Способы рационального поведения потребителя

2.16 Рациональное экономическое поведение

Экономическое поведение — образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности.

Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем выступает каждый из нас, фирма, организация и государство в целом.

Потребление — использование, употребление, применение продукции, вещей, благ, товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей. 1

Цель потребителя — извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.

Ограничения на пути достижения цели потребителя:

  • семейный (потребительский) бюджет — баланс денежных доходов и расходов семьи;
  • цены на товары и услуги;
  • ассортимент предлагаемых товаров и услуг. 2

Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. К примеру, если гражданин затратил немало денег в ресторане при невысоких доходах и теперь испытывает затруднения в приобретении жизненно важных продуктов, то это будет нерациональным поведением. Наоборот, если человек контролирует свои расходы и соотносит их с доходами — это будет примером рационального поведения.

В странах с командной экономикой действия потребителя регламентируются. В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения — т.н. суверенитетом потребителя.

Суверенитет потребителя и производителя в рыночной экономике — право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжениями этими ресурсами и их использованием.

Этапы рационального поведения потребителя:

  • осознание необходимости покупки;
  • поиск информации о товаре или услуге;
  • оценка возможных вариантов покупки;
  • принятие решения.

При принятии решения потребителем, работником, семьянином, гражданином в расчёт принимается, прежде всего, его доход. Доход может быть выражен в денежных единицах, а может в объёме благ, которые можно на него приобрести. Исходя из этого, можно выделить виды дохода:

  • номинальный доход — доход, исчисленный в чисто денежном выражении, без учёта покупательной способности денег, уровня цен, инфляции;
  • реальный доход — количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. При инфляции падает покупательская способность денег, поэтому уменьшается реальных доход. И пусть человек получает ту же сумму дохода, только на неё в условиях инфляции можно приобрести всё меньше и меньше товаров номинальный доход не изменяется, а реальный уменьшается.

Виды потребительских расходов:

  • обязательные, минимально необходимые расходы, без которых невозможно обойтись (питание, одежда, транспорт, коммунальные услуги);
  • произвольные (туризм, книги, картины, машины).

Структура доходов и расходов в странах с разной степенью развития различается. В отсталых странах основная часть дохода семьи идёт на обязательные расходы, при этом может даже не хватать доходов на покрытие таких расходов в полной мере. В развитых странах значительную часть расходов составляют произвольные. На основе анализа доходов и расходов экономисты вычисляют уровень жизни.

Читайте также:  Способ образования степеней сравнения наречий

Уровень жизни — это уровень благосостояния населения, степень удовлетворения основных жизненных потребностей людей. Для характеристики уровня жизни используются многообразные показатели: потребление на душу населения, реальные доходы населения, обеспеченность жильём, показатели развития образования, здравоохранения, социального обеспечения. 3

Качество жизни — включает в себя помимо уровня жизни условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др. 4

Цель производителя в рыночной экономике — получение большей прибыли при наименьших затратах. Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства? Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны? Как увеличить объем выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах? Показателем эффективности использования ресурсов является производительность:

  • объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат;
  • объем благ, которые удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного периода.

Пути увеличения производительности:

  • расширение объемов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь — количественное изменение ресурсов: увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников);
  • увеличение эффективности их использования (интенсивный путь — улучшение качественных характеристик ресурсов, улучшение их продуктивности или производительности).

Производительность труда — результативность труда, измеряемая количеством продукции, произведенной в единицу времени.

Факторы (способы) роста производительности труда:

  • разделение труда, или специализация;
  • использование новой техники или технологии;
  • уровень образования и профессиональной подготовки работников;
  • эффективность управленческих решений.

Бизнес — экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды, направленная на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами.

Предпринимательство — инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.

Виды предпринимательства:

  • производственное предпринимательство (производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей);
  • коммерческое предпринимательство (состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции);
  • финансовое предпринимательство (разновидность коммерческого предпринимательства);
  • посредническое предпринимательство (проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны);
  • страховое предпринимательство (особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая).

Формы предпринимательства

По признаку объектов предпринимательства

  • Малый бизнес (до 50 человек):

Франчайзинг — система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной форме.

Венчурная фирма — коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях.

  • Средний бизнес (до 500 человек) — непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя.
  • Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) — отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию. 5
Читайте также:  Админ администратор способ образования

По типу фирм

  • полные товарищества — организации, имеющие складочный капитал, разделенный на доли, представляющие собой договорные объединения предпринимателей, несущих ответственность по обязательствам товарищества принадлежащим им имуществом, и предполагающие их личное участие в делах товарищества;
  • товарищества на вере (или коммандитные товарищества) — товарищества, состоящие из двух категорий участников: полных товарищей, солидарно несущих полную ответственность по обязательствам товарищества, и вкладчиков (коммандитистов), несущих лишь риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности товарищества;
  • общества с ограниченной ответственностью — организации, имеющие уставный капитал, разделенный на доли, представляющие собой объединения капиталов и не предполагающие личного участия членов общества в его делах. Участники общества не отвечают по его обязательствам;
  • акционерные общества (публичные и непубличные) — хозяйственные общества, образованные одним или несколькими лицами, не отвечающими по обязательствам общества, но несущие риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Уставный капитал акционерного общества разделен на доли, права участников на которые устанавливаются в соответствии с приобретенными акциями;
  • помимо названных коммерческие организации могут быть созданы в форме производственного кооператива — объединения лиц (не менее пяти) для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, имущество которого складывается из паев членов кооператива;
  • унитарные предприятия — особые коммерческие организации. 6

Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность:

  • свобода предпринимательской деятельности;
  • инициативная и самостоятельная деятельность;
  • получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;
  • юридическое равенство различных форм собственности;
  • законность в предпринимательской деятельности;
  • свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
  • государственное регулирование (прямое — регистрация и лицензирование предприятий, сертификация продукции; косвенное — льготные кредиты, льготы по налогообложению).

Функции предпринимательства:

  • ресурсная (соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое);
  • организационная (использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода);
  • творческая (использование новаторства в деятельности). 7

Источник

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

Содержание:

Экономическое поведение – тип поведения индивида в экономических реалиях. Если выгода превосходит затраты, то действие называется рациональным.

Типы рационального поведения

  1. Личные интересы составляют основу рационального поведения.
  2. Определение задач диктуются рациональным поведением.

Главный постулат рациональностиполучение прибыли при минимальных усилиях.

Рациональность можно разделить на:

Полная – комплекс информации, доступный человеку, будет задействован для получения прибыли.
Ограниченная – совокупность неполных сведений представляет некие препятствия, в ходе не владения всей информацией человек не достигнет максимальной выгоды.
Органическая – формальные и неформальные своды ограничивают рациональность выбора.

Потребитель – человек или круг лиц, приобретающих продукт и использующий услуги для удовлетворения нужд, не приносящих доход. Потребитель представлен индивидом, фирмой, организацией, государством. Потребление – использование товаров для личных целей.

Виды потребления

  • Производственное – применение сырья в ходе изготовительного процесса.
  • Непроизводственное – использование произведённого продукта для удовлетворения нужд общества.
Читайте также:  Консервирование шкурок пресносухим способом

Цель потребителя – достижение максимальной пользы в ходе использования товара или услуги. Ограничениями достижения цели представлены: бюджет, ценовая категория, разнообразие предлагаемых товаров.

Рациональное поведение потребителя – обдуманное поведение индивида, представленное сопоставлением товара и издержками.

Суверенитет потребителя – владелец ресурсов единолично принимает решения об использовании собственности.

Этапы рационального поведения

  1. Сопоставление товара и пользы, приносящей им;
  2. Осмысление известных сведений о продукте или поиск новых;
  3. Оценка приобретения;
  4. Решение о покупке или не покупке товара.

Доход потребителя – финансовая прибыль, которую получает индивид за определённое время для удовлетворения базовых потребностей. Номинальный доход – финансовая прибыль в чистом виде без учёта инфляций и ценовой категории на рынке.

Источники денежного дохода потребителя

  • Вознаграждение за производственный труд – заработная плата;
  • Бюджетные выплаты (пенсии, субсидии, стипендии);
  • Денежная прибыль за предпринимательство;
  • Доход от имущества или ценных бумаг.

Реальный доход – объём приобретённой продукции или услуг за денежный доход.

Виды потребительских расходов

  1. Минимальные или же базовые расходы — средства личной гигиены, одежда, продукты питания, затраты на транспортные средства и т.д.
  2. Произвольные – мебель, техника, учебники, велосипед и т.д.

Уровень жизни – индексы удовлетворённости жизнедеятельности населения.

Индекс развития человеческого потенциала – оценивание экономического состояния и возможностей страны. Во время подсчёта статистики во внимания берутся показатели продолжительности жизни, образованности населения и т.д.

Качество жизни определяется уровнем государственной безопасности, образованности, культурного развития, экономической осведомлённости.

Рациональное поведение производителя

Цель производителя в рыночной экономике – максимальный доход при минимальных усилиях. Производитель должен определится какими методами ограничивать ресурсы и добиваться высоких показателей, как увеличить количество выпускаемого продукта при минимальных затратах ресурсов. Производительность – показатель, отражающий низкий или высокий уровень эффективности при создании итогового продукта.

Производительность можно увеличить посредствам: улучшение путей пользования экономическими ресурсами, улучшение эффективности пользования ресурсов.

Производительность труда – результат изготовительного процесса, измеряемый в единице продукта за назначенный временной промежуток.

Факторы роста производительности: разделение по трудовой деятельности, внедрение новых технологий, улучшение квалификации работников, эффективные методы управления.

Бизнес – трудовая деятельность, направленная на постоянное получение прибыли.

Предпринимательство – осознанная трудовая деятельность индивида, происходящая от собственного имени, направленная на увеличение финансового состояния при продаже готового товара или оказания услуг.

Виды предпринимательства

Формы предпринимательства

  1. По объектам:
    • Малый бизнес — включает в себя до 50 человек, используемых на производстве.
    • Средний бизнес – включает в себя до 500 человек, используемых на производстве.
    • Крупный бизнес – включает в себя 1000-2000 тысяч человек, используемых на производстве.

  2. Тип фирмы:
    • Индивидуальное предпринимательство — предпринимательство, которым единолично владеет индивид.
    • Партнёрство – совместное владение бизнесом двух человек.
    • Кооператив – совестное ведение бизнеса с 3-мя и более людьми.
    • Корпорация – совокупность индивидов, ведущих совместную предпринимательскую деятельность.

Предпринимательство заключает в себе следующие функции:

Источник

Оцените статью
Разные способы