- Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли»
- Просмотр содержимого документа «Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли»»
- Способы разделения смеси. Лабораторный опыт № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»
- Содержимое разработки
- Способы разделения смеси. Лабораторный опыт № 2«Очистка загрязненной поваренной соли»
- Содержимое разработки
Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли»
Цель урока: познакомиться со способами разделения и очистки смесей, практически провести очистку загрязненной поваренной соли.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о чистых веществах и смесях; познакомить и освоить простейшие способы разделения веществ: растворение, фильтрование, выпаривание. Закрепить знания правил техники безопасности в химической лаборатории.
развивать практические навыки в проведении лабораторных опытов. приучать к аккуратной работе в тетради, работе с реактивами с соблюдением ТБ, развивать коммуникативные способности,
Воспитательные: учить работать самостоятельно, уметь сравнивать, делать выводы, воспитывать взаимовыручку, научить работать в группах.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли»»
МБОУ Гришинская школа
Учитель – Диденко К. В.
Раздел 1. Основные понятия химии(уровень атомно-молекулярных учений).
Тема урока: Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли».
Цель урока: познакомиться со способами разделения и очистки смесей, практически провести очистку загрязненной поваренной соли.
Образовательные: закрепить знания о чистых веществах и смесях; познакомить и освоить простейшие способы разделения веществ: растворение, фильтрование, выпаривание. Закрепить знания правил техники безопасности в химической лаборатории.
развивать практические навыки в проведении лабораторных опытов. приучать к аккуратной работе в тетради, работе с реактивами с соблюдением ТБ, развивать коммуникативные способности,
Воспитательные: учить работать самостоятельно, уметь сравнивать, делать выводы, воспитывать взаимовыручку, научить работать в группах.
Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, презентация, инструкции, тестовые задания, стакан, воронка, стакан с водой, ножницы, бумага фильтровальная, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло. смесь соли с песком.
Тип урока: урок- практикум
1. Вступительное слово учителя.(5 мин)
2. Представление лабораторий (3 мин)
3. Тесты на знание правил техники безопасности. (5 мин)
4. Видеоопыт (1 мин)
5. Эксперимент.(15 мин)
6. Оформление отчёта о проделанной работе. (10 мин)
7. Итоги лаборатории «СЭС» (1 мин)
8. Закрепление материала. (3 мин)
9. Рефлексия.(1 мин)
10. Домашнее задание. (1 мин)
1.Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со способами очистки веществ. А с каким веществом мы будем работать угадайте. Разгадайте ребус. (Ребята угадывают )
Учитель. Правильно. Это вещество — соль. Сегодня мы проведем практическую работу №2. Откройте тетради для практических работ и запишите тему практической работы. Сообщаю цели урока. Где же содержится много соли на Земле? (Сообщение ученика.)
Сообщение ученика. Большая часть (71%) поверхности планеты Земля покрыта океанами и морями. Океан — это не просто вода, это достаточно солёная вода, содержащая 35г соли на 1 литр воды. Если выпарить весь океан и полученную соль равномерно рассыпать по Земле, она покроется стопятидесятиметровым слоем соли.
Поваренная соль — минерал, который люди употребляют в пищу в естественном виде. В Казахстане много солевых озер и залежей каменной соли (галита). Они служат источником добычи поваренной соли. Наибольшие запасы в Прикаспийской низменности, Приаралье, по течению реки Иртыш. Не менее двух тысяч лет назад добыча поваренной соли стала вестись выпариванием морской воды. Этот способ вначале появился в странах с сухим и жарким климатом, где испарение воды происходило естественным путём; по мере его распространения воду стали подогревать искусственно.
(Показывая пачку соли) Рекомендуемое суточное потребление соли для взрослого человека – 6 г. Многие люди превышают эту норму (в 20 раз) и тем самым наносят вред здоровью. «Белая смерть» вызывает нарушение деятельности почек, обмена веществ, сердечно-сосудистые заболевания.
Учитель. Мы употребляем соль чистую, а природная соль содержит много примесей.
2. Представление лабораторий:
Я предлагаю выступить вам представителями лабораторий разных химических комбинатов. (На столах стоят таблички с названиями лабораторий):
«Булочка» — лаборатория пекарни «Иртыш»;
«Рипус» — лаборатория «Рыбпрома»;
«Пампушка» — лаборатория маслозавода;
«Крепыш» — лаборатория молочного комбината.
Задача каждой лаборатории: провести очистку соли от примесей и оформить отчёт о проделанной работе.
Контролировать качество выполнения работы будет лаборатория «СЭС», в которую входят учащиеся из класса, уже проделавшие эту работу. У консультантов имеются листы оценивания групп.
За урок получите две оценки. Первую – за правильность выполнения эксперимента и технику безопасности, вторую – за оформление отчёта.
Дома вы познакомились с работой на стр. 205 учебник 8 класс Н.Нурахметов, К. Сарманова, К. Жексембина.
Сейчас, вы в группах изучите инструкции по выполнению работы, а эксперты (по одному в каждой группе) проверят вашу подготовку.
Ребята с лаборатории «СЭС» (консультанты из разных лабораторий) докладывают о готовности к эксперименту.
3. Тесты: Перед экспериментом повторим технику безопасности в химической лаборатории. Сейчас выполним тесты на знание правил техники безопасности. ( на столах у каждого учащегося находятся тесты). (3 мин)
Учитель: Проверим выполнение тестов в парах, сверьтесь с ответами на доске и поставьте оценку. Сейчас мы посмотрим видеоопыт по проведению работы.
5.Эксперимент: Проводится в каждой лаборатории, консультанты следят за работой, заполняют листы оценивания.
6.Оформление отчёта о проделанной работе:
Образец оформления работы:
1. растворили смесь соли с песком в воде
кристаллики соли хорошо растворяются в воде
2. приготовили фильтр и провели фильтрование
на фильтре остаются примеси, не растворившиеся в воде, в стакане – прозрачный раствор соли (фильтрат)
неоднородную смесь можно разделить фильтрованием
3. провели выпаривание
вода испаряется, а в фарфоровой чашке остались кристаллики соли
однородную смесь можно разделить выпариванием
Все ребята выполняют отчёты в тетрадях для практических работ.
В конце урока сдают тетради учителю.
7. Итоги лаборатории:
Представители лаборатории, которые контролировали работу ребят из других лабораторий, показывают чистую соль на предметном стекле и сдают листы оценивания.
8. Закрепление материала.
Учитель: закончите фразы:
1.Однородную смесь можно разделить …
2. При выполнении практической работы были использованы следующие способы очистки…
3. Метод разделения песка и соли основан.
4.Запрещается поджигать одну спиртовку от другой спиртовки запрещается, так как…
8.Вывод. Учащиеся самостоятельно под руководством учителя делают вывод. Мы практически осуществили очистку поваренной соли, познакомились с простейшими способами разделения неоднородных и однородных смесей.
9. Рефлексия. (Учащиеся поднимают смайлики).
10. Домашнее задание. Знать правила техники безопасности; способы разделения однородных и неоднородных смесей; Составить план разделения смеси по вариантам: а) речной песок, бензин, соль; б) железные, древесные опилки, сахарный песок.
И в завершении нашего урока я бы хотела поблагодарить всех за работу.
Урок окончен. До свидания.
Инструкция по выполнению практической работы №2.
«Очистка загрязненной поваренной соли»
Цель работы: закрепить знания о чистых веществах и смесях; практически провести очистку загрязненной поваренной соли.
Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, стакан, воронка, стакан с водой, ножницы, бумага фильтровальная, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло,смесь соли с песком.
Растворите смесь песка и соли в воде;
Соберите прибор для фильтрования, из фильтровальной бумаги вырежьте фильтр и подгоните его под размер воронки;
Налейте небольшое количество фильтрата в фарфоровую чашку, проведите выпаривание;
Ответьте на вопросы: а) каков характер разделяемых смесей?
б) на чем основаны методы разделения?
По итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте вывод.
Образец оформления работы:
1. растворили смесь соли с песком в воде
2. приготовили фильтр и провели фильтрование
3. провели выпаривание
Тест на знание правил техники безопасности.
1. Как положено вести себя в школьной химической лаборатории?
А) можно перекусить
Б) можно смешивать реактивы, не пользуясь инструкцией
В) можно бегать и шуметь
Г) следует соблюдать на рабочем месте чистоту и порядок
2. Чего нельзя делать при работе со спиртовкой?
А) тушить огонь колпачком
Б) зажигать спичками
В) зажигать от другой спиртовки
Г) заполнять этиловым спиртом
3. Фарфоровую чашечку нагревают в пламени спиртовки, держа:
4. Полученную очищенную соль:
А) можно попробовать на вкус
Б) нельзя пробовать на вкус
5. Что нужно делать, если разлил раствор вещества:
Источник
Способы разделения смеси. Лабораторный опыт № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»
Содержимое разработки
Инструкция:ответ может быть заполнен в электронном формате и отправлен на проверку учителю посредством системы «Кунделiк» или любого доступного мессенджера. При отсутствии такой возможности задания выполняются в тетради, фотографируются и отправляются учителю на проверку посредством доступного мессенджера.
Химия 7 , Оспанова М.К. и др., Изд-во «Мектеп», 2018 г.
Способы разделения смеси. Лабораторный опыт № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»
7.4.1.5 знать виды смесей и способы их разделения;
7.4.1.6 уметь планировать и проводить эксперимент по разделению смесей
Ф.И. учащегося (заполняется учеником)
(заполняется учеником; отметь знаком «+» материал,
с которым ознакомился (лась)
Сегодня на уроке вы узнаете
• что такое чистые вещества;
• виды смесей и способы их разделения.
Ключевые слова(запишите себе в тетрадь)
Посмотрите видео по ссылке https://youtu.be/g7TTf65hgCE
Вопросы учителя по изученному материалу
1. Перечислите способы разделения смесей (схема№3)
Запись в тетрадь
ЗАДАНИЕ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
1.Лабораторный опыт № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»
Описание опыта по учебнику
2 Задания урока по онлайн -Мектеп платформе (8 сентября):
-выбери соответствующие названия для химической посуды;
—Укажи образцы, компоненты которых можно определить визуально (невооруженным глазом или с помощью оптических приборов);
-Укажи самый простой способ разделения смеси песка и воды;
-Укажи вариант правильной последовательности применения методов для разделения смеси, состоящей из соли, песка и железных опилок;
-Соотнести части предложения;
-Подбери соответствующие названия для частей рисунка;
-Укажи последовательность действий для получения соли из смеси, состоящей из песка и соли;
—Соотнеси смеси и способы их разделения;
-Дана смесь серы, соли и железных стружек. Составь план разделения данной смеси, расположив предложенные действия в нужном порядке;
Источник
Способы разделения смеси. Лабораторный опыт № 2«Очистка загрязненной поваренной соли»
Ученики знают виды смесей и способы их разделения;
Содержимое разработки
Урок:7.1А Введение в химию. Элементы, соединения и смеси
Школа: осш №1 имени И.Ф.Халипова с ДМЦ
ФИО учителя: Түктібаева А.Қ.
Способы разделения смеси.
Лабораторный опыт №2«Очистка загрязненной поваренной соли»
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке
7.4.1.5 -знать виды смесей и способы их разделения;
7.4.1.6 -уметь планировать и проводить эксперимент по разделению смесей
Планировать и проводить простой эксперимент на примере разделения смесей
Четко и последовательно строит мысли по теме урока
В правильном порядке составляет план экперимента
Верный выбор оборудовани и соблюдение ТБ для работы с ним
Дружно и слаженно работает в группе
Определяют различие между элементами, соединениями и смесями.
Используют по предназначению лабораторное оборудование и правильно работает с измерительными приборами.
Приводят хотя бы по одному примеру элемента, соединения и смеси
Знают правила ТБ
Делают вывод на основе проведенного эксперимента
Предметная лексика и терминология
Элемент, соединение, смесь, химическая реакция, массовые соотношения, атомы, разделение смесей, обратимый, необратимый, смешивать, нагревать, фильтровать, выпаривать, растворять.
Серия полезных фраз для диалога/письма
X более/менее тяжелее разделяется, чем y, потому что.
Элементы являются/обладают x, а соединения являются/обладают y
Чем отличаются смеси от соединений?
Почему x более/менее тяжелее разделяется,чем y?
A и B вместе являются C, но/тогда как D является
Если мы смешиваем/сжигаем/нагреваем
Чистые вещества и смеси Pure substances and mixtures
Ключевые слова Keywords
Свойства веществ – properties of substance
Название веществ – name of substances
Поваренная соль — salt
Чистые вещества – pure substances
Однородная смесь homogeneous mixture
Неоднородная смесь- heterogeneous mixture
Формирование научного мышления, поиска информации по изучаемой теме, культуры языка посредством химических терминов, привития интереса к теме, доброжелательных отношений с окружающими.
Биология, физика, георграфия
Из курса естествознания
Запланированная деятельность на уроке
1. Орг.момент, объявление темы и цели обучения, по которым будет организован урок, критериев успеха. Пожелание удачи.
Иногда мы бываем неуверены в своих силах, чтобы поднять настроение и дух давайте вместе прочтем этот стих.
І. Пробуждение интереса
Проверка домашнего задания в течение «1 минуты» задавая следующие вопросы:
Кричащие рисунки с прошлого урока
Предназначение химического оборудования
(D) Покажитеученикам образцы железа и серы и, другие простые вещества
(D) Смешайте железный порошок и серу. Обратите внимание учащихся на отсутствие определенной пропорции железа и серы.
(G) Попросите учащихся обсудить, возможно ли разделение железа и серы.
(D) Если учащиеся предложат растворить данную смесь, быстро покажите, что такая смесь не содержит растворимые соединения. Если один из них предлагает магнит, подтвердите, что это является эффективным решением.
Практическая работа №2. «Очистка загрязненной поваренной соли»
ІІІ. Краткий опрос:
Является ли чистая минеральная воды чистым веществом?
Объясните, как вы понимаете данные рисунки.
В чем разница между соединениями ?
Рефлексия (Приложение 3)
Подведение итога урока
Записать отличительные свойства чистого вещества, соединения и смеси
Разработать план по разделению смеси металлических опилок, соли и серы
Источник