- Примеры конфликтных ситуаций и способы их успешного разрешения
- Понятие и психология конфликтологии
- Как возникает?
- Популярные приемы урегулирования ситуации
- Методы разрешения
- Структурные
- Конструктивные
- Интегральный
- Компромисс
- Выход из конфликта
- Примеры конфликтных ситуаций
- В обществе
- Между сотрудниками
- Формы завершения
- Завершение , не всегда разрешение
- Конфликт: способы и приемы решения
- Основное понятие конфликта
- Основные способы
- Соперничество
- Уход или уклонение
- Сглаживание
- Принуждение
- Компромисс
- Решение проблемы
- Сотрудничество
- Методы разрешения
- Последовательность переговоров
- Стратегии поведения
- Противодействие
- Избегание
- Компромиссные решения
- Начало сотрудничества
- Уступчивость
- Что подразумевает полное разрешение конфликта
Примеры конфликтных ситуаций и способы их успешного разрешения
Конфликты , это неотъемлемая часть жизни людей.
Умение вести себя грамотно в неблагоприятных обстоятельствах является залогом спокойствия и уверенности в себе.
По этой причине любому человеку полезно изучить примеры того, какими могут быть конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Как избежать конфликта между учителем и учеником? Узнайте об этом из нашей статьи.
Понятие и психология конфликтологии
Конфликт , что это такое? Если говорить кратко, это столкновение интересов, мнений и взглядов.
В результате конфликта возникает кризисная ситуация, при которой каждый участник столкновения стремится навязать другой стороне свою точку зрения.
Неостановленный вовремя конфликт может привести к открытому противостоянию, при котором предмет спора отодвигается на второй план и на первое место выходят амбиции сторон.
Как правило, в результате конфликта не появляется проигравших и победителей, поскольку все участники затрачивают е силы и в итоге не получают положительных эмоций.
Особенную опасность представляют внутренние конфликты, когда человека мучают раздирающие его противоречивые мысли и желания. Затяжные состояния внутренних конфликтов нередко заканчиваются депрессиями и неврозами.
Современному человеку необходимо уметь вовремя распознать начинающийся конфликт, предпринять грамотные шаги по недопущению разрастания конфликта и его ликвидации на стадии зарождения.
Если все же конфликт погасить сразу не удается, необходимо уметь выстраивать правильную линию поведения и грамотно выходить из конфликта с минимальными потерями.
Как возникает?
В результате многочисленных исследований было определено, что большинство конфликтов возникают без наличия соответствующих намерений у их участников.
Часто люди непроизвольно реагируют на конфликтогены других людей, либо сами являются источником конфликтогенов, в результате чего и зарождается стрессовая ситуация.
Конфликтогены , слова, действия, поступки, приводящие к конфликту. Они возникают при наличии каких-либо психологических проблем у участников, либо используются целенаправленно для достижения поставленных целей.
Большинство конфликтогенов проявляется по следующим причинам:
- жажда превосходства. Стремление доказать свою значимость,
- агрессивность. Изначально агрессивное поведение по отношению к другим людям, вызванное негативным эмоциональным состоянием,
- эгоизм. Стремление достичь своих целей любой ценой.
Как возникают конфликты? Истинные причины и способы разрешения:
Популярные приемы урегулирования ситуации
Наиболее эффективные стратегии, которые используются чаще всего на практике для регулирования конфликта:
- Избегание. Одна из сторон устраняется от спора, демонстрируя нежелание продолжать дискуссию.
- Изменение предмета. Спор переводится незаметно в другое русло. Например, на косвенно касающийся основного предмета спора вопрос. В результате конфликт за неимением прежнего эмоционального накала постепенно затухает.
- Столкновение. Каждая из сторон настаивает на своей позиции, что приводит к необходимости разрешения ситуации путем учета мнений обоих участников спора.
- Приспособление. Одна из сторон старается найти для себя пути разрешения ситуации, которые дадут возможность устранить предмет спора.
- Откладывание. Одна из сторон берет перерыв для обдумывания сложившейся ситуации.
- Примирение. Обоюдное признание конфликта исчерпанным. Как правило, это возможно только при посредничестве третьей стороны.
- Компромисс. Достижение компромиссного решения в результате проведенных мирных переговоров.
О способах решения конфликтов в этом ролике:
Методы разрешения
С научной точки зрения существуют конкретные методы разрешения конфликта:
Структурные
Чаще всего используются в профессиональной сфере. К ним относятся:
- Разъяснение требований. Участники конфронтации получают четкие указания, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос. Возможность возникновения конфликта исключается ввиду отсутствия общих интересов, между которыми может произойти столкновение.
- Использование специальных механизмов управления. Разрабатывается и применяется на практике четкая система действий при возникновении негативной ситуации, которая может перейти в конфликт. Система позволяет на ранних стадиях определить зарождающийся спор и устранить его до перехода на следующий этап.
- Установление целей. Объединение сторон для достижения общей цели потребует полного примирения и устранения любых разногласий. Стремление к подобному объединению ради общей цели наблюдается только при высоком уровне мотивации.
То есть цель должна иметь высокую значимость для всех участников конфликта.
Конструктивные
Как противостоять агрессии и успешно разрешить конфликт? Подобные способы разрешения конфликтов больше используются в межличностном общении.
Для успешного разрешения ситуации при помощи конструктивных методов необходимо сформировать у участников адекватное восприятие ситуации, расположить их к открытому взаимодействию, создать атмосферу доброжелательности и доверия, совместно определить корень проблемы.
К конструктивным стилям относятся:
- Освобождение от отрицательных эмоций. Освободиться от негативного настроя можно при помощи применения различных техник релаксации, кратковременного выхода из помещения, открытого высказывания своих переживаний, спокойного выслушивания мнения третьих лиц и т.д.
- Построение диалога. Успокоившиеся собеседники делятся своими переживаниями. Каждый выслушивает спокойно позицию оппонента и после этого своими словами пересказывает то, что он услышал. Так человек пытается объективно оценить позицию второй стороны и взглянуть на ситуацию под другим углом.
- Демонстрация позитивного отношения. Необходимо показать второй стороне, что, несмотря на возникшую ситуацию, имеет место уважение к мнению другого человека и принятие его точки зрения.
- Анализ своего поведения. Следует откровенно оценить мотивы собственного поведения, и адекватно определить степень значимости собственной позиции для себя.
Нередко подобный анализ приводит человека к мысли, что суть конфликта не так уж значима для него, и он может без труда отказаться от начавшегося спора, не понеся при этом никаких потерь.
Интегральный
Позволяет каждой стороне ощутить себя победителем. Подобный эффект достигается при наличии у сторон согласия отказаться от своих первоначальных позиций, пересмотреть ситуацию и найти решение, удовлетворяющее всех.
Метод может применяться только в том случае, если участники спора демонстрируют гибкость мышления и способность приспосабливаться к новым обстоятельствам.
Компромисс
Наиболее мирный, зрелый способ разрешения ситуации.
Стороны принимают решение о взаимных уступках с целью устранения негативных факторов, вызвавших спор.
Подобное поведение людей позволяет не только мирно урегулировать появляющиеся противоречия без ущерба для кого-либо, но и выстроить долгосрочные коммуникативные связи.
Выход из конфликта
Как выходить из конфликтных ситуаций? Чтобы выйти из сложившейся неприятной ситуации нужно предпринять следующие шаги:
- Перестать употреблять слова или совершать действия, провоцирующие отрицательную ответную реакцию оппонента.
- Не реагировать на подобное поведение со стороны собеседника.
- Демонстрировать расположение по отношению к другому человеку. Делать это можно при помощи жестов, мимики, слов. Улыбка, поглаживание по плечу, пожатие рук, употребление вежливых фраз , все это способствует сглаживанию споров.
Собеседник сразу же приобретает позитивный настрой и ситуация вскоре разрешается.
Примеры конфликтных ситуаций
В обществе
Социальные конфликты лучше всего разрешать, используя конструктивные методы.
Например, соседи многоквартирного дома могут вступить в конфликт, вызванный распределением парковочных мест на дворовой территории.
Одни соседи будут настаивать на организации четкой разметки, в соответствии с которой каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы будут выступать за возможность свободной расстановки автомобилей.
В данной ситуации наиболее эффективными методами разрешения спора будет построение диалога, совместное разрешение ситуации при помощи компромисса.
Жильцам достаточно организовать собрание и принять на нем решение, что часть площади во дворе отводится под индивидуальные парковки, а другая часть остается сторонникам произвольной парковки.
Между сотрудниками
Споры в сфере менеджмента лучше решать структурными методами.
Например, сотрудники одного коллектива могут вступить в конфликт в связи с неспособностью вместе работать в одном направлении.
Каждый определяет для себя спектр обязанностей, который не одобряется его коллегой. Результат , возникновение конфликтной ситуации и неэффективность совместной работы.
Руководителю сотрудников, вступивших в спор, необходимо применить методы разъяснения требований, установления целей и назначения вознаграждения.
Каждому сотруднику будет разъяснен принцип его работы, четкий спектр должностных обязанностей. Перед коллегами будут поставлены совместные цели, достигнув которых, они получат обещанное вознаграждение (премия, повышение и т.д.).
Как правильно разрешать конфликты? Узнайте из видео:
Формы завершения
Что относится к форме завершения конфликта? Столкновение интересов может быть завершено следующим образом:
- Разрешение. Предпосылками может стать наличие у сторон желания прекратить спор и не возвращаться к нему в дальнейшем. Для окончательного разрешения конфликта может потребоваться привлечение третьих лиц. Особенно это актуально в сфере профессиональных взаимоотношений.
- Затухание. Спор может перестать быть актуальным для одной из сторон, либо для всех участников процесса. В первом случае вторая сторона не находит отклика на собственные слова и действия и оказывается вынужденной прекратить конфликт. Во втором случае стороны одновременно принимают решение о нежелании продолжать спор по причине усталости, окончания аргументов, потери интереса к предмету спора и т.д.
Данный вид завершения конфликта не всегда является положительным результатом, поскольку при возникновении нового стимула спор может возобновиться с новой силой.
Завершение , не всегда разрешение
Всегда ли завершение конфликта означает его разрешение? Важно не путать понятия завершение конфликтной ситуации с ее разрешением.
Завершение конфликта , это момент окончания действий сторон на текущий момент времени, прекращение спора по различным причинам (затухание, перерастание в новый спор и т.д.)
Завершение спора в настоящий момент не гарантирует, что он вновь не возникнет спустя некоторое время. Это связано с тем, что источник конфликта никуда не деля, и стороны не достигли никакого результата.
Разрешение конфликта предполагает осознанное применение методов и приемов, направленных на исправление возникшей негативной ситуации.
Разрешенный конфликт позволяет сторонам примириться и более не возвращаться к предмету спора.
Таким образом, конфликт может возникнуть в любой сфере жизни человека в результате столкновения его интересов с интересами других людей.
Существует множество способов выхода из конфликта. Важно уметь применять их на практике до того, как ситуация перешла на серьезный уровень.
О том, как общаться с другими людьми, если у вас с ними различные точки зрения по некоторым вопросам, в этом видео:
Источник
Конфликт: способы и приемы решения
Основное понятие конфликта
Понятие «конфликт» произошло от латинского conflictus — столкновение, удар.
Конфликт — это ситуация, в которой две стороны занимают противоположные позиции, предъявляя друг другу взаимоисключающие требования. Это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях и взглядах, которые возникают в процессе социального взаимодействия.
Конфликт всегда сопровождается возникновением отрицательных эмоций и может быть причиной выходящего за рамки общественных норм поведения. Однако его можно успешно разрешить, избежав крайне негативных чувств, если правильно выбрать стратегию для выхода из спорной ситуации.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- Биполярность. Определенная точка зрения может существовать, только если с ней сосуществует противоположная. Противостояние интересов предполагает наличие двух противоречащих друг другу или несовместимых идей.
- Наличие субъектов. «Столкновение» как ядро конфликта предполагает осознанную активность сторон. Находиться в спорной ситуации возможно только при взаимодействии субъектов, что также предполагает возможность осознанных действий с их стороны.
- Активность. Конфликт от противоречия отличается тем, что в нем есть субъекты, которые действуют определенным образом для представления своих интересов. Их активность является движущей силой развития конфликтной ситуации для достижения компромисса.
Основные способы
Соперничество
Данная стратегия разрешения конфликта предполагает ориентацию человека на свои интересы. Одна конфликтующая сторона может навязывать свою точку зрения другому участнику спора, активно настаивая на решении ситуации в свою пользу. Разрешается коммуникация победой или поражением одной из сторон.
Соперничество не предполагает достижения компромисса или какого-либо сглаживания напряжения.
Соперничество часто применяется, когда:
- Исход ситуации является важным для конфликтующей стороны.
- Отсутствует время для достижения компромисса.
- Действия происходят в экстремальной ситуации.
- Есть вероятность возникновения опасных последствий.
Уход или уклонение
Уход из спора или уклонение от конфликта предполагает насильственный или добровольный отказ от участия в споре и отстаивании своей позиции. Человек, придерживающийся данной стратегии, стремится избежать напряженной ситуации и негативных эмоций, пытается наладить благоприятные отношения. Разрешается конфликт принятием одной стороной требований собеседника и уклонением от спорных вопросов.
Уход или отклонение часто применяется, когда:
- Участник спора осознал, что он не прав.
- Необходимо сохранить с собеседником хорошие отношения.
- Отсутствуют силы и ресурсы для активного отстаивания своей позиции.
- Предмет конфликта является незначительным для одной из сторон.
- Спор никак не повлияет на окончательное решение.
Сглаживание
Применение сглаживания оправдано, если главным в ситуации является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта. Часто данная стратегия применяется, когда предмет разногласия важен для другой стороны, но не имеет особого значения для инициатора сглаживания спора.
Сглаживание может быть признано рациональным, если предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с соперником.
Данная стратегия часто применяется, когда:
- У одного из собеседников нет желания продолжать спорить.
- Предмет спора не имеет значения для конфликтующей стороны.
- Отношения с собеседником важнее, чем окончательное решение.
Принуждение
Этот стиль поведения при разногласии подразумевает попытки заставить собеседника принять другую точку зрения любой ценой. Человек, который выбрал способ принуждения, не интересуется мнением соперника и обычно ведет себя агрессивно.
Данный способ поведения эффективен, когда человек имеет власть над своим собеседником и может принудить его к принятию необходимой позиции, что наиболее часто встречается в профессиональной среде.
Подавление инициативы подчиненного может негативно повлиять на вовлеченность персонала в деятельность организации и уважение к начальству, поэтому принуждение необходимо осторожно использовать в нестандартных ситуациях, где невозможно сотрудничество и компромисс.
Компромисс
Компромисс — это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта, соглашение путем взаимной уступки при столкновении позиций оппонентов.
В процессе поиска компромисса учитываются интересы всех участников спора, но в большинстве случаев данная стратегия рассматривается как промежуточный этап разрешения конфликта.
Урегулирование конфликта с помощью компромисса уместен, когда:
- Конфликт касается управленческой ситуации.
- Спор необходимо разрешить в интересах компании.
- Разногласие требует сохранения доброжелательных отношений между участниками спора.
Решение проблемы
Данный способ ведения конфликта подразумевает признание обеих сторон, что взгляд на один и тот же вопрос может быть разным, и это требует пересмотра своей позиции и принятия чужой как потенциально достойной обсуждения. Результатом использования этого приема является общее решение, являющееся оптимальным для всех оппонентов.
Сотрудничество
Сотрудничество предполагает погружение в конфликтную ситуацию для совместного поиска возможного исхода, удовлетворяющего интересам обеих сторон. В процессе сотрудничества наблюдается содержательный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки стратегий возможного результата.
Данный стиль поведения предполагает:
- Вовлеченность участников коммуникации в предмет разногласий.
- Взаимную заинтересованность в выгодном разрешении ситуации.
- Понимание общей пользы сотрудничества.
- Рассмотрение противника не как врага, которого нужно победить, а как союзника, который поможет найти правильное решение.
Методы разрешения
Методы управления конфликтами — это активные действия, направленные на минимизацию возможности возникновения разногласий и изменение поведения непосредственно в процессе конфликтной ситуации.
Разрешение спорных ситуаций происходит с помощью следующих групп методов:
- Структурные. Данные методы чаще всего применяются в организационных вопросах, возникающие в профессиональной среде. К ним можно отнести составление должностных инструкций, определение обязанностей по подразделениям, построение системы мотивации персонала и поиск способов координации активности сотрудников.
- Внутриличностные. Такие методы необходимы для самоконтроля и наблюдения за своим поведением. Управление собственным состоянием и развитие самосознания позволяет выделить собственные слабые места и защитные реакции, которые часто приводят к напряжению в диалоге и разногласиям. Полезным методом управления поведением является выражение негодования не в виде обвинений, а объяснения своих чувств. Например, коллега по работе постоянно перебивает другого работника, не дает ему высказать свое мнение, чем вызывает сильное раздражение и злость. Вместо того, чтобы высказать претензию, указав на невежливое отношение коллеги, можно выразить свои чувства и предотвратить конфликт.
- Ответные агрессивные действия. Данные методы применяются в крайних случаях, когда исчерпаны возможности других способов предотвратить разногласия.
- Переговоры. Из всех способов преодоления противоборства сторон переговоры являются наиболее эффективным. Для них характерны попытки обеих сторон получить хотя бы часть желаемого, пойти на определенные компромиссы.
Я-высказывание — это форма высказывания, в котором человек говорит о своих намерениях, состоянии и чувствах, стараясь не задевать и не обвинять своего собеседника.
Например, если вас перебивают, эту технику можно использовать следующим образом: «Я очень расстроен, что не могу высказать свои идеи. Из-за перебивания я не могу закончить свою мысль. Было бы отлично, если бы вы дали мне время сказать, что я думаю по этому поводу».
Последовательность переговоров
Переговоры являются наиболее эффективным способом преодолеть конфликт. Они проводятся в определенной последовательности:
- Подготовка к переговорам. Начальный этап процедуры переговоров заключается в определении желаемого результата, сильных и слабых сторон противника, изучении необходимой информации, чтобы защитить свою точку зрения.
- Официальный выбор позиции. На данном этапе участники переговоров выражают свое мнение по определенному вопросу и высказывают осведомленность о несогласии противника. Начало переговоров может быть разным; это зависит от тактики, которую выберут участники дискуссии.
- Поиск решения, борьбы за преимущество. Участники переговоров проверяют друг друга, пытаются аргументировать свою позицию и получить преимущество в процессе коммуникации. Если переговоры начинают задевать одну из сторон, противник должен найти выход из создавшегося положения и защитить свою позицию.
- Завершение переговоров. Если соглашение не было достигнуто, между участниками переговоров возникает напряженность и взаимное раздражение. Чтобы избежать конфликтной ситуации, участникам спора нужно пойти на взаимные уступки и четко проанализировать, какие из них влияют на достижение основной цели, а какие портят результат предыдущей работы.
Стратегии поведения
Противодействие
Данная стратегия поведения предполагает отстаивание своей позиции в ущерб интересам другого человека. Тактические действия человека в стратегии противодействия:
- Контроль действий противника.
- Намеренное моральное давление на собеседника.
- Провокации на необдуманные действия.
- Использование обмана и хитрости для выставления себя в выигрышном положении;
- Выражение нежелания продолжать диалог из-за уверенности в собственной правоте.
Избегание
Часто люди предпочитают не вступать в активные разногласия и выбирают путь избегания конфликтной ситуации. Эффективность данной стратегии зависит от важности предмета разговора и отношений между участниками спора. Например, если отношения между оппонентами предполагают долгосрочное общение, то избегание существующих трудностей может привести к накоплению неудовлетворенности и напряжения, что в дальнейшем может проявиться в виде сильной ссоры.
Основные действия инициатора избегания в конфликте:
- Отказ от вступления в коммуникацию.
- Недоверие к противнику.
- Отрицание серьезности ситуации.
- Медлительность в принятии решения.
- Демонстративный уход из ситуации.
Компромиссные решения
Когда точки зрения сторон абсолютно отличаются, но отношения с противником в конфликте очень значимы, компромисс является самым лучшим вариантом решения спорных моментов. Особенностью компромисса как способа разрешения конфликта является то, что стороны соблюдают достигнутое соглашение, поскольку добровольно приходят к его содержанию.
В процессе принятия компромиссных решений проблема действительно устраняется, однако противники могут быть не удовлетворены, так как обе стороны разногласия вынуждены частично отказаться от своей точки зрения.
Начало сотрудничества
Сотрудничество — это поведение в конфликте, когда обе стороны находят совместное решение, поиск которого всегда удовлетворяет всех участников спора.
Эта стратегия поведения предполагает зависимость взглядов одной стороны разногласия от мнения другой и полную заинтересованность участников конфликта в сотрудничестве. В процессе сотрудничества стороны должны переступать через негативные эмоции, сопровождающие конфликтные отношения, уметь объяснять свои желания, выражать нужды и слушать друг друга.
Данный способ требует более продолжительной работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку человек вынужден удовлетворять свои нужды, учитывая интересы партнера, с которым проходит обсуждение различных вариантов решения проблемы.
Тактические действия в процессе сотрудничества:
- Тщательный поиск информации о возникшей проблеме.
- Поиск скрытых интересов и нужд участников разногласия.
- Выработка альтернативных решений.
- Готовность вовлеченных в конфликт сторон искать пути решения проблемы.
Уступчивость
Следуя данной стратегии, человек готов проигнорировать свои интересы и уступить другому человеку для того, чтобы избежать противостояния. Такое поведение может быть свойственно неуверенным в себе людям или тем, кому предмет спора не особо интересен. Принцип уступчивости уместен, когда важно сохранить дружеские отношения между участниками конфликта.
Основные действия в стиле уступчивости:
- Активное соглашение с позицией оппонента.
- Демонстрация непритязания на победу.
- Потакание и лесть противнику.
Что подразумевает полное разрешение конфликта
Разрешение конфликта может быть:
- Полным — подразумевает устранение причин, предмета разногласия и спорной ситуации.
- Неполным — происходит тогда, когда устраняются не все причины разногласия. В таком случае спорная ситуация считается незавершенной, однако она может быть этапом на пути к полному разрешению конфликта.
Предпосылки для окончательного разрешения разногласий:
- Субъекты конфликта хотят сохранить дружеские отношения.
- Оппоненты хотят разрешить ситуацию.
- У участников конфликта есть силы и ресурсы для окончательного решения вопроса.
Для того, чтобы избежать повторного возникновения конфликтов, необходимо использовать методы их предупреждения:
- Вовлечение в общую деятельность. Метод заключается в вовлечении конфликтующих сторон в общее дело на основе выявления их общих интересов.
- Толерантность. Развитие выдержки и терпения к нежелательному поведению поможет проще относиться к неблагоприятным воздействиям со стороны окружающих. Умение приспосабливаться к среде помогает толерантнее относиться к конфликтогенам (вербальным и невербальным элементам коммуникации, которые задевают собеседника и создают напряженную атмосферу в общении).
- Эмпатия. Это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания. Умение сопереживать и сочувствовать помогает наладить контакт с окружающими и в отдельных случаях избежать конфликтной ситуации.
Также существует ряд правил, которые помогают предотвратить конфликтную ситуацию или максимально быстро разрешить спор:
- Необходимо четко и ясно формулировать свои мысли, чтобы собеседник мог интерпретировать их правильно.
- Если человек не понял, что сказал оппонент, желательно переспросить и уточнить, чтобы избежать неловкой ситуации и недопонимания.
- Необходимо проявлять уважение к собеседнику, показывая ему заинтересованность в диалоге. Для этого можно использовать невербальные средства (улыбка, кивание головой, повторение позы, зрительный контакт).
- Желательно избегать ситуаций выражения своего несогласия в жесткой и грубой форме. При возникновении спорной ситуации необходимо тактично выразить свое сомнение, предложив собеседнику выслушать другую точку зрения.
Источник