Беседа на тему «Конфликт и пути его решения»
Беседа на тему
«Конфликт и пути его решения»
Просмотр содержимого документа
«Беседа на тему «Конфликт и пути его решения»»
«Конфликт и пути его решения»
Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе.
Формирование благоприятной психологической и нравственной атмосферы.
-знакомить учащихся с основами общения без конфликтов, с понятиями «компромисс», «конфликт».
–формировать представление о разных вариантах человеческого общения.
-развивать познавательный интерес, личностные качества – рефлексия, толерантность.
-воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
Карточки с описанием конфликтных ситуаций.
Рисунок солнца, тучи, молнии.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Мы сегодня проведем беседу
II. Определение темы беседы. Постановка задачи занятия.
Стихотворение «Два козла»
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один боднул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
(Спор, ссора, драка, конфликт).
— Правильно, произошел конфликт.
— Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашей беседы? (Ответы детей)
(На доске выставляется тема «Конфликты»).
— Как вы думаете, почему мы взяли эту тему?
— Что обозначает слово «конфликт»?
Выставляется запись: «Конфликт – это столкновение мнений, сил, сторон».
-Что мы узнаем в ходе беседы?
— Правильно, мы узнаем, почему происходят конфликты между людьми и, если конфликты произошли, то, как их нужно разрешать. Это и будет задачей нашей беседы.
III. Содержательный компонент . Поисковая деятельность.
1. Анализ ситуации. Коллективная деятельность.
— Для этого вернемся к стихотворению и ответим на вопросы:
1) С чего начался конфликт?
2) Что не смогли сделать животные?
3) Какая причина конфликта?
Причины конфликта 1. Неумение понять друг друга и договориться.
– Кирилл, я сломал твою ручку, — тихо и робко сказал Ваня.
Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Ваня и убежал.
А Кирилл даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.
1. Анализ ситуации. Коллективная деятельность.
1) Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?
2) Из-за чего в данной ситуации возник конфликт?
На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.
— Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина?
Вывод: Какие мы узнали причины конфликтов?
2. Беседа. Работа в группах.
-Как вы думаете, что может предвещать эта туча? (Ответы детей).
Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко. (Выставляется рисунок молнии в виде стрелы и солнышка).
— Что символизируют данные рисунки?
— Как могут разрешаться конфликты?
Положительно и отрицательно.
У вас на столах лежат слова – подсказки. Выберите из них слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов и прикрепите их к лучикам солнышка, а на тучку — отрицательные. Затем представитель каждой группы должен прокомментировать свой выбор. (даются подсказки со словами
Уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять).
Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов.
-Попробуем на примерах разобрать причины конфликтных ситуаций и найти пути выхода из них.
Анализ ситуаций. Поиск способов разрешения конфликтов Групповая работа по карточкам.
Детям предлагаются карточки. Нужно прочитать задания на карточках, проанализировать конфликтные ситуации, определить причины их возникновения. После этого, представители каждой группы должны зачитать свою карточку и представить результаты своей работы.
А) Карточка № 1 для 1 группы. Инсценировка рассказа Н.Артюховой «Саша-дразнилка».
Саша очень любил дразнить свою сестренку.
Ляля обижалась и плакала.
— О чем ты плачешь, Лялечка? – спрашивает папа.
— Меня Саша дразнит!
— Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.
Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что
Ребята сидели за столом и завтракали.
— Вот я сейчас поем, — начал Саша, — и твою куклу к люстре за ноги подвешу.
— Ну, что ж, — засмеялась Ляля, — это будет очень весело!
Саша поперхнулся от удивления.
— У тебя насморк, — сказал он, подумав. — Тебя завтра в кино не возьмут.
— А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.
-Все вы, девчонки,- дрожащим голосом проговорил Саша, — все вы ужасные трусихи и плаксы.
— Мне самой мальчики больше нравятся, — спокойно ответила Ляля.
Саша посмотрел кругом и крикнул:
— У меня апельсин больше, чем у тебя!
— Ешь на здоровье, — сказала Ляля, — поправляйся.
Тут Саша уже не нашел что сказать, встал и убежал.
— Какой совет дал папа Ляле?
— Помог ли папин совет девочке?
— Как вышла Ляля из конфликтной ситуации?
Б) Карточка № 2 для 2 группы.
Стихотворение Николая Красильникова «Ссора»
Семенов прислал мне записку: «Корова»,
А я написала: «Семенов — козел!»
Он — новое слово, я — новое слово.
Но тут к нам учитель как раз подошел.
Пал Палыч ругал нас не очень сурово,
Но только сказал, выводя за порог:
— Как только в людей превратитесь вы снова,
Тогда приходите опять на урок!
Какая проблема послужила «толчком» к возникновению конфликта?
Участники конфликта: действия одной стороны конфликта, действия другой стороны конфликта.
В чем суть конфликта?
Можно ли было остановить перерастание проблемы в конфликт? В какой момент?
5. Что помешало остановить перерастание проблемы в конфликт?
6. Какой способ разрешения конфликта вы считаете наиболее эффективным в данной ситуации и почему?
Уход от конфликтных ситуаций
В) Карточка № 3 для 3 группы.
1-й вариант разговора.
— Ой, привет, ты где это так подстриглась?
— А что, тебе не нравится?
— Так вообще давно уже никто не стрижется — ты выглядишь как пенсионерка.
— Ты на себя в зеркало посмотри.
Учитель отмечает, что обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.
2-й вариант разговора.
— Тебе просто не идет эта стрижка.
— Ты на самом деле так считаешь?
— Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?
— А что мне делать?
— Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.
Искренность и готовность пойти навстречу
Игра «Улыбнёмся друг другу»
Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, и каждый из нас скажет о том, что надо делать, чтобы избежать конфликтов.
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.
3. Уважай чувства других людей.
4. Любую проблему можно решить.
5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
6. Не сердись, улыбнись.
7. Начни свой день с улыбки.
8. Будь уверен в себе.
9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
11. Будь обаятелен и добр.
12. Извинись, если ты не прав.
13. Не забывай выражать свою благодарность.
14. Выполняй свои обещания.
15. Не критикуй постоянно других.
Правила бесконфликтного поведения, которые у нас получились.
Правила бесконфликтного поведения.
1. В споре будь сдержан и тактичен.
2. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
3. Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс.
4. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
5. Главное — относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Итог: — Мне сегодня очень приятно было работать с вами на занятии. Спасибо!
Источник
Конфликты и способы их решения.
классный час (8 класс) по теме
Формирование навыков эффективного общения и ориентация в сложных жизненных ситуациях имеют большое значение в развитии личности подростка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty_i_sposoby_ikh_resheniya.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мероприятия : «Конфликты и способы их решения»
Цель: формировать конфликтную компетентность воспитанников.
- Ознакомить воспитанников с понятиями конфликтные ситуации и конфликт;
- Учить избегать конфликтных ситуаций и своевременно решать, не допуская перерастания их в конфликт;
- Формировать представления о различных вариантах человеческого общения;
- Воспитать уважительное отношение к окружающим людям;
- Формировать социально одобряемые формы поведения;
Используем Оборудование : ПК, интерактивная доска, монитор; лист ватмана, на котором нарисована земля (болото) и небо, листочки в форме птичек и крокодилов, скотч;
цветные карточки, фломастеры.
Содержание образовательного мероприятия
Цель: поприветствовать друг друга
— Вот и наступил новый день, давайте поздороваемся друг с другом. Делать это будем необычным образом. Я буду называть способ приветствия, а вы должны поздороваться этим способом как можно с большим количеством человек.
— встреча близкого друга или подруги.
— встреча деловых людей.
Используется метод «Приветствие».
Здороваются друг с другом, но не просто так, а фантазируя при этом. Как подать руку? Как близко подойти? Какое выражение лица будет при этом?
Воспитанники ходят по классу молча, ни с кем не разговаривая – это повышает концентрацию внимания и придает действию прелесть новизны.
Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами — это способствуют возникновению позитивной внутренней установки.
Преимущество игры: способствует созданию у участников ощущения принадлежности к группе.
2. Мотивационный блок. Целеполагание.
Цель: Мотивировать подростков, выяснить ожидания и опасения.
Подростками объясняется то, что начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Представьте, что ожидания — это птички, а опасения- крокодилы. Напишите на листочках ожидания и опасения, приклейте на лист ватмана, где изображено болото и небо.
Все воспитанники пишут на листках ожидания и опасения, затем наклеивают. Один подросток читает за крокодилов, а другой за птичек.
Воспитатель комментирует высказывания, т.к. некоторые ожидания могут не оправдаться.
Конфликты. Каковы их последствия? Считаете ли вы, что этот вопрос актуален для нашей группы?
Актуализация знаний воспитанников .
— Тема нашего занятия — конфликты.
Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово?
— Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах?
Могут ли люди обходиться без конфликтов?
(Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушения семьи, потеря работы, тюрьма, и т.п.)
(Поиски истины, открытия, самоутверждения).
— В толковом словаре слово «конфликт» означает «столкновения, серьезное разногласие, спор». Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.
Первая группа ребят объясняет, кого мы называем «конфликтным человеком»?
Вторая группа объясняет, что значит «конфликтная ситуация».
Третья группа определяет значение выражения «инцидент».
Четвертая группа поясняет значение слова «компромисс».
Воспитанники дают короткие ответы на вопросы.
Высказывания не оцениваются и не обсуждаются.
Сообщение новой информации.
Цель: Концентрация внимания учащихся, структурирование информации.
1. Воспитатель в ходе беседы записывает основные мысли на заранее приготовленных цветных карточках и приклеивает их на доску, к концу беседы получится конспект.
Конфликт – это столкновение интересов. И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтологии. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу.
Только все позиции в этой таблице перепутались. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (воспитатель читает описание поведения).
Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.
Уклонение от принятия решений. Чаще всего эту стратегию используют люди, неуверенные в себе.
Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди.
Конкуренция- стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.
1. Воспитанники визуально следят за ходом беседы.
Восстанавливают логические цепочки стрелочками, указывают правильное расположение позиций.
Ответ учащегося: приспособление.
Ответ учащегося: избегание.
Ответ учащегося: сотрудничество.
Ответ учащегося: соперничество.
— Конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает эту ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтных сторон «подгоняются» под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Начинается эскалация конфликта. Последний этап – это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.
(По ходу рассказа появляется модель конфликта ).
— Прошу обратить ваше внимание на два момента. Во-первых, очень многое зависит от позиции самого человека. Именно он определяет ситуацию как обычную или как конфликтную для себя. На каком еще этапе ход конфликтной ситуации зависит от самого человека?
Человек сам принимает решение о том, как будет эту ситуацию разрешать. Во-вторых, по данным социологии вероятность разрешения конфликта на разных его этапах развития различная. Как вы думаете, на каком этапе она наибольшая?
В этом случае вероятность разрешения конфликта – 92%. При конфликтном взаимодействии она равняется 46%, при эскалации конфликта всего лишь 5% и на этапе разрешения – 20%. Стоит задуматься над тем, как научиться «отлавливать» конфликты еще до их начала! Здесь уместно вспомнить слова польского сатирика Станислава Ежи Леца, которые стали эпиграфом нашего урока: «Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь!».
Ответ : на этапе разрешения конфликта.
Ответ: в фазе возникновения разногласий.
Практический блок.
Игровая пауза.
Цель: поднять настроение, активно подвигаться.
Воспитатель произносит команду «Ухо к уху».
Подростки двигаются в разных направлениях, хаотично.
Воспитанники объединяются по парам (с тем, кто ближе стоит), прислоняются ухом к уху партнера и продолжают движение.
Воспитель произносит команду «Спасибо!»
Повторяет игру несколько раз, меняя команды, например «Нога к ноге», «Спина к спине».
Учащиеся объединяются вновь парами, выполняя команды.
Формирование и развитие навыка.
Цель: анализ и поиск решения проблемы, конструктивное взаимодействие, обработка
эффективных средств общения.
а) Ролевая игра «Контакты и конфликты».
Как же выглядят эти стратегии в конкретных ситуациях?
Это мы узнаем в ходе нашей ролевой игры «Контакты и конфликты». Данная игра — оценка ситуации. Рассмотрите ситуации и оцените поведение их участников. Попробуйте спрогнозировать последствия каждого инцидента.
Воспитанники разыгрывают заранее подготовленные ситуации.
Проводит разбор ситуаций по вопросам:
-Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?
-Есть ли из нее выход?
— При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации?
б) Результативность стратегий.
— Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?
— Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь:
- Эта стратегия используется, если цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен.
- Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.
- Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично.
Вывод: Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна из сторон оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.
в) Групповая дискуссия.
В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете почему?
Так же и с конфликтами. Конечно, умный, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый человек в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта. Какие приемы и способы существуют для предотвращения конфликта?
А какие черты характера нужны, чтобы следовать этому золотому правилу? Эти черты характера даны нам от рождения или их еще можно воспитать в себе? К каким же выводам мы можем прийти?
г) Формирование убеждений
Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.
Воспитатель начинает фразу:
- Самое главное, чтобы обе стороны желали…
- Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, …
- В прощение ваше освобождение от того негатива, …
- Дайте возможность партнеру высказаться, …
- Предоставьте собеседнику психологическую паузу…
- Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас…
- Не спешите реагировать на чужое…
- Идите на все возможные…
- Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный…
- Уступайте в мелочах, чтобы добиться
- Создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить
- Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их…
- Помните, что безвыходных ситуаций…
д) Пути выхода из конфликтов
Обозначьте пути решения конфликтов.
Обсуждают и принимают общие решения.
Воспитанники по описанию результативности определяют стратегию.
Источник