Способы разработки веб приложений

Методы разработки веб-приложений и сайтов — каскадные, agile, scrum

При разработке сайтов, приложений и прочих программных продуктов используется достаточно много отличных методологий. Какую из них выбрать, во многом зависит от конкретной ситуации — особенностей проекта, бюджета, сроков, личных предпочтений разработчика и т.д. В рамках этой статьи мы хотели бы рассказать вам о пяти наиболее популярных методологиях.

«Водопад» или каскадная модель (Waterfall Model)

Классическая методология, используемая «с незапамятных времен». Представляет собой строго последовательное выполнение всех стадий разработки. Иными словами, новая стадия не начинается до тех пор, пока не будет полностью закончена предыдущая.

Каскадная модель очень удобна для управления проектом, поскольку процесс разработки легко отслеживается. Это дает возможность жесткого контроля над процессом разработки, что позволяет достаточно точно заранее определить сроки окончания и общую стоимость проекта.

Однако такая жесткость имеет и негативную сторону. «Водопад» хорошо подходит для проектов с предельно четкими требованиями и заранее продуманными способами реализации. Но если в техническом задании есть «туманные» моменты, которые можно трактовать двусмысленно, каскадная методология становится крайне неудобной. «Водопад» не предусматривает возможности откатить разработку на одну-две стадии назад, отсутствует возможность протестировать отдельный аспект до полного окончания разработки. По этой причине невозможно вносить изменения, поправки и корректировки в уже сделанную часть работы, либо внесение таких поправок резко повышает стоимость проекта.

Таким образом, каскадная методология подходит исключительно для тех проектов, где требования в техническом задании предельно точны, понятны и зафиксированы на бумаге, а какие-либо разночтения или недопонимания отсутствуют. Также очень желательно использовать данную методологию только для относительно небольших проектов.

V-образная модель (V-Model)

Данная модель имеет в целом те же принципы последовательной «шаг-за-шагом» разработки, что и каскадная, но отличается от нее одним принципиальным моментом — на каждом этапе осуществляется тестирование готовой части проекта.

V-образную модель обычно используют при разработке программного обеспечения, предназначенного для важных систем, где недопустимы перебои в их работе. К примеру, при создании программного обеспечения для мониторингового медицинского оборудования, различных систем безопасности и т.д. Словом везде, где ошибки и недочеты в программном продукте могут иметь серьезные последствия.

В целом можно уверенно говорить о предпочтительности V-образной модели для тех проектов, которые требуют тщательного тестирования всех аспектов от удобства интерфейса до системной стабильности и отсутствия уязвимостей для внешнего вмешательства.

Инкрементная модель (Incremental Model)

Данная методология используется для проектов, предусматривающих несколько вариантов (сборок) готового продукта. Зачастую разработка ведется несколькими циклами, то есть в итоге получается своего рода «мульти-водопад». При этом в каждом цикле имеются свои этапы и создаваемые модули. Для каждого модуля предусмотрены собственные этапы уточнения требований, создания проекта, кодирования, тестирования и т.д.

Инкрементная модель предполагает особую последовательность создания сборок: сначала реализуется основной проект (базовая сборка), затем на ее основе создаются новые сборки с новыми функциями, называемыми «инкрементами».

Разработка по инкрементной модели хороша для тех проектов, в которых четки и ясны не только базовые требования к системе, но и запросы на внесение изменений тоже ясны, а сами изменения легко реализуются. При этом вполне допускается, что отдельные функции и новые сборки могут дорабатываться уже после внедрения на практике базовой сборки.

Быстрая разработка приложений или «RAD Model»

Представляет собой разновидность описанной выше инкрементной модели. Ключевым отличием является то, что компоненты проекта (модули) или разные сборки разрабатываются не поочередно одной командой, а параллельно несколькими командами. В условиях жестко лимитированного времени созданные одновременно модули собирают в единый рабочий прототип. В итоге удается предоставить заказчику рабочую систему в предельно сжатые сроки.

Важным условием применения данной методологии является наличие нескольких высококвалифицированных команд специалистов. Следствием такого подхода становятся высокие расходы на оплату услуг большого количества задействованных спецов и рабочих инструментов, которые они используют.

Гибкая модель разработки (Agile Model)

Ключевая особенность данной методологии заключается в максимальной прозрачности процесса разработки для заказчика, у которого есть возможность отслеживать буквально каждую итерацию и одобрять ее либо требовать переделки. Таким образом, полностью исключается малейшая вероятность сделать совсем не то, чего хотел клиент.

Читайте также:  Два способа прекращения трудового договора

Очевидным недостатком гибкой модели является сложность предварительной оценки трудозатрат и стоимости проекта. Однако в условиях отсутствия четких требования и невнятного ТЗ, когда заказчик сам весьма смутно понимает, что ему нужно, гибкая модель является единственно возможной для использования.

Важным атрибутом гибкой методологии является проведение непродолжительных ежедневных встреч, которые именуются «Scrum», а также регулярных собраний раз в неделю или реже, именуемых «Sprint».

Методология хорошо себя показывает при разработке больших проектов, либо проектов, которые нужно постоянно адаптировать к меняющимся условиям рынка.

Источник

Семь принципов создания современных веб-приложений

Эта статья основана на моей презентации с конференции BrazilJS в августе 2014 года. Она базируется на идеях, о которых я писал в блоге недавно, в основном, в связи с UX и производительностью.

Я хочу представить 7 действенных принципов для веб-сайтов, которые хотят применить JavaScript для управления UI. Эти принципы являются результатом моей работы как веб-дизайнера, но также как давнего пользователя WWW.

JavaScript бесспорно стал незаменимым инструментом для разработчиков фронтенда. Сейчас сфера его применения расширяется на другие области, такие как серверы и микроконтроллеры. Этот язык программирования выбрали престижные университеты, чтобы обучать студентов основам информатики.

В то же время существует ряд вопросов относительно его роли и конкретного использования, на которые многие затрудняются ответить, в том числе авторы фреймворков и библиотек.

  • Должен ли JavaScript использоваться как замена функциям браузера: история, навигация, рендеринг?
  • Умирает ли бэкенд? Нужно ли вообще рендерить HTML?
  • Правда ли, что будущее за приложениями на одной странице (Single Page Applications, SPA)?
  • Должен ли JS генерировать страницы на веб-сайте и рендерить страницы в веб-приложениях?
  • Нужно ли использовать техники вроде PJAX или TurboLinks?
  • Каково точное отличие между веб-сайтом и веб-приложением? Должно ли остаться что-то одно?

Далее последуют мои попытки ответить на эти вопросы. Я попытался исследовать, как использовать JavaScript с точки зрения пользователя (UX). В частности, уделил особое внимание идее минимизации времени, которое требуется пользователю для получения интересующих его данных. Начиная с основ сетевых технологий и заканчивая предсказанием будущего поведения юзера.

1. Рендеринг страниц на сервере

tl;DR: Рендеринг на сервере осуществляется не ради SEO, а для производительности. Принимайте в расчёт дополнительные запросы для получения скриптов, стилей и последующие запросы к API. В будущем, принимайте в расчёт использование метода HTTP 2.0 Push.

Прежде всего, я вынужден обратить внимание на общепринятую ошибку разделять «приложения с рендерингом на сервере» и «одностраничные приложения». Если мы хотим добиться наилучшего восприятия с точки зрения пользователя, то не должны ограничивать себя такими рамками и отказываться от одной альтернативы в пользу другой.

Причины вполне очевидны. Страницы передаются по интернету, у которого есть физические ограничения, что незабвенно проиллюстрировал Стюарт Чешир в знаменитом эссе «Это latency, дурачок»:

Расстояние между Стэнфордом и Бостоном 4320 км.
Скорость света в вакууме 300 x 10^6 м/с.
Скорость света в оптоволокне составляет примерно 66% скорости света в вакууме.
Скорость света в оптоволокне 300 x 10^6 м/c * 0,66 = 200 x 10^6 м/c.
Односторонняя задержка при передаче в Бостон 4320 км / 200 x 10^6 м/c = 21,6 мc.
Задержка при передаче туда и обратно 43,2 мc.
Пинг из Стэнфорда в Бостон в интернете современного образца около 85 мс (…)
Итак, современное оборудование интернета передаёт сигнал со скоростью 0,5 от скорости света.

Указанный результат 85 мс можно улучшить (и уже сейчас он чуть лучше), но важно понять, что существует физическое ограничение на задержку при передаче информации через интернет, как бы не увеличивалась полоса пропускания на компьютерах пользователей.

Это особенно важно в связи с ростом популярности JavaScript-приложений, которые обычно содержат только разметку

Источник

Ещё раз про семь основных методологий разработки

Разработка программного продукта знает много достойных методологий — иначе говоря, устоявшихся best practices. Выбор зависит от специфики проекта, системы бюджетирования, субъективных предпочтений и даже темперамента руководителя. В статье описаны методологии, с которыми мы регулярно сталкиваемся в Эдисоне.

1. «Waterfall Model» (каскадная модель или «водопад»)

Одна из самых старых, подразумевает последовательное прохождение стадий, каждая из которых должна завершиться полностью до начала следующей. В модели Waterfall легко управлять проектом. Благодаря её жесткости, разработка проходит быстро, стоимость и срок заранее определены. Но это палка о двух концах. Каскадная модель будет давать отличный результат только в проектах с четко и заранее определенными требованиями и способами их реализации. Нет возможности сделать шаг назад, тестирование начинается только после того, как разработка завершена или почти завершена. Продукты, разработанные по данной модели без обоснованного ее выбора, могут иметь недочеты (список требований нельзя скорректировать в любой момент), о которых становится известно лишь в конце из-за строгой последовательности действий. Стоимость внесения изменений высока, так как для ее инициализации приходится ждать завершения всего проекта. Тем не менее, фиксированная стоимость часто перевешивает минусы подхода. Исправление осознанных в процессе создания недостатков возможно, и, по нашему опыту, требует от одного до трех дополнительных соглашений к контракту с небольшим ТЗ.

Читайте также:  Способы отменить договор дарения

С помощью каскадной модели мы создали множество проектов «с нуля», включая разработку только ТЗ. Проекты, о которых написано на Хабре: средний — рентгеновский микротомограф, мелкий — автообновление службы Windows на AWS.

Когда использовать каскадную методологию?

  • Только тогда, когда требования известны, понятны и зафиксированы. Противоречивых требований не имеется.
  • Нет проблем с доступностью программистов нужной квалификации.
  • В относительно небольших проектах.

2. «V-Model»

Унаследовала структуру «шаг за шагом» от каскадной модели. V-образная модель применима к системам, которым особенно важно бесперебойное функционирование. Например, прикладные программы в клиниках для наблюдения за пациентами, интегрированное ПО для механизмов управления аварийными подушками безопасности в транспортных средствах и так далее. Особенностью модели можно считать то, что она направлена на тщательную проверку и тестирование продукта, находящегося уже на первоначальных стадиях проектирования. Стадия тестирования проводится одновременно с соответствующей стадией разработки, например, во время кодирования пишутся модульные тесты.

Пример нашей работы на основе V-методологии — мобильное приложение для европейского сотового оператора, который экономит расходы на роуминг во время путешествий. Проект выполняется по четкому ТЗ, но в него включен значительный этап тестирования: удобства интерфейса, функционального, нагрузочного и в том числе интеграционного, которое должно подтверждать, что несколько компонентов от различных производителей вместе работают стабильно, невозможна кража денег и кредитов.

Когда использовать V-модель?

  • Если требуется тщательное тестирование продукта, то V-модель оправдает заложенную в себя идею: validation and verification.
  • Для малых и средних проектов, где требования четко определены и фиксированы.
  • В условиях доступности инженеров необходимой квалификации, особенно тестировщиков.

3. «Incremental Model» (инкрементная модель)

В инкрементной модели полные требования к системе делятся на различные сборки. Терминология часто используется для описания поэтапной сборки ПО. Имеют место несколько циклов разработки, и вместе они составляют жизненный цикл «мульти-водопад». Цикл разделен на более мелкие легко создаваемые модули. Каждый модуль проходит через фазы определения требований, проектирования, кодирования, внедрения и тестирования. Процедура разработки по инкрементной модели предполагает выпуск на первом большом этапе продукта в базовой функциональности, а затем уже последовательное добавление новых функций, так называемых «инкрементов». Процесс продолжается до тех пор, пока не будет создана полная система.

Инкрементные модели используются там, где отдельные запросы на изменение ясны, могут быть легко формализованы и реализованы. В наших проектах мы применяли ее для создания читалки DefView, а следом и сети электронных библиотек Vivaldi.

Как пример опишем cуть одного инкремента. Сеть электронных библиотек Vivaldi пришла на смену DefView. DefView подключалась к одному серверу документов, а теперь может подключаться ко многим. На площадку учреждения, желающего транслировать свой контент определенной аудитории, устанавливается сервер хранения, который напрямую обращается к документам и преобразует их в нужный формат. Появился корневой элемент архитектуры — центральный сервер Vivaldi, выступающий в роли единой поисковой системы по всем серверам хранения, установленным в различных учреждениях.

Когда использовать инкрементную модель?

  • Когда основные требования к системе четко определены и понятны. В то же время некоторые детали могут дорабатываться с течением времени.
  • Требуется ранний вывод продукта на рынок.
  • Есть несколько рисковых фич или целей.

4. «RAD Model» (rapid application development model или быстрая разработка приложений)

RAD-модель — разновидность инкрементной модели. В RAD-модели компоненты или функции разрабатываются несколькими высококвалифицированными командами параллельно, будто несколько мини-проектов. Временные рамки одного цикла жестко ограничены. Созданные модули затем интегрируются в один рабочий прототип. Синергия позволяет очень быстро предоставить клиенту для обозрения что-то рабочее с целью получения обратной связи и внесения изменений.

Модель быстрой разработки приложений включает следующие фазы:

  • Бизнес-моделирование: определение списка информационных потоков между различными подразделениями.
  • Моделирование данных: информация, собранная на предыдущем этапе, используется для определения объектов и иных сущностей, необходимых для циркуляции информации.
  • Моделирование процесса: информационные потоки связывают объекты для достижения целей разработки.
  • Сборка приложения: используются средства автоматической сборки для преобразования моделей системы автоматического проектирования в код.
  • Тестирование: тестируются новые компоненты и интерфейсы.

Когда используется RAD-модель?

Может использоваться только при наличии высококвалифицированных и узкоспециализированных архитекторов. Бюджет проекта большой, чтобы оплатить этих специалистов вместе со стоимостью готовых инструментов автоматизированной сборки. RAD-модель может быть выбрана при уверенном знании целевого бизнеса и необходимости срочного производства системы в течение 2-3 месяцев.

Читайте также:  Пероральный способ это введение лекарственного средства

5. «Agile Model» (гибкая методология разработки)

В «гибкой» методологии разработки после каждой итерации заказчик может наблюдать результат и понимать, удовлетворяет он его или нет. Это одно из преимуществ гибкой модели. К ее недостаткам относят то, что из-за отсутствия конкретных формулировок результатов сложно оценить трудозатраты и стоимость, требуемые на разработку. Экстремальное программирование (XP) является одним из наиболее известных применений гибкой модели на практике.

В основе такого типа — непродолжительные ежедневные встречи — «Scrum» и регулярно повторяющиеся собрания (раз в неделю, раз в две недели или раз в месяц), которые называются «Sprint». На ежедневных совещаниях участники команды обсуждают:

  • отчёт о проделанной работе с момента последнего Scrum’a;
  • список задач, которые сотрудник должен выполнить до следующего собрания;
  • затруднения, возникшие в ходе работы.

Методология подходит для больших или нацеленных на длительный жизненный цикл проектов, постоянно адаптируемых к условиям рынка. Соответственно, в процессе реализации требования изменяются. Стоит вспомнить класс творческих людей, которым свойственно генерировать, выдавать и опробовать новые идеи еженедельно или даже ежедневно. Гибкая разработка лучше всего подходит для этого психотипа руководителей. Внутренние стартапы компании мы разрабатываем по Agile. Примером клиентских проектов является Электронная Система Медицинских Осмотров, созданная для проведения массовых медосмотров в считанные минуты. Во втором абзаце этого отзыва, наши американские партнеры описали очень важную вещь, принципиальную для успеха на Agile.

Когда использовать Agile?

  • Когда потребности пользователей постоянно меняются в динамическом бизнесе.
  • Изменения на Agile реализуются за меньшую цену из-за частых инкрементов.
  • В отличие от модели водопада, в гибкой модели для старта проекта достаточно лишь небольшого планирования.

6. «Iterative Model» (итеративная или итерационная модель)

Итерационная модель жизненного цикла не требует для начала полной спецификации требований. Вместо этого, создание начинается с реализации части функционала, становящейся базой для определения дальнейших требований. Этот процесс повторяется. Версия может быть неидеальна, главное, чтобы она работала. Понимая конечную цель, мы стремимся к ней так, чтобы каждый шаг был результативен, а каждая версия — работоспособна.

На диаграмме показана итерационная «разработка» Мона Лизы. Как видно, в первой итерации есть лишь набросок Джоконды, во второй — появляются цвета, а третья итерация добавляет деталей, насыщенности и завершает процесс. В инкрементной же модели функционал продукта наращивается по кусочкам, продукт составляется из частей. В отличие от итерационной модели, каждый кусочек представляет собой целостный элемент.

Примером итерационной разработки может служить распознавание голоса. Первые исследования и подготовка научного аппарата начались давно, в начале — в мыслях, затем — на бумаге. С каждой новой итерацией качество распознавания улучшалось. Тем не менее, идеальное распознавание еще не достигнуто, следовательно, задача еще не решена полностью.

Когда оптимально использовать итеративную модель?

  • Требования к конечной системе заранее четко определены и понятны.
  • Проект большой или очень большой.
  • Основная задача должна быть определена, но детали реализации могут эволюционировать с течением времени.

7. «Spiral Model» (спиральная модель)

«Спиральная модель» похожа на инкрементную, но с акцентом на анализ рисков. Она хорошо работает для решения критически важных бизнес-задач, когда неудача несовместима с деятельностью компании, в условиях выпуска новых продуктовых линеек, при необходимости научных исследований и практической апробации.

Спиральная модель предполагает 4 этапа для каждого витка:

  1. планирование;
  2. анализ рисков;
  3. конструирование;
  4. оценка результата и при удовлетворительном качестве переход к новому витку.

Эта модель не подойдет для малых проектов, она резонна для сложных и дорогих, например, таких, как разработка системы документооборота для банка, когда каждый следующий шаг требует большего анализа для оценки последствий, чем программирование. На проекте по разработке СЭД для ОДУ Сибири СО ЕЭС два совещания об изменении кодификации разделов электронного архива занимают в 10 раз больше времени, чем объединение двух папок программистом. Государственные проекты, в которых мы участвовали, начинались с подготовки экспертным сообществом дорогостоящей концепции, которая отнюдь не всегда бесполезна, поскольку окупается в масштабах страны.

Подытожим

На слайде продемонстрированы различия двух наиболее распространенных методологий.

В современной практике модели разработки программного обеспечения многовариантны. Нет единственно верной для всех проектов, стартовых условий и моделей оплаты. Даже столь любимая всеми нами Agile не может применяться повсеместно из-за неготовности некоторых заказчиков или невозможности гибкого финансирования. Методологии частично пересекаются в средствах и отчасти похожи друг на друга. Некоторые другие концепции использовались лишь для пропаганды собственных компиляторов и не привносили в практику ничего нового.

Источник

Оцените статью
Разные способы