- Способы разделения смесей
- Разделение смеси методом отстаивания
- Разделение смеси мела и воды фильтрованием
- Разделение смеси поваренной соли и воды выпариванием
- Разделение смеси газов
- Заключение
- Способы разделения смесей
- Отстаивание
- Центрифугирование
- Фильтрование
- Действие магнитом
- Выпаривание. Кристаллизация
- Дистилляция (перегонка)
- Способы разделения раствора поваренной соли
- Практическая работа 2 СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ. ОЧИСТКА ПОВАРЕННОЙ СОЛИ. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Практическая работа 2 СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ. ОЧИСТКА ПОВАРЕННОЙ СОЛИ.» — Транскрипт:
- Урок -практическая работа. Очистка поваренной соли.
Способы разделения смесей
Как мы уже знаете, каждое вещество в составе смеси сохраняет свои свойства. Это позволяет разделять смеси на отдельные вещества. Чтобы ознакомиться со способами разделения смесей, выполним опыты.
Разделение смеси методом отстаивания
Приготовим смесь мела и воды. Для этого на дно прозрачной сосуды поместим 1 столовую ложку порошка мела, по стеклянной палочке добавим полстакана воды и перемешаем. Образуется смесь белого цвета, которая, постояв несколько минут, разделится на два слоя. Слой мела осядет на дно, а слой воды будет находиться над ним. Такое происходит потому что мел в воде не растворяется и он тяжелее воды. Осторожно слив воду, мы разделим эту смесь. Такой способ разделения смесей получил название отстаивания.
Разделение смеси мела и воды фильтрованием
Однако полностью разделить смесь мела и воды с помощью отстаивания не удается. Как достичь полного разделения смеси этих веществ? Выполним еще один опыт.
Смесь мела и воды пропустим через фильтр — плотный материал из специальной бумаги или ткани. Мы увидим, что вода проникает через фильтр в посуду-приемник, а мел остается на фильтре. Этот способ разделения смесей получил название фильтрования.
Фильтры изготавливаются из специальной бумаги, который так и называется — фильтровальная, или из тканей различной плотности. Фильтром может быть слой чистого песка или ваты. Кстати, в городских водоочистных станциях применяют песчаные фильтры. Толщина слоя песка в них достигает 1 м.
Как видим, отстаиванием и фильтрованием можно разделить смесь воды и нерастворимого в ней вещества.
Разделение смеси поваренной соли и воды выпариванием
Как вы знаете, поваренная соль хорошо растворяется в воде. Такую смесь веществ отстаиванием разделить нельзя. А удастся это сделать фильтрацией? Выполним опыт. Пропустим смесь воды и поваренной соли через бумажный фильтр. Мы увидим, что соли на фильтре не осталось.
Итак, если вещество хорошо растворяется в воде, то отстаивание и фильтрование не подходят для разделения такой смеси. Для этого существует другой способ — выпаривания.
Капните небольшое количество смеси воды и поваренной соли на стекло и начнем нагревать его до тех пор, пока вся вода не испарится. После того как вода испарится, на стекле останется пятно белого цвета. Это и есть поваренная соль. С помощью выпаривания мы разделили смесь воды и поваренной соли.
Разделение смеси газов
Вы уже знаете способы выделения составных частей из смеси твердых и жидких веществ. А как разделить смесь газообразных веществ? Рассмотрим это на примере воздуха.
Итак, азот и кислород, которых больше всего в составе воздуха, схожи по физическим свойствам. Они плохо растворяются в воде, не имеют цвета и запаха. Оба газа образуют столь однородную смесь, что отстаиванием или фильтрацией их нельзя разделить. Поэтому азот и кислород выделяют из воздуха с помощью выпаривания. Сначала воздух переводят в жидкое состояние, охлаждая его до очень низкой температуры (около -200 ° С), а затем подвергают выпариванию. Первым испаряется азот, а после него — кислород. Каждый газ собирают в баллоны отдельно и используют по назначению.
Заключение
Разделение смеси — это выделение из нее чистых веществ.
Чтобы разделить смесь, необходимо знать свойства веществ, которые входят в ее состав.
Теперь вы знаете, что существуют различные способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание.
Источник
Способы разделения смесей
Для получения чистых веществ используют различные способы разделения смесей.
Способы разделения смесей | |
---|---|
неоднородных (гетерогенных) | однородных (гомогенных) |
— Отстаивание — Фильтрование — Действие магнитом — Центрифугирование | — Выпаривание. Кристаллизация. — Дистилляция (перегонка) |
Процессы разделения смесей основаны на различных физических свойствах компонентов, образующих смесь.
Отстаивание
Отстаивание — это разделение неоднородной жидкой смеси на компоненты, путём её расслоения с течением времени под действием силы тяжести.
Отстаиванием можно разделить смесь нерастворимых в воде веществ, имеющих разную плотность.
Пример. Смесь из железных и древесных опилок можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Железные опилки опустятся на дно сосуда, а древесные будут плавать на поверхности воды (2), и их вместе с водой можно будет слить в другой сосуд (3):
На этом же принципе основано разделение смесей малорастворимых друг в друге жидкостей.
Пример. Смеси бензина с водой, нефти с водой, растительного масла с водой быстро расслаиваются, поэтому их можно разделить с помощью делительной воронки:
Отстаиванием также можно разделить вещества, которые осаждаются в воде с различной скоростью.
Пример. Смесь из глины и песка можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Песок оседает на дно значительно быстрее глины (2):
Этот способ используется для отделения песка от глины в керамическом производстве (производство глиняной посуды, красных кирпичей и др.).
Центрифугирование
Центрифугирование — это разделение неоднородных жидких смесей путём вращения.
Пример. Если компоненты неоднородной жидкой смеси очень малы, такие смеси разделяют центрифугированием. Такие смеси помещают в пробирки и вращают с большой скоростью в специальных аппаратах — центрифугах.
Перед центрифугированием частицы смеси распределены по объёму пробирки равномерно. После центрифугирования более лёгкие частицы всплывают наверх, а тяжёлые оседают на дно пробирки.
С помощью центрифугирования, к примеру, отделяют сливки от молока.
Фильтрование
Фильтрование — это разделение жидкой неоднородной смеси на компоненты, путём пропускания смеси через пористую поверхность. В роли пористой поверхности может выступать бумажная воронка, марля, сложенная в несколько слоёв, или любой другой пористый материал, способный задержать один или несколько компонентов смеси.
Фильтрованием можно разделить неоднородную смесь, состоящую из растворимых и нерастворимых в воде веществ.
Пример. Чтобы разделить смесь, состоящую из поваренной соли и песка, её можно высыпать в сосуд с водой, взболтать и затем эту смесь пропустить через фильтровальную бумагу. Песок остаётся на фильтровальной бумаге, а прозрачный раствор поваренной соли проходит через фильтр:
При необходимости, растворённую поваренную соль из воды можно выделить выпариванием.
Действие магнитом
С помощью магнита из неоднородной смеси выделяют вещества, способные к намагничиванию.
Пример. C помощью магнита можно разделить смесь, состоящую из порошков железа и серы:
Выпаривание. Кристаллизация
Выпаривание — это способ разделения жидких смесей путём испарения одного из компонентов. Скорость испарения можно регулировать с помощью температуры, давления и площади поверхности испарения.
Пример. Чтобы растворённую в воде поваренную соль выделить из раствора, последний выпаривают:
Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаётся поваренная соль. Иногда применяют упаривание, т. е. частичное испарение воды. В результате образуется более концентрированный раствор, при охлаждении которого растворённое вещество выделяется в виде кристаллов. Этот процесс получил название кристаллизации.
Дистилляция (перегонка)
Дистилляция (перегонка) — это способ разделения жидких однородных смесей путём испарения жидкости с последующим охлаждением и конденсацией её паров. Данный способ основан на различии в температурах кипения компонентов смеси.
Пример. При нагревании жидкой однородной смеси сначала закипает вещество с наиболее низкой температурой кипения. Образующиеся пары конденсируются при охлаждении в другом сосуде. Когда этого вещества уже не останется в смеси, температура начнёт повышаться, и со временем закипает другой жидкий компонент:
Таким способом получают, к примеру, дистиллированную воду.
Источник
Способы разделения раствора поваренной соли
Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов.
Какие из названных способов разделения смесей можно применить для разделения:
1) поваренной соли и воды;
2) поваренной соли и песка.
Ответы запишите в таблицу.
Смесь | Номера рисунков | Способ разделения |
Поваренная соль и вода | ||
Поваренная соль и песок |
Для каждого способа разделения смесей, изображённых на рисунках 1-3, приведите по ОДНОМУ примеру смеси, которую можно разделить указанным способом (не из п. 1.1). Ответ запишите в формате:
Рис. 1: ___________________________(способ разделения) __________________(смесь).
Рис. 2: ___________________________(способ разделения) __________________(смесь).
Рис. 3: ___________________________(способ разделения) __________________(смесь).
Рисунок 1: отстаивание, растительное масло и вода.
Рисунок 2: выпаривание, сода и вода.
Рисунок 3: фильтрование, вода и речной песок.
1. Раствор можно разделить на воду и соль с помощью выпаривания воды: пары воды улетят, соль останется в чашке.
2. Чтобы разделить смесь, состоящую из поваренной соли и песка, её можно высыпать в сосуд с водой, взболтать и затем эту смесь пропустить через фильтровальную бумагу. Песок остаётся на фильтровальной бумаге, а прозрачный раствор поваренной соли проходит через фильтр.
Ответ: Поваренная соль и вода — 2 — выпаривание, поваренная соль и песок — 3 — фильтрование.
Источник
Практическая работа 2 СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ. ОЧИСТКА ПОВАРЕННОЙ СОЛИ. — презентация
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемВиктория Потехина
Похожие презентации
Презентация на тему: » Практическая работа 2 СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ. ОЧИСТКА ПОВАРЕННОЙ СОЛИ.» — Транскрипт:
1 Практическая работа 2 СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ. ОЧИСТКА ПОВАРЕННОЙ СОЛИ
2 Цель работы 1) ознакомиться со способами разделения смесей; 2) освоить простейшие способы очистки веществ; 3) отработать навыки работы с химическим оборудованием.
3 Инструкция к работе. Задание 1 Поваренная соль Песок 1. Агрегатное состояние 2. Цвет 3. Запах 4. Растворимость в воде Рассмотрите выданную смесь поваренной соли и песка. Какие физические свойства характерны для поваренной соли и песка? Заполните таблицу:
4 Инструкция к работе. Задание 2 Растворение загрязненной поваренной соли в воде В химический стакан налейте 7 – 8 мл воды. Добавьте при помешивании загрязненную поваренную соль. Раствор помешивайте осторожно с помощью стеклянной палочки. Рассмотрите полученный раствор. Опишите, что вы наблюдаете (цвет, частицы в стакане и т. д.)
5 Инструкция к работе. Задание 3 Очистка неоднородного раствора соли фильтрованием. Приготовьте фильтр. Фильтр поместите в воронку. Налейте на фильтровальную бумагу, вставленную в воронку, немного воды, смочите весь фильтр. Подставьте к концу воронки чистый стакан. По стеклянной палочке наливайте загрязненный раствор поваренной соли. Опишите, что осталось на фильтре. Каков внешний вид фильтрата? В состав фильтрата входят: ….? Какие свойства поваренной соли и песка лежат в основе проведенного способа разделения смеси?
6 Инструкция к работе. Задание 4 Сделайте рисунок прибора для фильтрования, обозначьте его основные детали: штатив; воронка; фильтр; стеклянная палочка; химический стакан; раствор загрязненной поваренной соли; фильтрат; кольцо.
7 Инструкция к работе. Задание 5 Выпаривание очищенного раствора соли. В фарфоровую чашку налить 1 мл фильтрата. Установите фарфоровую чашку с фильтратом на кольцо штатива. Зажгите спиртовку и проведите выпаривание фильтрата. Опишите внешний вид полученной чистой соли. Ответьте на вопрос: Какие свойства соли и воды лежат в основе проведенного способа разделения смеси? Приведите рабочее место в порядок. Оформите отчет о проделанной работе.
Источник
Урок -практическая работа. Очистка поваренной соли.
Тема урока: Практическая работа № 3
«Очистка загрязненной поваренной соли».
Цели урока: сформировать практические умения разделения и очистки смесей: растворение, фильтрование, выпаривание. Закрепить знания правил техники безопасности в химической лаборатории.
Оборудование и реактивы: инструкции, тестовые задания, стакан, воронка, стакан с водой, фильтровальная бумага, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло, смесь соли с речным песком, палочка для размешивания.
Тип урока : урок- практикум
1. Организационный этап урока. Вступительное слово учителя. Диалоговая беседа. (5 мин).
2. Представление лабораторий.
3. Тесты на знание правил техники безопасности. (5 мин)
4. Эксперимент.(15 мин)
5. Оформление отчёта о проделанной работе. (10 мин)
6. Итоги работы лабораторий. (1 мин)
7. Закрепление материала. (2 мин)
8. Рефлексия.(1 мин)
9. Домашнее задание. (1 мин)
1.Вступительное слово учителя : Диалоговая беседа. Здравствуйте ребята! На столе представлены несколько пачек с солью.
Демонстрирует пачки соли разных названий и марок: поваренная соль, пищевая соль, каменная соль, йодированная соль, соль «Экстра», морская соль. Какова формула пищевой соли?
Какую соль люди употребляют в пищу?
— поваренную соль, пищевую соль, каменную соль, йодированную соль.
Правильно, а вся ли соль чистая? Рассмотрим что написано на данных пачках соли: читают состав соли. Самая чистая соль «Экстра».
Сегодня на уроке мы выполняем практическую работу по очистке смеси речного песка и поваренной соли.
Учитель. Что мы знаем о соли? Где содержится соль на Земле? Зачем нужна соль? Сколько нужно соли человеку в сутки? Полезна ли соль?
Предполагаемые ответы обучающихся.
-Соли — сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотного остатка. Большая часть (71%) поверхности планеты Земля покрыта океанами и морями. Океан — это не просто вода, это достаточно солёная вода, содержащая 35г соли на 1 литр воды. Если выпарить весь океан и полученную соль равномерно рассыпать по Земле, она покроется стопятидесятиметровым слоем соли.
Поваренная соль — минерал, который люди употребляют в пищу в естественном виде. В России, Казахстане много солевых озер и залежей каменной соли (галита). Они служат источником добычи поваренной соли. Наибольшие запасы в Прикаспийской низменности, Приаралье, по течению реки Иртыш. Не менее двух тысяч лет назад добыча поваренной соли стала вестись выпариванием морской воды. Этот способ вначале появился в странах с сухим и жарким климатом, где испарение воды происходило естественным путём; по мере его распространения воду стали подогревать искусственно.
(Показывая пачку соли) Рекомендуемое суточное потребление соли для взрослого человека – 6 г. Многие люди превышают эту норму (в 20 раз) и тем самым наносят вред здоровью. «Белая смерть» вызывает нарушение деятельности почек, обмена веществ, сердечно-сосудистые заболевания.
Учитель. Мы употребляем соль чистую, а природная соль содержит много примесей, поэтому её очищают.
2. Представление лабораторий: у нас сегодня будут работать две лаборатории:
«Булочка» — лаборатория пекарни «Свежий хлеб»;
«Крепыш» — лаборатория молочного комбината «Починок молоко».
Задача каждой лаборатории: провести очистку соли от примесей и оформить отчёт о проделанной работе.
Контролировать качество выполнения работы будет «СЭС».
За урок получите две оценки. Первую – за правильность выполнения эксперимента и технику безопасности, вторую – за оформление отчёта.
Сейчас, вы в группах изучите инструкции по выполнению работы.
3. Тест: Перед экспериментом повторим технику безопасности в химической лаборатории. Сейчас выполним тесты на знание правил техники безопасности ( на столах у каждого учащегося находятся тесты). (3 мин)
Учитель: Проверим выполнение тестов в парах, сверьтесь с ответами на доске и поставьте оценку. 1-г,2-в, 3-б,4-б, 5-а.
4.Эксперимент: Проводится в каждой лаборатории, учитель следит за работой, заполняют листы оценивания.
5.Оформление отчёта о проделанной работе:
Образец оформления работы:
1. Растворили смесь соли с песком в воде
Кристаллики соли хорошо растворяются в воде, песок оседает на дно стакана
Смесь неоднородная, соль, растворилась, песок остался на дне стакана.
2. Приготовили фильтр и провели фильтрование
На фильтре остаются песчинки, не растворившиеся в воде, в стакане – прозрачный раствор соли (фильтрат)
Неоднородную смесь можно разделить фильтрованием.
В стакане однородная смесь воды и соли.
3. Провели выпаривание
Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остались кристаллики соли
Однородную смесь можно разделить выпариванием
Все ребята выполняют отчёты в тетрадях для практических работ.
Вывод . Учащиеся самостоятельно под руководством учителя делают вывод. Очистить загрязнённую поваренную соль можно фильтрованием раствора соли и затем выпариванием однородной смеси.
6. Итоги работы лаборатории:
Ученики показывают чистую соль на предметном стекле и сдают тетради.
7. Закрепление материала.
Учитель: закончите фразы:
1.Однородную смесь можно разделить …
2. При выполнении практической работы были использованы следующие способы очистки соли …
3. Метод разделения песка и соли основан.
8. Рефлексия. Всё выполнил и получил соль!
Получил соль, не полностью оформил отчёт! Не справился с задачей урока.
9. Домашнее задание. Знать правила техники безопасности; способы разделения однородных и неоднородных смесей. Составить план разделения смеси по вариантам: а) речной песок, бензин, соль; б) железные, древесные опилки, сахарный песок.
И в завершении нашего урока я бы хотела поблагодарить всех за работу.
Урок окончен. До свидания.
Инструкция по выполнению практической работы №3.
«Очистка загрязненной поваренной соли»
Цель работы: очистить загрязненную поваренную соль от речного песка, используя, способы разделения смесей .
Оборудование и реактивы: стакан, воронка, стакан с водой, бумага фильтровальная, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло, смесь соли с песком, палочка для размешивания.
ТЕСТ на знание правил безопасного поведения во время проведения практической работы.
1. Как положено вести себя в школьной химической лаборатории?
А) можно перекусить; Б) можно смешивать реактивы, не пользуясь инструкцией
В) можно бегать и шуметь; Г) следует соблюдать на рабочем месте чистоту и порядок
2.Чего нельзя делать при работе со спиртовкой?
А) тушить огонь колпачком; Б) зажигать спичками; В) зажигать от другой спиртовки
Г) заполнять этиловым спиртом
3.Фарфоровую чашечку нагревают в пламени спиртовки, держа:
А) руками; Б) держателем; В) щипцами
4.Полученную в школьной лаборатории очищенную соль:
А) можно попробовать на вкус; Б) нельзя пробовать на вкус
5.Что нужно делать, если разлил раствор вещества:
А) сообщить учителю; Б) самостоятельно убрать разлитое вещество; В) сделать вид, что ничего не случилось.
Ход работы. План.
Растворите смесь песка и соли в воде;
Приготовьте фильтр, вставить его в воронку, воронку поместить в чистый стакан.
Капните немного фильтрата на предметное стекло, проведите выпаривание, соблюдая осторожность;
Ответьте на вопросы:
а) каков характер разделяемой смеси?
б) на чем основаны методы разделения?
По итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте вывод.
Образец оформления работы:
1. Растворили смесь соли с песком в воде
2. Приготовили фильтр и провели фильтрование
3. Провели выпаривание
1. Неоднородную смесь можно разделить …
2. При выполнении практической работы были использованы следующие способы очистки соли …
3. Метод разделения песка и соли основан.
Вывод: очистить загрязненную поваренную соль от речного песка можно: растворением, фильтрованием, выпариванием. Данный метод основан на различной растворимости веществ.
Источник