- Чистые вещества и смеси — ГДЗ Габриелян Сладков 8 класс рабочая тетрадь
- «Способы разделения смесей» (8 класс)
- Главная > Документ
- Урок №4. Чистые вещества и смеси.
- Презентация «Способы разделения смесей» 8 класс
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Чистые вещества и смеси — ГДЗ Габриелян Сладков 8 класс рабочая тетрадь
ЧАСТЬ 1
1. Чистые вещества представлены одним веществом, имеющим одну химическую формулу. Смеси состоят из нескольких веществ, каждое из которых имеет свою химическую формулу → если свойства компонентов смеси разные, то их можно разделить на основании этих свойств.
2. Классификация смесей (примеры).
3. Синонимы:
однородные смеси – гомогенные;
неоднородные смеси – гетерогенные.
4. Химический анализ – это установление состава смесей.
ЧАСТЬ 2
1. Распределите по двум столбцам следующие вещества: дистиллированная вода, бронза, алюминий, воздух, гранит, кефир, сера.
2. Напишите, какие минералы входят в состав горной породы – гранита.
Кремнезем, полевой шпат, кварц, плагиоклаз.
3. Приведите состав двух используемых на кухне смесей, изучив сведения на их упаковках.
1) поваренная соль
2) сахар
4. Дополните таблицу, записав в неё по два примера смесей.
5. Дополните таблицу «Смеси и их применение». Для выполнения задания используйте возможности Интернета.
6. Подготовьте сообщение или презентацию на тему «Использование химического анализа в той или иной области человеческой деятельности» (область применения выберите самостоятельно). Для выполнения задания используйте возможности Интернета.
Определение нитратов в пищевых продуктах с целью обеспечения безопасности и качества, в частности, овощей и фруктов. Каждый крупный рынок, где продают овощи и фрукты имеет химическую лабораторию, в которой проводят анализ – определяют количество нитрат – ионов в образцах. Предельно допустимое количество нитратов в овощах нормируется нормативными документами – ГОСТами, СанПинами, где для каждого вида продукции указана предельная допустимая концентрация нитрат-ионов. Если содержание нитратов в данном образце превышает эту норму, то продукцию бракуют и не допускают к продаже. Анализ проводится следующим способом. Образец данного овоща тщательно моется, измельчается, берётся навеска, равная 10 граммам и к ней добавляются алюмокалиевые квасцы. Специальный прибор – нитратомер – определяет в этом образце содержание нитратов.
Источник
«Способы разделения смесей» (8 класс)
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Тема: «Способы разделения смесей» (8 класс)
Определение понятия «смесь» было дано в XVII в. английским ученым Робертом Бойлем : «Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов».
Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества
Изменение энергии при образовании
С помощью химических реакций
Смеси отличаются друг от друга по внешнему виду.
Классификация смесей показана в таблице:
Приведём примеры суспензий (речной песок + вода), эмульсий (растительное масло + вода) и растворов (воздух в колбе, поваренная соль + вода, разменная монета: алюминий + медь или никель + медь).
Способы разделения смесей
В природе вещества существуют в виде смесей. Для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нужны чистые вещества.
Для очистки веществ применяются различные способы разделения смесей
Выпаривание- выделение растворенных в жидкости твердых веществ способом ее превращения в пар.
Дистилляция- перегонка, разделение содержащихся в жидких смесях веществ по температурам кипения с последующим охлаждением пара.
В природе вода в чистом виде (без солей) не встречается. Океаническая, морская, речная, колодезная и родниковая вода – это разновидности растворов солей в воде. Однако часто людям необходима чистая вода, не содержащая солей (используется в двигателях автомобилей; в химическом производстве для получения различных растворов и веществ; при изготовлении фотографий). Такую воду называют дистиллированной, а способ ее получения – дистилляцией.
Фильтрование- процеживание жидкостей (газов) через фильтр с целью их очистки от твердых примесей.
Эти способы основаны на различиях в физических свойствах компонентов смеси.
Рассмотрим способы разделения гетерогенных и гомогенных смесей .
Суспензия – смесь речного песка с водой
Разделение отстаиванием основано на различных плотностях веществ. Более тяжелый песок оседает на дно. Так же можно разделить и эмульсию: отделить нефть или растительное масло от воды. В лаборатории это можно сделать с помощью делительной воронки. Нефть или растительное масло образует верхний, более легкий слой. В результате отстаивания выпадает роса из тумана, осаждается сажа из дыма, отстаиваются сливки в молоке.
Разделение смеси воды и растительного масла отстаиванием
Смесь песка и поваренной соли в воде
На чем основано разделение гетерогенных смесей с помощью фильтрования ?На различной растворимости веществ в воде и на различных размерах частиц. Через поры фильтра проходят лишь соизмеримые с ними частицы веществ, в то время как более крупные частицы задерживаются на фильтре. Так можно разделить гетерогенную смесь поваренной соли и речного песка. В качестве фильтров можно использовать различные пористые вещества: вату, уголь, обожженную глину, прессованное стекло и другие. Способ фильтрования – это основа работы бытовой техники, например пылесосов. Его используют хирурги – марлевые повязки; буровики и рабочие элеваторов – респираторные маски. С помощью чайного ситечка для фильтрования чаинок Остапу Бендеру – герою произведения Ильфа и Петрова – удалось забрать один из стульев у Эллочки Людоедки («Двенадцать стульев»).
Разделение смеси крахмала и воды фильтрованием
Смесь порошка железа и серы
Действие магнитом или водой
Порошок железа притягивался магнитом, а порошок серы – нет.
Несмачивающийся порошок серы всплывал на поверхность воды, а тяжелый смачивающийся порошок железа оседал на дно.
Разделение смеси серы и железа с помощью магнита и воды
Раствор соли в воде – гомогенная смесь
Выпаривание или кристаллизация
Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаются кристаллы соли. При выпаривании воды из озер Эльтон и Баскунчак получают поваренную соль. Этот способ разделения основан на различии в температурах кипения растворителя и растворенного вещества.Если вещество, например сахар, разлагается при нагревании, то воду испаряют неполностью – упаривают раствор, а затем из насыщенного раствора осаждают кристаллы сахара.Иногда требуется очистить от примесей растворители с меньшей температурой кипения, например воду от соли. В этом случае пары вещества необходимо собрать и затем сконденсировать при охлаждении. Такой способ разделения гомогенной смеси называется дистилляцией, или перегонкой . В специальных приборах – дистилляторах получают дистиллированную воду, которую используют для нужд фармакологии, лабораторий, систем охлаждения автомобилей. В домашних условиях можно сконструировать такой дистиллятор:
Если же разделять смесь спирта и воды, то первым будет отгоняться (собираться в пробирке-приемнике) спирт с t кип = 78 °С, а в пробирке останется вода. Перегонка используется для получения бензина, керосина, газойля из нефти.
Разделение однородных смесей
Особым методом разделения компонентов, основанным на различной поглощаемости их определенным веществом, является хроматография .
С помощью хроматографии русский ботаник М. С. Цвет впервые выделил хлорофилл из зеленых частей растений. В промышленности и лабораториях вместо фильтровальной бумаги для хроматографии используют крахмал, уголь, известняк, оксид алюминия. А всегда ли требуются вещества с одинаковой степенью очистки?
Для различных целей необходимы вещества с различной степенью очистки. Воду для приготовления пищи достаточно отстоять для удаления примесей и хлора, используемого для ее обеззараживания. Воду для питья нужно предварительно прокипятить. А в химических лабораториях для приготовления растворов и проведения опытов, в медицине необходима дистиллированная вода, максимально очищенная от растворенных в ней веществ. Особо чистые вещества, содержание примесей в которых не превышает одной миллионной процента, применяются в электронике, в полупроводниковой, ядерной технике и других точных отраслях промышленности.
Способы выражения состава смесей.
Массовая доля компонента в смеси — отношение массы компонента к массе всей смеси. Обычно массовую долю выражают в %, но не обязательно.
ω [«омега»] = m компонента / m смеси
Мольная доля компонента в смеси — отношение числа моль (количества вещества) компонента к суммарному числу моль всех веществ в смеси. Например, если в смесь входят вещества А, В и С, то:
χ [«хи»] компонента А = n компонента А / (n(A) + n(B) + n(С))
Мольное соотношение компонентов. Иногда в задачах для смеси указывается мольное соотношение её составляющих. Например:
n компонента А : n компонента В = 2 : 3
Объёмная доля компонента в смеси (только для газов) — отношение объёма вещества А к общему объёму всей газовой смеси.
φ [«фи»] = V компонента / V смеси
Рассмотрим три примера задач, в которых смеси металлов реагируют с соляной кислотой:
Пример 1. При действии на смесь меди и железа массой 20 г избытком соляной кислоты выделилось 5,6 л газа (н.у.). Определить массовые доли металлов в смеси.
В первом примере медь не реагирует с соляной кислотой, то есть водород выделяется при реакции кислоты с железом. Таким образом, зная объём водорода, мы сразу сможем найти количество и массу железа. И, соответственно, массовые доли веществ в смеси.
Решение примера 1.
Находим количество водорода:
n = V / V m = 5,6 / 22,4 = 0,25 моль.
По уравнению реакции:
Количество железа тоже 0,25 моль. Можно найти его массу:
m Fe = 0,25 • 56 = 14 г.
Теперь можно рассчитать массовые доли металлов в смеси:
ω Fe = m Fe /m всей смеси = 14 / 20 = 0,7 = 70%
Ответ: 70% железа, 30% меди.
Пример 2. При действии на смесь алюминия и железа массой 11 г избытком соляной кислоты выделилось 8,96 л газа (н.у.). Определить массовые доли металлов в смеси.
Во втором примере в реакцию вступают оба металла. Здесь уже водород из кислоты выделяется в обеих реакциях. Поэтому прямым расчётом здесь нельзя воспользоваться. В таких случаях удобно решать с помощью очень простой системы уравнений, приняв за х — число моль одного из металлов, а за у — количество вещества второго.
Решение примера 2.
Находим количество водорода:
n = V / V m = 8,96 / 22,4 = 0,4 моль.
Пусть количество алюминия — х моль, а железа у моль. Тогда можно выразить через х и у количество выделившегося водорода:
Источник
Урок №4. Чистые вещества и смеси.
I. Новый материал
При подготовке урока использованы материалы автора: Н.К.Черемисиной,
учителя химии средней школы № 43
Мы живем среди химических веществ. Мы вдыхает воздух , а это смесь газов ( азота, кислорода и других), выдыхаем углекислый газ . Умываемся водой — это еще одно вещество, самое распространенное на Земле. Пьём молоко — смесь воды с мельчайшими капельками молочного жира , и не только: здесь еще есть молочный белок казеин , минеральные соли , витамины и даже сахар, но не тот, с которым пьют чай, а особый, молочный — лактоза . Едим яблоки, которые состоят из целого набора химических веществ — здесь и сахар , и яблочная кислота , и витамины . Когда прожеванные кусочки яблока попадают в желудок, на них начинают действовать пищеварительные соки человека, которые помогают усваивать все вкусные и полезные вещества не только яблока, но и любой другой пищи. Мы не только живем среди химических веществ, но и сами из них состоим. Каждый человек — его кожа, мышцы, кровь, зубы, кости, волосы построены из химических веществ, как дом из кирпичей. Азот, кислород, сахар, витамины – вещества природного, естественного происхождения. Стекло , резина , сталь – это тоже вещества, точнее, материалы (смеси веществ). И стекло, и резина — искусственного происхождения, в природе их не было. Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или встречаются очень редко.
Чем же отличаются чистые вещества от смесей веществ?
Индивидуальное чистое вещество обладает определённым набором характеристических свойств (постоянными физическими свойствами). Только чистая дистиллированная вода имеет tпл = 0 °С, tкип= 100 °С, не имеет вкуса. Морская вода замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, вкус у нее горько-соленый. Вода Черного моря замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, чем вода Балтийского моря. Почему? Дело в том, что в морской воде содержатся другие вещества, например растворенные соли, т.е. она представляет собой смесь различных веществ, состав которой меняется в широких пределах, свойства же смеси не являются постоянными. Определение понятия «смесь» было дано в XVII в. английским ученым Робертом Бойлем : «Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов».
Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества
Источник
Презентация «Способы разделения смесей» 8 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. Способы разделения смесей.
Физическими называют такие явления, при которых не происходит превращение одного вещества в другое, а меняется только агрегатное состояние или форма.
Например: Испарение или замерзание воды. Плавление металла.
Физические явления используются в металлургической промышленности для изготовления проволоки, труб, фольги и т.д.
Смеси Дым, смог, пыль в воздухе Минералы Мутная речная вода Морская вода Нефть Природный газ Воздух неоднородные однородные в которых частицы видны невооружённым глазом в которых нельзя заметить границу раздела между веществами Примеры
Многие способы получения чистых химических веществ являются физическими явлениями
Методы разделения смесей Метод Физическое свойство, используемое для разделения Адсорбция , абсорбция адсорбируемость, абсорбируемость Разделение магнитом магнетизм Выпаривание (кристаллизация) растворимость твёрдого вещества Дистилляция (ректификация) температура кипения Фильтрование Размер частиц Центрифугирование плотность Отстаивание плотность Хроматография адсорбируемость
Отстаивание Разделение смеси вследствие разной плотности компонентов
Отстаивание Выделение из смеси нерастворимых веществ. Этот способ применяется в керамическом производстве для отделения песка от глины.
Фильтрование Разделение смесей при помощи пористой перегородки, пропускающей один компонент (газ, жидкость) и задерживающей частицы, имеющие больший размер, чем поры фильтра.
Фильтрование Применяют для выделения из воды нерастворимых веществ. Этот метод применяется на водоочистительных станциях. В качестве фильтра там выступает слой песка.
Дистилляция (ректификация) или перегонка Разделение смесей на отдельные компоненты с близкими точками кипения путём испарения жидкостей и последующей конденсацией паров Этот способ разделения смесей основан на различии в температурах кипения растворимых друг в друге компонентов.
Его применяют для получения дистиллированной воды в фармакологии, а также для заполнения систем охлаждения автомобилей. Для получения нефтепродуктов: бензина, керосина. Для получения из воздуха кислорода и азота.
Выпаривание (кристаллизация) Выделение твёрдого вещества из раствора при нагревании смеси Выпаривание соли
Кристаллизация или выпаривание Этот способ лежит в основе получения соли из озер Эльтон и Баскунчак, морской соли – из морской воды.
Центрифугирование Разделение смесей под действием центробежной силы в центрифугах (барабанах, вращающихся с большой скоростью)
Разделение магнитом Разделение смеси твёрдых веществ на компоненты под действием магнитного поля
Адсорбция Поглощение вещества поверхностным слоем другого вещества
Абсорбция Поглощение вещества всем объёмом (а не поверхностью) другого вещества Мокрая обработка газов, абсорбция. Сухая абсорбция (гидратная известь)
Хроматография Сорбционный метод разделения компонентов смеси между неподвижной и подвижной фазой
Смесь: соль + песок Неоднородная смесь: раствор соли + песок
Бензин + раствор сахара Смесь: бензин + сахар Верхний слой: бензин Нижний слой: сахар + вода ?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 809 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-436891
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник