Способы разработки моделей бизнеса
Наиболее известная модель бизнеса – это иерархическая структура фирмы. С учетом этого можно выделить:
1) традиционные подходы разработки моделей;
2) объективно ориентированные подходы (ООП).
В качестве 1-го подхода можно выделить структурный анализ и структурное проектирование. Эти способы основаны на так называемой функциональной декомпозиции (функциональный подход). Следовательно при моделировании сложные информационные системы разбиваются на составные части, каждая из которых рассматривается отдельно от других.
В функциональномподходе главным структурообразующим элементом является функция (действие).
Сущность функционального подхода к моделированию бизнеса (бизнес-процессов) сводится к построению схемы технологического процесса в виде последовательности операций, на входе и выходе которых отражаются объекты различной природы: материальные и информационные объекты, использующие ресурсы, организационные единицы и т.д. Пример:
Достоинство функционального подхода заключается в наглядности и понятности представления бизнес-процессов на различных уровнях абстракции, что особенно важно на стадии внедрения разработанных бизнес-процессов в подразделениях предприятия. Существенным недостатком функционального подхода является некоторая субъективность детализации операций и как следствие большая трудоемкость в адекватном построении бизнес-процессов.
Классический (традиционный, функциональный) подход к разработке сложных систем представляет собой структурное проектирование, при котором осуществляется алгоритмическая декомпозиция системы по методу сверху вниз.
Жизненный цикл разработки такой сложной системы складывается из этапов анализа, проектирования, программирования, тестирования и сопровождения, которые выполняются последовательно – это каскадный метод.
Недостатком является последовательное выполнение этапов. Для его устранения используется подход 2 – спиральный. Он заключается в том, что разработка проекта ведется по спирали и на каждом ее витке выполняются последовательно перечисленные выше этапы. На каждом из них проект уточняется. Этот подход дополняет каскадный метод элементами этеративности.
Недостатки этого метода: трудоемкость внесения изменений, большой объем данных по проекту, затрудняющий программирование, серьезные проблемы в сфере информации.
Второй способ. Стремление избавиться от недостатков 1-го способа привело к развитию новых идей, основанных на объективной декомпозиции. Такой подход получил название ООП. В объектно-ориентированномподходе главным структурообразующим элементом является объект.
Объектно-ориентированный подход предполагает вначале выделение классов объектов, а далее определение тех действий, в которых участвуют объекты. При этом различают пассивные объекты (материалы, документы, оборудование), над которыми выполняются действия, и активные объекты (организационные единицы, конкретные исполнители, информационные подсистемы), которые осуществляют действия. Такой подход более объективно позволяет выделять операции над объектами, а заодно и решать задачи целесообразности существования самих объектов. Недостаток ООП заключается в меньшей наглядности конкретных процессов для лиц, принимающих решения. Вместе с тем выявленные операции для наглядности могут быть представлены в виде функциональных диаграмм.
Жизненный цикл объективно-ориентированной разработки систем содержит несколько этапов, но в отличие от структурного подхода в нем нет строгой последовательности их выполнения. Процесс носит принципиально интерактивный характер.
При разработке может выясниться необходимость дополнительного обследования. Она может потребовать возврата к проектированию. Этот метод, называемый возвратным, отражает интерактивный характер разработки.
— упрощение внесенных изменений;
— гибкая архитектура и переносимость;
— повторное использование программных компонентов;
— естественность описания, т.е. описывать статические и динамические отношения между объектом и моделью.
Эти недостатки лежат в области программирования и заключаются в следующем:
— динамическое связывание, т.е. должны быть связаны все элементы;
— многочисленность методов и их видов.
ООП не дают немедленной отдачи, эффект от их применения начинает сказываться после разработки 2-3 проектов и увеличения и накопления повторно используемых компонентов, отражающих типовые проектные решения в данной области.
Экономический эффект
Затраты на проектирование
При ООП с приобретением опыта разработок кривая эффективности резко идет вверх за счет рассмотренных преимуществ и в особенности благодаря сборке систем из готовых компонентов.
Сроки разработки
Чем больше проектов, тем меньше сроки. Если для традиционного подхода сокращение разработки связано в основном с повышением квалификации участников разработки, то при ООП приобретается опыт использования типовых проектных решений.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Бизнес-модель
Татьяна Логинова
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
Бизнес-модель — это анализ и схематичное описание взаимосвязанных бизнес-процессов компании. Модель наглядно показывает: что, кому и как именно продавать, а также насколько это выгодно.
Это не глубинное исследование бизнеса, а скорее экспресс-анализ, который позволяет понять:
- как развивать компанию;
- как оптимизировать бизнес-процессы;
- какие ресурсы нужно привлечь для роста бизнеса.
Стартапам бизнес-модель помогает оценить нишу, увидеть перспективы и скрытые риски, протестировать идеи. Действующему бизнесу — нащупать слабые места и точки роста, чтобы скорректировать свою работу.
Структура бизнес-модели
Самый популярный шаблон бизнес-модели предприятия (Business Model Canvas) разработали Александр Остервальдер и Ив Пинье. Он состоит из 9 блоков — ключевых элементов бизнеса.
Сегменты целевой аудитории (ЦА). Это ключевое место всей бизнес-модели. Нужно описать сегменты целевой аудитории, то есть людей, которые будут покупать ваши товары или услуги. Важно понять, кто ваши клиенты, какие качества продукта для них важны, сколько они готовы платить и за что.
Сегментов ЦА может быть несколько.Для каждого нужно сформировать отдельное предложение и взаимодействовать с его представителями, исходя из их потребностей и предпочтений. Чем лучше вы узнаете своих покупателей, тем эффективнее будут рекламные кампании и выше продажи.
Достоинства предложения (УТП). Опишите товары или услуги, которые планируете продавать. Проанализируйте: какую проблему покупателя решает продукт, почему человек будет его покупать у вас, а не у конкурентов.
Суть в том, чтобы построить бизнес-модель вокруг создания большей ценности для покупателя. Чем лучше вы удовлетворите его потребности, тем охотнее он купит продукт и тем с большей вероятностью вернется к вам снова.
Каналы взаимодействия (сбыта). Опишите, какими путями будете «касаться» клиента и рассказывать о продукте, как донесете ценность предложения, как будете доставлять продукт и обслуживать клиентов, как сформируете положительное впечатление от сотрудничества и будете напоминать о себе после продажи.
Отношения с клиентами. Решите, как вы будете привлекать и удерживать клиентов. Нужно понять, как лучше общаться с покупателями (например, лично или через автоматическую рассылку), нужно ли обучать их и чему именно, предполагает ли продукт самообслуживание или требуется ваша помощь.
Источники доходов. Перечислите откуда, за что и как именно вы будете получать деньги.
Деньги можно зарабатывать разными путями:
- продажа товаров и услуг;
- подписка;
- аренда/рента/лизинг;
- продажа лицензий;
- комиссия за посредничество;
- реклама.
Здесь же опишите принципы ценообразования и способы оплаты. Проанализируйте, сколько каждый из сегментов ЦА готов платить. В будущем это поможет посчитать доходность бизнес-модели.
Ключевые ресурсы. Перечислите, что вам нужно, чтобы запустить бизнес, обеспечить его дальнейшее функционирование и развитие. Это всё то, что поможет вам произвести продукт, рассказать о нём покупателям, обеспечить доставку, продажу, послепродажное обслуживание и так далее. Ресурсы могут быть финансовыми, людскими, интеллектуальными, физическими.
Ключевые процессы (активности). Опишите:
- что будете делать, чтобы произвести и продать продукт;
- как будете решать проблемы клиента и обслуживать его, чтобы он остался максимально доволен сотрудничеством;
- как будете поддерживать и развивать сети/CRM-систему/программное обеспечение и прочие платформы, через которые будете взаимодействовать с потребителем.
Ключевые партнеры. Перечислите поставщиков и партнеров, с которыми будете сотрудничать. Определите взаимные выгоды.
Структура издержек. Опишите, на что и сколько именно денег будете тратить. Этот блок поможет наглядно увидеть, какой объем инвестиций потребуется для старта, поддержания и развития бизнеса, какие статьи расходов самые затратные.
Как построить бизнес-модель: пример
Допустим, мы планируем запустить онлайн-курс по обучению ораторскому мастерству. Построить бизнес-модель можно в любой таблице или просто набросать на бумаге от руки.
Сегменты ЦА. Курс будет интересен тем, кто боится публичных выступлений, или публичным людям, которым приходится часто выступать и есть необходимость улучшить ораторские навыки.
УТП. Клиентам важно, чтобы курс вели признанные профессионалы и цена при этом была невысокой.
Каналы взаимодействия. Касаться клиентов будем через рекламу в интернете. Кроме того, проведем бесплатные вебинары, дадим тестовый доступ к обучающей платформе.
Отношения с клиентами. Предоставим несколько тарифов на выбор, бессрочный доступ к базе знаний, круглосуточную поддержку куратора.
Источники доходов. Продажа курса, дополнительные индивидуальные занятия.
Ключевые ресурсы. Для запуска надо будет сделать образовательную платформу, создать группы в соцсетях, нанять кураторов, запустить рекламные кампании.
Ключевые активности. Чтобы создать и поддерживать ценность продукта, надо будет постоянно актуализировать информацию в курсе, поддерживать и обновлять обучающую платформу, давать обратную связь студентам, собирать отзывы, привлекать новых спикеров, создавать новые услуги под потребности клиентов.
Партнеры. Будем привлекать маркетолога, специалиста по интернет-рекламе, блогеров.
Структура издержек. Будем платить спикерам, кураторам, привлеченным партнерам, вложимся в рекламные кампании, заплатим за разработку и поддержание обучающей платформы.
Анализ показал, что курсов по ораторскому мастерству немного, а спрос на них растет. Клиенты готовы платить за профессионализм спикеров и дополнительные услуги. Нам не нужно содержать постоянный штат работников, достаточно привлекать специалистов по мере необходимости. Больших вложений запуск курса не требует, при этом затраты окупятся достаточно быстро. Если содержание курса удовлетворит запросы ЦА, то, скорее всего, запуск будет успешным и принесет хорошую прибыль.
Конечно, это сильно упрощенный и утрированный пример, но он наглядно показывает, что такое бизнес-модель и как ее построить.
Популярные виды бизнес-моделей
В свое время перечисленные ниже бизнес-модели были инновационными. Они выстрелили и обогатили своих создателей. Сегодня ими уже никого не удивишь, и все же каждая продолжает приносить прибыль тысячам компаний.
Популярные виды бизнес-моделей, которые доказали свою эффективность:
- Брокерская. Когда предприниматель сводит продавцов и покупателей, за что взимает определенную комиссию или процент от суммы сделки. По этой бизнес-модели построены торговые биржи, биржи фриланса, маркетплейсы.
Пример: FL.ru, eBay.
- Рекламная. Когда бизнес получает прибыль от размещения рекламы на своем ресурсе.
Пример: Lenta.ru, YouTube.
- Модель краудсорсинга. Когда ресурс получает прибыль с рекламы, но контент там создают сами пользователи.
Пример: Diets.ru, Яндекс.Дзен.
- Модель производителя. Когда производитель продает свой продукт напрямую потребителю, отказываясь от посредников.
Пример: Avon, Кухня на районе.
- Модель дистрибьютора. Предприниматель закупает товар у производителей и реализует с собственной наценкой. Продавать он может по-разному: в розницу, специализироваться на нишевых товарах, предлагать один товар в день с максимальной скидкой, оформлять сделку на сайте с последующей выдачей товара в магазине или со склада.
Пример: Пятерочка, Etsy.
- Франчайзинг. Прибыль получают от продажи доступа к запуску успешной бизнес-модели.
Пример: McDonald’s, Додо Пицца.
- Бритва и лезвие. Основной товар продают дешево, а прибыль получают от реализации расходников. Обратный вариант: прибыль идет от продажи основного дорогого товара, а расходники продают дешево.
Пример: Gillette, HP (принтеры).
- Аренда. Когда отдают помещения или продукцию во временное пользование.
Пример: каршеринг, коворкинг.
- Подписка. Когда продают временный доступ к продукту.
Пример: Netflix, ЛитРес.
- Партнерский маркетинг. Предприниматель получает вознаграждение за продвижение чужих товаров и услуг.
Пример: Сравни.ру, Aviasales.
- Freemium. Когда доступ к основным функциям продукта для клиента бесплатный, а прибыль получают от продажи дополнительных опций.
Пример: Spotify, Lingualeo.
Бизнес-модель — это не бизнес-план. Построение модели не предполагает глубокого анализа и поэтому не может быть основанием для принятия стратегических решений. Но бизнес-модель идеально подходит для быстрой оценки гипотез и выявления текущих рисков для компании.
Источник