Способы рационального использования почв

Экология СПРАВОЧНИК

Информация

рациональное использование почв

Почва — место поселения человека и средство производства пищи. Между жизнедеятельностью человека и почвой существует множественные как прямые, так и посредственные связи. При рациональном использовании почва постоянно воспроизводит свое плодородие и может бесконечно долго поддерживать жизнь растений, животных и человека. Значительная роль ей отводится и в водном балансе.[ . ]

Для рационального использования почв на разных уровнях руководства сельским хозяйством, кроме крупномасштабных, почвенных карт, применяют карты других масштабов, различающиеся методикой составления, содержанием и целевым назначением.[ . ]

Проблема рационального использования почв неразрывно связана с другой не менее актуальной проблемой — их охраны. Охрана почв как часть еще более широкой проблемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов приобрела особую остроту во второй половине XX в. по следующим причинам.[ . ]

Вся система рационального использования почв горных территорий и прежде всего пахотных и сенокосно-пастбищных угодий должна опираться на материалы почвенных и почвенно-геоботанических обследований (почвенные карты, картограммы эродированных почв, геоботанические карты состояния травостоя и др.).[ . ]

Почвоведение — наука о почвах, их образовании (генезисе), строении, составе и свойствах; о закономерностях их географического распространения; о процессах взаимосвязи свне-шней средой, определяющих формирование и развитие главнейшего свойства почв — плодородия; о путях рационального использования почв в сельском и народном хозяйстве и об изменении почвенного покрова в агрикультурных условиях.[ . ]

На лесных несмытых и елабосмытых почвах хорошо растет большинство пород и сортов семечковых и косточковых. Однако с точки зрения рационального использования почв на таких участках лучше размещать осенние и зимние сорта яблони и груши, сливу, на лесных смытых почвах — вишню и черешню.[ . ]

Широкое распространение песков и почв легкого механического состава в сочетании с резко засушливым климатом способствует быстрому развитию ветровой эрозии в условиях неумеренной эксплуатации пастбищ. Поэтому важнейшая задача рационального использования почв пустынной зоны — предотвращение дефляции, борьба с ней и повышение продуктивности пастбищных угодий.[ . ]

Комплекс стандартов в области охраны и рационального использования почв (номер комплекса «4» — почвы): ГОСТ 17.4.1.02—83 — ГОСТ 17.4.4.02—84.[ . ]

Из сказанного следует, что при выборе практического использования почв основой являются исходные генетические их показатели. Важнейшее значение генетической классификации заключается в решении практических задач рационального использования почв. В то же время от агронома требуется знание конкретных свойств почвы, показателей ее состава в формировании эффективного плодородия. Только тогда он сможет правильно использовать показатели генетической диагностики почв.[ . ]

Поэтому в условиях интенсивного земледелия важнейшей задачей рационального использования почв является обеспечение устойчивого высокого уровня почвенного плодородия, а при низком уровне — расширенное его воспроизводство, т. е. одновременный рост эффективного и потенциального плодородия.[ . ]

Вьмснение основных факторов эрозии позволило разработать для охраны почв комплекс мероприятий. Применение этих мероприятий основывается на сочетании рационального использования почв и организации их защиты. Противоэрозион-ные мероприятия преследуют цель ослабления и регулирования поверхностного стока, задержания талых снеговых и ливневых дождевых вод. Для борьбы с оврагами широко используются инженерно-технические мероприятия; вдоль оврагов и балок создаются лесные полосы.[ . ]

Особое внимание обращают на правильность агропроизводст-венной группировки почв и обоснованность рекомендаций по рациональному использованию почв и повышению их плодородия.[ . ]

Цель курсовой работы — систематизировать и закрепить знания студентов по курсам «География почв» и «Составление и использование почвенных карт»;,научить студентов самостоятельно обобщать и анализировать материалы полевых и лабораторных исследований почв; применить теоретические знания на практике при решении вопросов рационального использования почв на основе крупномасштабных почвенных исследований..[ . ]

С. э. регулируют отношения в сфере организационно-методических проблем охраны природы и улучшения использования природных ресурсов, охраны и рационального использования вод, защиты атмосферы, охраны и рационального использования почв, улучшения использования земель, охраны флоры, фауны, охраны и преобразования ландшафтов, рационального использования и охраны недр.[ . ]

Особый интерес для социальной экологии представляют разделы, посвященные истории изучения почвенного покрова и пойменных почв, а также вопросы рационального использования почв в сельском хозяйстве. Научные труды Б.П. Ахтыр-цева ценны тем, что они имеют научный и практический интерес для работников агропромышленного комплекса и тех, кто занимается проблемами экологии. Весьма важно, что автор в итоге исследования делает научные выводы и конкретные предложения.[ . ]

Основными направлениями работ по стандартизации в области охраны окружающей природной среды являются: охрана вод, защита атмосферы, охрана и рациональное использование почв, земель, флоры (лесов) и ландшафтов. Все стандарты объединены индексом 17, содержащим в настоящее время около 70 ГОСТов.[ . ]

Мелиорации должны обеспечивать получение высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур, повышение продуктивности лесных культур, рациональное использование почв и защиту их от эрозии, оптимизацию сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, качественное изменение условий труда.[ . ]

Читайте также:  Обоснование способа определения поставщика для плана графика

В целом за последние годы состояние земель России, находящихся в сфере хозяйственной деятельности, ухудшалось. Продолжающееся нерациональное природопользование, в том числе сельскохозяйственное, при существенном сокращении мероприятий по охране и рациональному использованию почв и земельных ресурсов еще более усугубили процесс деградации земель.[ . ]

Различные сельскохозяйственные растения предъявляют неодинаковые требования к почвенному плодородию — уровню питания, наличию влаги, почвенной реакции и т. д. В связи с этим различные культуры в разной мере снижают свою продуктивность в зависимости от отклонения того или иного показателя почв от его оптимального уровня. Поэтому при земледельческом использовании почв для обеспечения наивысшей продуктивности растений и наиболее рационального использования почв необходимо знать требования конкретных культур (или их групп) к почвенным условиям.[ . ]

Экологические стандарты в общесоюзной системе стандартизации выделены в специальную группу, имеющую порядковый номер «17». Экологические стандарты подразделяются на комплексы. Организационно-методические ГОСТы образуют нулевой комплекс, например ГОСТ 17.0.0.01 и др. Остальные комплексы стандартов формируются по природно-ресурсному принципу. ГОСТы в области охраны и рационального использования вод образуют комплекс «1», например ГОСТ 17.1.1.01—77 «Основные термины и определения», ГОСТ 17.1.3.07—82 «Правила контроля качества воды водоемов и водостоков» и т. д. ГОСТы, регламентирующие охрану атмосферы, объединены во второй комплекс, например ГОСТ 17.2.3.01—77 «Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» и др. Стандарты, определяющие требования по охране и рациональному использованию почв, сведены в четвертый комплекс, по использованию земель — в пятый комплекс, по охране флоры — в шестой комплекс природоохранительных ГОСТов. Принятие новых ГОСТов способствует дальнейшему упорядочению дела охраны природы.[ . ]

В связи с тем что результаты крупномасштабных почвенных исследований, используемые в организации, планировании и правильном ведении сельскохозяйственного производства, являются первичным материалом для Государственного землеустройства, Государственного учета и оценки земель, составления сводных почвенных карт районов, областей, краев и республик, к ним предъявляют высокие требования. Крупномасштабные почвенные карты и сопровождающие их материалы должны содержать сведения о качестве распространенных в хозяйстве почв, их расположении на территории, а также рекомендации по рациональному использованию почв.[ . ]

В соответствии с Законом Российской Федерации «О стандартизации» ежегодно компетентными органами, занимающимися стандартизацией, составляется программа по разработке новых и пересмотру действующих стандартов (ГОСТ) в области охраны природы качества окружающей среды, деятельности предприятий, организаций, учреждений и поведения граждан, соответствующей терминологии и нормативно-правовых актов, регулирующих охрану природы. Эта программа состоит из комплекса стандартов в области защиты атмосферы («Атмосфера»), охраны и рационального использования вод («Гидросфера»), рационального использования биологических ресурсов («Биологические ресурсы»), охраны и рационального использования почв («Почвы»), улучшения использования земель («Земли»), охраны флоры («Флора») и фауны («Фауна»), охраны и преобразования ландшафтов («Ландшафты»), рационального использования и охраны недр («Недра»), утилизации промышленных и бытовых отходов («Отходы») и др.[ . ]

Источник

Технологическая карта на тему «Рациональное использование и охрана почв»

География 8 класс

Рациональное использование и охрана почв

Познакомить учащихся с различными системами земледелия. Раскрыть понятия: «рациональное использование почв», «нерациональное использование почв», «мелиорация». Выявить особенности изображения почвенных характеристик на географических картах.

Изучить закономерности использования почв человеком; способствовать формированию знаний о механическом составе почв, о причинах разрушения почв и путях повышения плодородия почв.

Воспитать у детей чувство бережного отношения к национальному богатству, способствовать формированию у учащихся представлений о рациональном использовании земельных ресурсов

Развить мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.

Учебник по географии 8 класс А.И.Алексеев,В.А.Низовцев,Э.В.Ким.

Презентация к уроку.

Россия.Природа и население.А.И.Алексеев,В.А.Низовцев,Э.В.Ким 8 класс

Тип и вид урока:

Открытие новых знаний.Практикум

Приветствует учеников; проверяет готовность к уроку;

организует внимание класса к работе; создает положительный

настрой у учащихся; отмечает отсутствующих

Приветствуют учителя; проверяют собственную готовность к уроку;

эмоционально настраиваются на

Актуализация опорных знаний

1.Что такое почва?

2.Какое у почвы главное свойство?

3.Назовите механический состав почв.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникатив ные (умение слушать и вступать в диалог) Познавательны е (структурирова ние полученных ранее знаний) Личностные (умение выражать свои мысли, строить высказывание)

Предлагает взглянуть на слайт 1 и спрашивает,что по их мнению на нем изображено.

Предлагает сформулировать тему и цель урока.

Смотрят на слайд.

Формулируют тему и цель урока.

Коммуникатив ные (умение вести диалог с учителем) Познавательны е (определять цель учебной деятельности) Регулятивные (планировать свою деятельность на уроке)

Открытие новых знаний

Предлагает разделиться на пары.

Каждой паре дает лист с заданиями на урок и дает инструкции по их выполнению.(приложение 1)

Делятся на пары.

Слушают инструкции учителя и приступают к выполнению.

Коммуникативные (умение внимательно слушать и задавать грамотно структурирован ные вопросы) Познавательные (умение структурироват ь найденную информацию в нужной форме) Регулятивные

Дает самостоятельную работу (слайд 2 )

1.Что такое бэдленд?

2.Назовите основные виды хозяйственной мелиорации.

3.Что такое дренаж?

4.Чт такое мелиорация земель?

Выполняют самостоятельную работу.

(ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат) Познавательные

(умение сконструировать ь и применить полученные

Читайте также:  Методам саморегуляции способам релаксации

(ученик осознает то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения)

Изучить §20.(слайд 3)

Подготовка к контрольной работе.

Предлагает ответить на вопросы рефлексии (слайд3)

Записывают домашнее задание

Подводят итоги своей учебной деятельности.

(умение ребёнка рефлексировать) Коммуникативные (умение выражать свои мысли, строить высказывание) Личностные

(ребенок умеет адекватно оценивать трудности)

Задания для пар

Используя текст параграфа, ответьте письменно на вопросы

1. Какие основные виды сельскохозяйственных мелиораций характерны для таких районов России, как Московская область, юг Европейской России?

2. Оцените каждую систему земледелия с точки зрения рационального использования земель.

Дополните пропуски в тексте

Работы, направленные на _________свойств земель, на повышение их производительности, называются________. ________земель — одно из важнейших средств в охране почв и в борьбе за урожай. Нужно знать, что улучшать свойства земель можно не только для целей сельского хозяйства, но и для _______хозяйства, осушая, например, заболоченные леса.

Вы уже знаете, что_______ процессы играют важнейшую роль в формировании облика Земли. ______не только формирует внешний облик нашей планеты, но и причиняет большой вред сельскому хозяйству. Эрозия почв — одно из самых страшных зол для земледелия. Смыв и выдувание почвы, засыпание и выдувание посевов приводят к потере от 20 до 50% всего урожая. Образование ______ и ______ затрудняет обработку земель и снижает производительность сельскохозяйственной техники.

Источник

Почвенные ресурсы России. Рациональное использование и охрана почв

Урок 24. География 8 класс (ФГОС)

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Почвенные ресурсы России. Рациональное использование и охрана почв»

Почва — это компонент географической оболочки, который является результатом взаимодействия и взаимопроникновения всех её сфер.

Это ценный природный ресурс, главный источник получения продуктов питания и некоторых видов промышленного сырья. В сельском хозяйстве почвы являются основным средством производства. Однако для этой сферы хозяйственной деятельности очень важно качество почв, их плодородие. Поэтому в сельском хозяйстве используются далеко не все земли.

Распространение земледелия зависит от природных условий. В тундровой зоне оно практически невозможно, в зоне хвойных лесов – лишь очаговое. С продвижением на юг роль земледелия в хозяйственной деятельности возрастает и увеличивается распаханность почв. Однако в сухих степях и полупустынях его значение вновь сильно уменьшается.

В России на долю сельскохозяйственных земель приходится всего 13% территории, в том числе из них на пашню – 8%. 45% земельного фонда составляют леса. Они, во-первых, удовлетворяют потребности страны в древесине, а во-вторых, выполняют и другие важные функции: поставляют кислород в атмосферу, очищают воздух, защищают почвы от эрозии и сельскохозяйственные поля от засухи и суховеев. Кроме того, лес — прекрасное место для отдыха и туризма. В лесу производится заготовка грибов, ягод, лекарственных растений. 6% земельного фонда занимают болота; 4%поверхностные воды; 19%оленьи пастбища; 13%прочие земли. Туда входят земли под жилой (городской и сельской) застройкой, под промышленными сооружениями и инфраструктурными (дороги, каналы, аэропорты), горными выработками (карьеры, шахты, отвалы горных пород) и прочее.

Земельный фонд России

Ценность почвы для человека определяется не только её значением для производства продуктов питания и сырья для промышленности, но и экологической ролью, которую играет почва в жизни биосферы. Через почвенный покров суши идут сложнейшие процессы обмена веществом и энергией между земной корой, атмосферой, гидросферой и всеми живущими в почве организмами.

О значении лесов как водоохранного и почвозащитного факторов Фридрих Энгельс писал: «Людям, которые в Месопотамии, Греции, Малой Азии и в других местах выкорчёвывали леса, чтобы получить таким путём пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало нынешнему запустению этих стран, лишив их вместе с лесами центров скопления и сохранения влаги.»

Почва является средой обитания многих живых организмов. Люди оценивают плодородие почвы со времён появления земледелия. Почва является основой для развития сельского хозяйства, без неё человечество не могло бы нормально жить и развиваться. Ведь 88 % пищи человечество получает в виде урожаев с обработанной земли. Если же учесть и продукты животноводства, за счёт выращивания скота на лугах и пастбищах, то эта цифра возрастёт до 98%.

Для улучшения свойств почвы её обрабатывают и удобряют. Почву переворачивают, разрыхляют, чтобы образовались проходы для воды и воздуха. А также, чтобы запахать сорняки. Там, где почвы переувлажнены, проводят осушение земель. В местах, где в почве не хватает влаги, земли, наоборот, орошают.

С течением времени растения могут забрать из почвы все минеральные соли. Человек повышает плодородие почвы, внося органические и минеральные удобрения на поля.

Воздействие человека на почвенный покров не всегда вызывает благоприятное для самой почвы изменение. Самые серьёзные проблемы связаны с разрушением почвенного покрова.

Читайте также:  Способы органолептической оценки качества продуктов

Вода и ветер постепенно сносят верхний, плодородный слой почвы. Это называется эрозия почвы. Водная эрозия – это разрушение и смыв почвы водными потоками. Текучая вода образует промоины и овраги, вымывает из почвы органические и минеральные вещества. Ветровая эрозия – это выдувание и перенос мельчайших почвенных частиц ветром. Сильные и продолжительные ветры перерастают в пыльные бури, которые за несколько дней могут полностью снести верхний плодородный слой почвы мощностью до 30 см. Почти все пахотные земли подвергаются различному виду эрозий. Поэтому почву необходимо защищать.

Переувлажняемые искусственным орошением в зонах с засушливым климатом почвы засоляются. При строительстве водохранилищ происходит активное заболачивание почв. Серьёзной проблемой является переосушение заболоченных почв: они очень быстро теряют торфяной горизонт и превращаются в развеваемые.

Внесение минеральных удобрений должно способствовать повышению плодородия. Однако избыточное количество минеральных солей не поглощается почвенным комплексом, а уходит с почвенным раствором в грунтовые воды, а затем в реки и озёра. Отравление вод становится причиной гибели рыб, птиц, животных. Часть минеральных удобрений просачивается вниз и попадает в подземные воды, которые использует для питья человек. При изменении водного режима почв происходят изменения в микроклимате, и по цепочке — во всём ландшафте.

Наиболее значительные разрушения почвенного покрова происходят в зонах активного земледелия, приуроченных к сезонно-увлажняемым территориям, — степям, лесостепям, долинам рек. При разрушении задернованной поверхности подстилающие её породы высыхают и развеваются — происходит опустынивание. Главная его причина — уничтожение людьми растительности на нашей планете. Растения — лучшие защитники почвы. Своими корнями они скрепляют её. Кроме того, без растений почва не может образоваться. А без почвы не могут существовать растения.

Необходимо помнить, что все процессы, приведшие к образованию именно этой почвенной разности, обусловлены взаимодействием многих факторов, которые в природном комплексе уравновешены. Изменяя какое-либо одно свойство почвы, мы не только нарушаем это равновесие, но и перестраиваем в значительной мере схему взаимодействия почвенных процессов с компонентами природного комплекса. Под рациональным использованием почвенного покрова подразумевается такое использование почв, которое не только бы не нарушало бы самой почвы, но не вызывало нарушения природных комплексов.

Комплекс мер, направленных на сохранение плодородия почв, называется мелиорацией. Основными видами сельскохозяйственной мелиорации являются: орошение, осушение, борьба с эрозией, химическая мелиорация. Поговорим о борьбе с эрозией. Предотвратить разрушение почв можно с помощью правильной вспашки почвы. Склоны холмов распахивают не вдоль, а поперёк. Вода со склонов не стекает вдоль борозд, а просачивается вниз. Так не допускают смыва почвы с наклонных участков. Борьбе с ветровой эрозией служит фитомелиорация. Для этого на полях высаживают «лесные полосы». Они задерживают ветер и текущие воды. В зимнее время такие посадки задерживают снег. Это сохраняет необходимую влагу. Большую роль играет и водная мелиорация, цель которой — борьба с недостатком или избытком влаги. Видами водной мелиорации являются искусственное орошение полей, осушение болот. Излишнее осушение земель может привести к обмелению рек и озёр, питаемых заболоченными землями, а также и иссушению лесов. Особым видом водной мелиорации является снежная мелиорация, цель которой — создать на полях большой запас снега, который, во-первых, предохранял бы почву от промерзания, а во-вторых, увеличивал бы количество талых вод, создающих запас влаги в почве.

Существует много видов химической мелиорации, которые служат улучшению химических свойств почвы. Они включают рассоление почвы, т.е. удаление из неё солей, мешающих развитию растений и, наоборот, известкование кислой почвы. При химической мелиорации необходимо точно соблюдать нормы и режим внесения удобрений.

Восстановительные — рекультивационные — работы проводятся на территориях, где почвенный покров был нарушен в результате строительства, добычи полезных ископаемых, прокладки трубопроводов и дорог. Эти работы являются очень сложными, так как предусматривают не только восстановление поверхности, но и создание нового плодородного горизонта и формирование растительного покрова.

Все проблемы, связанные с нарушением почвенного покрова, вызываются неграмотной эксплуатацией почв: нарушением правил агротехники, землепользования, интенсивным освоением.

В решении проблемы охраны и повышения плодородия почв важную роль играют разные науки: география, биология, химия и др. Задача географии — изучить и выявить районы, требующие мелиоративных работ, предсказать возможные влияния мелиорации на почвы и другие компоненты природы.

Помимо эксплуатации почв, значительный вред наносят выбросы заводов, фабрик, теплоэлектростанций, выхлопные газы автомобилей постепенно оседают на поверхность почвы. Это намного снижает урожай и загрязняет продукты питания.

Бытовые свалки — ещё один опасный источник загрязнения почв. В загрязнённой нечистотами почве содержаться опасные концентрации вредных веществ и обитают болезнетворные бактерии. Так, возбудитель дизентерии живёт в почве около 45 дней.

Очень важно не допустить загрязнения почвы. Ведь сохранение почв — проблема, волнующая все человечество. Ежегодно в мире 5-7 млн га сельскохозяйственных земель теряется в результате отвода земли под строительство и размыва почвы.

Источник

Оцените статью
Разные способы