Способы разрешения конфликтов между государствами

Содействие политическому урегулированию конфликтов

Операции по поддержанию мира обеспечивают посредничество в заключении мирных соглашений, содействуют их подписанию и помогают осуществлять эти соглашения в соответствии с намеченным планом. Они способствуют поддержанию стабильности и диалога между сторонами в конфликте, еще не достигшими прочного мирного соглашения. Данные операции укрепляют доверие между общинами и участниками конфликтов на местном уровне, связывая посредничество на местном уровне с национальными политическими процессами и субъектами.

Этот поиск надежных политических решений определяет разработку и развертывание операций по поддержанию мира. Партнеры по миротворческой деятельности на местном, национальном, региональном и международном уровнях сотрудничают в целях содействия устойчивому прогрессу в деле укрепления безопасности, национального примирения и обеспечения верховенства права, прав человека и устойчивого развития.

На протяжении более чем 70 лет миротворческая деятельность ООН развивалась с учетом требований, связанных с разными конфликтами и изменением политического ландшафта. Многие конфликты завершились при прямом посредничестве ООН либо благодаря усилиям других сторон, действующих при ее поддержке.

В период после 1948 года миротворцы ООН успешно завершили свои миссии и покинули соответствующие страны, к числу которых относятся Тимор-Лешти, Либерия, Камбоджа, Ангола, Хорватия и Сьерра-Леоне. При исчезновении условий, требующих дальнейшего присутствия миротворцев, операции в ряде случаев превращаются в специальные политические миссии.

Политическая деятельность как одно из основных направлений Действий по поддержанию мира

В марте 2018 года Генеральный секретарь ООН выступил с инициативой «Действия по поддержанию мира» (A4P), направленной на «мобилизацию всех партнеров и заинтересованных сторон для поддержки миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций, имеющей огромное значение». Это предполагает оказание странам помощи в достижении прочного мира, поддержку политических процессов, защиту гражданских лиц и создание национальных учреждений.
На данный момент 154 страны и 4 организации-партнера одобрили Декларацию о совместных обязательствах в отношении операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

gif_politics.gif

Полноценное, равноправное и конструктивное участие женщин в мирных процессах

Обеспечение полноценного, равноправного и конструктивного участия женщин в мирных и политических процессах занимает центральное место в миротворческой деятельности ООН. Мир и безопасность можно обеспечить и поддерживать только при условии наличия у всех членов общества равных возможностей, защиты и доступа к ресурсам и услугам и их участия в принятии решений.

Исследования показывают, что женщины и мужчины по-разному переживают вооруженные конфликты, сопровождающиеся насилием, и участвуют в них, сталкиваются с разными последствиями таких конфликтов и имеют разное понимание мира. Признание и учет этих особенностей в миротворческой деятельности наряду с различными ролями женщин как сторон, участвующих в формировании конфликтов и миростроительстве, могут уменьшить угрозу для мира и безопасности.

На основе повестки дня по вопросам, касающимся женщин, мира и безопасности, операции ООН по поддержанию мира устраняют социальные, культурные и политические барьеры и риски в плане защиты, которые ограничивают возможности для полноценного участия женщин в достижении и поддержании мира.

Читайте также:  Как вылечить бородавку народными способами

Women, Peace and Security Agenda Essential for Sustainable Peace — United Nations Peacekeeping

Компонент мира и безопасности

Генеральный секретарь Антониу Гутерриш инициировал ряд взаимосвязанных реформ, включая реорганизацию компонента мира и безопасности. Цель соответствующих мероприятий состояла в повышении согласованности, утилитарности, оперативности реагирования и эффективности данного компонента при обеспечении более широких возможностей для сотрудничества с партнерами в системе ООН и за ее пределами в интересах предотвращения насильственных конфликтов.

Эта деятельность объединила основные возможности ООН в сфере поддержания мира и безопасности вокруг единой политической и оперативной структуры с региональными функциями и способствовала интеграции миростроительства во все составляющие данного компонента.

В рамках этого компонента Департамент по политическим вопросам и вопросам миростроительства (ДПВМ) и Департамент миротворческих операций (ДМО) преследуют общие цели: предотвращение насильственных конфликтов и их негативных последствий; содействие их трансформации и урегулированию; и оказание помощи в создании сильных, инклюзивных и жизнестойких обществ, которые обеспечат более прочный мир для будущих поколений.

В то время как департаменты по-прежнему имеют отдельные мандаты, планы и источники финансирования, данный компонент опирается на ряд инструментов и ресурсов, которые гибко применяются в рамках миссий и в иных условиях. Используя политический опыт, технический потенциал и широкий спектр мер по предоставлению консультационной и специализированной поддержки, ДМО и ДПВМ уделяют основное внимание оказанию максимального воздействия на местах.

Примеры с мест

Центральноафриканская Республика

Действуя в тесном сотрудничестве с Африканским союзом и ЭСЦАГ, Многопрофильная комплексная миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Центральноафриканской Республике (МИНУСКА) использовала свой политический мандат и продуманную концепцию обеспечения безопасности для создания условий, побудивших правительство и 14 основных вооруженных групп подписать в феврале 2019 года Соглашение о мире и примирении. Миссия совместно с международным сообществом оказывает стране поддержку в преддверии объединенных президентских выборов и выборов в законодательные органы, запланированных на 27 декабря 2020 года. За ними в конце 2021 года последуют местные выборы, которые станут первыми после восстановления конституционного порядка и подписания Политического соглашения.

Южный Судан

Выполняя свой четырехкомпонентный мандат, Миссия ООН в Республике Южный Судан (МООНЮС) играет важную роль в укреплении мира и стабильности в Южном Судане на основе использования добрых услуг Генерального секретаря на национальном и местном уровнях и уровне штатов. На национальном уровне МООНЮС оказала значительную поддержку МОВР и способствовала диалогу между заинтересованными сторонами, представляющими переходные институты, в целях содействия выполнению мирного соглашения. На уровне штатов и местном уровне МООНЮС сыграла решающую роль в налаживании диалога между командирами воюющих сторон с целью закрепить Соглашение о прекращении огня и поддерживала механизмы смягчения последствий межобщинных конфликтов, параллельно обеспечивая защиту гражданских лиц на основе активного присутствия и защиту почти 170 тыс. ВПЛ в своих пунктах защиты гражданского населения (ПЗГН). Наряду с этим МООНЮС способствует проведению гуманитарных операций по просьбе партнеров по гуманитарной деятельности и расследует нарушения прав человека, совершенные в отношении граждан Южного Судана, периодически представляя соответствующие доклады.

В марте 2020 года Многопрофильная комплексная миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали (МИНУСМА) помогла организовать выборы в законодательные органы на всей территории страны. Решение о проведении голосования стало одним из главных результатов национального диалога, состоявшегося в декабре 2019 года. МИНУСМА оказала критически важную материально-техническую и оперативную поддержку в подготовке к выборам и обеспечила безопасность избирательных участков в день их проведения. После произошедшего в Мали 18 августа 2020 года государственного переворота и ухода в отставку президента Ибрагима Бубакара Кейты МИНУСМА работала с региональными программами посредничества, осуществляемыми под руководством ЭКОВАС, в целях предоставления заинтересованным сторонам в Мали помощи в согласовании условий переходного процесса и восстановлении конституционного порядка.

Читайте также:  Социальные сети способы заработка

Источник

Международные споры: порядок рассмотрения и разрешения споров

Международные споры неотъемлемая часть политики. Международные споры могут затрагивать экономические, правовые, торговые и иные вопросы. Один характер разногласий может по-иному решаться между различными субъектами таких отношений. Несмотря на это, международные споры в международном праве имеет четкую регламентацию порядка их разрешения, и всегда предполагают определенный круг участников. Это позволяет закрыть конфликт не только через суд, но и путем мирных договоренностей.

Что представляют собой международные споры?

Международные споры представляют собой разногласия по вопросам права, политики, экономики, возникающие между субъектами общественных отношений. В данном случае речь идет о государствах, чьи интересы пересекаются. Урегулирование международных споров возлагается на специально созданный орган – Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН).

Определяется несколько классификаций споров между государствами. Устанавливаются следующие их виды:

  1. По характеру разногласий определяется международный экономический спор, политический и юридический.
  2. По предмету конфликта: международные инвестиционные споры, разногласия по вопросам торговли, экологии и так далее.
  3. По степени опасности могут быть международные коммерческие споры (в сфере экономики, торговли, инвестиций), политические и правовые, угрожающие безопасности граждан большинства государств и наоборот.
  4. По субъекту: разногласия могут возникать между государствами, организациями и органами.
  5. По количеству участников определяются двухсторонние и многосторонние споры.

Международные споры всегда должны иметь конкретный предмет. Претензии сторон должны быть четко выражены друг другу. Участниками могут быть как государства, так и ведомства, органы, осуществляющие работу на международной арене.

Мирное разрешение споров

В отношениях между государствами, которые порождают политические и юридические конфликты, нужно добиваться международного мирного разрешения споров. Такой метод устранения разногласий позволяет найти компромисс и выбрать вариант развития событий, подходящий каждой стороне.

Определяются принципы мирного разрешения международных споров, на которые и должны опираться стороны отношений, независимо от вида конфликта. Относят к ним следующее:

  • Несудебные средства урегулирования конфликтов не должны создавать угрозу для всего мирового сообщества, даже если они помогают уладить проблему в отношениях двух и более конкретных государств.
  • Необходимо соблюдать принципы суверенности государства и свободы выбора законных средств ведения политической и юридической деятельности. Все субъекты таких отношений равны, соответственно, мирное разрешение международных споров должно учитывать интересы всех сторон.
  • Возможность мирного урегулирования конфликта не должна противоречить основным принципам международного права. Смысл в том, что не каждая ситуация допускает договоренности о том или ном средстве устранения разногласий.

Для того чтобы правильно выбрать метод разрешения конфликта, нужно обратиться к основным источникам международного права, регулирующим рассматриваемый вопрос:

  • Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений – 1907 год;
  • Устав Организации Объединенных Наций – 1945 год;
  • Европейская конвенция о порядке мирного урегулирования споров – 1957 год;
  • Манильская декларация о мирном порядке разрешения международных споров – 1982 год.
Читайте также:  Эффективные способы взаимодействия с семьей

Согласно указанным актам мирные средства устранения конфликтов называются согласительными и включают в себя следующее:

Основной метод. Его суть заключается в попытке договориться и найти компромисс. Переговоры выступают первоначальным этапом в мирном разрешении споров (ст. 33 Устава ООН).

Данный метод предполагает участие третьей стороны, государства или международной организации, которая содействуют проведению переговоров между конфликтующими странами (ст. 33 Устава ООН). «Добрые услуги» рассматриваются как совет независимого субъекта, который необязателен для государств, пытающихся устранить разногласия.

Гаагская конвенция и Устав ООН предполагают возможность участие независимой стороны для непосредственного ведения переговоров. Данная сторона выдвигает свои условия разрешения спора мирным путем (ст. 33 Устава ООН). Именно эти критерии отличают посредничество от «добрых услуг».

Этот метод применяется в исключительных случаях, когда государства-члены требуют вмешательства Совета Безопасности ООН для разрешения того или иного конфликта. Основанием для этого выступает потенциальная угроза миру и безопасности всего сообщества (ст. 34 Устава ООН).

Мирные средства решения международных споров носят поэтапный характер. Как показывает практика, если конфликт не обострен, то достаточно переговоров и посредничества.

Международные споры — судебное разрешение

В случае невозможности мирного урегулирования конфликта, осуществляется разрешение международных споров судом. Определяется три категории органов, имеющих такие полномочия. К ним относят Универсальные, Региональные и Третейские суды.

Принципы данного способа устранения разногласий следующие:

  • рассмотрение международных споров осуществляется только судами этого же уровня;
  • компетенция судебных органов устанавливает сторонами;
  • споры в международных арбитражах и судах разрешаются путем вынесения решения, обязательного для всех.

Определяется несколько категорий судов в международном праве, компетенция которых распределяется с учетом характера спора:

  1. Межгосударственные споры: МС ООН, ППТС, Суд ЕС, Экономический суд СНГ, Карибский суд, ЕСПЧ.
  2. Споры между государствами и частными лицами: суды по правам человека (ЕСПЧ, Африканский и Межамериканский суды), уголовные суды (Международные трибуналы Югославии и Руанде, МУС).

Отдельно выделяют Третейский суд, осуществляющий рассмотрение международных коммерческих споров, в частности инвестиционных.

Процесс разрешения споров в международном суде предполагает определенный порядок действий в рамках юрисдикции соответствующего органа:

  • Заключение специального соглашения относительно конкретного спора. В таком договоре предусматривается компетенция суда на будущее.
  • Одностороннее заявление судебному органу от истца. Такой документ выступает основанием начала разбирательства. Все действия ответчика после принятия дела конкретным судом трактуются против него.

Процедура урегулирования конфликта будет различаться только по характеру спора. Например, споры в международном арбитражном суде имеют особую направленность. Здесь разногласия всегда касаются коммерческих вопросов.

Арбитраж рассматривает международные торговые споры и на практике предполагает привлечения арбитров из разных стран, что не всегда встретишь при работе ЕСПЧ или Третейского суда.

Юридическая компания «Шмелева и Партнеры» имеет опыт работы на государственном уровне. Мы участвуем в разработке законопроектов для Государственной Думы РФ, и знаем, как предоставить высококвалифицированную защиту пре разрешении международных споров.

Таким образом, международные споры являются типичным явлением в отношениях государств. Однако факт их существования, а также методы разрешения не должны влиять на безопасность мирового сообщества в целом.

Источник

Оцените статью
Разные способы