- Практическая работа №2
- Разделение неоднородной смеси
- Разделение смеси соли и речного песка. Химия. 8 класс. Разработка урока
- Ход урока
- 1. Организация класса — 2 минуты.
- 2. Теоретическая часть урока – 5 минут (беседа)
- 3. Новый материал: «Способы разделения смесей». — 10 минут.
- 4. Практическая часть урока «Разделение смеси соли и речного песка». — 20 минут.
- Ход работы
- 5. Заключительная часть урока — 8 минут.
- Способы разделения соли от песка
- Разделение песка и соли
- Физическое разделение соли и песка
- Разделение соли и песка с помощью растворимости
- Разделение компонентов смеси по температуре плавления
- Примечания и вопросы
- Способы разделения смесей
- Отстаивание
- Центрифугирование
- Фильтрование
- Действие магнитом
- Выпаривание. Кристаллизация
- Дистилляция (перегонка)
Практическая работа №2
Разделение неоднородной смеси
Цели работы: освоить на практике основные способы разделения неоднородных смесей. Разделить смесь соли и песка.
1. Подготовка смеси к разделению.
В химический стакан со смесью соли и песка налейте воду, объем которой примерно равен 1/3 объема стакана. Тщательно размешайте его содержимое стеклянной палочкой с резиновым наконечником. Что вы наблюдаете?
2. Отстаивание смеси.
Извлеките стеклянную палочку из стакана и оставьте его постоять 2-3 мин. Какие изменения произошли в стакане? Запишите свои наблюдения.
3. Фильтрование.
1) Приготовьте бумажный фильтр. Для этого кружок фильтровальной бумаги сложите вчетверо, как показано на рисунке. Высота фильтра (радиус кружка) должна быть такой, чтобы его верхний край был примерно на 0,5 см ниже края воронки для фильтрования.
2) Вставьте фильтр в воронку. Для того чтобы он плотно прилегал к внутренней поверхности воронки, равномерно смочите его небольшим количеством воды. Для этого можно использовать стеклянную трубочку.
3) Воронку с фильтром поместите в кольцо штатива, как показано на рисунке. Снизу под воронкой поставьте пустой стакан так, чтобы его стенка касалась трубки воронки. Содержимое стакана со смесью воды, песка и соли осторожно, небольшими порциями, сливайте на фильтр.
Что при этом происходит? Где собираются частички песка? Прозрачная жидкость, которая проходит через фильтр и собирается в стакане под воронкой, называется фильтратом. Фильтрат представляет собой раствор соли в воде.
4. Выпаривание.
1) Для выделения соли из фильтрата небольшой его объем поместите в фарфоровую чашку.
2) Чашку с фильтратом вставьте в кольцо штатива и осторожно нагревайте на пламени спиртовки так, чтобы жидкость из чашки испарялась без кипения. Что образовалось на дне чашки после испарения всей жидкости? Что представляет собой этот белый порошок? Чем он отличается от исходной смеси соли и песка? Запишите в тетради результаты работы, сделайте рисунки, сформулируйте выводы. Перечислите способы, которые вы использовали для разделения смеси соли и песка.
5. Приведите в порядок своё рабочее место.
Источник
Разделение смеси соли и речного песка. Химия. 8 класс. Разработка урока
УМК по химии для 8 класса О. С. Габриеляна.
Тип урока: Комбинированный (теория, практическая часть)
Цели урока:
- Образовательные – ознакомиться с методами получения чистых веществ и способами разделения смесей. Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента.
- Развивающие – формировать умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения-выводы. Научить простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию.
- Воспитательные – развивать умения работать индивидуально и в группах, делать практические выводы из произведенного опыта и знаний.
Задачи урока:
- Обобщить знания по теме «Виды смесей», полученные на предыдущем уроке, путем проведения фронтального опроса в виде беседы.
- Рассказать о способах разделения смесей, используя ЭОРы.
- Актуализировать полученную информацию.
- Объяснить методику выполнения практической части работы.
Оборудование урока: Мультимедийная установка, химические стаканы, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло, смесь соли и речного песка.
Используемые источники: Габриелян О.С. Химия. 8 класс :учеб. Для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2012.- 286 с.: ил. Электронное приложение к данному учебнику.
Ход урока
1. Организация класса — 2 минуты.
2. Теоретическая часть урока – 5 минут (беседа)
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с понятием «смеси». Выяснили, что они бывают
Дети:
- Морская вода, воздух, гранит.
- Бронза, стекло, пластик, различные растворы.
Учитель: На какие две группы смеси делятся по составу?
Дети:
- Однородные – визуально не наблюдается граница раздела компонентов (истинные растворы).
- Неоднородные – визуально наблюдается граница раздела компонентов смеси (масло и вода).
Учитель: На какие группы делятся смеси по агрегатному состоянию?
Дети:
- Газообразные (воздух, пропан-бутановая смесь).
- Жидкие (молоко, речная вода, нефть).
- Твердые (гранит, бронза, стекло).
Учитель: Для чего человеку нужны чистые вещества?
Дети: Чтобы создавать необходимые смеси нужного состава.
Учитель: Подводя итог моим вопросам и вашим ответам, предположите тему сегодняшнего урока.
Дети сами формулируют тему урока и записывают в тетрадь.
3. Новый материал: «Способы разделения смесей». — 10 минут.
Дистилляция, перегонка, кристаллизация – методы, основанные на разных температурах кипения компонентов смеси. Применяется для однородных смесей (вода, нефть, воздух, растворы) ЭОР №1 (приложение).
Фильтрование – основано на разной пропускной способности фильтров.
Отстаивание – основано на разной плотности веществ.
Фильтрование и отстаивание предназначены для разделения неоднородных смесей (соль и песок, масло и вода) ЭОР №2 (приложение).
Возгонка – это переход твердого вещества в газообразное минуя жидкое. Применяется для получения чистого йода. Встречается в быту, когда мокрое белье высыхает на морозе.
Постановка проблемы.
Учитель: Вы пошли в лес на пикник, запас соли рассыпался на землю. Что вы будете делать?
Дети: Звучат разные варианты ответов.
4. Практическая часть урока «Разделение смеси соли и речного песка». — 20 минут.
Дети получают методички, оборудование. Перед началом выполнения работы изучают алгоритм своих практических действий. ЭОР №3 (приложение).
Цель работы: практически провести разделение смеси.
Оборудование: химический стакан (2 шт.), воронка, фильтр, спиртовка, спички, держатель, стекло для выпаривания, смесь речного песка с солью.
Ход работы
Задание №1: выделить поваренную соль из смеси с песком.
- Растворить смесь песка и соли в воде.
- Приготовьте фильтр и вложите его в воронку.
- Отфильтруйте смесь.
- Поместите несколько капель фильтрата на стекло для выпаривания, закрепите стекло в держателе и нагрейте над пламенем спиртовки до появления кристаллов поваренной соли.
Задание №2
Сделайте рисунки ваших действий.
Задание №3: Ответить на вопросы.
- Каков характер разделяемой смеси (однородная или неоднородная)
- На чем основаны методы разделения смеси.
- Учебник стр.155. Вопросы № 3, 4, 5, 6.
5. Заключительная часть урока — 8 минут.
Отвечают устно на вопросы (учебник стр.155. №3,5,6).
Смотрят ЭОР №4 (приложение) «Как профильтровать воду в походных условиях»
Источник
Способы разделения соли от песка
Одно из практических применений химии состоит в том, что ее можно использовать для отделения одного вещества от другого. Причины, по которым материалы могут быть отделены друг от друга, заключаются в том, что между ними есть некоторая разница, например размер (отделение камней от песка), состояние вещества (отделение воды от льда), растворимость , электрический заряд или температура плавления .
Разделение песка и соли
- Студентов часто просят разделить соль и песок, чтобы узнать о смесях и изучить различия между формами вещества, которые можно использовать для разделения компонентов смеси.
- Для разделения соли и песка используются три метода: физическое разделение (выделение кусков или использование плотности для встряхивания песка до верха), растворение соли в воде или плавление соли.
- Вероятно, самый простой способ разделить два вещества — растворить соль в воде, слить жидкость с песка, а затем выпарить воду, чтобы восстановить соль.
Физическое разделение соли и песка
Поскольку и соль, и песок являются твердыми веществами, вы можете взять лупу и пинцет и в конечном итоге выделить частицы соли и песка.
Другой метод физического разделения основан на разной плотности соли и песка. Плотность соли составляет 2,16 г / см³, а плотность песка — 2,65 г / см³. Другими словами, песок немного тяжелее соли. Если встряхнуть кастрюлю с солью и песком, песок в конце концов поднимется наверх. Аналогичный метод используется для сбора золота, поскольку золото имеет более высокую плотность, чем большинство других веществ, и тонет в смеси .
Разделение соли и песка с помощью растворимости
Один из методов разделения соли и песка основан на растворимости. Если вещество растворимое, значит, оно растворяется в растворителе. Соль (хлорид натрия или NaCl) — ионное соединение , растворимое в воде. Песка (в основном диоксида кремния) нет.
- Вылейте смесь соли и песка в кастрюлю.
- Добавьте воды. Доливать много воды не нужно. Растворимость — это свойство, на которое влияет температура, поэтому в горячей воде растворяется больше соли, чем в холодной. Ничего страшного, если на этом этапе соль не растворяется.
- Нагрейте воду до растворения соли. Если вы дойдете до того места, где вода закипает, а там все еще есть твердая соль, вы можете добавить еще немного воды.
- Снимите сковороду с огня и дайте ей остыть, пока она не станет безопасной в обращении.
- Перелейте соленую воду в отдельную емкость.
- Теперь собираем песок.
- Вылейте соленую воду обратно в пустую кастрюлю.
- Нагрейте соленую воду, пока она не закипит. Продолжайте кипятить, пока вода не исчезнет, а соль не останется.
Другой способ отделить соленую воду от песка — это перемешать песок / соленую воду и пропустить ее через кофейный фильтр, чтобы уловить песок.
Разделение компонентов смеси по температуре плавления
Другой метод разделения компонентов смеси основан на температуре плавления. Температура плавления соли составляет 1474 ° F (801 ° C), а у песка — 3110 ° F (1710 ° C). Соль плавится при более низкой температуре, чем песок. Для разделения компонентов смесь соли и песка нагревают выше 801 ° C, но ниже 1710 ° C. Расплав соли можно слить, оставив песок. Обычно это не самый практичный метод разделения, поскольку обе температуры очень высокие. Собранная соль будет чистой, но немного жидкой соли может загрязнить песок, как если бы вы пытались отделить песок от воды, сливая воду.
Примечания и вопросы
Обратите внимание, вы могли просто дать воде испариться из кастрюли, пока не останется соль. Если бы вы выбрали испарение воды, вы могли бы ускорить процесс, если бы вылили соленую воду в большой неглубокий контейнер. Увеличенная площадь поверхности изменила бы скорость, с которой водяной пар мог проникать в воздух.
Соль не выкипела вместе с водой. Это потому, что точка кипения соли намного выше, чем у воды. Разницу между точками кипения можно использовать для очистки воды дистилляцией . При перегонке воду кипятят, но затем охлаждают, чтобы она конденсировалась из пара обратно в воду и ее можно было собрать. Кипящая вода отделяет его от соли и других соединений, таких как сахар, но его необходимо тщательно контролировать, чтобы отделить его от химических веществ с более низкими или аналогичными точками кипения.
Хотя этот метод можно использовать для разделения соли и воды или сахара и воды, он не отделит соль и сахар от смеси соли, сахара и воды. Можете ли вы придумать, как разделить сахар и соль?
Готовы к чему-то более сложному? Попробуйте очистить соль от каменной соли .
Источник
Способы разделения смесей
Для получения чистых веществ используют различные способы разделения смесей.
Способы разделения смесей | |
---|---|
неоднородных (гетерогенных) | однородных (гомогенных) |
— Отстаивание — Фильтрование — Действие магнитом — Центрифугирование | — Выпаривание. Кристаллизация. — Дистилляция (перегонка) |
Процессы разделения смесей основаны на различных физических свойствах компонентов, образующих смесь.
Отстаивание
Отстаивание — это разделение неоднородной жидкой смеси на компоненты, путём её расслоения с течением времени под действием силы тяжести.
Отстаиванием можно разделить смесь нерастворимых в воде веществ, имеющих разную плотность.
Пример. Смесь из железных и древесных опилок можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Железные опилки опустятся на дно сосуда, а древесные будут плавать на поверхности воды (2), и их вместе с водой можно будет слить в другой сосуд (3):
На этом же принципе основано разделение смесей малорастворимых друг в друге жидкостей.
Пример. Смеси бензина с водой, нефти с водой, растительного масла с водой быстро расслаиваются, поэтому их можно разделить с помощью делительной воронки:
Отстаиванием также можно разделить вещества, которые осаждаются в воде с различной скоростью.
Пример. Смесь из глины и песка можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Песок оседает на дно значительно быстрее глины (2):
Этот способ используется для отделения песка от глины в керамическом производстве (производство глиняной посуды, красных кирпичей и др.).
Центрифугирование
Центрифугирование — это разделение неоднородных жидких смесей путём вращения.
Пример. Если компоненты неоднородной жидкой смеси очень малы, такие смеси разделяют центрифугированием. Такие смеси помещают в пробирки и вращают с большой скоростью в специальных аппаратах — центрифугах.
Перед центрифугированием частицы смеси распределены по объёму пробирки равномерно. После центрифугирования более лёгкие частицы всплывают наверх, а тяжёлые оседают на дно пробирки.
С помощью центрифугирования, к примеру, отделяют сливки от молока.
Фильтрование
Фильтрование — это разделение жидкой неоднородной смеси на компоненты, путём пропускания смеси через пористую поверхность. В роли пористой поверхности может выступать бумажная воронка, марля, сложенная в несколько слоёв, или любой другой пористый материал, способный задержать один или несколько компонентов смеси.
Фильтрованием можно разделить неоднородную смесь, состоящую из растворимых и нерастворимых в воде веществ.
Пример. Чтобы разделить смесь, состоящую из поваренной соли и песка, её можно высыпать в сосуд с водой, взболтать и затем эту смесь пропустить через фильтровальную бумагу. Песок остаётся на фильтровальной бумаге, а прозрачный раствор поваренной соли проходит через фильтр:
При необходимости, растворённую поваренную соль из воды можно выделить выпариванием.
Действие магнитом
С помощью магнита из неоднородной смеси выделяют вещества, способные к намагничиванию.
Пример. C помощью магнита можно разделить смесь, состоящую из порошков железа и серы:
Выпаривание. Кристаллизация
Выпаривание — это способ разделения жидких смесей путём испарения одного из компонентов. Скорость испарения можно регулировать с помощью температуры, давления и площади поверхности испарения.
Пример. Чтобы растворённую в воде поваренную соль выделить из раствора, последний выпаривают:
Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаётся поваренная соль. Иногда применяют упаривание, т. е. частичное испарение воды. В результате образуется более концентрированный раствор, при охлаждении которого растворённое вещество выделяется в виде кристаллов. Этот процесс получил название кристаллизации.
Дистилляция (перегонка)
Дистилляция (перегонка) — это способ разделения жидких однородных смесей путём испарения жидкости с последующим охлаждением и конденсацией её паров. Данный способ основан на различии в температурах кипения компонентов смеси.
Пример. При нагревании жидкой однородной смеси сначала закипает вещество с наиболее низкой температурой кипения. Образующиеся пары конденсируются при охлаждении в другом сосуде. Когда этого вещества уже не останется в смеси, температура начнёт повышаться, и со временем закипает другой жидкий компонент:
Таким способом получают, к примеру, дистиллированную воду.
Источник