Коммуникативные конфликты и способы их разрешения
Содержание:
Предмет: | Этика |
Тип работы: | Курсовая работа |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 16.07.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по этике:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
В жизни каждого человека процессы общения, общения играют исключительно важную роль. Однако в современных условиях глобальной конкуренции и быстрого появления новых коммуникационных технологий, видео, телекоммуникаций проблемы взаимодействия людей, межличностного общения и познания приобретают новое значение.
Каждый день современный человек сталкивается с информационными потоками и процессами общения в ситуациях, включающих совместную деятельность, труд, образовательное взаимодействие, общение разных возрастов, социальные группы, и, поскольку лишь немногие люди делают это сознательно и согласованно, проблема изучения коммуникативного конфликты и их предупреждения и разрешения. Ведь знание причин, особенностей коммуникативных конфликтов и умение правильно их разрешать, используя эффективные методы межличностного общения, в значительной степени способствует эффективному взаимодействию личности в системе социальных связей.
Целью данной работы является изучение специфики коммуникативных конфликтов и путей их разрешения.
Достижение цели облегчается решением следующих задач:
- определить понятие «коммуникативный конфликт», рассмотреть основные причины коммуникативных конфликтов;
- определить способы разрешения коммуникационных конфликтов.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ и обобщение литературы в аспекте исследуемой проблемы; методы конкретизации, систематизации и классификации.
Структура работы определяется ее задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающей 6 названий.
Понятие, причины коммуникативных конфликтов
В современной научной литературе существует не менее двухсот определений конфликта, многие из которых не являются взаимоисключающими, но фиксируют это явление на разных уровнях, на разных «уровнях» анализа. Так, известный американский конфликтолог М. Росс подчеркивает, что основным фактором конфликта является различие интересов. По мнению автора, конфликты возникают, когда стороны не соглашаются в распределении материальных или символических ресурсов и действуют несовместимым образом, основываясь на целях или предполагаемых различиях интересов. Аналогичное определение конфликта предлагает М. Дойч, который утверждает, что конфликт возникает, когда «. когда возникают несовместимые действия, те, которые мешают, мешают, создают неблагоприятные условия для совместной деятельности».
Несколько иной мотив в понимании конфликта звучит в трактовке Л. Козера, одного из основателей управления конфликтами. Л. Козер считает, что конфликт — это «борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целью противников является нейтрализация, нанесение вреда или уничтожение противника». Специфика этого Подход заключается в том, что автор акцентирует внимание на ценностной несовместимости конфликтующих сторон, что принципиально важно. Таким образом, по словам Козера, конфликт может возникнуть не только тогда, когда две стороны стремятся достичь разных целей, порождаемых разными интересами, но и когда эти стороны имеют разные ценности.
В психологии конфликт традиционно понимается как конфронтация или столкновение индексно противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, намерений, критериев или концепций оппонентов в процессе общения — общения. Таким образом, конфликт — это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников процесса решения проблемы, которое имеет личное значение для каждой из сторон.
Коммуникативные конфликты возникают в процессе общения. В то же время само общение можно рассматривать как «коммуникативную деятельность», как процесс (в его временном выражении) и как «коммуникативный акт», как состояние (в отдельный момент времени).
Коммуникативная деятельность — это набор действий, подчиненных определенной коммуникативной цели. Коммуникативный акт — это элемент коммуникативного поведения, поток общения как взаимодействие между коммуникантами, один из которых является адресатом, а другой — адресатом (если вы берете какой-либо один момент времени, такое различие должно быть признано обязательным). Необходимо отличать коммуникативный акт от речевого акта — элемента речевого поведения, речевого потока как процесса обмена сообщениями, разработанного с использованием естественного языка.
Соответственно, коммуникативный конфликт является результатом особого типа общения, это особое состояние коммуникативного акта, это результат особого речевого поведения.
Особенность коммуникативного конфликта состоит в том, что его участники никогда — или почти никогда — не знают ни об объекте, ни об объекте конфликта; Отражение конфликтной ситуации в глазах коммуникантов редко соответствует реальной ситуации. Как правило, они заменяют психологический конфликт подлинным конфликтом вербальных или контактных решений, и поэтому коммуникативный конфликт в большинстве случаев остается неразрешенным6.
Источником коммуникативных конфликтов являются люди, актеры, потому что именно они запускают процесс общения.
В самом общем виде причиной коммуникативного конфликта является противоречие между коммуникативными целями или коммуникативными ролями адресата и адресата.
Это связано с тем, что индивидуальные потребности, определяющие характеристики поведения человека, тип его межличностных отношений, в ситуации речевого общения соответствуют коммуникативным потребностям и, соответственно, коммуникативным целям:
- цель контакта, установления контакта: «Я хочу общаться с вами, быть с вами на связи»;
- цель сообщения / квитанции: «Я хочу передать вам некоторую информацию / хочу принять, понять некоторую информацию»;
- цель самовыражения: «Я хочу, чтобы вы видели меня как личность».
В разных ситуациях речевые сообщения по-разному «служат» адресату представленных в них коммуникативных целей. Кроме того, одна и та же коммуникативная цель (например, цель сообщения) может задаваться по-разному, указываться по-разному, в зависимости от ситуации общения и реальных неречевых потребностей коммуникантов.
Наличие общих коммуникативных целей означает, что говорящий и слушатель теоретически могут играть разные коммуникативные роли: роль диктатора и роль собеседника, роль отправителя / получателя информации, роль индивида и роль «маски», и т.д.
Если адресат и адресат имеют одинаковое представление об этих параметрах коммуникативных целей или о распределении коммуникативных целей, между ними нет конфликта, общение реализуется как сотрудничество (именно такой вид общения можно назвать успешным общением) , Если адресат и адресат имеют разные представления об этих параметрах коммуникативных целей или о распределении коммуникативных ролей (в том числе, если они сознательно создают эту разницу), конфликт между ними неизбежен.
Таким образом, сами субъекты создают конфликты в общении и, следовательно, сами могут его избежать или устранить.
В этом случае логика возникновения коммуникативных конфликтов будет отличаться в зависимости от того, с какой позиции участника общения это рассматривается.
Проверка вероятности конфликтных ситуаций, связанных с речевым поведением, с позиции адресата происходит в следующей последовательности (программа проектирования):
- Какие отношения могут и должны быть установлены между мной и адресатом в ходе этого общения; Как я должен относиться к адресату, чтобы избежать конфликта?
- Как я должен выражать свои мысли при передаче их адресату, чтобы достичь своих целей во время общения и избежать конфликта?
- Как я могу выразить свою личность и должен ли я учитывать личность моего собеседника?
Эта же проверка с позиции цели имеет другую последовательность (принимающая программа):
- Как адресат выражает свои мысли?
- Какие отношения складываются между нами в процессе общения?
- Насколько он показывает свою индивидуальность и насколько он позволяет моей личности проявиться?
В реальной ситуации устного общения один и тот же субъект одновременно реализует обе программы проверок — получение и конструирование (например, адресат оценивает, как говорит адресат, и в то же время думает о том, какие отношения можно и нужно устанавливать между ним и его собеседником в ходе этого общения), и это каким-то образом объясняет многочисленные случаи сбоев связи.
Способы разрешения коммуникационных конфликтов
Для предотвращения коммуникационных конфликтов, прежде всего, необходимо соблюдать нормы и правила общения.
Основные требования к речи, представленные в классической риторике, хорошо известны.
Грамматическая корректность — это минимальное качество хорошей речи, которое заключается в соответствии речи принятым языковым нормам.
Ясность — это качество речи, заключающееся в том, что адресат может понимать речевое сообщение так, как задумал автор.
Пригодность, целесообразность — качество речи, которое заключается в соответствии речи, выбранных языковых средств (из нескольких возможных) целям общения, характеристикам адресата и адресата, субъекта речи.
Красота — это качество речи, которое обеспечивается использованием специальных способов выражения мыслей (тропы, рисунки).
Также для предотвращения и разрешения коммуникативных конфликтов необходимо соблюдать правила коммуникативного поведения.
Особенности коммуникативного поведения формируются под влиянием основных компонентов коммуникативного акта — контекста, кода и контакта (и корректируются общими законами построения речевого сообщения). Коммуникативное поведение адресата и адресата находится под влиянием этих сфер и проявляется через отношение к ним. Соответственно, правила коммуникативного поведения можно рассматривать в трех основных областях — контекст, код и контакт, которые четко отражены в тексте.
В отношении каждого из отмеченных компонентов, которые влияют на коммуникативное поведение участников общения, адресат и адресат имеют сознательные или неосознанные цели и установки. Эти цели и отношения могут совпадать или расходиться. Следовательно, основными сферами возникновения коммуникативных конфликтов являются: сфера кода, сфера контакта, сфера контекста.
Если за сферу возникновения коммуникативных конфликтов мы принимаем код, то необходимо исходить из того, что код в этом случае используется для упаковки / распаковки информации о реальном мире. Для запуска такого кода требуется предварительное соглашение о том, как его будут использовать авторы сообщений, необходимо единство кодов, иначе связь не будет осуществляться. Поэтому согласие адресата и адресата в отношении постулатов является обязательным, соблюдение которого позволяет адресату сообщать, а адресату — получать информацию.
Принимая это во внимание, можно установить следующие постулаты, которые в случае успешного общения подчиняются использованию кода:
- постулат осмысленности: авторы сообщения должны владеть воспроизводимым кодом; это означает, что до начала общения должно быть достигнуто соглашение о связи между кодом и реальностью, отраженной с помощью этого кода;
- постулат надежности: коммуникаторы должны иметь прозрачный код; это означает, что в конкретном речевом сообщении код должен обеспечивать сходство в понимании: версии смысла — тот, который встроен в речевое сообщение адресатом, и тот, который извлекается адресатом — должны совпадать в той степени, в которой что это возможно в принципе;
- постулат достаточности: у коммуникантов должен быть богатый, сбалансированный код; это означает, что средства, используемые в глазах обоих участников общения, должны казаться достаточными с точки зрения передаваемой информации или темы, эти средства не должны быть больше или меньше, чем требуется в данной ситуации;
- ситуационный постулат: коммуникаторы должны иметь осмысленный код, зафиксированный в данной речевой ситуации; это означает, что средства, используемые в глазах обоих участников общения, должны казаться подходящими, учитывая конкретную речевую ситуацию, код должен обеспечивать баланс ситуационных, стилистических установок адресата и адресата.
Если мы воспринимаем контакт как сферу возникновения коммуникативных конфликтов, необходимо исходить из того, что язык в данном случае используется для демонстрации / потребления информации коммуникантов о типе взаимодействия между ними. Поэтому обязательно, чтобы адресат и адресат согласовали постулаты, соблюдение которых позволяет им установить оптимальную форму контакта.
Существует как минимум три парадигмы коммуникации, которые различаются по типу контакта между адресатом и адресатом:
- «Ноль», нейтральный контакт — настройка на разделенность, разделение коммуникантов, взаимное невмешательство
- односторонний контакт — отношение доминирования / подчинения как тип отношений между коммуникантами
- двусторонний контакт — настройка между действием, взаимодействием, диалогом между коммуникантами
Следовательно, потенциал для коммуникативных конфликтов в зоне контакта существует на двух уровнях. Первый уровень конфликта: выбор адресатом и адресатом установки типа контакта Бесконфликтный на этом уровне будет ситуация, в которой адресат и адресат имеют одинаковое отношение контакта: только отдельно, только для диалог, только для доминирования / подчинения. Неизбежно, конфликт на этом уровне будет ситуацией, в которой адресат и адресат имеют разные контактные отношения: например, адресат сосредоточен на отдельности, и адресат ищет диалог, или адресат ищет доминирование / подчинение, и адресат ориентирован на общение и т. д.
Однако конфликт в сфере контакта может возникнуть и в тех случаях, когда адресат и адресат имеют одинаковое отношение к типу контакта. Это второй уровень конфликта. Бесконфликтным на этом уровне будет ситуация, в которой адресат и адресат принимают симметричные контактные решения. Конфликт на этом уровне может проявляться по-разному, в зависимости от того, что является его предметом: либо асимметричный выбор адресатом и адресатом позиции в одной и той же обстановке (такой конфликт возникает, например, когда, когда устанавливается на доминирование / подчинение, как адресат, так и адресат одновременно хотят доминировать или подчиняться), или тактика, используемая адресатом или адресатом, независимо от выбранной настройки.
В последнем случае речь идет о том, что между адресатом и адресатом возникают разногласия по поводу тех постулатов, которые обеспечивают успешное общение при установлении контакта:
- постулат обращения: авторы сообщения должны договориться о степени общительности каждого из них при передаче информации; у них должна быть схожая точка зрения относительно того, предоставляет ли коммуникация возможность каждому из них удовлетворять потребности прямого взаимодействия;
- постулат сообщения: коммуникаторы должны договориться о том, кто и в какой степени может выступать в качестве источника информации;
- постулат выражения: авторы сообщения должны договориться о том, насколько допустимо расстояние между ними, в какой степени необходимо и допустимо, чтобы каждый демонстрировал свои личные качества в общении.
Степень открытости коммуникантов в кооперативном общении коррелирует с величиной расстояния: личный характер общения невозможен при значительном расстоянии между коммуникантами и наоборот.
Поскольку коммуникативная дистанция пронизывает весь коммуникативный акт, отношение к нему следует рассматривать в трех основных аспектах:
- через отношения с адресатом и адресатом (открытость / закрытость);
- через отношение к коду (идентичность / неидентичность лингвистического опыта);
- через отношение к референту, а в более широком смысле — к контексту (идентичность / неидентичность информационного опыта).
Решения, принимаемые в этом отношении, а также отношение к допустимой «общительности» или степени влияния зависят от исходной точки зрения авторов сообщения, от их отношения к одному из основных типов контактов.
Например, если адресат руководствуется «нулевым» контактом, он не проявит себя, покажет свое «я» и постарается сократить расстояние между собой и адресатом. Если адресат также согласен на «нулевой» контакт, его ожидания будут в той же коммуникативной сфере. В этом отношении важно только то, что между авторами сообщения достигнута взаимная договоренность.
Вывод:
В заключение этой работы можно сделать следующие выводы.
Конфликт — это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников процесса решения проблемы, которое имеет личное значение для каждой из сторон.
Коммуникативный конфликт — это результат особого типа общения, это особое состояние коммуникативного акта, это результат особого речевого поведения. Особенность коммуникативного конфликта состоит в том, что его участники никогда — или почти никогда — не знают ни об объекте, ни об объекте конфликта; Отражение конфликтной ситуации в глазах коммуникантов редко соответствует реальной ситуации.
Источником коммуникативных конфликтов являются люди, актеры, потому что именно они запускают процесс общения. В самом общем виде причиной коммуникативного конфликта является противоречие между коммуникативными целями или коммуникативными ролями адресата и адресата. Таким образом, сами субъекты создают конфликты в общении и, следовательно, сами могут его избежать или устранить.
Для предотвращения коммуникативных конфликтов, прежде всего, необходимо соблюдать основные требования к речи: 1) грамматическая правильность; 2) ясность; 3) пригодность, целесообразность; 4) красота.
Также для предотвращения и разрешения коммуникативных конфликтов необходимо соблюдать правила коммуникативного поведения в области кода и области контакта. В области кода основными постулатами успешного общения являются: постулат осмысленности, постулат надежности, постулат достаточности, постулат ситуативности. В сфере контакта — постулат обращения, постулат сообщения, постулат выражения.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
Источник