- Тема лекции: Конфликты и способы их разрешения
- Тема 3.1 Социальный конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций
- Психические состояния
- Дезадаптивные психические состояния
- Виды конфликта
- Социальный конфликт
- Последствия конфликта
- Структура конфликта
- Субъективный уровень
- Карта конфликта
- Причины конфликта
- Объективные причины
- Личностные причины
- Формы разрешения конфликта и стратегии поведения оппонентов
- Стратегии поведения
- Динамика конфликта
- Развитие доконфликтной ситуации
- Развитие собственно конфликта
- Основные этапы и фазы конфликтов
Тема лекции: Конфликты и способы их разрешения
Контингент учащихся : студенты 2 курса МПФ, ЛФ и ФВСО
Вид лекции: обзорная
Конфликт (от лат.conflictus – столкновение) – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 1999).
Функции конфликта.
К негативным функциями конфликтов относят:
1) ухудшение дисциплины и морально-психологического микроклимата в трудовом коллективе, снижение качества и эффективности работы сотрудников и организации в целом;
2) ущерб соматическому и психическому здоровью, деловым и неформальным взаимоотношениям участников конфликта.
Деструктивный конфликт возникает в случаях:
1) Когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом;
2) Когда один из оппонентов прибегает к осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности деятельности. Деструктивный путь связан больше с эмоциональным образом разрешения конфликта, когда мы видим противника поверженным, униженным, страдающим за все принесенные нам обиды, то это может приносить удовлетворение. Это тупиковый путь, поскольку действия сконцентрированы на том, чтобы эмоционально сокрушить соперника. В этом случае порой стороны забывают, что конкретно послужило причиной столь сильной ненависти и вражды.
К позитивным функциям конфликтов принадлежат:
1) стимулирование перехода трудового коллектива к более современным и эффективным технологиям профессиональной деятельности, нормам делового взаимодействия и поведения сотрудников, а руководства коллектива – к более эффективным формам и методам управления и организации труда;
2) сплочение коллектива организации или подразделения в процессе конфликта с противоположной стороной, находящейся вне этого конфликта (сплочение перед лицом трудностей);
3) снижение напряженности между конфликтующими сторонами, появления у них опыта совместных действий в процессе разрешения конфликта как условие, уменьшающее вероятность повторного конфликта.
Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Его разрешение приводит к улучшению отношений между людьми и к развитию группы, к повышению эффективности деятельности. Конструктивный конфликт возникает тогда, когда человек конечной целью ставит задачу преодолеть разногласия, улучшить ситуацию, сделать ее приемлемой для обеих сторон, что выведет взаимоотношения на новый уровень.
Мы можем определить конфликт как своего рода сумму конфликтной ситуации и инцидента, что можно отразить в виде формулы:
конфликтная ситуация + инцидент = конфликт.
Конфликтная ситуация. Включает альтернативные взгляды, противоречивые позиции, противоположные цели или средства их достижения. Однако не каждая конфликтная ситуация перерастает в конфликт. Какое-то время объективная конфликтность ситуации не осознается сторонами. Эту стадию можно назвать стадией потенциального конфликта, чтобы конфликт стал реальным, его участники должны осознать сложившуюся ситуацию как конфликтную. Именно восприятие, понимание реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение. Конфликтная ситуация – это такое противоречие между целями сторон, которое характеризуется:
1)объективной или субъективной значимостью для одной или обеих сторон;
2)реальным или мнимым противодействием одной или обеих сторон достижению цели противоположной стороной;
3)возникновением у одной или обеих сторон нетерпимости по отношению к такому противодействию. Стороны могут быть представлены двумя индивидами, индивидом и группой, двумя группами.
Инцидент. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент(открытое вступление в конфликт), при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Инцидент состоит во внешнем воздействии, способствующем перерастанию конфликтной ситуации в конфликт. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный. Инцидент (повод) – это:
1) либо активизация одной из сторон конфликтной ситуации, умышленно или неумышленно ущемляющая интересы противоположной стороны;
2) либо действия стороны, находящейся вне конфликтной ситуации, которые обостряют реакцию.
Пример:два врача-стоматолога одинаковой квалификации, остро нуждающиеся в дополнительном заработке, претендуют на единственное рабочее место в кабинете платных услуг стоматологической поликлиники – конфликтная ситуация; один из стоматологов узнает, что другой в пренебрежительном тоне отозвался о его профессиональных достоинствах в присутствии коллег – инцидент; в результате между обоими врачами возникает шумный скандал, а затем длительный период отчуждения с неоднократными попытками навредить друг другу – конфликт.
Каждому конфликту обязательно предшествует конфликтная ситуация, но не каждая конфликтная ситуация перерастает в конфликт. Конфликту может предшествовать не одна, а несколько взаимосвязанных или независимых друг от друга конфликтных ситуаций. При этом вероятность развития конфликта будет более велика, чем большее число конфликтных ситуаций ему предшествует.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник
Тема 3.1 Социальный конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций
Конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Опросник множественного выбора.
Психологическая дезадаптация проявляется:
- в нарушении восприятия пространства и времени;
- нарушениях памяти, внимания, мышления;
- в проявлении необычных психических состояний;
- выраженными вегетативными реакциями.
Подобные изменения оказывают значимое влияние на поведение и эффективность профессиональной деятельности
Психические состояния
Психическое состояние – самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.
- чувства;
- настроение (эйфория, тревога, фрустрация и др.);
- внимание (сосредоточенность, рассеянность);
- воля (решительность, растерянность, собранность);
- мышление (сомнения);
- воображение (мечты) и т. д.
Дезадаптивные психические состояния
Критерием, позволяющим выделить дезадаптивные психические состояния, является снижение или утрата контроля человека за своим состоянием, которое по силе переживания или продолжительности превосходит регуляторные возможности человека.
Закон Йеркса-Додсона
Профилактика неблагоприятных психических состояний
Первый механизм связан с включением волевой регуляции;
Второй механизм включает когнитивную переоценку по принципу «Не очень-то и нужно»;
Третий механизм включает косвенный когнитивный контроль (предполагает привлечение дополнительных организационных, групповых, личностных ресурсов).
Виды конфликта
Социальный конфликт
Социальный конфликт – наиболее деструктивный способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся выраженными негативными эмоциями и чувствами.
Конфликт влияет на:
- психические состояния и как следствие на физическое здоровье участников;
- взаимоотношения оппонентов;
- качество индивидуальной деятельности;
- социально-психологический климат группы;
- качество совместной деятельности.
Последствия конфликта
Деструктивные последствия конфликта:
- затруднения или невозможность совместной деятельности участников конфликта;
- усиление личной враждебности участников конфликта, вплоть до формирования образа «врага»;
- противодействие участников конфликта по отношению друг к другу, которое наносит урон профессиональной деятельности;
- проявление непродуктивной конкуренции по отношению к другим лицам;
- уменьшение межличностных коммуникаций вплоть до их полного исчезновения;
- снижение общего фона настроения и эффективности индивидуальной деятельности у участников конфликта.
Конструктивные последствия конфликта:
- в поиске и выработке взаимоприемлемых решений;
- в снятии враждебности участников конфликта по отношению друг другу;
- в эмоциональной разрядке;
- в психологическом обновлении отношений;
- в возникновении более глубокого и адекватного взаимопонимания между людьми.
Структура конфликта
- Объективный уровень
- Субъективный уровень
- Объективный уровень
- предмет конфликта, то есть, то из-за чего возникает конфликт;
- основные участники конфликта;
- второстепенные участники конфликта, то есть те, кто явно или неявно поддерживают основных участников конфликта;
- факторы физической и социальной среды, непосредственно влияющие на конфликт;
- факторы физической и макросоциальной среды, опосредованно влияющие на конфликт.
Субъективный уровень
- образ конфликтной ситуации каждой из сторон;
- потребности сторон;
- опасения сторон;
- позиции сторон;
- актуальное психическое состояния участников конфликта;
- динамические составляющие индивидуально-психологических особенностей участников.
Карта конфликта
Потребности стороны А | Опасения стороны А |
Индивидуально-психологические особенности стороны А |
Актуальное психическое состояние стороны А
Позиция стороны А
Второстепенные участники Б
Актуальное психическое состояние стороны Б
Индивидуально-психологические особенности стороны Б
Причины конфликта
- Объективные причины
- Социально-психологические причины
- Личностные причины
Объективные причины
Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;
Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;
Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;
Устойчивые стереотипы межэтнических отношений, способствующие возникновению конфликтов.
Потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;
Разбалансированное ролевое взаимодействие людей;
Разные критерии оценки результатов деятельности и событий;
Атмосфера соревнования и конкуренции.
Личностные причины
Неспособность увидеть ситуацию со стороны другого оппонента или увидеть ситуацию, не включаясь в нее;
Уровень притязаний неадекватный способностям и возможностям, чрезмерная амбициозность;
Субъективная оценка поведения партнёра как недопустимого и др.
Формы разрешения конфликта и стратегии поведения оппонентов
Сторона А | Сторона Б | Форма разрешения |
Соперничество | Соперничество | перерастание в другой конфликт |
Соперничество | Уступка | урегулирование |
Соперничество | Компромисс | урегулирование |
Соперничество | Сотрудничество | урегулирование |
Соперничество | Уход | затухание |
Компромисс | Уступка | урегулирование |
Компромисс | Компромисс | урегулирование |
Сторона А | Сторона Б | Форма разрешения |
Компромисс | Сотрудничество | урегулирование |
Компромисс | Уход | затухание |
Уход | Уступка | затухание |
Уход | Сотрудничество | затухание |
Уход | Уход | затухание |
Уступка | Уступка | урегулирование |
Уступка | Сотрудничество | урегулирование |
Сотрудничество | Сотрудничество | разрешение противоречия, составляющего основу конфликта |
Стратегии поведения
- Соперничество
- Компромисс
- Уход
- Уступка
- Сотрудничество
Динамика конфликта
- Этапы развития конфликта:
- Развитие доконфликтной ситуации
- Развитие собственно конфликта
- Развитие послеконфликтной ситуации
Развитие доконфликтной ситуации
- возникновение объективной проблемной ситуации социального взаимодействия;
- ее осознание субъектами проблемного взаимодействия;
- попытки разрешить неконфликтными способами;
- начало предконфликтной ситуации.
Развитие собственно конфликта
- инцидент;
- переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт;
- конфликтное взаимодействие;
- попытки завершить конфликт;
- завершение конфликта
- Развитие послеконфликтной ситуации
- частичная нормализация взаимодействия участников конфликта;
- полная нормализация взаимодействия.
Основные этапы и фазы конфликтов
Соотношение деловой и личностной сфер в длительном конфликте
Источник