Способы разрешения буллинга кратко

Содержание
  1. Травля в школе: как помочь себе или своему ребенку
  2. Что такое школьная травля?
  3. Причины возникновения травли в школе
  4. Кто участвует в школьном буллинге?
  5. Как распознать буллинг и к чему он может привести?
  6. Как бороться с буллингом?
  7. Что делать родителям?
  8. Что делать учителю?
  9. Что делать ребенку?
  10. Что делать, если травят вашего ребенка?
  11. Буллинг: что это такое, определение, причины и последствия травли, что делать
  12. Что такое буллинг в школе и на работе и как с ним бороться
  13. Что такое буллинг — определение
  14. Как отличить насмешки от издевательств
  15. Составляющие компоненты: как проявляется травля
  16. Основные виды буллинга и в чем отличие физического от психологического
  17. Буллинг в реальной жизни, в школе и на работе
  18. Буллинг на работе
  19. Буллинг в реальной жизни
  20. Буллинг в школе
  21. Причины травли
  22. Последствия травли
  23. Психологические последствия
  24. Последствия для здоровья
  25. Социальные последствия
  26. Как бороться с буллингом — советы психолога
  27. В школе
  28. На работе
  29. В реальной жизни

Травля в школе: как помочь себе или своему ребенку

Травля в школе — явление страшное и, к сожалению, встречающееся достаточно часто. Она способна сломать как жертву буллинга, так и его зачинщиков, поэтому с ней необходимо решительно бороться.

Что такое школьная травля?

Буллинг или травля в школе — это один из видов насилия, который может быть выражен как на эмоциональном (намешки, угрозы, оскорбления), так и на физическом (избиения, тычки) уровне. При этом, насильственные действия совершаются регулярно. Провоцировать их может как группа учеников, так и один агрессор при поддержке группы.

Причины возникновения травли в школе

Основная причина буллинга — это страх быть оторванным от коллектива. Травля в школе, в основном, характерна для учеников начальной и средней школы, когда группа имеет для человека наибольшее значение. К буллингу приводит несколько факторов.

  1. Искусственное создание группы — ученики не выбирали быть вместе, класс сформирован случайным образом извне, администрацией школы, для организации учебного процесса. То есть группа создана взрослыми и должна находиться под их контролем.
  2. Отсутствие общей цели — ученики работают исключительно на свой результат, их не сплочает общекомандная цель или благо группы, так как это не является приоритетом в современном образовании. Травля в школе позволяет ученикам почувствовать себя частью группы.
  3. Провокация со стороны учителей — учителя могут неосознанно спровоцировать буллинг одного или нескольких учеников, публично отчитав его или же поставив в командную игру слабого в ней.

Кто участвует в школьном буллинге?

В любом буллинге участвует три субъекта: жертва, агрессор и группа поддержки. При этом, в роли агрессора может выступать как отдельный человек, так и группа людей.

Жертвой может стать любой: выделенный учителем с негативной или позитивной стороны человек, одиночка, непопулярный ребенок и пр. Травля в школе — целиком и полностью проблема агрессора, то есть ребенка или группы детей с агрессивным поведением, вызванным разными причинами.

Как распознать буллинг и к чему он может привести?

Травля в школе отличается от непопулярности, конфликтов, агрессии тремя факторами:

  • наличие насильственных действий,
  • постоянство (регулярен и в отношении одного и того же человека),
  • наличие группы (агрессивной или поддерживающей агрессора).

Только три пункта в совокупности свидетельствуют о буллинге, по отдельности они указывают на другие явления, с которыми нужно бороться иначе.

Непопулярность — это явление, при котором группа постоянно не принимает ученика, неохотно контактирует, не заводит дружеских связей с ним. Непопулярный ребенок может чувствовать обиду, грусть, одиночество. Однако от буллинга это отличается отсутствием любой из форм насилия: так, ученик не испытывает страха, не переживает за свою безопасность, так как не подвергается нападкам со стороны коллектива.

При этом, травля в школе непопулярного ребенка, если она есть, не закончится с повышением его популярности: более того, выделяемого ученика могут травить чаще. Поэтому важно отличать буллинг от непопулярности.

Конфликты — это единичное проявление агрессии между равными детьми. В таком случае ни один из участников драки или ссоры не испытывает реальный страх, может дать полноценный отпор. Чаще всего, конфликты заканчиваются на позитивной ноте: через несколько дней его участники добровольно общаются и играют друг с другом. В обратном случае — роли в драке могут меняться, зачинщик может стать жертвой, а жертва зачинщиком. При буллинге смена ролей и равенство участников невозможно: травля в школе происходит регулярно, одна из сторон всегда страдает, а другая всегда нападает.

В конфликтах помогают медиации, так как в них виноваты обе стороны как равные. Травля в школе же не зависит от жертвы, поэтому подобное утверждение нанесет жертве буллинга непоправимый вред: оно покажет, что взрослый на стороне агрессора.

Агрессивность — это систематическое проявление насилия со стороны одного или нескольких людей без поддержки группы. В отличие от буллинга, один терроризирует класс, а не класс терроризирует одного.

В таком случае работать необходимо с агрессором. Травля в школе устроена иначе: группа способна выдвинуть другого зачинщика или скрыть свои действия от глаз контролирующего взрослого, поэтому работа только с агрессором не поможет.

Травля в школе — это травматичный опыт для всей группы.

Жертва ежедневно подвергается насилию и осуждению, она теряет способность сосредоточиться и уверенность в себе, впадает в депрессивное и тревожное состояние, не хочет жить.

Зачинщиков травля в школе развращает, показывает вседозволенность. Это мешает формированию здоровых отношений и способов достижения целей, а значит, у агрессоров впоследствии меньше шансов на успешную карьеру и здоровые отношения с людьми.

Для свидетелей травля в школе не менее опасна: у них происходит внутренний конфликт, при котором они осознают аморальность буллинга, но не имеют возможности без страха это прекратить. Это сильно подрывает их оценку себя как «хорошего человека». Также, если травля в школе разрешена, кто сказал, что они не станут следующей жертвой. Это не позволяет им расслабиться и посвятить себя развитию.

Травля в школе оказывает разрушительное влияние также и на личность педагогов: осознавая, что в классе происходит буллинг, они не могут найти решение проблемы, что заставляет их сомневаться в себе и своем призвании, обвинять детей и их семьи.

Нередко впоследствии травля в школе приводит к несчастным случаям, самоубийствам или же ответному насилию со стороны жертвы (массовым убийствам в учебных заведениях).

Как бороться с буллингом?

Травля в школе — серьезная и требующая незамедлительного решения проблема. Бороться с ней необходимо комплексно: помочь в этом может и жертва буллинга, и учителя, и родители.

Что делать родителям?

Травля в школе, о которой вам сообщил ребенок, не должна остаться без внимания. Ни в коем случае нельзя разводить руками, делая вид, что ничего не происходит или что происходящее просто в нравах современных детей. Ребенок нуждается в вашей защите вне зависимости от его роли: агрессор, свидетель или жертва.

Что делать учителю?

Именно учитель способен работать с группой постоянно: он может контролировать и направлять ее, следить за ее поведением и задавать цели. Поэтому травля в школе может быть прекращена во многом благодаря преподавателю и конкретным его действиям:

Читайте также:  Количество квартир при непосредственном способе управления

  1. Назвать проблему — нужно понять, что закрытие глаз на проблему не означает ее отсутствие, поэтому стоит показать, что проблема действительно есть и что это действительно насилие.
  2. Взять ответственность за решение проблемы — группе нужен взрослый, способный взять на себя решение проблемы и довести его до конца.
  3. Показать правильность различий — люди всегда по-разному оценивают других людей, и это абсолютно нормально; нельзя травить людей за различия.
  4. Показать буллинг как болезнь группы — если использовать ассоциации, то можно наглядно показать вред травли в школе; как немытые руки становятся причиной паразитов, так и «грязное общение» становится причиной буллинга.
  5. Активизировать мораль и показать наличие выбора — одобрение морально положительных действий, заключение договоров и поощрение позитивных изменений способны разрушить негативную групповую динамику.
  6. Гармонизация иерархии — на последнем этапе стоит подумать о предотвращении травли в школе в будущем, для этого нужно дать каждому ребенку возможность проявить себя, быть полезным группе.

Что делать ребенку?

Если вы подвергаетесь буллингу, стоит определить, насколько все запущено. Если травля в школе не переходит границы и не включает физическое насилие, то важно помнить: дело не в вас, а в агрессорах, в группе. Негатив в вашу сторону характеризует с плохой стороны не вас, а их. Поэтому для предотвращения эмоционального буллинга можно принять его:

  • пожать плечами, как бы соглашаясь,
  • улыбнуться, показывая, что вы рады, что им весело,
  • задать встречный вопрос, интересуясь, хочется ли им так думать,
  • согласиться, что у вас есть недостатки,
  • дать разрешение так считать.

Главное — это не должно повлиять на вашу оценку самого себя, так как ни одно из сказанных обидчиком слов в действительности не относится к вам.

Если к вам применяют физическое насилие, то есть мешают есть, ходить в туалет, переодеваться, портят вещи и одежду, отбирают деньги, угрожают и причиняют тебе боль, это уже уголовное преступление. Об этом стоит немедленно сообщить учителю и родителям: они могут не только серьезно поговорить с обидчиком, но и пойти в полицию. Помните, сообщить о травле в школе взрослым необходимо, агрессоры не смогут причинить вам вреда и это не будет «ябедничеством».

Если же вы стали свидетелем буллинга, стоит помнить, что он держится именно на группе: если несколько ребят перестанут позволять издеваться над другим, группа будет разрушена и травля в школе прекращена.

Что делать, если травят вашего ребенка?

В случае регулярного физического насилия в адрес своего ребенка, вы можете обратиться в полицию. Не бойтесь обращаться к администрации школы и другим родителям, чтобы ситуация была решена, даже если травля в школе остается вербальной.

Главное — объяснить ребенку, что он не виноват в происходящем. Возможно, ему потребуется помощь психотерапевта и даже уход из группы, если ситуация не будет улучшаться.

Таким образом, бороться с травлей в школе необходимо. Иногда это задача сложная, иногда простая, однако оставлять ее без внимания нельзя. Травля в школе — серьезная проблема, приводящая к ужасным последствиям, и только взрослые способны ее решить.

Источник

Буллинг: что это такое, определение, причины и последствия травли, что делать

Что такое буллинг в школе и на работе и как с ним бороться

Говоря простыми словами, это травля — форма насилия. По данным ВОЗ, 42% школьников и 37% школьниц подвергаются издевательствам. Однако травля возникает не только в школе, но и на работе, в быту. Разберем подробнее буллинг: что такое, каким бывает, как его победить.

Что такое буллинг — определение

Буллинг (от английского bullying — запугивание, издевательство) — это систематические и продолжительные издевательства группы или одного человека над ребенком или взрослым. Речь идет только об умышленном причинении физического или психического вреда.

Как отличить насмешки от издевательств

Насмешки могут быть частью эмоционального насилия, если они грубые и систематические. Говорить об отличиях некорректно, о чем свидетельствуют определения из словаря Т.Ф. Ефремовой:

  • насмешка — обидная шутка, издевка;
  • издевательство — злая, оскорбительная насмешка, обидная шутка.

Издевательства бывают не только вербальными (насмешки, оскорбления), но и физическими (побои, порча имущества, принуждение к чему-то унизительному). То же подтверждает АПА: «Издевательства могут принимать форму физического контакта, слов или более скрытых действий».

Составляющие компоненты: как проявляется травля

Психотерапевт Дэн Олвеус дал такое определение термину «буллинг»: «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». О травле речь идет только тогда, когда присутствуют следующие компоненты:

  • обидчик и обиженный состоят в каких-либо отношениях;
  • в этих отношениях присутствует дисбаланс власти и / или силы (моральной, физической) либо пострадавший считает, что этот дисбаланс есть;
  • агрессор (по-другому называется буллером, буллем) целенаправленно вредит;
  • акты агрессии повторяются систематически на протяжении длительного времени.

Сами по себе пинки, оскорбления, толчки или другие агрессивные действия не обязательно являются проявлениями буллинга — например, если это случилось единожды или в конфликте равносильных сторон.

Поговорим о видах буллинга, узнаем, что это такое.

Основные виды буллинга и в чем отличие физического от психологического

Буллинг бывает физическим и психологический.

Первое — любые вредные действия, предполагающие непосредственный физический контакт обидчика и того, кого обижают. Например: подзатыльники, пинки, щипки, пощечины, плевки, удары кулаком, подножки. А также это порча имущества и любые действия без прямого контакта, но причиняющие физический вред, например, подложенная на стул кнопка или специально сломанные тормоза у велосипеда.

Второе — это любые издевательства без прямого физического контакта. Например: оскорбления, насмешки, принуждение к совершению унизительных действий, игнор.

Эти же виды буллинга можно представить более подробной классификацией:

Вид Как проявляется
По содержанию Вербальный (словесный) Унижения, угрозы и оскорбления, в том числе неприятные высказывания в адрес друзей и родственников пострадавшего, высмеивание, обзывательства
Невербальный Избиения, пинки, царапины, толчки, порча имущества, бойкот
По характеру Прямой Предыдущие примеры и тому подобное — сам буллер вербально или невербально выражает агрессию
Косвенный Угрожающий или презрительный взгляд, закатывание глаз, демонстративный уход, игнор, сплетни, натравливание других
По условиям В интернете (кибербуллинг) Угрозы, оскорбления, похищение и распространение личной информации
В быту Все примеры косвенной и прямой, вербальной и невербальной агрессии

Физический буллинг автоматически становится и психологическим, потому что любые издевательства наносят вред психике, вгоняют в стресс, приводят к снижению самооценки и искажению самовосприятия у того, кого обижают.

Тема травли обширная. Например, о кибербуллинге уместнее рассказывать в отдельной статье, поэтому дальше мы поговорим об издевательствах с акцентом на реальную жизнь. Узнаем, что значат проявления буллинга.

Буллинг в реальной жизни, в школе и на работе

Принято считать, что с издевательствами и унижениями сталкиваются только школьники, но это не так. Взрослые тоже могут стать участниками травли.

Буллинг на работе

Издевательства на работе называются моббингом (от английского mob — толпа). Как правило, речь идет о групповых издевательствах. Цель — заставить сотрудника уволиться.

Что такое издевательства (травля) на работе в примерах:

  • утаивание или искажение важной информации (например, не сообщили, что изменились сроки сдачи проекта или поменялись требования к нему);
  • игнорирование сотрудника (исключение его из обсуждения рабочих вопросов и неформальных встреч, в том числе совместных обедов или перекусов, если это принято в команде);
  • отказ в помощи, игнорирование его обращений, звонков, сообщений;
  • распускание сплетен о сотруднике и клевета на него.

На работе буллинг чаще представлен словесной и пассивной агрессией.

Буллинг в реальной жизни

Примеры буллинга в быту:

  • один сосед распускает сплетни о другом;
  • при встрече один знакомый постоянно оскорбляет другого и мучает его звонками по телефону или в дверь;
  • один родственник запугивает другого, оскорбляет его.

Буллинг в школе

Теперь разберем, что такое проявления буллинга в школе. Это издевательства класса, отдельных школьников, педагогов над учеником. У такого поведения, в отличие от моббинга, нет цели. Булль сконцентрирован на самом процессе. Он нападает на более слабого, чтобы самоутвердиться за его счет, замаскировать свои комплексы и страхи, выместить свою злость и боль на другом или привлечь к себе внимание.

Примеры издевательств в школе:

  • класс объявил бойкот одному из школьников;
  • группа старшеклассников систематически отнимает карманные деньги у младших школьников;
  • один ученик ставит подножки другому, задирает его, бьет, оскорбляет;
  • класс систематически физически и вербально нападает на одного из школьников;
  • один или несколько учителей занижают оценки ученику, высмеивают его, оскорбляют и распускают о нем слухи.

Травля в быту может иметь цель (например, соседи хотят добиться переезда соседа) или быть организованной ради самого процесса. Например, мужчина / женщина хочет отомстить бывшему партнеру за расставание.

Причины травли

Причины буллинга — ментальные проблемы, например, психопатии (нарциссизм, асоциальное расстройство личности) и личностная несостоятельность того, кто нападет. Например:

  • в офис пришел новый работник, который предлагает идеи по оптимизации рабочего процесса, а коллеги хотят работать по привычной схеме и недовольно говорят, что он «лезет в чужой монастырь со своим уставом»;
  • начальник выделяет одного из сотрудников за нестандартные идеи и предлагает коллегам прислушиваться к нему, но те считают, что лучше выжить «белую ворону», потому что эта рекомендация задевает их;
  • у сотрудника синдром самозванца, он боится потерять свое место, поэтому выживает того, кто, как ему кажется, может это место занять;
  • школьника систематически избивают, унижают и наказывают дома, а он вымещает свою боль и злость на однокласснике или младшем брате / сестре;
  • школьник опасается травли и бьет первым — указывает на особенности сверстника и оскорбляет его, чтобы спрятать то, что он не принимает в себе;
  • некто завидует успеху и счастью другого, поэтому пишет ему неприятные вещи в интернете, достает звонками или пакостями;
  • педагог испытывает личную неприязнь к матери или отцу школьника и вымещает это на нем;
  • преподаватель не любит свою работу и на фоне этого возненавидел школьника, который задает много вопросов или слишком активно себя ведет.

Существует миф, что травля возникает из-за особенностей того, кого обижают. Например, в школе часто достается отличникам, мальчикам и девочкам с лишним весом, ребятам из неполных или неблагополучных семей. Однако это не причины, а то, за что может зацепиться хулиган. Причина же живет в буллере.

Если мы говорим буллинге в школе, то также причиной могут быть педагогические ошибки родителей. Например, они сами высмеивают и дискриминируют мужчин / женщин по какому-то признаку и научили этому сына или дочь. Или они бьют детей, привыкли любые проблемы решать через агрессию и рукоприкладство. Сын или дочь принимает это за норму, копирует поведение родителей.

Моббинг может начаться из-за ошибок начальника: например, он закрывает глаза на конфликты в команде или выделяет любимчиков и «козлов отпущения». Более того, исследователи отмечают, что в большинстве случаев травля в коллективе начинается сверху и идет вниз по рядам, все больше разрастаясь.

Последствия травли

Издевательства негативно сказываются на психическом и соматическом здоровье, социальном благополучии участников буллинга. Узнаем, с чем именно они сталкиваются.

Психологические последствия

Ученые Кристин Харальдстад, Лисбет Г. Кварме, Кнут-Андреас Кристоферсен провели исследование, согласно которому травля негативно влияет на психическое здоровье как жертв, так и обидчиков. Первые сталкиваются с депрессией, тревожностью, заниженной самооценкой, проблемами в обучении, например, при поступлении в вуз после школы. Вторые имеют проблемы со здоровьем и увязают в антисоциальном поведении.

Исследователи установили, что издевательства наносят как краткосрочный, так и долгосрочный вред здоровью, а также социальному и психологическому благополучию. Результаты исследования были опубликованы в 2019 году в журнале BMC Public Health volume. В нем приняли участие 723 подростка (12-18 лет). Из них 13% сообщили, что подвергались издевательствам (гендерных отличий нет). Среди тех, кто обижал других, выявлено больше мальчиков, чем девочек. У всех буллеров и пострадавших был выявлен низкий уровень самоэффективности (вера в себя, автор теории — психотерапевт А. Бандура), но у первых он был ниже, чем у вторых.

Наблюдатели буллинга тоже сталкиваются с проблемами — например, злоупотребляют алкоголем. Многие из них страдают даже больше, чем другие участники травли. Согласно еще одному исследованию, их преследует тревога и неуверенность.

Те, кто пострадал от буллинга, входят в группу риска по суициду.

Прочитайте нашу статью о том, как распознать суицидальное поведение. В ней мы анализируем причины суицида главной героини сериала «13 причин почему» — школьницы Ханны Бейкер. Одна из них — буллинг.

Последствия для здоровья

По данным ВОЗ, пострадавшие сталкиваются со следующими проблемами:

  • зависимости (алкоголизм, наркомания);
  • проблемы в сексуальной сфере;
  • психические расстройства;
  • трудности с поиском и сохранением работы;
  • расстройства пищевого поведения;
  • агрессия и аутоагрессия (нанесение самоповреждений, негативное и грубое отношение к себе).

Среди соматических проблем встречаются плохой аппетит, головные боли, нарушения сна, боли в животе, усталость, частые простудные заболевания.

Социальные последствия

Согласно другому исследованию, и пострадавшие, и буллеры с трудом адаптируются в обществе. Первые чувствуют себя одинокими, им сложно заводить друзей. Вторые и те, кто побывал в обеих ролях, чувствуют себя изолированными от общества. Кроме этого, пострадавшие отличаются социальной незрелостью. Они словно застревают в роли школьника / школьницы, боятся людей.

Пострадавшие от моббинга страдают ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), депрессией, тревожным расстройством, проблемами с адаптацией и сном. ПТСР проявляется навязчивыми воспоминаниями о травле, избеганием ситуаций, напоминающих ее (например, столкновение с новым коллективом), хроническим напряжением и возбуждением. С точки зрения работы компании моббинг приводит к текучке кадров, снижению эффективности сотрудников, невыходам на работу.

Как бороться с буллингом — советы психолога

Разберем отдельно советы из психологии о том, как бороться с каждым из типов буллинга: в школе, на работе, в быту.

В школе

Рекомендации для родителей жертв буллинга:

  1. Объясните ребенку, что насилие неприемлемо ни в каких проявлениях (ни по отношению к нему, ни от него). Скажите, что проблемы нужно решать другим способом, что он может обо всем поговорить с вами, и вместе вы непременно найдете решение.
  2. Не замалчивайте проблему и стимулируйте сына / дочь к общению с вами. Расскажите о том, что все решаемо, что можно подключить помощь на нескольких уровнях (родительский комитет, школа).
  3. Объясните пострадавшему, что проблема не в нем. Скажите, что вы любите его несмотря ни на что.

Фразы, которыми можно поддержать сына / дочь:

  • «Спасибо, что поделился этим»;
  • «Я верю тебе»;
  • «Мы преодолеем это»;
  • «Ты не виноват в случившемся».

Не ругайте сына / дочь и не обвиняйте в слабохарактерности.

Не говорите школьнику, что нужно терпеть и «не обращать внимания на дураков» — помогите ему отстоять себя.

Что делать дальше:

  1. Научите школьника отражать нападения, защищать себя и отстаивать личные границы. Разберите вместе с ним ситуацию и продумайте стратегию, ответы обидчику.
  2. Скажите, что издевательства нельзя терпеть — нужно всегда обращаться за помощью ко взрослым.
  3. Поговорите с преподавателями, директором и матерью / отцом буллера, подключите школьного психолога или эксперта со стороны.
  4. Если педагоги не пытаются решить проблему и поощряют распространение травли, то стоит задуматься о смене школы.

Не все мальчики и девочки могут открыто рассказать об издевательствах. Взрослые должны быть внимательными и реагировать на признаки нападений: замкнутость, рваная или испачканная одежда, частые потери вещей, нежелание идти в школу, снижение аппетита, проблемы со сном, апатия.

Рекомендации для матери / отца/ родственников буллера:

  1. Поговорите с сыном / дочерью и спросите, почему он / она так себя ведет.
  2. Проанализируйте свое поведение и атмосферу дома. Подумайте, что может быть причиной агрессивного поведения. Возможно, школьник не чувствует себя важным и нужным в семье — подумайте, как это исправить.
  3. Изучите его окружение. Если дома все хорошо, то, возможно, кто-то другой подрывает его самооценку, причиняет боль.
  4. Расскажите об опасностях буллинга и предупредите о наказании за такое поведение. Скажите, что вы беспокоитесь за его будущее.
  5. Объясните, какое поведение приемлемо и научите сына / дочь открыто говорить о том, что беспокоит, выражать негативные эмоции другим способом.
  6. Обратитесь за помощью к специалисту, если не можете самостоятельно разобраться с причинами агрессии.

Рекомендации для педагогов:

  1. Всегда вмешивайтесь, если видите, что в классе кого-то обижают.
  2. Поговорите с буллями и расскажите им о последствиях травли, предупредите о возможном наказании.
  3. Поговорите с родственниками буллера и пострадавшего.
  4. Фиксируйте и сохраняйте все, что можно использовать как доказательство случившегося.
  5. Поговорите о случившемся с директором, школьным психологом, если он есть. Если он не реагирует, идите дальше. Если этого требует ситуация, то дойдите до Министерства образования.

Согласно данным АПА, не стоит проводить совместную беседу с буллером и тем, кого обидели. Это смущает и пугает последнего.

Рекомендации для школьников, подвергшихся травле:

  1. Обратитесь за поддержкой к взрослым и расскажите обо всем случившемся.
  2. Если не можете обратиться к взрослым, то воспользуйтесь детским телефоном доверия: 8-800-2000-122.
  3. Не вините себя в том, что происходит, не стыдитесь этого. Дело не в вас, а в том, кто нападает.
  4. Не замыкайтесь и не становитесь хулиганами, чтобы отвести внимание от себя или отыграться на другом.

Рекомендации для свидетелей травли:

  1. Расскажите о случившемся хоть кому-нибудь.
  2. Не поддерживайте буллера, даже если боитесь, что он переключится на вас.
  3. Проявите сочувствие к тому, над кем издеваются, и предложите свою поддержку. Например, если его мама и папа не хотят помогать, то вы можете обратиться к своим родственникам или учителям.

Рекомендации для буллеров:

  1. Осознайте опасность такого поведения. Помните, что большинство агрессоров в будущем становятся зависимыми и встают на преступный путь.
  2. Подумайте, что занижает вашу самооценку, пугает или тревожит вас.
  3. Подумайте: почему вы причиняете боль другому? Что вы чувствуете после этого? С чем агрессия помогает справиться? Можно ли преодолеть это другими путями?
  4. Поговорите о том, что вас тревожит со взрослыми или другом.

С целью профилактики буллинга нужно создавать благоприятный климат дома и в школе:

  • интересоваться дочерями и сыновьями, участвовать в их жизни;
  • строго разграничивать приемлемое и неприемлемое поведение;
  • подавать личный позитивный пример — не прибегать к физической и словесной агрессии, слушать и уважать других, открыто говорить о своих потребностях и чувствах, спокойно обсуждать разногласия;
  • пропагандировать уважительное отношение к любым внешним и внутренним особенностям, толерантное отношение.

Если вы потеряли связь с сыном / дочерью и не можете самостоятельно ее восстановить, не понимаете сына / дочь или не можете справиться с личными проблемами и понимаете, что они негативно отражаются на благополучии других, то обратитесь к специалисту.

На работе

Рекомендации для пострадавших от моббинга:

  1. Прямо скажите обидчику о том, что вы не потерпите такого обращения. Сообщите, что именно вас не устраивает.
  2. Документируйте то, что считаете нападением, сохраняйте другие подтверждения случившегося.
  3. Старайтесь контактировать с обидчиком в присутствии коллег, чтобы они могли подтвердить ваши слова.
  4. Сообщите о моббинге начальнику или в HR-отдел.
  5. Найдите поддержку на работе, среди родственников, знакомых или посетите консультацию специалиста.

Исследователи отмечают, что избегание или игнорирование — неэффективная стратегия борьбы с моббингом. Нужно активно противостоять нападающему и просить о помощи других людей (многие из них не понимают, что жертва нуждается в поддержке).

Рекомендации для руководителей:

  1. Стимулируйте общение членов команды, организуйте групповые обсуждения, на которых они могут вместе решать проблемы и устранять разногласия.
  2. Учите сотрудников понимать друг друга. Организуйте тренинги на сплочение и для того, чтобы работники могли взглянуть на мир глазами друг друга, понять, что приемлемо и неприемлемо для каждого из них.
  3. Проводите презентации по теме моббинга, рассказывайте о его опасностях.
  4. Не провоцируйте и не поддерживайте своим поведением конфликты между сотрудниками.
  5. Ищите первопричину конфликтов и тут же пресекайте травлю.

В реальной жизни

Как победить травлю в быту:

  1. Не молчите и не игнорируйте действия обидчика. Не позволяйте ему почувствовать вседозволенность. Прямо скажите о том, что вы не приемлете такого обращения.
  2. Если обидчика можно привлечь к ответу по закону, то сделайте это. Например, запишите телефонный разговор, в котором на вас сыпятся угрозы, и используйте это как доказательство.
  3. Найдите поддержку. Родственники, друзья, форумы и группы поддержки в интернете — кто угодно, кто будет на вашей стороне.

Буллинг оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье, самовосприятие и построение отношений в будущем. Однако, как отмечают исследователи АПА, не каждый из переживших травлю в школе вырастает в неприспособленного взрослого. С буллингом, моббингом и их последствиями можно и нужно бороться.

Если вы столкнулись с этим и не можете самостоятельно справиться с проблемой, то подберите эксперта в Alter. У нас работают чуткие и этичные психологи, которые помогут проработать эмоциональные последствия и выработать новую стратегию поведения в стрессовых ситуациях.

Источник

Читайте также:  Как нарисовать легким способом школу
Оцените статью
Разные способы