- 2.16 Рациональное экономическое поведение
- Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
- Содержание:
- Типы рационального поведения
- Виды потребления
- Этапы рационального поведения
- Источники денежного дохода потребителя
- Виды потребительских расходов
- Рациональное поведение производителя
- Формы предпринимательства
2.16 Рациональное экономическое поведение
Экономическое поведение — образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности.
Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем выступает каждый из нас, фирма, организация и государство в целом.
Потребление — использование, употребление, применение продукции, вещей, благ, товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей. 1
Цель потребителя — извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.
Ограничения на пути достижения цели потребителя:
- семейный (потребительский) бюджет — баланс денежных доходов и расходов семьи;
- цены на товары и услуги;
- ассортимент предлагаемых товаров и услуг. 2
Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. К примеру, если гражданин затратил немало денег в ресторане при невысоких доходах и теперь испытывает затруднения в приобретении жизненно важных продуктов, то это будет нерациональным поведением. Наоборот, если человек контролирует свои расходы и соотносит их с доходами — это будет примером рационального поведения.
В странах с командной экономикой действия потребителя регламентируются. В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения — т.н. суверенитетом потребителя.
Суверенитет потребителя и производителя в рыночной экономике — право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжениями этими ресурсами и их использованием.
Этапы рационального поведения потребителя:
- осознание необходимости покупки;
- поиск информации о товаре или услуге;
- оценка возможных вариантов покупки;
- принятие решения.
При принятии решения потребителем, работником, семьянином, гражданином в расчёт принимается, прежде всего, его доход. Доход может быть выражен в денежных единицах, а может в объёме благ, которые можно на него приобрести. Исходя из этого, можно выделить виды дохода:
- номинальный доход — доход, исчисленный в чисто денежном выражении, без учёта покупательной способности денег, уровня цен, инфляции;
- реальный доход — количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. При инфляции падает покупательская способность денег, поэтому уменьшается реальных доход. И пусть человек получает ту же сумму дохода, только на неё в условиях инфляции можно приобрести всё меньше и меньше товаров номинальный доход не изменяется, а реальный уменьшается.
Виды потребительских расходов:
- обязательные, минимально необходимые расходы, без которых невозможно обойтись (питание, одежда, транспорт, коммунальные услуги);
- произвольные (туризм, книги, картины, машины).
Структура доходов и расходов в странах с разной степенью развития различается. В отсталых странах основная часть дохода семьи идёт на обязательные расходы, при этом может даже не хватать доходов на покрытие таких расходов в полной мере. В развитых странах значительную часть расходов составляют произвольные. На основе анализа доходов и расходов экономисты вычисляют уровень жизни.
Уровень жизни — это уровень благосостояния населения, степень удовлетворения основных жизненных потребностей людей. Для характеристики уровня жизни используются многообразные показатели: потребление на душу населения, реальные доходы населения, обеспеченность жильём, показатели развития образования, здравоохранения, социального обеспечения. 3
Качество жизни — включает в себя помимо уровня жизни условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др. 4
Цель производителя в рыночной экономике — получение большей прибыли при наименьших затратах. Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства? Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны? Как увеличить объем выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах? Показателем эффективности использования ресурсов является производительность:
- объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат;
- объем благ, которые удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного периода.
Пути увеличения производительности:
- расширение объемов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь — количественное изменение ресурсов: увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников);
- увеличение эффективности их использования (интенсивный путь — улучшение качественных характеристик ресурсов, улучшение их продуктивности или производительности).
Производительность труда — результативность труда, измеряемая количеством продукции, произведенной в единицу времени.
Факторы (способы) роста производительности труда:
- разделение труда, или специализация;
- использование новой техники или технологии;
- уровень образования и профессиональной подготовки работников;
- эффективность управленческих решений.
Бизнес — экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды, направленная на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами.
Предпринимательство — инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.
Виды предпринимательства:
- производственное предпринимательство (производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей);
- коммерческое предпринимательство (состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции);
- финансовое предпринимательство (разновидность коммерческого предпринимательства);
- посредническое предпринимательство (проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны);
- страховое предпринимательство (особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая).
Формы предпринимательства
По признаку объектов предпринимательства
- Малый бизнес (до 50 человек):
Франчайзинг — система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной форме.
Венчурная фирма — коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях.
- Средний бизнес (до 500 человек) — непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя.
- Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) — отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию. 5
По типу фирм
- полные товарищества — организации, имеющие складочный капитал, разделенный на доли, представляющие собой договорные объединения предпринимателей, несущих ответственность по обязательствам товарищества принадлежащим им имуществом, и предполагающие их личное участие в делах товарищества;
- товарищества на вере (или коммандитные товарищества) — товарищества, состоящие из двух категорий участников: полных товарищей, солидарно несущих полную ответственность по обязательствам товарищества, и вкладчиков (коммандитистов), несущих лишь риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности товарищества;
- общества с ограниченной ответственностью — организации, имеющие уставный капитал, разделенный на доли, представляющие собой объединения капиталов и не предполагающие личного участия членов общества в его делах. Участники общества не отвечают по его обязательствам;
- акционерные общества (публичные и непубличные) — хозяйственные общества, образованные одним или несколькими лицами, не отвечающими по обязательствам общества, но несущие риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Уставный капитал акционерного общества разделен на доли, права участников на которые устанавливаются в соответствии с приобретенными акциями;
- помимо названных коммерческие организации могут быть созданы в форме производственного кооператива — объединения лиц (не менее пяти) для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, имущество которого складывается из паев членов кооператива;
- унитарные предприятия — особые коммерческие организации. 6
Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность:
- свобода предпринимательской деятельности;
- инициативная и самостоятельная деятельность;
- получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;
- юридическое равенство различных форм собственности;
- законность в предпринимательской деятельности;
- свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
- государственное регулирование (прямое — регистрация и лицензирование предприятий, сертификация продукции; косвенное — льготные кредиты, льготы по налогообложению).
Функции предпринимательства:
- ресурсная (соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое);
- организационная (использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода);
- творческая (использование новаторства в деятельности). 7
Источник
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Содержание:
Экономическое поведение – тип поведения индивида в экономических реалиях. Если выгода превосходит затраты, то действие называется рациональным.
Типы рационального поведения
- Личные интересы составляют основу рационального поведения.
- Определение задач диктуются рациональным поведением.
Главный постулат рациональности – получение прибыли при минимальных усилиях.
Рациональность можно разделить на:
Полная | – комплекс информации, доступный человеку, будет задействован для получения прибыли. |
Ограниченная | – совокупность неполных сведений представляет некие препятствия, в ходе не владения всей информацией человек не достигнет максимальной выгоды. |
Органическая | – формальные и неформальные своды ограничивают рациональность выбора. |
Потребитель – человек или круг лиц, приобретающих продукт и использующий услуги для удовлетворения нужд, не приносящих доход. Потребитель представлен индивидом, фирмой, организацией, государством. Потребление – использование товаров для личных целей.
Виды потребления
- Производственное – применение сырья в ходе изготовительного процесса.
- Непроизводственное – использование произведённого продукта для удовлетворения нужд общества.
Цель потребителя – достижение максимальной пользы в ходе использования товара или услуги. Ограничениями достижения цели представлены: бюджет, ценовая категория, разнообразие предлагаемых товаров.
Рациональное поведение потребителя – обдуманное поведение индивида, представленное сопоставлением товара и издержками.
Суверенитет потребителя – владелец ресурсов единолично принимает решения об использовании собственности.
Этапы рационального поведения
- Сопоставление товара и пользы, приносящей им;
- Осмысление известных сведений о продукте или поиск новых;
- Оценка приобретения;
- Решение о покупке или не покупке товара.
Доход потребителя – финансовая прибыль, которую получает индивид за определённое время для удовлетворения базовых потребностей. Номинальный доход – финансовая прибыль в чистом виде без учёта инфляций и ценовой категории на рынке.
Источники денежного дохода потребителя
- Вознаграждение за производственный труд – заработная плата;
- Бюджетные выплаты (пенсии, субсидии, стипендии);
- Денежная прибыль за предпринимательство;
- Доход от имущества или ценных бумаг.
Реальный доход – объём приобретённой продукции или услуг за денежный доход.
Виды потребительских расходов
- Минимальные или же базовые расходы — средства личной гигиены, одежда, продукты питания, затраты на транспортные средства и т.д.
- Произвольные – мебель, техника, учебники, велосипед и т.д.
Уровень жизни – индексы удовлетворённости жизнедеятельности населения.
Индекс развития человеческого потенциала – оценивание экономического состояния и возможностей страны. Во время подсчёта статистики во внимания берутся показатели продолжительности жизни, образованности населения и т.д.
Качество жизни определяется уровнем государственной безопасности, образованности, культурного развития, экономической осведомлённости.
Рациональное поведение производителя
Цель производителя в рыночной экономике – максимальный доход при минимальных усилиях. Производитель должен определится какими методами ограничивать ресурсы и добиваться высоких показателей, как увеличить количество выпускаемого продукта при минимальных затратах ресурсов. Производительность – показатель, отражающий низкий или высокий уровень эффективности при создании итогового продукта.
Производительность можно увеличить посредствам: улучшение путей пользования экономическими ресурсами, улучшение эффективности пользования ресурсов.
Производительность труда – результат изготовительного процесса, измеряемый в единице продукта за назначенный временной промежуток.
Факторы роста производительности: разделение по трудовой деятельности, внедрение новых технологий, улучшение квалификации работников, эффективные методы управления.
Бизнес – трудовая деятельность, направленная на постоянное получение прибыли.
Предпринимательство – осознанная трудовая деятельность индивида, происходящая от собственного имени, направленная на увеличение финансового состояния при продаже готового товара или оказания услуг.
Виды предпринимательства
Формы предпринимательства
- По объектам:
- Малый бизнес — включает в себя до 50 человек, используемых на производстве.
- Средний бизнес – включает в себя до 500 человек, используемых на производстве.
- Крупный бизнес – включает в себя 1000-2000 тысяч человек, используемых на производстве.
- Тип фирмы:
- Индивидуальное предпринимательство — предпринимательство, которым единолично владеет индивид.
- Партнёрство – совместное владение бизнесом двух человек.
- Кооператив – совестное ведение бизнеса с 3-мя и более людьми.
- Корпорация – совокупность индивидов, ведущих совместную предпринимательскую деятельность.
Предпринимательство заключает в себе следующие функции:
Источник