Способы разделения политических конфликтов

Политические конфликты и способы их разрешения

Политический конфликт – это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов. Источники политических конфликтов коренятся в различии статусов и ролей, исполняемых людьми в политической жизни, разнообразии и несовпадении их потребностей и интересов, принадлежности граждан к различным общественным группам, наконец, наличии у людей разных ценностей и убеждений.

Различают 3 типа политических конфликтов:
1) конфликты интересов. Они преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, где политической нормой является борьба за экономические выгоды;
2) конфликты ценностей характерны для развивающихся стран с неустойчивым государственным строем. Они требуют больше усилий по урегулированию;
3) конфликты идентификации характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом.

В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (тогда субъекты конфликта – государства и их коалиции), государственным (ветви власти, политические партии и т. д.), региональным (региональные политические силы), местным.

Выделяют 2 основные стратегии разрешения политических конфликтов. Первая – это стратегия контроля. Упор делается на превентивные меры, связанные с выявлением конфликтогенных факторов, их первичным анализом и попытками не допустить приобретения спором разрушительных черт, т. е. предотвратить перерастание конфликта от кризиса к насилию.
Вторая стратегия управления конфликтом предполагает осуществление конкретных процедур и действий по целенаправленной модификации поведения конфликтующих сторон и изменению внешней среды.
Кроме того, методы разрешения политических конфликтов часто делят на 2 группы:
1) с применением насилия (войны, революции, различного рода перевороты, погромы, теракты и т.

2) ненасильственные методы (переговоры, посредничество и т. д.).

Соотношение силовых и несиловых методов решения проблем не является одинаковым. Оно менялось на протяжении развития цивилизации. Так, в истории западных сообществ роль мирных средств первоначально была незначительной и сводилась лишь к подведению итогов войны или попыткам передела мира в ее преддверии. Ныне ситуация изменилась: переговоры и другие ненасильственные методы стали важнейшим инструментом разрешения конфликтов.

Источник

Типы политических конфликтов и способы их разрешения.

Политический конфликт —— это столкновение (противоборство) двух и более субъектов (сторон) политики, причинами которого являются несовместимые политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью.

Типы политических конфликтов:

Классификация противоречий, ведущих к возникновению конфликтных ситуаций:

1) противоречия поиска, когда сталкиваются но­ваторство и консерватизм; 2) противоречия групповых интере­сов, когда люди отстаивают только интересы своей группы и иг­норируют общие интересы; 3) противоречия, связанные с эгоистическими побуждениями; 4) противоречия несостоявшихся ожиданий и другие.

В зависимости от того какие интересы — общие, коренные или частные, некоренные — приходят в противоречие, конфликты различаются на общие и частные.

Бывают политиче­ские конфликты, которые не затрагивают «базового консенсуса общества иными словами, участники которых не считают, что для разрешения конфликта должна быть изменена социальная система в целом» и конфликты, которые предполагают «целост­ное преобразование общества для разрешения имеющихся кон­фликтов»

Читайте также:  Каким способ лучше нарастить волосы

Весьма существенно политические конфликты различаются по своим масштабам. Политические конфликты бывают глобальны­ми, локальными, межгосударственными, межклассовыми, межна­циональными, национальными, межгрупповымн и т. д.

По сферам отношений между конфликтующими сторонами конфликты подразделяются на политические, экономические, фи­нансовые, торговые, военные и т. д.

По субъектам политические конфликты подразделяются па межнациональные, межрасовые, межклассовые, межэтнические, межклановые, межсословные, межгосударственные, межпартий­ные и другие. Конфликты подразделяются также на внешнепо­литические и внутриполитические.

Вместе с тем политические конфликты значительно различа­ется по способам разрешения. Один политические конфликты разрешаются мирными средствами, другие — вооруженным путем. Одни из них предполагают политическую дискредитацию противостоящих сторон, другие — их моральное, а нередко и фи­зическое уничтожение.

Американский социальный психолог М. Дойч, например, выделяет следующие типы конфликтов: 1) «подлинный конфликт» — столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо легко изменяемого фактора 2) «случайный или условный конфликт» — зависит от случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, он прекращается в случае осознания его участниками реально имеющихся альтернатив» 3) «смещенный конфликт» — воспринимае­мые причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе; 4) «неверно приписанный конфликт» — приписывается не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт; 5) «скрытый конфликт, который в силу объективных причин должен иметь место, но не актуализируется; 6) «ложный конфликт» — конфликт, который не имеет объективных оснований, возник в результате ложных представлений или недоразумений

Конфликт — явление развивающее еся. Возникнув, политический конфликт всегда развивается по одному из следующих основных путей: 1) движется к обострению, 2) «тлеет», периодически «затухая» или обостряясь, 3) приближается к примирению противоборствующих сторон. Для развития любого политического конфликта необходим инцидент, то есть возникновение такой си­туации, когда одна из сторон, вступающих в конфликт, начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

Конфликты полифункциональны:

1) выполняют стабилизирующую роль и могут привести к дезинтеграции и дестабилизации общества;

2) способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери;

3) стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления новых структур;

4) обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти.

Способы разрешения конфликтов:

1) «Избегание» конфликта (Уход с политической арены того или иного политического деятеля (добровольно), угроза ухода; увольнение с работы по собственному желанию, если тот или иной работник не может сработаться с руководством или с коллегами; эмиграция из страны; избегание встреч с “противником”; семейно-брачный развод и др.) Однако “избегание” конфликта не означает окончательной его ликвидации, фактического разрешения. Само противоречие, лежащее в основе конфликта противоборствующих сторон, остается. Так, например, в результате поражения во второй мировой войне, Япония отказалась от каких-либо притязаний на “северные территории”. Сегодня этот вопрос активно обсуждается с ее стороны. Россия же всячески избегает обсуждать проблему “северных территорий”, так как иначе это может привести, при сложившихся сегодня обстоятельствах, к осложнению отношений между двумя сторонами.

2) Подмена конфликта (Перемещение его в иную плоскость) Например, фразеология политических деятелей, ведущих избирательную кампанию, носит нередко, отпечаток нигилизма. Чтобы победить, политику, нужно “набрать” максимум голосов, по необходимости удовлетворяя разные категории населения в их, далеко не полностью, совпадающих интересах, в силу чего он должен избегать четкой позиции по реальному конфликту, и пытаться, насколько возможно, подменять понятия, говоря о разногласиях, руководствуясь при этом такими сценариями, которые способствуют более широкому объединению, ведут к согласию между политическими субъектами.

Читайте также:  Способы выплатить ипотеку быстрее

3) Конфронтация (Жесткие, «революционные» решения) Конфронтация ведет к кризису и поражению данного режима, его исчезновению (революция в России в 1917г. и финал перестройки в 1991 году в СССР).

4) Откладывание (Временная уступка сильному оппоненту) В то же время следует отметить тот факт, что сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом. Самый яркий пример – это Версальский договор 1919 года, “грабительский” и унизительный по отношению к Германии и некоторым другим странам. Последствия его известны – вторая мировая война.

5) Примирение сторон (Сближение позиций через посредника) В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны в межгосударственных конфликтах. 6) Третейское разбирательство или арбитраж (Обращение в судебные органы)

7) Переговоры

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Разрешение политических конфликтов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Конфликт гораздо проще предупреждать, чем потратить усилия на его решение.

Для того чтобы политический конфликт не стал неожиданностью, необходимо выполнение следующих условий:

  • существование эффективной нормативно-правовой системы, в которой на уровне законодательства закладываются базисные правовые нормы, как для предотвращения политических конфликтов, так и для их разрешения и урегулирования. На уровне отдельной политической системы, то есть государства, базис такой правовой системы образует конституция и иные основообразующие акты законодательства, на уровне отношений международного характера — разнообразные двусторонние, общие и многосторонние международно-правовые акты. Существование нормативно-правовой системы дает возможность разрешать множество возникающих между субъектами политики противоречий, а в случае образования конфликта — институционализировать его в оперативной форме;
  • наличие готовности всех участников политического процесса соблюдать наличествующую систему норм права;
  • учреждение и производство мониторинга по нахождению потенциально конфликтных зон и принятие мер для предотвращения конфликтов.

Необходимые меры при возникновении политического конфликта

Если политический конфликт все же возник, то необходимо:

  • найти, выделить мотивы и причины конфликта, его субъективную и объективную составляющие;
  • определить реальные стороны-субъекты, которые имеют в конфликте собственный интерес;
  • определить конфликтную установку сторон — их ожидания, цели, намерения;
  • дать оценку состояния внешних условий, в которых может развиваться конфликт, к примеру, наличие объективных критериев для институционализации конфликта либо «внешних» факторов воздействия на конфликт.

Процедуры в разрешении политических конфликтов

Следующий этап в процессе разрешения политического конфликта предполагает множество последовательных процедур, таких как: институционализация конфликта, то есть определение общих принципов правил в разрешении конфликтной ситуации; легитимация, выражающаяся в готовности сторон конфликта соблюдать принятые правила и нормы в ходе разрешения конфликта; структурирование групп конфликта, то есть субъективация носителей преследуемых в конфликте интересов, определение качественных и количественных характеристик участников конфликтной ситуации; редукция, то есть последовательное послабление конфликта при помощи его перевода на другой уровень.

Читайте также:  Предобрый это приставочный способ

Готовые работы на аналогичную тему

Принципы разрешения политического конфликта

М. М. Лебедева представила следующие принципы разрешения конфликта.

Принцип постепенности дает возможность сторонам приготовиться к началу непосредственно разрешения конфликта: выработать точки зрения, уменьшить напряженность в отношениях, образовать взаимное доверие сторон друг к друг, выработать разнообразные вариации решений, после чего приступить к согласованию итогового решения.

В условиях вооруженного конфликта принцип постепенности включает прохождение множества фаз:

  • завершение насильственных действий — понижение уровня противостояния, ситуационная стабилизация;
  • учреждение диалога, приготовление к переговорам;
  • начало процесса переговоров;
  • исполнение достигнутых договоренностей.

Принцип синхронности подразумевает, что стороны находятся на одной фазе одновременно.

Возможные варианты разрешения политических конфликтов

Есть множество способов для прекращения политического конфликта:

  • устранение конфликтного объекта;
  • замещение одного объекта иным;
  • разделение конфликта объекта меж сторонами;
  • устранение одной из конфликтных сторон;
  • изменение позиций одной или всех сторон;
  • изменение объектовых характеристик;
  • обретение новых сведений об объектной стороне или наложение на него условных дополнений;
  • недопущение опосредованного или непосредственного взаимодействия субъектов (к примеру, введение в зону соприкосновения сторон конфликта контингента миротворчества);
  • приход конфликтующих субъектов к единому решению или обращение их к «арбитру» с условием подчинения всякому его решению.

В основном все они направлены на изменение самой ситуации конфликта посредством или влияния на участников конфликта, или изменения характеристики конфликтного объекта и пр.

Возможны и иные способы прекращения конфликта, к примеру, силовые. Так, военный конфликт меж мусульманами, боснийскими сербами и хорватами был прекращен при помощи метода принуждения. Миротворческие силы (ООН, НАТО) в буквальном смысле заставили стороны конфликта начать переговоры.

Способы разрешения политических конфликтов в системе демократии находятся в зависимости, прежде всего, от разновидности конфликта. Если имеет место быть горизонтальный конфликт, участниками которого традиционно выступают политические организации и институты, которые функционируют в границах существующей системы политики (к примеру, законодательная и исполнительная ветви власти), то этот конфликт является целиком институционализированным, и его разрешение предопределяется закрепленными законодательством правилами борьбы в политике (к примеру, конституцией).

Разрешение таких конфликтов во множестве зависит от существующих норм права и от умения лидеров политики искать компромиссы.

Если в процесс дебатов, переговоров, дискуссий, работы согласительных комиссий не получается прийти к компромиссу и конфликт переходит в тупиковую ситуацию, то в государстве демократического типа применяются некоторые вариации для его разрешения, а именно:

  • обращение в конституционный суд;
  • отставка правительства;
  • роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов;
  • организация и проведение референдума по спорным вопросам и пр.

В политической жизни современного российского государства уже существовал прецедент референдума о недоверии Президенту Российской Федерации Ельцину Б.Н. в 1993 году. По результатам референдума президент обрел поддержку большей части избирателей, но в силу множества причин, наиболее важная из них — несовершенство законодательства, разрешить конфликт меж законодательной и исполнительной властью тогда не получилось.

Источник

Оцените статью
Разные способы