Способы размещения торгового оборудования

Как правильно расположить оборудование в торговом зале

Конкурентоспособность перспективность торгового предприятия во многом определяется грамотным размещением оборудования в магазине. Большую роль в увеличении посещаемости играет эстетичность и удобство оформления зала. Если покупатель может комфортно передвигаться по залу, спокойно рассматривая и выбирая товар, он обязательно снова вернется в магазин и станет постоянным клиентом.

За рубежом размещение торгового оборудования доверяют мерчендайзерам. В нашей стране эти специально обученные люди работают, в основном, в супер- и гипермаркетах. Но они обычно занимаются раскладкой товара, а оборудование в торговых залах расставляют владельцы и дизайнеры, из-за чего площади используются неэффективно. Поэтому в дальнейшем часто приходится нанимать специалистов для оптимизации работы магазина, что требует дополнительных финансовых вложений. Правильно расположенные витрины и стеллажи могут значительно повлиять на увеличение товарооборота, на стимулирование клиентов к совершению незапланированных покупок. Грамотная планировка позволяет обеспечить:

рациональное движение потока покупателей;

эффективное использование площади магазина;

сокращение времени клиента на поиск нужной продукции;

комфортные условия для работников торгового зала;

стимулирование совершения импульсивных (незапланированных) покупок.

Рациональное расположение островных стеллажей

Чтобы размещение торгового оборудования позволило добиться максимального результата, при его расстановке следует обратить внимание на несколько факторов:

форма зала в торговой точке;

оптимальная схема размещения оборудования;

особенности размещения стеллажей для магазинов различного типа;

удобство клиентов при совершении покупок;

основные требования к торговому оборудованию.

Если учесть все необходимые моменты, демонстрационная площадь будет задействована в полном объеме, что позволит привлечь внимание клиентов к товару.

Форма торгового зала

Форма торгового зала во многом зависит от помещения, в котором он располагается. Проще всего осуществить расстановку торгового оборудования в отдельно стоящем, специально спроектированном под магазин, здании. Здесь залы имеют обычно квадратную или прямоугольную формы. Но иногда торговая точка располагается в пристроенных или встроенных помещениях, где возможно наличие стен разной длины, колонн и т.д. В этих случаях размещению оборудования следует уделить особое внимание, чтобы было удобно и потребителям, и работникам магазина. Существуют определенные нормы для расстановки стеллажей в торговых залах:

большинство посетителей магазинов начинают перемещение по правой стороне от турникета;

основная часть зала (около 60%) должна быть выделена клиентам для удобного доступа к прилавкам и витринам;

необходимо акцентирование «горячих зон», где товар представлен наиболее привлекательно;

товар повышенного спроса располагают чаще всего в мертвых зонах, ведь за нужной продукцией покупатель доберется всегда. А по ходу движения он может заинтересоваться и другими товарами, импульсивно совершая покупки, что значительно увеличивает среднюю стоимость чека.

Форма зала во многом определяет схему размещения торгового оборудования

Для грамотного размещения оборудования нужно рассмотреть все варианты применительно к имеющейся торговой точке. Как правило, супер- и гипермаркеты компонуются унифицированными стеллажами по единой схеме. В небольших магазинах торговые стеллажи могут быть расставлены в зависимости от возможностей владельца. Некоторые торговые точки – маленькие булочные, ювелирные отделы – требуют установки прилавков и пристенных стеллажей.

Читайте также:  Как ублажить мужчину способы

Принципы типового размещения оборудования

Правильное структурирование торгового зала в больших магазинах самообслуживания зависит от ассортимента товара и конфигурации помещения. Все оборудование должно быть расположено понятным и комфортным для покупателя образом. При расстановке стеллажей необходимо обратить внимание на следующие пропорции:

возле высоких стеллажей оставляют широкий проход;

для перемещения клиентов только с покупательскими корзинками оставляют расстояние 0,8 м по ширине;

наличие тележек требует увеличения расстояния от 1,4 до 2 м;

при низких стеллажах оптимальное пространство возле них должно быть не менее 1 м.

Существует несколько способов размещения оборудования в торговых залах – выставочный, линейный, боксовый и смешанный. В магазинах самообслуживания чаще всего используют линейную расстановку стеллажей, поскольку с ее помощью упрощается регулировка направления потока клиентов. Построение островных стеллажей по определенным линиям обеспечивает лучший обзор зала и удобное расположение кассового узла. А покупатели получают свободный доступ к товару и возможность осуществления самостоятельно комплексных покупок при минимальных потерях времени.

Комбинированная, поперечная и продольная расстановка оборудования

Линейная планировка может быть выполнена в трех вариантах:

продольная, когда стеллажи выставляются вдоль торгового помещения;

поперечная, предполагающая размещение оборудования перпендикулярно входу;

смешанная, которая объединяет в себе продольные и поперечные линии.

Использование каждого вида планировки зависит от величины и формы зала. При небольшой глубине помещения (до 10 м) целесообразно установить оборудование вдоль боковых стен, возле которых дополнительно расставляются, например, хлебные или кондитерские стеллажи. Если глубина помещения больше, то лучше использовать поперечный способ планирования. Это наиболее распространенная расстановка оборудования. Иногда стеллажи размещают по диагонали, что выглядит стильно и привлекательно, но значительно уменьшает торговую площадь. Такую расстановку могут себе позволить магазины, торгующие элитным товаром.

В магазинах, реализующих одежду, используется размещение оборудования по типу «петля». Это боксовый способ организации пространства. Различные секции располагаются таким образом, чтобы покупатель двигался по замкнутой петле от входа до кассы, посещая все отделы и имея возможность спокойно рассмотреть весь товар.

На выходе из зала размещаются кассовые боксы, возле которых обычно собирается очередь, и покупатели имеют возможность «прихватить» еще что-нибудь. Поэтому возле касс устанавливают дополнительные островные стеллажи с привлекательным товаром. Недалеко от касс ставят столы для упаковки товара и модульные шкафы для хранения вещей покупателей.

Планировка небольших магазинов самообслуживания

Линейное расположение оборудования представляется нерациональным для магазинов с малой площадью. Поэтому здесь используется выставочный вариант или «фристайл». Выставочная планировка позволяет эффективно разместить продукцию в магазинах, торгующих по образцам – ткани, линолеум, предметы интерьера, обои, техника, светильники. Для этого используются сочетания различных видов торгового оборудования – островные и угловые стеллажи, витрины, прилавки.

«Фристайл» позволяет разместить прилавочные зоны, манекены, стойки в любом порядке. При таком расположении оборудования у персонала есть возможность активно работать с ним – менять интерьер, выделять наиболее важный товар, регулируя поток покупателей.

Читайте также:  Надежные способы защиты информации

Кассы в небольших торговых точках размещаются обычно сбоку от входа или напротив него. Это увеличивает площадь «золотого треугольника», то есть той части зала, где пересекаются линии, соединяющие вход, противоположную стену и кассу. Иногда одной из вершин треугольника становится зона товара, пользующегося наибольшим спросом.

Каким должно быть оборудование

Прежде чем приобретать торговое оборудование или решать проблемы с его размещением, стоит изучить требования стандартов, применяемых к торговой мебели. Это целая группа, к которой относятся следующие требования:

Эксплуатационные. Оборудование должно соответствовать своему назначению, иметь высокое качество материала изготовления и надежно исполнять свои функции.

Экономические. Оборудование должно быть простым, экономичным в эксплуатации, со стандартными деталями и комплектующими, невысокой стоимостью.

Эргономические. Вся торговая мебель должна быть предельно удобна в эксплуатации. Сюда относятся габариты стеллажей, при конструировании которых должны быть учтены средние пропорции человека. Эргономичное оборудование обеспечивает свободный доступ, четкий обзор и удобство для работы персонала.

Эстетические. В эстетическом плане приобретаемая мебель должна гармонировать с общим дизайном магазина по форме, цветовой гамме, декоративной отделке. Привлекательность оборудования зала и оптимальные цветовые сочетания дают возможность повысить интерес покупателя, улучшить его психоэмоциональное настроение и тем самым простимулировать к совершению покупок.

Санитарно-гигиенические. Только качественная мебель, выполненная в соответствии с санитарными нормами, способна обеспечить здоровый климат в магазине. Все полки и стеллажи выполняются из материалов, которые легко поддаются чистке и дезинфекции.

Торговое оборудование компании «Макстил» соответствует всем выше перечисленным требованиям.

Если тщательно разобраться во всех тонкостях по приобретению и расстановке торгового оборудования, можно самостоятельно создать идеальный магазин.

Источник

Способы расстановки оборудования

Различают следующие виды технологической планировки торгового зала, которые определяют принцип размещения основных точек продаж:

Линейная (решетка). Линейная планировка предполагает схему размещения товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий. При этом линия узла расчета располагается перпендикулярно. Данная планировка характерна для продовольственных магазинов самообслуживания

· позволяет максимально использовать площади торгового зала

· позволяет четко формировать потоки движения покупателей

· создает лучшие условия для группировки и размещения товаров

· потребители наиболее эффективно воспринимают информацию о товарах.

· изменением длины линий регулируется сосредоточение покупателей на различных участках торгового зала

· ввиду использования правильных геометрических линий, у покупателей возникает ощущение дискомфорта, отсутствия уюта

· не способствует прохождению покупателем всей площади торгового зала (в центральных проходах обычно меньше посетителей).

Линейная планировка может быть четырех видов: продольная, поперечная, смешанная, диагональная.

Решетка с линейным продольным размещением оборудования – торговое оборудование располагается перпендикулярно входящему в зал покупательскому потоку. Такая планировка препятствует свободному обзору всего торгового пространства, а также не эффективна с точки зрения большого количества проходов у главной стены, направляющей движение покупателей. Используется в торговых залах прямоугольной конфигурации шириной от 7 до 12 м.

Решетка с линейным поперечным размещением – оборудование располагается параллельно входящему покупательскому потоку. Данная планировка вызывает эффект ощущения движения вдоль длинного забора.

Читайте также:  Скинорен гель способы применения

Решетка со смешанным линейным размещением – сочетание продольного и поперечного размещения. Существует возможность установки большого количества дополнительных точек продаж, перемыкающим к краям основных рядов. Используется при ширине торгового зала более 24 м.

Диагональная решетка – расположение оборудования под углом к покупательскому потоку. Площадь торгового зала используется не очень эффективно.

ü Боксовая (трек, петля). Торговое оборудование размещено таким образом, что образует петлю, по которой покупатель двигается и тем самым вынужден обойти все отделы и посмотреть все предлагаемые товары. Используется в крупных универсальных магазинах и торговых центрах, торговый зал которых разбит на отделы, секции, павильоны, изолированные друг от друга, где торговля ведется через прилавок. Недостаток: если покупатель захочет повернуть назад (что-то забыл или просто хочет посмотреть более внимательно) ему придется двигаться навстречу общему потоку.

ü Смешанная планировка. Она предполагает использования различных видов размещения оборудования (линейной (продольной, поперечной, диагональной) и боксовой). При этом очень важно позаботиться об указателях и знаках, чтобы покупатель не чувствовал себя как в лабиринте.

ü Выставочная планировка.Используется при продаже товаров по образцам. Крупногабаритные товары размещаются на разнообразных видах торгового оборудования (островах). Часто данная планировка используется при продаже светильников, предметов интерьера. В островах может выставляться посуда.

ü Свободная планировка. Предполагает расстановку торгового оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с общей концепций магазина, его возможностями. При этом покупатель чувствует себя непринужденно, т.к. его движение ничто не ограничивает.

Планировка магазина определяет размер и расположение торговых и подсобных помещений, делит площадь ТЗ на функциональные зоны и формирует маршруты передвижения покупателей посредством размещения отделов, секций и торгового оборудования.

К факторам формирующим планировку магазина относят:

-конфигурацию торгового зала;

— размещение входов и выходов;

— последовательность размещения отделов, секций и товаров;

— организацию покупательских потоков;

— систему установки оборудования и размещения узлов расчёта;

— систему освещения в ТЗ и др.;

Цель внутренней планировки – эффективное использование площадей для достижения планируемого уровня товарооборот и прибыли владельца.

Планировка ТЗ должна отвечать следующим требованиям:

1. Эффективное использование пространства;

2. Организация логичной структуры торговли;

3. Передвижение покупателей по всему магазину;

4. Создание привлекательного интерьера, производящего на покупателя благоприятное впечатление;

5. Сбалансированности товарооборота путем продажи высокоэффективных товаров импульсного и пассивного спроса.

6. Снижения нагрузки на продавцов ТЗ;

7. Сохранности товаров;

Требования к последовательному размещению отделов и товарных групп:

1. Направление движения потоков покупателей 9поток должен привлекать покупателей в определённые места ТЗ);

2. Совместное приобретение (направление покупательского потока должно обеспечивать комплексную покупку, например от выкладки чая к кондитерским изделиям);

3. Частота покупок и характер спроса (товары частого спроса – в местах интенсивного покупательского потока; отделы целевого спроса – в отдалённых местах зала);

4. Продолжительность отбора товаров;

5. Свобода и удобство передвижения покупателей;

6. Трудоёмкость перемещения товаров из складских помещений (е должно быть пересечений покупательских и товарных потоков);

Источник

Оцените статью
Разные способы