Способы разрешения детских конфликтов воспитателем

Педагогические рекомендации воспитателям по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста в игровой деятельности

Ирина Кирикова
Педагогические рекомендации воспитателям по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста в игровой деятельности

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьмимогут быть сведены к следующему:

1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликтной ситуации дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.

2. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что – нет. На этом этапе вырабатываются подходы к проблемной ситуации, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

3. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия в разборе конфликта посредника (старшего воспитателя, психолога, родителя).

4. Разработать варианты решений конфликтной ситуации и методы воспитательных воздействий.

5. Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов, и уже с участием взрослых. Так как воспитателю отводится роль наблюдателя-посредника, то главная его цель – целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, коррекция поведения участников конфликта, обеспечение нормального (максимально возможно хорошего) обмена преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними.

Поэтому для воспитателя в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т. е. его организованность. Деятельность воспитателя должна быть направлена на переориентацию действий сторон для создания атмосферы позитивного внимания, которое, в свою очередь, является условием возможного соглашения сторон конфликта как предпосылки его разрешения.

Профессиональная компетентность воспитателя состоит в том, чтобы тщательно различать материал втянутого в конфликт противоречия и форму его удержания, которая вполне может в сознании участников конфликта трансформироваться в самостоятельный предмет конфликта.

К навыкам управления конфликтом конфликтологи, в основном, относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений – конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видение перспективы и др. Эффективная коммуникация – решающий инструмент конструктивного управления конфликтами.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитательдолжен учитывать их характерные особенности:

1. При разрешении конфликтной ситуации воспитатель, педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад – модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.

2. Взрослые и дети имеют различный социальный статус (чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении).

3. Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.

4. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному.

5. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.

6. Профессиональная позиция воспитателя (педагога) – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

7. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

В конфликтологии разработано достаточно много методов управления конфликтами. Воспитателю при рассматривании конфликтных ситуаций между детьми важно знать некоторые из них, а именно внутриличностные, т. е. методы воздействия на отдельную личность и межличностные методы или стили поведения в конфликте.

Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны участников конфликта. Этому важно учить дошкольников, которые использовали бы эти навыки при решении возникших проблем во взаимоотношениях со сверстниками.

Деятельность воспитателя при разрешении межличностных конфликтов, которые возникают между сверстниками,должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, что подразумевает выявление не только непосредственного повода конфликтной ситуации, но и ее причины, которая нередко маскируется самими участниками конфликта.

2. Оценка целей конфликтной ситуации:

утверждение личных притязаний,

навязывание своего стиля поведения,

умаление достоинств другой стороны,

Для разрешения конфликтной ситуации воспитателю важно показать детям различия в пони ниши целей, которые преследовал каждый из них в ссоре Чаще всего эти цели различны, поэтому следует спокойно и сдержанно искать радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации:

применить меры воспитательного воздействия;

выдвинуть определенные жесткие требования;

указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведении не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.

3. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации и использовать меры, направленные на ее прерывание или погашение.

4. Воспитатель должен обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт. Если конфликт сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать детям на конкретных примерах, как высокая напряженность влияет на психологический микроклимат в группе и эмоциональное благополучие других детей.

5. Оценка особенностей участников конфликта

6.Провести диагностическую беседу по следующим примерным вопросам:

Тебе хочется ходить в детский сад?

С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?

Какие игры ты знаешь?

В какие игры ты умеешь играть?

В какие игры ты любишь играть больше всего?

Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?

Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?

можно нарушать эти правила?

А что будет, если я нарушу эти правила?

Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?

Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?

Читайте также:  Способы соединения оцинкованной трубы

Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же? Попробуй объяснить свое мнение.

Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?

В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен:

— вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников);

— оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло;

— оказать помощь пострадавшему;

— сообщить виновнику, если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовольствии его поведением, решить вопрос – сразу же предпринять в отношении его какие-нибудь действия (например: успокоить, отвести к заведующей и т. п.) или лучше обстоятельно заняться им позже;

— позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому-нибудь из детей и дать указания, что делать;

— избавиться от «зрителей», если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками в другое место;

— успокоить участников конфликта,например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»; устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не придут в себя; дать возможность выразить эмоции – обиду, злость; расспросить их, что случилось и как они себя чувствуют;

разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) и в отдельности провести беседу;

— сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для виновника, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знай и всегда их выполняй!» Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знай и всегда их выполняй!»Звучит музыка.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд — вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста Для чего нужен игровой стрейчинг детям старшей (подготовительной) группы? В нашем детском саду внедряется работа в над новой методикой для.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста. Современные дошкольники.

Источник

Консультация для педагогов на тему «Детские конфликты и способы их разрешения»

Бондаренко Наталья
Консультация для педагогов на тему «Детские конфликты и способы их разрешения»

Подготовила воспитатель МДОУ «ДС № 30»

Бондаренко Наталья Юрьевна

Консультация-практикумдля воспитателей дошкольных образовательных учреждений:

«Детские конфликты и способы их разрешения»

Цель: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах особенностей детских конфликтов, основных путей и способов их позитивного разрешения.

1. познакомить с основными причинами конфликтов между детьми;

2. определить способы воздействия детей друг на друга во время конфликта;

3. рассмотреть основные способы позитивного разрешения конфликтов детей;

4. обсудить меры профилактики конфликтных ситуаций среди детей дошкольного возраста.

Сегодня мы с вами рассмотрим понятие «Конфликт«, определим виды конфликтов, определим, как конфликт может повлиять на становление детской психики. и рассмотрим игровые способы разрешения детских конфликтных ситуаций.

1. Конфликт — трудноразрешимое противоречие, связанное с острым противоборством и эмоциональными переживаниями. Противоречие становится конфликтом, если затрагивает цели, интересы, социальный статус, престиж, моральное достоинство, жизненные ценности и т. д.

Конфликт между детьми – это, прежде всего, следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры. Ведь любая совместная деятельность или игра – проверка способности людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свой интерес интересу общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована.

Известные российские ученые Я. Л. Коломинский и Б. П. Жизневский при выявлении причин возникновения конфликтов, исходили из того, что игра, как и другие виды совместной деятельности, обладает определенной коммуникативно-организационной основой. Сюда относится ряд организационных задач деятельности, таких, как выбор темы общей игры, определение состава ее участников, распределение ролей и др. Они предположили, что конфликты между детьми возникают именно при решении подобных коммуникативно-организационных задач.

В связи с этим были выделены семь основных причин возникновения конфликтов:

разрушение игры;

— по поводу выбора общей темы игры;

Читайте также:  Сменная система езды способ обслуживания локомотивов локомотивными бригадами

— по поводу состава участников игры;

— по поводу сюжета игры;

— по поводу правильности игровых действий.

Кроме того, можно говорить о классификации причин конфликтов согласно возрасту. Такую систему предложил Д. Б. Эльконин. он полагал, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.

Интересны также исследования Я. Л. Коломинского и Б. П. Жизневского по проблеме способов воздействия детей друг на друга в ходе игрового конфликта. При рассмотрении особенностей поведения детей в ходе конфликта ими было проанализировано более 3000 актов поведения в виде соответствующих высказываний, действий и других форм воздействия на сверстников.

2. Были выделены следующие способы воздействия детей на других участников игрового конфликта:

«Физическое воздействие» – сюда включены такие действия, когда дети, особенно младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т.

«Опосредствованное воздействие» – в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.

«Психологическое воздействие» – сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т. д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психологическое давление.

«Словесное воздействие» – в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. Это высказывания типа «Отдай», «Уходи», своеобразная маркировка собственных действий – «Я буду врачом», отказ выполнять требуемое партнером действие, а также вопросы, требующие конкретного ответа, например, «Куда ты дел машину?». В последнем случае сверстник также должен выполнить определенное действие, но уже не предметное, а речевое.

«Угрозы и санкции» – сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий,— например, «А я расскажу»; угрозы разрушения игры – «Я с вами не буду играть»; угрозы разрыва отношений в целом – «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова,произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?» и т. п.

«Аргументы» – сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Это высказывания типа «Я первый», «Это мое», заявления о своем желании – «Я тоже хочу», апелляция к своему положению в игре – «Я учительница и знаю, как надо учить», риторические вопросы типа «Зачем ты все разломал?», «Чего ты сюда пришел?», в которых явно просматривается негативная оценка действий партнера, а также прямые оценки своих действий и действий соперников («Ты не умеешь играть», «Я лучше знаю, как надо лечить») и разнообразные обидные прозвища, дразнилки и т. д. В эту же группу отнесены и случаи, когда дети пытаются апеллировать к определенным правилам, — например, «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.

Такие формы поведения детей в ситуации игрового конфликта, как «физическое воздействие» и «аргументы», имеют достаточную выраженность соответственно к снижению и к увеличению. В свою очередь, приемы «словесного воздействия» достигают своей высшей точки в возрасте 3-4 лет, а затем постепенно убывают.

3. Управление конфликтами — это сознательная деятельность, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороны. Управление конфликтом включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Выделяют и такие управляющие воздействия, как пресечение, гашение, преодоление, устранение конфликта.

Рекомендации, которых должен придерживаться педагог,

наблюдающий ситуацию ссоры между детьми.

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт.

Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром.

Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Делайте акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?». Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора.

Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки.

Правило 5. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя своими собственными детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить своим детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают. Даже когда вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что вам это неприятно, вы его очень любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится.

Читайте также:  Как определить ежемесячную сумму амортизации линейным способом

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтовдолжна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации.

2. Оценить цели конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего)

-утверждение личных притязаний,

— умаление достоинств другой стороны,

Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.

3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (например, несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть). Педагог должен разрядить собственные и детские отрицательные эмоции.

Воспитатель может использовать позитивное сообщение,которое включает в себя:

— описание произведенного действия

— описание возможного или неизбежного результата этого действия

— предложение альтернативного варианта поведения

Схема позитивного сообщения может выглядеть так:

— Может случиться, что…

4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации, — применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску).

5. Оценить особенности участников конфликта

6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.

В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку) Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т. е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.

4. Социальная природа игры и ее значение для развития детей разрабатывались и разрабатываются русскими и советскими учеными-психологами и педагогами. Если объединить многие мнения воедино, то можно сделать вывод о том, что игра и занятие — это основные формы профилактики конфликтов. Анализ психолого-педагогической литературы и работы воспитателей различных дошкольных учреждений позволили сформировать некоторые примеры занятий для профилактики спорных ситуаций.

Темы занятий по профилактике конфликтов:

— Занятие «Цветные карандаши»

— Боремся со Злорандой

— Дидактическая игра «Кто из нас лечит?»

— Музыкальное занятия «К котятам в гости»

Так же в качестве профилактирующего средства можно использовать такой способ, как «Беседа», но в силу возрастных особенностей воспитанников ДОУ, он не всегда приемлем.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том,что:

1)Конфликтную ситуацию всегда лучше предупредить, нежели разрешить!

2) Если конфликтной ситуации все же не удалось избежать, ВАЖНО помнить о том, что воспитатель — это прежде всего посредник, но не судья!

3) При разрешении конфликтной ситуации необходимо учитывать возрастные и психические особенности воспитанников!

Детские конфликты В детском саду конфликтные ситуации неизбежны. В дошкольном возрасте детей важно научить находить компромисс, также важно отстаивать свою.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников». СЛАЙД.

Консультация для родителей «Если случаются конфликты между детьми в семье» Конфликты между детьми случаются в семьях, где несколько детей. Причины, по которым может возникнуть такая проблема, разные. Ссоры между.

Консультация для родителей «Конфликты между родителями в детском саду» Конфликты в детском саду – это неизбежный элемент общения в коллективе, но большинство родителей не любят подобные ситуации и бывают вовлечены.

Консультация «Конфликты среди детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст это сложный период становления ребенка, формирование его личности. Приходя в детский сад дети имеют разный запас знаний.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные способы рисования» Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Лучшим средством.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Урок «Способы разрешения конфликтов» в рамках курса по выбору «Учимся общаться» в 9 классе Урок по теме «Конфликты. Игры, способствующие разрушению стереотипности поведения» находится в логической последовательности уроков по изучению.

Тренинг для педагогов «Способы решения конфликтных ситуаций» Правила работы в группе: 1. Доверительный стиль общения 2. Общение по принципу «Здесь и сейчас» 3. Активность 4. Искренность в общении.

Тренинг для родителей «Профилактика и способы разрешения конфликтных ситуаций» Цель: Создание условий для раскрытия личности участников тренинга. Уважаемые родители! Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность.

Источник

Оцените статью
Разные способы