Классный час «Конфликт и пути его решения»
классный час (8 класс) на тему
Подробный сценарий (с презентацией) классного часа для учащихся 8-10 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_po_teme_konflikt_i_puti_ego_resheniya.doc | 562.5 КБ |
konflikt_prezentatsiya.ppt | 611 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель : формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.
- определить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация».
- Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.
- Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.
- Самоанализ учащихся «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».
Возрастная группа: 14-16 лет
Эпиграф : «Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь»
Станислав Ежи Лец (слайд 2)
2.Актуализация знаний и постановка целей и задач.
Классный руководитель . Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим , проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук- философия, социология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.
Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.
Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом-
способом изучения проблемы. Наша цель — показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.
Учащиеся садятся по группам.
— Прошу вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт.
Положительно не знаю отрицательно
Классный руководитель. Конфликт -это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. (слайд 3) Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация — это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели , интересы и желания, либо различные способы их достижения . (слайд 4) Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.
Инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала
непосредственного столкновения сторон . (слайд 5).
И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон «подгоняются» под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Последний этап- это спад конфликта и его разрешение (слайд 6) . В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным . (слайд 7)
- конструктивное ( юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)
- деструктивное ( угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений) (слайд 8) .
Классный руководитель. Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты – это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные . ( слайд 9)
Позитивные функции : познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения. (слайд 10) .
Негативные функции :социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления . (слайд 11) Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться , чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.
Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного
периода времени, происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того ,в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами . (слайд 12)
Причины конфликтов в подростковой среде : борьба за лидерство, психологическая несовместимость, неподтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей.
Правила предупреждения конфликтов:
1. Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,
2. Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать» на его место.
4. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.
5. Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
Классный руководитель. А сейчас каждый из вас выполнит тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» (слайд 14)
Уважаемые ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?» Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.
«Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.
От случая к случаю — 2
1.Угрожаю или дерусь.
2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем- категорически нет.
8. Иду на компромисс.
11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста.
Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,1 это тип поведения «А» и т. д.
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А» — это «жесткий»тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на
своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
«Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.
«В» — «компромиссный»стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г» — «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
«Д» — «уходящий» стиль. Ваше кредо- «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять
ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
4. Игра — практикум .
Классный руководитель. Существуют разные способы выхода из конфликта.
В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта.
Разделимся на группы.
Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).
Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации.
Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию.
В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается,
хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?
На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?
Существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию:
- Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все.
- Просчитай в уме до десяти.
- Будь мудрее.
- Выяснить причину ссоры, попытайся объяснить о возможных моральных травмах.
Источник
Классный час «Конфликты и способы их разрешения»
классный час (6, 7 класс) по теме
Данный классный час рассчитан на учащихся 6-7 классов. В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием конфликта и способами его преодоления. Благодаря самостоятельному обыгрыванию предложенных учителем конфликтных ситуаций и совместному обсуждению способов их преодоления учащиеся исследуют свое поведение в той или иной конфликтной ситуации, осознают собственные чувства, переживания, отношение к конфликту и его исходу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_konflikty_i_sposoby_ih_razresheniya.doc | 682.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
«Конфликты и способы их разрешения»
Колганова Евгения Александровна
социальный педагог КОУ «РШООВЗ»
«Конфликты и способы их разрешения»
Данный классный час рассчитан на учащихся 6-7 классов. В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием конфликта и способами его преодоления. Благодаря самостоятельному обыгрыванию предложенных учителем конфликтных ситуаций и совместному обсуждению способов их преодоления учащиеся исследуют свое поведение в той или иной конфликтной ситуации, осознают собственные чувства, переживания, отношение к конфликту и его исходу.
Развивать умение учащихся понимать причины конфликтов и способы их разрешения.
- Познакомить учащихся с понятием конфликта и способами его преодоления;
- Сформировать навыки выхода из конфликтных ситуаций.
Занятие проводится в форме классного часа с элементами обыгрывания ситуаций и обсуждения с учащимися той или иной ситуации, в которой они могут оказаться.
Занятие рассчитано на учащихся 6-7 классов (12-13 лет)
Материалы для занятия:
- бумага и иголочки для визиток;
- для каждого ученика листок бумаги с изображением двух квадратов;
- 3 пачки фломастеров с шестью цветами (красный, зеленый, синий, желтый, черный, коричневый);
- тексты для разыгрывания ситуаций;
- анкеты;
- бумага и карандаши для записей;
- памятки «Как избежать обиду».
Ход классного часа:
Учащиеся рассаживаются за парты. Из числа участников занятия по желанию выбираются помощники.
Тест «Наше настроение»
Участникам раздаются листочки с квадратами и предлагается раскрасить первый квадрат любым цветом (приложение 1).
Предложенные цвета примерно соответствуют следующим эмоционально-энергетическим состояниям:
Этот тест позволит определить настроение учащихся до и после занятия, покажет эмоциональное состояние ребят.
Упражнение-разогрев «Делимся хорошим». Учащиеся говорят о своем настроении в данный момент и высказывают свои пожелания для участников тренинга, о том каким они хотят, чтобы у них был этот день .
Учитель. Давайте послушаем диалог ученика с учителем.
Диалог читают два ученика.
— Кирилл, почему ты ударил его?
— Он первый ударил меня.
— А он говорит, ты ударил его первым.
— Нет, не я. Он первый ударил меня.
— Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?
— Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.
— И поэтому ты его ударил?
— Он первый меня ударил.
Учитель. Что произошло?
Ученики. Драка, выяснение отношений между ребятами, учитель выясняет, хочет понять: кто прав, кто виноват.
Учитель. Итак, произошел конфликт, и мальчики выбрали далеко не самый лучший путь его разрешения. Что означает слово «конфликт» лично для вас? Попробуйте написать «на скорую руку» список некоторых ассоциаций, образов, воспоминаний, связанных со словом «конфликт» (в классе).
Ученики пишут на тетрадных листах, а потом читают вслух: слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике, вызов родителей в школу.
Учитель. Возможно, перед вами всплыли картины разбитых носов, «кучи-малы» в коридоре, заплаканные глаза. Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте, какое у вас настроение?
Учащиеся пишут на тетрадных листах, а затем читают вслух: гнев, страх, расстройство, раздражение, возмущение, слезы.
Учитель. А теперь, закрыв глаза, представьте себе абсолютно бесконфликтный класс. Какой он?
Учащиеся. Восхитительный, скучный, трудноуправляемый, неинтересный.
Учитель. Скажите, а нужны ли конфликты?
Учащиеся:
— Ой, ну зачем они нужны?
— Да, без них невозможно найти истину.
— Нет, всегда лучше найти приемлемое решение без ссоры.
— Конфликты причиняют боль и страдание людям.
— Без конфликтов в классе нельзя, настоящая жизнь такая же.
Учитель. Конфликт может привести или к улучшению климата в классе, к взаимопониманию, или, наоборот, к большей несправедливости. К сожалению, невозможно прожить жизнь без конфликтов. Но разрешение конфликта во многом зависит от нашего поведения.
Давайте посмотрим, как мы реагируем на конфликт. Чтобы разобраться в этом, ответьте на вопросы анкеты.
Детям раздается анкета (приложение 2, 3). Анкеты обрабатываются помощниками, результаты обсуждаются с учащимися, совместно составляется список способов поведения в конфликтных ситуациях.
Учитель. Но, конечно же, в зависимости от ситуации и от типа конфликта подходят разные способы поведения из перечисленных выше. Как вы думаете, что нужно делать, для того чтобы разрешить тот или иной конфликт?
Учащиеся. Сначала нужно узнать, почему он возник, из-за чего.
Учитель. Да, чтобы конфликт принес пользу, надо узнать сначала, из-за чего он возник. Существует три вида конфликтов. К первому виду можно отнести конфликты из-за того, что не удалось что-то приобрести или получить.
Учащиеся:
— Когда я была маленькой, я часто капризничала, если мне что-то не покупали.
— А я совсем недавно устроил родителям скандал, когда они не захотели купить мне компьютер. Сказал, что учиться не буду.
— А я не отдал своему другу диск (уж очень игра мне понравилась), мы даже поссорились и «раздружились».
Учитель. Можно ли эти конфликты уладить?
Учащиеся. Да, их очень легко уладить.
Учитель. Второй вид конфликтов — это конфликты потребностей: сталкиваются различные интересы людей. Приведите примеры.
Учащиеся:
— Я помню, как переживала, что ко мне ребята из класса относились хуже, чем к той девочке, которая училась намного хуже меня. Я считала, что она недостойна такого отношения ребят к ней.
— А я до сих пор не могу понять, почему меня в том классе невзлюбили. Я и дискотеки устраивал, и к себе домой водил ребят, чтобы на компьютере позаниматься, и палатку приносил на турслет. А ребята в классе все равно меня не уважали, даже били, часто издевались, совсем на переменках не общались со мной.
Учитель. Такой конфликт сложнее, так как причины не так просто выяснить. Третий вид конфликтов — это конфликт ценностей, то есть когда человек видит угрозу своему благополучию и поэтому с особым жаром отстаивает свои позиции. Все мы преследуем те или иные цели, а степень упорства при этом свидетельствует о том, какую ценность представляет для нас каждая из наших целей. Как вы думаете, к какому типу относится следующий конфликт: двое ребят смотрят и не могут решить, чья очередь кинуть мяч.
Учащиеся. Потребность во власти, в силе, оба претендуют на ограниченные ресурсы.
Учитель. Скорее всего — и то, и другое. Различия иногда очень трудно обнаружить. Но если мы обозначим вид конфликта (то есть найдем причину его возникновения), то нам это поможет выбрать подходящие способы его разрешения.
А вот еще пример: Коля, весьма популярный ученик, подозревает Мишу, не пользующегося среди ребят симпатией, в том, что. (послушаем их разговор).
Ребята читают диалог.
К. Ты взял мои деньги на завтрак!
М. Твои деньги пропали, и ты предполагаешь, что их взял я?
М. Почему ты думаешь, что это я?
К. Ты должен был остаться в классе. Света проходила мимо двери и видела тебя около моей парты. Все знают, что ты воруешь.
М. Нет, не все. Я этого не знаю. Я не брал твои деньги.
К. Но ты же был возле моей парты?
М. Да, но только потому, что проходя мимо, задел парту, упали бумаги и я их поднял. Вот и все.
К. Надо обыскать тебя.
М. А ты хорошо искал в своей парте, в портфеле?
К. Я не делал этого. Деньги лежали сверху.
М. Почему бы не поискать деньги еще раз? (Коля ищет и находит у себя деньги.)
М. Так, что теперь ты должен делать?
К. Прости меня, Миша.
М. Хорошо, но ты обвинил меня перед всем классом.
Учитель. Итак, здесь уже конфликт потребностей перерос в конфликт ценностей. Почему?
Учащиеся. Была затронута честь, доброе имя
Учитель. Конфликт завершится на этом? У мальчика и так неважный авторитет. Что должен еще сделать Коля?
Учащиеся. Извиниться, чтобы слышали другие ученики. А иначе может быть большая драка.
Учитель. А теперь я попрошу вас еще раз посмотреть ваши записи. В начале занятия вы записывали свои воспоминания, связанные со словом «конфликт», и свои эмоциональные реакции на конфликт. Прочитайте. Представьте, что эти записи исчезают. А теперь зачеркните их. Удалось ли вам увидеть, как исчезают те эмоции, которые там записаны? Что приходит им на смену? Какие чувства вы испытываете?
Учащиеся. Радость, облегчение, успокоение, как будто груз свалился с плеч.
Учитель. Иногда можно уменьшить свои переживания следующим способом. Нужно написать слова, обозначающие наше отрицательное настроение, а потом эту бумажку сжечь или разорвать. Можно писать слово столько раз, сколько длится чувство обиды или злости: «Я злюсь, я злюсь, я злюсь. » И постепенно (а иногда вдруг) чувство это проходит и приходят успокоительные мысли: «Чего я злюсь? Все это глупости. Я уже успокоился и внимания больше обращать на это не буду». На следующих занятиях мы попробуем найти другие способы улучшения своего состояния. Хотелось бы вам узнать о приемах разрешения конфликтов? Почему?
Учащиеся:
— Было бы хорошо, если бы мы научились правильно реагировать на конфликтные ситуации, научились разрешать конфликты.
— Нам это поможет в любой жизненной ситуации.
— Мы могли бы поменьше ссориться с друзьями, с родителями.
Учитель. Знания о приемах разрешения конфликтов укажут нам на безопасный путь смягчения отрицательных эмоций.
- Упражнение в кругу «Импульс»
Ведущий предлагает учащимся вспомнить ситуацию, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования. Он предлагает им вернуться в это состояние, затем взяться в кругу за руки. Через рукопожатие по кругу ко всем приходит «огонек поддержки». Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.
В конце занятия участники тренинга заполняют карточки настроения (приложение 1) и получают памятки «Как избежать обиду» (приложение 4).
Упражнения, которые можно вставлять во время занятия
Ведущий предлагает участникам закончить фразы:
- Простить — это.
- Когда мне отказывают в моей просьбе, я.
- Когда я вынужден кому-нибудь отказать в просьбе, я.
- Упражнение «Дружелюбное требование» (рефлексия обратной связи)
Ведущий предлагает высказать свое недовольство кем-либо в дружелюбной форме. Все сидят в кругу. Один участник подходит к своему обидчику и старается высказать ему свои претензии. При этом он старается не оскорбить этого человека. Остальные участники слушают, предлагая свои варианты высказываний.
Участникам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в нее все обиды, которые они переживали раньше. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой?
Ведущий говорит о бесплодности накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой.
- В ходе занятия учащиеся должны научиться отличать ситуацию, которая может стать конфликтной от какой-либо иной и находить способы выхода из подобной ситуации.
- Упрочение дружеских отношений в классном коллективе, формирование толерантного отношения учащихся друг к другу.
- Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 1996.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995.
- Обозов Н.Н. Психология конфликта. СПБ., 1999.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
Источник