освоении новых учебных программ.
Антиконфликтное упражнение «Умение слушать»
Для предупреждения межличностных конфликтов в педагогических коллективах применяются специальные антиконфликтные упражнения. Хочу предложить наиболее эффективное групповое упражнение «Умение слушать». Его цель — научиться безоценочно слушать собеседника и развивать эмпатию.
- Разбейтесь на пары и распределите роли. Один — «говорящий», другой — «слушающий».
- 5 минут «говорящий» рассказывает о своих трудностях в общении. «Слушающий» концентрируется на собеседнике, на его словах, мимике, жестах. Периодически спрашивает, правильно ли он понял слова. Не оценивает, не дает советы.
- В течение 1 минуты «говорящий» сообщает «слушающему», что в его поведении помогло ему говорить открыто, а что затрудняло монолог.
- «Говорящий» 5 минут рассказывает о своих сильных качествах в общении.
- «Слушающий» в течение 5 минут повторяет «говорящему», что он понял из его двух рассказов о себе.
- «Говорящий» в это время молчит и кивком головы выражает согласие или несогласие. Если он не согласен, то «слушающий» должен исправлять монолог до тех пор, пока не получит подтверждение своим словам.
- Партнеры меняются ролями и работают по той же схеме.
Периодическое выполнение этой техники нейтрализует различные конфликтные качества у педагогов (оценивание, навязывание своего опыта) и создает добрую и комфортную атмосферу в школьном коллективе.
Источник
Технология педагогического разрешения конфликта
Технология педагогического разрешения конфликта – технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильно разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта. Способы разрешения конфликта: юмор, «психологическое поглаживание», компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.
Понятие «педагогический конфликт».
Педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин.
К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребёнком), а также межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом например. Так же педагогические конфликты являются частью конфликта поколений. Педагогические конфликты отличаются и своими специфическими особенностями. Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Позицию учителя можно условно выразить словами «Я призван тебя воспитывать!», позиция ученика отражена в классической фразе: «Я не хочу, чтобы меня воспитывали».
Педагогический конфликт – это тоже противоречие между субъектами, но субъектами являются воспитатель и воспитанник.
Конфликт как элемент педагогической технологии.
Основными элементами педагогической технологии являются: педагогическое общение, оценка, требование, конфликт и информативное воздействие.
Конфликт — это всякого рода противоречие, возникающее между субъектами. На основе противоречия осуществляется личностное развитие и развитие межличностных отношений. Различаются пустые и содержательные конфликты. Первый возникает на основе неустойчивого психического самочувствия. Его разрешение не требует сложной технологии, а лишь снятия психического напряжения собеседника путем проявления заботы, внимания. В зависимости от степени развития содержательного конфликта усложняется и технология его педагогического разрешения. Различие отношений порождает несовпадение норм, ценностей и интересов, что часто приводит к конфликтам.
Здесь можно выделить три фазы протекания педагогической ситуации:
1 ФАЗА — конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации.
2 ФАЗА — ответная реакция “соперника”, от формы и содержания которой зависит исход конфликта, и, самое главное, — последняя, т.е. направление перестройки сложившихся ранее отношений.
3 ФАЗА — относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей в 2-х различных направлениях — улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.
Конкретные педагогические ситуации, особенно острые и конфликтные, возникают и у опытных, и у начинающих учителей. Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью в своей работе.
Способы разрешения конфликта, особенно если он не зашел далеко, известны и доступны каждому — это нежность, юмор и шутка. В более сложных ситуациях мы прибегаем к компромиссу, делая уступки друг другу, или обращаемся к третьему, независимому лицу (третейский суд), или сами проводим анализ, стремясь разобраться в себе и своих поступках и только в исключительных случаях используем принуждение и временное расставание. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта. Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении.
Причины возникновения конфликтов.
Существует огромное количество причин возникновения конфликтов, в зависимости от места и действующих лиц участвующих в этом конфликте. Рассмотрим причины педагогических конфликтов.
С. Ю. Темина приводит следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.
1. Объективные причины педагогических конфликтов:
- Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка.
- Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задача второго — учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним).
- Существенное ограничение степеней свободы (требования жёсткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т. д.).
- Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»).
- Зависимость ученика от учителя.
- Необходимость оценивания учащихся учителем.
- Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.
- Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, либо другими значимыми людьми.
- Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.
- Социальная нестабильность и др.
2. К субъективным причинам относятся:
- Психологическая несовместимость учителя и ученика.
- Наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую «конфликтную личность» (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жёсткость, придирчивость, скептицизм и т. д.).
- Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика.
- Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика.
- Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований.
- Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей).
- Наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.
- Чрезмерная загруженность учителя или ученика.
- Вынужденная бездеятельность ученика.
- Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.
- Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.
А. Меняев в статье «Конфликты в обучении и воспитании» выделяет три объективные причины конфликтности взрослых:
- взаимодействие консерватизма взрослых и новых культурных ценностей детей;
- недостаточный культурный уровень взрослых (грубость, бестактность и тому подобное), его несоответствие уровню культуры народа;
- изменения в психике педагогов или родителей, возникающие в процессе накопления опыта систематического управления поведением ребёнка; эти изменения можно образно назвать «развращением властью» — привычка постоянно запрещать, приказывать, поправлять, понуждать, упрекать, выговаривать, словом, «воспитывать» в строгости, покорности и дисциплине.
Понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», «инцидент».
Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы.
Конфликтная ситуация — ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для конфликта, провоцирующая враждебные действия, конфликт.
Конфликт – это и разрушение, и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмыслено субъектами, устранено, и взамен его должны быть созданы новые отношения.
Конфликт (от лат. Conflictus — столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов. Это такие особые отношения между людьми, которые переживаются участниками как некоторое негативное эмоциональное состояние.
Инцидент – это практические (конфликтные) действия участников (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.
Инциденты — ситуации, при которых один или несколько обучающихся (настойчиво) проявляют неадекватное поведение (несоблюдение указаний педагога и т.п.), нарушающее ежедневный распорядок дня. Такое поведение является обременительным, но его можно остановить или преломить.
- Технология разрешения педагогического конфликта.
Разрешение конфликта является творческим актом, и здесь не может быть уникального рецепта. Индивидуальный поиск решения и его реализация конкретным человеком осуществляется с учетом множества факторов складывающейся ситуации.
Этапы разрешения педагогического конфликта.
- Обнаружение конфликта.
- Анализ ситуации.
- Разрешение конфликта.
Первым этапом на пути разрешения конфликта является его обнаружение.
От умения увидеть конфликт на начальных стадиях развития зависит многое: его продолжительность и острота, возможность или невозможность корректирования взаимоотношений, а также способ разрешения противоречия. Здесь нет и не может быть мелочей, так как первые проявления конфликта бывают очень незначительными и, как правило, не улавливаются сознанием, но именно они и являются наиболее значимыми для процесса разрешения. При этом нужно помнить, что формы проявления конфликта чрезвычайно разнообразны и каждая из них характеризует соответствующую степень изменения отношений.
Результатом противоборства, как поступательного движения в рамках обострения взаимоотношений, становится одна из двух форм: разрыв отношений (если соперники равны по силе и позиции) или принуждение (когда одна из сторон обладает большими возможностями).
Вторым этапом разрешения конфликта становится анализ ситуации. Анализ начинается с четкого обрисовывания события. Здесь учитывается все: обстоятельства, реплики, психологический настрой, история развития взаимоотношений, возраст, уровень индивидуального развития и многое другое. Четкому обрисовыванию события способствует профессионально-педагогическая память педагога. Его умение распределять внимание, выделять главное и второстепенное, способность видеть, улавливать мелочи.
После того как картина события воссоздана, педагогу следует проанализировать сложившуюся коллизию, то есть определить взгляды, стремления и интересы каждой из сторон.
Третьим этапом становится непосредственно разрешение конфликта. Первым шагом в этом направлении будет снятие психического напряжения. До тех пор, пока оно сохраняется в отношениях между людьми, конфликт не разрешить. Снятие напряжения осуществляется разнообразными способами: просьбой о прощении, демонстрацией симпатии, шуткой, отвлечением, переключением на другие объекты и деятельность, предоставление права на несогласие; соответственно изменяются интонации, избирается оптимальная дистанция общения (физическая и социальная) и многое другое.
Формы разрешения конфликта.
Выделяют несколько форм разрешения конфликта:
- проявление нежности по отношению к партнеру.Нежностью легко удается разрядить обстановку, снять напряжение, погасить агрессию и другие неблагоприятные проявления психики.
- использование юмора.Ограничения, которые здесь существуют, связаны с тем, что шутка должна быть доступна детям и не оскорбительна для них.
- Компромисс.Под компромиссом понимается взаимная обоюдная уступка субъектов друг другу на основе соглашения между ними. Используя эту форму, педагог не только разрешает конфликт, но и повышает самооценку детей, поскольку апеллирует к их достоинствам, приглашая к совместному поиску выхода из сложившейся ситуации.
- «третейский суд»— суть его заключается в том, что конфликтующие стороны обращаются за советом к третьему, независимому лицу. Третьим независимым лицом (или группой лиц) должен стать человек, которому право «судить» делегируется всеми членами коллектива. В состав третейского суда могут войти ученики, педагоги, родители, представители общественности, но все они должны быть хорошо знакомы детям и пользоваться их доверием.
- ультиматум, временное расставание и принуждение. При этом следует иметь в виду, что форма временного расставания будет эффективной только в коллективе, а в диффузной группе она дискредитирует себя и подрывает авторитет воспитателя. Использование же ультиматума и принуждения оправдано только в экстраординарных условиях, когда требуется резкое изменение поведения ребенка, ибо дальнейшее развитие событий может нанести вред здоровью и жизни.
Владея технологией разрешения конфликта и используя его позитивную роль в развитии личности, педагог получает большие возможности использования этого феномена в воспитательном процессе.
Источник