Способы разделения смесей химия 8 класс конспект

Урок №4. Чистые вещества и смеси.

I. Новый материал

При подготовке урока использованы материалы автора: Н.К.Черемисиной,

учителя химии средней школы № 43

Мы живем среди химических веществ. Мы вдыхает воздух , а это смесь газов ( азота, кислорода и других), выдыхаем углекислый газ . Умываемся водой — это еще одно вещество, самое распространенное на Земле. Пьём молоко — смесь воды с мельчайшими капельками молочного жира , и не только: здесь еще есть молочный белок казеин , минеральные соли , витамины и даже сахар, но не тот, с которым пьют чай, а особый, молочный — лактоза . Едим яблоки, которые состоят из целого набора химических веществ — здесь и сахар , и яблочная кислота , и витамины . Когда прожеванные кусочки яблока попадают в желудок, на них начинают действовать пищеварительные соки человека, которые помогают усваивать все вкусные и полезные вещества не только яблока, но и любой другой пищи. Мы не только живем среди химических веществ, но и сами из них состоим. Каждый человек — его кожа, мышцы, кровь, зубы, кости, волосы построены из химических веществ, как дом из кирпичей. Азот, кислород, сахар, витамины – вещества природного, естественного происхождения. Стекло , резина , сталь – это тоже вещества, точнее, материалы (смеси веществ). И стекло, и резина — искусственного происхождения, в природе их не было. Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или встречаются очень редко.

Чем же отличаются чистые вещества от смесей веществ?

Индивидуальное чистое вещество обладает определённым набором характеристических свойств (постоянными физическими свойствами). Только чистая дистиллированная вода имеет tпл = 0 °С, tкип= 100 °С, не имеет вкуса. Морская вода замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, вкус у нее горько-соленый. Вода Черного моря замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, чем вода Балтийского моря. Почему? Дело в том, что в морской воде содержатся другие вещества, например растворенные соли, т.е. она представляет собой смесь различных веществ, состав которой меняется в широких пределах, свойства же смеси не являются постоянными. Определение понятия «смесь» было дано в XVII в. английским ученым Робертом Бойлем : «Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов».

Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества

Источник

Разработка урока 8 класс «Способы разделения смесей»
учебно-методический материал по химии (8 класс)

Скачать:

Вложение Размер
презентация 930 КБ
конспект 61 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

7 КЛАСС Урок по химии

Способы разделения смесей

Вспомни!! 1.что называется смесями? 2.какие смеси называются однородными? 3.какие смеси называются неоднородными?

Смеси неоднородные однородные в которых частицы видны невооружённым глазом в которых нельзя заметить границу раздела между веществами Примеры Дым, смог, пыль в воздухе Минералы Мутная речная вода Морская вода Нефть Природный газ Воздух

Методы разделения смесей Метод Физическое свойство, используемое для разделения Адсорбция , абсорбция адсорбируемость, абсорбируемость Разделение магнитом магнетизм Выпаривание (кристаллизация) растворимость твёрдого вещества Дистилляция (ректификация) температура кипения Фильтрование Размер частиц Центрифугирование плотность Отстаивание плотность Хроматография адсорбируемость

способ характеристика примеры Отстаивание Фильтрование Дистилляция Выпаривание Центрифугирование Разделение магнитом Адсорбция Хроматография

Отстаивание Разделение смеси вследствие разной плотности компонентов

Фильтрование Разделение смесей при помощи пористой перегородки, пропускающей один компонент (газ, жидкость) и задерживающей частицы, имеющие больший размер, чем поры фильтра.

Дистилляция (ректификация) Разделение смесей на отдельные компоненты с близкими точками кипения путём испарения жидкостей и последующей конденсацией паров

Выпаривание (кристаллизация) Выделение твёрдого вещества из раствора при нагревании смеси Выпаривание соли

Центрифугирование Разделение смесей под действием центробежной силы в центрифугах (барабанах, вращающихся с большой скоростью)

Разделение магнитом Разделение смеси твёрдых веществ на компоненты под действием магнитного поля

Адсорбция Поглощение вещества поверхностным слоем другого вещества

Хроматография Сорбционный метод разделения компонентов смеси между неподвижной и подвижной фазой

Рефлексия. — Какие способы разделения смесей вы встретили впервые? — Какие смеси можно разделить таким способом? — Какие способы разделения смесей вам встречались в быту? — Какие смеси разделяли вы таким образом?

Домашнее задание Составить план разделения смеси: а) речной песок, бензин, соль б) железные, медные опилки, сахарный песок в) молоко и мел Какой способ очистки чайной заварки от чаинок вы используете, когда наливаете ее из чайника через ситичко? Как в походных условиях очистить и обеззаразить речную воду и сделать ее пригодной для питья и приготовления пищи?

Предварительный просмотр:

Цель занятия: Познакомить со способами разделения смесей и областями применения этих способов в быту и народном хозяйстве

1. Выяснить, на чем основаны способы разделения смеси;

2. Закрепить понятия «смесь», «свойства вещества», отличия веществ от смесей;

3. Познакомить с оборудованием и посудой, используемой для разделения смесей

4. Продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические и химические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.

5. Совершенствование учебно – исследовательских умений

1. Сформировать понятие смеси, типы смесей, выяснить на конкретном материале способы разделения смесей;

2. Продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические и химические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.

3. Совершенствование учебно – исследовательских умений

1. Совершенствовать умения учебного сотрудничества;

2. Расширение мировоззрения.

Тип: комбинированный урок;

Вид урока: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемного обучения

  1. Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)
  2. На партах: шаблон конспекта по числу учащихся, справочные таблицы «Физические свойства некоторых веществ», фрагмент повести «Ночь без конца», закрытая пробирка со смесью бензина и сахара, пробирка с водой (1 на парту).
  3. На столе: смеси соли и песка, делительная воронка со смесью бензина и раствора сахара (водный раствор подкрашен), химические стаканы (2), воронка, фильтр.
  4. Карточки с нарисованными эмоциями для рефлексии.

Этап 1. Организационный. Мотивация учебной деятельности.

Этап 2. Изучение нового материала, Творческое задание.

Этап 3. Подведение итогов. Рефлексия.

Этап 1. Организационный. Мотивация учебной деятельности

Учитель просит вспомнить, что изучали на прошлом уроке.

Что из себя представляет данный раствор

Смесь воды и сахара

Каким способом можно выделить сахара и раствора

Значит, какой вопрос нам необходимо изучить на сегодняшнем уроке?

Какими способами можно разделять смеси, чтобы получать чистые вещества.

Записываем тему урока на доске и в тетрадях

«Способы разделения смесей».

Этап 2. Изучение нового материала, Творческое задание.

Наша цель: Познакомиться с некоторыми наиболее распространенными способами разделения смесей и выяснить, в каких случаях они применимы. Запись в тетрадь «Способы разделения смесей».

Инструкция: Сейчас вы только смотрите, а после нам предстоит обсудить увиденное и услышанное и составить краткий конспект, используя заготовленный шаблон (Приложение 2) . Поэтому будьте предельно внимательны.

Cлайд Способы разделения очень часто зависят от вида смеси. Рассмотрим вначале, как разделяют однородные смеси. Напомните, в чем их главное отличие от неоднородных смесей?

Слайд А теперь познакомимся со способами разделения неоднородных смесей. Напомните, в чем главное отличие неоднородных смесей?

Слайд Способ фильтрования очень хорошо знаком вам. Многие приборы, например пылесос, используют фильтр для удерживания крупных частиц. Этот способ основан (? вопрос классу) на различной пропускной способности фильтра и разном размере частиц, входящих в состав смеси.

Слайд Способ отстаивания. Так, в промышленности очищают природную нефть от воды перед перегонкой. Такой способ основан (? вопрос классу) на различной плотности веществ, входящих в состав неоднородной смеси.

Особая конструкция делительной воронки легко позволяет отделить один слой жидкости от другого.

Слайд Действие магнитом . С этим способом мы познакомились с вами на прошлом уроке, когда доказывали, что свойства веществ в составе смеси не изменяются.

В каком случае можно применить этот способ? Если одно из веществ в смеси обладает магнитными свойствами.

В промышленности очищают руду, содержащую железо от пустой породы. Так производят обогащение руды .

Этап 3. Подведение итогов. Рефлексия.

— Какие способы разделения смесей вы встретили впервые?

— Какие смеси можно разделить таким способом?

— Какие способы разделения смесей вам встречались в быту?

Источник

Открытый урок по теме Чистые вещества и смеси (8 класс)

Тема урока «Чистые вещества и смеси. Разделение смесей»

Цель: Познакомить учащихся с понятиями «чистые вещества» и «смеси» и

способами разделения смесей.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои

поступки, принятые решения;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

-воспитывать интерес к химии, социальную активность учащихся через установление межпредметных связей.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

а) познавательные УУД:

— развитие умения работать с информацией;

— развитие умения соединять теоретический материал с практической

деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения

конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

— развитие умения использовать различные способы поиска информации;

— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.

б) коммуникативные УУД:

— формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

— формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

— формирование умения работать в паре и в группе;

— учить приемам представлять результаты деятельности группы

в )регулятивные УУД :

— учить ставить цель и намечать план действий;

-учить соблюдать основные правила техники безопасности при выполнении

— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-что такое чистое вещество, смесь;

-чем отличаются чистые вещества от смесей;

-где применяются смеси

— с классификацией смесей;

-способами разделения смесей;

Тип урока : урок изучения нового материала

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-

— проектор, компьютер, экран, электронная презентация , учебник «Химия. 8 класс. О. С. Габриелян.- М.:Дрофа,2014.;

— инструктивные карты (приложение 1), таблица (приложение 2), тесты

(приложение 3), химический диктант (приложение 4)

• сера, железо, дистиллированная вода, морская вода, раствор поваренной соли, смесь речного песка с водой, смесь растительного масла с водой, гранит, сок, мел, молоко.

• набор лабораторного оборудования по группам (спиртовка, спички, магнит,

стакан с водой, стеклянная палочка, делительная воронка, фильтр, воронка,

фарфоровая чашка, штатив с кольцом, тигельные щипцы).

Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам вот с таким настроением (слайд 1). Давайте улыбнемся друг другу и начнем свое сотрудничество, наш урок.

Нет на карте белых пятен,

Вся Земля давно открыта,

Очень трудно жить на свете,

В наше время без открытий.

Поэтому сегодня я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие и

попробуем разгадать тайны белых пятен, сделать для себя открытия на сегодняшнем уроке.

Мы с вами находимся в кабинете химии. А что это за наука?

Посмотрите, как разнообразен мир веществ. Вспомните, что называется веществом. (Слайд2)

Вещества –это то, из чего состоят тела

Какие вы знаете вещества? — Простые (металлы и неметаллы) и сложные

У вас на столах находятся химические стаканы, посмотрите, что вы можете сказать о содержимом? — в стакане находится вода, песок, смешаны с чем-то, состоят из нескольких веществ (компонентов)

Подберите обобщающее слово, как можно назвать все эти вещества

Попробуйте дать определение — это система, состоящая из нескольких компонентов

Много вариантов, а хотели бы вы узнать? – да

Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая комната, чистая тетрадь, а часто ли встречаются ли в природе чистые вещества?

И с чем в повседневной жизни мы встречаемся чаще с чистыми веществами или со смесями?- чтобы ответить на вопрос, нужно знать, чем отличаются чистые вещества и смеси

О чем же пойдет речь сегодня на уроке?

продолжим нашу беседу. Ребята, представьте, в походе у вас просыпалась соль, а другой

нет, соль смешалась с землей. Что делать? — Очистить

Правильно, разделить на компоненты.

Беседует с учащимися, подводит учащихся к формулировке темы, цели и задач урока (Слайд4)

Попробуйте теперь сформулировать тему урока: Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

Нужны ли вам знания по этой теме? Где вы сможете их применить? (приводят примеры)

Знания сами по себе не столь ценны, как умение их применять, зачастую от этого умения зависит исход какого-либо дела, а в критических ситуациях – иногда даже помогает остаться в живых

-Поставьте цель урока (Слайд4)

выяснить, чем чистые вещества отличаются от смесей, способы разделения смесей

Каких знаний нам не хватает, чтобы достичь цели?

Не знаем, чем чистые вещества отличаются от смесей; нужно выяснить, какие бывают смеси и

как их разделить на компоненты.

-Это задачи нашего урока (слайд5)

1.Познакомиться с текстом определения понятий «чистое вещество» и «смесь» и

характеристикой каждого понятия

2.Познакомиться с классификацией смесей

3.Провести исследование с целью определения способов разделения смесей.

V . Моделирование. Учитель сообщает информацию, подводит детей к самостоятельному поиску ответа на проблемный вопрос, выводам.

Мы выбрали методы работы, я вам помогаю, но достигаете цели вы самостоятельно.

Для научных исследований и промышленности, в основном, требуются чистые вещества. С помощью особых методов с применением химического анализа получают особо чистые

вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества,где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента(Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В тоже время, необходимо выделить, что

невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит, хотя бы ничтожное малое количество примесей.

Посмотрите, в одном стакане находится морская вода, в другом– дистиллированная. Какая из них является чистым веществом, а какая – смесью? (слайд 6)

морская вода – смесь воды и соли

Как вы думаете, морская вода и чистая дистиллированная вода будут обладать одинаковыми физическими свойствами? — нет

Какие вы знаете физические свойства веществ?

агрегатное состояние, цвет, темп.кипения и др.

Объясняет условие эксперимента: (Слайд4)

В 2-х сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду. Через определенное время измеряли температуры кипения в этих сосудах . Посмотрите на график, сделайте вывод

у морской воды непостоянная температура кипения в разные промежутки времени, а у дистиллированной воды температура кипения постоянная

Сформулируйте определение, что называется чистым веществом (Слайд8)

Чистые вещества – вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами

А что значит постоянные физические свойства? не изменяются

Приведите примеры чистых веществ.

Проведите анализ текста определения понятия«смесь».(слайд 9)

Смесь –это система из нескольких компонентов, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом и …

родовой признак – система из нескольких веществ,

видовые признаки: 1) вещества находятся в непосредственном контакте друг с другом

Почему стоит многоточие? вероятно, есть еще признаки

Давайте проведем исследование и найдем недостающий признак.

Работаем с инструктивной картой л/о №1 (приложение 2)(слайд 10)

Лабораторный опыт №1

1. Рассмотрите цвет серы и железа

2. Возьмите небольшие порции каждого вещества

а) испытайте магнитом б) опустите в пробирку с водой, проверьте растворимость

3. Смешайте серу с железом

4. Отметьте, изменился ли цвет компонентов в смеси, растворимость, магнитные свойства

5. Сделайте вывод (сохраняют ли компоненты свои свойства в смеси?)

Сделайте вывод (Слайд11)

свойства веществ в смеси не изменились

Дополните определение — … и не изменяют при смешивании своих свойств

Перенесемся в деревню. (слайд 12) Здесь нас угостили вкусным молоком. Вы попробуете его чуть позже, а пока посмотрите. Это стакан с чистой водой, а это мел. Что произойдёт, если я эти компоненты смешаю? ( вода станет мутной, белой).

-В чём сходство, а в чём различие этих жидкостей?

На какие 2 группы можно разделить смеси по внешнему виду? Почему? (Слайд13)

однородные – смеси, в которых нельзя заметить границу раздела между веществами

Неоднородные – смеси, в которых заметны частицы веществ невооруженным глазом (или в м икроскоп)

Посмотрите на слайд (14).Составьте схему еще одной классификации

смесей. Расскажите, на какие группы делятся смеси и по какому признаку классификации

смеси бывают твердые, жидкие и газообразные

Можно ли разделить смеси на компоненты? На чем основано разделение смесей?

На различиях в физических свойствах

Выясним, какие существуют способы разделения смесей.

ПР «Очистка поваренной соли»

растворение загрязненной поваренной соли (смесь соли с песком).

В стакан с водой насыпьте не много смеси песка с солью, перемешайте стеклянной палочкой (осторожно не касаясь стенок стакана), до полного растворения соли.

Очистка полученного раствора при помощи фильтрования.

приготовьте фильтр (сложите пополам, потом еще раз пополам, один лист отогните и вставьте фильтр в воронку). воронку вставьте в пробирку, в которую собираете отфильтрованный раствор. мутный раствор наливайте в пробирку. в стакан стечет прозрачный фильтрат.

Полученный раствор вылейте в фарфоровую чашку и нагревайте в пламени сухого горючего, периодически помешивая фильтрат до полного испарения воды.

Полученную соль сравните с исходной и сделайте вывод .

Как выбрать способ, с помощью которого можно разделить смесь на компоненты?

Вывод: чтобы выбрать способ, с помощью которого можно разделить смесь на составляющие компоненты, нужно провести анализ и выяснить:

3)физические свойства компонентов смеси

Подведение итогов. Рефлексия.

Существуют и другие способы разделения смесей. А что это за способы и где они используются, мы узнаем на следующем уроке

Давайте подведем итоги работы, какие мы ставили задачи в начале урока? Как мы двигались к достижению цели?

Мы выяснили, чем чистые вещества отличаются от смесей, познакомились с классификацией смесей и узнали способы их разделения.

Выразите свое настроение по уроку, выберите смайлик.

а) подготовить сообщение «Химический анализ в работе криминалистов, медиков, археологов»

б) проект по данной теме (например, «Смеси в

повседневной жизни», «Определение чистоты воздуха в районе МАОУ Гимназия №35»)

Источник

Читайте также:  Галстена способ применения капли
Оцените статью
Разные способы