Способы разрешения конфликтных ситуаций доу

Методическая разработка для педагогов «Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ»

Оксана Тимошина
Методическая разработка для педагогов «Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ»

Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ

Педагог-психолог МБДОУ ЦРР

детского сада №179 «Алиса» г. Ульяновска

Тимошина Оксана Юрьевна

В любом коллективе, даже самом дружном и сплоченном, рано или поздно могут возникнуть конфликтные ситуации. Педагогический коллектив, в силу специфики его трудового процесса, порождающего множество причин для конфликтов, не является исключением. Конфликтные ситуаций, возникающих в коллективе детского сада,могут быть:

• между педагогами;

Как правило, основу конфликтов между педагогами составляют профессиональные разногласия, личная неприязнь, конкуренция между членами коллектива, низкий уровень культуры поведения и коммуникации.

• между воспитателем и родителями

Причины конфликтов между педагогоми родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т. д.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

• с ребенком мало занимаются в саду;

• не создают должных условий для укрепления его здоровья;

• не могут найти подход к ребенку;

• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики,

не переодели грязную футболку) ;

• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

• ограничивают свободу ребенка;

• часто жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали.

У воспитателей тоже есть «свой список»претензий к родителям:

• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика) ;

• поздно забирают детей;

• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход) ;

• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Давайте рассмотрим конкретные примеры конфликтных ситуаций между педагогами:

В ДОУ после декретного отпуска вышла музыкальный руководитель, имеющая большой профессиональный опыт. Воспитатель одной из групп увидела в сотруднице конкурентку и начала вмешиваться в ее работу. Когда музыкальный руководитель занималась постановкой детского праздника, воспитатель стала проявлять инициативу, пыталась самостоятельно распределять роли между детьми, навязывала свои советы. Педагог игнорировала ее рекомендации. Тогда воспитатель пошла на конфликт, стала делать резкие замечания в адрес коллеги. Конфликт мог перерасти на личностный уровень.

Как можно конструктивно решить этот конфликт? (Предлагаемые варианты записываются на доске).

Комментарии психолога: На консультации с воспитателем были сделаны акценты на ее профессионализме и высокой оценке ее работы администрации ДОУ, и как профессионалу был задан вопрос – как бы она оценила данную ситуацию, если бы на месте музыкального руководителя была она сама. Педагог согласилась с тем, что была бы не довольна, если бы вмешивались в ее работу. Каждый сотрудник должен отвечать за деятельность в рамках своей компетенции и должностной инструкции. Личные отношения между участницами конфликта были налажены.

В детском саду назрел конфликт между воспитателями одной группы — с опытом и молодым специалистом. На протяжении нескольких месяцев молодой специалист-воспитатель работала неплохо: ее деятельность соответствовала образовательной программе, но отсутствовало стремление к применению инноваций. Воспитатель с опытом регулярно давала рекомендации по улучшению качества работы молодому специалисту, делилась новыми разработками. Однако молодой специалист игнорировала все предложения старшей коллеги, действовала строго по программе. В итоге между педагогами состоялся деловой разговор, который быстро перерос в выяснение отношений. Как решить данный конфликт?

Комментарии психолога: Беседа с воспитателем с большим педагогическим опытом показала, что она отмечает положительные профессиональные и личностные качества молодого специалиста и с ее стороны есть желание помочь в становлении молодой коллеги. Были даны рекомендации в какой форме (на равных, без давления) выстраивать общение с молодым педагогом. Подключиться к контролю выполнения членами педагогического коллектива значимых предложений со стороны старшего коллеги. В беседе с молодым специалистом были подчеркнуты плюсы ее работы, затем было подчеркнуто, второй педагог является педагогом с большим стажем, поэтому все его предложения важны, к ним необходимо прислушиваться и применять в своей педагогической практике. Для смягчения данного конфликта было предложено участие педагогов данной группы в конкурсе методических разработок внутри педагогического коллектива ДОУ. Хотелось бы отметить, что педагоги данной группы заняли 1 место!

Читайте также:  Верошпирон способ применения дозы

Рассмотрим теперь примеры конфликтов между воспитателем и родителями.

Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он «получает за это деньги».

Комментарий психолога: Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае педагогу было рекомендовано уклониться от конфликта- это помогло сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком путем оформления стенда об организации занятий и игр дома для родителей.

Ситуация 2

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители сильно возмущались, что его только что купленная одежда очень грязная, и обвинили педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель в шутливой форме предложила попробовать родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Комментарий психолога. В данной ситуации это хороший выход. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но желательно доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку «наиграться», что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще.

Ситуация 3

Ребенок берет чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Родители обвиняют в этом всех детей, родителей детей из группы, но не своего ребенка.

Комментарий психолога: Очень важно в этой ситуации не навешивать на ребенка «ярлыков»- называть его вором. Педагогу было рекомендовано проявить чувство такта к родителям ребенка и терпение к малышу, выразить недовольство его поведением в виде «Я-сообщения» (я огорчена, расстроена) и спокойно объясняйте каждый раз, что так делать нельзя.

Ситуация 4

Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметила, что он все время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.

Комментарий психолога Для решения данной проблемы педагогу было рекомендовано участие во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.

-Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них недостаточно развита произвольность поведения. Воспитатель в такой ситуации ведет себя вполне грамотно. Дополнительную помощь в решении проблемы может оказать педагог-психолог детского сада, орга-низовав специальные коммуникативные игры.

В заключении хотелось бы для поддержания стабильного психологического состояния у вас, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств провести …

Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

Анализ педагогических ситуаций (из опыта работы) 1 ситуация: Дети старшей группы вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду: окопать фруктовые деревца. Радостные и шумные,.

Годовой план работы педагога-психолога Цель: Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ. Задачи педагога – психолога на 2016.

Методическая разработка для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа» Методическая разработка для педагогов «Развитие и усвоение звукового анализа» Основная задача обучения грамоте – формирование у детей общей.

Читайте также:  Способы изображения трехмерного изображения

Методическая разработка: мастер-класс для педагогов «Развитие музыкально-художественной деятельности с использованием ИКТ» Цель: направить интерес педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий в музыкально-художественной деятельности с детьми.

Методическая разработка обобщение опыта работы. «Играем и танцуем вместе с мамой» Методическая разработка обобщение опыта работы. «Играем и танцуем вместе с мамой» Проблема взаимосвязи музыки и движения была и остается.

Методическая разработка: «Ознакомление детей 3–4 лет с позитивными способами разрешения конфликтных ситуа- ций» В возрасте 3-4 лет дошкольники активно взаимодействуют со сверстниками во время общения и совместных игр. Общение ребенка с окружающими.

МО педагогов-психологов «Использование ИКТ и ЭОР в работе педагога-психолога ДОУ» В нашем современном обществе ребенок буквально с первых дней своей жизни погружается в информационный поток. В ближайшем окружении ребенка.

План работы педагога-психолога ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 «Сказка» УТВЕРЖДЕНО МБДОУ №22 «Сказка» От «___».

Семинар «Взаимодействие педагогов с родителями при разрешении конфликтных ситуаций» Тема: «Взаимодействие педагогов с родителями при разрешении конфликтных ситуаций». Цель: определение способов и средств общения педагога.

Тренинг для воспитателей ДОУ «Конфликты. Пути решения конфликтных ситуаций» Тренинг «Конфликты. Пути выхода из конфликтных ситуаций». Подготовила: педагог-психолог ГБДОУ №41 г. Севастополя, Королева Е. С. Цель: познакомить.

Источник

Методическая разработка для педагогов «Разрешение конфликтных ситуаций возникающих в дошкольном учреждении»
методическая разработка

Данная разработка способствует повышению уровня психолого-педагогических компетенций педагогов в сфере разрешения конфликтных ситуаций, с которыми воспитатели могут столкнуться.

Скачать:

Вложение Размер
методическая разработка для педагогов ДОУ 19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для педагогов

«Разрешение конфликтных ситуаций возникающих в дошкольном учреждении»

Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетенции решения конфликтных ситуаций.

  • определить участников конфликтных ситуаций;
  • раскрыть варианты решения конфликтных ситуаций;
  • провести обсуждение и анализ конкретных конфликтных ситуаций.

Место проведения: музыкальный зал.

Время проведения: 1 ч.10 мин.

Оборудование: музыкальный центр, музыка для релаксации, проектор.

Раздаточный материал: памятки.

Конфликтные ситуации могут возникнуть в любом, даже самом дружном и сплоченном коллективе. Педагогический коллектив, в силу специфики трудового процесса, порождающего множество причин для конфликтов, не является исключением. Большинство людей не любят конфликты и стараются избегать их. Правильно выстроив поведение при возникновении нериятных ситуаций, можно сохранить здоровые отношения между воспитанниками, педагогами, воспитателями и родителями. Рассмотрим конфликтные ситуации , которые могут возникнуть в дошкольном образовательном учреждении:

Между воспитателем и родителем

Профессиональные разногласия, личная неприязнь, конкуренция в коллективе, низкий уровень культуры поведения и общения.

Родитель не удовлетворен качеством воспитательно-образовательного процесса, родитель неудовлетворен положением ребенка в коллективе, отношением к нему воспитателя; ребенок тяжело адаптируется к детсому саду и т.д.

Организационные моменты, конфликты между детьми.

Рассмотрим подробно поводы для непонимания и недовольства родителей по отношению к работе воспитателя:

  • с ребенком недостаточно занимаются;
  • не могут найти подход к ребенку;
  • используются наказания;
  • плохо следят за внешним видом ребенка (сопливый, мокрый, грязный);
  • ребенка заставляют или не заставляют есть;
  • не принимают меры в отношении агрессивных, гиперактивных детей;
  • часто жалуются на поведение ребенка;

Поводы для недовольства воспитателей по отношению к родителям:

  • неуважительное отношение к персоналу детского сада;
  • отсутствие сменной одежды у детей;
  • приводят совершенно неподготовленных к детскому саду детей;
  • поздно забирают детей;
  • предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

А сейчас, давайте поговорим о конкретных примерах конфликтных ситуаций:

Ситуация между воспитателями:

В группе назрел конфликт между коллегами: воспитателем с опытом и молодым специалистом. Работа молодого специалиста соответствовала образовательной программе, но отсутствовало стремление к применению инноваций. Воспитатель с опытом регулярно пыталась давать рекомендации по улучшению качества работы, делилась своими разработками. Однако молодой специалист игнорировала все предложения старшей коллеги и действовала строго по программе. В итоге между педагогами состоялся деловой разговор, который перерос в выяснение отношений.

Вопрос: Как решить данный конфликт?

Комментарий психолога: была проведена беседа с каждым из воспитателей отдельно. Беседа с воспитателем с большим педагогическим опытом показала, что она отмечает положительные профессиональные и личностные качества молодого специалиста и с ее стороны есть желание помочь. Были даны рекомендации в какой форме выстраивать отношения с молодым педагогом. В беседе с молодым педагогом были подчеркнуты плюсы ее работы. Для смягчения данного конфликта было предложено участие педагогов данной группы в конкурсе методических разработок внутри педагогического коллектива.

Ситуация между воспитателем и родителем:

Забирая вечером из детского сада ребенка, мамочка сильно возмущалась тем, что у ребенка грязная уличная одежда. Она обвинила воспитателя в том, что она плохо следит за детьми. Воспитатель в шутливой форме предложила попробовать родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Комментарий психолога: юмор – всегда хороший выход. Но нужно доброжелательно объяснить маме ребенка, как детям важно «наиграться», что ограничение движений ребенок воспринимает, как наказание.

Ситуация между родителями:

Помимо описанных выше случаев, бывают конфликты между родителями детей из-за порчи домашних игрушек: «Ваш ребенок сломал дорогую игрушку, купите аналогичную или верните деньги». Возникает вопрос: нужно ли воспитателю включаться в разговор? Если да, то для педагога существует опасность — желание поддержать одного из родителей, что, скорее всего, вызовет гнев со стороны другого родителя и усугубит ситуацию.

Комментарий педагога – психолога: наиболее безопасные действия педагога в данном случае:

  1. Описать родителям наблюдаемую в группе ситуацию с детьми в хронологическом порядке, без предъявления собственного вывода и интерпретации увиденного, сказать, что вы уже предприняли в связи с этим.
  2. Высказать сочувствие обоим участникам конфликта и вежливо предложить родителям перенести свой разговор в другое место. Мы описали многие, но не все имеющиеся в практике ситуации по поводу игрушек как яблока раздора. Хочется отметить, что при разрешении конфликта воспитатель является помощником, который не осуждает и не предоставляет готовых решений проблемы. Важно научить обсуждать проблему, вовлекая детей во взаимодействие.

Анализ конфликтных ситуаций в ДОУ показывает, что к ним применимы общие правила классификации конфликтов:

  • возникновение противоречий;
  • осознание конфликта хотя бы одной стороной;
  • конфликтное поведение;
  • исход конфликта.

5 способов разрешения конфликтов в ДОУ:

  1. Конкуренция – каждый сосредотачивает внимание только на своих интересах;
  2. Уклонение – не уделяется внимание своим интересам и интересам партнера;
  3. Компромисс – обе стороны идут на уступки;
  4. Приспособление – учет интересов другого человека в ущерб собственным;
  5. Сотрудничество – позволяет учесть интересы обеих сторон.

Наиболее эффективными способами выхода из конфликтных ситуаций выступают сотрудничество и компромисс.

Конфликтные ситуации в детском саду не избежны, однако успешность функционирования образовательного учреждения зависит от того, на сколько своевременно и корректно они будут решены. Воспитателям и руководителям ДОУ следует обращать внимание на причины возникновения конфликтов, устранять их, а также формировать правильную стратегию выхода из подобных ситуаций.

В заключении проведем «Психологическую зарядку» (для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психофизических растройств)

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественные произведения для анализа конфликтных ситуаций (для детей дошкольного возраста).

Данные произведения направлены на то, чтобы дети самостоятельно сделали выводы о допустимом поведении: как вести себя, чтобы избежать конфликтов, что делать, если ты обидел другого человека, как жить .

Методическая разработка «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Представление собственного инновационного педагогического опыта.

Методическая разработка для воспитателей ДОУ: «Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения. Этика поведения и общения».

В наше время в обществе, с его повышенным вниманием к человеку, нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Необходимо с ранних лет воспитывать у них любовь к Родин.

Методическая разработка. Воспитателя, Кононовой Любови Николаевны, Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга.

По результатам анализа литературных источников и проведенных исследований мной была разработана система занятий, направленных на развитие уровня общения детей дошкольного возраста со взрослыми. .

Методическая разработка на тему «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома, на улице» для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю конспект занятия в старшей группе по ОБЖ на тему «Опасные ситуации: контакты с незнакомымилюдьми дома и на улице» с презентацией. Конспект включает в себя сюрпризный момент, пробле.

методическая разработка «Традиционная и инновационная технология хеппенинг в дошкольном образовательном учреждении»

Ребёнок переступает порог детского сада. В его жизни наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. В этот период на помощь приходит современная личностн.

Источник

Читайте также:  Какие способы применяют для подавления картофельной болезни хлеба
Оцените статью
Разные способы